6 ИЗЛЯ 1934 Г., № 184 (6070).

РАВДА.
		ину е

_Я терпеливо хожу по`ту- oF oO ственники.  Азымовы-баи,

пикам и переулкам города, ‚  Азымовы - ремесленники,
где. жил в 1930 году, в - Г. ГАУЗНЕР. Азымовы-— пригородные кре-
квартале Таджик-Куча, сре- 7 CTbAHE.

oe a
	HABPO H.
	‚ди узбекских домов, расета-

‘вленных как попало. Упорно разыски-
ваемый дом без вести пропал. Я ищу
хотя бы развалины пропавшего здания.
У меня есть примета: на дувале его было
выдавлено подобие солнца. После продол-
жительных поисков я обнаруживаю на из-
зубренном обломке строшуюся. полудугу и
‘три луча. Злесь!
	Я набрел на витрину городекой газеты. 5
ней висела телеграфная сводка ТАСС и был
выставлен‘ щит © местной фотохроникой.
Картинки из жизни ударников и знагных
людей шелкомотальной фабрики и ‘приго-
родного ‘колхоза «Изыл кетмень».. Mena
заинтересовало 19, что фамилий героев за-
вода и колхоза, напечатанные ‘крупными
буквами, были одни и те же: Азымов. Фа-
милии эти были мне чем-то неясно. знако-
мы; липа людей тоже. Находчивый фото-
граф заснял сцены: из производственной ни’
домашней жизни лучитего колхозника и дуч-
шего рабочего. ;
	Аюолхозник Азымов садится на свой но-
вый велосипед: полы ‘халата 3aTRHYTH 33
пояс, одна нога торжественно поставлена
на педаль, вытянутые руки — на руле.
Он же патриархально вобселает нз ишаке,
полы халата опушены: так он ездил
прежде. Колхозник Азымов У рубильникаи
колхозной электростанции: одна рука Ha
рукоятке рубильника, сейчас он включит
ток. Он же в гелиотеплице, ухаживает за
рассалой. Он же беседует .со своим шофе-
ром; грузовик: шофер наклонилея с высо-
вого сиденья и внимательно слушает Азы-
мова, лающего ему какие-то указания. Он
же в своем клубе, смотрит спектакль и
аплодирует. Он же около своего нового ло-
ма, кирпичного, с окнами. За этим ломем
видна пелая такая ‘улипа, скорее торол-
ская. чем леревенская.
	4:

Рабочий Азымов в цехе. Он же берет в
тире на мушку картонного генерала. Эн
же в читальне просматривает журнал: на-
лел очки. осторожно листает большим и
	указательным пальцами. Он же выступает
перед собранием: .ораторский жест, рот
широко открыт. Он же на своей новой
квартире (фабричный тюселок), в Кругу
семьи за столом пьет чай из блюлечка; за
окном видны деревья бульвара. Он же воз-
ле своего ‘старого’ глиняного дома: стена,
на стене выдавлено подобие солнца с ay-
чами.
	Тут меня осенило.
	Е Но одному лишь Абдура-
сулу Азымову-баю в этой жизни везло, он
имел 150 танапов земли, чайханы. на база-
ре. вел мануфактурную торговлю с Москвой.
перекупал табунами лошадей. Остальные же.
перебивались кое-как, обрабатывали абду-
расуловы земли, поставляли изделия в аб-
	хурастловы лавки. В 1925 году землю *
	1 него отобрали. Но он не внал в мрачность, _
	улыбался советской власти, послал сыно-
вей учиться в советские вузы, Он наде-
ялся, что советская власть одумается ила
же ее вовсе скинут.

Вскоре в городе построили  фабри-

ку, и ткачи Азымовы потянулись тула. В.

аблурасуловых лавках стало поменьше то-.

вара. Но и тут он не впал в мрачность;
он крепко верил в семейные связи Таджик-
Куча. и в устойчивость традиций старого
горола. Он завел своих людей на фабрике.
Люди его. устроили там склоку, чтобы пос-
сорить новых и неопытных рабочих с ад-
министрацией, люди его понемногу начали
таскать Абдурасулу. ворованный товар.
Купец не впал в мрачность, нет! Когда в
1930. году сложились первые пригород-
ные колхозы, он воспользовалея родством
с крестьянами и обманным путем вошел
в правление колхоза  «КАзыл-кетмень».
В этот колхоз ‘он › проташил еще He-
скольких торговцев, и они. затеяли. весе-
лую жизнь продавали частным торговпам
ящиками продукты, заставляли белняков
обрабатывать свои земли, а сами проводи-
ли время в ежедневных пирушках—«зия-
фабах». Бедняк Мирза Шир Азымов по-
пробовал заговорить: 06 этом на общем co-
брании. Его сразу выкинули из колхоза,
обвинив во всяческих преступлениях. Он
пошел  тогда в новый город, в газету, и
там- с его‘елов была составлена заметка:

«Враждебный элемент у нас заставляе:
бедноту работать, а сам, не работая, ля-
кует в колхозе, получая продукты поров-
ну. Разве можно прикрыть свет луны чач-
ваном, разве можем мы молчать и уЕры-
вать эксплуатацию рабочей силы нашим
предселателем? »
	Газета подняла кампанию против Абду-
расула. Он оборонялся, подкупил инспек-
тора. который выступил по радио в его за-
щиту. Но против него стало поступать
много заявлений от разных Азымовых с
фабрики и из колхоза: времена измени-
лись. белнякам Азымовым надоела старая
	жизнь. Предстоял суд;`и Абдурасул внал,
наконец в мрачность, он проклял фабрику.
проклял колхоз, проклял советскую
власть, выкопал золото, захватил жен и
скрылся. г

`Мирза Шир Азымов был выбран пред-
седателем правления колхоза, оказался
способным человеком. Через три года он
не только обзавелся электростанцией, грузо-
Виком, но даже заказал ташкентским архи-
текторам проект. колхозного социалистиче-
ского поселка. В червые. же дома этого по-
селка переехало несколько крестьян из
квартала Таджик-Куча, навсегла покинув
старый город и старую жизнь.

На фабрике в начале пятилетки абхура-
суловы люди потерпели поражение. Боль-
шинство ткачей во главе с Мауляном
Азымовым почувствовало себя к этому
времени настоящими ` рабочими, они стали
Ударниками. Возле фабрики начал стро-
иться городок, куда и переехали многие
ткачи из квартала Таджик-Куча, навсег-
да покинув старый город и старую жизнь.
Я видел их разрупившиеся дома. В поки-
HYTOM также навсегла доме Абдурасула
устроена школа, в которой преподает рас-
сказавший мне все это студент педтехни-
кума. сыв ткача Мауляна Азымова.
	Попрощавшись со студентом, я пошел
обратно, с хорошим чувством расематри-
вая по дороге эти веселые и превосходные
развалины. Люди освобожлены, — вот в
чем вся штука. Через столько-то времени
они неизбежно найдут новый и блестящий
стиль, не менее своеобразный: Важно то,
что здесь перестают. существовать эти с0б-
ственнические крепости, — в то; время
как в Америке авизтор Линдберг построил
себе дом со средневековыми бастионами в
крепостными стенами, чтобы защитить
своего второго ребенка от бандитов, уБ-
равших первого. Это не случайно. Так раз-
мышляя, я медленно шел мимо‘ историче-
ских развалин Талжик-КучЧА.
	Aim A.
	Тов. НАЗАРОВ (узбек) — один из лучших пианистов, учащихся музыкаль-
			в Гашкенте.
	. вого техникума
Г] Г] Е Cl

и ПАГОВА сейчас учатся в учебном
(Кабардино-Балкария).
	ПОЛИ ПАЗ e

Ударницы-колхозницы тт. АТАБАЕВА
городке в г. Нальчике
				Сеголня кажутся проеты-
ми и обычными слова «инду-
стриальная область», «об-
ласть сплошной коллекти-
визации», «область сплош-
ной грамотности»... Сегодня
вся великая страна стано-
вится такой. Сегодня такой
является и отсталая в про-
шлом Северная Осетия. на-
ходившаяся до Октября пол
двойным гнетом: российско-
го самодержавия. и своей

OO
‚Г. ГОСТИЕВ.

Секретарь
Североосетинского
обкома ВКП(б).

К. ХАСИЕВ.

Председатель
облисполкома.

борьбы в области животн9-
волства еще нет, Основным
недостатком в этой борьбе
является то, что’ Бомандный
состав сам еще, не овладел
техникой животноводства.
Но начало. улучшения уже
имеется.

Падеж молодняка в этом
году значительно снизился.
Осетинские: колхозы в этом
году не знают случаев па-

напионально-   ежа жеребят. Очень больпюй процент паде-
	жа имеется еще по свиньям, что. говорит
0 том. что свиноволетво колхозы. по-настоя-
	ему еше не освоизи,
	феодальной буржуазии и кулачества,

Осетия не имела никакой промышлен-
ности, кроме Садонских рудников, которые
хищничееки эксплуатировались. Сельское
хозяйство Осетии тоже находилось в таком
состоянии, что основная масса населения—-
бедняки и середняки — систематически
голодала. Осетины бросали свои аулы и
маесами переселялись в Турцию, Америку
и Т. д.

Чем же стала Осетия за годы советской
власти?

Достаточно сказать, что в 1933 г. 22
проц. союзного производства цинка дада
Осетия. Выстроен в максимально короткие.

сроки завод электролитного пинка и сер
ной кислоты, уже давший несколько тысяч
тонн электролитногм цинка. Завод освап-
вается рабочими-осетинами. Построена фло-
тационная фабрика в Мизуре. Садонскее
рудники по существу созданы заново. Вме-
сто изнурительного ручного бурения, руч-
ной откатки и откилки сейчас введены
пневматическое бурение, электрическая от-
катка и механическая откидка. Садонские
рудники досрочно вынюлнили полуголовую
программу. Пущен первый в Советском
Союзе Беслановский маисовый комбинат,
который уже полностью освоен и к 10
июня выполнил  полугодовую программу.
Создана богатая лесная промышленность,
работающая на экспорт,  выполнившая
план первого полугодия по экспорту бука
на 137 проц. Построен ряд других нромыш-
ленных предприятий, которые изменили ли-
no Североосетинской автономной области.

За 10 лет промышленноеть области вы-
росла в 24 раза, а по сравнению с 1928
годом—в 7 раз. Осетия стала инлустри-
	альной областью: удельный вес промыш-
ленности увеличился с 20,8 проц. в 192,5 г.
46 741 проп. в 1934 г.
	цифры говорят сами за себя. Оня
отражают национальную политику нашей
паэтии.
	Рост промышленности сопровождается и
ростом количества рабочих-националов. В
1934 году среди кадровых рабочих было
уже 54,3 проц. осетин. Есть предприятия,
где основная масса рабочих и техники —
осетины.
	В борьбе за колхозы Осетия также
имеет ряд больших достижений. В отста-
лой налиональной области нам удалось до-
биться решающих успехов ‘только благо-
даря повседневному руководству ЦК пар-
THH, правильному проведению указаний
товарища Сталина о колхозном” строитель-
стве. В борьбе против колхозов кулак ны-
тался использовать родовые связи и прелд-
раесулки отсталых масс. Но партийной ор-
ганизапии удалось эти махинации кулака
разбить.
	52 последние 3—4 года колхозы уве-
личили почти влвое стоимость средств про-
изводства на олно хозяйство и больше чем
в шесть раз нелелимые фонлы!
	кресть-
	Воллективизировано 91 проц.
янских хозяйств нашей области. .
	Партийная организадия всегда ставила
перед колхозами в качестве главной. задачи
добросовестное выполнение своих. обяза-
тельств перед государством. История‘ осе-
танских колхозов не знает случаев невы-
полнения обязательств перед государством
как по хлебу, так и по картофелю, мясу,
молоку и мобилизапии срелетв.
	1933 г. партийная организация при
	помощи политотлелов добилась звачитель-
	ных успехов. Колхозы области получили
большой урожай (17 центн. кукурузы и
104 центн. картофеля с га). Колхозники
получили по трудолням, в среднем по. обла-
сти. по 10,3 кг зерновых и 6 кг картофе-
ля, при чем имелся ряд колхозов, которые
роздали на трудолень 28—30 кг зерновых:
(Ельхотово, Мостислах, Новый `Батакаюр
и др.).

Сила наших колхозов проверена‘в борь-
бе с засухой этого гола. Когла угроза за-
сухи нависла нал посевами, вся область в
5 дней была изрыта вдоль и поперек кава-
вами Было прорыто 300 километров ка-
Has.

Осетинские колхозники сейчас настоль-
ко вооружены против стихии природы, что
в любых условиях должны собрать 23 центн.
кукурузы с гектара и 110 центн; карто-
феля.

В области почти 100 проц. яровых по-
севов — пропашные культуры. Поэтому
успех урожая всегла решают прополка и
пропашка. На 30 июня первый раз пропо-
лото 77 проц. посевов БУБУрузы. второй
раз — 20 проц.. культивапия первый раз
проведена на 40 проп. посевов. окучивание
картофеля — 100 проц.

Самым отстающим участком работы в
колхозах является животноводство. Нужно
прямо сказать, что AO сих пор плжной
	Наш Советский Coins
является не только образ-
цом социального’ раскрепо-
щения ‘миллнонов  трудя-
щихся, одновременно с этим
наш (Союз — образец  пра-

OO Od
У. ИСАЕВ.

Председатель
СНК Казакстана.

Г]

Базакстан пюкрыт сетью
COBX030B, колхозов, TO30B.
MTC и машинно-сенокосных.
станций. Там, где вчера
основным средством связи
был знаменитый «узун-ку-
	вильног9 разрешения ва-
ционального вопроса.

Политика натравливания одной нации
на другую, политика национального угне-
тения — важное и необходимое средетво
для защиты  экеплуататорских интересов
командующей буржуазии. Эта политика
также выгодна буржуазии угнетенных на-
родов, поскольку это позволяет ей высту-
пать в роли «защитника» национальных
интересов и под шумок усиленно эксплуа-
тировать трулящиеся массы «своей» нации.

Национальный вопоос может быть раз-
решен только ® победившим пролетариатом
после свержения буржуазии как угнетен-
ной, так и угнетающей нации. Националь-
ный вопрое практически разрешается как
составная часть общего вопроса, вопрога
обеспечения успешного социалистического
строительства путем  полема активностя
всех трулящихея Macc, путем вовлечения
	В социалистическое строительство труля--
	щихся всех национальностей, путем раз-
BUTHS хозяйства, культуры, путем обслу-
живания этих народов на понятном для
них языке.

Правильно в первом разделе Конетиту=
ции Союза указывается, что «только в ла-
гере Советов, только в условиях диктату-
Pb! пролетариата, сплотизвшей вокруг ‘себя
большинство населения, оказалось возмож-
ным уничтожить в корне национальный
гнет, создать обстановку взаимного’ дове-
рия и заложить основу братского сотруд-
ничаства народов». У

В результате последовательного осуще-
ствления ленинской национальной политики
под руководством товарища Сталина совет-
ская страна оказалась покрытой сетью ©0-
ветских национальных республик. Партия
большевиков и советекая власть предоста-
вили право национального самоопределения
не только многочисленным, известным на-
родам Союза, но они, в полном смыеле это-
TO слова, находали народы забитые и 3a-
бытые помещичье-капиталистическим стро-
ем России. Советская власть создала бла-
гоприятные условия для развития этих
народов, для их экономического и куль-
турного  под’ема. Национальные  респу-
блики и области при непосредственной
материальной помощи пролетарского госу-
дарства всемерно развивают свое хозяй-
CTBO И БУЛЬТУПУ.
	‘После Октябрьской революции миллио-
вы трудящихся всех народов Союза, под-
нятые к сознательной жизни большевист-
ской партией и советской властью, рину-
лись в бой за скорейшую ликвидацию уна-
слелованной от паризма экономической и
культурной отсталости, за выкорчевывание
остатков капитализма. Перед многими на-
циональными республиками встала задача
ликвидации остатков докапиталистических
отношений. и организации дальнейшего раз-
вития этих республик к социализму, ми-
нуя капитализм,

‚ Под руководством товариша Сталина и в
этой области мы отмечаем. всемирно-исто-
рического значения успехи.

До Октябрьской революции в Казак-
стане не было ни одной светской школы
на казакском языке; грамотные  состав-
ляли 1,5 проц. населения, включая сюда
чиновников и духовенство: в ауле еще бы-
ли сильны родовые натриархально-полуфео-
дальные пережитки.

Сеголняшний. советский Казакстав по-
Брыт сетью промышленных новостроек,
ерели которых Караганда — третья уголь-
ная база Союза. строятся или пущены ми-
ровые гиганты цветной металлургии: При-
балхашетрой, Ридлер и Чимкентский евин-
повый завол.
	ЖЕМЧУКИ!
	лак» (устная передача по
стенпи‘елухов и новостей), построен Турк-
сиб, построена сеть. радио- и телеграфных
станций, работают десятки советеких само-
летов и тысячи автомобилей, связывая с
основными центрами республики самые ее
отлаленные пункты.
	В Казакетане открыты университет, на-
циональная музыкальная опера и драма-
тический театр. В Казакстане существуют

12 вузов, развернута сеть средних учеб-
ных завелений, введено всеобщее обуче-

ние и почти в каждом районе выходит га-
зата ца местном языке.
	Казак — вчерашний кочевник, пастух,
терпевший двойной гнет от русской бур-
жуазии, колониальных чиновников и от
«своих» баев и мулл, сегодня широко во-
влечен в активное социалистическое стро-
ительство. Вазажекие трудящиеся тысяча-
ми учатея в ликбезах, в школах, бы-
стро овладевая сложной техникой совре-
менвых машин, работают на фабриках, за-
водах, комбайнах, на тракторе «сталинец».
Казакекая мололежь сотнями заполняет
высшие учебные заведения столичных го-
родов в Союзе. Трудящийся казак-боль-
шевик руководит делом социалистического
строительства Казакетана, в трудном пере-
плете классовой борьбы, борьбы . остатков
докапиталистических пережитков - против
советского развития Вазакетанз.
	Ежегодный праздник в день Вонетиту-
ции СССР есть хемонстрация новых’ ус-
пехов  социалистического строительства,
демонстрация нерушимости братского co-
дружества народов нашей страны. Брат-
ское об’елинение советских республик’ в
единое Советское Государство на практи-
ке показало необходимость такого об’еди-
нения для хозяйственного и культурного
развития каждой отдельной республики
Нет сомнения, что дальнейшее хозяйствен-
ное развитие страны, ликвидация остатков
эксплуататорских классов, социалистиче-
	ская переделка сознания масс будут спо-
собствовать еще большему сплочению брат-
ских республик под единым знаменем Вели-
кого (С003а.
	Празднование дня Конституции Союза
имеет международное революционное зна-
чение.
	Успехи социалистического строительства
наших восточных нащиональных окраин —
наглядный пеказ миллионам трудящихся
угнетенного колониального и полуколони-
ального Востока, что их действительное
раскрепощение возможно только в совет-
ских условиях.
	Равноправные народы нашего Союза е
гордостью отмечают руковолящую роль са-
мого: революционного в мире, великого
русского рабочего класса. Никакие попыт-
ки классовых врагов не ослабят братское
елинство народов нашего Союза и руково-
дящую роль рабочего класса в этом
Союзе.
	Наш Советский: Союз составляет такую
	единую семью многоязычных ий многопле-
мёенных народов, он прелставляет такую
неприступную крепость, о которую ра-
зобъет себе голову любая из мировых им-

периалистических групи, если она решит-
ся напасть ва Hat.
	Да здравствует наш Великий Союз—про:
образ будущего мирового об’единения на-
родов!

Да здравствует великий вождь народов
мира товарищ СТАЛИН!
	А СРЕДНЕЙ АЗИИ.
	Сейчас все колхозные фермы, все сель-
советы имеют планы развития  животно-
водетва на 2 года. Борьба за реализацию
этих планов, борьба за выполнение HCTO-
рического решения июньского пленума ЦВ
0 развитии животноволетва и сдаче хлеба
и мяса государству являются главной зала-
чей партийной организации на предстоя-
щий период.

Очень остро в наших ‘условиях стейт
вопрос о кормах. На плоскости лугов и
выпасов нехватает, а горная часть исклю-
чительно богата лугами и вызасами. (№-
этому сейчас предполагается часть живот-
новодческого хозяйства колхозов перевести
в горы..
	За последние два года в огромной сте-
пени выросли запросы’ колхозников. Уже
сделано очень много, чтобы обеспечить
колхозника коровой, мелким скотом, пти-
цей, кормами для скота, дровами, ‚дать
возможность культурно проводить. отдых в
перерывах между работой. Массовым явле-
нием стал культурный стан. со всеми удоб-
ствами — с отдельной кроватью для каж-
дого, отлельными комнатами для мужчин
и женщин, © чистым постельным бельем в
несколько смен, ‘с`зубными о щетками, б-
парикмахерской, читальным залом, пунк-
том ‘ликбеза. столовой. Где на каждого
имеется своя посуда, е клубом, е детеки-
ми ‘яслями. © баней. Колхозник в стане
имеет возможность во время перерывов
слушать радио, патефон, граммофон и т. д.
Хотя нужно подчеркнуть, что’ ралио, пате-
фонов, ‘гафмошек, граммофонов и других
культурных товаров мало, нехватает.

Нарялу с тем, что культурный стан
стал обычным явлением в условиях колх»-
зов Северной Осетии, мы имеем и такие
колхозы, которые мало заботятся 0 луч-
шем культурном обслуживании колхозни-
ков (селение Христиановское. колхоз им.
Белонкого).
	Вюлхозы дали действительное равнопра-
вие женшине. Сейчас уже есть десятки
женщин-бригадиров, сотни женщин-звено-
волов, есть и женщины-—председатели кол-
хозов, сельсоветов, потребительгких 0б-
ществ.и т. д. Женщина, которая еще, не-
сколько JeT TOMY назад не’холийа на 60-
щественный  схол, сейчае наравне с муж-
чиной стала активным борцом за сопиа-
листичеекое сельское хозяйство.
	Достижения в области народного хозяй-
ства в Северной Осетии сопровождались
также ростом социально-культурного строп-
тельства. Из бывшей отсталой в культуг-
ном отношении области, где 90 проц. на-
селения было неграмотным, Северная Oce-
тия становится ‘одной из передовых обла-
стей в леле развития сопиалистической по
	содержанию и национальной ‘по форме
культуры.

Завершено всеобщее начальное обя-
	зательное обучение и начата работа по
введению 7-летнего всеобщего обязатёль-
ного обучения. Ликвилирована  неграмот-
ность всего взрослого населения. Конгин-
гент учащихся с 14 тыс чел. в 1914 г.
возрос ло 41 тыс, чел. в 1934 г. Растет
школьная сеть, организовано 4 вуза, 2 на-
учно-исследовательских института, 8 тех-
никумов и 7 рабфаков Растут педагогиче-
ские кадры, калры научных работняков.
	Вели лю революции: не было ви одной
газеты на напиональном. языке. то °сей-
час в области имеется 4 областных газе-
ТЫ, .4 районных. 5 политотлельских. 3 3a-
BOJCKHX многотиражки
	Если до революции было шесть. писате-
лей-осетин, то сейчас‘ их имеется 50 ТЛо-
MHMO ‘отдельных произведений писателей,
за эти 10 лет издано свыше 20. сборников
произведений осетинских писателей:

Если в 1924 г. не было ни одной кино-
установки. то сейчас имеется кинотеатров
	и киноустановак 72. Организована специ:
AIDHBA театральная стулия.
	Ho нужно прямо сказать, ITO B вопро-
сах культурного ‘строительства сделано
лалеко не все, что могла сделать переловая
национальная область Культурный фронт
отстает от хозяйственного строительства
области. Школы не везле еше стали на-
стоящими культурными очагамв в лерев-
нё; отстают и больницы

Огромные успехи — сопиалистического
строительства полготовили серьезную базу
лля дальнейшего роста хозяйства я куль-
туры Северной Осетии во второй пятилет-
ке. Природные и сырьевые ресурсы обла-
сти определяют направление произволетвен-
ной специализации и позволяют нашей об-
ласти стать мощной индустриально-аграр-
ной областью Советского Союза.
	Ведь это же тот самый дом в Таджик-
Куча! Тут я жил у ткача-кустаря, — да,
Азымов его фамилия! Он аккуратно ходил
в мечеть, где уже тогла мальчишки без-
наказанно палили из рогаток в пятки ста-
риков, творивших намаз. Его обирали пе-
рекупшики. При мне его сын ушел на
рабфак, и это был семейный скандал. Я
еще раз внимательно пересмотрел фотогра-
фии. Нет сомнения,—это Азымов. Он очень
изменилея. Исчезле выражение неловерчи-
BOCTH, скрытности, горькой мудрости; ли-
цо. разгладилось и открылось. Потому я и
He узнал сразу Азымова на этих фотогра-

ИЯХ.
	У меня мелькнула разгадка тайны раз-
валин Таджик-Куча.
	Пробродив еще немного, я. стал ‘искать
	кого-нибуль из знакомых. Мне пове-
зло. Возле одного из уцелевших до-
мов стоял в распахнутом халате и
	рубашке без галстука, с торчащей за-
понкой, сын Азымова, рабфаковец. Он ме-
ня узнал не сразу, потом обрадовался и
ввел в дом. Это был богатый байский дом
с вырезными столбами и разноцветными
‘потолками. В нем стояли парты, & в край-
ней небольшой комнате RBA мололой Азы-
мов. Тут стояли кровать, стол, висели
портреты вождей, фотография выпускной
группы студентов педтехникума под стек-
лом; в нишах лежали стопками учебники.
Азымов усадил меня на табуретку,
и я принялся его расспрашивать. По-
чему он здесь’? Почему разрушен лом
его отца? Где бай? Что это еще за креетья-
нин Азымов в витринной  фотохронике?
Просто однофамилен? И что’ за развалины
по всему кварталу? Отвечая ва мой вопро-
сы, парень рассказал историю квартала
Талжик-Вуча’ ва последние четыре года.
Bot ona.
	В этом квартале жили почти все род-
		(дайте, дайте мне стальную птицу.
Хочу летать, 9т0б были бы видны
И рудники, и шахты, и столица,
Й горы, и поля моей страны.
	Когла я прилечу к горам Урала,

К Магнитогорску свой полет клоня,
Гигант великий—волыбель металла—
Своим лыханьем укрепит меня.
	И, отстояв с ударниками зори,

Я подружусь с героями, и нам

В беседах наших станет радость вторить
По новым шахтам и селым. горам.
	А на Вавказе с нефтяным” фонтаном
Сольются струп влохновенных строк,
Ведь вскрылея нефтью наш. благоухан-
	Е НЫЙ,
Историей взлелеянный пветок.
	Перелечу через хребет горбатый,

В ключам пелебным стану припадать,
И закричу: «Даров твоих богатых

Не счесть. Кавказ, врачующая мать!»
	Увижу и Донбасс, большой и щедрый.
Ежеминутно согревают Hac

Его неисчерпаемые нелра,

Его неиссякаемый запас.
	H вот уж празднует Украина победу.
Благословен ее обильный пот.

Она цветет, иной судьбы отведав,
Вак и земля узбекская пветет.
	‚..Й теплые 9б’ятья ‘раскрывает

_ Москва, готовая обнять страну.
Она—-труда столица мировая
И залита сияньем потому.
	Москва! Все дышит и живет тобою.
Ты-сердце неустанное страны,

Ты влдохновляешь нае, когда мы строим,
Твоим размахом воспламенены.
	Увижу я Вузбасс и все запомню.

И я увидеть океан готов.

Лицо перекосив, глядит в липо мне
Восточный зверь с лалеких островов.
	Не лучше ли свернуть назад, к Памиру...
Его увидел. И ве узнаю:

Покорна инженерам крыша мира,

Иных пределов горы лостают.
	А там. внизу, в долинах преизбыток
Цветов и рек, и ясного тепла.

...А черные сердиа врагов разбитых
Hx собственная злость сожгла дотла.
	Республика! Перо мое готово.
fl pacckamy B простой своей строке
0 том, что я увижу в жизни новой,
Й о тебе, как золотом пветке.
	Я, как сзловник, овружу вниманьем
Цветущий сал—тебя. мол страна.
	Летать, летать-—одно мое’ желанье,
Обнять тебя—мечта моя олна.
	Перевел с узбекского
Ник. УШАКОВ.
	Реконструкция ирригационной системы Ферганы.
	лоченные территории в низовьях иррига-
ционных систем будут осушены сетью коз-
лекторов.
	Все эти работы уже в 1937 году лолж-
ны увеличить плошадь поливных земель
Ферганской долины с 314 тысяч гектарон
ю 532 тысяч га. А работы следующих

очередей увеличат поливную площадь 10
1450 тыс. гектаров.
	Ирригационные работы тесно увязыва-
	ются с проблемой создания единого энерге-
	тического кольца; 0белиняющегм все
электростанция в Ферганской долине. На

новых каналах намечено построить pal
гидростаниий. :
	Схема: предусматривает также полную
реконструкцию ферганского транспорта. Бу-
тет построено автолорожное кольцо. охва-
тывающее всю долину, рял шоссейных ма-
гистралей и внутрирайонных. гравийных
дорог общим протяжением около 4.500 ки-
JOMCTDOB.
	Намеченный проект рассмотрен «Гидро-
электропроектом» Ok ` прелселательством
зкалемика Велеявева.
	TAUIREHT, 5 июля. (Kopp. «Прав-
ды»). Составлен проект вомплекеной энер-
гетической схемы Ферганской  полины.
Проект предусматривает  коренную  пере-
стройку ирригапионной системы хлопковой
мемчужины Срелней Азии.

В настоящее время многие ‘решающие
хлопковые районы долины страдают от не-
достатка воды. хотя через Фергану прохо-
дит важнейшая водная артерия Средней
Asta (ip Tappa Bee 30 водных источ-
ников (реки. ручьи), берущих начало в
Чагкаль-ком Ферганском и Алайском хреб-
тах и дающих воду полям Фергавы, ие-
пользуются далеко не полностью 43-38
крайнего несовершенства ‘ирригационных
систем и волных сооружений

[о новому проекту в течение ближай-
ших лет булут черестроены полевые соору-
жения каналов. ошлюзованы крупные рае-
прелелители. перестроена“ ‘мелкая: сеть ары-
вов Намечено -гооружение крупнейших во-
лохранилиш aa реках Кар-Ларье в на Ка“-
cancae ля орошенил. безволных степей
по правому берегу Сыр-Ларьй будут по-
строены машинно-насосные станции. Забо-