графической темой. Он говорил прежде всего о необходимости для художника найти в многосложной и многооб
разной деятельности исторического лица то главное содержание, которое и сделало его историческим ли
цом. В пестром богатстве биографических сведений о своем герое, которым располагает художник, необходимо найти основную нить — только она и может привести художника к цели. «В Свердлове, — говорил Юткевич, — мы увидели прежде всего государственного деятеля, одного из первых строителей пролетарского государства, человека, в котором идея пролетарской государственности созревала годами с самых первых шагов его в революции».
Только после того, как определение главного содержания образа Свердлова было найдено, стало возможно решение и всех остальных задач.
Рассказы из жизни Свердлова, эпизоды яркой биографии революционера-ленинца сложились в стройное целое. С далеких дней начала 900-х годов, когда юноша Свердлов начинает свой путь революционера, до последнего проща
ния с Владимиром Ильичем Лениным — с волнением следит зритель за всеми перипетиями, за всеми изменениями этой прекрасной, полной смысла и страсти поучительной жизни.
«Страницы из биографии» — таков, скромный подзаголовок этого замечательного фильма. Но как осмыслены все кадры! И хотя они рассказывают о громадном периоде нашей истории, хотя зритель «читает» эти страницы, пере
носясь из одного времени в другое, он не теряет ощущения стройности и цельности фильма. Яркая пестрота ниже
городской купеческой ярмарки 1902 г., нелегальное собрание большевистского комитета на квартире рабочего под
польщика в Екатеринбурге, тюрьма, жизнь Свердлова вместе с товарищем Сталиным в Туруханской ссылке — все эпизоды рассказывают о жизни Свердлова до Великой Октябрьской социалистической революции и органически сочетаются с эпизодами, рисующими 1917—1919 годы, создавая цельный, могучий образ, великолепного государственного человека, большевика — строителя советского государства.
Несомненной серьёзной заслугой исполнителя роли Свердлова артиста Любашевского является четкий, ясный, глубоко продуманный рисунок, по которому построен им образ Свердлова. Вот перед нами сосредоточенный, целе
устремленный, умный юноша, решающий простую и в то же время очень сложную в условиях нелегальной борьбы
задачу создания подпольной типографии. С тем же спокойствием, смелостью и выдержкой, с какими создавал он типографию, методически преодолевая трудности, уходя от слежки, доставая средства, Свердлов в пору своей зре
лости будет руководить большевистским комитетом, а еще позднее — после победы — Центральным Исполни
тельным Комитетом Советов. В точном соответствии с ос
новной идеей произведения и режиссерской трактовкой фильма артист Л. Любашевский всесторонне раскрывает перед зрителем историю созревания, роста в Свердлове его государственных способностей, его государственной мысли. Образ Свердлова, созданный, им, всеми красками, темпераментом, выразительными средствами отвечает замыслу. Во многих деталях — это совершенная, мастер
ская работа актера. И голос, и походка, и ясная пристальность глаз создают внешне точный и внутренне убедительный образ.
Фильм почти ничего не рассказывает о «частной» жизни Свердлова. Авторы сценария и режиссер сознательно отказались от излюбленного даже в лучших образцах за
падного кинематографа метода изображения исторической личности с помощью особенного подчеркивания личного, частного быта, противопоставленного и оторванного от характеристики общественной жизни героя.
И вce же благородный и высокий моральный облик Свердлова доходит до зрителя со всей силой и убеди
тельностью. В незабываемом эпизоде, рисующем дружбу Свердлова и Сталина (в тайге, у костра), внутренний мир Свердлова так же светел, полон искренности и силы жиз
ни, как и политическая сущность его. Личность — цельная, единая в быту и политике, в мире чувства и в мире мы
сли — личность большевика, во всем и всегда верного себе, воплощена в этом образе.
Кадры на фильма Яков Свердлов. Слева — арт. И. Кадочников в роли Максима Горького и засл. арт. РСФСР Л. Люба
шевский в роли Якова Свердлова. Справа — сцена в тюрьме