ПРОИЗВОДСТВО ЦЕНТРАЛЬНОЙ И УКРАИНСКОЙ СТУДИЙ

КИНОХРОНИКИ

Режиссеры И. Копалин и И. Посельский. Операторы: Н. Богомолов, А. Ковальчук, В. Ковальчук, С. Ко
ган, А. Казаков, М. Койфман, А. Кричевский, А. Шафран, В. Штатланд. Музыкальное оформление — А. Ройтмана, звукооператор — В. Нестеров, ху
дожник — И. Нижник
Фильм начинается картой. Вот СССР. Заштрихованная Бессарабия. Румыния. Диктор рассказывает о том, как в 1918 году, когда молодая советская страна оборонялась от белогвардейцев и интервентов на бесчисленных фронтах, румынские бояре с благословения империалистов Англии и Франции предательски захватили Бессарабию.
С той поры 22 года Днестр разделял молдавский народ. Два берега — два мира. Как пропасть легла река между двумя мирами.
Течет Днестр...
На левом берегу — счастливая советская Молдавия. Бескрайние поля, переливающиеся тучными хлебами. Села, утопающие в садах. Гигантские виноградники. Радостный труд. Люди веселые, свободные.
Совсем близко чужой берег. Вот она — нищая Бессарабия, разоренная, униженная румынская колония.
Румынская военщина нарыла окопы, протянула колючую проволоку, воздвигла укрепления. Как цепи вгрызались они в живое тело молдавского народа, рвали его на части
Но Бессарабия никогда не была румынской. Она неразрывно связана со всей историей нашего народа.
Безбрежные черноморские просторы. Вечный рокот волн. Берега, хранящие память о славном прошлом. Гре
мели здесь победные походы дружин Киевской Руси на Византию, к Царьграду.
Плавная панорама Аккермана. Это один из стариннейших городов Бессарабии. В битвах за город побеждала чужеземных завоевателей русская отвага и сила.
Голубой Дунай! На его берегах раскинулся город Измаил. Он заснят рельефно, четко, виден весь, как на ла
дони. Здесь, в 1790 году, во время русско-турецкой войны великий полководец Суворов после беспримерного штурма взял крепость Измаил.
Чудесная река! Наш народ воспевал ее в своих песнях всегда любил величественный, прекрасный Дунай. Двад
цать два года над нашим Дунаем развевались румынские флаги, его воды бороздили чужие, румынские пароходы.
Двадцать два года изнывала под тяжким игом родная наша земля, наша Бессарабия.
Перед зрителем проходят страшные документы прошлого. Совсем недавно это прошлое было настоящим. Каждый кадр здесь — сама жизнь, суровая и неприкрытая, запе
чатленная на пленке советскими людьми в первые же часы и дни вступления Красной Армии на землю Бессарабии и Северной Буковины. ^
Жалкие полоски земли... Везде полоски, вся земля в полосках. Убогие села. Курные избы. Чахлые колосья.
Каторжный труд на помещика. Лучшие леса, поля виноградинки — у помещиков и монастырей
Вот высится помещичья усадьба. Строгий сад. Гостиная. Выезды. Монастыри. Жирные, сытые монахи.
И снова, суровый, деревенский пейзаж. Страна нищего голодающего крестьянства.
Промышленность края разорялась, глохла На экране — кадры жалкой полуразвалившейся фабрики. Рабочие гнули спины по 12—14 часов. Но и здесь получить работу было счастьем.
Для нерумынов — процентная норма. Свирепый национальный гнет. Везде грозное предупреждение — «говори