АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО МЕТРО им. Л. М. КАГАНОВИЧА
«Наш Московский метрополитен замечателен именно тем, что там не просто мрамор, — нет, там не просто гранит, — нет, там не просто металл, — нет, там не только бетон, — нет!».
Там в каждом куске мрамора, в каждом куске металла и бетона, в каждой ступени эскалатора сквозит новая душа человека, наш социалистический труд, там наша кровь, наша любовь, наша
борьба за нового человека, за социалистическое общество».
Л. М. Каганович
ИЮНЬСКИЙ пленум ЦК ВКП(б) 1931 г. по инициативе това
рища Сталина и по докладу товарища Л. М. Кагановича принял решение о сооружении в Москве метрополитена, «как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок».
Необходимость сооружения в Москве метрополитена была продиктована той ролью, которую стала играть Москва, как столица Страны социализма. Это как нельзя лучше выразил товарищ Л. М. Каганович:
«Нельзя перестраивать страну, не перестроив столицу. А столица Досталась нам старенькая, захудаленькая. Мы ее любим, любим потому, что она не помещичья, не купеческая буржуазная Москва, а наша про
летарская родная столица. Но мы хотим, чтобы лицо нашей столицы было Достойно всей страны, достойно пролетариата, находящегося у власти. Тут отдельными заплатами, «косметикой» не поможешь. Мы должны перестроить Москву коренным образом. А перестроить Москву без строительства метрополитена нельзя. Без метро нельзя дать хороших средств пе
редвижения московским рабочим и тем 50 — 60 тысячам граждан, которые ежедневно приезжают в Москву из других городов СССР».
Население Москвы за одно лишь трехлетие, с 1931 по 1934 г., выросло почти на миллион, за десятилетие, с 1925 г., почти удвоилось, причем подвижность населения (т. е. число поездок на одного жителя в год) возро
сла с 56 поездок в 1900 г. до 480 поездок в 1935 г. До 1930 г. первое место в мире по подвижности населения занимал Нью-Йорк, а к этому времени Москва обогнала все столицы мира.