о ИЮНЯ 1934 Г., № 150 (6036).
	PAB A A.
			НЛАССИЧЕСНАЯ ЭРУДИЦИЯ.
		СТАРЫЕ ПЕСНИ НА НОВЫЙ. ЛАЛ.
				школьники не валили без разбору в»одну
кучу всех людей, не зная, когда и чем они
занимались. 0 том же царе Митридате, ко-
торому В. Т. посвятил чуть ли не Brew
статью, полезно было бы знать и школь-
никам и «Известиям» Не только то, что
значится у Брокгауза. Важется, тов. К. Т.
близко знаком с некоторыми академиками.
Нусть он обогатит свою библиотеку, приба-
вив к словарю 1892 года и такую, скз-
жем, книгу, как сборник «Карл Маркс и
проблемы истории  докапиталиетических
формаций» (Соцэкгиз, 1934, под редакцией
акад. Марра и Пригожина). Там прочел бы
он, что Митридат «об’являл после занятия
городов 06 уничтожении задолженности,
включал метеков в состав граждан горо-
дов, а рабов освобождал». Что «заняв
остров Хиос, освободил рабов, а свободных
сделал рабами и передал их бывшим ра-
бам в собственность. Использовав стремле-
ние рабов к свободе, Митридат нанее Риму
серьезный удар, который так сильно поло-
ррал мошь республики...»
	Но шут с ним, с Митридатом, и прочи-
ми греко-римско-поятийскими древностями.
Мы отдаем Митридата товарищу №. Т., у ко-
торого. кстати говоря, память коротка, в
особенности на ошибки «Известий».
	Вот, например, в номере «Известий» эт
27 апреля, в серьезной рецензии о еборни-
ке «Этапы экономической политики СОСР»
мы читаем строки, преисполненные не мень-
шим восторгом, чем тот, какой был у Ko-
лумба при появлении на горизонте Аме-

DUKE:
	«Впервые широко и квалифицированно
освещена экономическая политика нашей
партни в историческом разрезе, четко очер-
чены этапы социалистического строитель-
стра».
	Неужели же впервые?! Вот так откры-
тие! Прямо для политудочки. Нам помнится,
даже без энциклопедии, что выходили кое-
какие книги на эту тему у Ленина, Стали-
на... Трудно себе представить, что 0б этом
не знают в «Известиях». Или, может быть,
и знают, но по привычке забывают всех
экономистов. кроме одного?
	Вообще, если тов. №. Г. не только пишет
В «Известиях», но инозча и читает их, —
он найдет, в частности в статье  «Эконо-
мика советской страны», такие перлы нз-
учной премудрости, перед которыми. жалко
поблелнеют тридцать седьмой и все прочие
полутома Брокгауза и Ефрона.
	On наидет рассуждения о строительстве
тяжелой индустрии в первой пятилетке,
где. буквально сказано: «процент накопляе-
мой чёсти народного дохода оказался край-
не высок, и оттого так велико. «напряже-
ние»... Такую оценку 0 нрайне высоком
накоплении, в результате которого «так
	«СТАНЦИОННОЕ БОЛОТО».
	Корреспонденция «Станционное болото»,
опубликованная в «Правде» 14 мая, при
проверке на месте полностью пПодтверди-
лась.

Секретарь парткома станции Губанов,
как зажимщик самокритики, занимавший-
ся самоснабжением, с работы снят. Вопрос
о пребывании его в партии будет решен
парткомиссией. Председатель  месткома
Мельников с работы снят. Дело о нем пе-
редано парткомиесии для наложения парт-
взыскания. В отношении действий район-
ного прокурора Иванова проводится допол-
нительная проверка.
		Начальник политотдела Омской дороги
ВОЛОДИН.
	Странные бывают на свете люди. Чуд-
нб они откликаются на замечания ближних.
Скажешь, например, такому человеку:

— Товарин, послушайте, у вас как буд-
то костюмчик не совсем в порядке. Застег-
нулиеь бы, что ли...

А он тебе в ответ произносит бурнопла-
менную речь со ‘всей силой оскорбленного
достоинства, со всей страстью потрясенной
души, co всей язвительностью своей интел-
лигентной натуры.

— Костюмчик? Да как вы смеете! Да
отлаете ли вы себе отчет в произнесенных
 1овах и выражениях?! Застегнуться?! A
БЫ-ТО сами — кто такой?! Какое у вае 0б-
щее, срелнее и высшее образование? Эру-
диция ваша какова?! Да и сдали ли вы
вообще экзамены за полный курс класси-
ческой мужской гимназии?! Известны ли
вам энциклонедический словарь Брокгауза
и Эфрона и порнографические стихи Пуш-
кина?!

На-днях скромная наша Групиа В., 0бо-
зревая газетные окрестности, заметила. что
р газете «Техника», а за ней и в «Изво-
стиях», печатаются, под видом авторитет-
ной научной информации, запозлалые пер-
воанрельские шутки о «тяжелой воде» из
немецкого журнала.

Тихо и мирно указав на эту неприлич-
ную мелочь, мы уповали, что после друже-
ственного замечания названные газеты бы-
стро приведут в порядок свой нарушенный
туалет — и делу конед.
	Вместо этого мы нахолим на страницах
«Известий» целый «моно-диалог» под слож-
ным названием: «Дружеский «не-шарж»,
или «всем сестрам по серьгам», При помо-
ши сценического сопоставления, тяжело-
весных острот, ссылок на клубничные сти-
хи Пушкина и старые энциклопедические
словари выставляется убогий и нищий те-
зис: сами-то вы хороши.
	Не так надо было реагировать на наши
замечания 0 «научных» шалостях, Не к
липу эта позиция товарищу №. Т. Не весьма
прочен фундамент, на коем эта позиция
нокоитея.
	Если коснуться царя Митридата, но по-
веду которого К. Т. закатил целый шекепи-
ровский диалог, то да, мы с удовлетворе-
нием констатируем, что №. Т. является
счастливым обладателем  энциклопедиче-
ского словаря Брокгауза и Эфрона, издания
1392 года, и что в этом словаре, каки в
лругих справочниках, Митридат значитея
понтийским царем, что соответствует исто-
рической действительности. В этом смыеле
автор статьи от 10 апреля с. г. дейетви-
тельно допустил неточность. Жаль, конеч-
но. что он, как и автор из «Известий», не
сказал достаточно ясно о Митридате.

Но для того и вводятся сейчас в совет-
ских школах новые учебники. чтобы
	«ПРОСЯТ
НЕ БЕСПОКОИТЬ».
	В связи с фельетоном Мих. Кольцова о
прокуроре Крестецкого района Бояринцеве,
опубликовавшем перечень жалоб и заявле-
ний, не подлежащих его рассмотрению, зам.
прокурора СОСР т. Вышинский сообщает,
что «вместе с т. Бояринцевым ответствен-
ность должна разделить и областная ле-
нинградекая прокуратура, организационно-
инструкторский отдел которой, в настоя-
щее время упраздненный, еше в прошлом
году послал на места перечень жалоб и за-
явлений, не подлежащих рассмотрению ор-
ганами прокуратуры. Г

Тов. Бояринцев направлен к исполнению.
прямых своих обязанностей народного сле-
дователя — ве переводом в другой район».
	велико «напряжение», вряд ли кто-лиоо
теперь даст, находясь в здравом уме и 069-
бенно в твердой памяти. Не следует старую
песню на новый лад излагать.

Он также найдет рассуждения о том, что
задания лишь второй пятилетки дали «ус-
тановдение реальной связи между обеими
отраслями: машины, уголь, электроэнергия,
стройматериалы, химия тяжелой промыш-
ленности уже могут оплодотворить и опло-
дотворяют легкую промышленность и сель-
ское хозяйство». А в первой пятилетке не-
ужели тяжелая промышленность так-таки
потеряла связь с промышленностью легкой
и сельским хозяйством?

Он найдет столь же глубокомысленное,
сколь и странное определение — «эпоха
«классического» нэпа», — классическое пе
своей путанице.

Он найдет эпоху коллективизаций И
ликвилации кулачества как класса пере-
именованной в эпоху «аграрной револю-
	ЦИИ»..,,
Такая это все... гм... тяжелая вода! И
	льется она в «Известиях» от 12-го мая,
то есть от того самого дня, когда тов. К. Т.
нашел атомную опечатку в «Правде».

К таким печальным перлам всегда при-
ходят люди, когда они упрямо, несмотря
ни на что, какой угодно ценой «хочут свою
образованность показать».

Ведь именно это желание шикарно блес-
нуть своей эрудицией и познаниями отли-
чает редакцию «Известий» от редакции
«Техники» в их грустной истории © пер-
воапрельской научной белибердой.
	«[Гехника» напоролась на шуточную
сенсацию в «Хемикер цейтунг» и сообщи-
ла ee читателю, сославшись, как на
источник, на названную газету.

«Известия» же для пущей эрудиции 00-
слались в своей утке о тяжелой воде на
«первоисточник» — журнал «Чикаго ин-
жиниринг мирор».

Ну-ка, где этот журнал? Покажите-ка
нам его. Пред’явите экземплярчик!

Нет, «Известия» не пред’явят этого
первоапрельского журнала. Поспешат пе-.
ревести разговор на римские древности и
греческие войны.

Подобно этому у Козьмы Пруткова —
«некий начальник, осматривая одно в0с-.
питательное заведение, зашел, между про-
чим, и в лазарет. Увидав там больного,
спросил его: «Как твоя фамилия? »—Тому
же послышалось, что его спрашивают, чем
он болен, а потому со стыдливостью отве-
чал: «Понос, ваше превосходительство».—
«А! греческая фамилия», — заметил на-
чальник».

Странные бывают на свете люди. Чудно
они переводят разговор с «тяжелой воды»
на классические темы.
		ПИСЬМА ИЗ КАЛУГИ *).
	3. „Окс fF IBALL S

Был такой случай. He-
вий почтенный старец,
ревизор движения Запад-
ной дороги, разговорилея
	рюванных специалистов
помогла бы руководству
о Завода сосредоточить вни-
мание на главном и кУЛЬ-

короткие
PUM ABI.
		ПЛЯ ДИРЕКТОРА ЧЕРВЯКОВА
_ ЗАКОНЫ НЕ ПИСАНЫ,
	(Письмо рабочих).
	По коллективному договору постоянные
рабочие ремонтно-тракторной мастерской
«Севлеса» (г. Сольвычегодск, Северного
края) с 1 января 1932 года должны полу-
чать процентную надбавку к заработной
плате з зависимости от стажа работы ‚в
мастерской.

Надбавку мы безуспешно пытаемея по-
лучить в течение двух лет.

В сентябре прошлого года котласский
райком ВЁЛ(б) предложил директору Чер-
вякову выплатить рабочим деньги, а дело
о нем, за обечет рабочих, передал в район-
ную КК РКИ для привлечения к партийной
ответственности. Скрепя сердце, Червяков
се нами расплатилея. Но и тут он решил
обойти закон. Надбавку выплатил только
за 1933 год, хотя договор заключен с 1 ян-
варя 1932 гола.

За получением остальных денег мы 0об-
ратились в народный суд. Послелний поста-
новил выплатить надбавку с 15 апреля
1932 roza.

Червяков обжаловал в краевой суд. Rpae-
вой суд признал наши требования закон-
ными и выдал нам исполнительный лист
на 1.799 рублей.

Казалось бы, что дело на этом закончи-
лось. Но получить деньги нам все же не
удалось.

Для взыскания причитающихся нам де-
нег мы обратились к районному прокурору
Репнину.

Репнин отобрал у нас исполнительный
лист и дело в порядке надзора передал
опять в краевой суд. С тех пор мы не
имеем никаких свелений о нашем леле.
	А. БЕЛЫХ, БУРНОВ, ПЕРМОГОРСКИЙ,
ГОРЯШИН, ЕШКИЛЕВ. НОГИН.
	АОЛАОЗНАЯ ВЗАИМОЛОМОЩЬ
“HA ЗАДВОРКАХ,
	(Письмо служащего).
	полхозными кассами взаимопомощи об-
ластные, районные и сельские  орга-
низации не занимаются. Колхозы  про-
изводят специальные отчисления в фонд
касс взаимопомощи. Но средства в боль-
нгинстве случаев им не передаются и ис-
пользуются нё по назначению. Часто кол-
хозники не знают о существовании касс.

По Донецкой области необходимо было
организовать . 1.400 комитетов колхозных
	касс взаимопомощи, организовано лишь
100. Фактически работатт 20.
	Не оживили работы и проведенные не-
давно перевыборы комитетов колхозных
касс взаимопомощи. i. KOHOHOS.
	ЛИХАЯ ПРОМАРТЕЛЬ,
	с Паралефтеровым,  на- по турно организвать про-

чальником Калужского HSBOACTBRO.
завода. Старец размяк и (ОТ. СПЕЦИАЛЬНОГО Калужекие «левши»
разоткровенничался. Взяв КОРРЕСПОНДЕНТА хорошо работают, выпол-

начальника за пуговицу, «ПРАВДЫ» ). няют и перевынолняют
	он пустилея в  длин-
ные рассуждения о транспортной технике.
— Боюсь я ваших машин, — бормотал
он, — боюсь и не люблю. Мотовозы какие-
то, моторы «КИМ», дрезины. Какая от них
польза? Выдумки все это, уметвования.
тарец впал в детство — это бесспорно.
Но сей старец отразил тенденцию. На
транспорте утвердилось равнодушное отно-
шение к Калужскому заводу новой желез-
нолорожной техники и его продукции. 33-
BO{ творческого эксперимента предоставлен
вамому себе.
	` Действительно, сколько на транспорте
всяких научно-исследовательских институ-
тов! Заинтересовалея ли хоть один из них
тем, что происходит на Калужеком заводе?!
Ни один! Почему бы, скажем, научным ра-
ботникам Института реконструкции тяги не
заглянуть в Калугу? Ведь это их прямая
обязанность. Но работники этого институга
ощущают непреодолимое отвращение к ка-
лужекому воздуху и к калужеким мотово-
зам.

Возьмем другой вопрос. Заинтересовалея
ли кто-нибудь из «вышестоящих организа-
ций» техническим уровнем руководящих
работников Калужского завода? Вель это--—
завод новой техники. Ведь здесь должны
работать лучшие технические силы. Сме-
ость здесь дает, как мы видим, хорошие
результаты, но она даст в тысячу раз боль-
ше, будучи подкреплена высококвалифици-
рованной технической мыслью. Но смотри-
те: технический директор завода Наза-
ров-—-инженер узкой специальности, проще
говоря, техник; начальник важнейшего аз-
томотосборочного цеха Лебедев, считающий-
ся инженером, но образованию —— техних;
начальник литейного цеха Затворницкий—
техник: начальник цеха моторов «КИМ»
Соколов-—молодой инженер; начальник ме-
ханическо-экепериментального цеха Полис-
ский— молодой инженер. Повторяем, все они
достойные работники, но ведь было бы еще
лучше, если бы завод, делающий новые ма-
шины, имел побольше инженеров высокой
квалификации, Каких. к сюву сказать, не-
мало в научно-иселедовательских институ-
тах транспорта и в тресте транспортного
мантиностроения.

Руководство завода всячески старается
привлечь в Калугу ввалифицированных ия-
женеров, но его усилия оказываются тщет-
ными: не елут инженеры в Калугу.
	И получается, что техническая опора на
Калу ом заводе — лесковский «Левша»,
смелый парень, до всего доходящий своим
умом и сметкой, но учившийся... «чему-ни-
буль и как-нибудь».

Отсюда проистекают и многие добавоч-
ные трудности, какие приходится преоло-
левать заводу: недостатки внутрицехового
планирования, немалое количество брака,
ослабление работы в начале месяца и штуэ-
мовшина в конце, грязь в цехах. «Левша»
берет напором и выдумкой, но культурно
организовать производство он часто не
умеет!

Сам Каралефтеров, очень увлекающийся
человек, испытывает борения чувств: с од-
ной стороны -— он начальник, © другой —
конструктор. Добрая сотня его изобретений
в ходу на заводе. Конструктор нередко ме-
шает начальнику, вынуждая его гоняться
за мелочами и распылять внимание. Зре-
лая техническая мыель выесококвалифици-
	*) См. «Правду» №№ 1729 и 141.
	ON

свой план, изобрели мно-
жество интересных вещей, у них 60-
гатая инициатива, и ели их ини-
циативу, смелость, энтузиазм, любовь к но-
вым машинам подкрепить высококвалифи-
цированной технической помощью, — Ka-
лужекий завод стал бы действительно ве-
ликоленным предприятием!

Завод реконструируется. На реконструк-
цию завода решено потратить в 1934 го-
ду 10 млн рублей. Из этой суммы 4 млн
уже должны быть з кармане завода, а по-
лучено пока что 400 тысяч рублей. Это
значит, что ассигнованная сумма не будет
полностью освоена, это значит, что ряд на-
чатых работ нельзя пока продолжать. Надо
реконструировать литейный цех, но нет
еще готовых проектов: Государственный
институт по проектированию вагоноремонт-
ных заводов не удосужился своевременно их
изготовить. Надо обязательно в этом году
построить теплоэлектроцентраль — к ее
строительству еще не приступали.

Что же делать, как продолжать дальней -
шую реконструкцию?

Снабжение ззвола ‘необходимыми ему ма-
терналами производится по принцину: «ие
зевай». Завод строит котлы Шухова, а
труб, необходимых для этих котлов, заво-
ду не дают. В результате котельный цех
имеет гору незавершенной продукция, а
страна ощущает нехватку в котлах Шу-
хова. Лес, который получает завод, прихо-
дитея вырывать мелкими партиями и дер-
жать производство под страхом остановки.

Вряд ли Калужекий завод новой тране-
портной техники заслуживает столь прене-
брежительного к себе отношения.

Мы уже писали, что завод делает все,
что угодно. Это, с одной стороны, свиде-
тельствует о смелости и уменье коллекти-
ва, а с другой—0 том, что программа за-
вода недостаточно продумана.

Завод должен делать главным образом
автодрезины и мотовозы, а также осваивать
производство новых машин. Почему же,
спрашивается, трест транспортного маши-
ностроения загружает его мелкими заказа-
MH для Саратовского завода запасных ча-
стей для ж.-д. транспорта? Почему же он
выполняет заказы для лесной и сахарной
промышленности? Возьмем такой вопрос,
как производство дизелей. Завод сделал два
дизеля, и сделал их хорошо, но ведь они
родились, можно сказать, в «подполье».
Нало внести ясность и в этот вопрос. Если
завод будет в дальнейшем строить дизеля,
то пусть он их строит в порядке организо-
ванного производства. если нет — пусть не
распыляет свои силы.

2 *
		«БОРО...
ПО ОБЖУЛИВАНИЮ
ТРАНСПОРТА».
	Уполномоченный Комиссии Партийного
Контроля по Киевской области расследовал
корреспонденцию «Бюро... по обжуливанию
транспорта», опубликованную 12 мая. в
«Правде». Установлена абсолютная неце-
лесообразность и верентабельность сущест-
вования маршрутного бюро Укрлесебыта,
как организации, дезорганизующей работу
и нормальную деятельность транспорта.
Комиссия предложила представителю киев-
ского отделения Укрлесебыта Рабиновичу
немедленно ликвидировать возглавляемое
им маршрутное бюро.
	ки» и убедились, что если жить скупо, —
может хватить на 3 и даже на 4 месяца...
Наш рацион был не слишком обильный:
	утром— чаи, в полдень — обед из одного
блюда — консервный суп или каша, ве-
чером — ужин и опять чай, который
грели сами в палатках.  Старостам
	палаток выдавалея сухой паек: на три
дня—банка сгущенного молока, каждому
четвертому — поочередно-—банка рыбных
консервов, затем — немного сахару, кон-
фет, галеты, иногда сыр, свинина. Разда-
вфли муку, из которой пекли на примусах
лепешки. Потом, когда в железной бочке
оборудовали «хлебозавод» очень хитрого
	устройства, — стали печь лепешки на
весь коллектив.

Кончились запасы —врУупы — готовили
	лапшу. Бее продукты хранили на 0со-
бо отведеном участке льда. Вахтенные
строго наблюдали за этим «складом». Не-
смотря на жесткие нормы, не было ни 01-
ной попытки улучшить личное положение
за счет коллектива.

Очень экономили строительные материа-
лы. Думали строить второй барак, но Kor-
да ночью 6 марта наше общежитие разло-
мало, мы отказались от своих планов: тео-
рия создания «жилых комбинатов» на ЛЬДУ
оказалась битой.

После разрешили пользоваться лесными
материалами для улучшения ‘палаток. На
лед настилали доску и получался пол, де-
лали каркас — палатки превращались в
маленькие избушки: разрешили отоплять
их жидким и твердым топливом. Здеев хо-
рошо поработали изобретатели — почти в
	каждой палатке были свои метохы отопле-
НИЯ.
	Так и жили мы в лагере Шуидта, уве-
ренные, что усилия страны вернут нас на
советскую землю. Наш коллектив в 20 ком-
мунистов был стоек, решителен, непоколе-
бим, Как и на земле, у нас в лагере ком-
муписты стояли в авангарде. Беспартийные
работники экспедиции видели, как в труд-
ные дни и часы лагерной жизни коммуни-
соты являлись организующей силой, поддер-
живали бодрость, боролись с проявлениями
слабости в крупном отряде челюскинцев,
как вокруг партийного ядра группирова-
лись лучшие из лучших людей нашей

страны, и теперь они CTPeMATCA в пар-
THO.
	—щ Да, велика сила большевистской пар-
	ТИН!..

* *
*

На море спустился вечерний туман.
«Смоленск» подходил к Петропавловеку.
	LOWY COB с живостью, немного неожиданной
«в ледовом человеке», сказал:

— А теперь сообщи мне новости: чем
живет наша страна? Что в Москве?
	Л. ХВАТ.
	Нет, Калужский завод заслуживает ино-
го к себе отношения.

Калужане работают в обстановке равно-
душия к себе и к своему предприятию.

Калуга! Когда говорят о Калуге, то вее-
ria вспоминают, что. в ней 40 церквей и
5.000 чиквовников, забывая при этом, что
такой была Калуга 20 лет назад. Te-
перь это совсем другой город, это растущий
пролетарский пентр. Вмеето кафедрального
сбора стоит великолепный Дом Красной
Армии, на месте пустырей возникли новые,
большие. предприятия, и среди этих пред-
приятий описанный нами завод НАПС, за-
вол новой железнодорожной техники, по
справедливости занимает почетное место.
		Письмо заведующего магазином).

Прамуе — по-латыни значит первый.
Тенинградская промысловая артель «При-
мус» если и может считаться первой, то
разве только среди наиболее злостных
бракоделов.

Магазин № 17 Первомайского ПРЕ по-
лучил 5 ящиков (75 штук) примусов этой
артели. Большинство из них. оказалось co-
вершенно негодными, многие попросту не-
доделанными. т

Закон 0б уголовной ответственности за
выпуск брака так и ждет, чтобы быть
примененным к лихим дельпам из птом-
артели «Примус». CYPHC.

ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ „ЧЕЛЮСКИНА«
		— А теперь как?’
	MOO
Рассказ И. А. КОПУСОВА.
	Передано по радио специальным
корреспондентом «Правды».
		брал аварийный запас медикаментов, хра-
HHI HX рядом со своей каютой. Parner
Кренкель держал наготове аварийную ра-
диостанцию и необходимое оборудование...

13 февраля мы, как обычно, отобедали
в кают-компании. Почти все ушли отды-
хать. Четверо остались в кают-компании.
сосредоточились на игре в домино. Я зашел
в каюту, захватил кожанку и спустился с
борта на лед, чтобы посмотреть, что проис-
ходит вокруг.

Дул шестибальный нордостовый ветер.
32 градуса мороза. На расстоянии пример-
но ста метров от судна двигался огромный
ледяной вал. Высота нагроможденных льдин
достигала 10 метров. Небольшой группой,
потрясенные, мы следили за этим ледяным
вулканом. Я вернулся на судно. Шмидт и
Воронин с бака наблюдали за сжатием.
	—- Ноложение опасное, —— сказал
Шуидт, — пожалуй, надо выгружать запа-
сы на лед.

Могилевич, Канцель и Гуревич уже бы-
ли на своих местах. Через несколько минут
Шмидт сказал:
	— Приступайте к выгрузке.
	Уже и внутри судна было слышно, как
надвигается страшный вал. Люди обегали
каюты.
	— Одеться теплее! Все наверх!
	Раздался необычайно сильный удар. Все
задрожало, второй толчок— еще более сокру-
шительный. Разорвалея левый бок от пер-
вого трюма до машинного отделения. Из
коридора, где находились помещения эки-
пажа. штурман Павлов пыталея войти в
	каюту, но дверь не поддавалась, Принлось
выламывать длоеки...
	У борта зияла огромная дыра. Через нее
вышли прямо на лед. Страшно было гля-
деть как разрушается судно. Я снова про-
шел на корму. Там Шмилт и Воронин. Под-
бегает старший механик Матусевич, докла-
лывает: «Разорвана главная магистраль па-
ропровода, сдвинуты и повреждены динамо
и вспомогательные механизмы, пользовать-

ся помпами для откачки воды невозмож-
НО».
	Стало ясным, что жизнь «Челюскина»
измеряется часами.

— Bee ли выгружено’ — спросил он
быстро и громко, словно сбрасывая с себя
задумчивость.

—щ Все, кроме вина и спирта. Бочки в
трюмах, наполненных водой, — ответил я.

— Ни одного грамма не брать! — ре-
шительно сказал Шмидт.

Оставалиеь считанные минуты. Вдруг
Отто Юльевич вспомнил, что орденекая ко-
робка пуста: орден осталея на френче в
каюте. Рискуя жизнью, он проник туда,
схватил френч с орденом Ленина и вернул-
ся на палубу.

Последними с корабля почти одновремен-
но сошли: кочегар Паршинекий, вахтен-
ный механик Филиппов, Воронин и Шмидт.
В ту же минуту погиб и храбрый Могиле-
ВИЧ..,
«Челюскина» He стало.
		— Теперь, пожалуй, все пережитое за
два месяца на льлу воспринимается OCT-
рее, — сказал Копусов. — Но тогда я не
ощущал всей серьезности непосредственной
угрозы, не допускал возможности нашей
гибели. Лаже не думалось об этом...
	Обстановка каюты парохода «Смоленск»,
где поселился Копусов, располагала к 6e-
седе. За иллюминатором пенились воды Бе-
рингова моря, судно 12-мильным ходом
приближалось к Петропавловеку, солнце
грело по-майски.

— Вот и кончились льды, — заметил
Konycos, — скоро ли опять их увижу?
	Bee дни после выхода «Смоленека» из
бухты Ировиления Иван Александрович е
увлечением исполнял новую для него роль
корреспондента «Правды». С борта парохо-
да он неизменно продолжал посылать в Мо-
скву коротенькие информационные сообще-
ния. Затем он заставил челюскинцев за-
няться литературными трудами — писать
статьи, очерки, воспоминания. Механики,
машинисты, штурманы, матросы погибше-
т судна, научные сотрудники взялись 2a
каранлаши. Мягкий, но настойчивый и
энергичный, он убедительно доказывал ав-
торам, что литературная работа много по-
лезнее, чем созерцание морской глади или
игра в домино. Все это было ново для Во-
пусова, посвятившего себя освоению Ce-
верного морского пути.
	С «Сибирякова» Вюопусов вернулея с ор-
деном  Грудового знамени, чтобы через гол
снова проделать арктический рейс на «Че-
люскине». В обеих этих вошедших в ието-
рию экспедициях на большевика Копусова
легла большая организационная работа. Ни-
ETO He мог сказать заранее, сколько вре-
мени продлится поход. Надо было преду-
смотреть все, вплоть ло самых ничтожных
мелочей. Никто, конечно, не мог предно-
лагать, что рейс «Челюскина» закончится
голярной робинзонадой. когда итолка пря-
муса вырастала в важную проблему. Но
«Челюскин», отправляясь в поход, должен
был иметь не только кренких. людей, но и
крепкое, хорошее хозяйство. На этот уча-
сток Отто Юльевич поставил одного из свэ-
их помощников — Копусова и в выборе не

рассва-
	OMHOCH.
	— Отто Юльевич, что надо предпри-
нять?

— Пора готовить аварийный запас.
Надо все необходимое собрать, как в свое
время мы сделали это на «Сибирякове»,
в одно место,—сказал Отто Юльевич, — но
сообщите 0б этом ограниченному числу

товарищей, чтобы не создавать на судне
тревожного настроения,
	Продовольствие, палатки, спальные
мешки, теплое белье, меховая одежда и
	другие необходимые предметы находились
в разных кладовых.
	Мой ближайший помощник, покойный
Борис Могилевич, хозяйственник Канцель,
матрос Лесков распаковывали в трюмах
грузы, отбирали необходимое. Перечень
	предметов аварийного запаса исчиелялея
СОТНЯМИ.
	Шюшло несколько дней. «Челюскина»
сжимали льды. Судно вздрагивало, борта
скрипели, металл пронзительно визжал. То-
варит Шмидт распорядилея форсировать
подготовку аварийного запаса и привлечь
всех участников экспедиции к переноске
его из. трюмов на палубу,
	Дул сильный северный ветер. Пурга.
Бригады на судне работали посменно. Вы-
ли такие товарищи, которые не уходили по
10 часов, но некоторые не оценивали всей
серьезности положения судна. Только по-
том, когда мы очутились на льду, они го-
ворили: «Зря мы тебя тогда ругали за ав-
ральные работы...»

К 1 декабря выгрузку основного аварий-
ного запаса мы закончили и часть его уне-
сли на лед в организуемую там базу. Пе-
рекинули тула бензин, керосин, уголь. По-
ставили три брезентовые палатки.
	Но 2 декабря вдоль борта по льлу про-
шла большая трещина, появились разволья
н решено было двигаться дальше. Аварий-
ный запас взяли обратно на борт; но рас-
положили его в таком порядке, чтобы пои
нужде можно было снова выгрузить на лед
в один-два часа. Строго распределили
обязанности: Могилевич отвечает за продо-
вольствие, Канцель — за палатки, мешко-
вые вещи, одежду; Гуревич — за посуду,
примуса, хозяйственное оборудование. К ка-
ждому прикрепили бригаду, предупредили
всех: «по сигналу — тотчас же быть на
местё». Врач Никитин в особые сумки о-
	Стемнело. Мучительно хотелось  зава-
Литься куда-нибудь, уснуть, забыть все.
Но еще продолжалась работа, раздавали
теплые меховые вещи, малицы. Я неё знал,
где мне придется жить. Заглянул в ни-
зенькую, наскоро сбитую палатку. Там в
одиночестве сидел Факилов.

— Больше никого с тобой нет, Ибра-
rum?

— Олин. Заходили Бабушкин и Вала-
вин — ушли.

.Я вполз в палатку, залез в спальный
мешок и моментально уснул.

Быстро проходили первые дни. Мы
устраивались в лагере основательно. Сна-
чала в палатках не было отопления, согре-
вались собственным дыханием, жались
друг к другу вплотную, теплые спальные
мешки спасли нас тогда от замерзания.

Организовали питание. Развели на от-
крытом месте костер, установили тренож-
ник,  подвесили большой котел. Повара
Зверев и Сергеев готовили горячую пищу,
проводя на морозе целый день. У нае бы-
ло три свиньи, забитые за час ло гибели
судна, мясные консервы, чай, сахар, ка-
као,  консервированное молоко, шоколад,
рыбные консервы. сушеные овощи, макаро-
ны, сливочное и топленое масло, мука, рие,
гречневая крупа, сыр, папиросы.

Но у нас было и 104 человека! Bee про-
довольствие взяли на строгий учет. Под-
считали, что при экономном расходовании
этих продуктов хватит примерно на два
с половиной месяца. Как ни странно, но
продовольственные запасы в первые дни
не уменьшались, а возрастали. После ги-
бели судна всплыло десять мешков муки.
Снаружи они были покрыты тонкой кор-
кой, но мука внутри отлично сохранилась.
Около шлюпки нашли бочку топленого мас-
ла. Разыскали еще ящик с консервами.

Вначале наше ледовое «общественное пи-
тание» было на низком уровне. Потом по-
	строилк «озбрику-кухню», «еняли остал-
	от судна. Там впоследствии и был разбит
	наш лагерь. -

Часть выгруженных нами запасов тону-
ла у борта судна. Шмидт распорядился
взять дополнительно продовольствие из
трюмов провизионной кладовой. В клало-
вой была уже вода. Борис Могилевич сто-
ял там обутым в валенки. Потом он побе-
жал в каюту, чтобы одеть кожаные сапоги.
В последний момент, когда Могилевич схо-
дил с судна, он поскользнулея и, придав-
ленный бочками и бревнами, утонул.

— Этот смелый человек, великолепный
товарищ, отличный работник погиб на на-
гих глазах, — волнуясь, закончил Копу-
сов.

—щ Вода прибывала, — продолжал он
через несколько минут, — носовая часть
судна уходила вниз, корма подымалась. Я
и Отто Юльевич пошли в каюту капитана,
взяли там. деньги из кассы, затем пошли
в каюту Шмидта, взяли документы, орден-
скую коробку и отправили все это на лед.

«Челюскин» тонул. Группа в 15 человек
стаскивала самолет Бабушкина с покрытой
водой палубы. Лед был уже на уровне
фальшборта.

Челюскинцы покидали свое сулно. Мы
прошли по сильно накрененному пароходу.
осмотрели, все ли выгружено. В третьем
трюме в кожаном пальто отоял неизменно
спокойный Шмидт. Он задумался. Я подо-
шел к нему и сказал:

— Вот так, Отто Юльевич, кончаетея
наша экспедиция.

Шмидт очень серьезно ответил:

— Гибель «Челюскина» неминуема, но
это неё должно нас пугать. Все закончится
хорошо...
	Вопусов остановилея на миг, прикрыл
Глаза.
	— Усталые, мокрые люди на морозе, в
пургу ни на мгновение не прекращали ра-
боты, перекидывали ящики и мешки. Жен-
щины и дети сошли на лед в палатку, гле
физик Факидов оборудовал свою походную
«станцию». Она находилась в 100 метрах
	Увлекаясь, волнуясь, Копусов
зывает о незабываемых HAY...
	—- Стоял конец ноября. «Челюскин» на-
ходилея в тяжелых дрейфующих льдах.
Предстояла неизбежная зимовка. В один из
этих дней я пришел к начальнику экепе-

IHUHE: