С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛЕТЧИКА...

В. Горанов Герой Советского Союза
И. Мазурук
Герой Советского Союза

В обход действительности

Слишком „лихой ...

А. Фатеев Мастер парашютного спорта

Замечания по существу

Фильм Пятый океан смотрится легко и, пожалуй, будет иметь успех у зрителей. Их несомненно заинтересует тема. К сожалению, она не совсем правильно решена.
Процесс воспитания будущего героя показан малоубедительно. В конце не хватает острого психологиче
ского момента (не обязательно «нервощипательного»), чтобы обуздать этого человека и сделать из него дисциплинированного летчика еще до боевого вылета.
Маленькая Саня неудачно показана в роли буфетчицы. Видно, что эта «маленькая» Саня не так уж юна. Поет она много, но не особенно хорошо. Сцена в буфете растянута.
Боевой эпизод разыгран очень легкомысленно, суетливо и поэтому не оставляет должного впечатления. А ведь это, мне кажется, в картине один из основных моментов рождения нового героя, вышедшего из семьи воспитанников аэроклуба.
Есть и мелочи. Будущий герой очень легко спрыгнул с поезда на полном ходу. Не совсем просто это делается. Вид убитой на лету и упавшей птицы неестественен. Он свидетельствует о том, что птица убита давно и уже затвердела. Все это от внимания зрителей не уйдет.
Новый художественно-оборонный фильм Пятый океан произвел на меня в общем хорошее впечатление. Он смотрится легко, приятно, насыщен веселыми и захваты
вающими эпизодами. Но фильм имеет и теневые стороны. Автор и режиссер, стараясь изобразить летчика-самородка, какие часто встречаются среди нашей со
ветской молодежи, будущего героя, показывают его как воздушного хулигана.
Почему-то многие из наших кинорежиссеров при постановке авиационных фильмов стараются в первых частях показать своих героев как невыдержанных, недисципли
нированных курсантов, слушателей или летчиков. Они не делают разницы между смелым, отважным человеком и хулиганствующим. На экране эти понятия часто путают. Некоторые могут возражать, что так нужно для выразительности. Неправильно.
Мне кажется, что авторы не должны забывать о воспитательной стороне картин. Работая почти все время в авиационной школе, мне приходилось встречаться с учениками, которые считали, что если они будут вести се
бя своенравно, делать в воздухе все, что они захотят, то будут наверняка хорошими летчиками. Такие курсанты и летчики кончали либо отчислением по недисциплинированности, либо аварией.
Леонтий сдает экзамен в воздухе. Он летит на неисправном самолете, трос руля поворота не законтрен. Этот факт показывает на безобразную эксплоатацию материальной части и на плохую организацию полетов. Выпуск самолета в воздух с незаконтренным тендером —
показатель низкой авиационной культуры. Зачем нам на экране показывать некультурье? Но на этом не кончается. Леонтий бьет машину. К нему подбегает механик, говорит Леонтию о причине аварии. У Лeoнтия по
является ложное чувство товарищества. Леонтий скрывает причину аварии. Механик тоже не признается сразу. Разве в таком духе должна быть воспитана наша молодежь? Ненужное, лживое самопожертвование, которое ни в коем случае не пойдет на пользу делу.
Так смазывается оборонное и воспитательное значение
фильма.
Кадры из фильма Пятый океан. Слева — сцена в дикторской; у микрофона Широков (арт. А. Абрикосов). Справа — арт. Е. Гаркуша в роли Сани
Фильм живой, интересный для молодежи, любящей нашу авиацию. Игра актеров безупречна.
Правда, Леонтий Широков дан очень лихим, а это не типично для молодежи, идущей в авиацию.
Не логична вся «процедура» перековки Леонтия.
А. Мартынов Зам. нач. аэроклуба в г. Москве

Неправдоподобные эпизоды

В фильме П я т ы й о к е а н мне, как давно работающему в аэроклубах, кое-что кажется неоправданным.
Если даже принять во внимание такую буреломную любовь, как у Широкова, его безудержный темпера
мент и крайнюю недисциплинированность — посадка у вокзала для встречи любимой все же выглядит неправдиво. Такого рода случай давно уже невозможен в аэро
клубах, ибо состояние дисциплины в них далеко не на таком низком уровне, как это показано в фильме.
Действительность протестует... Вряд ли можно себе представить такого летчика, который пошел бы на по
садку прямо на разбегающихся в разные стороны лю
дей, какие бы «любовные страсти» его ни обуревали. Даже если сдает мотор и нужно итти на вынужденную
посадку, летчик скорее разобьет самолет и погибнет сам, посадив машину в лесу, в овраге, на скалу, чем будет
садиться на людей.
Эти кадры, может быть, и очень «захватывающие», но неправдоподобные. У аэроклубовца они вызовут негодо
вание и против недисциплинированного Широкова и против авторов фильма.
Дальше. Зритель не поймет, что командиры-летчики военно-воздушных сил приехали экзаменовать курсантов. Это не ясно из фильма и внешне обставлено неправиль
но. На старте под зонтом за ситро сидят командиры и
благодушно наблюдают, как кто-то летает. В жизни на старте нет никаких экзотических зонтиков. Никто не распивает воды. И дальше не так, как бывает в дей
ствительности. На летный экзамен в аэроклубах смотрят как на очень серьезное дело, а на старт, как на рабочее место. Случай, чтобы командование и экзаменующие благодушествовали, принимая экзамен у места, куда подъезжает буфет, невозможен.
Есть ли вообще такой аэроклуб, в котором у отличника инструктора Кириллова авиатехник его самолета — разгильдяй и растяпа, а курсант Широков почти преступник. По-моему, нет. Не могло быть и такого мягко
го наказания Широкова за совершенный им проступок (посадка у вокзала) — 20 суток неувольнения со двора?!
В современном аэроклубе невозможен вылет самолета в ответственнейший полет в отсутствии «хозяина» — авиатехника. Почему никто не обратил внимания на взволнованную фигуру авиатехника и не приостановил взлет?
Фильмы на аэроклубную тематику необходимы. Но чтобы пропагандировать большое и нужное дело, — требуется особая тщательность и продуманность в разработке каждого эпизода.
Исполнители в фильме Пятый океан хороши. Видно, что режиссеру и актерам пришлось много поработать, а оператору еще и полетать. Чувствуется, что весь съемочный коллектив был полон благих намерений. Но тем более обидны недочеты.
Кадр из фильма Пятый океан. На аэродроме. После катастрофы. Леонтий Широков (арт. А. Абрикосов) и Василий Тимофеевич
(арт. О. Шахет)
Кадр из фильма Пятый океан. Сцена в приемной аэроклуба. Слева арт. А. Абрикосов в роли Широкова, справа арт. П. Алей
ников в роли учлета Ковтунова
Ф. Фарих Летчик орденоносец

Всегда стремиться к правде

Просмотренный фильм Пятый океан, к сожалению, нельзя отнести к правдивым и жизненным. Много сцен, например, эпизод в конце фильма, когда герой садится
для оказания помощи своему товарищу, с моей точки зрения не имеет ни одного достоинства, а тем более — правды.
Не показана с воздуха площадка, на которой производится посадка. Идущий самолет на посадку «мажет». По крайней мере у зрителя остается такое впечатление. Бе
гущие вражеские солдаты, вооруженные винтовками, стреляют, но стрельба на героях фильма никак не отра
жается. Когда же стреляет Леонтий, — противники падают один за другим. Так в боевой обстановке не бывает.
Идею создать фильм о советских летчиках, о дисциплине можно только приветствовать, но нужно привлекать к производству таких картин специалистов, внимательнее относиться к их советам и стремиться создать действительно правдивую, жизненную картину.