4 ИЮНЯ 1934 Г., Ne 152 (6038).
	ОМ
	oou MBBIC LObUpal, 1129 Sm ANS
вараксинцы, не научились ее

АЛ. КОЛОСОВ. ua триеровать, ни протравли-
	Очерк третий’).
ЕЕ
		вать, ни ставить кулисы. Bee,
дескать, зависит от мастер-
	ства.
А сортовые хлеба! Тут ни-
	чего не понять. Сеяла «Дружба» альби-
дум,— взяла © гектара 9 центнеров. Сеяла
«Заря» альбидум,—не собрала и 5 центие-
ров. А от «Дружбы» до «Зари»—семь кило-
метров, и всхожесть семяи, и их обработка,
и пахота. и сроки всех работ были в арте-
	лях одинаковые.
Сеяла «Дружба» цезиум, — не дался

цезиум: колос щуплый, зерно запаленное.
А «Заря» этим сортом не нахвалится:
«лучше его нет».

Некоторые говорят, что-де мы, варак-
оинцы, ке знаем своего сорта. У «Зари»—
одна земля, в «Интернационале» — дру-
гая, а у нас чернозем со всякими приме-
сями. Нам, дескать, следовало бы завести
специальный участок и испробовать на нем
разные сорта. Иначе, говорят, мы своей
пшеницы никогда He нашупаем. Возмож-
но, что так. Однако заниматься этим не-
когда: восемнадцать гектаров на тягло!

Но вот за «джон-чирами» пришли «ин-
теры», а потом — свои, сталинградские.
Нагрузка полегчала почти наполовину.

За те же годы сколотились и новые бри-
гады — не «плывучие», не те, что па-
хали на этом поле, бороновали на том, а
сеяли —— кула второпях ткнет пальцем

председатель. 7
В те же годы вывели из артели вра-

гов. ;
И было похоже: ехали трудной дорогой,

все вверх, вверх. Поднялись на гребень, —
	И РОТ OHO.
«...Слелать колхозы большевистскими, 8
	колхозников зажиточными... >

ИЕ.
		т
			ГМ РС
	Почти каждый вечер засе-
дает и ROMCOMOb- АЛ. КО
ской эстафеты урожая». Lpe-
токолы пишет Наум Брыкин. Очерк
Когда пишет, глаза — Bak О
уголья, в лице жаркая Epac-
ка, а тонкий кончик языка  высунулся
наружу.

Ilo обсуждении того или другого вопро-
са Федор Вьюгов, председатель штаба,
спрашивает Брыкина:
	— Ну. так как ты это сформулировал?
	Брыкин звонко читает. Ребята слушают
и еще горячей верят в то, что на земле
нет ничего трудного, что удвоить и хаже
утроить урожай— проетейшее дело.

Иногда ребята приглашают на совеща-
ния агронома Рыжикова. Он приходит
усталый, охрипший. В эти жаркие дни у
него так много работы, что он сидит в рай-
	земуправлении хо рассвета: составляет та-
		блицы, памятки-справки для заведующего,
перестраивает поселенные планы, потому
что районный план, ломавшийся уже два-
жлы, поломан в третий раз.
	Кроме того, надо писать ответы на вся-
ческие запросы из области.
	Ho ocodo трудоемкое, изматывающее де-
mo —- сволки. Составляютеся они из тех
	рапортичек, которые присылают в райзем-
управление сельсоветы. Почти всегда эти
рапортички или запаздывают, или в них—
противоречивые цифры, или же в самых
важных графах — белая пустота. Рыжи-
ков часами кричит в телефон, угрожая,
убеждая, называя собеседников то золот-
KOM, то голубчиками, то очковтирателями,

то хуже.
	И все же Рыжиков приходит к ребятам.
Ребята, их разговоры и все их решения
ему нравятся, и он поддакивает им, разжи-
гает их. И о чем бы ни шла речь, Рыжи-
ков сводит все к быстроте действия.
	Вот вчера:
Павлуша Черенков запальчиво сказал:
	— Почему такой хвостизм? Ночему
протразить только пять тысяч центнеров,
когда их семнадцать тысяч слишком? По-
чему не все?
	Рыжиков ответил:
		Первое донесение тов. Шмидта из лаге-
ря, посланное аварийной радиостанцией
13 февраля, непосредственно поеле траги-
ческой гибели судна, гласило, что, несмот-
ря на неудачу, борьба за овладение Север-
ным морским путем не

ИИ 13 1954 ПОЛ
	В 1954 голу будет значительно усилена
авиация на Севере. Опыт героичесной зпо-
пеи челюскинцев лишний раз подчеркнул,
‘каков значение имеет ‘авиация для работы
в Арнтике. Самолеты должны вести там ле-
довую разведку, различ-
ные другие. авионаблюде-
ния, перевозить  пасса-
жиров и грузы, оказы-
вать помощь в аварий-
ных случаях ит. д. В
прошлом году были с0-
зданы базы круглогодо-
вого действия,  добив-
шиеся значительных ре-
зультатов. В 1934 году
эти базы будут расшире-

ны и созданы новые: на
Земле Франца-Иосифа, в
Карском  море—у мыса
Челюскина, в море Лап-
тевых — в Тикси, на
мысе Северном и в Уэл-

ых нЕ За. к IrAm Umer
	—— rene. Нужно отметить

также, что до текущего
года в Арктике работали главным образом
импортные тяжелые морские машины (хотя
с большим успехом работали и наши отече-
ственные машины, особенно «Р-5» и дру-
гие). В текущем же году успехи нашей пе-
реловой авиационной промышленности поз-
воляют приступить к широкому примене-
нию отечественных мощных морских ма-
шин.

В прошлом году главное управление Се-
верного морского пути обратило 0с0бее вни-
мание на радиосвязь. По побережью Север-
ного Ледовитого океана, ‘от Архангельсна де
Берингова пролива, была создана непре-
рывная связь по цепи станций Главсевмор-
пути. Самоотверженные и преданные кадры
наших радистов обеспечили ‘отличную ра-
боту радиостанций в течение всего года и
особенно во время операций по спасению
челюскинцев. В текущем году радиосвязь
значительно усиливается. Строятся два
мощных радиоузла—на острове Диксон и в
Архангельске. Трасса оснащается’ передо-
выми техническими средствами—радиомая-
ками и пеленгаторными станциями. Два
радиомаяка будут поставлены в Кареком
	море, один—На востоке.
				СЕМЕН ИОФФЕ
ЗАМ. НАЧ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ.
	СхемА поларных экспедиций 419245.

eg ate Se,»
	о-в ВРАНГЕЛЯ зе °
		О-ВА HOBO- .
CHBHP CK ‘Е 5”
	5 тыиыксмы
	ПУТЬ ГЛЯВИГИ Ая
	we (VID, TAUMbIP™
	С, penne ПУТЬ , HEPB. ПЯЛИЛЕТАЯ

их мака РИ»
		Rie ЛИР „КРС ©
eve YY) ‚ /ИАЕ“
	будет ослаблена ни на
одну минуту.
- Эта борьба  продол-
жается.. В 1934 roxy
наступление будет ве-
_стись на широко раз-
вернутом фронте.
Вакие же основные

“схем.

ЗЕМЛЯ „ФРАНЦА

ШПИЦБЕРГЕН:

ПУТЬ. Прмякя“ C
		задачи Главное управле-
ние Северного морского
пути. ставит в навига-
цию 1934 года?

_ Прежде всего следует
упомянуть о традицион-
ной Карской экспедиции.
Современная техника
(тедокол, авиационная
разведка, наблюдения по-
лярных станций, радио)

=a

>

ee.

т
ПУТЬ o
mmc /JYTO 4 .
enna ПУТЬ gf
em YTD

mom YTS 4

обеспечивает для карских судов условия
нормальных регулярных рейсов.
	Невольно вопоминается история плава-
ния в Варском море. После отдельных еме-
лых попыток плавания к устьям сибирских
рек в ХУ и ХУП веках, в ХГХ столетии
‘русские исследователи—Литке и академик
Бер признали Карское море недоступным.
„Чем не менее в начале ХХ века царское
‚Правительство поставило задачу обеспечить
морской путь в Сибирь. Столыпин и Кри-
вошеин в 1910 году намечали решение
-этой задачи совсем в стиле  помпадуров
Щедрина: предлагалось об’явить в устьях
0би и Енисея режим «порто-франко» (сво-
бодного, беспошлинного ввоза товаров), и
это считалось достаточным. В евете наших
‘достижений потуги царского правительства
создать морской путь в Сибирь выглядят
особенно жалкими.
	Варские экспедиции, как уже указыва-
лось, мы проводим в условиях нормальных
рейсов. В текущем году лидером судов бу-
дет ледокол «Ермак»— классическое ледо-
вольное судно, построенное по проекту Ма-
карова.

В 1933 году впервые в истории 3 совет-
ских судна—«Правда», «Оталин» и «Во-
лодарский»— прошли через Карское мо-

ре. и пролив Бориса Вилькицкого в
море ЧЛаптевых и достигли устья Je-
ны. № сожалению, не удалось вы-
вести эти суда обратно, и они оста-
лись у островов Самуила, где благополуч-
_но заканчивают зимовку. В текущем году
ленская операция будет повторена. Суда
_ повезут грузы для золотой промышленно-
сти, для треста «Якутосевморпуть», для

кооперации и т. д., & также грузы поляр-
ных станций.
	В текущую навигацию намечен также
перевод с Енисея морским путем на Лену
речного парохода «Партизан  Щетинкин».
Переброска парохода представляет собой
трудную задачу, хотя в прошлом тоду на
Лену уже были переброшены теплоход
«Первая ‘пятилетка» и мощный  лихтер
(железная баржа). Помимо того, для бас-
сейна Лены Главное управление Северного
морского пути заказало р текущем году три
^ разборчых буксира, из которых один будет
готов к концу года.

Для обслуживания флота непаровым тон-
нажем на Лене строится Пеледуйская
верфь, которая уже в текущем году дол-
жна дать первую продукцию: баржи, кун-
тасы, катера. Все эти мероприятия дадут
возможность в 1935 тоду в широких раз-
мерах развернуть операции в низовьях Ле-
НЫ.

Переходя к изложению задач остальных
экспедиций, следует отметить, что мы ис-
ходим, составляя наш план, из опыта 1933
года. Еще во время плавания «Челюски-
на» мы еносились с тов. Шмидтом по-це-
лому ряду принципиальных вопросов, в ча-
стности особенно тщательно был подгото-
влен вопрос об оснащении наиболее труд-
ного и неизученного сектора Арктики —
восточного. На основании соображений тов.
Шмидта намечено построить целый ряд но-
вых станций на побережье. Восточносибир-
ского и Чукотского морей, так как эти
	районы наименее изучены. Олновременно
		В целях шярокого развертывания гидро-
графических и гидрологических работ в се-
верозападную часть Карского моря пойдет,
специальное судно «Седов». «Седов» так-
же будет лидером гидрографических ботов
в Карском море.

Центральная часть трассы Северного
морского пути—море Лалтевых— очень ма-
ло исследована. Выше было упомянуто, что
в западную часть этого моря зайдет ледо-
кольный пароход «Русанов». Центральная
же часть будет изучена целым рядом стан-
ций, личный состав которых будет напра-
влен через Лену. На теплоход «Первая пя-
тилетка» возложена задача обеспечить ор-
ганизацию станции у Ляховских островов.
Кроме того, наличие в устье Лены гидро-
графических ботов обеспечит обслуживание
других научных пунктов, создаваемых в
море Лаптевых.

Быше было указано, что в текущем году
предполагается в значительной степени
усилить станции на востоке. Эта операция
будет обеспечена двумя пароходами из Вла-
дивостока.

Мы предполагаем, наконец, произвести
смену зимовщиков на острове Врангеля, ко-
торая не производилась в продолженге 5 лет.
Наличие на Дальнем Востоке мощного ле-
докола «Нрасин» дает наибольшую гаран-
тию, что смена будет произведена своевре-
менно и обеспечит полностью потребности
Этого важного пункта в Арктике.
	B операциях текущего года примет уча-
стие ледорез «Литке», который получил
капитальный ремонт. «Литке» должен бу-
дет направиться с востока на запад, ока-
зать, если это потребуется, помощь зимую-
щим судам первой Ленской и обеспечить
проводку через пролив Вилькицкого судов
второй Ленской. Кроме того, намечена боль-
шая программа работ по гидрологии Чукот-
ского и В.-Сибирского морей. Перечень этих
задач показывает, каким ответственным
является плавание этого судна.

значительно усиливается работа и в запад-
ной части Ледовитого океана.

Смена зимовщиков на Земле  Франца-
Иосифа будет произведена ледокольным. па-
роходом «Таймыр». Это судно произведет
также гидрологические работы и даст прак-
тику молодым гидрологам. Смена станций
на Новой Земле и доставка туда иселедо-
вательских партий будут возложены на два.
транспортных судна Наркомвода, приписан-
ные к Архангельску.

Ледокольный пароход «Сибиряков» будет
направлен к мысу Челюскин для смены зи-
мовщиков и снабжения полярной станции;
на «Сибирякове» также пойдет большой
груз—новые здания для станции, оборудо-
вание авиобазы, вездеходы и т. д. В. про-
шлом году. из-за тяжелых льдов, затрул-
нявших выгрузку, строительство на мысе
Челюскин не было произведено в полном
0б’еме. Станция эта находится на самой се-
верной точке материка, в узловом пункте
Арктики— проливе Вилькицкого. В связи с
этим успех рейса «Сибирякова» в 1934
году будет иметь большое значение для
скорейшего освоения Северного морского
пути.

В навигацию 1934 года выйлет в поход.
поднятый с морского дна ледокольный па-
роход «Садко». Он находится в настоящее
время в Архангельске, в доке. Если архан-
гельские организации, в особенности завод
«Красная кузница», возьмут необходимые
темпы, то в последней декаде июня ремонт
парохода будет закончен. Машины и котлы
«Садко» в полной исправности. «Садко»,
17 лет лежавший на дне моря и ныне вету-
пающий в строй, имеет прекрасные обводы
и хорог-че ледовые качества. Это судно бу-
дет отправлено на Северную Землю для
снятия зимовщиков с островов Каменева и
для создания станции на мысе Оловянном.
Это очень трудная и ответственная задача.
В 1933 году посланный на Северную Зем-
лю «Седов» не мог достигнуть цели из-за
недоступных льдов. По целому ряду при-
чин «Седов» не мог также выгрузить
станцию на острове Уединения. В этом го-
AY эта задача—создание станции на мысе
Оловянном или на острове Уединения —
возлагается на «Садко». В плане ‘работ
станции на мысе Оловянном, кроме обыч-
ных метеорологических наблюдений и гид-
рологических работ, стоят также разведки
на олово.

Лелокольный пароход «Русанов» повто-
рит совершонный им с большим уснехом
рейс в море Лаптевых. «Русанов» должен
достигнуть бухты Нордвик и доставить ту-
да геологоразвелочную нефтяную партию, а
также организовать в Нордвике полярную
станцию. Нордвик имеет для нас особое
значение. Партия Емельянцева привезла
после работы 1933—1934 годов образцы
полезных ископаемых этого богатейшего
района. В Нордвике обнаружены выходы
нефти. Геологическое строение Нордвика—
соляные купола—приближает его к Эмбе.
Кроме соли и нефти, на Нордвике обнару-
жены выходы самородной серы, а также
залегание угля. Работы 1934 года ставят
себе целью главным образом обследование
нефтяных богатств этого района.

Бсе упомянутые суда попутно будут ве-
	сти и научные нафлютения.
	Семнадцать суток, не досыпая, сидел аг-
роном Рыжиков над колхозными севооборо-
тами — расчерчивал карту. И запутался
хо того, что яровая пшеница росла у не-
го то по овеу, то по гречихе, и зерно-мэ-
лочные, и зерно-свекловичные и чисто
зерновые артели переходили по чертежу нз
еднный севооборот — пятиполье.

Он удивился, когла районные органы за-
браковали проект. Удивился и огорчился,
но не испугался, что вот он, агроном Ры-
жиков, проглядел, прозевал что-то не-
обыкновенное, совсем новое, чем взволно-
ваны сейчас колхозы.

Он испугался лишь в феврале, когда
поднялся он на помост вараксинского клу-
ба, чтобы доложить слету бригадиров о
предносевных и посевных работах.

Рыжиков говорил с помоста о сроках
сева, о сроках очистки и протравливания
зерна, о площадях ранневесенних и позд-
них культур и еше о том, как надо стро-
	ить бригаду.
Бригадиры сидели молчаливые, а иные
кривовато ухмылялись.
	Первым говорил после агронома Ёвета-
фий Горлицын. Начал с коленчатого вала:
в прошлую осень выбился из строя трак-
тор. Оказалось — «в проточке вала хо-
пущена крошечная оптибка». А на другой
день — новая авария: в двух машинах
расплавились подшипники. Через неделю
в мастерской был товарищеский суд. В чем

винили слесаря и ребят? Не в злом умы-
сле, нет! Винили их и обвинили в «неточ-

ном отношении к трактору». «Машина тре-
бует к себе самого точного отношения».
	А земля? А зерно? Мусть не обижается
тов. Рыжиков: он подходит к земле с той
же саженкой, которую выдумали еще при
царе-горохе: тян-ляп, поверни,—и все! А
уже подошла пора, когда к земле надо
полходить с циркудем.
	Вот есть, например, книга сочинения
Баранова, называется «Химией». Читать
ее не легко, но все-таки интересно: в
ней — о земле. Горлицын читает эту «Уи-
мию», и она «отвечает ему на много во-
просов, которые шевелятся внутри».
	Взять агроминямум. Как он проводится?
«Тяп-ляп, поверни,—и все!» А вот есть
книга сочинения Устинцева, называется,
«Зерно». «Истревожишься ведь, читая эту
книгу: ни чорта мы не смыслим в зерне...»
	После Евстафия выетупали бригадиры
из «Памяти Ильича», из «Всходов», из
«Новой зари».
	Степан Половинкин, ильичевский брига-
лир, сказал:
	— Я трактор знаю. И комбайн тоже
знаю. Ну, не совсем, но знаю: штурвалил
хва года. А на земле живу тридцать пять
лет. И вот скажу: землю не знаю. На
старую мерку знаю, з по-настоящему, как
социалистический житель, —- не знаю. У
нас четыре грунта: и супески, и сугли-
нок, и чернозем, и серелка-наполовину. И
каждый грунт свою песню поет: тут это
требуется, а тут другое. Значит, надо по-
нять этот вопрос. А товарищ Рыжиков, и
нравла, что как царь-горох: паши, сей, —
и все.

План научных работ в текущем году
значительно увеличен. 0собое внимание 05-
ращено на гидрографические и гидрологи-
ческие исследования. В этой области по-
истине непочатый край работы, а между
тем средства, имеющиеся в нашем распо-
ряжении, все еще недостаточны.

Научная деятельность полярных станций
	имеет важнейшее значение. В 1934 году
	на всех 36 станциях будут вестись метео-
рологические наблюдения, на 16 станциях
— работы по гидрологии, на 11—10 аэро-
логии. Кроме того, некоторые станции бу-
дут вести наблюдения по атмосферному
электричеству. земному магнетизму, акти-
нометрии, биологии и т. д. Впервые созда-
ются две синоптические грунны-—на. Дик-
соне и мысе Северном. Большие геологиче-
ские работы намечены на Оловянном, Норл-
	вике и Чукотке; там же будут работать и
геодезисты.

Для гидрографических работ в 1933—

4 году построено значительное количество
деревянных ботов, шхун и т. д. Но имею-
щийся у нас мелкий речной флот явно не-
достаточен. Придется строить значительно
больше.

В текущем году будут завезены строите-
ли и материалы на остров Диксон, тде бу-
дет строиться угольная база. Портоизыска-
тельские работы в Тикси будут в 1934
тоду в основном закончены.

Намечена большая работа по оборулова-
нию трассы Северного морского пути мая-
	ами и PasT ATHENA Не
		— Собственно яды у нас есть. Форма-
лина, например, если считать и прошло-
годний, у нас хватило бы не на пять ты-
сяч, а гораздо больше. И если вы сумеете
поднять на протравку молодежь, будет пре-
красно.

Вася Трубников воскликнул торонаиво
и негодующе:
	— A нормы почему такие? Почему, на-
пример, четыре га на борону? Да яв про-
шлом году с-семь давал,

Рыжиков сказал:

— сли молодежь покажет таке нор-
мы, то будет прекрасно.

Матвейка Горлицын на этих совещани-
ях очень волнуется. Вчера ломающимея
от волнения голосом, он сказал:

— 916 не протравка, как сейчас про-
травливают. Мы пробовали протравленные
и непротравленные. Там девяносто два про-
цента всхожести, а в протравленных —
восемьдесят. Протравливают позорно: толь-
ко б поскорей да побольше. А отсортиро-
вали лучше бы и не сортировали вовсе.
Все семена в сажке. Й где куколя не бы-
ло, теперь куколь. № триеру отношение
как к ветряку: только б вертелся. У нас
вредная теория, ребята: «навались скопом,
и — ваших нету». А земля, ребята, она
только на взгляд простая — черная да
серая. Земля, ребята, агрохимия, биохи-
мия, — тоньше, труднее машины. Pa3-
ве это постановка вопроса —— «удвоить
урожай штурмом: за одну, дескать,
ночь повыдергаем бурьяны, & наутро
заштурмуем землю буккерами, — покажем
комсомольский класс!» Семена-то сорняко-
вые лежат в земле еще с осени, и этими
своими буккерами вы только поднимете их
к росту. Разве это пахота!..

— Так по-твоему -что: же?’ — прервал
его Федор Вьюгов, председатель. — [o-
вери прямо: сдать темны?.. Отменить аг-
роминимум?
	И распалился.

Потом вскочили Черенков Яков. Труб-
ников Baca, Дремов Сенька, обозвали
Матвейку «паникером», «хвостистом».

Параша Солдатова, встав на сторону
Матвейки, чуть неё сорвала заседание.

Параша прерывисто и тонко сказала:

— А все-таки... факт, ребята: протрав-
ка такая... то ли она вредительская, то
ли... безграмотная совершенно... что всхо-
жесть, ребята, у-би-ва-ется, Ведь если...
он агротехнически неграмотный... иди он
кулак, то он так протравит, что и голов-
ню убьет и всхожесть. И сортирование, ре-
бята... хотя, может быть, сортируют удар-
ники, но... я, ребята, считаю позором это
скрывать: многие ни чорта не понимают в
триере, и жолоб, например, у них так от-
	регулирован, чт9 —— сплошное эзсорение
зерна и даже...

— Так что же? —— повскакали ребя-
та. — Выходит, лучше не сортировать?
	  Долой, выходит, агроминимум? Мы еще не
	доросли до профессорекого агроминимума?
Это чьи разговерчики? Это против кого
разговорчики? Нротив темпов такие раз-
говорчики!..

А после совещания Федор Вьюгов ска-
зал Матвейке:

— Й еще раз ставлю tebe Ha BAI: TH
своими выступлениями только расхолажи-
ваешь ребят.
		 е операций 1934 г. мы будея
Арктике мощную опорную стацио-
	нарную сеть-—<еть полярных станций, во-   3
	круг которых строится и научная работа,
и навигационное освещение районов, и ра-
диосвязь, и маячная служба, и, наконец,
изыскания природных богатств. . -
	Переход к стационарной работе по всей
трассе Северного морского пути вместо от-
дельных отрывочных экспедиций является
отличительной чертой плана 1934 г. До
революции в Ледовитом океане было всего
4 полярных станции, в 1933 году число их
достигло 21, ав 1934 году возрастает до
36. Так, среди других будут открыты но-
вые станции в бухте Провидения, на мысе
Сердце-Камень, на острове Колючино, у мы-
са Ванкарем, четыре станции в море Лап-
тевых (Нордвик, о-ва Ляховские,  Котель-
ный, Дунай) и две станции в наименее до-
ступной северо-восточной части Карского
моря—у мыса Оловянного и у островов
Русских.

В 1933 году на северных станциях зи-
мовало 308 человек, в текущем голу насе-
	ление наших северных форпостов составит
около 450 человек.

Задача проложить Северный морской
путь слюжна и ответственна. Но в борьбе с
суровой стихией в Арктике выковываются
крепкие, самоотверженные большевистские
кадры, имеющие такого отважного коман-
дира, как Отто Юльевич Шмидт. Наличие
этих кадров является одним из существен-
ных залогов успеха.

Северный. морской путь, проложить ко-
торый предложила партия и ее вождь то-
Bapum Сталин, будет освоен.

ав,

ОБ
	ЗОР ПЕЧАТИ.
	«В Пензу приехал новый редактор»—
под таким заголовком появилась 29 марта
в краевой газете «Волжская коммуна» ста-

ThA, положившая начало конца невеселой
пензенской истории. Приехал новый редак-
тор городской газеты «Рабочая Пенза» 4
по наивности своей вздумал печатать мате-

`риалы о плохой работе фабрик, о 6e306-

разном положении дел в горземотделе, о

‘людях—конкретных виновниках большого

отхода скота’ в районе и невыполнения пла-

“на на предприятиях города.

Критические материалы, обычные для
советской газеты, прозвучали резким дие-
 сонансом в непривычных Е самокритике
ушах пензенских руководителей. И тогда,
как сообщает «Волжская коммуна», слу-
‘чилось необычайное: над редактором пен-
зенской газеты учредили некий высший
наблюдательно-цензорский совет для вы-
травливания из статей и корреспонденций
всякой самокритики.

Совет этот заседал в составе секретаря
тородского комитета партии Ильина, зав-
	культпропом Шанина и заведующего гор-
	финотделом Мельникова, Особое рвение про-
явил заведующий финотделом. Наконец-то
он лорвалея до настоящего дела! Ни одна
	фамилия сколько-нибуль ответственного ра-
Аптнига отно we могла ППООНИКНУТЬ Ha
	ботника отныне не могла проникнуть На
странипы газеты, за исключением разве
только юбилейных приветствий. Зоркие стра
жи спокойствия в Пензе были неумолимы.
Отношение к газете, разумеется, не бы-
ло в Пензе случайным. «Волжская комму-
на» писала, что таков стиль всей работы
руководства. пензенской организации, что
ответственные. работники пензенские,
	«встречаясь на улице, в канцеляриях,
на заседаниях, с вежливой почтительно-
	стью называют друг друга ТОЛЬНО по
имени и отчеству. ФАМИЛИЙ ЗДЕСЬ НЕ
ЛЮБЯТ. Ежели идет какое-либо ответ-
ственное заседание и поневоле ответ-
ственному лицу приходится говорить о
неприятных вещах для кое-кого из поч-
тительно слушающих лиц, то докладчик
этак вежливо роняет. фразу: «Фамилии
здесь называть не будем». Благодарные
слушатели с большим под’емом привет-
ствуют ответственное лицо».

Пол «ответственным липом» совершенно
	недвусмысленно подразумевался секретарь
	ОСНОВНОЙ УРОК ПЕНЗЫ,.
	пензенского горкома партии тов. Ильин,
действовавший в полном согласии со CBOH-
ми столь же ответственными заместителя-
ми и помощниками. И релакция «Волжекой
	воммуны» закончила статью прямым во-
просом:
	«Не пора ли призвать к порядку за-
рвавшихся бюрократов, так хамски, ци-
нично зажимающих самокритину?»
	Нельзя сказать, чтобы этот вопросе
«Волжской коммуны» был прежлевремен-
ным. Трудно здесь обвинить краевую газе-
ту в забегании вперед. Скорее наоборот.
Идейное разложение верхушки пензенской
парторганизации длилось не один месяц.
Циничный зажим самокритики, с одной
стороны, и самовлюбленные декларации пен-
зенских руководителей, с другой, можно
было легко обнаружить задолго до сигнала
«Волжской коммуны». Можно и должно
было особенно потому, что пензенская ор-
ганизация в Средневолжском крае была на
несколько особом положении. Осенью 1933
года вскрыто было разложение тогдашних
руководителей организации, и крайком от-
метил, что в Пензе — крупнейшем центре
края—были:

«факты загнивания отдельных звеньев

советского аппарата, разложения партий-

ных ячеек и руководяших работников,
систематических пьянок групп работни-

ков, отрыва части партийных организа-
цией и руководящих работников от масс».

В Пензу командирована была тогда край-
комом партии группа руководящих работ-
ников, в том числе и новый секретарь гор-
кома Ильин. Ясно, что краевая организа-
ция и краевая печать имели все основания
взять Пензу под особое наблюдение. Если
бы эту свою обязанность краевые органи-
зации выполняли должным образом, то они
не могли бы не заметить задолго до 29 мар-
та 1934 г., что в Пензе:

безобразно плохо работает ряд крупней-
ших промышленных предприятий, из меся-
ца в месяц не выполняющих программы;

сотни тысяч рублей «из’яты», а факти-
чески похищены у хозяйственных органи-
залий на всякого рода банкеты, юбилейные
вечера и тому подобное;

семейственность в руководстве хостигла
	ли на всех собраниях, где он появлялея,
особого церемониала триумфы, называли
его публично вождем пензенской организа-
ции и тому подобное.

Все это можно и должно было за-
метить и вскрыть задолго до того, как «в
Пензу приехал новый редактор». Однако,
не только до, но и после этого «приезда»,
после напечатания в «Волжской коммуне»
статьи-0бзора о зажиме самокритики дела
пензенские протекали не совсем так (вер-
нее, совсем не так), как следовало ожи-
дать.

Руководители пензенские, естественно,
захотели смазать значение сигнала «Волж-
ской коммуны», потушить в зародыше раз-
облачительный огонь, грозящий выжечь
язвы разложения в Пензе. Резолюция бю-
ро горкома была построена целиком в та-
ком духе, и «Волжекая коммуна», печатая
эту резолюцию, дала к ней примечание, в
котором отмечала нарочитое смазывание
этого дела:

«конкретные зажимщики самокритики
остались безнаказанными, и, опять-таки
в силу пензенских традиций, их фами-
	лии скрыты под щитом зотдельные ра-
ботники».
	«Волжская коммуна» считает, что по-
ра полным голосом развернуть больше-
вистсную  самокритику в  пензенской
парторганизации».
	И вот после всего этого, когда уже со-
вершенно ясно было положение дел в Пен-
зе, крайком партии вынес; наконец, ре-
шение: об’`являлся выговор Ильину, Шани-
ну и... все. Выводы, общие выводы от-
кладывались до специального  обеледо-
вания специальной комиссией, которой
	торучено было
/«глубоное изучение всех конкретных
причин, призедших к фактам грубейше-
го зажима самокритики».
	Что означало это решение? Оно означало
косвенное признание, что крайком не знает
действительного. положения в пензенской
организации. Впоследствии, уже в мае,
когда положение дел. выяснилось окон-
чательно, когда стала. несомненной кар-
тина политического и морального разложе-
ния пензенской верхушки, крайком в
	знекдотических вершин. Ильину устраива-   специальном письме партийным организа-   стоящего конца!
	циям признал, что он

«с запозданием, лишь в результате по-
сылки в Пензу комиссии в связи с вы-
ступлением «Волжской коммуны», узнал
действительное положение дел в пензен-
ской организации».

Крайком признал, что

«Неоднократно ездившие в Пензу пред-
ставители крайкома—члены крайкома и
отаетственные работники аппарата не
изучали по-настоящему жизни организа-
ции и практики руководства, не изуча-
ли и не знакомились с живыми людьми,
с широким партийным активом, ограни-
чивались заслушиванием докладов и сс-
общений руководителей, ‘относились к
	этим сообщениям недостаточно критиче-
ски».
	В этом признании (хотя и неполном, —
здесь не названы почему-то. фамилии «e3-
ДИВШИих представителей крайкома») — в
этом основной, самый важный урок пензен-
сной истории, урок, разумеется, не для
одной только Оредневолжской краевой парт-
	организации,
Бак часто судят o положении той
или иной парторганизации по  внеш-
	ним признакам, по наружному спокой-
ствию и благополучию! В. данном случзе
лакмусовой бумажкой, обнаружившей под-
линные черты руководящих  пензенской
организацией людей, —лакмусовой бумаж-
кой оказалась городская газета.

‚ Такое положение не ‚редко. Как чаето
требуется 00060 острый, 06060 звучный
сигнал для того, чтобы по-настоящему за-
интересовались руководители области поло-
жением в том или ином районе, на том или
ином заводе. Нечего и говорить, как мало
вяжется подобный «порядок» c больше-
вистекой системой руководства, требующей
конкретности, желания и умения знать и
видеть не только и даже не столько гладко
прилизанные в райкомовеких канцеляриях
резолюции, а живых людей, за этими резо-
люциями стоящих, порой этими резолюция-
ми, как броней, прикрывающих свою беспо-
мощность и, иногда, свою беспринципность
и политико-моральное падение.

...Мензенским делом занимается теперь
Центральный Комитет партии, и, нет сомне-
ния, оно будет доведено ло конца. ло на-
	Рыжиков в Ленинграде, — учится на
каких-то курсах и уже сюда не вернется.

Неделю назад приехал Ефим Воробей-

чик, новый агроном.

Он пять дней пропадал в полях и толь-
ко сейчас вернулся к Дувалихе, у кото-
рой снял комнату.

Большеглазый, дочерна обожженный ве-
трами и солнцем Воробейчик пьет пря-
‚мо из кринки парное молоко. Пьет и слу-
шает ребят, гурьбой приваливших в избу.
Те рассказывают ему про то, про се —
про ботанико-полевую делянку, про бри-
гадиров, про учителя Глушкова, который
«не имеет твердого мнения насчет глубн-
ны весновспашки».

Больше других говорит Матвейка Горли-
цын, а беспокойней всех — Афоня Дути-
5ов: он смотрит на Воробейчика тревож-
ными, испытывающими глазами. Иногда он
поднимзется Ha цыпочки и засматривает
в кринку: много ли еще осталось пить
агроному.

А Матвейка клонит все разговоры к од-
ному: «Верно ли, что самое опасное и са-
мое вредное в борьбе за урожай — это
упрощенный подход к агротехнике: раз,
два и— ваших нету?..»

Воробейчик весело откликнулся:

— Вот именне, ребята! Именно! По су-
ти дела это кулацкая установка —
«раз, два!» Темпы без качества — это но
  большевистеная установна,

Чтобы взять с озимого гектара вё со-
рок ‚пудов, а. шестьдесят, пары надо
трижды лущить, и зерно искусно обра-
ботать, и снега умно, сообразуясь с релье-
фом, с ветрами и солнцем, взять в кули-
сы, в запруды, и весной, где это потре-
буется, озимь пробороновать.

А нагрузка на тягло — восемнадиать
гектаров. Ну-ка, лущи! Или дай семнад-
цатисантиметровую борозду! Или веди в три
следа зигзаг!..

Тогда тысячи невспаханных, неосилен-
ных гектаров заколышатся дремучим бурь-
яНом.

Кроме того, что есть обработка семян?
Триерование? Протравка?

Так вот уже третий год артель триеру-
ет и протравливает семена, а что толку!

От триерования сорняки либо не убывают,
либо прут еще здей.
	  *) Очерк первый — «Правда» от 29 мая:
очерк второй —от 31 мая.