ПОИСКИ ХАРАКТЕРА

Очерк
А. Гиневского
АКТЕРЫ,
ЗАГРИМИРОВАННЫЕ А. АНДЖАНОМ
Засл. арт. РСФСР Л. Любашевский в роли Якова Свердлова. (Выборгская
сторона)
А. АНДЖАН
Был пересмотрен семейный альбом Тимирязевых. Груду фотокарточек переворошили в поисках того самого «депутата Балтики», которого мы впоследствии полюбили на экране. И все не то. Новая проба — солидное лицо с гладким пробором. Черкасов огорченно поводил плечами: снова не то. Одиннадцать раз Антон Анджан менял рисунок грима. И все никак не возникал тот убедительный и неповторимый образ, с которым уже нельзя расстаться актеру.
И вот художник вместе с актером придумал клок волос, свисающих на лоб. И Черкасов, увлеченный находкой, воскликнул: — Хорошо!
Потом Анджан приклеил бороду, но особенную: он сделал ее из нескольких самостоятельных частей-боро
док. Это придало ей естественный вид, очень непохожий на обычные, театральные. И наконец, последняя находка: клок волос в ушах. Анджан приклеил этакий стариковский, мохнатый, ласковый и добродушный пучок.
Черкасов всплеснул руками в восторге, почувствовав: дорога для полного проявления его творческого замысла открыта.
— Это замечательно, — радовался Черкасов. — Теперь я верю в своего Полежаева.
Пучок полуседых, мохнатых волос в ушах старика Полежаева был такой же вдохновенной находкой художника, как и те редкие кустики волос вместо бородки, ко
торыми Анджан обрисовал озлобленного царевича Алексея в фильме Петр I.
Из этих деталей складывается образ, характер.
Грим — лицо образа. Его сила велика. Реалистическое искусство требует всестороннего, глубокого раскрытия и показа человека. Образ должен быть цельным и закон
ченным. И актер должен для этого использовать все средства выразительности, какими он располагает. Часто он должен отойти от своего личного облика во имя наибольшей близости к создаваемому образу. И вот тут на помощь приходит грим.
В театре грим появляется после долгой и сложной внутренней работы актера над образом, закрепляет ее. В кино внешний облик должен быть найден в начале съемок. И поиски грима начинаются до работы актера над ролью. Мастер грима должен угадать внешность об
раза по сценарному материалу, иногда с помощью режиссерского замысла.
Художественный грим всесилен. И дело тут не только в возможности фотографического сходства.
Однажды во время пробы Щукин впервые появился в полном гриме Ленина. Щукин не был идеально похож на Владимира Ильича. Но слитность внутреннего содер
жания образа с внешним обликом была так убедительна,
что все взволнованно поднялись с мест. На мгновение люди забыли, что перед ними не подлинный Ильич, а артист.
Б. Бабочкин рассчитывал в фильме Чапаев сыграть роль Петьки. Во время одной из творческих бесед, он
внезапно показал, как Чапаев носит шапку. Сразу стало очевидным, что именно он должен играть Чапаева. Анджан наскоро приклеил ему усы. Бабочкина засняли. И эта фотография стала чуть ли не историческим портретом !
Снова оказалось, что дело вовсе не в фотографическом. сходстве, оно было невелико. Но Бабочкин был на
столько убедителен, что грим лег на готовую почву. Грим был решающей деталью для закрепления образа.
Для фильма Возвращение Максима Анджан гримировал актера, исполняющего роль Маркова второго. Это — зубр, помещик-черносотенец, депутат Государственной думы. У него внешность Петра, а душа подленькая, хамская.
Мастер грима несколькими штрихами «убил» в нем Петра — он «усилил» подбородок актера. И лицо стало похожим на физиономию зажравшегося охотнорядца.
Он подкрутил усики несколько больше, чем нужно, и сделал высокие, но короткие, постоянно удивленные брови. Собственно, даже не брови, а клочки бровей. И на курносом лице Маркова второго мы вдруг увидели выражение глупости и комизма. Так гример Анджан, художник-реалист, раскрыл внутреннюю сущность пресловутого депутата Государственной думы, нарисовав характерные его черты на лице актера.