сетки Газета, не ставшая.
трибуной писателя _
	Валерия ГЕРАСИМОВА
	Вели перелистать вышедиие в этом го-

ны: ная вая зо KB oe ww kw Le
	ху номера еженедельной латышской газе-
ты «Литература ун Максла» («Дитерату-
ра и искусство»), если просмотреть заго-
ловки статей, то на первый взгляд может
создаться впечатление благополучия, Газе-
та не оставила без внимания почти ни
одного важного события в жизни реепуб-
лики и всей нашей стравы, старалась
так или иначе откликнуться на все наи-
более значительные явления литературы
и искусства. Успехи экономики и куль-
туры: республики, великие стрейки комму-
низма, показ новаторов промышленности
и сольского хозяйства. воспитание моло-
HX писателей, › положение ‘латышской
критики, качество хуложественного пере-
вода — BOT далеко не полный перечень
тем, которые отражала газета за послед-
нее время.
	Однако, если более внимательно авали-
зпровать материалы газеты, невольно ду-
мается. что слишком бледно и поверхност-
но освещаются вопросы творчества, кото-
рые должны стоять в`центре внимания.

Чтобы показать, как иногда самый хо-
POU зам:левл редакции расходится евы-
полнением, назовем серию сталей, которые
печатаются на страницах «Литература ун
Максла» пол рубрикой: «За полноценный
образ большевика». Один из майских но-
меров газеты открылся редакционной
статьей о проблеме создания образа ком-
муниета в произведениях искусства. Пе-
редовую должна ‘была подкрепить боль-
шая — на три подвала — статья критика
К. Краулиньша: «Образ большевика в ла-
THIMCKOH советской литературе». Автор
ограничилея сухим перечнем всем извест-
ных произведений русской литературы, в
которых действуют коммунисты. Такой
же скороговоркой сказано о латышеках
авторах. Дойля, например, хо известного
романа В. Лациса «Буря», критик снача-
ла перечисляет положительные черты ре-
шительно всех героев-коммунистов, 8 34-
ту пишет*
	«.Правда, эти образы, особенно в за-
ключительной части романа, мало показа-
ны в конкретной деятельностй, автор не
уделил особого внимания многогранной и
организующей работе партии, не раскрыл
все глубокое идейное богатство. индиви-
дуальность, многокрасочность своих обра-
зов. Но главные линии он начертил ясно
и определенно, большевистская основа ха-
рактера героев дана убедительно, и ‘очи
останутся в латышской литературе, ‘как
монументальные изваяния, барельефы, ко-
торые будут вещать поколениям о вели-
кой любви латышских коммунистов к ро-
дине, о непреклонном пафосе борьбы, и
преданности большевистской партии...» °
	Вакая противоречивая оценка! С одной
стороны, «не раскрыл вое глубокое идей-
ное богатство, индивидуальность,  много-
красочность» положительных героев, ©
другой стороны, безликие герои эти оста-
‘нутея в литературе, как «монументаль-
ные изваяния, барельефы» (!).
	Статья А. Краулиньша вызвала отклй-
	и. Коятик 9. Сокол в ввоей статье «Не-
	разработанная литературой тема» делает
попытку, правда, везьма робкую, расска-
зать о конкретных жизненных явлениях
и героях, настойчиво требующих вопло-
щения в худотественные образы. Он на-
поминает, в частности, о передовом опы-
те знатных  стекловаров республики,
лауреатов Сталинской премии 9. Зуймача
и Н. Чередниченко. Но 96 этом говорится
кратко, мимоходом, большую же часть
статьи и здесь занял перечень писатель-
ских имен и названий произведений.
	задача критика не только назвать то
или иное явление, но и объяснить. его,

разобрать глубоко и всесторонне,  обра-
THTh внимание писателя на его ошиб-

ки, недостатки. В этом емыеле лишь
статья В. Калпиньша «Две заметки» ва-
ставит и читателя и писателя задуматься.
	Начав печатать ряд материалов под
рубрикой «За полноценный образ боль-
шевика», редакция не сумела вызвать
писательские отклики на эту тему. А вель
писатели могли бы высказать интересные
соображения, рассказать о своих удачах
или ошибках в создании образа главного
героя нашей литературы.
	газета, не сумевшая в0-время BCHDEITE
корни неудачи елабой пьесы, теперь ис-
правит ошибку? Может быть, ова поин-
тересуетея хотя бы тем, почему после
своей неудачи зедущий драматург реснуб-
лики не пишет для театра? В кратком
обзоре, данном газетой, нет ничего, кро-
ме перечня пьес и общих слов, хотя под-
писана статья знакомой фамилией кри-
тика А. Янеона. .
	В обзоре латышской прозы 1950 года
В. Балниньш разбирает три книги рас-
сказов 2; Грива, А; Талциеа, И. Муйж-
ниека и повесть «Марта» А. Броделе
(последнее произведение, кстати сказать,
бызо опубликовано еще в 1949 голу). Кри-
тик упрекает писателей в том, что они
«уныло пережевывают» старые темы, ло
сих пор публикуют рассказы, . написан-
ные много лет назад, старательно избе-
тают важнейших тем современноста, Ука-
зывает он и на небрежности стиля и язы-
Ka aBTopos.
	Во если можно признать известную
правомочность выводов критика в OTHO-
шении указанных авторов, то удивляет,
как мог он прайти мимо книги paccha30B
9. Вилкса «Люди одной правды», в ко-
торой автор сумел по-своему, ярко и тем-
пераментно показать сегодняшнюю’ моло-
дежь Латвии, как можно было не сказать
нн слова о новой повести А. Янсона и
других прозаических произведениях, вы-
шедших в прошлом году. Не полон пере-
чень книг, разобранных в статье, пе’ пол-
ны я выводы критика!
	Недавнее выступление газеты «Правда»,
направленное против идеологических из-
вращений в литературе, всколыхнуло вею
литературную общественность. страны.
Элементы национальной  ограниченвости,
	вневременности есть и в некоторых произ-
ведениях латышских поэтов, воспевающих
сосны и дюны янтарного взморья, синие
реки, лаже шоссейную пыль и не видя-
щих тех огромных преобразований, кото-
рые произошли за годы советской власти
в жизни республики.
	Rak откликнулась на’ выступления
центральной прессы газета? Церепечатав
статью «Правды» и дав свою переловую
«О бдительности и революционности». в
Боторой нет, по сути дела, ни одного кон-
кретного поимера, кроме ссылки на стихо-
творение В. босюры, «Литература © ya
Макела» поместила отчет о собрании пи-
сательской организации Латвин. На этом
собрании критик В. Баупуж в своем pe-
‘ферате привел Фамилии латышеких поэ-
тов Я. Грота, Ц. Динере, В, Брутаве, в
творчестве которых проявнлись рецидивы
‘индивидуализма, ноты песеимизиа, сим-
волики. Но фамилии эти только названы,
а недостатки произведений не раскрыты.
	Нисатели республики устранились от
активного участия в своей газете. Даже
члены редколлегни, в составе которой мы
видим имена А. Григулиса и А. Саксе, не
приниматт практического участия в руко-
водстве своей газетой. Это только «почет-
ные» члены телколлегии. .
	Чаще других видит читатель на газет-
ных полосах имя народного поэта Латвии
Яна Судрабкална — автора многих хоро-
ших публицистических статей. Больше
других выступает с ренензиями на новые
произведения поэт М. Рулзитис — штат-
ный сотрулиик газеты. Ряд статей кри-
тика В. Валпиньша, о которых  гово-
рилось выше, интересен,  содержателен,
но плохо, когда редактору приходится
«отдуваться» за всех, выступая по ca-
мым важным вопросам. И если активнуто
работу критика В. Каллиньша можно вся-
чески приветствовать, то известная пас-
сивность редактора В. Калинньша в при-
влечении новых авторов является нело-
остатком.
	Цисательская организация феспублики
должна принимать самое звтявное участие
в работе своего печатного органа. Лишь
тогда «Литература ун Макела» станет
подлинной трибуной боевой, принципи-
альной критики, линть тогда она сможет
оказывать серьезную помощь. пивателям и
веем работникам искусства в их творче-
етве.
	здания «Танкера «Дербеята», уже в голы
войны, в Письме писателя с фронта мы
находим строки, перекликающиеея со сло-
вами Басова, Находяеь уже во вражеском
окружении, подвергая себя смертельной
опасности, Ю. Крымов спас жизнь двум
тяжело ранепным. «Когда я уходил... из
(раненых взял меня за) ворот гимна-
стерки... поцеловал в губы. Он сказал:
«Товариш... ты мне дороже отца». А он в
эту минуту был мне дороже моего булу-
щег. В этих действиях моих нет ничего
особенного, так как каждый из нас дела-
ет подобные вещи».

А 05 этих и многих прочих «обыкно-
венных делах» 10. Крымова мы узнали
из его последнего, залитого кровью пись-
ма, проколотого штыками на его груди (чем
и объясняется пропуск некоторых слов).

Это письмо, датированное 19 сентября
1941 г.. начинается rar:
	«Давно я не писал тебе, так как, отпра-
BATh письмо вое равно не было бы `воз-
можности. Новозуожно это и сейчаю. Но я
думаю, что написанное письмо все равно
как-то дойдет ло тебя, а ненаписанное —
исчезнет бесслелно».
	B этом замечательном человеческом 10-
кументе, как в малой капле овбана, отра-
зился то” высокий: дух патриотизма; KOTO-
рым жива, которым победила ариия стра-
HEI сопиализма,. .
	Четвертый день идет непрерывный бой.
приближаются. решающие. часы. Й-вот пе-
ред лицом смертельной опасности в жиз-
ни Ю. Крымова происходит событие, кото-
poe имеет для него, как оч пишет,

сунки В. Васина. 240 стр.
Андерсен Г. Дюймовочка. Сказка. Для

младшего возраста. Рис. К. Рудакова.

24 стр.
Благинина Е. На приволье. Стихи. Для.

млалшего школьного возраста. Рисунки.
	М. Полякова, (Серия «Книга за книгой»),
	32 стр.
Бунимович Д. Книга юного фотолюбите-
	ля. Для среднего и ‚старшего возраста.
192. стр.

Василенко И. Петушки. Повесть, Для
среляего возраста. Рисунки В. Горячева.
	127 стр.

Bopowkona Л. Подружки. идут в школу.
Для дошкольного возраста. Рисунки
Н Кворрияг. 56 стр.
	Иван Меньшой — разумом большой. Рус-
ские сказки, Для младшего и среднего воз-
раста. Пересказал А. Нечаев. Под общей
редакцией М. Шолохова, 224 стр.

Короленко В, Рассказы. Иллюстрации
Ж. Архипова. (Серия «Школьная библио“

Texas). 95 crp.
	рий Крымов
	(К 10-летию со дня смерти)
©
	ети» — она была

. $ строго подчинена 0б-
‚ ДНЯ смерти) шему замыслу пове-
ети, которая прежде
всего была посвяще-
на трудовому героизму советеких людей. В
цёнтре повествования —— характерная фи-
гура сына своего времени, механика Але-
ксандра Басова.

Создание правливого, свободного от вся“
кой ходульности и резонеретва образа по-
ложительного героя-стахановца было глав-
ной удачей Ю. Крымова. В Басове — этом
внешне подчеркнуто обыкновенном чело-
веке, с «несколько Ффлегматичным лицом»
писатель раскрыл героические черты од-
ного из тех, чей самоотверженный и но-
ваторский труд воздвиг всемирно-истори-
ческое здание сталинских пятилеток.

Конечно. не всегда уместно биографию
героя объединять в биографией его авто-
ра, но на этот раз межлу автором «Тан-
кера «Дербента» и его героем ощущалось
какое-то кровное родство. Насколько нам
известно, Крымов не переживал пожара
на нефтеналивном судне, ему пе при-
шлось, как Басову. рискуя кажлую мину-
ту превратиться в пылающий факел, пря-
ближаться к горящему судну. чтобы
ценой собетвенной жизни спасать лю-
дей. Но в инженере-новаторе, а позднее
писателе “10. рымове, воспевшем co-
циалистический труд, так же, как в его
герое, веегла жила готовность к MOBY.

Cama Басов на просьбу девушки, кото-
рую он полюбил, рассказать о себе, скон-
	фуженно, но `без всякой «позы екром-
ности» отвечает: «Не знаю, 90 и
рассказывать.., правда, я самый  обык-
	новенный человек. Но у нас есть чудес-
ные ребята»... Через семь лет после со-
	Вотла думаешь о ‘
Юрии Ерымове, то ис-
пытываешь не толь- (К 10-летию ‹
ко чувство невозвра-
тимой утраты, но и
горлость. Гордость за того нового человека,
советского писателя, которого могла взра-
стить только страна социализма, писателя,
вся жизнь которого нерасторжимо связана
г жизнью своей Родины, своего народа,
который всегда там, где страна решает са-
мые свои насущные задачи; там, где, не
останавливаясь перел любыми жертвами,
оя может отдать ей все свои силы, епособ-
ности, а если потребуется, и жизнь.

Ю. Крымов умер, как воия, но вся
жизнь его была отдана созиданию. Сози-
дательной деятельности советских людей
были посвящены и его замечательные

книги «Танкер «Дербент» и «Инженер».
Ю. Крымов вошел в нашу литературу как
подлинный поэт евободного труда совет-

ского человека.
Наряду с самым главвым в «Тапкере

«Дербонте» читателя поражала и удиви-
тельная точность  производетвенно-техни-
ческих деталей. Вместе со старшим ме-
хаником Басовым мы задумывалиеь нал
	тем. как устранить Неполное сжатие в
	цилиндрах, как выпрямить вурс слелоБа-
ния танкера, каБ освободить его борта ог
«йаразитных тяжестей». чтобы привять
	новые тонны полезного груза.
Мото» в этой проязволетвенной осве-
	дхомленности стало понятным, когда уто0ч-
нились черты биографии автора, инжене-
ра-конструктора, много лет работавшего
Ha нефтеналивных судах Каспия. Но тех-
ника в.повести, не в пример некоторым
так пазываемым «производственным» ро-
манам. но напоминала «паразитные тяже-
	Новые книги для детей
	Сотник Ю. Невиданная птипа. Рассказы.
	Для средвего возраста — Иллюстрации
И. Семевова, (Серия «Новинки детской ли-
тературы»). 111 стр.
	Чехов А. Рассказы. Рисунки Т, Гапонен:
	ко и Кукрыниксов. (Серия. «Школьная биб-
лиотека»). 128 стр.
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 115 27 сентября 1951 г, 3