Кадр из фильма Музыкальная история. Засл. арт. респ. С. Лемешев в роли
шофера Говоркова
С. Лемешев
Засл. арт. РСФСР

В НОВЫХ РОЛЯХ

Моя работа в кино

Кино для меня искусство новое. Снимаюсь я с огромным увлечением. В опере за 15 лет мне не пришлось ра
ботать над образами советских людей. Таких оперных партий в репертуаре для меня не было. В картине Музыкальная история, я такую роль получил. Это шофер Говорков. Не знаю, удастся ли мне после моих оперных княжичей, герцогов и царей создать образ простого советского человека. По счастливой случайности биография моего героя совпадает с моей личной. Для справок я обращаюсь к своему прошлому.

II

Ф. Раневская

Засл. арт. РСФСР Новая

роль

С большим волнением я приступила к работе над
ролью Розы Скороход — хозяйки меблированных ком
нат в картине Мечта.
М. Ромм первый режиссер, с которым я начала рабо
тать в кино, исполняя роль Люазо в фильме Пышка.
За эти годы я сыграла еще нескольк ролей в кино, но кроме роли Люазо и небольшой роли Иды Гурвич
в фильме Ошибка инженера Кочина, остальные
работы не дали мне полного творческого удовлетворения.
Роль Розы Скороход меня чрезвычайно интересует. Это очень сложный, крайне про
тиворечивый образ чуждого нам человека. С одной сто
роны, Роза Скороход трогательная мать, безумно любящая своего неудачника сы
на, с другой — жестокая, корыстная женщина, не брез
гающая никакими средствами для наживы.
Начав снова работать с тов. Роммом, я уверена, что встречу в коллективе подлинно творческую обстановку.
Засл. арт. респ. Ф. Раневская в роли мадам Скоро
ход и фильме Мечта
Петр Говорков, молодой шофер, обладает хорошим голосом. Он весел, жизнерадостен, любит петь. Поет, как говорится, на ходу: за рулем, в гараже и даже в ванне. Мать ругает его за это.
Помню в детстве поругивала и меня моя мать: «И что ты все поешь. Занимался бы делом, вот певун на мою голову взялся, сроду в нашем семействе певчих не было». И тем не менее моей профессией, как и профессией моего героя, стало пение.
Недавно был отснят эпизод «в ванной». Большая коммунальная квартира, общая ванна — единственное место, где Говорков без опасения быть обруганным матерью или
соседями дает волю своему таланту. Забыв о времени, он моется и во весь голос поет «Вдоль по улице метелица метет». Никонец в дверь яростно стучится сосед: «Опоздаешь на работу».. И действительно Говорков едва успевает повесить номерок на табельную доску.
В дальнейшем Говорков будет петь партию Ленского в самодеятельном спектакле. В этом эпизоде заключается зерно драматургического конфликта комедии.
Говорков любит Клаву Белкину, работающую диспетчером в гараже. Природная застенчивость мешает ему
признаться Клаве в любви. Шофер Тараканов тоже любит Клаву и затевает хитрую интригу против влюбленного Говоркова. Перед началом 5-й картины (сцена дуэли) он якобы от имени Белкиной объявляет Говоркову, что Клава не хочет получать от него больше писем и вообще просит прекратить к ней «некультурное отношение». Это совершенно выводит Говоркова из равновесия.
Говорков на сцене. Кончилось музыкальное вступление к арии, но Ленский-Говорков молчит. В оркестре недоумение, недоумение и за кулисами, и в зрительном зале. Все думают, что артист забыл слова. На перебой подска
зывают, кричат даже из зрительного зала: «Куда, куда....» Но бледный, взволнованный Говорков продолжает молчать, а затем совсем невпопад запевает и убегает со сцены.
Далее следуют кадры, показывающие годы учебы, затем дебют в театре оперы и балета им. Кирова.
В процессе работы я убедился, что искусство кинематографа — труднейшее искусство для актера.
В театре актер, работая над ролью, ведет ее на репетиции в последовательном порядке. В кино, и к этому я с трудом привыкаю, съемка производится не в последовательном развитии сюжета сценария, а по кускам. Так например, у нас уже засняты предпоследние и последние эпизоды фильма, а к началу мы еще не приступали. Труден также для меня и сам процесс съемки, кратковременное воплощение в образ.
Интересная деталь: просматривая уже заснятый материал, я увидел, что плохо и неубедительно получилось там, где, как мне казалось, я «играл хорошо».
Я понял, что игра актера перед аппаратом должна быть совсем иной, нежели у сценической рампы. Вернее совсем не должно быть «игры», кино — это жизнь.