10 ИЮНЯ 1934 Г., № 158 (6044).
	Вы едете в скором люезде. Вам приятно
ощущать быстроту движения. Поезд мчит-
ся глухой степью. Мелькают станции, по-
лустанки. Поезд идет без остановки 150
километров! Вы довольны машинистом. он
везет хорошо; вы приветствуете из окна
вагона сторожа, он охраняет ваш путь;
пюд`езжая к станции, вы уверены, что вот
сейчас появится на перроне человек в
красной фуражке-—дежурный по станции, и
разрешит вам ехать дальше; вы, наконец,
спокойны за вагон, его внимательно осма-
триваюг на каждой остановке.

_ — Кажется, все в порядке, люди на сво-
их местах, — говорите вы своему соседу. —
Едем благополучно.

Но вы забыли проверить, на посту ли
стоит. сигналист, четко ли работает связист.
Не хотите? Вы ечитаете их второстепенны-
ми работниками, не связанными с. движе-
нием вашего поезда? Напрасно. Они стали
сейчас крупными фигурами на’ транспорте.
Они сидят теперь в. стеклянных. башнях;
у сложных аппаратов, и ни на мивуту не
упускают из виду ваш поезд. Именно они
прокладывают вам путь, сторожат о вашу
жизнь, везут вас быстро и без остановок.

Не только пассажиры, но, в многие же-
лезнодорожиики = считают сигнализацию
второстепенным делом. Паровоз, вагон, же-
лезнодорожное полотно-—вот это основное,
а сигнал—это мелочь. деталь. 0 сигнализа-
ЦИИ СУДЯТ так же, как судили 30 лет назад.
когда все дело сводилось ‘к передаче депешт
но телеграфу и зажиганияю поделеповатых
фонарей на семафоре. Многие и. не пред-
ставляют, какую огромную роль играет се-
годня сигнализация в работе железнодорож-
ного транспорта.

Благодаря новым техническим усоверитен-
ствованиям сигиализация сильво двинулась
вперед. Новая сигнализация неизмеримо
увеличивает скорость, густоту и’ безопас-
ность лвижения на железных дорогах. Она
автоматизирует управление движением но-
e308. :

Диспетчерская централизация нами TeXx-
нически уже разработана. Сейчас проек-
тируется к строительству участок Любер-
(ы-—Куровская, Казанской дороги, протя-
жением в 67 километров. Здесь мы ‘будем
впервые испытывать эту систему управ-
ления поездами, будем воспитывать кадры.
		ICE. BEPHAR
anckoro

RRUZEM MA
ИУ:
	TOQVIPFPHOE MODE
	lay   BOCTOYHO- СИБИРСКОЕ
Ам давка д. RI ODT
		оны

РЕН
	1. МАМЕНДОС.
	НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ
СВЯЗИ И СИГНАЛИЗАЦИИ
HRIIC.
		> UO
ОФ. УЕДИНЕНИЯ СК QuAbRH aoe
ЛЮСКИЯ
	в
pornne mS Bog
A Cas ie ee ae Pe Me
	РЕ, тетя)

МОРЕ

и СИБИРСКИЕ
SS OCTPOBA

Fs И ) 1a ПТЕВЫХ
ae ESS

ne

(eer Gr роет
			гах. Раньше, например, на участке Основа
—ИАрасный Лиман чуть ли не каждый день
были происшествия. Автоблокировка сильно
сократила их и-дала возможность тяжелым
составам легко и безопасно проходить этот
участок. Автоблокировка не раз предупреж-
дала происшествия. За 6 месяцев она 67
раз автоматически остановила поезда перед
лопнувшими рельсами.

Сейчас у нас автоблокировано 2 тысячи
километров пути. В этом году будет обору-
хоБано еще 1.800 километров.
		Новая сигнализация имеет. однако. олин
	крупный недостаток. Сигнал дается манит
инету все-таки на большом расстоянии. Он
должен все время смотреть вперед, следить
за сигналом. А сигналов ведь очень много,
огобенно на больших станциях. Порой очень
трудно’ бывает сразу определить, где твой
сигнал. Яркость сигнала бывает ‘разной.
Зимой или ‘осенью, например,  видимосгь
резко уменьшается. Когда профиль пути
слишком изломан, сигналы поздно доходят
0 машинистов.
	Сейчас на ‘транспорте разработана новая
система управления движением авторегу-
лировка, которая ликвидирует этот недоста-
ток сигнализации. Сигналы подаются маши-
нисту непосредственно в его будку. Свето-
форы, или, как их называют, кэб-сигналы,
расположены на паровозе. Машинисту и его
помощнику не надо ловить’ где-то в тем-
ноте сигналы, они. перед ними. Ноесли va-
	иниет почему-лидо не подчинитея, напри- ,
	мвр, красному сигналу и будет. продолжать.
	схать, т0 анпарат немедленно автоматиче-
соки остановит поезл.
	Авторегулировка дает максимальную
пропускную спозобность и гарантирует Man-
симальную безонасность движения поезлов
на линии лучше, чем все другие. системы.
	У Hac не было авторегулировки. Сейчас
решено в вяде опыта оборудовать ею уча-
	сток Москра—бладимир. Строительетво на-
UATO.
	Опыт применения совертиенной сигнали-
	‚ запии показывает, что она немедленно же
	дает колоссальный эффект. Особенно огром-
ную роль играет сигнализапия при   боль-
пой грузонапряженности железных дорог.
А как раз грузонапряженность наших дорог
самая высокая. Так. например, на один кн-
лометр пути в 1932 году в Америке палало
	0.55 млн тонно-километров грузов, во

Франции— 1,02 млн. в Советском Союзе—
2.2 MAH.
	Грузонапряженность наших железных до-
рог будет все время возрастать. Только co-
вершенная сигнализация ласт нам возмож-
ность обеспечить этот роет и максимально
эффективно использовать крупные капита-
ловложения во все другие отрасли железно-
дорожного хозяйства.
	Почему мы медленно оборудуем наши до-
роги совершенными сигналами?
	На ж.-л. транспорте немало еще консей-
ваторов. Они открещиваются от новой тех-
ники и предпочитают работать но-старинке:
махать флажком, играть в рожок, зажигать
керосиновые коптилки.
	Сам аппарат НЕПС  вее еще недооцени-
вает значение совершенных сигналов и не-
достаточно активно помогает. внедрять их в
работу дорог. Начальник пентрального от-
дела снайжения тов. Вальк снабжает Hac
	  материалами в последнюю очередь. Началь»
	ник финансового отдела т. Рошаль при вся-
ком случае старается сократить ассигнован-
ные нам средства. а начальник нланового
отдела т. Ивлиав’ считает, что с сигнализа-
иней  спентить ^. нечего, ‘и урезает’ план.
Даже руководители эксплуатации, которые
в первую очередь должны опенить и исполь-
зовать ‘сигнальное ‘дело. ‘не помогают нам
и ночёму-то не’ хотят поворачивать свой
низовые звенья лицом к.новой сигнальной
технике.

Начальник службы эксплуатации Занав-
казской дороги т. Милях долгое время со-
противлялея введению автоблокировки па
дороге.
	Bo второй ‹пятилетке намечено обору-
довать автоблокировкой всего лишь 8 тыс.
километров железнодорожного путя и ilo-
строить 5 тыс. электрических стрелок. Мы
е этими цифрами не согласны и настаиваем
на пересмотре их в сторону увеличения.
	Но лаже и то, что запроектировано, не
обеспечивается материалами. В этом году
вам дают материалов гораздо меньше, чем
таже в прошлые годы. Железной проволоки,
например, в прошлом геду было выделено
15 тые. тонн, а сейчас — 10 тыс. тонн.
Но и этого даже не отгружают. За 5 меся-
цев нам дали всего лишь 2.200 тонн.
	Еше хуже с блокировочным кабелем и с
аккумуляторами, По блокировочному кабе-
лю головой фонл утвержден в 800 километ-
ров. а фактически отгрузили 120 километ-
ров. Аккумуляторов же в первом квартале
вовсе не лали.
	На железных. порогах нашей страны дол-
	жны стоять. совершенные сигналы. Они
проложат путь новым тысячам поеззов,
усилят безопасность движения, помогут бы-
стрее и лучше перевозить грузы.
	ИЗзинЗ 9
	Новая техника сигнала изменяет лицо
станции, по-новому организует ее работу.

Представьте cede огромную сортировоч-
ную станцию, гле скапливается несколько
тысяч вагонов, куда через каждые 10—15
минут вливаюгся все новые и новые пеез-
ха Целая армия стрелочников обслуживает
такую станцию. День и ночь етоит над стан-
цией пронзительный свист. — Наперебей
друг перед другом заливаются сигнальные
рожки. Мелькают в воздухе подслеповатые
огоньки, зеленые и красные тряпки—енг-
налы машиннетам. Люди не разбирают сиг
налов, путают. Работа идет медленно. Ча-
сты происшествия: или вагон разбили, или
пустили паровоз на паровоз.

Но вот на станции вводится электриче-
ская централизация. Снимаются старые се-
мафоры. Густо расставляютея яркие евето-
форы. Выбрасываются старые стрелки с
подслеповатыми фонарями. Замолкают сиг-
нальные рожки.
	Построили новую бащню. В большом за-
ле силит человек и. управаяет стаицией.
Перед ним висит ‘экран, на котором, как в
кино, отображена вся жизнь станции. При-
бывают поезда, действуют маневровые па-
ровозы,—вее отражается на экране. Диепет-
чер передал, что на станцию вышел оче-
релной поезд. Человек взглянул на экран,
проверил, какой путь свободен, подошел к
0с0бому аппарату, силопь усеянному бле-
стящими рукоятками, и нажал одну из них.
И там, у входа на станцию, за километр от
башни, бесшумно встала стрелка на свое
место, загорелея зеленым огнем светофор.
Путь свободен! Сейчас поезд войлет па
станцию. И действительно, через несколько
минут на экране. появилась черная линия
и поползла по приготовленному ей пути. Но
вели человек влоуг ошибся и  постарил
стрелку на занятый путь, то аппарат не-
медленно исправит его ошибку. Загорятея
красные огни, зазвенит сигнальный звонок,
стрелка неё пустит поезл на занятый путь.
Больше гоге. если стрелка испорчена или
загрязнена, то сколькосни нажимай на ny-
коятку, стрелка не переведется, а красная
лампочка и пронзительный звонок просиг-
нализируют, что через: такую-то стрелку
пропустить поезд нельзя.

Электрическая централизация особенно
развита в Германии и Америке.

У нае 120 тыс. стрелок. их. обслуживает
целая армия — 70 тыс.  стрелочнихов.
Сколько раз многие 43 них ошибались!
Сколько раз стрелочники пу‘кали поезда
на занятый путь! Электричееких стрелок,
	которые не онтибаются, у нае еще очень.
	Мал0—з тысячи. А Надо иметь минимум
40—50 тысяч.
	Крупнейлтая товарная станция Перова,
Казанской дороги, была оборудована элек-
трической централизацией полтора года на-
зад. И если сравнить то, что было, и то, что
стало, то просто удивляешься, как сильно
изменила электрическая централизация Ju-
цо станции. Раньше на ст. Нерово было
100 стрелочников в смене. Станция с велн-
ким напряжением перерабатывала за сут-
ки 4 тыс. вагонов. Теперь несколько’ опе-
раторов управляют всеми стрелками. Отан-
ция управления еще далеко не налажена
полностью, но Перово уже’ перерабатывает
свыше 6 тыс. вагонов в сутки.
	5а последние годы американские желез-
ные дороги начали применять у себя новый
вид. электрической централизации-—диспет-
черскую централизацию. Диспетчер не толь-
ко распоряжается движением поездов на
	перегоне, но и командует движением WA
станциях целого участка  протяжением
100—150 километров. Он сам подго-
	товляет станцию к приему. поезда, зажигает
светофоры, переводит, стрелки, впускает и
выпускает поезда: При этом график движе-
ния поездов, простои их на станции авто-
матически вычерчиватются специальным ан-

паратом.
	Так же, как при. электрической центра-
лизации на станции, У диспетчера, веть
экран, на котором совершенно точно. воспро-
изводитея все, что происходит в данную
минуту на его участке, т. е на перегонах
и ‘на станциях.
	Не исключена возможность другого вари-
знта пути. В летнее время, вследствие при-
носа с юга через Берингов пролив больших
масе теплой воды, средняя часть моря с8в9-
бодна ото льда. От острова Врангеля на юг
и далее под чукотским берегом располага-
ется тот леляной массив, который так пре-
пятетвует лвижению судов на Колыму.
	УЧЕСТЬ ОПЫТ
«ЧЕЛЮСКИНА».
	скина».
	ВДОЛЬ БЕРЕГОВ
ЕВРАЗИИ.
	Я

П. ХМЫЗНИКОВ.
ГИДРОГРАФ «ЧЕЛЮСКИНА».
	Статья доставлена на самолете из Петро-
павловска-на-Камчатке специальным  кор-
респондентом «Правды» Б. Изаковым.
	прижато к надвинутому в губу торошенво-
> = #
му льду. 5 ‘октября изменившаяся ‘ледовая
	обстановка, вследствие задувших с оерега
	отжимных ветров,
ПУТЬ.
	позволила ‘продолжать
	Освоить сквозной путь по едовитому
океану вдоль северных берегов Евразии —
боевая и, пожалуй, наиболее сложная
проблема советекого мореплавания. Это так
называемый «северо-восточный проход» из
Атлантического океана в Тихий, завоевать
который человечество пытается уже более
трехсот лет.

Препятствием служит малая изучен-
ность морей, через которые он пролегает,
их берегов и метеорологических факторов.
Но развивая исследовательские работы, раз-
	брасывая сеть  радиометеорологических
станций. созлавая мошную авиационную
службу, устаназливая = навигационные
	опознавательные знаки и маяки, мы решаем
	одну часть проблемы пути. Другая чаеть—
	‘это меры борьбы ео льдом. Только два
‘грузовых судна’ преодолели северо-восточ-
ный проход в ожну павигацию:  ледоколь-
ный пароход «Сибирянов», вышедший. из
льдов без винта, и «Челюскин», затертый

во льдах, пассивно продрейфовавший B be
рингов пролив.

Участок от Мурманска до берегов Новой
Земли свободен ото льда большую часть го-
да. Иная картина ожидает мореплавателя
в Карском море. Южная часть моря от ме-
ридмана устья р. Оби обычно свободна ото
льда в сентябре и первой половине октяб-
ря. ичогда также и в августе. Однако В
отдельные годы. как например в 1932 го-
ду, массив карского льда в августе был
надвинут на южнуто часть моря. Чем сезер-
Hee пересекали море суда, шедшие в 06ь И
Енисей, тем слабее был лэд.

Похожую на это картину представляло
ледовое состояние Карского моря и в авгу-
сте 1933 года. Южные проливы были за-
крыты, ледокол «Ленин» прололил льдом суда
‘по параллели Маточкина Шара. «Челюскин»,
пройдя последним проливом, шел на севе-
ро-восток разреженным льдом с отдельны-
ми сгущениями. Потеряв, вследствие ава-
‘рии. возможность форсировать перемычки,
‘он принужден был ждать прихода ледоко“
ла «Красин». который без особого  трула
вывел его 21 августа на чистую воду сред-
ней части Карского моря:

Эта часть Карского моря между мери-
  дианами рек Оби и Енисвя находитея в
более благоприятных ‘ледовых ‘условиях.
что ‘об’яеняется большим выносом теплой
пресной воды 0бъю и Енисеем, a также
теплыми атлантическими водами, входящи-
ми из Варенцова моря. В южной части это-
го участка льда обычно не бывает, B Ce
‚ верной   он: более ‘или’ менее разреженный.
уплотняяеь с удалением на север.

Леловитость восточной части Карского
моря изучена в общем очень слабо. Часто
здесь наблюдается ощный ледяной мас-
сив, опирающийся на зрхипелаг Норден-
шильда, выделяющий языки на юг к Ия-
CHHCKOMY заливу H Ha cenep KR  проливам
Вилькицкого и Шокальекого. Этот послед-
ний отрог массива иногда, как то было в
1933 году, соединяется с ледяным масен-
вом. прижатым к предполагаемым землям,
	BEPOATHO, расположенным к CeBEpy
острова Визе.

ВО ЛЬДАХ, -
Поиски подхода Ко северо-земельским
	проливам заняли у «Челюскина» вторую
половину августа. 23 августа он достиг
острова Уединения, оказавшегося располо-
женным на 50 миль западнее, чем показа-
но на существующих картах. Равным 0б-
разом величина его оказалась много меньше
преднолагавшейся: Находясь примерно. на
середине линии, проведенной от мыса Же-
лания (северная оконечность Новой Земли)
к мысу Челюскина и в центре Карского
моря, 0. Уединения должен в дальнейшем
служить ‘местом одной из важнейших ра-
днометеорологических и ледовых станций

Карского моря.
	т острова Уединения «Челюскин» во
	льдах прошел почти Ao 650-й параллели.
Авпоразведки на север и восток указывали
на спаоченный, непроходимый лел, тянув-
шийся прамерно от острова Визе на восток
и затем на юг до шхер Минина. В южной

части этого ледяного‘ массива застряли ae-
докольные пароходы” «Седов» и «Сибиря-
ROB.
	концу августа массив несколько от-
жало от берега. «Красин» с парохолами,
направлявшимися в Лену, и освободив-
шийся к этому времени изо льда «Сиби-
ряков воспользовались этой ‹ прибрежной
полыньей и, местами. форенруя льды, про-
шали к проливу Вилькицкого. Этим путем
направился и  «Челюскин», вышедший
вновь К естрову ` Усдинення; а отсюда к
берегу Харитона Jantepa п—вдоль послед-
него -—— на северо-восток. В. проливе Виль-
кицкого был-встречен редкий лед, не пред-
ставлявший никаких пренятетвий для на-
вигации.

Море _Лаптевых. в. ледовом. отношении —
один из благоприятных участков Северного
морского пути, ‚ Этот переход был. сделан» на-
ми в Чистой воде. и в штормовую поголу.
Пароходы Денекой акспедиции. имевшие на-
правление на юго-восток. коснулись упемя-
нутого выше ледяного масенва. но пересекли
его своими силами; не пользуясь лелоколом,
оставшимся у мыса  Челюскина.

В Восточно- Сибирском море «Челюскин»
слелал попытку пройти на воеток мористы-
ми курсами — в направлении предполагае-
мой «Земли Андреева». Тяжелые льлы.
однако. заставили сулно спуститься ко югу
и прижаться к береговой линии Чукотки.

19 сентября в районе мыса Ванкарем
«Челюскин» был затерт льдами и начал
дрейфовать в направлении острова Колючи-
на. К юго востоку от острова судно было
	Вернемся, однако, к плаванию «Челю-
	Из Берингова пролива 5 ноября льдина
вместе с судном была вынесена из пролива
в Леловитый океан; и вновь продолжнася
	прейф с затертым судном. Продрейфовав на
	север до OS-H нараллели, лед петлеобраз-
ными изгибами передвинулея на запал, се-
	Беро-запал и вновь на юго-восток.
	Периоды: торошения льда, начавшизся с
конца ноября, к весне усилились. Линии“
торосообразования проходили то ‘вдали от.
судна, то близко от него. Наконец, 13 фев-
раля 1934 года вдна из них поошла рядом
с судном, и подвижками льла «Челюснин»
	был раздавлен. Торосообразования и полвик-
	ки продолжались и за вэемя пребывания
экспедиции на льдине после гибели судна.
	у
		Автоблокировка пути-=одно из основных
тостижений сигнальной техники. Без автд-
блокировки на перегоне. между двумя стан-
пиями может двигаться всего лишь, один
поезд. Пока’ поезл, вышедшей со стан.
ции А, не пришел на станцию Б, пока де-
журный не. поставил его на. место или ие
отправил дальше, следующий поезд выйти
со станции А не может. Иначе поезда на-
летали бы друг 8a друга и разбивались.
И поезда движутся медленно, долго про-
стаивают на станциях, ожидая, когда осво-.
бодится путь:

Ho вот перегон между станциями & и Б
оборудовали автоблокировкой: Его разбила
на 10—15 небольших перегонов, Ha Tak
называемые» блок-участки, и у входа на
каждый изоних поставили светофор. `Свето-
фор соединили проводами с рельсами, по
которым пустили электрический ток.  Поезд,
находящийся на таком перегоне, автомати-
чески зажигает сзади себя на светофоре
красный ‘свет и таким образом поедупрея:-
дает идущий вслед за ним другой поезд о

том, что путь занят. Но как только первый’,
поезд пройдет этот небольшой ‘перегон; ‘он
звтоматически зажжет сзади себя. на свето-
форе зеленый свет: путь свободен! И сле-
тющий поезх смело идет вперед. Так, ог-
раждая себя ситналами, между станциями.
А и Б быстро двигается одновременно не-
сколько поездов.

Автоблокировка не только ускоряет IBH-
жение поездов, она резко човышает и без-.
опасность. Кели, например, произойдет раз-
рыв поезда и Ha перегоне останется He-
сколько вагонов, светофор закроет путь оче-
релному поезду. Если путь будет завален,
светофор своевременно предупрелит об этом
машиниста. Если лопнет рельс, светофор
опять-таки  просигнализирует о о ^ случив-

шемся. АЙ

Автоблокировка пути особенно сильно раз-
вита в Америке. Здесь около 150 TEIC.
километров оборудовано  автоблокировкой.

Мы начали применять автоблокировку не-
лавно, в 1931 году. Впервые она держала
у нас экзамен на пригородном участке Се-
верной железной хороги Меснва— Пушнино.
До введения автоблокировки на многопут-
ном перегоне Москва— Лосиная могли дви-
таться одновременно только 3 поезда. Те-
перь на этом’ участке идут сразу 9 поездов.
Раньше на участке Лосиная— Мытищи Xo-
Лили только два поезда, теперь идет 7 по-
ездов. Вся линия Москва Пушкино пропу-
скала раныше 75 пар поезлов в Сутки.
Автоблокировка дала возможность пропу-
скать 275 пар.

Еще олна знаменательная пифра: ло ав-
тоблокировки поезда на линии Моснва-—
Пушкино перевозили 60—70 тыс. человен
в сутки. теперь ени перевозят в выходные
aun около 300 тыс. чел.

Такой же ппимерно эффект мы  получи-
ли на тяжелом. ‘угольном участке OcHosa—
Красный Лиман. Пропускная способность
участка удвоилась.

Автоблокирозка резко увеличила  безона-
	сность чвижения поездов на наших доро-
	эимовка «Челюскина» во льдах огкры-
той части Чукотского моря-—первый опыг,
первая попытка зимовки не в береговом
припае и не в глубоких частях Ледовитого
океана. Торосообразование здесь особенно
сильно—при затяжных северных и северо-
восточных ветрах дрейфующий ледяной мас-
сив быстро упирается в береговой припай,
лед с севера продолжает нажимать и идет:
интенсивное торосообразование.
	Благополучная зимовка в этих условиях
вряд ли возможна. Как было видно с само-
летов, линии торосообразования захваты-
вают многомильные протяжения, разбрасы-
ваются густой сетью. Каждое торосообразо-
	вание влечет, ПОДВИЖЕи и смещения приле-
жаших пелей.
	Выдержать нажим многометрового льда
врядли сможет какое-либо грузовое. судно.
Даже корабль со специальными  обводами,
выпирающими его при сжатии на лед, под-
вержен большому риску.
	С другой стороны, зямние подвижки льда
в Чукотском море ведут к частых образо-
ваниям разводий. Если нажимные ветры
влекут за собой торосообразование; то вет-
ры береговые—отжимные—создают разры-
вы льдов, разводья, быстро затягивающие-
ся молодым льдом. Эти затянутые полыньй
в дальнейшем служат плацдармом торосс-
образований. Явление разводий особенно Ha-
блюдается осенью и‘в первой половине зи-
мы. Пользуясь ими, затертое осенью судно
вероятно может быть освобождено мощным

Лелоколом.
	Цальнейшее следование экспелиции по
	разводьям среди льдов шло краине медлен-
	но. 11 октября в районе мыса’ Сердце-На-
мень «Челюснин» вновь оказался зажатым
льдани, С этого момента начался непрерыв-
ный дрейф, продолжавшийся вплоть до’ мо-
мента его гибели.
	В октябре дрейфующай с судном лед,
онисав большую, вытянутую вдоль’ берега
петлю у мыса Сердце-Камень, пронесло к
Берингову проливу. В проливе ‘поле льда с
зажатым «Челюскиным»  придвинулось К
острову Лномил и остановилось. Вокруг от-
крылись пространства чистой воды; самое

поле уменьшилось до поперечника пример-
Но в лесять миль.
	Освобождение «Челюскина» ледоколом не
представило бы труда, если бы такой имел-
ся в наличии. Ha фоне проблемы северо-
восточного пути это только деталь. С по-
мощью ледокола «Челюекин» проходил Кар-
ское море, такая же помошь ему была нуж-
на в Беринговом проливе.
	БУДУЩЕЕ СЕВЕРНОГО
МОРСКОГО ПУТИ.
	Итак, можно по сути дела считать, что
северо-восточный проход в одну навигацию
«Челюскиным» был совершен. На этом пути
наибольшие трудности дали льды Чукотско-
го моря.
	И это неуливительно.
	Из приведенного описания трассы ‘севе-
ро-восточного прохода видно; что судам при-
ходится пересекать двё ледовых зоны: рай-
он Таймыра с северо-земельскими пролива-
	ми и район Чукотского моря.
	‚ Уже одно то, что это море непосредствен-
но соприкасается с открытыми частями Ле-
довитого океана. должно усилить его лело-
витость. Нажимными ветрами море легко
заполняется многолетним арктическим
льлом, так называемым паком. Остальные
моря Союза имеют барьеры в. Илде.архипе-
лагов островов, мешающих приносу пака
с севера (земля Франца-Иосифа, Северная,
Новосибирские острова). Если в них п
встречается перелетовывающий (одно-—двух-
тодовалый лед), то это лед местного проис-
‘ хождения. В Чукотском море мы имеем, мно-
голетние ледяные поля, нагоняемые с севе-
ра. Сложный режим его течений в совокун-
ности с господетвующими ветрами изучен
‘весьма слабо и нелостаточно.

Обычный ПУТЬ рейсовых парохолов в.
	устье ‘реки Колымы идет под чукотским
берегом. Этот путь. выработанный опытом
лдвалпатилетнего плавания, — долог, ‘часто
требует выжидания. пока от берега будет
отжат лед. Весьма нередко судам прихолит-
ся зимовать. не дождавшись отжима льдов.
Зимовки сулов проходят благополучно в бе-
реговом припае льда. в котором вею зиму
	полвижек не наблюдается.

Для продвижения отиночных судов без
‘проводки лелоколем или небольшой группы
	BO главе с последним этот путь по Чукот-
СКОМУ МОРЮ ПОВИДИМОМУ наилучитий. Но он
	НЕ решает проблемы пбохозждения несколь-
	них групп судов. Леловые перемычки меж.
‘ду берегом и льдом моря, которые надо фот-
сировать. разбросаны на 455 миль, грубо
говоря от мыса Серлие-Камень (иногда от
Верингова пролива) ло Чаунекой губы.
	Для безопасного и быстрого. прохождения
караванов судов’ Северным морским путем
каждая из ледовых зон должна обслужи-
ваться отдельными группами ледоколов. В
области Варского моря имеетея опыт про-
водки судов в течение ряда лет. У’ запад-
ного Таймыра и в проливе Вилькицкого ра-
ботал «Красин» в истекшую навигацию.
Опыт достаточный, методика выработана,
местные ‘условия освоены.
	В области Чукотского моря имеется лишь
опыт работы ледореза «Литке» в его плава-
ниях к острову Врангеля и в Колыму. Льды
Чукотского моря иные, ‘чем карские льды,
а тем менее они похожи на беломорские
паи льды еще более южных районов. Для
их преодоления вероятно потребуется сяе-
цифическая методика ледокольной работы и
маневрирования во льдах. .
	Механический перенос ледокольной прак-
тики форсирования годовалых льдов в зону
полярного пака не дает должного эффекта.
Наиболее рациональным является создание
постоянной ледокольной службы в Чукот-
ском море в составе группы ледоколов раз-
ных типов. Правильно организованная ле-
локольная служба может ‘последовательно
освоить форсирование чукотских льдов, на-
учно учитывая их специфику.

Параллельно с разработкой методов фор-
сирования лолжно итти. развитие способов
разрушения льдоз— взрывами, термически-
ми явлениямн. силою водных струй ит. и.
	Лел на Северном морском пути не являет-
	сея непреодолимой прегралой.

пои носносоов косово онноосвосовося пчнооциясолиелсая сазчаяиочннсннняиоосанооств пняоокасолоносониссониевоноаоя озоззониниеСсния
	Но, перекрывая эти спова,
В беседу вмешивается Москва,
Она взволнована.

Голос тихий.
Она говорит: —
«Умопяю пустить их!
Когда они быпи там. на льдине,.
Сжав зубы, мы хладнокровно следипи.
Терпенье, Воля. Спокойный вид.
Каманин вылетел — и прилетит.
Но тепзрь,
	Когда близится поезда пенье,
	Мы вдруг почувствовали —
нету терпенья!
	`ЧЕЛЮСНИНЦЫ ЕДУТ
	fy
	Ночь: 3:
Ав эфире — шум.

Непорадок!
Мечутся волны туда и сода.
Эта взвопнованные

По радио
Пераругиваются города,
Челюскинцам сзой выражают восторг.
Кричат. «Поверьте герои, — мы © вами!»
И тут же ругают Владивосток
Довольно отчаянными словами.
Хрипит Хабаровсн:

«Тут не до шуток!
Впздийбстону неведом стыд.
Захватий их по бпату на трое суток,
VW enea соглашается отпустить!»
	«Цена таким  возмущениям — грош! —
Кричит Иркутси.
ив голосе — арость. —
Ты сам ‘их задержишь,
ты тоже хорош,
Ты тоже. устроипся,

хитпый Хабаровск.
А я 807 — отлично закончил сев;

Могу я поетёндовать на внимание?
А сни промчатся,
и, не присав;
Не закусив. закричат:
«До свиданья!»
И скооются в крае соседнем.

Быстро
Летит их экспресс, васстоянье глотая»,
	«Иркутск — не хнычьте: —
Новосибирск
	ВИКТОР ГУСЕВ.
Сопидным голосом заявляет. —
Вы на такой вот ответьте вопросец,

Коль вами еще не утерян стыд:
Орденоносцев —
	край-орденконосец
Должен как следует угостить?»
	Но тут над гордой его головой
Сазрдлбеск вдруг испускает вой.
«Призовите его к порядку!»
Скрипит деревянным голосом Вятка.
И. пытаясь нарушить денжения график.
Поезд направить туда иль сюда,
Потеряв представление о географии,
В энтузиазме ревут города:
«Ко мне. заверни!

у меня задержись!»
Вопит решительный ‘тород Дзержинси.
	«И я приглашаю!» —

бормочет Муром
Голосом от. безнгдежности хмурым.
	И шепчет вдруг на нежнейшей волне
Ташкент, мечтатепьный и красивый:
«Canam, друзья!

Заверните ко мне!
Честное слово!

А?
По Турнсибу!»
	Капитальный труд о советских
субтропиках.
	В начале будущего года’ лолжен выйти
	в евет больной еборник, посвященный
	‘влажным субтрониках СССР. Организация
	сборника, в котором будет около 100 пе-
чатных листов, поручена  Ботаническому
институту Всесоюзной‘ академии науки
Институту растениеводства при сельскохо-
зяйственной акалемии им. Ленина. В пер-
вом томе будут ланы сведения общего ха-
рактера о природных условиях и расти-
тельных ресурсах, о перспективах совет-
	ского субтропического хозяйства и райэня-
	рования главнейших типов субтропических
культур. Второй том посвящается много-
численным специальным культурам и нер-
спективам их развития.
	К участию в сборнике привлечены вид-
вейшие знатоки субтропиков. В редколае-
гию вошли академики Вавилов, Келлел,
Любименно, Рихтер, предселатель В6ес0юз-
ного комитета по субтропикам А. М. Лежа-
ва и др. Систематизировав солидный опыт
изучения наших  субтропиков, сборник
явится первым капитальным трудом в этой

области.
	Мы минуты считать устали,
Прибудь же, поезд, в назначенный срок.
	м
	_Вэсь мир тебя ожидает,
	И каждый
На карте переставляет флажон».
	Москва непрекпонна.
	И с нею тогда,
Позорчав, соглашаются города.
А между тем, завершая рейс,
В сопровождении птиц. и, ветра
Из туннеля ночи
	вылетает экспресс
	И мчит пс звонким хопмам рассвета.
И мчит он, родиной нашей храним,
И мир, его ожидая, замер,

И бомбовозы летят над ним,
	Его забрасывая
цэетами.