11 ИЮНЯ. 19334 Г., Ne 159 (6045).
	Сквозь пургу.

ooo
	ДОРОНИН И. В.

ЛЕТЧИКИ-ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА РАССКАЗЫВАЮТ О СПАСЕНИИ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ”).
			Самолеты спасательной экспедиции на аэродроме в Ванкареме (слева направо): самолеты Водопьянова, Молокова с подвесными парашютами,
Каманина и Доронина; на переднем плане амфибия Бабушкина.
Снимок челюскинца-геодезиста Я. Я. ГАККЕЛЬ, доставлен на самолете из. Петропавловска-на-Камчатке специальным корреспондентом «Правды» Б. ИЗАКОВЫМ.
				О ны C)

ТРАССА БЫЛА НЕЛЕГ КАЯ —
	ТОЛЬКО
		Как я доставил

Шмидта в Аляску.
flog
		rT ed bo
	Охотское море кончается. Остается еще
один перелет. Мы должны пройти Ценжин-
скую губу, 60 километров вверх по реке
Ценжино и слелать посадку в культбазе.

28 марта в Гижиге сильный снег, На
следующий лень немного меньше. Решиля
лететь. Заранее договорились, что при нло-
хой видимости самолеты пойдут разными
курсами.

Полуостров Тайгоное закрыт сплошны-
ии облаками. Один самолет уходит вправо,
другой — влево. У реки Черной — пол-
ное отсутствие видимости. Пришлось под-
няться на 1.200 метров. Через полтора ча-
са в облаках появились просветы. Показа-
лась Пенжинская губа, затем — культба-
за. Сквозь падающий снег увидел аэро-
дром, ограниченный пятью кострами. ПШо-
садка между кострами вышла неудачной:
подломал шасси. Оказалось, что во время
последней пурги надуло почти метровые
сугробы; их не успели выравнять:

Вскоре над аэродромом появились само-
леты Галышева и Водопьянова. Мелькнула
мысль: если сядут — разобьются.

— „Выкладывайте крест,/—кричу я co-
бравшимся на аэродроме“

знаками зову к себе. Ho как выложить?

Подбегают 8 человек. Я разложил их
неподалеку от самолета в виде креста
(обозначает запрещение посадки). Совсем
низко. пролетает Галышев. Увидел! Пока-
чал крыльями и улетел к ближайшим про-
токам реки. Я был почти спокоен. Галышев
не первый год летает по’рекам Севера и в
протоке найдет место для посадки. Преду-
предил, чтобы скорее послали’ собачью
нарту к месту посадки самолета. Скоро уз-
наю, что Галышев благополучно опустился
на одной из проток. Немного погодя рядом
с самолетом Галышева сел Водопьянов.
	Поломка моей машины оказалась не-
серьезной. На утро, несмотря на сильную
пургу, машина была уже готова. Но ни в
этот, ни на другой день вылететь не уда-
лось. Снег заносил самолеты, и нам прихо-
дилось откапывать их.

Только 4 апреля вылетели в Анадырь.
У Алганских гор встретили низкую облач-
ность и туман. Горы закрыты. Видимость
резко ухудшилась. Галышев и Водопьянов
свернули в долину реки Анадырь. Я ра-
Wiha пробиваться, идя прежним курсом.
Спустя полчаса немного просветлело, еще
через 10 минут вышел на реку Анадырь.
В Аналырь прибыл минут на двадцать
раньше других самолетов. Здесь нае долго
держала пурга, и только 11 апреля мы
прилетели в Ванкарем, & Водопьянов —
на мыс Северный.

На другой день. мы вместе с Каманиным,
Молоковым и Водопьяновым опустились на
аэродроме лагеря. Шмидта.
	Рассказ
0б аварии.

Ванкарем, Маленький домик базы. В нем
две комнаты. В одной круглый день, поль-
зуясь поочереди возможностью занять Ta-
буретку, пьют чай. На полу на спальных
мешках сидят пилоты и механики, среди
пих и американцы. В другой комнате
узкая кровать. Она предоставлена больно-
му начальнику экспедиции. Собственно го-
воря, главным начальником является ра-
дист: его поднятый палец немедленно пре-
кращает ведущиеся шопотом. разговоры; ку-
рящие даже начинают убирать в рукав на-
пиросы, будто дым может помешать приему.

Обстановка напоминает былые времена—
титаб Красной гвардии. Чувствуетея, что
происходит что-то важное, необычное,

Механики Левари и Армистет получают
от меня распоряжение—ночью приготовить
антидетонаторную смесь и заправить само-
лет горючим. Слово «ночью» слегка удив-
ляет механиков: ночью нужно спать. Но
эти исключительно исполнительные люди
немедленно одеваются и отправляютея Е
бочкам, а затем к самолету.

Утро. На крыльце-—челюскинцы, чукчи;
рядом. стоит нарта, и кто-то бережно укла-
дывает в нее один, другой, третий спаль-
ные мешки. Выводят под руки Шунлта,
укладывают в нарту и везут к самолету.
Бабушкин бежит в конец площадки, 0б0з-
начая собой веху, от которой нужно взле-
теть.

_ Ушаков, Армистет и Левари занимают
свои места в пассажирской кабине. Я при-
стегиваюсь ремнем в кресле, даю газ.

Впереди ответственный перелет над Чу-
коткой, седьмой раз нужно перелететь Ъе-
‘рингов пролив, хальше горы Аляски.

° Опять остров Колючин, Идлидля, Серд-
це-Камень, мыс Дежнева. На море низкий
туман, но вдали на горизонте виднеется
американский мыс Уэльс. Сорок минут
идем над битым пловучим льдом. Обернулея
к пассажирам. Отто Юльевич и Ушаков ло-
махивают рукой, Левари просовывает свою
руку, я жму ее и глазами поздравляю ме-
ханика с прибытием в США.

Три часа полета.

Вот Ном. Аэродром в лвух километрах от
берега, он обкосан волнами и край его
недалеко от воды.

Пишу записку механику: «Дать флаги».
Самолет прибывает на аэродром чужого го-
суларства. Круг. другой, третий. Осторож-
ная посадка—мы снова на льду.

Открываются задвижки верхнего окна
рубки, самолет рулит к берегу, через окяо
взметываются, бурно: полоща в струе про-
пеллера, красный флаг страны, которой
принадлежит самолет, и звездный флаг
страны, которая этот самолет гостеприимно
встречает.

Стоп мотор!

— Есть стоп!..

Становится тихо.

Моя работа в спасательной экспедиции
окончена. Громадная толпа американцев и
эскимосов окружает самолет, щелкают не-
изменные кино-фотоаппараты, лезут к са-
мому самолету автомобили. Я и Ушаков по-
могаем Шмидту сойти по трапу на лед и
сесть в автомобиль.

Старый капитан Томас Росо, подтягива-
явь, по-морскому чеканит:

—- Со счастливым прибытием, джентль-
мены!

мы CIO п9 зада- tj E45 Lt рез горло NOOWH-

ee nam о ЛЯПИДЕВСКИЙ А, В...; ЗА 806. Bayan

ты Провидения в Уэл-
лен. чтобы снять с OOO палки: сплонтное ме-
	зимующего «Челюскина» женщин и детей.
Пурга заставила сесть в бухте Лаврентия.
Вот уже неделя, как я, бортмеханик Куров.
механик Скляров и моторист Асауленко си-
дели сложа руки. Яростный ветер и снег
слепили глаза, забивались во все щели и
заметали постройки.

Настало 13 февраля. Такой же нудный
день, как и все другие.

Вдруг врывается Небольсин. Он весь за-
несен снегом, дышит прерывисто и явно
взволнован.  Отдышавшиеь и отряхнув
снег, он подал мне радиограмму.

— «Челюскин» раздавлен, люди сошли
на лед,-—читаю я велух.

Снова радиограмма. Куйбышев требует:
«Вашей ответственности спасение экина-
жа экспедиции «Челюскина»...

Непогода продолжалась. Ходим мрачные,
с вытянутыми физиономиями.

Прошло пять томительных дней. 18 фев-
paid погода изменилась, ветер стих, тем-
пература 18 градусов, на небе ни облач-
ка. Немедленно в воздух!
	Через 40 минут мы в Уэллене. Там нас
уже ждут с нетерпением штурман Д. В.
Петров, второй пилот. Конкин и все насе-
ление Уэллена.
	А на завтра снова непогода! Все попыт-
ки вылететь безуспешны: туманы, пурга
гонят обратно в Уэллен. 21 февраля выле-
таем снова, блуждаем в пурге и тумане
весь день, но лагеря не находим. В сумеп-
ках возвращаемея в Уэллен. При посадке
я подбиваю шасси.

Сразу за ремонт. Экипаж работает без
отдыха. Скорей, скорей! Вот уж ремонт
	закончен, самолет опробован в воздухе, а
непогода все еще продолжается.

* *
s

Наконен погоха изменилась. 5 марта
	установился прекрасный солнечный день,
и мы вылетели в лагерь.

Тетнабом идет Петров, второй пилот —
Конкин, бортмеханик Руковский. Взяли
курс на Сердце-Камень, затем пошли над
океаном. Внизу — необ’ятное поле то-
росов, нагроможденных друг на друга и
опоясывающих горизонт. На пятидесятой
минуте обнаруживаем лагерь. Шод‘’ нами
аэродром, на нем крупинкой потерялся
самолет Бабушкина. Челюскинцы едва ус-
певают разостлать знак «Т». Два круга,
посадка, 0б’ятия.

В это время прибывают Шмидт, Бобров,
Воронин и женщины с детьми. Их сопро-
вождает гурьба челюскинцев. Вид у всех
бодрый. Шина — взволнованно-радостные.
Опять разговоры, приветствия, обмен но-
востями. Наконец, беру на борт 10 жен-
щин и 2 детей, взлетаю и благополучло
доставляю их на берег, в Уэллен.
		a щадки: сплошное ме-
сиво льда, вздыбленного осенними шторма-
ми и прибоями.

Вдруг слух стеганул посторонний звук,
примешавшийея к ровному рокоту левого
мотора.

Мантина тяжело заваливается вправо.
Еще мысль не уснела отпечататься в с0-
знании, а уже газ закрыт, рука на штуу-
вале, контакт выключен. Глаза с тоской
скользят по общширному полю ледяных бе-
регов, отыскивая хотя бы незначительную
площадку. Ведь машину ломаю!

Выключен и второй мотор. Весь экипа:х
носовой части уходит в хвост. Вырастают
гигантские заструги, перегруженный само-
лет касается льда, скользит, прыгая, пе-
реваливаясь резкими сильными толчками.
Выскочили на лед. Оказалось, подогнулась
правая ферма шасси, от тряски лопнули
концы подмоторной рамы крепления - ра-
диатора.

Утром, посовещавшись, решили: второй
пилот Конкин, бортмеханик Куров, бортме-
ханик Руковский и Гераскин остаются -на
Колючине, разбирают мотор, снимают под-
моторную раму и отправляют ее на Ванка-
рем.

На следующий день я выехал на соба-
ках в Уэллен, где начал. готовить к отправ-
ке запасную подмоторную раму. За это вре-
мя в Волючин е мыса Северного доставили
разобранный мотор. 7 апреля я вылетел с
прилетевшим из Америки Слепневым в Ван-
	  карем. летчик Молоков захватил нашу ра-
	му. Через день ‘мы были в Колючине и
приступили к установке рамы и монтажу
мотора.

Оставшиеся на месте. механики `раздо-
были, оказывается, у чукчей ломы. Паяль-
ными лампами разогрели ферму, загнали
булыжниками нутро, ломы обтянули хому-
тами, утяжелив таким образом ферму, но
сделав ее довольно прочной. Поднимать ма-
шину они ухитрились домкратом, подсыпая
вее время под плоскость снег. 25 апреля
монтаж моторов был закончен. С помощью
трех челюскинцев: Дурасова, Агапова и
Лескова, следовавших пешком из Ванкаре-
ма в Уэллен, отрыли самолет из-под ‘снега,
сбили, насколько возможно, заструги и в
TOT же лень все вместе поилетели в Уэллея.
	Очень долго тяну- АИ высотой ен ме-

- T DPOB, внимательно

К а МОЛОКОВ В. С. creaky за приборами
«Смоленск» мы ПрИ- OOo высоты, ‘смотрю Ba
	были в Олюторку, где решили выгружать
самолеты. Это было 21 марта, ровно через
месяц после от’езда из Красноярска. Пять
однотипных машин Р-Б поднялись с пло-
щадки на небольшом замерзшем озерке и
пошли на Майна-Пыльгин.
	С высоты 2.500 метров открывались
ослепительные, сверкающие острые шпи-
ли хребтов, покрытые. снегом. Яркое солн-
це скрадывало расстояние от ближайших
вершин. Трасса была нелегкая. В этом пу-
TH A не видел ни одного «куска», где
можно было бы сесть без аварии. На та-
ких участках пилоты всегда прислушя-
ваются к работе мотора. Только и всего!
	Мой советский М-17 работал четко и
здесь, и после — над Чукоткой и По-
лярным морем.
	... уже летим 4 часа, а Майна-Цыль-
гина все нег, хотя ло него всего 450 кп-
лометров. Сильный встречный ветер задер-
живает полет. Только на исходе пятого
часа видим домики и яранги чукотекого
селения. Опустились. Заправились. Скоро
вечер. Решаем; утром лететь дальше на
север. в Анадырь.
	Нришли туда только три машины: ва-
манина, Пивенштейна и моя. В этот чень,
22 марта, как на-зло, зарядила пурга.
Круглые зутки падает снег, подвывает се-
верный ветер. На аэродроме снегом зано-
сит машины. Нет никажой возможности
лететь. Метеорологи не «обещают» улучше-
	ния. погоды. Спрашиваем чукчей; ну, как,
	‚погола будет’ хорошая’
	горизонт. Бот хребет. Вершины его затяну-
ты плотныхи облаками. Лететь невозмож-.
но. И в глухом селении Кайнергине мы
«прогостили» четверо суток, оторванные
от всех, лишенные связи и возможности
сообщить о себе.

1 апреля мы продолжали перелет. Уже
потом штурман тов. Шелыганов говорил,
что в этот день мы были всего в 80 кн-
лометрах от Ванкарема, но «достать» его
нам тогла не пришлось. План перелета
еильно изменился. В этот день мы вылете-
ли, не зная, какая погода в пути. Сперва
все было хорошо. Я уже рассчитывал, чте
скоро, наконец, приедем к цели. Однако,
нет. Туман густой, непреодолимой, угро-
жающей стеной встал на нашем пути. Тя-
желые облака навалились на хребет двух-
километровой высотой. Нет, пройдя такое
расстояние и находясь близко у цели,
нельзя рисковать машинами. Мы поворз-
чиваем назад в Кайнергин.
	Опускаемся на знакомом месте. Кама-
нин спрашивает:
	— Ну, как, Василий Сергеевич, пой-
дем в Аналырь или в Провидение?
	Я подумал — горючее у нас на исхо-
де и сказал: «Надо лететь в Провидение.
Но нужен бензин».
	Не задержались; снова  взмыли Hal
снежными просторами. Доходим до мыса
Беринга. Что за неудача! Опять туман.
Опускаемся в 10 километрах от мыса, воз-
ле маленького чукотского селения Вульг-
кальтень. Видим, бензина совсем мало.
Весь остаток горючего с трех самолетов
делим с Каманиным пополам и 3 марга,
оставив Пивенштейна, с мыса Беринга
вылетаем в Провидение. Там берем горь-
чее. ночуем и на другой день прибываем
в Уэллен.
	Вот 7 апреля мы в Ванкареме. Времени
нечего терять. Заправили машины. Ba-
бушкин рассказал о положении в лагере п
аэродроме. Я полетел в лагерь, через 55
минут прибыл туда. Мы шли абсолютно
точно, как будто летели над линией же-
лезной дороги или шоссе, т. е. над ясны-
ми земными ориентирами.

1 апреля, после 33-дневного перерыва,
	1 в лагерь Шмидта пришло сразу три са-

уолета:;: Слепнева, КАаманина и мой. На
берег я возвращалея с’ тремя челюскин-
цами. 10. 1Т и 13 апреля’ сделал еще 8
полетов. Каждый раз увеличивал чиело
«пассажиров». Два раза брал даже 6 че-
ловек: четверо забрались в кабину борт-
механика, двое — в парашютные ящики
под плоскостями.

11 апреля я сделал 4 полета в лагерь.
В этот лень одним из. доставленных мной
на берег был ‘больной Отто Юльеввч
Шуидт. Носледним оторвался от’ места, гле
два месяца существовал. лагерь, мой Р-5:
я завершил операцию по переброске 39
челюскинцев на землю. Это было 15 ап-
реля.
	—щ Наверно будет хорошая, наверно бу-
	дет плохая. -—— отвечают любезно, но... не
	вполне определенно.
— А на охоту ты бы поехал?
— Нет, говорит,—на охоту нельзя.
Ну. значит. погоды не ждут.
	Шесть дней отсиживаемся в Анадыре.
Только 28 марта кончилась пурга. 0бра-
довались, летим прямо в Ванкарем...

Нал заливом Креста густой туман. Шю-
резаем. Скоро лолжен ветретиться хребет
	ЛЕВАНЕВСКИИЙ С. А.
		© марта, имея на борту самолета Уша-
кова и американского механика, я выле-
тел из Нома. В грузовом отсеке — апте-
ка, продовольственные экстракты и про-
чее.

Метеорологическая сводка утверждала,
что удовлетворительная погода тянется 40
самого Ванкарема — места нашей посал-
ки. етим. Пролетаем Берингов пролив.
Внизу разводье чистой воды.

Цоказался самый северо-восточный
пункт советской границы — мыс Дежнев.
Снижаюсь над Уэлленом, захожу на а9эро-
дром — около какого-то самолета“ стоят
люди. Сигналов никаких нет. Видимо, по-
гола по пути в Ванкарем не изменилась.
Лечу дальше.

Постепенно появляется облачность, илу
Hal ней. Сейчас должна быть Колючин-
ская губа, сбавляю газ, выхожу из обла-
ков. Высота 300 метров. Под самолетом—
обледеневшее море, спаошь покрытое торо-
сами.

По моим подсчетам через 30 минут дол-
жен показаться берег — мыс Онман. Сра-
зу пошла. сильная слепящая пурга. Перед
самолетом неожидайно выскакивает скалу:
стый берег мыва. Едва успеваю резким
разворотом отойти от него. Опять скала!..
Вокруг и под машиной ничего не видно.
Набираю высоту,  поворачиваю обратно
курсом на Уэллен.

Самолет треплет, ветер бросает на него
комья талого снега, Высота 1.500 метров.
Ушаков нодает записку: он сообщает, что
самолет очень быстро покрывается льдом.
Надо прорвать’ расстояние в 2.500 метров!
Облака становятся более светлыми, места-
ии видны Мелкие разрывы, через котор®те
просвечивает белесоватое солнце, но ¢Ca-
молет уже отяжелел и с трудом набирает
высоту.

Внезапно рокот мотора обрывается. Са-
молет задрожал, чувствую, как опять про
валивается в темную пучину. Стараюсь
вывести его курсом на норл, в море: вви-
зу — горы и скалы высотой до 1.000
метров. но указатель поворота и показа-
	тель скорости прекратили работу, значит
облеленели приемные трубки.
	Нащупываю курс по очень неустойчи-
Бому компасу, стараясь удержать машипу
oT перехола в штопор. А высота все пз-
дает! Если внизу все еще горы, то скоро
произойдет встреча. Наконеп курс взат.

Машина делается все тяжелее. Стрелка
альтиметра показывает 500, 300, 150
метров. Пол самолетом промелькнули т0ро-
сы. Толчок. треск. Успеваю, во избежание
ложара. выключить зажигание, доотказа
накрутить стабилизатор, вытянуть штур-
вал... Хрипящий звук. машина фюзеляжем
проехала по застругам метров 200. развер-
нулась на 180 градусов и остановилась.

Очнулся от беспокойных возгласов Уша-
това:

— Ты жив? .

Тяжелое было падение, но еще тяже-
дее пробуждение...
	Последний оейс
	в лагерь Шмидта.
, MoO
	ВОДОПЬЯНОВ М. В.
		Настал заключительный день спасатель-
ных работ — 13 апреля. В лагере Шмидта
оставалось шесть человек. Я должен ле-
теть одним из первых — другие машины
еще не, готовы. Из лагеря сообщили, что
у них погода очень хорошая, ясная, види-
мость-—35 километров.

Через 15 минут — туман. Справа чуть
виднелась верхушка острова Колючина. Ра-
диус видимости не превышал 5 киломе-
тров. Проблуждав 1 ч. 10 минут, ° при-
шлоеь вернуться обратно в Ванкарем.

В 12 ч. 30 м. я вылетел вместе с Ва-

маниным и Молоковым. Через 30 минут
вдали увидели дымовой костер. Это был
лагерь Шмидта. Вот аэродром. Первым са-
дится Каманин, затем Молоков. Я выжи-
даю, когда они сядут, делаю несколько
кругов над лагерем.
_ Иаманин взял на борт одного челюскин-
Ца и посадил в парашютные чехлы 8 нар-
товых собак. Молоков захватил двух че-
люскинцев, нагрузив` в чехлы ценные ве-
щи. Мой самолет принял троих — Боброва,
Кренкеля и Иванова.

Я взлетел вторым, сделал прощальный
круг над лагерем и пошел к берегу. Через
45 минут — Ванкарем. Когда мои пасса-
жиры вышли из самолета, я шутя говорю
Кренкелю:

— Пощупай-ка тверлую землю!

— Наконец-то добрался, — говорит
Кренкель, — сколько уж месяцев я не ви-
дел земли.

Кто-то заметил, что это только еще
аэродром, расположенный на береговом
припае. Земля — на расстоянии 100 ме-
тров.

— Ran так? — смеется  Кренкель, —
оказывается, я еще в море? Скорее побегу
на землю!

В этот же день я и Молоков вылетели в
Уэллен с Копусовым,. Ворониным и Ива-
новым. В Уэалене нас встретило все насе-
ление.
		14 марта я снова вылетел из Уэллена
для участия в операциях по спасению. По-
	гола благоприятствовала. ясно. незначи-
	тельный ветерок, но страшный мороз —
39 градусов. Мерзли все зверски. Шли че-
	АНТ-4, самолет ЛЯНИДЕВСКОГО, первым достигший лагеря Шмидта.
Снято в Уэллене челюскинием- геодезистом Я. Я. ГАККЕЛЬ.-
		ЧЕРЕЗ НЕИЗВЕДАННЫЕ ХРЕБТЫ.
	штейна — они идут очень близко, они, так
же, каки я, верят моторам.

160 kam моря— позади. Левее остается
мыс Чирикова. впереди справа — черный
массив мыса Беринга. В это время Пивен-
штейн своим самолетом почти касается ле-
вой плоскости моего самолета. Гляжу на
него. он знаками об’ясняет, что горючего
осталось на 15 минут. До Провижения еще
далеко — 140 клм. Впереди черный ска-
листый, очень неприветливый берег, под
нами открытое море. Хотя бы узкая полое-
ка льда, берега или маленький белый кло-
чок снега!

Под одной из обрывистых сопок белеет
узкая полоска. Речка. Ширина ее едва 40
метров. Она большая, очень извилиста, HO
с этим уже считаться не приходится. Тав
или иначе, но посадка всех трех самолетов
прошла благополучно. ‘

Через лень, переждав пургу, слив бен-
зин из трех самолетов в два, Молоков и
я вылетаем в бухту .Провидения. Пивен-
штейн остается у мыса Беринга ждать,. ко-
гда ему нартами привезут бензин из Про-
видения. На следующий день без особого
труда мы добрались до Уэллена и 7 апреля
благополучно сели на плохонький ванка-
	  ремсквии аэродром.
	Из Ванкарема ло лагеря Шмидта’ 150
клм, и, как ни короток северный день, мы
успевали делать по 3—4 рейса в день.
На двухместном самолете с очень плохого
аэродрома лагеря мы поднимали 6—7 че-

ловек,
Через три лня горячей летной работы
	лагерь Шмидта был ликвидирован, Само-
леты моей группы из общего количества
24 рейсов в лагерь сделали 18, вывезли
на берег 73 человека, 8 собак, около двух
тонн груза. Прорвавитись через неизвестные
горные кряжи, пурги и туманы, мы вы-
полнили залачу правительства.
	Анадырь остался далеко позади. Послед-
ние отроги Золотого хребта уплывают под
хвост самолета. Начинается тундра. Суро-
во чернеет темная полоса  воды-— залив
Святого Креста. Этот далеко в глубь матери-
ка врезавшийся залив открыт. Уливитель-
ная зима в этом году! :
	Но удивляться некогда. Мое внимание
привлекает северная часть горизонта. Дз-
леко впереди появляется бесформенная бе-
лая масса. Она’ растет. движется и быстро
приближается к нам. Что это? Облака?
Туман? Нет, не то. Это сильная буря, мэ-
гучая северная пурга гуляет уже под са-
молетами. Мощный северный ‘ветер подни-
мает громадные массы снега; перебрасывает
их на десятки и сотни километров, обра-
зуя могучие снежные горы в одном ме-
сте, оголяя чахлую растительность тунд-
ры-—в другом.

Идем на высоте 800 метров. Попадаются
отдельные клочья облачности, выше —
тоже облака. Солнце ‘появляется реже, ре-
деют куски голубого неба. Вспоминается
сподка Ванкарема: «Сплошная облачность,
витимость на 15 километров».
	Прюйлем! Не первый раз в жизни нам!
воевать с облаками. Впереди——Анадырекий
хребет. Интересно, как высоки вершины
Анадырского хребта? Ни одна карта не от-
ветила нам на этот вопрос. Местные . жи-
тели говорили разное.
	Мало кто знает Анадырский хребет. He
знаем его и мы. Вот он впереди, закрытый
сплошной стеной облаков. Внизу, в OTpO-
гах хребта играет пурга... Набираем вы-
соту. Стена облачности бесконечно высока.
Сильно перегруженные самолеты не хотят
лезть вверх. Итти по сплошной облачно-
сти над малознакомым хребтом, зная, что
внизу, под облаками, пурга, — безумное
предприятие. Надо возвращаться.

Далеко налево чернеет полоска воды,
	Там, на востоке, еще ТЕР на 2—5 часов поле-

п . няем га. Что делать? Дететь
ее ыы Me BO- КАМАНИН Н. П. и  в Анадырь,
сточный берег залива OOO чтобы там наполнить

Креста. Внизу, на берегу залива, На 0е-   самолеты горючим? Еще один раз попы-
лом фоне пять чукотеких яранг — село  таться лететь в Ванкарем? Лететь в бухту
		Провидения, где есть большой запас горю-
чего?
	Первый вариант отпадлал сам с000й, —
никому из нас не хотелось отступать. Вто-
рой вариант — в случае неудачи — гро-
зил тем, что все три самолета останутея в
Вайнергине без бензина. Оставалось лететь
в бухту Провидения. Or Кайнергина. до
Провидения — 300 клм. Бензина хвалит,
если не встретим особенно сильного встреч-
ного ветра. Еще раз стартуем в Кайнерги-
не, идем курсом в бухту Провиления. Через
30 минут полета над открытым морем
встречаем густой туман.
	Лететь дальше нельзя, но’ возвращаться
в Кайнергин тоже нельзя. Каждая лишняя
минута полета уменьшает наши запасы, мы
рискуем остаться без горючего. В 10 клм
правее от курса только что осталея Ната-
пельмен — чукотское селение, имеющее
факторию. Буквально, как на оодной аэро-
дром, садимся в пухлый снег фактории.
	Через 40 минут туман начал редеть, на
востоке виднеется узкая голубая полоска
Вылетаем. Еще несколько минут, и мы нах
открытым морем. Берег остается далеко
влево. Экономя бензин, летим по кратчай-
шему пути. Моторы работают хорошо, мы
верим, что наши моторы не сдадут, но не-
вольно проносится мысль: «А что будешь
делать. если сдаст мотор?» Но отвечать на
этот вопрос глупо. Вели сдаст мотор —
можно только тонуть, больше ничего не
выдумаешь.
	Оглядлываюсь на Молокова и ЦШивен
	Кайнергин. Выбираем с воздуха посалоч-
ную площадку. и один за другим вее само-
леты садятся, подруливают, вплотвую к
ярангам. Нас встречают удивленные чук-
чи, по-русски никто не понимает.   Через
полчаса пришла пурга.
	Поиграв два дня, она утихла. Идем к са-
молетам. Целый день уходит на выкапы-
вание их из-под снежных сугробов и очист-
ку моторов. кабин, приборов. Первогф апре-
ля—-удивительно ясно. [Редко такие дни
бывают на Севере: на небе ни облачка, ве-
тер стих, весеннее солнце ‘напоминает о
своих правах.
	Куре на Ванкарем. Неужели сегодня мы
увидим лагерь? Конечно, увидим. Ведь до
Ванкарема всего 300 километров, сейчас
только 11 часов. Шесть часов летного
времени в нашем распоряжении. И вот пол
нами опять южные склоны Анадырского
хребта. Но как быстро портится погола.—
опять ‘Хребет закрыт облаками. Набираем
высоту. На высоте 2.600 метров облака
кончились. Идем уже ва высоте 3.000 ме-
тров. Сплошное, бесконечное море’ облаков.
Что делается под облаками? Туман, пурга
или хорошая погода?
	— Ло Ванкарема остается 10’ километ-
ров,— говорит в телефон штурман отряда
[Пелыганов.
	Идем еше 10 минут. В облаках — ни
малейшего ‘просвета. Дальше лететь бес-
смысленно. Вее три самолета разворачива-
ются и идут обратно. Сели опять в Кайнер-

rene,
	Проверив бензия, узнали, что его хвалит
	я
Будучи ударником «Правды» с 1931 го-
да, я должен выразить благодарность pe-
дакции «Правды», оказавшей мне содей-
ствие в организации полета для спасения
челюскинцев.
	лоставил
	Мой самолет «СССОР-4-1090»
йз лагеря 10 человек.
	*) Статьи переданы по телеграфу из
Владивостока специальным корреспондез
том «Правды» тов. Л. Хватом.