Дан. Сагал


Роль охотника


Я принял участие в новой картине заслуженного деятеля искусств — профессора Л. В. Кулешова, творческую встречу с которым отмечаю с большим удовлетворением.
Старейший мастер советского кино, режиссер с огромной культурой и прекрасным вкусом, блестяще знающий кинопроизводство — предъявляет артисту особые требования. Поэтому к работе над образом охотника Алексея в картине Сибиряки я приступил с особенным волнением.
...Нужно было во что бы то ни стало отойти от всего сделанного мною в кино, чтобы не повториться. Работа проходила не только по линии раскрытия внутренней жизни образа, ограниченной драматургическим материа
лом, но и по линии внешнего выражения (жест, походка, голос). Все эти элементы, из которых рождался новый образ, возникали не механически, а в результате глубокого проникновения в роль, правду героя и его поступков.
Нужно было глубоко почувствовать характер человека, большую часть времени проводившего на охоте, в лесу, среди природы. Почувствовать молодой характер и привычки человека Севера. Понять отношение моего Алексея к окружающему.
Замкнутый при людях, Алексей оживал, когда отправлялся в тайгу на охоту. Здесь, среди природы, бродя по суровой тайге и болотам, он проводил недели и месяцы. Особенно искусно Алексей охотился на белок, попадая маленькому зверьку прямо в глаз, чтобы не портить шкурки. Белок Алексей поставлял местному кооперативу.
Правду искали во всем, в мелочах, стараясь осмыслить каждое слово, каждый жест.
...Тайга. У заимки на пеньке сидит Алексей, рядом расположилась его племянница Валя, у их ног Ойра — собака. Ойра уставилась умными глазами на Алексея, рассказы
вающего об охоте на глухаря... Чтобы сцена приобрела нужный характер, режиссер предложил во время рассказа чистить ружье.
Артист Д. Сагал в роли охотника Алексея
Нужно было овладеть охотничьим ружьем, «обжитьнепривычный охотничий костюм. Тяжелые сапоги невольно меняли походку, что было очень важно, так как двигался Алексей несколько иначе, чем человек города.
Вспоминается, как облаченный в этот необычный для меня наряд, я много ходил по длинным коридорам студии, привыкая к костюму. Л. Кулешов, наблюдая, дви
гался за мной, изучая меня, привыкая ко мне, прежде чем начать репетиции. Сам хороший охотник, Л. Куле
шов помог и мне понять увлекательную профессию Алексея, усвоить его привычки и тем самым облегчить решение центральной сцены роли — охота на глухаря.
Достигалось это большой подготовительной работой и многими репетициями, которым режиссер отводил важнейшее место в процессе создания кинопроизведения. Перед объективом съемочной камеры я почти не знал дублирования одного и того же куска. Тщательно отрепети
рованная сцена снималась только один раз. В результате я понял, насколько такой метод сохраняет энергию, повышает качество актерского исполнения.
В рамках этой заметки не рассказать об интересной работе Кулешова над созданием фильма, но несомненно, что творческое содружество с этим мастером не только обогащает актерский опыт и совершенствует технику актера, но и оказывает влияние на всю его работу в дальнейшем.


ПРОИЗВОДСТВО КИНОСТУДИИ




„СОЮЗДЕТФИЛЬМ“


Автор сценария — А. Витензон, режиссер — засл. деят. искусств Л. Кулешов. 2-й режиссер — засл. арт. РСФСР Д. Хохлова, опера-. тор — М. Кириллов, художник — Л. Оболенский, композитор —
З. Фельдман, звукооператор — Н. Озорнов.
В главных ролях: И. В. Сталин — арт. М. Геловани, Сережа — А. Кузнецов. Петя — А. Пупко. Валя — А. Харитонова, охотник Алексей — арт. Д. Сагал, учительница Анна Фодоровна — арт.
Т. Альцева, дед Яков — арт. Г. Милляр, доктор Василий Васильевич — арт. А. Файт. Дошиндон — засл. арт. РСФСР Д. Орлов. Пелагея — засл. арт. РСФСР А. Хохлова, Терентий — засл. арт.
РСФСР С. Комаров.
Кадр из фильма Сибиряки. Сережа и Петя в лесу