Кадр на фильма Яков Свердлов. Арт. Н. Крючков в роли Трофимова и засл. арт. РСФСР Л. Любашевский в роли Якова
Свердлова
Один из заключительных кадров фильма Яков Свердлов
Высокий уровень режиссерской работы в столь сложном и трудном для постановки фильме, глубоко продуманный исполнителем центральный образ позволили и всем остальным участникам фильма достигнуть полноценного мастерства и замечательной выразительности в решении своих задач.
В фильме очень ограниченное число «сквозных» ролей, т. е. ролей, проходящих через все, или по крайней мере главные, эпизоды. Миронов, Зина и Трофимов — основные среди них.
Артист Н. Горлов (Миронов) разработал довольно выразительную и достаточно убедительную характеристику лжереволюционера, уклончивого, хвастливого и пустого, человека звонкой и фальшивой фразы. Этот лжец и фра
зер делается опасным для рабочего класса, докатывается до отвратительного преступления. В сцене расстрела Трофимова артист создает у зрителей ясное представление о низости, до которой дошел этот «герой» фразы. Однако
развитие его характера остается «за кадром», вне фильма, и актеру приходится играть итог, результат развития, а не самое развитие.
Еще в большей степени это замечание может быть отнесено к работе И. Федотовой (Зина). И здесь артистке удается в ряде эпизодов создать мягкую лирическую ха
рактеристику девушки, ставшей из высоких побуждений
на путь революции. На этом пути ей привелось пережить одно из тягчайших разочарований — утрату веры в человека, казавшегося ей на первых порах подлинным рево
люционером. Миронов, об руку с которым она двинулась в путь, оказался ничтожеством, вредным, враждебным че
ловеком. Сцены, рисующие разрыв Зины с Мироновым, сыграны Федотовой в сдержанной, умной манере и пре
красно передают то сложное состояние сомнений, тревоги, возмущения, которые вызвали: в ней слова Миронова, приоткрыв сущность этого человека.
Артист Н. Крючков создал в фильме удачный, яркий образ рабочего-большевика Трофимова. Роль Трофимова в исполнении Крючкова воспринимается не только с обычным чувством зрительской симпатии к этому актеру. Трофимов предстоит перед нами как гораздо более сущест
венный, чем в Прежних работах Крючкова, — серьезный, психологически правдивый образ.
Необходимо также сказать, что в целом удачна работа артистов в эпизодических ролях. В фильме Яков Свердлов задача артистов была особенно сложна прежде всего потому, что его «эпизоды» по существу не являются эпизодами. Большинство из них — маленькие драмы, отдель
ные драматические новеллы. Эпизодический актер в таких условиях должен вложить в краткую сцену все свое мастерство, играть в полном смысле слова вдохновенно, вылепить характер персонажа сразу и до конца. Это и удается сделать — благодаря точному и строгому режиссерскому плану — значительному большинству исполните
лей. Так, например, В. Владиславский в роли Казимира Петровича, К. Тарасова в роли Анисьи, П. Кадочников в роли Леньки, Н. Охлопков в роли известного певца соз
дают экономными средствами яркие запоминающиеся образы.
Значителен образ И. В. Сталина в. годы Туруханской ссылки в исполнении А. Кабаладзе. Как всегда, точен и выразителен Штраух в роли Ленина.
Испытываешь чувство искренней благодарности к коллективу, который создал волнующее, содержательное, мастерское произведение кинематографического искусства.
Нам кажется необходимым закончить эти заметки о фильме одним советом зрителю: смотреть этот фильм дважды. Первый раз — чтобы услышать поэтически правдивый рассказ о Свердлове, второй — чтобы, разглядев детали, полюбить художников за их мастерство.