16 МАЯ 1934 Г., № 133 (6013),
	пость- провинциального быта, Паши дети
мечтают о будущем и строят его из реаль-
ных элементов настоящего. Они — под-
линные фантазеры, уносящиеся: водбраже-
нием и в Арктику, и 3а ‘облака, и на та-
кие горные вершины, куда никто, даже
Н. В. Крыленко, взобраться не может. 0
чем мечтает,— по рисунку судя, — сред-
ний буржуазный ребенок? Но трудно скз-
зать ‘вообще, мечтает ли он. Скорее, он
строит деловитые планы 0 том, как он бу-
дет торговать в хорошей, чистой лавке, и
как будет он показывать своим детям йрас-
ную шаночку в прекрасно изданной книге.
Есть природа, зелень, поля и у наших
ий у их ребят. Природы в   чистом виде,
«0-натюрель». впрочем, очень мало у них
и совсем нет у нас. Нет, кетати, у наших
И «натюр-морта». Не приходит в голову
пашему нарисовать просто огурец... Вот,
лежит огурец-—и все тут! Такой огурец—
дело эстетики. А нашему надо ненременно
по-своему осмыслить природу, привести ее
в действие. Нет природы без человека на
советском детском рисунке:
Сколько угодно есть изображений сель-
ского хозяйства и на правой и на левой
стороне, Но на буржуазной стороне — ни
одной машины, ни одного трактора. Обыч-
ный рисунок: коняга. за ней крестьянин,
	его жена. Молотьба. ценом — на, рисун-
ках польских детей, Уборка — ручными
граблями.

На советских рисунках = только код-
хозы и только мантины. Интересны попыт-
ки изобразить работу бригады на поле, Кол-
хозы -—— все образцовые, с новенькими
строениями, с новой плапировкой села, е
клубом. Верно ли отражена советская дей-
ствительность? Действительно ли советский
ребенок уже не видит в поле ‘ручного тру-
да, не встречает единоличника, не знает
старых, покосившихся изб? Конечно, зна-
ет. Конечно, встречает. Он и сам живет в
такой избе. Но карандаш в руке советско-
го ребенка непременно будит его творче-
ство. Действует на-его веображение, и ри-
сует ребенок то, что его занимает, увлека-
ет, то, что ему нравится, что его в особен-
ности поразило,

Обходя галлерею буржуазных рисунков,
останавливаенться перед изображением
мальчика-самоубийцы. Он еще не покон-
чил с собой. Потухшие глаза смотрят вдаль,
в руке —- ‚револьвер... Или другой ри-
сунок, изображающий пляску смерти, —
мрачное небо, могилы, зловещие cKe-
леты... Жутко при мысли 06 авто-
pax этих. рисунков. Беспощадным при-
говором всей буржуазной культуре служит
этот талантливый детский рисунок. А ведь
он не случаен, Формалистической мертве-
чиной веет даже от тех рисунков, внешне
ярких, на которых французские дети Ba0-
бражают пустую. игру. линий и красок. Нз
этих рисунках живут краски, хиреют и
блекнут анемичные дети. .

И лишь одному могут позавидовать со-
ветские ребята — качеству красок и ка-
рандашей у буржуазных детей,

— Ау нае краски превосходные!

— Ау нас краски — дрянь.

— А у нае карандаши великолепные!

— Ау нас карандаши никуда...

Выставка превосходных советских дет-
ских рисунков есть одновременно выстав-
	ка  0езобразной продукции советских
«БУулЬТТовалов».
	RBA A

БЛ
	Ромен

Короткие
сигналы.
	_ ОБРАЗЦЫ ВМЕСТО
^ ПВЕКЛОКОПАТЕЛЕЙ,
	(От корреспондента «П равды» )..
	Харьковский завод «берп и молот» в
феврале получил задание освоить и выпу-
стить к 1 июля 300 свеклокопателей. Быля
изготовлены два образпа. Специальная тех-
ничеекая комиссия, прибывшая из Москвы,
осмотрела эти свеклокопатели, внесла
свыше 17 конструктивных изменений и
предложила заводу изготовить новые `06-
разцы. -
	Завод изготовил к 21 апреля два новых
образца, которые до’сих пор стоят в цехе.
Оказывается, ни Сахаротрест, ни филиал
Всесоюзного  инетитута  сельхозмашино-
стреения никак не могут организовать ис-
пытания в нолевых условиях.
	Инженеры института Василенко и Рейн-
гарц, посетившие завод, заявили, что. не
предусмотрели во-время конструкции и хо-
тят внести изменения в готовые образцы
свеклокопателей.
	«Серп и молот» должен был уже в апре-
ле выпустить 50 свеклоколателей, а выпу-
стил только 4 образца и к серийному про-
изводству приступить не может. ,
	Т. ЛИЛЬИН,
		Роллан..
	  У.
ATU
ГИ
Я
ro
: О
НК
sy JIS
		овса
-Д. ЗАСЛАВСКИЙ
	дома. Польский строит на ‘бумаге одно-
этажное здание, каменщики на спине та-
щат кирпичи, на рисунке ссего три фигу-

ры. У советекого—вокруг многоэтажной.
махины десятки фигур, и всюду в изобилии
пох’емные краны-—ни на олной  действи-
тельной постройке не бывало столько!
Это не просто реальный быт, Это романти-
ка реального быта. Обойлите всю левую
стену, на’которой расположилиеь буржуаз-
ные ребята,—почти ни одной машины. Да-
же на рисунках ребят США нет мапеин.
Разве дети этих (тран ие видят машин?
Но машины не пленяют их воображения.
Оно занято совсем другим, Черта любо-
пытная: ребята наиболее машинизирован-
ной страны,—страны, прославленной сво-
им практицизмом, ‘всего больше живут
им сказочным — вымыслом,
ни рисуют бабу-ягу, Красную шапочку,
Робинзона и Пятницу.

Война и армия фигурируют на всех ри-
сунках. Военный парад остается неотрази-
мым зрелищем для ребят. Но советские ре-
бята дали богатейлтий выбор рисунков из
истории и жизни Врасной Армии, а ребята
	США — оловянных солдатиков в AWKOBHHBBIX
киверах эпохи войны за независимость,
Вопрос о роли сказочного, фантастиче-
ского элемента очень занимает нашу дет-
скую литературу. Berpeya детей разных
стран дает любопытный материал для
суждения на эту тему. Сказочный сюжет
преобладает. в рисунках буржуазных  де-
тей, значит ли это, что их воображение
  богаче, их фантастика красочнее? Как раз
наоборот. Детская иллюстрированная кни-
га убивает сказочное творчество. Ребята
копируют бабу-ягу и Красную шапочку,
рабски воспроизводят ее, He прибавляют
ни одной своей черты. Да и откуда им
взять ее? Дети не лгут в. своих рисунках,
Они— величайшие натуралисты. Их фан-
тастика — это. монтаж резльных деталей.
Любопытны ‘рисунки английских детей,
Не стовариваясь, они дали ряд. изображе-
ний «святого Георгия», поражающего дра-
кона, Этот сюжет вбит в детские мозги
_повинистическим. воспитанием ‚английской
буржуазии. Мертвечина во всех этих ри-
‘сунках. Нельзя более наглядно показать,
что английская буржуазная школа — это
школа. современных  «компрачикосов»,—
профессиональное уродование детей. Ha
BOT какому-то даровитому английскому
мальчишке невтерпеж стал ханжеский па-
блон. Он дал свой вариант «евятого Геор-
гия»: посадил святого на мотоциклет, нах-
лобучил на голову пробвовый шлем и
копье заменил револьвером. Дракон— преж-
него вида. А охраняет он от антлийского
«святого»  негров-туземцев, работающих

пол пальмой. Рисунок замечательный. АНи-.
	га не. сказала бы столько об империалисти-
Ческом воспитании в английской школе,
сколько говорит этот рисунок,—если толь-
кои он не скопирован с какой-нибудь
нллюетрации. Ве
Сравните городскую улицу’на рисучках
наших и буржуазных детей. У нае — pac-
планировка площадей с заводами и клуба-
ми, часто фантастическая. У них — лот-
ки с мелочиым. товаром. лавки. застой-
	— Ау вас завод большой выстроили!
— А мой дядя лавку открыл, колбасой

торгует,
	— А мы на первомайской лемонетрации

_— Ая божье тело носила.,. И ксенд-
зов сколько.

Сотни ‘детишек, — немецких, франдуз-
ских, О советских, —
щебечут в большом зале. Все наперебой
рассказывают о том, что каждого захва-
тило, что каждого волнует, привлекает...
Взрослых нет, никто в ребячью беседу не
вмешивается, сами они тут—0ез. старших.

Да как же мог собраться такой конгресс
буржуазных и советских детей? Ведь это
только в сновидении ‘однажды Салтыков-
Щедрин свел немецкого «мальчика в шта-
нах» и русского — «без штанов». А тут,
пожалуй, наоборот, — буржуазные ребя-
та без штанищек, а советские в штанах, и
все не во сне, а наяву. Да как же они по-
нимают друг друга?

Превосходно понимают. Они говорят на
универсальном языке карандаша и красок.
Но правую сторону зала выетроились со-
ветекие ребята со своими рисунками, по
левую — буржуазные. Чем не разговор, —
хотя бы и беззвучный?

Эту встречу детей разных стран устроил
Центральный лом художественного воспи-
тания. Называется встреча «Мёждународ-
ной сыставной детёкого рисунка». У ре-
бенкз что па уме, 10 и в карандаше. Ва-
ранданту дети охотнее всего и легче всего
поверяют свои впечатления, свои мыели.
Спросить ребенка, что он думает, чем ин-
тересуется, — он не расскажет, не свяжет
необходимых слов в простой рассказ. Ни
о чем не спрашивайте, дайте бумагу и
варандаш, — и вы узнаете, чем он жи-
вет, чем занято его воображение.

Одни дети расскажут об этом очень вы-
разительно и даже художественно. Apy-
гие — попроще. На выставке есть много
рисунков богато одаренных детей, буду-
щих художников. Они говорят советскому
зрителю то же, что сказали концерты мо-
лодых музыкальных дарований. В совет-
ской стране создаются условия для бога-
тейшего  распвета искусетва. Молодым ‘та-
лантам не ‘угрожает. опасность заглохнуть
под давлением нужды, в безвестности, от
равнодушия - среды.

Но: сейчас нас интересуют не эти’ худо-
жественные рисунки, на которых уже ле-
жит печать культуры и школы. Занимате-
лени в высокой степени поучителен не-
посредственный разговор ребят, которые
совсем не художники, а просто дети, Они
говерят обо: всем, В их рисунках встает
весь тот быт, который умещается в поле
детского зрения, Произведения, выетавлен-
ные в зале Дворца. изобтазительных искус-
ств,-—это продукт свободного творчества де-
тей, не на заданную’ тему, не под руко-
BOACTBON старших, 8 именно так: вот бу-
мага, карандаш, краски—пиши, рисуй, что
хочешь, кзк хочешь. Й в сумме своей эта
выставка международного рисунка есть
строжайший емотр советской и капитали-
стической культуры, — смотр, произве-
денный наиболее беспристрастными и бес-
хитростными судьями. ›

т *

И вот первое бесспорное впечатление: co-
ветские ` ребята более нтумны, их голоса в
краске громче, в карандаше — вырази-
тельнее, советские ребята поражают евоей
бойкостью и подвижностью. Динамика дет-
ского советского рисунка подчеркивается
меллительностью, статичностью, олнообра-
зиех рисунка буржуазных летей. Что уди-
вительного? Советские дети строят. Тема
строительства преобладает в рисунках. Де-
ти строят высокие дома, заводы, плотины.
Советские дети путешествуют —на авто-
мобилях и на патоходах, в стратосталах и
на аэропланах. Советские дети играют, и
ненременно в такие игры, где много детей,
где шумно... Веюду стремление развернуть
полотно рисунка, веем тесно на бумаге, на-
до наворотить побольше фигур, дома выле-
зают за края бумаги, колхоз не изобра-
зинь на’ клочке.

Это совсем не простое отрашение быта.
Дети рисуют лишь то, что видят; но видяг
они не только то, что есть действительно
перед глазами. Вот рисунки польского и
советского ребенка на одну тему: стройка

Я не сумел бы разграничить вопросы:
«Почему?» и «Для кого?» пишете вы.
	Почему я нпишу?-—Потому, что иначе не
	могу. Потому, что даже в том случае, если
бы я не писал ‘на бумаге, я писал бы в сво-
их мыслях, чтобы добиться ясности для себя
самого,

Потому, что такова моя манера мыслить
вслух, моя манера проявлять себя в дей-
ствии. Потому, что писать-—для меня, все
равно что дышать, жить...

В вопросе «почему?» нет никакого
«идеалистического пессимизма», как наме-
вает, повидимому, ваше письмо. Важдый’.
дышит своими легкими, имеет свою особую
манеру проявлять себя в действии. Дей+
ствие-—это сам человек: пессимист или оп-
тимист, эгоист или коллективиет.

Моя деятельность всегда и во всех елуча-

ях была динамической. Я всегда писал для
тех, кто идет вперед, потому что я сам всег-
да шел вперед. И я верю, что только смерть
вынудит меня остановиться. Жизнь была бы
для, меня ничто, если бы она не означала
движения, —само собой разумеется, прямо,
вперед. -
_ Вот почему я—вместе с тем народом и
классом, который прокладывает русло пото-
ку человеческой истории, вместе с органи-
зованными массами пролетариата, вместе с
Союзом Советских Социалистических Pec-
публик. Их мчит се собою неудержимый по-
рыв исторического развития.

Для кого же я пишу? Для тех, кто сто-
ит во главеармии в походе, для тех, кто ве-
дет великий международный бой, чья побе-
	*) Ответ на анкету журнала «Коммуна»,
прибланный Ромен Ролланом в редакцию
журнала «Октябрь». ;
	ла обеспечит всечеловечеескую общность, без
классов и без государственных границ. Вом-
мунизм в наши дни—это единетвениая пар-
тия социального действия. ‘Она открыто и
честно, без соглашательства, полымает свое
знамя и неустрашимо и решительно идет на
завоевание ‘этих. высот.

За этой армией неизбежно последует вся
громада ‘человечества, хотя и на известном
расстоянии, не без колебаний, не без по-
пыток к отступлению. Мы, писатели, тру-
бим сбор отстающим. Но мы не станем их
поджидать, Пусть торопятся примкнуть’ к
нам! Боевая колонна в походе никогда не
останавливается.
	АРКТИКА ПОД МОСКВОЙ, _
	(От корреспондента «Правды»).
	Зимой нужны были’ кожаные сапоги.
Юноши-—спортемены и епортеменки—иска-
ли, где бы купить конькобежные ботинки,
Но эти товары не везде можно было ку-
		Кимрекий Кожпромсоюз (Московекая 00-
ласть) в это время усердно производил са-
поги брезентовые, гусарики пветные и та-
почки. Одних тапочек и гусариков было
изготовлено 65 тыс. пар. А бутц ‘на дере-
	  ванной «полотве-—111 тые. пар. Произво-
	дились, конечно, и сапоги, но значительну
в меньшем количестве, чем тапочки.
	По нлану намечалось еще’ изготовить
40 тыс, пар мужеких и дамевих брезенте-
вых теннисных туфель. Руководитель Кож-
промсоюза тов. Миронов был глубоко убе-
жден, что трудящимся пужны эти туфля
именно зимой. Миронову не удалось вы-
полнить свой план.
	‚ Но вот наступил. второй квартал. Нужна
летняя обувь. Посмотрите план Romnpon-
союза. Намечено изготовить 30 тыс. пзр
яловочных сапог, 17 тыс. пар конькобеж-
ных ботинок. Миронов спутал Московевую
	область с Арктикой.

1. ШТЕНГАРЦ.
	ВНИМАНИЮ ВЦСПС,
	(Письмо студента).
	Свердловский городской совет профессио-
нальных союзов не успел слиться с отде-
лом труда и страховой кассой, как с пер-
вых же дней забыл о пенсионерах и стал
задерживать выдачу им пособий.

Как правило, заведующий отделом стра-
ховой помещи горпрофсовета Лядов пенсию
выдаёт с большим опозданием и перебоями.
Составленные им списки на получение пен-
сии оказались перепутанными и засланы в
совершенно другие почтовые отделения.

Больные пенсионеры ходят по нескольку
раз в горпрофеовет по разным ‘секторам,
оттуда их направляют на почту, с почты—
обратно в горпрофсовет, и так хождения
гпрохолжаются без конца.

Нечуткое отношение” в пенсионерам со
стороны работников горпрофеовета привело
K TOMY, что 9 тысяч пенсионеров за два
месяца 1934 г. не получали денежного
пособия, * ,

Ответственный‘ секретарь горпрофеовета
тов: Савельев заявил: «Нечего скрывать, г
пенсионными дёлами и выдачей пособий
У нае полный кавардак». Но дальше этих
«признаний» работники торпрофсовета не
	М. РОНКИН.
	По следам писем.
	Пляска смерти — рисунок американского ‘ребенка,
	Солнечный телескоп.
	ДД. МАКСУТОВ.
	нач. лаборатории астрономи-
	ного оптического HCTHTYT a.
	Советекая оптика силь- AL MAT
а м нач. лаборато
‚ ческой оптик

производящими изделия
из первосортного стевля, Horo OnTHyeCl

Она сильна. кроме того, Государственным
оптических  инетитутом, сосредоточившим
крупных специалистов по самым  разну-
образным отделам оптики,
	Можно сказать без преувеличения, что
нет такого оптического прибора, выполнение
которого было. бы непосильно институту.
Ero вычислительный сектор овладел искус-
‘ством и опытом расчета самых сложных
оптических систем: технический сектор
владеет методикой точных исеслелований и
‘для каждого случая может указать необхо-
димый технологический ‘прэцесс: секторы
прикладной физической оптики и химиче-
ский ‘могут дать все указания о свойствах
стакла как материала для данного прибора.
	Разнообразные ° источники света, фото-
метры, светофильтры, кристаллооптика, све-
тосильные фотооб’ективы, ‘фотографические
шкалы, муармикрометры, точные эталоны;
	‘ускоренная. полировка точных  илоско-
‚стей,—все это и многое. другое роди-
лось в стенах института, Не уливи-
	тельно, поэтому, что оптический инстя-
тут горячо поддержал пожелания астроно-
‚мических учреждений. наладить производ-
ство. оптики для астрономическиих прибо-
ров. Эти приборы ранее поступали к нам
исключительно из-за границы.

-. Каждый большой ` астрономический ин-
струмент — это многие сотни тысяч з0ло-
тых ‚рублей. Но. не, веегла имеется уверея-
НОСТЬ В ТОМ, ЧТО Оптика, большого инстоу-
мента окажетея удачной — слишком много
трудностей возникает при изготовлении ги-
тантекого астрономического инструмента И
овобенно сто’ оптичееклх сталей;  Мы знаем
историю заваза в Англии, 810-уиллиметро-
вого рефрактора. лля Пулковской. обсервато-
	DUH, Не выполненного в течение 18 лот,
	несмотря на все попытки получить большие
блоки достаточно однородного стекла.

Этот заказ, как известно. выполняется
сейчас в Ленинграде, в Государственном
‘оптическом институте, а проблема практи-

чески однородного стёкла для этого об  екти-
ва уже решена нашими заводами.
	В связи е решением 06 изготовлении гн-
гантского об’ектива внутри страны в Го-
сударетвениом оптическом институте была
учреждена лаборатория астрономической
оптики, которая, совместно с об`ективом в
810 миллиметров и рядом мелких и средних
астрономических зеркал и об’ективов. вы-
	полняет по заланию Пулковекой обсервато-.
	рии ONTHRY другого мощного и не менее
сложного и’ ответственного инструмента, —
солнечного телескопа.

(Солнечный телескоп —= это инструмент
башенного тина, состоящий из 6 больших и
ередних зеркал и одного об’ектива, не счи-
тая многих более мелких оптических лета-
-лей. На верхней плошадке башни нахолят-
ся два больших плоских зеркала. попереч-
‚ником  оволо 700 je образующих _ пелло-
«татную ‘систему, еастема. хпабженная
‘часовым механизмом, обеспечивает HenaMen-
Hoe напр BE TeHIe   пучка Фолнечных aynel,
отраженных от. двух зеркал.

Наклонив соответственным образом зерка-
ла и пуетив в ход часовой механизм. мы
получаем возможность наблюдать неподвиж-
ное изображение при неподвижных епев=
тральных. фотографирующих и измеритель-
ных приборах.

После отражения от целлостатных зеркал
пучок света направляется в низ башни, где
расположено большое параболическое зер-
	СУТОВ. кало, создающее изобра-
ии астрономи. SCHHe солнца. Кроме To-
Государствен- Г®: мы имеем еще дв
0 HHCTHTYTA. вспомогательных плоских

й одно выпуклое гипер-
болическое зеркало, об’ектив в 200 мм, не-
сколько малых об’ективов, плоско-парал-
лельных пластин ий т. д;

Солнечный спектр получается с помощью
диффракционной решетки, которая в данном
инструменте будет являться единственной
деталью заграничного происхождения.

Инструментов, подобных данному, имеет-
сл веего песколько штук в мире; этот те-
лескоп предназначен для самых точных и
современных спектральных исследований
солнца и должен явиться вторым по величи-
не в мире,
	KCIW мы желаем получить © помощью
	оптической системы первокласеное изобра-
жение, то поверхности зеркал, независимо
от их размеров, должны быть выполнены
с одинаковой точностью. равной ‘he, CBeTO-
вой волны, т. е. 25-миллионным долям
миллиметра. Таким образом, наш допуск во
етолько же раз меньше толщины волоса,
	BO сколько в0л0е тоньше телеграфного
столба.

Разработанные в оптическом. институте
методика исследований и методика поелед-
ней «доводки» поверхностей (ретушь), уже
позволили обработать больное число поверх-
ностей с указанной точностью. Но оптика
инструмента, безупречная в лаборатории, в
других условиях работы, при непостоянной
температуре, может заметно снизить свои
качества. Особенно это относится к наблю-
дению солнпа, когда происходят весьма за-
	метные местные нагревы зеркал, Ноэтому ней
	оезразличен материал для зеркал, и наш за-
вот оптического стекла овладел технологиче-
ским процессом изготовления больших дисков.
специального стевла «пирекс» весом в сот-
пи килограммов. 9т0 стекло имеет весьма
пизвий коэффициент теплового расширеция,
а потому поверхноети ‘пирексовых зеркал
мало реагируют на температурные измене-
НИЯ.

Первое зеркало для солнечного телескопа
уже изготовлено. В результате точного’ из-
мерения оно оказалось первоклассным. так
как его наибольшая ошибка не превышает
25-миллионных долей миллиметра, Сейчас
заканчивается полировка второго зеркала,
ялет подготовка к изготовлению остальных
зеркал и об’ективов.

Сооружение солнечного телескопа займет
несколько лет. Он будет установлен в месте
	наиболее благоприятных атмосферных уело-
	вий и на достаточной высоте над уровнем
моря, чтобы ‘по’ возможности удалиться от
плотных пижних слоев атмосферы, сильно
метающих астрономическим исследованиям.

Завершение ‘начатой работы обогатит нас
мощным стационарным инструментом для
исследования солнца — светила. от которого
	зависит все существующее на земле.
	Не менее. важным является вооружение
зстронемов первносными установками для
наблюдения солнечного затмения в 1936 го-
	ду. Это событие, cand 10 cee довольно рел-

an me ra we
	воё, пройдет полностью по территории 6.0?
и привлечет к, себе большое число экснели-
пий и ученых. из-за границы. Мы холяйы
встретить затмение. должным образом во-
оружившись и подготовивщись. К тому, име-
ютея вс8 возможности. ’Олнако из-за фор-
мальных причин заключение договоров дви-
жется недопустимо медленно, и мы рискуем
пропустить сроки. после которых своевре-
менное выполнение заказа на 10 зеркал я
9 об’ективов окажется нереальным.
	Ленинград.
	0б ассортименте, @
	Потребитель недоволен продукцией
швейной промышленности. Недовольство
обоснованное. Войдите в любой магазин
готового платья, районный универмаг или
лавку сельского потребительского. обще-
ства и вы убедитесь, что значительная
часть швейной продукции по ассортимен-
ту и качеству не соответствует  требова-
ниям трудящихся.

На базах, в магазинах государственной
торговли и кооперации очень много деми-
сезонных грубошеретных пальто. Черных с
серым отливом. Почти повсеместно, не

только в городе, но и на селе, эти пальто
продаются с большим трудом.
	Наркомлегиром на это не реагирует. Из
месяца в месяц выпускаются сотни тысяч
вовых черно-серых грубошерстных пальто.
Они вновь заполняют базы, склады и ма-
газины,

— Видите ли, — оправлываются в нар-
комате, — у нас напряженное положение
с шеретью. И мы вынуждены выпускать
на рынок грубошеретные пальто.
	Во почему нельзл грубошерстное‘ сукно
окрашивать в модный цвет: или, скажем,
ходкую сейчас клетку. Ведь те же муж-
ские пальто, только в клетку, очень быстро
раскупаются,
	До атих простых вещей в Наркомлег-
проме еще ‘не ходумались. Установивитие-
ся там’ традиции, инерция не признают
никаких новшеств. Руководители знвейной
промышленности в частности He хотят
считаться с природой. Зимой и летом наша
фабрика вырабатывает одинои тот же ac-
сортимент.

Некоторые работники Наркомлегирома,
как, папример, т. Фушман, пытаютея сва-
лить вину ‘за это на нас, руководителей
фабрики. Конечно, и директора предприя-
тий проявляют недостаточную гибкость в
настойчивость. Но корни наплевательского
отношения к сезонным запросам потреби-
теля нужно искать в Наркомлегпроме. Там
TAK плавируют произволетво и ‘растоела-
ление тканей, шерстяных и хлопчатобу-
уажных, что фабрика никогда не знает,
изделия какой расцветки она будет про-
изводить зазтра. В годовых н квартальных
программах— кстати программу на 1934 г.
ны получили лишь 30 зпреля — указы-
	асонах и оункционалке.
		на АУИ с’езде партии т. Каганович и ко-
торой несомненно сильно подвержена и
швейная промышленность. Я говорю о
функционалне на производстве:

За годы первой пятилетки в Союзе была
создана швейная инхустрия. Витебская фа-
брика — также детище пятилетки. Новая
техника пришла нз. смену кустарной швей-
ной мастерской ‘и’ ремесленнику-портному.
Новое оборудование требует иной органи-
зации труда. На смепу старому’ ‘портному,
производившему все операции, начиная от
кройки и кончая утюжкой, естественно,
пришло фабричное разделение труда.

Но адесь под видом разделения труда
расцвела подлинная неприкрытая функ-
ционалка, ,

Даже сейчас, поеле того, как мы по гоб-
ственной инициативе укрупнили  некото-
рую часть операций, у нас на фабрике—
да не только у нас -—— пошивку пиджака
производят 190 человек,  демисезонного

пальто — 129 и обыкновенных брюк —
67 рабочих.
	Швейные фабрики работают по’ конвей-
ерной системе. Конвейер — вещь хорошая
п нужная, но при том условии, если он
организован правильно. Для швейной фа-
брики конвейерная лента в 120—150 че-
ловек — это перегиб. Расщепления произ-
водственных процессов на столько мелких
и мельчайших операций приводит н самой
чудовищной обезличке. Нам нужны не
конвейеры-гиганты на весь цех, а малень-
кие ленты в 20—25 человек, ленты, где
при разделении труда все же сохраняется
лицо каждого участника конвейера. Пока
этого не будет, всякие разговоры © даль-
нейшем улучшении качества останутся
разговорами. И второе — мы  растеряем
квалифицированные кадры швейников;: ны-
нешний большой конвейер несомненно
этому способствует.

Для швейной промышленности” ликви-
хация функционалки ‘означает He только
изгнание канцелярско-бюрократических ме-
TOIOB управления, но и правильную орга-
низапию технологического процесса.
	«Знамя инду-
й промышлою»
	Беседа с директором витебской

швейной фабрики «Знамя инду-

стриализации» тов. Колобковым.
-——O—
	ваетея только сортность тканей; но нет и
намека на расцветку. Мы шьем из того,
что снабженцы наркомата и. трестов соиз-
волят нам прислать. А что нам нужно, нае
не спрашиватот, .

Фабрики легкой промышленности, в 050-
бенности швейные, лишены одного. из важ-
нёйших своих прав: отбирать . необходимое
‘им сырье,

Такое же положение с фасонамя. Мы

‚шьем костюмы четырех фасонов, ‹ пальто
также четырех и детские костюмы одного
фасона. Почему такое ограниченное коли-
‘Чество фасонов? На фабрике мы не имеем
права устанаваивать новые фасоны. Это
дело сугубо централизовано. Монопольны-
ми и непогрешимыми законодателями. мод
  фасонов являются наркоматы и сбыто-
вые организации, Нам дается право вно-
сить в швейное управление те или иные
предложения. Но сульба этих предложений
почти всегла одинакова: они томительно
долго «нрорабатываются», «изучаютея» в
трестах и наркомате, а. фабрика  пролол-
жает шить по устаревшим фаеонам.
‚ Разработку мод и фасонов нужно пере-
дать фабрикам, в первую очередь крупней-
шим. Фабрика, если ей будет известна гед-
графия сбыта её продукции. чего совер-
шенно правильно требовали лиректора лв-
нингралеких предприятий. («Правда», 23
апреля}, несомненно справится е таким де-
лом. как установление фасонов.

Наша фабрика за последний год снизила
‘процент брака с 20 до 0,3. Успех necox-

`ненный. Но все же вопросе © качестве,
‘прочноети, носкости вырабатываемых нами

изделий халеко не решен. Нам, как и OC-
тальным швейным фабрикам Союза, мешает
улучшать качество функциеналка,

Я имею в виду не функционалку в уп-
равления, о которой очень хорошо сказал
	злоупотреоления в органах
.. . Наркомевязи,
	3 апреля 1934 г. «Правда» напечатала
письмо Филипиова—«В Горьком уничтожа-
ют письма работах и колхозников».
	Но сообщению прокурора Горьковского
края тов. Калимкева, районный. отдел свя-
зи за 1932 гол вскрыл и уничтожил
43.019 писем, а за 1933 гол— 44.093.
Кроме того, при расолеловании выяснились
злоупотребления и ‹ посылками.

5 мая Народный комеесариат связа так
же представил резакциа матервал, пох
тверждающий” виновность .: зав, . позтамтам
Лоболы и лрусих работникль почты (уже
осужленных к разлачвым егизам:
	Бановаты ‘я рабэтаики,релакдйи «ГоБъ-
ROBCKOH коммуны» Ronocop и бывший 2е-
тактор Сидорэв, стказакшиеся в свое вре-
мя выкупать доплатные письма.
		“СУДАК В МЫЛЕ“.
	После появления в «Правде» фельетона
«Сулак в мыле» астраханский горсовет (т.
Гуткин)` закрыл ‘баню, сточные воды ко-
торой попадали на рыбные промысла. На-
селение крупного рабочего района осталось
без бани.

Уполномоченный Комиссии Партийного
Контроля по Сталинградекому краю, рас-
следовав это дело, предложил краевому
прокурору т. Гариву привлечь к судебной
ответственности виновников антисанитар-
ного состояния промыслов. Партколлегии
поручено разобрать немедленно дело на ме-
сте и привлечь виновных к партийной от-
ветственности.  Астраханскому  горсовету
предложено в декадный срок обеспечить
отвод банных вод ниже промыслов и от-
крыть бани.
	НОВЫЕ КНИГИ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ ДЛЯ DETER.
	Тосударственное — технико-теоретическое
издательство выпустило следующую книгу
из серии юношеской научно-технической
библиотеки — «Телевидение».
	«Телевидение — это видение при по-
мощи особых приемных аппаратов за сот-
ни и тысячи километров тех предметов,
которые находятся перед телепередатчи-
ОМ».
	Автор книги Н. Лукашевич  рассказы-
вает, что уже достигнуто в передаче изо-
бражений по радио, подробно разбирает все
говременные телепередаточные и приемные
	зппараты за границей. Последняя глава в
вниге -— телевидение в СССР.
* * ®

В том же издательстве выпущена, по
серий «Центральная детская техническая
станция», листовка «Телевизор».

Листовка составлена Панковым для де-
тей — юных техников, имеющих уже не-
которые сведения по электротехнике и ра-
днотехнике.

Листовка просмотрена Институтом поли-
технического. образования и утверждена
  Наркомпросом РСФСР. В ней подробно рас-
сказано, как сделать самому «телевизор»,

<хт редаюыюскя тая: — ‘

Помещая беседу с дирентором витебской швейной фабрики
изации» т. Колобновым, реданция ждет от работниноз легко
	на выдвинутые автором nonomenna,
	стриализации» т. Нолобновым, реданция
ности, и в частности швейников, откликов