Кадр из фильма Линия Маннергейма. Финская ДОТ, разрушенная
нашей артиллерией
Кадр из Фильма Волочаевские дни
О. Брик

Любимая тема

Фильмы о боевой славе и мощи Красной Армии, фильмы, о доблести русского народа, фильмы о великих русских полководцах — это любимые фильмы советского кинозрителя. Он любит их во всех жанрах: и художественные, и документальные, и сегодняшние, и исторические, и быто
вые, и технические. Говорят, зритель плохо ходит на документальные фильмы. Огромный успех картины Линия Маннергейма убедительно опровергает это неверное ут
верждение. Говорят, техническому
фильму трудно пробиться на широ
кий экран. Успех Рукопашного боя говорит, что это не так трудно.
Огромный интерес советского кинозрителя к картинам оборонной тема
тики вполне понятен и естественен. Интерес этот — следствие глубокого патриотизма и горячей любви к родине, охвативших весь многонацио
нальный советский народ. Сознание важности и ответственности пережи
ваемого нами исторического момента обострило чувство мобилизационной готовности, предельно повысило вни
мание к вопросам обороны страны. Прошлое, настоящее и будущее на
шей военной мощи стали самыми близкими нам темами.
Создание оборонных картин — почетнейшая и ответственнейшая зада
ча нашего кинопроизводства. На эту работу мобилизованы лучшие творческие силы советской кинематографии. Им на помощь привлечены крупнейшие специалисты военного
дела и профессора исторических наук. Уже выпущен на экран ряд выдающихся фильмов художественных и документальных, бытовых, сегодняшних и исторических.
Но тем, что сделано, далеко не исчерпана потребность в оборонных фильмах. Особенно нужны кинокартины, рассказывающие и показываю
щие жизнь и учебу бойцов нашей Красной Армии, — будни этой жизни и ее праздники, трудности и их преодоления.
Красная Армия — это лучшая часть народа. И народ хочет знать, как живут, как трудятся, как готовятся к великой задаче защиты родины ее красные бойцы. Таких фильмов у нас еще очень мало. Мы еще по-настоящему не развернули показ на
шей Красной Армии. Надо показать всех: и летчиков, и танкистов, и ар
тиллеристов, и кавалерию, и пехоту, и краснофлотцев.
Для создания этих фильмов советская кинематография ждет помощи
от самих красных бойцов. Такие фильмы должны быть абсолютно правдивы — только тогда они будут убедительны, только тогда им будут верить. А для того, чтобы фильм из жизни нашей Красной Армии был правдив и убедителен, надо, чтобы сами бойцы рассказали о себе, о своей учебе, о своих печалях, и о своих радостях. Никто — ни один самый способный сценарист или режиссер — не может за них выдумывать: выдуманное всегда будет бледнее, менее интересно, а главное, менее правдиво, чем рассказы самих бойцов. Это не значит, что первый попавшийся любой рассказ можно сдать в киностудию для постановки. Конечно, над таким рассказом, а может быть и над несколькими сразу, сценарист проделает предварительную работу, превратит рассказ в настоящий киносценарий.
Мы иногда получаем письма, в которых кинозрители той или иной специальности или профессии указывают нам на ряд ошибок, допущенных в фильмах по их специально
сти или их профессии. Такие указания очень ценны, и надо горячо благодарить кинозрителей, которые
не ограничиваются поверхностным просмотром картины, а считают своей обязанностью довести до сведе
ния киноорганизации о замеченных ими ошибках и недосмотрах. Полу
чаем мы такие письма и от бойцов и, конечно, можем только поблаго
дарить их за сделанные замечания. Но было бы еще лучше, если бы
кинозрители, а в данном случае бойцы нашей Красной Армии, не только делали нам указания по уже гото
вым фильмам, но снабжали бы ки
ностудии богатейшим материалом своего специального опыта. Чем больше будет в студии такого жи
вого, из жизни выхваченного материа
ла, тем удачней, богаче, правдивей будут киносценарии, тем легче будет режиссеру добиться максимальной выразительности и убедительности в своем фильме.
И не надо дожидаться объявления особых конкурсов. Конкурс объяв
ляется в исключительных случаях, когда требуется направить внимание на какую-нибудь экстренную задачу. А тема нашей военной мощи, нашей обороноготовности — постоянная, ежедневная. Поэтому нечего ждать специального призыва, а нужно методич
но, изо дня в день копить факты, случаи, наблюдения, и по мере накоп
ления посылать их в киностудии или в редакцию нашего журнала.
В заключение хочу привести пример, как из маленького факта вырастает большое художественное произведение.
Гоголь ко всем обращался с просьбой рассказать ему какой-нибудь, хо
тя бы очень мелкий, случай. Больше ему ничего не надо. Он уже сумеет этот мелкий случай развить в целое произведение.
Обратился Гоголь с такой просьбой и к Пушкину. Пушкин предло
жил его вниманию провинциальное происшествие о том, как местные власти приняли проезжего молодого человека за ревизора. Гоголь горячо
поблагодарил Пушкина и на основе этого маленького случая написал «Ревизора».
Кадр из фильма Четвертый перископ
Кадр из фильма Танкисты

Вспоминаешь

гражданские бои

Смотришь фильм: Линия Маннергейма и вспоминаешь эпизоды
из гражданской войны. Волочаевские дни. Красные бойцы, плохо обмунди
рованные и плохо вооруженные, при 40-градусном морозе руками и шаш
ками рвут проволочные заграждения японцев. Тогда во всей действующей Волочаевской армии был всего лишь один танк.
А сейчас наша армия имеет все средства военной техники, она от
важна и несокрушима. В две недели под ее натиском пала считавшаяся неприступной линия барона Маннергейма. Только советский патриотизм,
соединенный с прекрасной военной техникой, мог привести к такой замечательной победе.
В. ЕВДОКИМОВ
г. Елец
Орловской области.

О любви к родине

В. фильме Минин и Пожарский картина давнего прошлого показана правдиво, красиво и с чувством.
Правдиво и сильно показаны образы великих организаторов разгрома польских интервентов, патриотов земли русской Пожарского в исполнении народного артиста РСФСР Б. Ливанова и Минина в исполнении арти
ста А. Ханова. Они могучие, храбрые, простодушные, руководимые народной мудростью.
Главным действующим лицом картины является народ. На глазах проходят моменты, как этот народ, охва
ченный единым порывом, изгоняет поработителей — поляков. Просматри
вая эту картину, видишь, как прошлое нашего народа проникнуто веч
но живым и прекрасным чувством любви к родине, чувством, которым владеет и каждый советский патриот.
В. Лободов
г. Кизел,
Молотовской области.
Кадр из фильма МорякиКадр из фильма На границе
С именем Сталина на устах
Фильм Четвертый перископ говорит о советских моряках, хорошо обученных, твердо и уверенно стоящих на своих постах, не теряющихся в минуту опасности и с именем Сталина на устах смело идущих
в бой. Политическая сознательность и чувство патриотизма сплотили команды в одно непобедимое целое.
Четвертый перископ инте- Наш Дунай
ресен по фабуле и дает яркие образы советских моряков, готовых каж
дую минуту отдать свою жизнь за родину, за Сталина.
Фильм является ценным достижением оборонной тематики. Он полон героизма и романтики о жизни и работе нашего флота.
А. ТРЕМБАЧ г. Николаев.

Учись драться

Мне очень понравился замечательный фильм На Дунае. В нем нет ни
чего надуманного, все это — сама жизнь. Когда смотришь эту картину, охватывает гордость за нашу роди
ну — такую могучую и справедливую, и радуешься за людей, которым мы принесли счастье и новую, свободную жизнь.
Посмотрите, ребята, этот фильм!
НИНЕЛЬ МУРАВИНА г. Москва, 91-я школа
(Из письма в «Пионерскую правду»).
Фильм Рукопашный бой мне очень понравился. Прежде всего, методика изложения совершенно правильно позволяет командиру исполь
зовать материал фильма для обуче
ния бойцов.. Фильм смотрится как оборонная картина, он все время держит внимание зрителя прикованным к экрану. Я считаю этот фильм наиболее удачным из виденных мною учебных кинокартин.
Командир ГРОСМАН
Ленинград.

Фильм о героях

При просмотре Линии Маннергейма у меня в памяти снова ожи
вала фронтовая обстановка, вспоминались отдельные эпизоды боев, где наши бойцы и командиры показали чудеса отваги и беззаветной преданности родине.
Я помню командира отделения связи тов. Демура. Он получил зада
ние от командования — ликвидировать пять рядов проволочных заграждений и продвинуться ближе к фин
нам. Когда мы вышли к передовым наблюдательным пунктам, то телефонная связь внезапно прервалась. Несмотря на это, задание было выполнено под огнем противника. Тов. Демура, рискуя жизнью, восстановил четкую связь. Сейчас отважному ко
мандиру присвоено звание Героя Советского Союза. И таких героев,
как тов. Демура, там были сотни и тысячи.
В фильме недостаточно ярко показана работа врачей, медицинских се
стер и санитаров. В картине мы их видим только в тылу. Это неверно.
Наши медицинские работники всегда были в первых рядах. Они выносили раненых с поля сражения под огнем врага. Перевязки проводились на передовых позициях.
Остальные кадры фильма очень правдиво показывают боевые действия Красной Армии, военно-воздушных сил и морского флота.
Этот фильм, являющийся историческим документом, нужно посмотреть каждому гражданину нашей страны.
Командир батальона, участник боев с белофиннами
П. Колотилов