5 ИЮНЯ 1934 Г., № 153 (6039).
	A AUTOM LY AC.

литературы. и искусства, Под прямым
влиянием компартии написаны такие
пьесы, как «Табачная дорога» («То-
» bacco Road»), «Hm нельзя умереть»
(«They Shall not Die»), «Mup Ha 3em-
ge» (aPeace on Earth»), «fpyaaaks
(«Steveder>»).

— Но буржуазный театр,— говорит. да-
лее Драйзер, —спит тем же непробулным
сном, TO и литература. Успех Ha-
званных мною пьес об’ясняется ‘тем, что
часть буржуазной публики заинтересова-
лаеь «радикальными» темами. Преобладает,
олнако.-—не преобладает, а прямо господ-
	ствует, театральная пьеса, пробавляющая-
ся все той же легкой любовной интрижкой.
	Разговор, естественно, переходит на pe-
волюционную литературу новейшего пери-
ода. Драйзер,. не будучи сам в своих худо-
жественных произведениях революционером,
очень ценит революционных писателей про-
летарского типа, Он высоко отзывается о
Фолькнере, Конрое, Роллинсе, Гольде и дру-
гих молодых. При этом, однако; он прибав-
ляет, что писатели эти его не совсем удо-
влетворяют.
	— Нехватает им стюсобности в тлубо-
кому психологическому анализу. Чтобы на-
писать хорошее произвеление, мало отзыв-
чивости на социальные условия. Надо ви-
деть человека. Наши пролетарские писате-
ли видят отлично социальную среду, они
понимают пружины ‘общественной жизни,
но они не трогают глубоко, они не захва-
тывают, не потрясают. Причина? Молодые
писатели рассматривают действительность.
пох углом зрения определенных формул,
тогда как писатёль должен видеть ничем
не затененную действительность, в. первую
очередь человека под углом зрения своего
художественного темперамента.
	Чтобы иллюстрировать свою мысль,
Драйзер ссылается на Гоголя и Салтыкова-
	Щедрина:

гсозетского
		короткие

CUCTIANDGL.
ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ.
	(От корреспондента «Правды»).
	Всесоюзный комитет по субтропикам ко-
мандировал в США нескольких специали-
стов. Закупили они там саженцы цитру-
вов, пароходом отправили в Батум. Заку-
пили и привезли много хороших расте-
ний, :

Но, как оказалось теперь, командирован-
ные в США товарищи закупили и некото-
рую Часть того, что закупать не следова-
ло. Так, недавно в Батуме была получена
партия семян в сопровожденни следующего
	письма: .

«При сем препровождаются приобре-
тенные в Калифорнии нижеследующие
семена (тут шесть строк латыни, кото-
рые мы опускаем). Управление по суб-
тропинкам просит по получении семян
немедленно высеять их в Букнарском
питомнике и о последующем уведомить».
	Бумажка была адресована тунговой кон-
торе, организации скорее хозяйственной,
чем научной. ‚Но и тут нашлись люди, ко-
торые схватились за голову.

— Макая робуста? Та самая, плодонося-
щие деревья которой имеются даже в Су-
хуме?.. Цедрус деодара? Да ведь этого ви-
да хвойных сколько угодно по всему Чер-
номорскому и даже Крымскому побережью!
Он в Ялте, Гурзуфе, в Тифлисе, в Поти!..

Не утешили и другие культуры. Тут
были даже кустарники, не имеющие ника-
кого. даже чисто’ декоративного значения.
	Тих. ХОЛОДНЫЙ.
	скот ОСТАЛСЯ
БЕЗ ПАСТБИЩ.
	(Письмо вабочего).
	Железнодорожные рабочие станции Глу-
бокая увеличили поголовье домаптнего скота
по сравнению с прошлым годом на 50 проц.
У них тепеоь 721 `нкорова, 320 ноз и оно-
ло 400 голов молодняка.

Для такого количества скота, естествен-
но, требуется большое пастбище.

Осенью 1933 года рабочие заключили
	1 лотовор с 5-м отделением зерносовхоза Asn.
	во-Черноморского. краевого. зернотреста, на
пользование 400 га пастбищ, а весной у
нас его совхоз забрал.

Никакие обращения за помощью в цо-
селковый совет, райисполком, районное зе-
мельное управление и крайисполком ни к
чему не привели. Из-за отсутствия пастби-
ща рабочие вынуждены резать. молодняк;
	У. Я КОРОЛЕВ.
	У СПЕехи
		Драйзер—юодин из немногих вруп-‘
ных писателей США, на которых
кризис капитализма произвел глубо- k
кое впечатление и заставил по-норо-
му узреть мир. Раныне политически
неустойчивый, Теодор Драйзер вихит
теперь. вполне отчетливо, что возврата к
здоровой экономической жизни на осно-
ве частной собственности нет, что капи-
тализм надо сломать, заменив ero «осно-
ванным на справедливости строем». Еще не
так давно писатель: возлагал некоторые на-
дежды на «восстановительную политику»
Рузвельта. Теперь он окончательно разоча-
ровалея и в этих надеждах.
	— улучшения, — говорит он.-—-не насту-
пило. Вопрос о кризисе не решен. Корабль
потерпел аварию. Поврежденный _ корабль
капитализма мечется в открытом море. Бу-
нгует шторм. Механики пытаютея заткнуть
пробоины, но спасти судно уже невозможно.

Не будучи сам революционным писате-
лем в подлинном смысле этого слова, Драй-
зер является лучшим другом революциоп-
ной литературы. Он требует от писателей
социальной правды, он издевается над ли-
тераторами, приукрапивающими  действи-
тельность В угоду буржуазии.
	— Читература в общем на кризие He
отозвалась, —говорит Т. ДЛрайзер.—Страла-
ния масс в «большой литературе» не по-
лучили отражения. Возможность переме-
ны строя не рисуется воображению пи-
сателей. Произошел невиданный крах,
наступил «кризис кризисов», все язвы
капитализма вскрыты до самых глу-
бочайших тайников, люди проходят че-
рез адские муки. А посмотрите ‘наши ли-
тературные журналы и прессу: там об этом
почти ни слова. Если упоминается то или
иное явление, то поверхностно и мимохо-
дом, без связи с целым. Воображаю, что
сделали бы с нашим современным обще-
ственным материалюм Диккенс или Ло-
стоевский... А почему это так? Да
очень просто. В массе буржуазной пуб-
лики все еще преобладает уверенность, что
существующая система-— лучшая в мире.
Живуча романтика’ наживы. Hollywood
(центр. кинематографии в США) своей
мертвой хваткой держит не только’ кине-
матографию, HO H BCH литературу. Идеал:
человек, который никогда не работает. Во-
обще в ходкой американской ; литературе
никто никогда не работает, Нет бедности,
нет эксплуатации, а все трудности (боль-
шей частью любовные) разрептаются самым
разлюбезным образом. Мублику 150 лет
воспитывали на этакой литературе любов-
ных интриг и наживы. От этого так скоро
не отучишь ни читателя, ни писателя.

Драйзер приводит пример из собственно-
го опыта: °

— Вот я побывал в Кентукки, я видел
горняков, я видел спольшиков-крестьян, я
познакомился © их судьбой и начисал ки-
носценарий «Табак». Я написал 0 судьбе
крестьянина, полураба на табачной план-
тапии. Ну, и что же? Продать сценарий
некому. Hu одна кинофирма не купит. р
лике, мол, такие вещи не по вкусу. Да 1
как сочетать этот материал с и
«красивостью»? Нет у меня в картине и
любовной интриги...
	Драйзер улыбается, но его глаза остают-
	ся серьезными, почти жесткими,
	—щ Американская литература спит глу-
боким сном. Гром кризиса ее не разбудил.
Приблизительно в таком же` положении,
как я. находятся Шервуд Андерсон и еще
несколько писателей, обладающих ue
только стажем, но и общественным, поли-
тическим сознанием. Мы — ничтожнейшее
	ами ния.
	В. развитии советской алюми-
ниевой промышленности завершен
определенный этап. Днепровский
злюминиевый комбинат, который

OOd

Г.. ЛАУЭР.
noo

рийскому, неутомимому строителю
и начальнику ‘Волховекого комби-
ната. Вместо 32 тонн глинозема
в сутки завод давал от 4 ло 10
	еще в прошлом году пустил в э6о- .
плуатацию цех электролиза алюминия и
цех электродов, завершил  строительетво
самой сложной части комбината — глино-
земного завода и получил уже первые сот-
ни тонн глинозема.

Волховский алюминиевый — комбинат
(ВАК) — первенец нашей алюминиевой
промышленности, используя советские по-
луфабрикаты, перекрыл на 20 проц. про-
ектную мощность глиноземного завода ий
на 20 проц. проектную произволительность
электролитных ванн. Завод выпускает д
90 проц. алюминия первого- еорта.
	План выплавки алюминия по Союзу в
зпреле перевыполнен.
	Не бесполезно будет оглянуться на путь,
пройденный нашей алюминиевой промыш-
ленностью. Создание ее было нелегким
делом. У нас прежде всего не было под-
ходящего сырья.

Почти во всем мире окись алюминия
(иначе— глинозем), представляющая исхол-
ный полупродукт для выплавки металли-
ческого алюминия, получается путем хи-
мической переработки бокситов. Боксит —
минерал, который, помимо гидрата окиси
алюминия, содержит разные примеси, как
кремнезем. окись железа ит. д.
	У нас известны были залежи бокситов
в Тихвине, но эти’ боксйты продолжитель-
ное время не считались промышленной
рудой. Дело в том, что бокситы, применяе-
мые во Франции, США, Канаде, содержал
неё больше 3—4 проц. кремнезема, в то
время как тихвинские бокситы в своей
массе содержат его больше 13 проц. Клас-
сический метод получения‘ глинозема из
боксита, так называемый метод Байера, не
применим при таком высоком содержании
кремнезема. И вот советским ученым при-
лось серьезно поработать, чтобы найтв
новые методы переработки, которые по-
зволили бы из нашего низкосортного ‚бок-
сита получить глинозем.

‚Такие метолы были найлены.
	Один метод, разработанный Мюллером и
Яковкиным, осуществлен на  глиноземном
заводе Волховского комбината и полностью
себя оправдал; глинозем получается такой
чистоты, что из него можно получать более
90 прон. алюминия 1-го сорта.
	`Другой — метод — электротермический,
предложенный проф. Кузнецовым и Жуков-
ским, осуществлен на Днепровском заводе.
Этот метод требует большого количества
электроэнергии и поэтому может быть .при-
менен только при наличии очень дешевого
источника тока.
	В настоящий момент этот метод, про-
веренный ‘предварительно в полузаводском
масштабе, держит экзамен в пусковые дни
Днепровского глиноземного завода. В пер-
воначальный метод внесены существенные
изменения, которые удешевляют процесс и
повышают производительность завода. Но
дело еще далеко не, налажено, и инжене-
рам и ученым в Запорожье придется на-
пряженно ‘работать, чтобы новый завод бы-
стро освоил и перекрыл запроевтированную
мошноеть.
	Получение глинозема. — это была самая
трудная часть задачи. Но, чтобы создать
алюминиевую промышленность, надо было,
кроме того, научиться электролизу алюми-
ния, поставить собственное производство
угольных электродов и искусственного
криолита. Глинозем «растворяется» в рас-
плавленном криолите, и весь процессе элек-
тролиза идет при температуре 900 rpa-
дусов. Никакого опыта в этом деле у нас
не было.

В течение многих лет шли разговоры
и разрабатывались проекты постройки алю-
миниевых заводов. Но только первая пЯ-
тилетка среди многих других завоеваний
осуществила и эту задачу. В конце
1952 г. вступил в эксплуатацию наш пер-
вый алюминиевый завод в Званке, рядом
се Волховекой гидроэлектростанцией.
	Алюминий— детище гениального ленинско-
го плана электрификации. Без Волховетроя,
без Диепростроя немыслимы были бы по-
белы советского алюминия. Одна тонна
алюминия требует около 25 тыс. киловатт-
часов энергии. Повышение себестоимости
энергии на одну копейку означает повы-
шение стовуости. металла на 250 руб.
	Волховский гавод сравнительно быстро
освоит электролиз, ‘работая в нервое вре-
мя на илпортной окиси и импортных элек-
тролах и пользуясь консультацией фран-
цузских инженеров. Но освоение глинозем-
ного завода шло далеко не гладко. Первое
полугодие 1933 г. доставило немало тяжеё-
	лых забот и тревожных часов тов. Тата-
	 —

тонн. Процесе то и дело расстраи-
вался.. Но в результате совместной -упор-
ной работы бригады работников научного
инетитута и заводских инженеров в июне
глиноземный завол хостиг проектной мощ-
	  ности. С тех пор завод все выше набирает
	темпы — в последние два месяца даб изо
дня в день по 40 тонн окиеи.

Но и электролиз добился новых успе-
хов. Проектный выход алюминия’ в одни
ванно-еутки—125 кг. Уже год назад был
достигнут выход 145 килограммов; в мар-
те текущего года он повысился до 154 ки-
лограммов, Таким образом, Волховский за-
вод, рассчитанный на выплавку 6 тыс.
тонн алюминия в год, сможет дать 8 тыс.
тонн. Расходные коэффициенты  материа-
лов И электроэнергии тоже снижены 110
сравнению с проектом,

Днепровский комбинат — предприятие
другого масштаба, чем ВАК. На Вол-
хове — две серии ванн, Ha Днепре их 6у-
дет в первой очереди шесть. Две из
них уже в работе, третья — накануне
пуска; остальные будут закончены в кон-
це этого гола.
	Таким образом, к началу 1935 г. ОССР
будет обладать мощностью, примерно, в
25 тыс. тонн алюминия в год. Чтобы оце-
нить значение этой цифры, необходимо ее
сопоставить с цифрами продукции алюми-
ния в капиталистических странах. Миро-
Boe производство алюминия достигло выс-
шей точки в 1929 г. — 276 тыс. тонн.
В 1933 г. мировая выплавка составила толь-
ко 136 тыс. тонн, при чем ни одна страна
в мире, кроме США, не выплавила больше
16 тыс. тонн, Крупнейший производитель
в Европе — Норвегия дала 14.900 тонн,
Франция — 14.300 тонн. CCCP, который
до конца первой пятилетки не имел соб-
ственного алюминия, уже в текущем го-
ду стал серьезным его производителем, а
в будущем вылвинется на первое место.
	Во’ для этого надо, чтобы Днепровекий
завод в кратчайший срок освоил’ свою
мощность, чтобы строители закончили в
этом году полностью недостающие цехи.
Бороться нужно не только за количество, —
пора, особенно волховцам, взяться вплот-
ную за снижение себестоимости алюми-
ния, дать дешевый советский алюминий.
	Начало положено. Но на этом устокам-
ваться нам нельзя. План второй пятилет-
KH ставит задачу довести выплавку алю-
миния до 80 тыс. тонн в 1937 г. И мож-
но с уверенностью сказать, что мы эту за-
дачу в состоянии разрешить. °
	Еще недавно нам приходилось искать
новые источники сырья для производства
алюминия, ибо запасы тихвинских бокеи-
тов, хотя и значительны, но все же не-
достаточны. Было проделано много науч-
	ных опытов с получением глинозема из
	разных видов низкосортного сырья —— не-
фелина, каолина, закавказских алунитов,
подмосковных глин. Можно получить гли-
нозем из всех этих материалов, но стоит
это недешево и требует значительного рас-
хода химикалий и топлива. Мы’ были бы
вынуждены широко применить эти доро-
гие методы, если бы за последние 2—3 го-
да на Урале не были обнаружены  гро-
мадные залежи первосортных бокситов.

Из уральских бокситов можно получить
глинозем простейшим, т. е. самым дешевым
ий распространенным за границей методом
Байера, вместо сложных методов, необходи-
мых при обработке тихвинских бокейтов.
Поэтому уже в текущем году начато строч-
тельство огромного алюминиевого комбината
на Среднем Урале, около Каменска.
	“Уральский глинозем будет самым деше-
вым в Союзе. Его можно будет возить в
источникам дешевой электроэнергии даже
на большие расстояния. Урал даст алюми-
ний в последнем году пятилетки. А нам
нужен глинозем в более ранние сроки, что-
бы питать вторую очередь Днепровекого
электролитного. завода, который мы начнем
строить, как только окончим первую. ПШо-
этому еще в прошлом году начато в Тих-
вине у бокситных рудников строительство
крупного глиноземного завода на 50 тыс.
тонн окиси в год. Строительство этого за-
	вода должно быть закончено. в концу
1935 г
	Наконец, на далеком Севере, в Кандалак-
ше начинается строительство завода, ко-
торый будет получать глинозем из Here
линовых хвостов  обогатительной фабрики
апатитов в Хибиногорске.
	Такова программа работ нашей алюми-
ниевой промышленности. Первые крупные
победы отряда советских алюминщиков —-
залог того, что они эту программу ес
честью выполнял.
	ИНТЕРВЬЮ НЬЮ-ИОРКСКОГО
КОРРЕСПОНДЕНТА «ПРАВДЫ»
С ТЕОДОРОМ ДРАЙЗЕРОМ.
		дали, на материальном положении писателей
кризие сказался незначительно. Конечно,
заработки теперь не такие высокие, как до
1929 года, но в общем живут писатели
неплохо. Положение американской ` литера-
турной братии куда лучше, чем во Франции
или Англии.В Англии я лично видел ‘одного
довольно известного писателя, автора. не-
скольких выдающихся книг, ставшего пой-
казчиком. Он вынужден служить в мелочной
лавке за мизерное жалованье. У нас в США
ничего подобного нет. Внижный рынок пе-
реживает депрессию, но все же книги пе-
чатаются в больших количествах. Правда,
все дрянь, не. имеющая никакого значения.
Автору, написавшему серьезную и честную
книгу, издателя найти трудно. Процветают
в литературе люди, чья мысль не осознала
катастрофы. Кризис не коснулся сознания
подавляющего большинства наших писа-
телей, он не ветряхнул, не потряс их. Вели
бы они больше пострадали, они бы писали
более серьезные книги.
	Не. нашлось У Драйзера теплых слов и
по адресу американской литературной кри-
ТИКИ.

— Наша литературная критика, — гово-
PHT OH,— не имеет никакой цены. Вдруг
рецензенты начинают расхваливать авто-
ра без всякой видимой причины. Так
было с английским писателем Михаилом
Аплиным, так было с Альдусом Гексли.
ИТроизведения Гексли читаются не без удо-
‚вольствия, но изюминки в них нет. Так бы-
ло, между прочим, со Шпенглером, который,
по-моему, не заслуживает шума, поднятого
вокруг «Заката Европы». У нае открывают
гения чуть ли не каждую неделю, чтобы
‚0 нем тут же забыть. А помните ли вы, как
меня критика отдубасила за мою  ‘Амери-
канскую трагедию»?
°’ Еще бы не помнить! «Приличная» аме-

риканская критика вопила, что роман Драй-
зера — поклеп на Америку, что так пи-
сать нельзя, что Драйзер выдумал свою
страшную историю.

—- Нам нужен критик,— заявляет Драй-
зер,— который сумел бы сорвать маску с
нашей современной литературы. Двадцать
	— Эти великие писатели, — говорит
он,-тоже были общественниками, они 0и-
чевали социальное зло, но какие у них по-

лучались замечательные человеческие фигу-
phi!
	Драйзер, тем не менее, возлагает боль-
шие надежды на молодую пролетарскую
литературу и на пролётарскую критику,
развивающуюся на страницах «Нью мес-
сес».

— Тут здоровое начало. Тут могут раз
виться огромные ‘силы.

Советских писателей Драйзер знает ма-
ло. В СССР он видит осуществление идеа-
ла социальной справедливости.

— Искусство—огромное средство испра-
вления людского несовершенства. Даже
коммунизм не может функционировать в
совершенстве. Будут недостатки. Будут
прорывы. Лучший корректив-—свободная че-
ловеческая мыель. Очень многого можно
добиться скорее и лучше силою художе-
ственного темперамента, чем силою законов.

Драйзер в восторге от художественного
	гения русского народа.

— Рядом с русским,—товорит он, —
средний американец похож на хуле и
нводжарое животное рядом со слоном. У нас
всегда берутся за  мизерную  тоненькую
темку, и всегда-то мы что-то проповедуем,
и всегда мы за чем-то гоняемеся, а ничего
у нас не выходит. Русская масса— это вро-
де золотой руды. Американцу нехвалает
универсальности, которой так богаты рус-
ские, даже простые крестьяне. Всей дунюй
я чуветвую это богатство русской обще-
ственной почвы. Поэтому-то я и предека-
зываю огромное будущее новой русской ли-
тературе на новой социальной базе.
	Драйзер пользуется случаем  перелать
сердечный привет всесоюзному с’езду пи-
сателей и сожаление, что он не может при-
сутствовать на с’езде.

М ОЛЬГИН.
	Работники Таджикеко-Пз-
мирской экспедиции Совнар-
кома СССР—проф. Артемьев
Б. Н., геолог Ионин Н. В.,
прораб разведочной партии
Средазредметразведки Гры-
зан Н. 0, и киргиз-рабочий
Карым — при осмотре оло-
вянных. месторождений Ha
реке Карасу, в Средней Азив,
попали в большую снеговую
весеннюю лавину. Группа
находилась в это. время на
крутом скалистом склоне, на
высоте 3.500 метров.
	Рабочий Карым первый
заметил. стремительно пада-
ющую с большюй высоты ла-
вину и кривнул остальным:
«спасайтесь», Благодаря то-
му, что рядом находилея
большой камень в рост чело-
века, а выше него—скали-
стый утес, который разрезал
лавину на два потока. груп-
пе удалось укрыться за кам-
нем между потоками.
	_. «НЕ. НРАВИТОН —
МОЖЕТЕ УЕЗЖАТЬ..»
	(Письмо вабочих).
	Мы, рабочие-ударники московских пред-
приятий, находясь в Звенигородском доме
отдыха им. Рыкова, столкнулись с рядом
вопиющих безобразий. Питание отдыхаю-
щих поставлено плохо, оно не удовлетво-
ряет ни в качественном, ни в количествен-
ном отношении. Меню однообразное.

Когда же отдыхающие обратились к ди-
ректору за раз’яснением по поводу этих
безобразий, то зам. директора Маликов от“
ветил: «Мне надо подготовиться, и тогда я
с цифрами выступлю перед отдыхающи-
ми», а инспектор Санкурорттреста Берман
«успокоил»: «Подождите, еще хуже будет,
как все с’едутся». Особенно ярко бездущное
отношение к отлыхающим выявилось cd
стороны старшего врача Легинского, кото-
рый на вопрос работницы, почему питание
плохое, ответил: «Не нравится, можете
уезжать».

М. Б. Макаров, А. К. Уваров, Ру-

‚ занов и другие, ‘всего 25 подписей.
	СОВЕЩАНИЕ
НЕ СОСТОЯЛОСЬ,

(Письмо служащих).
	Беесоюзное об’единение швейной промы-
шленноети назначило на 1 апреля совеща-
ние старших Озкеровщиков баз е предета-
вителями областных контор своей. системы.

В совещанию наша могилевекая база
долго готовилась: просматривались образ-
цы фасонов, и лучшие из них были отпра-
влены в Москву.

В назначенному сроку Ha совещание
прибыло 140, делегатов.

Потратив на напрасные хождения по
канцелярии об’единения 3 дня, мы стали
добиваться, чтобы совещание, наконец, бы-
ло открыто.

Нам заявили, что заместитель управляю-
щего об`единения Бессмертный бутет заслу-
шивать доклады каждой делегации в от-
дельности... :

Настал долгожданный прием. Беседа с
Бессмертным была коротка. Представителям
баз было дано для доклада по пяти минуг.

Выслушав нас, Бессмертный заявил:

— Выводы я сам сделаю, можете ехать
по местам. . }

Патиминутная информация каждому 16-
легату обопглась в 200 рублей. а всем вме
сте—в 28 тыс. руб.  ЛЕИН, ЛЕСОВ.
	ATO ЖЕ ГЛАВНЫЙ
_ ВИЧОВНИК?
	уеньшинство среди огромного количества   тет назад для своего времени это сделал
писателей. угодливо разрабатывающих те-  Менкен. Он —— фаталист и реакционер, но
	мы преуспевающих бизнесменов.
	Переводим разговор на материальное по-
тожение писателей.
	—_— АЛарактерно, что в то время как все
интеллигентекие профессии жестоко постра-
	OH нослужил на пользу американской ли-
тературе, согнав с нее массу пены, сла-
щавости, патоки.

Кризис, по мнению Драйзера, оказал болъ-
шее влияние на театр, чем на другие вилы
	ТАДЖИКСКО-ПАМИРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ.
	ВО В СРЕПНЕИ. АЗИИ”,

°_ РАЗВЕДКИ В РАИОНАХ РЕК КАРАСУ И ИСФАРА.
	Ник «Правды» на Памире.
	Таджикско-Памирская экспедиция в этом
году продолжит поиски олова на obmup-
ной территории—в районе Туркестанско-
ro, Зеравшанского, Гиссарекого и Нурз-
тинского хребтов; найденные месторожде-
ния в верховьях Исфары переданы на де-
тальную разведку Союзредметгеоразведке,
которая. организовала специальную pa3Be-
дочную экепелицию.
		Таджикоко-памирекая экс-
‘педиция, организованная
правительством СССР лая
геологопоисковых работ в
Средней Азии, начала рабо-
ту. Главной задачей экспе-
диции являются поиски 0ло-
ва, тантала и других редких
металлов. а также гравита-
цнонная и’ геологическая
с’емка «белых» пятен `На-
мира. Кзыл-Кумов и Турке-

станского хребта. Экепели-.

ция насчитывает 74 отряда.

из них 50 уже выехали в.

месту работ.
	Qt начальников HEROTI-
рых отрядов получены нер-
вые сообщения о работе.
Отряд, который должен до-
оборудовать Памирекую вы-

сокогорную ледниковую 06
серваторию. ностроенную в

1932—1933 гг на вныеоте
	ДО СРОКА ОСТАЛОСЬ Г’, МЕСЯЦА.
(СВОДКА НКТИ ОБ ОТГРУЗКЕ УБОРОЧНЫХ МАШИН ЗА ПЕРИОД ЯНВАРЬ— МАЙ),
	жаткам-самоснидкам (Люберецкий завод) за
5 месяцев выполнено больше половины
программы, по всем остальным видам машин
процент выполнения залания колеблется от
	Особенно неблагополучно с продукцией,
выпускаемой ФРостсельмашем; тракторных
сноповязалон отгружено 435-—10,9 проц.;
виндроуэров-—229—15,3 проц.: трактор-
ных сенокосилон—419- -21 проп.: конных
	граблей—7.620—23,1 прок,
	Последняя сводка Наркомтяжпрома 06
отгрузке заводами  сельескохозяйетвенного
	машиностроения машин к уборочной кам-
пании за ‘период январь -—— май, ‘еще раз.
	сигнализирует о плохой работе всех 0ез; 10 ло 40.
	исвлючения заводов.

В мае почти все заволы увеличили от-
трузку готовой продукции, но далеко не-
достаточно, чтобы значительно сократить
дефицит за предыдущие 4 месяца. Общий
итог за 5 месяцев по важнейшим видам
уборочных мантин представляется в таком
DHA.

Заводы‘ комбайнострозния из 6.475 ком-
байнов, которые они должны отгрузить к
15 июля. за период январь—=май отгрузили
всего 2.023. машины, или 31,2 проц. пла-
на. На последнем месте: стоит   Ростсельмаш,
давший по. 30 мая включительно всего 202
комбайна из 775 (26.1 проц.). недалеко от
	него’ ушел и запорожский «Коммунар»—.
	1:002 из 3.700 (27,1 проц.). Саркомб айн
дал 819 машин из 2.000, которые он дол-
жен отгрузить к’ правительетвенному cpo-
ку-—15 июля.

Не лучше положение и с другими вила-
ми машин. Из всей: содержащейся в сводке.
номенклатуры только по ‘тракторным моло-
тилкам, изготовляемым на заводах «Серп
и молот» (Харьков) и «Нрасная звезда»
(Зиновьевск), по конным сенокосилкам и
	4.300 метров, проник через

перевалы к языку ледника ^^ 5
Федченко и установил радиосвязь с зимов-
шнками обсерватории. Вее зимовщики жн-
вы и здоровы. Отряд проф. Н.Н, Лелкина,
направленный в низовья Аму-Дайри. велед-
ствие отсутствия лодок вынужден был со-
веринтть переход через Кара-Кумы на арбе.
Преодолев огромные трудности, отряд благо-
Получно достиг Турт-Вуля.
	Между отрядами ‘развертывается сопиа-
листическое соревнование на лучшее вы-
полнение программы. В соревнование во-
влекаются все 300 научных ‘работников,
участвующих в экспедиции, и сотни обслу-
живающих ее рабочих,
	Я. как начальник экепедиции, буду
	лично руководить работами и nolty
во главе одного из отрядов экспедиции для
географического исследования почти совеу-
шенно неизученного ‘горного узла, где схо-
AATCH Туркестанский, Алайский H Sepan-
шанский хребты,
	*) См. статью Н. П, Горбунова: «Правда»,
13 апреля 1934 г.

Изучением этого вопроса усердно зани-
маютея работники горьковского краевого

комитета профеоюза рабочих животноводче-
ских совхозов.

В «Правде» (№ 131 от 14 мая) было
помещено письмо рабочего совхоза «Власть
советов» Федорова,  жаловавшегося Ha
Горьковский краевой комитет союза. В
декабре прошлого года совхоз, перевел в
краевой комитет союза деньги и заказ на
кинопередвижку, патефон и гармонь и ло
сих пор ничего не получил.

Крайком не остался безучастным к По-
	явлению заметки. Уже 16 мая, за под-
писью Усатова, пишется отноведь. Дей-
ствительно деньги переведены. —Дейетви-
	тельно заказано. Действительно еще 7 ян-
варя сделан заказ культотделу ЦК союза.
Но при чем тут мы, если нам не присы-
лают и деньги не возвращают?.. «Следова-
тельно, заключает Усатов,-— основной и
главный (?!) виновник не крайком союза
а культотдел ЦК союза», ot

Как, товарищи из совхоза «Власть сове-
тов», вам не стало от этого легче?
	Проф. Артемьев Д. Н. и геолог Ионин
Н. В. попали в Яавину в момент
под’ема к одному из открытых месторо-
ждений (Карасу), где уже начались  раз-
ведочные работы. Шри детальном иселедо-
вании штольни обнаружилось, Что кроме
	оловянного KaMHA месторождение богато
колумбитом,—минералом, содержащим тан-
тал (редкий элемент), весьма дефицитным
и нужным нашей промышленности.
	Несмотря на обилие снега в горах, раз-
ведка новых месторождений нлет полным
ходом. В глубоком снегу, который лежит
в горах, несмотря на июнь, к месторожде-
ниям проведены траншеи, по ‘которым до-
ставляются взрывчатые материалы, обо-
рудование и продовольствие для рабочих.
	Н. П. ГОРБУНОВ.
	Начальник  Таджинсно - Памирснкой
экспедиции
	Конные хода изготовляются на трех. за-
водах: Симсном, Сибсельмаше и Ростсель-
маше, Всё три 2авода вместе дали за Б ме-
сяцев только 6.087 конных ходов—40,1
проц. залания.
	Таким образом, все’ заводы по всем ви-
дам машин обязаны’ ‘за остающиеся 1—
11% месяца сделать в 2—3 раза больше,
чем за предыдущие 5 месяпев.
	Та же сводка содержит ланные о выпол-
	‚нении плана отгрузки запасных частей К
	уборочным машинам за ‘период январь-май
текущего года. Из сводки видно, что по ря-
ду ответственных деталей положение край-
не острое: 0’ шатунам’ выполнено 36,1
проц. плана, по вкладышам (к сенокосил-
кам)—46,9 проц., ‘пб узловязателям—2.0
проц., номплектным ножам — 20 проп.
ит. д.
	Оловянные месторождения по северным
склонам Туркестанского хребта, в верховь-
ях реки Иефары, были открыты в прош-
лом году отрядом Таджикско-Памирекой
экспедиции СНК СССР, которым руководил
молодой геолог Н. В. Ионин. Месторожде-
ния’ расположены на высоте 3.700—3.800
	метров над уровнем моря и прослежены на
протяжении 50 километров.
	Открытие этого месторождения в совер-
	шенно новом районе (Средняя Азия)
	представляет крупнми интерес.