4 ИЮНЯ 1934 Г., № 152 (6038).
	А МЕЖДУНАРОДНЫЕ
TEESAL

АКТИВНОСТЬ МаНчжурских
о Партизан, ^_
	ТОВИО, 2 июня. (ТАСС). Аньдунекяй
корреспондент «Ници-ници» сообщает, что
1 июня «отряд бандитов» занял станцию
Цзюмучжан на железной дороге Аньдун—
Мукден и сжег.40 домов. В бою, предшест-
вовавшем занятию станции, убиты 4 coa-
хата манчжурской охраны,
	массовые аресты
	В ТОКИО.
	ПОСМЕРТНЫЙ
ПОРТРЕТ.
	Торл Керзон никому не решился дове-
рить сочинение надгробной ° надписи нах
своей могилой. Так утверждает Гарольл Ни-
кольсен, много лет прослуживший в ми-
нистерстве иностранных дел под началом у
Керзона и выпустивший на-днях книгу 6
нём.
	Содержание этой книги и рецензии 19
поводу нее дают ключ к разгадке этого
желания Керзона.  Повидимому, Керзон по-
нинал, вернее чувствовал, ибо на понима-
ние он был туг, что хорошо о нем никто не
напишет. Й не потому только, что He за-
хочет. а потому. что не сможет.
	Любопытное дело. С Керзоном  произо-
шел трагикомический посмертный конфуз.
Как принято выражаться в буржуазном об-
ществе, о покойниках следует говорить
либо хорошее, либо ничего не говорить. Ка-
залось бы, английская буржуазная печать
холжна была бы петь дифирамбы Керзону,
этому  доблестному представителю  коло-
ниально-твердолобой гвардии, законченно-
му экземпляру ныне редеющей даже в Ан-
глии породы маркизов, бывшему вице-ко-
ролю Индии, а потом министру иностран-
ных дел.

Таков, повидимому, был и замысел авто-
ра книги и рецензентов, на нее. А вышло
вовсем иное. .
	Вот в «Дейли геральд» Гарольд Часки
всячески старается найти выхох из затруд-
нительного положения, не показать Керзо-
на слишком черным. Он пытается об`яснить
сугубую бездарность маркиза в политике
его чрезмерным аристократизмом.

«Он пришел в мир — пишет Ласкя—
закованный в латы ХУ века». Вот так и
видишь этакого рыцаря без страха н ун-
река, сурового и непреклонного, кав долг.
Вероятно, в силу своей принадлежностя к
ХУ веку Керзон «ничего нё знал о рабе-
чём классе, мало с Европе, еще меныше сб
Америке». Качеетво-——явно подходящее для
министра чностранных 162.
	Рыцарю грамотным быть He полагается.
Но, увы. Керзон оказался лишенным и всех
других доблестей, которые приписывались
рыцарям. Он оказался «нетерпимым, занос-
чивым, высокомерным, амбициозным, сла-
бохарактерным» и ко всёму... плаксой. Во
все важные минуты своей жизни он плачет
навзрыд.
	«Дейли телеграф», цитируя Никольсена,
рассказывает ‘0 стычке Керзона с Пуанкаре
в 1922 г., когда «Керзон обвинял Пуанка-
ре в нелойяльности по отношению Е Анг-
AHH». .

«... Днем Пуанкаре отвечал на эту ата-
ку. Его голос был сух... Его оскорбления
напоминали стальные ланцеты... Руки Кер-
зона дрожали... Он больше не мог выдер-
жать. Встав с своего места и -пробормотав
Ч10-т0 насчет перерыва, он быстро вышел
в другую комнату. Его сопровождали се-
кретарь и тогдашний английский посол в
Париже лорд Харлинг. Он схватил Харлин-
га за руку: «Чарли; я Не могу вынести
этого ужасного маленького человека. Я не
выношу ero. Я не выношу ero». И сн
расплакался».
	Еще горше плакал Керзон, когда его не
Назначили премьером.
	«dopx  Стамфорлхэм, = рассказывает
	«Дейли телеграф», — вызвал hepsona.. a3
Монтакюта в Лонлон, Керзон приехал весь
	Розенберг. завоевывают...
“ot 6 ИДЬ,
	БЕРЛИН, 3 июня. (ТАОС). В связи с
	открывшимся вчера в Любеке с’ездом «Се-  3
верного общества» вчера на центральной }
	площади Дюбека состоялея большой MH-
тинг. В митинге участвовали значительные
части рейхсвера, военных моряков, поли-
ции, штурмовиков и пр.

Руководитель’ внешне-политического от-

дела национал-социалистской партии Po-
	`зенберг произнес большую речь 06 «общ-
	ности судьбы» народов Прибалтики и реко-
мендовал им сплотиться пох руководством
Германии. Заодно Розенберг заявил © Heob-
холимости подчинить германской гегемоний
и «придунайсвую территорию». Bee это
Розенберг преподнес нод лозунгом «возро-
жления интенсивного расового европеизма».

Антисоветское острие этой «философии»
	Розенберг оттенил ззявлением, что «судьба
Германии является судьбой всей Европы,
ибо без германского ‘возрождения (так. Ро-
	ФАШИСТСНИЕ
ПРОВОНАТОРЫ:
	В 5 время, когда британские адвокаты
фашистской Германии распинаются на же-
невской конференции и со странна лондон-
ской печати о «мирных» стремлениях Гер-
	мания, на площахи Любенка и да сезхе «Се- !
	верного общества» в том же городе. мы имеа-
ем очередную демонстрацию планов и на-
нерений воинствующего фашизма.

На любекском митинге выступил все тот
же Розенберг, верная тень ответственней-
	ших руководителей официальной Германии.
	Перед воинскими частями и перед отрядда-
ми полиции и штурмовиков он снова раз-
вивзет широкие плавы «интенсивного раго-
Boro европеизма», что в переводе на обык-
новенный ‘человеческий язык являетея пэо-
траммой захвата Прибалтики и Придунай-
ской территории. Эта программа. дополняет+
свя’ обычной вульгарной «философией»,
воспевающей ‘заслуги фашистского топора
в деле борьбы с коммунизмом.

Розенберга сменил на трибуне его нпо-
хощник lata. Бредовый доклал этого аван-
тюриста имеет в виду захват He только
юго-восточных и северо-восточных терпи-
торий, вместе с прибалтийскими странами,
Ho a... Советокого Союза, валють до «рус-
ско-сибирской» территории.

Во вчерашнем номере «Правды» в ста-
The «Геополитика, или политина. империали-
стического разбоя» мы привели высказы-
вания Гаузгофера, Шмидта Газка, Кайзера,
Трамплера a toro xe Розенберга, дающие
представление о захватнических прожектах
терманских фашистов. Мы иллюстрировали
их картой Европы, какой представляют се-
бе её в будущем доморощенные «геополи-
таки» Берлина. Любекские речи Розенберга
и Дайпа показывают, что германский фа-
шизм нё знает гранин своим аппетитам.
Он уже не довольствуется отхватом значи-
тельных французских территорий, завоева-
нием Бельгии, Швейцарии, Австрии, Чехо-
Словакии, Вентрии, Румынии, доброй пэ-
ловины. Югославии, Прибалтики й ряда
областей европейской части СССР,

Господа’ Дайцы метят дальше. За Урал,
к далеким просторам Советской Сибири
протягивается их указующий перст. Оъи
строят свои скороспелые расчеты на «буду-
шей «хозяйственно-политической рворгани-
зации русско-сибирской территории».

Чем окрылены эти мечты сподручноо
г. Розенберга? ‘`Не находится ли он еще
под влиянием винных паров от недавнях
банкетов, на которых поднимались тосты
за  термано-японское ° «сотрухничество»?
Или не остыли еще его восторги от Недав-
них парадов, на которых германский фа-
шизм лемонстрировал перед адмиралом Ма-
цусита’ новехонькие вилы оружия, которые
ускоренных темпом и в увеличивающихся
с кажлым. днем размерах поставляют гег-
манской армии лихорадочно работающие но
всей стране военные заводы? и

Нам известна‘ старая, порядком уже на-
жевшая песенка официальных германских
кругов. Они, как известно, всегда торопяг-
ся отмежеваться от «неофициальных» вы-
ступлений «совершенно штатекого» и не-
причастного к официзльной германской по-
литикв г. Розенберга и К°.

_ Для нас г. Розенберг и его авантюри-
стические «идеи» неотделимы от тех, кто
от него отмежевывается; знак равенства
стоит между национал-социалистской пар-
тиёй, от лица которой выступают &10сто-
лы разбоя ‘и ‘захватов. и теми, кто пред-
ставляет Германию во внешнем мире. К
10му же совбём нелавво мы имели новое
доказательство тождества обеих’ линий ——
официальной и «неофициальной». Высту-
пяение Гитлера на «Конгрессе труда» по
своему. злобному антисоветскому тону He
уступят тону оратооских упражнений г9-
пох Розенбергов и Дайцев.

Речи, прозвучавшие в Любеке, разобла-
чают не только истинные намерения фа-
шистекой Германии. Они являются одно-
временно Ууларом по тем лондонским кру-
гам. которые. вдохновляют и подстрекают
германский фашизм к внешненолитическии
авантюрам. Любекские речи векрывают так-
же ту связь, которая установлена между
фашистскими нарушителями мира с бере-
тов [Шпрее и ‘их союзниками и сообщника-
хи на берегах Тихого оквана. а

ТОКИО, 2 июня. (ТАСС). По сообщению
«Асахи», Токийская полиция на-лнях по-
еле долгих розысков арестовала прехседа-
теля левого профсоюзного об’единения кио-
гикай Нотака и нескольких других деяте-
лей революционного о профессионального

хвижения, в том чиеле Имаи..
По словам «Асахи», полиция проводит в

настоящее время массовые аресты руково-
дителей левых профсоюзов металлистов,
химиков. электриков и транспортников.
	Анкета о войне.
	ЛОНЛОН, 2 июня. (ТАСС). Антявоенный
совет в Кембридже провел ‘анкету среди
населения для выявления общественного
мнения 06 отношении к войне. Среди раз-
личных слоев населения города было рас-
пространено 4 тыс. экземпляров анкетных
листов, в которых предлагалось дать .01-
вет относительно мероприятий. которые не-
обхолимо будет принять в случае угрозы
войны.

Среди ‘этих мероприятий была преду-
смотрена также всеобщая стачка, как срел-
ство предотвращения войны.

Полученные ответы дали следующие pe-
зультаты: 64 проц. высказались за всеоб-
щую стачку и 24 проц. =— против, 12
проп. воздержались от ответа ва этот во-
пров. Среди членов профсоюзов за все09-
щую бтачку высказались 87 про. и про-
тив — только 13 проц., тогда как среди
транспортных рабочих 94 проц. - подали
свои голоса за всеобщую стачку.
	Антиитальянские выступления
B турецком национальном
	собрании,
	100 тысяч трудящихся демонстрировали 27 мая в Париже, на кладбище
	(Из пармжского журнала «Вю).
	Пер-Ляшез, у Стены коммунаров.
	зенберг ‘называет приход & власти Нацио-   суввьзвованастаевенаносео
	нал-социалистов) коммунистическая волна
захлестнула бы всю Европу и похоронила
бы в своем хаосе вековую европейскую
культуру».

Руководитель внешне-торговой  секцин
внешне-политического отдела  напионал-
социалистской партии Дайц выступил с
докладом на. с езде «Северного общества».
«Задача Германии, — заявил он, — 3а-
ключаетея в том, чтобы соединить юго-во-
	сточные территории в территориями северо-
	восточными и прибалтийскими, чтобы впо-
следствии сомннуть их с Россией и таким
образом обеспечить должное влияние кон-
тинентально-европейских стран при буду-
щей хозяйственно-политической реоргани-
	Демонстрация
	‘германо-японской дружбы,
БЕРЛИН. 3 июня. (ТАСС). Германо-
	‘японское общество устроило вечер в честь
	покидающего Берлин японского военного
атташе Банзай и в честь нового японского
военного атташе Ошима.

°С речью на: вечере выступил гредстави-
тель руководства’ нацибнал-социалистекой
партий Шольц, подчеркнувший, что Бан-
зай «всегда быя верным другом Германии
и проявлял 0с0б0е понимание и любовь н
новой Германии». Приветствуя нового во-
енного атташе, Шольц отметил, что Ошима
	уже был в Германии 10 лет назад в каче-
	стве помощника. военного атташе и уже
в то время проявил себя как «испытанный
друг Германий», .

В ответной речи Банзай заявил, что он
и впредь будет работать над. «углублением
	`германо-японских отношений». В таком же
	духе высказался и новый атташе Ошима.
	Правда о СССР
	проникает в Терманию.
	ПАРИЖ 3 июня. (Соб. корр. «Правды»).
Комментируя < недавнюю — антисоветскую
речь Титлера, «Эр ‘нувель» пишет, что
Гитлер старается скрыть экономические за-
труднения фашистской Германии, нападая

на (оветекий -Ооюз. Газета пишет:
«В Германии начинают себе отдавать дт-
чет в положении. Даже сторонники Гитле-
	ра начинают протестовать, До какой сте-
пени сильно’ оппозиционное движение, по-
казали последние выборы «советов дове-
рия». ве
Национал-социалистсвих вождей, повиди-
мому, особенно беспокоит то обстоятель-
стно, что. колбесальные‘ экономические YC-
пехи СССР произведут, впечатление на На-
родные масвы Германии.
Легко: себе“ представить чуветва, с ко-
торыми миллионы безработных и «добро-
вольных трудящихся», ‘а также рабочих,
	‘зарплата Которых снижается с каждым
	днем, читают сообщения из Москвы о лик-
зидации “безработицы, о росте продукции,
о строительстве новых предприятий, о’ 10-
вышении зарплаты ‘и уровня жизни.

` Бак бы цензура ни ‘свирепствовала, это-
го нельзя скрыть от терманского народа,
как нельзя скрыть и того, что СССР. начи-
нает играть все более крупную podb В
международной дипломатии». Реми,
	СВОБОЛУ. ТЕЛЬМАНУ!
	Вторая глава брошюры посвящена подго-
	товке теперешнего процесса, в частности
	«свидетелям». которые должны, Н0 заданию
	фашистских временщиков; обосновать своий-
ми показаниями обвинение В «государет-
	венной измене».
	В Париже, в издании МОПР, на фран-
Цузском языке только-что вышла брошюра
«Тельман».
	Предисловие к этой брошюре написано
тов. Вильгельмом Пиком; это — пламен-.
ный призыв к трудящимся всего мира вы-
ступить на защиту пленного. вождя герман-
ской коммунистической партий и всех по-
литических узников германской фашиет-
ской ЛИКТаТУры:
	Специальная глава содержит описанне
жизни и борьбы тов. Тельмана. Он родился
в Гамбурге в 1886 году, в самый. разгар
реакции, когда в Германии действовал зна-
менитый бисмарковский закон против со-
циалистов. Его отец принимал активное уча-
стие в социал-демократическом лвижении.
Обстановка подпольной работы, арест. отиа,
и близких знакомых, лишения — таковы
условия, в которых проходили детекие го-
ды тов. Тельмана. Подростком он начал
трудовую жизнь — был юнРой, потом стал
работать в порту. 16-ти лет тов. Тельман
вступает в с.-д. партию; 18-ти лет — в
союз транспортников, где быстро становит-
ся одним из видных активистов и столь же
быстро попадает в «черные списки», за-
врывающие ему доступ на работу. Два с
		половиной rosa — в окопах империали-
	стической войны, откуда он возвращается
убежденным революционным антимилитари-
стом. Он примыкает в этот момёнт к «не-
зависимцам» и устанавливает связь с ‘со-
юзом «Спартак» тотчас же после его сфор-
мирования,
	При первом сигнале о восстаний: моряков
	германского флота ‘тов. Тельман спешит в
Гамбург. Здесь ок принимает руководящее
	участие в баррикадных -

боях с бандами Носке.
Освнью 1920 года в
Галле происходит исто:
рический с’езд «незавн-
симпевх. 95 процентов
всей гамбургекой органи-
зации этой партии пере-

ходят во главе с Тельма-_

ном в компартию.
Сочетая  неослабную
практическую работу ре-
волюционера в самой гу-
ще мабе с самообразова-
ниси; 6 штудированием
Маркса и Фенина, tos.
Тельиан в ближайшие же
годы занимает руководя-
1166 место в рядах ком-
мунибтичесвого авангар-

да.

«Да здравств
‘пись, сдоланна,
‘pe буржуазно
. Anmupe (pan
	Две главные фигуры выдвигаются в ро-
ли свилетелей ‘фатистской прокуратурой.
	АТО они?’
	№ 1: Некий Август Лассе, кличка Гель-
мут; В вастоящее время входит в «узкую
комиссию» прусской тайной полиции па
полготовке процесса Тельмана. Бывший co-
трудник «Pore фане». Летом 1933 года был
командирован редакцией в Данциг, где ра-
зоблачил себя как ‘тайный фашистский
агент. Он пытался организовать в Данпиге
ряд провокационных высбтуплений © тем,
чтобы сфабриковать материал против KOM-
партии. По указанию Ласса’ и при его не-
посредственном участии в Германии был
арестован ‘ряд коммунистов; которые все
были убиты. чтобы замести следы.
	№ 2. Георг Шварц, провокатор, пытав-
щийся втереться в компартию‘ и изгнанный
оттуда; как только было установлено, что
ой занимается сутенерством и состоит на
службе в полиции. Он сначала числился в

списках охранки г. Эссена, затем был пе-
ревелен в Дюссельдорф.
	В’ отместку за то, что коммунисты разо-
блачили его; Шварц выпустил книгу, co-
	0р-   лержащую гнуенейшие, клеветнические из-
	мышления, направленные против Ц№ гер-
манской компартии и в частности против
тов. Тельмана. _
	Таковы два «кита», на которых покоит-

ельман!»—над-
›чими на огра-
зобняка в г.
зя колония).
«Юманитеё»).

ся обвинение против
тов. Тельмана. Осекшие-
ся на Ван-дер-Люббе фа-
шисты прибегают теперь
в услугам охранников,
обладаюних COMBE
стажен ‘и опытом в под-
логах; провокациях ‚ и

_ фальшивках.

Брошюра подводит ито-
ги кровавому террору Фа-
шистов со дня водворения
гитлеровской . диктатуры.
Она зовет на борьбу за
освобождение товарища
Тельмана. «воплощающе-
ro B 6606 всё самое силь-
нов. самое лучшее в ре-
волюционном ^ антифайн-
стеком движении в’ Гер-
мании». ЛЕОНИДИ.
	СТАМБУЛ, 31 мая. (ТАСС. Турецкие га-
зеты на видном месте под крупными заго-
ловками помешают речи депутатов Сирии,
товарища министра иностранных дел Шюк-
рю-Кая и военного министра Закяй на за-
сехании Великого национального собрания.

Выступавшиё довольно прозрачно наме-
кали на угрозу Турции со стороны Италии,
заявляя при этом в готовности Турции от-
разить любое нападение. Эти заявления
сопровождались громом аплодисментов всё-
го Национального собрания.
	Новоявленные друзья
	ВАРШАВА, 3 июня. (С06. инф. «Прав-
ды»). Среди ряда германофильских высту-
плений в польской печати за последнее
время особенно выделяется статья Смогор-
	жевского, опубликованная в официозной
	«Газете польской».
	Автор пытается доказать, что приход к   сияющий и уверенный, что он выиграл
власти национал- социалистов. приведший К приз. Он был заснят — весь в улыбке —-
	ликвилации руководящей роли Пруссии в  на вокзал Ватёрло и на террасе своего дд-
	Завтрак прошел в ожидании. После зав-
трака опять ожидание. В 3 часа 30 минуг
было об’явлено о приходе ‘лорда Стамфорд-
хэма. Лорд с некоторым смущением об’яс-
нил, что король решил послать за Бол-
дуином. Керзон настаивал, чтобы это ре-
шёние было немедленно отменено. Тогла
лорд Стамфордхэм раз’яснил, что в этот са-
мый момент Болдуин уже на приеме в Бу-
кингэмском дворце.
	Керзон был разбит. Мечта всей его
жизни была уничтожена. Лорд Стамфопд-
хэм уехал. Керзон бросился в кресло. 4э-
ди Керзон пыталась утешить его. Он пла-
кал, как оебенокх.
	Этот слезливый рыцарь был министром
иностранных дел последовательно при
Ллойл-Джордже, ‘при Бонар Лоу и при
Болдуине. Правда, «Дейли телеграф» ут-
ьерждает, что при Алойд-Джордже Керзону
много работы He доставалось. ибо Ллойз-
Джордж оне слишком доверял ero cnoced-
ностям. «Керзон. -——= пишет газета, — имел
своболу действий в это время только в 01-
ношении Персии и по жестокой случай-
ности обстоятельства в Персии сложились
так, что вся его политика была полных
провалом».

Таков густой портрет, нарисованный те-
ми; кто в свое время пбддерживал. политн-
ку Керзона, автора знаменитых YAbTHMA-
тумов Советскому Союзу. «Великий госу-
дарственный муж» оказался неумной, 38-
носчивой, нетерпимой, ° высокомерной и
тупой посрейственностью; к тому же тру-
сом и плансой.

Керзон умер’ давно. Jano прошли вре-
мена. когла были возможны ультиматумы
а-ля Керзон. Но изредка вспомнить о -без-
дарном покойнике стоит, ибо немало по-
тенпиальных Верзонов’ болит еще в живых
	в современной Англии.
ДЖ. ГОЛЬДХИЛЛ, _
	а
Иностранная хроника.

5 Советский ‘нароход «Димитров» при-
был в Бостон. }

3 «Сэндей экспресс» сообщает, что фир-
ма «Юнкрес» в Германии строит для поле-
тсв в Стратосферу ракетный самолет, ко-
торый сможет лететь со скоростью тысяти
миль В час.

$: По сообщению австрийской секции
МОПР в настоящее время в австрийских
тюрьмах и концлагерях томится свыше
15 тыс политзаключенных, участников фев-
ральских боев.

$: В Англии, на Северо-Западной ж. д.,
в ближайшие дни начинает курснровать
сверхмощный паровоз нового типа. Паро-
воз имеет обтекаесмую форму и не имеет
трубы. Паровоз рассчитан на состав весом
в 600 тонн при скорости 144 километра в
час.

% Вчера вечером на авиационном поле
в Аворе, возле Бурже (Франция), упап
военный самолет, принадлежащий —39-му
авиационному полку. Излот и наблюдатель
убиты. у

# В Алжире вчера вечером” разбился
военный самолет 1-й африканской  авия-
ционной группы, Убиты пилот и механик.

$: Греческий министр внутренних дел
воспретил всёгреческий  антифашистский
конгресс, назначенный на 5 июня.
	Германии, тем самым сводит на-нет Te
силы, которыё являлись застрельщиками
антипольской политики в Германии.
Далее автор защищает тезис, что межлу
сегодняшней Германией и Польшей, «ко-
нечно, могут происходить споры и расхо-
ждения в мнениях по отдельным вопросам,
не между ними нет основного противоре-
чия». Ссылаясь на речи Гитлера, Фрика,
Панена, Сиогоржевский заявляет, что
«история полъеко-германских отношений
за тысячелетие не позволяет утверждать,
‚ Что немцы и поляки всегда были только
врагами, и во всяком случае нет осно-
ваний к тому, что они должны оста-
ваться врагами. Наоборот, физическая и
экономическая география и зигзагообраз-
ная линия наших напиональных граняц
повелевают нам пойти на путь. сотруд-
ничества».
	«Да здравствует, Тельман!»—над-
‘пПись, сабланная рабочими на огра-
	Апжире уе колония).
(Из: «Юманите»).
		ПРОТЕСТ МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ РИСТОВ,
	ПАРИЖ, 3 июня. (Соб. корр. «Правды»).   привдицов, судопроизводства по отношению
	к Тельману.
Муниципальный совет в Анише отпра-
вил германекому послу телеграмму 8 3a-
щиту Тедьмана. ^^
_ Реми.
		«Юманите»з сообщает, что парижекие адво-
каты Феручи, Пита» и Ру передали вчера
германскому посольхтву ‘от имени Межлу-
народной ассоциации юристов протест про-
тив нарушения Германией элементарных
	ции угая ит. д) Англия стремитея выбить   Hecnepa,
	американский нефтяной капитал прежде
всего из занятых последним позиций яз
английском рынке и повести дальнейшее
наступление на остальных рынках Европы
й Азии, .

В борьбе за нефть чрезвычайно сложно
переплетаются антагониетические интересы
двух  Гаавнейших империалистических
тран: Отказ от боглашения с Америкой о
размещении иракской нефти является вме-
сте с теч ответом Англии на усиление
экспансии американского нефтяного капя-
тала главным образом ‘на Восток. В 1933
гоху произошло слияние сбытовых органи-
заций «Стандарт ойль НК” оф нью ‘джерси»
и <«Сонони вакуум» в районах Азии и Аф-
рики в одно целое общество «Стандарт ва-
куум К°».

Английский нефтяной капитал, в свою
очередь, усилил мощь своего аппарата. 05-
щество «Эйшиэтик петролвум К”», вхоля-
щее в группу «Роял дейтч-шелл», чрезвы-
чайно увеличило свой акционерный капи-
	тал. В 1933 г. капитал бощества сразу
	возрос с 4 млн 4ф. стерл. ло 13 млн №.
стерл., а в начале 1934 г. — 20 31,07
млн фунт. стерл. Наряду с этим компания.
вероятно. получит определенную часть Тор-
гового  апнарата от филиального общества
«Шелла» «Консолидейтед Петролеум К°»,
работающего на восточных ‘рынках. При
этом нало иметь ввиду, что «Ашиэтик пет-
ролеум К°» работает на главнейших ази-
атских рынках. Оно имеет филиалы в Се-
верном и Южном Китае, на Филиппинах,
в Турции, Иядии, Сиаме и т; х. В: течение
ночти всего 1933 г. ив 1934 г. между
«Стандартом» и «Шеллом» идет пепрекра-
щающаяся война пен, главным образом па
восточных рынках.

Перепроизволство нефти в США наряду
¢ неудачей ограничительных мероприятий
создало большую напряженность на BHY-
треннеём рынке; Обесценение доллара хало
фях преимуществ американским, экспорте-
рам. Используя это преимущество, амери-
канский нефтяной капятал предпринял но-
вое наступление В первом квартале
1934 г. заметно увеличилась доля США
в нипорте нефти и нефтепродуктов в Ая-
глию. В разгар этой борьбы в журнале
«Ойль знд гзз джорнал» появляётся резкая
статья директора «Роял-дотч К°» Августа

В которой он «откровенно сваливал   нее ценное признание сэра Дж. Калмана
перепроизводство,. падение изн: лишний раз раскрывает истинных винов-
а своего конкурента — США. И  ников двухлетней войны между Боливией

вину за перепроизволдетво, падение ЧН
ит. д. на своего конкурента — США. И
когда, в марте в Лондон приехал вице-
председатель. «Стандарт ойль. оф. Калифор-
ниа» Джон Мойфе для выяснения  возмож-
	ности сбыта бахрейской (Персия) нефти на
	английском рынке, то «Рояа. детч-шелл»
отвечает ° снижением цен на’ бензин
на’ 1 пен ‘за’ галлов.“ Ответственность
за это снижение английская пресса поепе-
шила возложить на «злокозненного амеря-
канца» («Финэншел таймс» от 23. марта).

Вопрое о лобыче нефти на Бахрейсках
островах, в Персидском заливе, приобретает
сейчас особый интерес. Раньше коннеесия
на добычу нефти на Бахрейских островах
принадлежала (или просто была присвоена
без согласия на то персидского правитедь-
ctsa) Британскому синдикату, Послелжний
передал ее обществу «Стандарт ойль of
Валифорниа». С открытием нефтяных ме-
сторождений Ha острове эта концессия в
руках «Стандарта» превозтилась в острое
оружие против Англии. В английском пар-
ламенте по поводу нее посыпались запр»-
сы, и Джон Саймон должен был оправлы-
ваться тем, что английский синдикат, пре-
жле чем передать концессию США, «пробо-
вал безуспешно привлечь британских KOE-
цессионеров».

Наряду с Персией и Голландской 0ст-
Инлией Южная Америка приобретает все
большее значение как источник снабжения
нефтью Англии, особенно во время войны.

Эту мысль очень откровенно выразил в
мартовеком журнале «Нафт» прелеелатель
«Англо-першен К°» и «Ирак петролеум
К°» Джон Кадман. «Флот не ‘зависит от
нёфти одного месторождения, — пишет ав-
тор, — и в случае войны он может полу-
чить нефть из таких отдаленных пунктов,
как Южная Америка, Персия. Индия и
Голландская 0Ост-Ивлия. Это имеет очень
большое значение. Если одна коммуника-
ционная линия прёрвана, флот может 0ез
всяких трудностей получить соответетвую-
mee количество нефти изо других мест».

0 том, что английский империализм ве
совсем спокоен за свои «отдаленные пунд-
ты», можно судить хотя бы по тем анер-
гичным мерам, которые предпринимаются
английским правительством для создания
нефтяной базы в самой Англии. Тем не’ ме-
	и Парагвабём за нефтеноеный район Чано.

Стремление к независимости от своего
главного соперника в лагере империализма
проявляет не только Англия. Японекие им-
периалисты, ведущие войну, сильно страза-
ют от отсутствия нефтяных источников. В
импорте. нефтепродуктов Япония завиеит
главным образом от США, удельный вес
которых достигает 55 проц. В связи ¢
обострением японо-американских противо-
речий в японской прессе все чаше появ-
ляются тревожные заметки 0 ведопустимо-
CTH усиления межлунаролных нефтяных
компаний на японском рынке. Шри этом
речь идет обычно о «Стандарт ойль В°»; в
№ же время импорт из Голландекой Индии,
где господствует группа «Шелл», та же
пресса считает необходимым всемерно р33-
вивать. :

Во время войны совсем неё безразлично,
откуда будет импортироваться нефть. ПШо-
пабть в зависимость от своего вероятного
военного союзника Англии; нефтяные физ-
мы Которой уже сейчас поставляют япон-
пам около 40 проц., Япония не опасаётея.
Й нё случайно в своем послелнем интеп-
Bb один видный японский нефтяной делен
заявил: «Важность нефти; как необхоли-
мого предмета AIA поддержания благоп»-
лучия нации, горько чуветвовалаеь во взе-
ия великой войны. Это Клемансо сказал,
что победа союзников зависила от притока
американской нефти во Францию». И ябон-
ский империализм из этого делает практи-
ческие выводы. Развитие внутренней ве}-
тепромышленности, создание огромных 33-
пасов нефти, введение монополии и ряд
других мероприятий должны обеспечить
Японии энергетическую базу лля надвя-
гающейся войны.

Мировая борьба империалистов за нефзь
разгорается, и, несомненно, при нынешнем
положений в нефтяной промышленноети
мы стоим перед перспективой крайнего
обострения противоречий, в т очерель
межлу Англией и Америкой. №60 «воевать
без нефти нельзя, а кто имеет преимуще-
ство в деле нефти, тот имеет шансы на
победу в грядущей войне», (Сталин).
	А. ПИЛИПЕНКО.
	Борьба за черное золото.
	ния «Ирак ‘петролеум №”» в очень корот-
кий срок бостроила нефтепровод, ведущий
к портам Хайфа (английская секция) и
Триполи: (французская секция). И всего
через несколько мёсяпев и Так перепол-
ненные рынки ‘должны будут поглощать
ежегодно добавочные 4 с лишним миллиона
тонн иракской нефти.

Франция, не имея сколько-нибудь значи-
тельных месторождений внутри. страны 8
рассчитывая ‘почти ” исключительно На
ираксёую  нефть, бозлала за последнее вре-
мя мощную нефтеперегонную промышает-
ность, способную с излишком покрыть по-
требности страны. Поэтому французский
империализм. стоит ‘за то, чтобы в крат-
чайий: сроки в наибольших размерах: на-
	  чать лобычу нефти в Ираке. Приток ирак-
	ской нефти, естественно, отразится на &ме-
риканском экспорте во Францию. Но 96808-
ной враг не Франция, & Ангайя, для кото-
юй иракская нефть имеет огромное военно-
стратегическое значение.

Английская буржуазия, как и буржуз-
зия других стран, проводит своеобразную
политику автаркии. Не’ имея внутренвях
месторождений нефти (в метрополии), аз-
глийсбкий капитал ‘завоевал прочные пози-
ции в нефтепромышленности других страч.
Инвестиции Англии в нефтяную промыш-
JeHHOCTh 3a границей исчисляются в CYN-
	  we 150 МЛН фунтов стерлингов. Политика
	английското империализиа направлена’ №
усилению импорта нефти и нефтепролук-
ов из тех сТтфан. которые или находятся
	пот. английским влиянием или являются
	колониями. В то же время Англия ренгя-
	и в первую очередь из США.
Улельный _ вес. США в импорте Англип
	упал с 20,7 проц. в`1932 г. до 14,4 проц.
	в 1933 г.. в 19 время как импорт, вапря-
	мер, из. Голландской Восточной Индии за
тот же период вырос е 21,6 проц. ло 30,4
проц. Понятно, что ёиглийский империа-
лизм непрочь использовать дешевую ирак-
скую И как срудие в борьбе против
американского нефтяного капитала. С пэ-
мощью мероприятий внутреннего порядка
(развитие. промышленности тю гидрогениза-
	Мировая борьба за нефть, особенно меж-
ху такими мировыми гигантами как Англия
и Америка, никогда’ не прекращалась. Ол-
НАко в послелнее время в бвязи 6+ лихо-
радочной подготовкой империалистических
держав к войне эта борьба приняла искл®-
чительно острые и открытые формы.

Кризис перепроизводетва в нефтенромы-
шленности привел к ожесточенной борьбе
за рынки сбыта. Учитывая опыт имнериа-
листической войны 1914—1918 rr, rae
нефть играла исключительно важную рэль,
буржуазия всех стран взяла решительный
курс на создание собственной, базы ped? e-
внабжения. Созлание собственной нефтяной.
базы, в свою очередь. суживает рынки
быта и приводит ‘к ожесточенной драке за

источники сырья.
	Важным этапом ‘развития англо-амернкан-.
кой борьбы за рынки сбыта нефтепродух-
Тов является провал лондонских перегого-
ов, происходивших в Марте между пред-
ставителами группы «Стандарт ойль К» и
англо-французского нефтяного капитала.
Совещание это держалось в большом се-
крете. Однако по отдельным замечаниям,
Промелькнувшим в прессе, видно, Что ato
была по существу международная нефтяная
конференция, ‘обсужлавшая. всю  совокуп-
ность вопросов; ‘вытекающих из современ-
вого положения мировой нефтяной шромы-
	шаенности и нефтяного рынка.

Одним из важнейших вопросов, который
сильно тревожит «Стандарт ойль К?», яв-
ляётся вопроб о перспективах сбыта ирак-
ской нефти, появление которой коренных
6бразом ‘изменит соотиошение сил прежде
всего на европейских рынках.

Даля разработки богатых месторождений
Прака была организована междунаротная
компания «Ирак петролеум компани» с
капиталом в 6.500 тыс. фунт. стерливгов.
Половина’ всех акций этой компании при-
Наллежит английскому капиталу в лицо
«Англо-першен ойль K°» и группы «Роял
йзтч-шелл». Другая половина разделена
нежду Францией («Номпани франсез де-
петроль») и Америкой (группа «Стандарт
ойль &°»).

Пох нажимом Франции и Англии компа-