ИЗ ЦИКЛА ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ БОЛЬШЕВИКОВ

Я. Черняк

ЯКОВ

СВЕРДЛОВ

Что было самым замечательным, особенным, своеобразным в яркой жизни Свердлова? Необыкновенная ли вы
держка и неутомимая последовательность профессиональ
ного революционера ленинского типа? Или та страстная сила, с которой строил он первое в мире пролетарское государство? Или тот огонь воли, убежденности, уверенности в победе, которым зажигал он массы в бессмертные годы утверждения советской власти?
Быть может, та смелость и решительность, с которой решал он вопросы государственного управления первой в мире социалистической республики? Или та поразительная, пристальная память и наблюдательность по отношению к людям партии — к старым ее кадрам и тысячам но
вых, выдвинутых революцией? Свердлов, как известно,
необыкновенно хорошо знал партию, был не только одним из первых ее организаторов, но и живым «учетным отде
лом» ее штаба; в своей великолепной памяти хранил он самые точные и подробные сведения о тысячах большеви
ков — руководителях масс во всех концах необъятной нашей страны...
Все эти вопросы стали перед авторами фильма Яков Свердлов с первых же дней работы над благодарной и почли необозримой темой. Авторы сценария — талантливые писатели Бор. Левин и П. Павленко — в течение пер
вого периода работы искали решения этих вопросов в создании многосторонней характеристики Якова Михайловича. Литературный сценарий представлял собой цепь от
дельных новелл, рассказов из жизни Свердлова, хотя и связанных хронологически, но тем не менее не превра
щавшихся в хронику, в поверхностный перечень событий жизни героя. Напротив, каждая новелла показывала, изображала Свердлова с новой стороны. Внутренней драматической связью между этими новеллами служила не хро
нология, а глубоко задуманное противопоставление. Образу цельного, последовательного характера Свердлова противопоставлен характер Миронова, противопоставлен собирательный образ тех наносных элементов в рабочем движении, тех лжереволюционеров, болтливых и фрази
стых, которые в своей злобе против ленинских начал
революции докатились до прямой измены и предательства.
Страстная борьба с этими элементами была одной из основ революционной деятельности Свердлова.
В дальнейшей работе над темой режиссер Сергей Юткевич обогатил и развил художественное решение образа Свердлова, данное в сценарии. В сотрудничестве с буду
щим исполнителем роли Свердлова, талантливым артистом и драматургом Л. Дэлем-Любашевским, были найдены им замечательные приемы для кинематографического решения темы.
С. Юткевич исходил при этой работе не из каких-либо «формальных» соображений и исканий. Ясная и плодо
творная мысль, высказанная Юткевичем на творческой конференции, посвященной проблемам исторических, исто
рико-партийных и биографических фильмов в советской кинематографии, была положена им и в основу работы над фильмом Яков Свердлов. В докладе о вопросах био
графических фильмов С. Юткевич отчетливо сформулировал основную задачу художника, работающего над био -
Засл. арт. РСФСР Л. Любашевский в роли Якова Свердлова