$ ИЮНЯ 1934 Г., № 156 (6042).
	`РАЗЛУМЬЕ
	ЛОНДОН, 7 июня. Арест и высылка из
Германии корреспондента «Дейли экспресс»
Стефенса вызвали большой интересе и
оживленные толки в лондонских политиче-
ских кругах. Этот факт расценивается, как
нечто более значительное, чем ‚обыкновен-
НЫЙ ЭПИЗОД.

Разоблачения  Стефенса показывают,
что пока британская дипломатия маневри-
рует, германский фашизм неё теряет време-
ни даром. При чем особенно значительно
то, что германский фашизм не просто во-
оружается, & изыскивает совершенно но-
вые типы вооружения, доводя технику ис-
требления до совершенства. В Лондоне ro-
ворят не только о подземных аэродромах,
о которых сообщает Стефенс, но и «ена-
рядах-ракетах», о специальных зажига-
тельных бомбах и т. д. Одних этих толков
достаточно, чтобы понять всю иронию, ко-
торая содержится в разговорах о том, мож-
но ли позволить Германии иметь танки,
превышающие 16 тонн.
	Над усовершенствованием военной тех-
ники работает, конечно, ‘не одна только
Германия. Бюллетень общества британских
авиоконструкторов показывает в частно-
CTH, что делается в этом отношении в Ан-
глии. Новый самолет Хоукера «Фьюри» раз-
вивает скорость 250 миль в час и наби-
рает высоту почти в 6.000 метров за
	915 минут.
	ПРАВДА.
	М ТРЕВОГИ.
	0 размерах танков или калибре артиллерии.
Выход они считают в направлении герман-
ской агрессии на «восток Европы», т. е.
против СССР и тех меньших держав, кото-
рые встретятся на дороге. Ненависть к
СССР при этом соединяется со страхом пе-
ред Германией, с желанием отвлечь по-
следнюю от планов наступления на запад,
т. е. против самой Англии и Франции в
борьбе за мировую гегемонию.
	В некоторых трезвых кругах, не поте-
рявших головы ни от ненависти, ни ог
страха, приходится слышать, однако, инте-
ресные соображения, показывающие пол-
ную несостоятельность авантюристских пла-
нов, лелеемых во влиятельных сферах. Ка-
ковы бы ни были исторические перипетии,
говорят в этих кругах, столкновение Ан-
глии и Франции с возродившей свою воен-
ную мощь Германией неизбежно. Чем боль-
ше поощрения давать наступательному ду-
ху германского фашизма, хотя бы и ста-
раясь толкать его в другом направлении,
тем больше вероятий для такого столкнове-
ния, так каков борьбе за мировую гегемо-
нию главными соперниками Германии были
и остаются Англия и Франция.
	Какие существуют гарантии, спраши-
вают некоторые лица, что, вооружив-
шись с помощью Англии, германский фа-
шизм не набросится в первую очередь на
Францию или на Францию и Англию вме-
сте? Стратегия германского империализма
в 1914 году была построена на расчете
покончить прежде всего с основным, наи-
более близким и грозным противником. По-
ражение Германии на Марне было вызва-
но тем, что она проводила эту стратегию
недостаточно последовательна и отвлекла
слишком много сил на восточный фронт,
проявив большую нервность при наступле-
нии русской армии в Восточной Пруссии.
Революция в военной технике еще более
могущественно говорит в пользу стратеги-
ческого преимущества удара на запале,
так как только в этом направлении молние-
носное нападение теоретически может быть
успешным. Пространства ‘Советского Союза
настолько велики, советские жизненные
центры настолько разбросаны, что. не ка-
саясь вопроса о военной мощи СССР, быет-
рый решающий военный эффект в этом на-
правлении невозможен.
	Поэтому некоторые британские круги,
одинаково далекие от симпатии к СССР,
как и поджигатели войны, высказывают не-
двусмысленное опасение за будущее. Они
опасаются, как бы Англии, иронизирующей
над французскими поисками безопасности,
не пришлось искать безопасности самой.
Политика развязывания войны, находят
они, раньше или позже, но неизбежно
ударит по ее же зачинщикам.
	Эти высказывания говорят о том, что в
некоторых британских кругах отдают се-
бе отчег, к каким неожиданным для самой
Англий последствиям может привести по-

осеобщая забастовка
батраков в Испании.
	10 убитых ‘и 20 раненых.
	ПАРИЖ, 7 июня. (606. корр. «Прав-
ды»). Уже первый день всеобщей забастов-
ки сельхозрабочих в Испании сопровож-
дался столкновениями между бастующими
ий «гражданской гвардией» (жандармерия).
В провинции Сиудад Реаль в деревне Пед-
ро Минос ранено 3 жанларма и убит мо-
лодой рабочий Сабиот. В Тоерреперройль ба-
стующие убили помещика и ранили ударом
топора в голову жандарма.
	В деревне Гуевар (провинция Севилья)
бастующие разрушили сельскохозяйствен-
ные машины. В провинции Толедо во мно-
гих деревнях в связи с0 стачками совер-
шенно прекратились полевые работы.
Группа из 200 батраков, в большинстве
женщины, пыталась освободить арестован-
ных забастовщиков. Произошло столкнове-
ние. есть раненые.
	«Maren» пишет. что баланс первого дня
забастовки—10 убитых и 20 раненых.

Реми.
	Двойная бухгалтерия
	япопского империализма.
	Военные приготовления и дипломатический нажим.
(По телеграфу от шанхайского корреспондента «Правды» ).
	на конференции в Северном Китае, было
принято при участии также британских
экспертов в качестве третьей стороны». По
словам газеты, центр переговоров сейчас
перенесен в Нанкин, где предполагается
встреча Ариоси с Ван Цзин-веем.

Ариоси заявил представителям печати:
«Северные вопросы удовлетворительно раз-
решены местными северокитайскими вла-
стями и квантуяской армией. Общее об-
суждение японо-китайских вопроеов про-
изойлет, как намечено, с Ван Цзин-веем.

«Бейпин гуабейжибао» сообщает, что

Ариоси потребует oT нанкинского прави-
тельства передачи Японии Амоя в аренду
на 99 лет. По словам газеты, Япония ру-
ководствуется следующими мотивами:
1) стремлением создать морскую базу для
борьбы с американским влиянием в южных
морях и отчасти ес британским влиянием и
2) использовать это требование’ как ры-
чаг для принуждения Китая к «японо-ки-
тайскому сотрудничеству».
‚ «Шанхай ченбао» — газета, тесно свя-
занная с нанкинскими ‘кругами, —— публи-
кует многозначительную передовую, посвя-
щенную вопросу о непосредственных япо-
Но-китайских переговорах, в которой пи-
шет: «Китай совершил ошибку, отказав-
MCh от прямых переговоров е Японией и
передав дело в руки Лиги наций. Сейчас,
если Китай будет настаивать на восстано-
влении в Манчжурии положения, суще-
ствовавшего до 1931 г., переговоры будут
прерваны еще до их начала. Мы должны
стремиться к новому разрешению вопро-
COB».

Газета требует превращения Manumypaa
в «лемилитаризованную зону».
	Гартман.
	ШАНХАЙ, 7 июня. Превращение Хулу-
дао в японскую морскую базу фактически
закончено. В. районе Xynyaao — много
японцев, в большинстве это переодетые
в штатекое офицеры. Сейчас Япония посы-
лает в район Хулудао новые войска под
предлогом борьбы «против растущей дея-
тельности бандитов».

Хулудао — важный стратегический и
экономический пункт. Обладая двумя важ-
ными морскими базами — Хулудаю и Цин-
дао, Япония может господствовать па
всем побережье Северного Китая. Япония
намерена использовать порт Хулудао и
экономически и стратегически: 1) Ху-
лудаю будет конкурировать с Тяньцзином и
2) Хулудаю предполагается связать при
помощи железных дорог с Чаояном для то-
го, чтобы облегчить переброску японских
	войск и аммуниции в Чахар и Суйюань.

* *
*

В Шанхайгуань прибыли из Муклена
новые японские части. Несколько воинских
эшелонов стоят готовые к отправке на
станции Шанхайгуань. В Маланью стоят
так называемые войска Манчжюу-Го.

«Норд Чайна дейли`‘ньюс» сообщает из
Бейпина: «В Бейпин ‘поступают ежеднев-
HO сообщения о военной активности япон-
цев на границе Чахар — Жэхэ. Строятся
дороги и аэродромы близ границы, усили-
ваются политические интриги. Власти на-
мерены установить железнодорожную связь
между Жэхэ и Долоннором. Большие япон-
ские военные силы расположены в Губей-
	ROY.
			в зашиту Тельмана,
	ПАРИЖ, 1 июня (ТАСС). Комитет борьбы
за освобождение Тельмана сообщает, что
1.500 представителей трудящейся интелли-
генции подписали резолюцию протеста про-
тив готовящегося процесса Тельмана.

В числе подписавшихся — выдающиеся
представители  интеллектуального мира
профессор Ланжевен, проф. Леви-Брюль,
писатели Анри Барбюс, Андрэ Жид, Андрз
Мальро и др.
	=
#

ПАРИЖ, 7 июня. (ТАСС). «Юманите»
сообщает, что кампания 3a освобождение
Тельмана усиливается. За последние
	два дня более 20 делегаций рабочих за-
водов и фабрик Парижа передали в герман-
ское посольство резолюции протеста против
национал-социалистского террора и с требо-
ванием освобождения Тельмана и других
узников фашизма.

Многочисленные организации, в частно-
сти местные организации унитарных (рево-
люционных) профсоюзов и местные органи-
зации реформистских профсоюзов, отправи-
ли германскому правительству телеграммы,
в которых требуют освобождения Тельмана.
	Фанисты обеспокоены.
	БЕРЛИН, 17 июня. (ТАСС). Развернутая
за границей кампания борьбы за спасение
вождя германской компартии Тельмана яв-
но начала тревожить германские правящие
	круги.
Близкая к этим кругам «Берлинер бер“
зенцейтунг» в специальной  переловой
	статье останавливается на массовых собра-
ниях и демонстрациях в защиту Тельмана,
проводимых в многочисленных городах
Франции.

Газета резко выступает против кампа-
нии солидарности с Тельманом,  ведущейся
во Франции, и требует принятия мер про-
тив этой кампании на основе «правил ме-
ждународной лойяльности».
	Антифашистекая демонстрация
в Лондоне,
	ЛОНДОН, 8 июня, 0 ч. 15 м. (С05. корр.
«Правды»). В данный момент происходит
грандиозная антифашистская демонстрация
лондонского пролетариата.

Рабочие стекаются с окраин Лондона к
Олимпии, где должен состояться митинг
чернорубашечников. Улицы вокруг Олим-
пии запружены. Движение остановлено.
Всюду видны антифашистские лозунги.
Распространяются листовки и продается ре-
волюционная литература.

Прибывающие чернорубашечники встре-
чаются кошачьим концертом и не. могут
пробраться в здание. Конная полиция про-
вкладывает им дорогу и охраняет от враж-
дебных пролетарских масс.

Майорский.
	—_—O—
Иностранная хроника.
	* 31 man Ha французском побережье
Атлантического океана закончились круп=
ные комбинированные маневры сухопут-
ных, морских и воздушных сил Франции.

$ В Англии об’явлено о повышении 3a
10 проц. цен на все резиновые изделия,
кроме шин. .

Я: В Ханькоу (Китай) произошел боль-
шой пожар. Сторело 144 дома, свыше 360
семей остались без крова.

* Близ воздушной базы в Сингапуре
упал. в море английский бомбовоз. Пилот
и радист убиты.

Солдат саперного батальона в Лат-
вии Карл Вейдеман приговорен к 3 годам

тюрьмы за распространение среди солдат
коммунистической литературы.

& В Либавском военном порту устроен
	кснцлагерь для политических заключенных.
	(От лондонского корреспондента «Правды» )}.
		ЛОНДОН, 6 июня. (ТАСС). По сообще-
ниям из Испании, забастовка батраков
имеет всеобщий характер в провинциях
Андалузия, Сиудад-Реаль, Гренада, Малага
и Авила.

Во многих районах батраки нападают на
усадьбы землевладельцев и поджигают по-
стройки. По словам. мадридского корреспон-
дента агентства Рейтера, в провинциях
Хаен и Эстремадура «гражданская гвардия»
защищает землевладения от нападений за-
бастовщиков.

Арестовано 300 стачечников, в том чи-
сле члены стачечного комитета.
	В провинции. закрыты помещения He-
скольких профсоюзов.
		Тем не менее вопрос о новой военной
технике особенно актуален по отношению к
фашистской Германии. Будучи на некото-
poe время обезоружена и поставившая с6-
бё задачей ‘догнать и перегнать другие
страны в военном отношении, Германия не
считает нужным проходить уже устарев-
шие стадии техники вооружений. Она начи-
нает прямо с самого нового, до чего только
способна дойти техническая мысль, сразу
приобретая тем самым крупное преимуще-
ство перех соперниками.
	В осведомленных лондонских кругах го-
ворят о германском вооружении с гораздо
большей серьезностью и тревогой, чем это
выражено в печати. Сквозь пелену непро-
ницаемых военных секретов вырисовыва-
ются контуры таких мощных средств ис-
требления, которые оставляют далеко по-
зади всё известное ло сих пор. Новые ядо-
витые газы, обладающие способностью бы-
строго распространения на большие про-
странства и разрушающие у людей нерв-
ные центры. Недаром, как указывает Сте-
фене, «Фарбен индустри» приняла на рабо-
ту новых 25 тыс. человек и вложила в про-
изводетво за последнее время 7 млн фунтов
стерлингов.

Следует констатировать, что размах rep-
	«Чайна пресс» сообщает, что «саглаше-
ниё © сквозных перевозках, заключенное
	ЯПОНСКАЯ ЭКСПАНСИЯ НА АНГЛИЙСКИЕ РЫНКИ,
	БЕРЛИН, 6 июня. (ТАСС). Приехавший
из Восточной Азии председатель  герман-
ской пароходной компании «Норд дейчер
ллойд» Фирле сделал доклад на собрании
руководящих официальных лиц, представи-
тёлей напионал-социалистской партии и хо-
	мерно старается протянуть свои щупальцы
на Ближний Восток. В значительно боль-
шей степени японское влияние чувствуется
в Индии, в Стрейте Сеттельменте (англий-
ская колония на Малаккском полуострове),
в Сиаме, Индонезии и во всей области ме-
жду Сингапуром и Австралией».
	Фирле особенно отметил, что, несмотря па
японскую экспансию, Германия имеет боль-
шие возможности развивать свои торговые
связи с Китаем. Фирле всячески старался
оправдать японскую экспансию, заявив,
что в Японии «проявляют большое понима-
ниё в отношении Германии, страдающей от
	ких переговоров.
	Нелегальный антифашистскиий:
резд в Афинах,
	АФИНЫ, 6 июня. (ТАСС). Несмотря на
запрещение и всяческие репрессии со сто-
роны полицейских ‘властей, всегреческий
антифашистский с’езд все же состоялся.
По сообщению коммунистической «Ризо-
спастис», заседания с’езда происходили не-
легально в предместье Афин—Кихвиссии.
На с’езде присутствовало около 3 тыс. де-
тегатов.
	На сезде избран антифашистский коми-
’в составе 90 человек.
	тет в составе 90 человек.
ыы
	вуется японское влияние. Япония плано-  аналогичного положения».
	Подготовка морс
	Цюрихские С,-Д. ЛИДЕРЫ
	запрещают рабочие собрания,
	ВЕНА, 6 июня. (ТАСС). Как сообщают
из Швейцарии, недавние баррикадные бои
в Цюрихе, во время которых коммунисти-
ческие, социал-демократические и неорга-
низованные рабочие выступали единым
фронтом против фашистов и с.-д. полиции,
вызвали большой отклик в рабочих массах
Пюпиха.
	Собранием низовых с.-д. организаций
Цюриха восторженно принято требование
коммунистов о ликвидации с.-Д. полиции,
отставке с.-д. городского совета и об орга.
низации единого антифашистского фтонта.
	Вчера с.-д. городской совет Цюриха издал
специальное постановление о запрещении
всех общественных собраний не только под
открытым небом, но и в закрытых помеще-
ниях. Это постановление распространяется
также и Ва социал-демократические орга-
	низании.
	_ манского вооружения британским кругам литика натравливания Германии на СССР.
	Майорсний.
	хорошо известен. Последние не имеют 0со-
бых иллюзий насчет серьезности разговоров
	НЕДОВЕРИЕ И `ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ ТОКИО.
	ТОКИО, 7 июня. (ТАСС). По словам
газет, в японских правительственных кру-
гах уделяют большое внимание тому фак-
ту, что правительство США «в срочном
порядке направляет адмирала Вилькинсона
в Лондон для участия в начинающихся
16 июня предварительных переговорах
между США и Англией».
	В министерстве иностранных дел и мор-
ском министерстве, как указывает «Ници-
ници», опасаются, что правительство США
стремится «опередить Японию» и поэтому
ускоряет переговоры. Японское правитель-
ство ‘опасается повторения опыта, имев-
шего место накануне вашингтонской и лон-
донской конференций, когда США и Ан-
глия, заключив соглашение, поставили Япо-
нию перед свершившимся фактом. Поэтому,
пишет «Ници-ници», уже приняты меры
	Сибирь. При мысли, что мы были так
близки к достижению своих целей, нам
действительно становится досадно» *).

Как это видно из организуемых воен-
щиной террористических актов против от-
дельных представителей финансовых кон-
цернов и из несравненно еще более широ-
кой системы террористических  мероприя-
тий против всего рг-0эчего и крестьянского
движенгя в Японии, «досада» генерал-лей-
тенанта Сики и его коллег по поводу ра-
стушего в стране протеста против безгра-
ничного увеличения военных расходов
имеет теперь еще больше оснований. Тя-
жесть расходов по оплате манчжурской
авантюры и по подготовке к новой войне
несут на себе рабочие и крестьяне Япония.
Но если мы обратимся и к лагерю японской
буржуазии, то нетрудно будет установить,
что и здесь рост военных расходов встре-
чает сильную оппозицию. Это и понятно,
ибо на военных заказах наживается только
часть (хотя и значительная) буржуазии, &
другие лишены ‘этих прибылей. Весьма ин-
тересные соображения по этому поводу на-
ходим мы на страницах февральского номе-
ра журнала «Найдзо». Автор статьи пишет:
	«Компания стальных труб «Нихон кокан»,
которая слыла раньше несостоятельной,
получила во втором полугодии прошлого
года большую прибыль, увеличила свой
дивиденд и наделила всех премиями, а
кроме того, в знак благодарности пожер-
твовала армии «патриотический aapo-
план». Но есть и такие компании, кото-
рые свели свой балансе за второе полуго-
дие со слезами и вздохами, получив от бан-
ков ссуды на выдачу сокращенного диви-
ленла и пустякового бонуса.
	Поэтому и в вопросе о войне, который
является источником головной боли для
капиталистов, они одной рукой  соглаша-
ются, а другой рукой выступают против
нее. Является фактом, что в клубах в по-
следнее время довольно открыто высказы-
ваются... (цензурный пропуск, видимо:
антивоенные взгляды). На собеседовании
о мерах в- отношении кризиса 1935 —
36 гг., устроенном газетой «Асахи», барон
Изава Таки, член верхней палаты, сказал:
«Мы не хуже других в отношении верно-
сти императору и любви к родине». Толки
о каком-то монопольном патенте (воен-
ных) на верность и патриотизм весьма
неприятны. Ничего нё поделаешь с тем,
что в настоящее время в стране имеются
сторонники войны и противники войны.
В настоящее время имеются рассуждения
о том, Чтобы вести войну, и рассуждения
о том, что войну вести не следует. С этим
ничего не полелаешь».
	 ) Журнал «Хиноде», сентябрь 1932 Г.
	на случай, если США и Англия, «игнори-
руя Японию, обсудят морские. вопросы,
касающиеся Японии, и заключат некое
молчаливое соглашение без уведомления
Японии». Япония в этом случае не только
решительно выступит против подобного со-
глашения, но также возложит на США и
Англию ответственность за «неподдающие-
ся контролю осложнения».
	ЗАЯВЛЕНИЕ ХЭЛЛА.
	ВАШИНГТОН, 6 июня. (ТАСС). Министр
иностранных дел ОША Хэлл опровергает
сообщения из Парижа, что Соединенные
Штаты действуют совместно с Англией в
вопросах разоружения и ряде других во-
просов. Хэлл заявил, что ОША действуют
беспристрастно в отношении всех иностран-
ных государетв.
		МЕЖДУНАРОЛНЫЙ АВТОГЕННЫЙ КОНГРЕСС В РИМЕ,
	РИМ, 5 июня, (ТАСС). Сегодня в Риме
в торжественной обстановке открылся меж-
дународный автогенный конгресс, на кото-
ром участвуют 700 делегатов от различ-
	ных стран. у
Председатель конгресса итальянский се-
	натор Тафани в своей речи отметил. гран-
диозный размах автогенных работ в СССР
н горячо рекомендовал всем делегатам кон-
гресса ознакомиться с фильмом, привезен-
ным советской лелегапией и. изображаю-
	шим сварку нефтепровода Баку—Батум.
Один из первых докладов на пленуме
конгресса был сделан на русском языке
председателем советской делегации т. Фу-
торяном, получившим по предложению
председателя в два раза больше времени,
чем пругиё докладчики. Доклад был пере-
веден на иностранные языки. Доклад т. Фу-
торяна был прослушан с исключительным
вниманием и награжден единодушными
		аплолисментами делегатов.
		Отдельные места в этом высказании
подлежат оспариванию: японская армия,
например, готова не только к «рукопашно-
му бою»; с другой стороны, ее «идеологи-
ческая тренировка» не так уж блестяща;
не верно, что в Японии все «не любят ком-
мунизма»; смешны слова 06 «угрозе от
вооруженных сил CCCP» a t. x. Тем не
	С нескрываемой тревогой один из наи-
более солидных журналов японской бур-
жуазии писал недавно:

«Дипломатия от хвостистской по отно-
шению к другим странам превратилась в
хвостистскую по отношению к военным
кругам и, наконец, дошла до такой точки,
которая выразилась в известной речи
	Уцида ^) о том, что «Япония сохранит, менее высказывание это очень характерно:
	нают понимать вздорность авантюристиче-
ских рассуждений политиканствующих ге-
нералов и их мечтаний 00 «освбождении

Сибири».

OHO свидетельствует, что в Японии начи-

И одним из важнейших факторов, кото-
рый способствует росту этого понимания,
являются непрерывный рост бремени воен-
ных расходов сейчас и угроза колоссаль-
	ного роста этих расходов в ближайшем
будущем.

Газета, японских промынтленников
	«Аоккай таймс» еще в прошлом году
указывала на т0, что «военные, по всей
вероятности, сочтут подготовку к войне
достаточной в тот момент, когда вся стра-
на будет уже голодать». Но ведь нынеш-
ние военные расходы — это только ни-
чтожная часть тех расходов, которые стра-
на будет нести во время войны!
	11,5 млрд иен в гол — это, как пока-
зано нами, больше чем весь национальный
доход Японии. Такое финансовое напря-
жение означает колоссальное сокращение
национального богатства страны, резкое
возрастание ее финансовой зависимости от
иностранного капитала и такое снижение
жизненного уровня трудящихся масс, ко-
торое с катастрофической быстротой ведет
K революции. Уже цитированный нами
полковник Иокояма писал: «Если полагать,
что за один год войны нужно будет моби-
лизовать путем внутренних займов 10 млрд
иен, то этого, как показывает опыт по-
следнего времени, когда займы достигли
1, 1%—2 млрд иен, будет очень трудно
достигнуть. Инфляция приобретет чрез-
мерный характер. Цены на товары резко
повысятся. Жизнь народных масс будет
все более и более затрудняться». Нетрудно
понять, как ответят трудящиеся Японии
тем, от имени которых говорит господин
Иокояма.
	Таким образом, проверка исчислений,
которыми занялся г. Мори Такеси, приво-
дит нас к ответу на тот вопрос, который
он поставил: 11,3 млрд иен японская
военно-фашистская клика может мобилизо-
вать, но не для того, чтобы победить, а
для того, чтобы быть побежденной.
	Манчжурию даже ценой превращения
  страны в пепел». Опасность войны с
CCCP пропагандировалась по всякому слу-
чаю. И на самом деле народ заставили
принять участие в осуществлении планов
всеобщей ‘`мобилизации» °):

Чурнал японской буржуазии тревожит-
ся 10 поводу роста военно-авантюристиче-
ских настроений в Японии, конечно, не
из-за любви к Советскому Союзу. Причина
этой тревоги заключается в том, 4TO B
Японии знают о росте моши СССР и пони-
мают, что устранить причины «досады»
генерала-лейтенанта Сики и его коллег по
поводу того, что они до сих пор «не ‘осво-
	бодили три сибирских области», дело не
столь простое!

На страницах другого буржуазного
японского органа — газеты «Осака май-
	ници» в марте с. г. один из неплохих зва-
токов положения в Азии г. Нагаока пи-
вал:

«Военные силы СССР значительно пре-
восходят силы японской армии в настоя-
щее время. Особенно важно учесть, что
современная война является научной вой-
ной, и как бы хорошо ни была проведена
тренировка войск, идеологически они He
могут побороть силу химии, физики и ма-
тематики. Рассчитывать на победу в руко-
пашном бою против прекрасных аэропла-
нов, танков, пулеметов и т. д. будет нераз-
умным требованием к войскам, как бы
храбры они ни были. № тому же не толь-
ко вопрос о вооружениях играет роль. С0-
временная война — это не только вопрос
борьбы при помощи оружия, но и соперни-
чество экономической, мощи стран. Так
как в Японии крайне не любят коммуниз-
ма, то и не любят успеха коммунизма в
CCCP. Отсюда тенденция отрицать ‘тот
факт, что коммунизм в СССР имеет извест-
ный эффект. Сейчас не время скрывать
действительное положение в СССР из-за
опасения коммунизма. Нужно признать, что
мир, не испытавший раньше, угрозы от во-
оруженных сил СССР, стал ощущать ee те-
перь, потому что политика развития про-
изволительных сил СССР дала соответ-
ствующие результаты *).
	2) Бывший мининдел лпонии. .

3) «Ежегодник японского хозяйства» (вы-
пуск 15, за 1934 г.).

4) Статья перепечатана в «Гайко дзихо»
15 ПП—1934 г.
	Е. ИОГАН, О. ТАНИН.
	_ ПОД СИЛУ ЛИ ЯПОНСКИМ
ФИНАНСАМ „вол У.

3. Пределы напряжения.—
Внутренние разногласия*).
	Исчисленную нами сумму в 10,8 млрд
иен для покрытия издержек войны (за
счет всех источников} мы оцениваем
как предел хозяйственного напряжения
Японии. ° Нагрузка японского народного
хозяйства более далеко идущими  тре-
бованиями ‘будет. означать такое острое
истощение производительных сил, при кэ-
тором. основная из этих сил — трудящееся
население страны — неминуемо ответит
революционным возмущением.

В первом году войны отношение воеч-
ных издержек к экономическим возможно-
стям всех источников ее питания выразит-
	11.3

10.8 °
ходиться на пределе своей экономической и

т.е. страна будет на-

ся как
	финансовой выносливости. Еще хуже бухет
	обетоять хело во втором голу воины.
	Потребностя армии, включая издержки
на создание пезехолящего запаса военного
имущества в размере 3 млрд иен, соста-
Bar (за вычетом 1 млрл. расхолуемого в
первом году на развертывание военной
проиншленности) 10,3 млрл иен. Охнако
источники экономического питания будут
уже значительно сужены;:
	1. К концу первого года войны выпа-
зают накопленные за PAL лет запасы в
размере 2,4 млрд иён.

2. В результате отвлечения от произ-
волственной деятельности огромной массы
рабочей силы, неизбежного падения произ-
волительности труда работающих. изнога
оборудования, истощения земли и т. д. бу-
Зет происходить общее сонращение нацио-
нальной продунции и одновременно сокра-
щение народного похода. Средний головой
процент сокращения народного лохода за
голы войны в Германии составлял 9,2 проц.
В вилу общеизвестных слабостей японского
хозяйства это сокращение можно для Япо-
ния считать не менёе 10 проп.
	3. эначительно сократятся возможноств
ибпользования ресурсов’ колоний и В 000-
бенности Манчжурии.
	*) Окончание.
*  юня Cc.
	Начало см. «Правду»,
	Учет этих вероятных изменений за пер-
вый год войны позволяет нам определить
общую емкость всех источников питания
войны для второго года войны в 6,5 млрд
лен. Следовательно, соотношение между во-
енными издержками и возможными ресур-
гами во втором году представится в виде
	10,3
6,5 °
вышать поедельно возможные ресурсы

т; е. воанные издержки будут пре-
	страны на 3,8 млрд иен, или, иначе гово-
ря, потребности войны превысят на 58
проц. предельную выносливость страны.
	Для покрытия этой лобавочной нагруз-
ки в 3.8 млрд иен сможет быть привлечен
лишь один внутренний источник — теку-
щий народный доход Японии и колоний.
Тогда фактическая нагрузка на народный
10хол составит 59 проп. Израсходование
59 проц. всего народного дохода на воен.
ные нужды представляет собой явно не-
посильную нагрузку для страны с таким
незначительным народным доходом, Kak

Япония.
	ВБ свете приведенных данных становит-
ся ясным, что Япония без крупного ино-
странного займа не окажется в состоянии
довести до конца второй год войны. Па-
холясь на пределе напряжения своего нз-
родного хозяйства уже к концу первого
гола войны. Япония сможет за счет внут-
ренних источников питания, воспроизве-
денных во втором году войны, продержаться
не более 7—8 месяцев. Таким образом, пр
истечении 19-—20 месяцев войны возмож:
ности покрытия военных расходов в на-
меченных выше размерах будут исчерпа-
ны до конца. Дальнейшее веление войны
окажется возможным либо при получении
внешнего займа не ‘менее 4—5 млрд. иен,
либо пои сокращении масштаба военных
действий, либо ценою такого нажима па
экономические   источники питания войны,
который в очень короткие сроки должен
привести к резкому сжатию процесса про-
изводства. к насильственному снижению
народного потребления и к развязке давно
назревшего социального взрыва.
	Вышеочерченная перспектива финанси-
рования войны еще более ухудшится в
связи с тем обстоятельством, что значи-
тельную часть своих военных расходов
(около 3 илрл иен) Япония будег вынуж-
	дена оплачивать за границей, т.-е. золотом.   Таким образом,
	Между тем все золотые активы (в том
числе и поддающиеся мобилизации инве-
стиции за границей) Японии вряд ли пре-
вышают 1 млрд иен.

Такими образом, без крупных  иностран-
ных долгосрочных кредитов или займов (в
реальность которых сами японцы мало ве-
рят) ведение Японией длительной и «боль-
шой войны» представляется задачей исклю-
чительной трудности.
	По сравнению с цифрами, названными
	выше, расходы Японии во время интер-.
	венции в Сибири представляются весьма
незначительными. Они достигают около
1 млрд иен. При этом Ятния проводила
сибирскую интервенцию в обстановке,
когда благодаря чрезвычайно выгодной си-
туации, созданной для японского народно-
го хозяйства мировой войной, Япония име-
ла наибольший за всю свою историю з020-
той запас, превышавший 2 млрд иен (про-
тив 480 млн иен сейчас), и когда эмиссия
капиталов в Японии достигла 4-——5 млрт
иен в гол (против 1 млрд и даже 500 млн
в последующие годы). Но и в то «золотое
время» напряжение, вызванное расходами
и жертвами сибирской интервенции, по-
вело к большому росту антивоенных на-
строений в Японии. Уже в 1932 г. гене-
рал-лейтенант Сини высказал следующие
соображения 0б одной из причин провала
сибирской интервенции.

«В 1918—19 rr.,.— сказал он, — не-
смотря на все горячее желание Араки и
командиров японских войск в Сибири, мы
не смогли, к нашему величайшему сожа-
лению, освободить три сибирские области.
Тогда устремления японского народа были
направлены в соответствии с новыми тече-
ниями на приобретение золота. Весь на-
род был заражен этой страстью и выра-
жал мнение, что продолжение войны яв-
ляется глупостью и приносит только убыт-
ки, или что японцы удовлетворены и сво-
ей узкой территорией, если только будет
дана возможность накопления золота, так
как государственнся граница не играет
никакой роли в экономике, и т. д. В эте
время в события вмешалась Америка. Это
было опасно для Японии. Америка имела
гораздо большие военные силы, мы значи-
тельно уступали ей в этом отношении.

Таким образом. нам не удалось освободить