10 ИЮЛЯ 1934 Г.. № 183 (6074).
	РАЗЛАД.

О кораблях и ка`аванах.
		O O 0

С. МАРШАК *).
oO
	Вместо неподвижных представлений о при-
роде, люлях и обычаях они стремятся по-
казать читателям живую и меняющуюся
связь явлений. лать такое поистрастное B
	веравнодуное описание земли, после вото-
	рого возпикает желание бороться и пере-
страивать жизнь и природу.

Такова. например. новая кпига Ильина,
которую. может быть, уже знают по не-
скольким главам. напечатанным в журна-
лах

Rugra sta—o переделке природы. В. ней
говорится и о ‘постройке новых рек, и 0
прихоло-расхолной книге Каепия, и 0 за
воевании пустыни и тундры. и о том, каб
люли идут по следам геологических пролес-
сов в поисках богатетв, скрытых в зэмле.

Вот несколько отрывков из олной главы
этой новой книги.

«Есть живая фотография — кино. Жи-
вой географической карты еще нет. Но если
бы такая живая карта существовала: мы
увидели бы ва карте странные вег:и.

На наших глазах Америка тихо снялась
бы со евоего меета и поплыла по направле-
нию к Азии — через Великий океан. Она
плыла бы не очень быстро, всего только
три метра в год или около этого. Но есля
бы можно было ускорить ее лвиженяе на
карте, мы увидели бы. что в конпе конпов
Америка причалила бы в Азии, полмяв и
поломав ее восточные берега. И тогла они
вместе составили бы олин великий Азиат-
ско-Американский материк. Так булет ко-
гла-нибудь. если праваяльно учение геолога
Вегенера о перемещении материков.

Мы заметили бы, что моря не остаютея
неизменными, что ‘они меняют свои очер-
тания, как вола на тарелке, если тарелку
покачивать. Наступая на сушу, море затоп-
ляло бы пелые страны, образуя все новые
й новые заливы, проливы, острова, пере-
шейки. Й вслед за тем обратным лвяже-
нием оно открывало бы опять огромные
плошали AHA...

...В ще быстрее передвигались бы на кар
те леса, степи, пустыни...

Черные веточки рек шевелились бы и
росли.

Нам стало бы ясно. что у каждой река
своя жизнь, полная приключений... Реки на
живой карте воевали бы между собой, от-
нимая лруг у друга притоки, захватывая у
соседов верховья и бассейны... ‹

Так было когда-то-е Маасом., у которого

правые притоки отнял Рейн, левые отняла
Сена. 0б этом пишет французский гео-
лог Огг. :
_ А человек? Можно ли было бы увидеть
его на живой карте? (Самого человека мы,
конечно, не отыскали бы, даже если бы
карта была величиной е Красную  пло-
шаль... Но работу его “можно было бы раз-
глялеть...

Мы увидели бы, как слезает влОочьями
со склонов гор густая. курчавая шерсть.
Это человек вырубает леса яз горах, это
его стала оголяют склоны... Мы увидели
бы, кав во многих местах растекается по
земле светло-зеленая краска. Это невиди-
мый на карте человек занимает посевами
все новые и новые площади...

Все. что я привел, — это только отрыв-
ки из вступления к рассказу о том, как иа-
ределывает Y нае землю социалистический
	труд. °
«Я сказал, — говорится в этой книге

тальше. — что живой карты еше нет. Но
	это неверно. Я сам видел живую карту.
Это было в Академии наук осенью 1933
гола.

_ В конференц-зале около кафелры доклал-
чика (Глебз Кржижановского)  высилась
чуть ли не ло самого потолка карта СССР.

Й вдруг карта ожила. Поворот выключа-
теля, — и на ней вспыхнули красные чер-
точки плотин, голубые пространства оро-
шенных полей, красные капилляры кана-
лов. зеленые полосы лесов. Бак вены нз
руке, перетянутой шнуром, вздулись выше
плотин голубые -веточки рек. разлились го-
лубыми пятнами озера-водохранилища. @По-
бежали зеленым пунктиром линии электро-
передач, связывая между собой города и
области, загорелись белые огни электро-
станций. Вот Самарская ГЭС, вот Ярослав-
ская, Пермская, десятки других, а вот и
пелое сверкающее созвездие, плеяда Вал-
лайских электростанций.

Это то. чего еще нет. Еще нет этих озер,
этих плотин, этих электростанпий. Перел
нами была карта нашей страны, какой она
будет через три’ пятилетки...»

В сущности. новая книга Ильина — это
продолжение его «Рассказа о великом пла-
не». В обеих книгах автор ставит одну и
ту же залачу — связать самые различные
геологические, географические,  техниче-
ские проблемы е вашим строительством.
связать в образах и ошущенаях. как они
евязываютея в жизни. то есть лать о науке
и строительстве хуложественную книгу.

В этом — принципиальное отличие на-
ших вовых книг от старой юношеской на-
учно-популярной литературы. которая да-
вала науку отдельно от жизни, жизнь от-
пельно OT науки ий внушала читателю
убежление в том. что все на свете неиз-
менно: реки, горы, гранипы. троны. парла-
менты, оселлый и кочевой обрзз жизни. хз-
рактер наролов и даже промыслы того или
пругого российского уезда. В одном уезде
вечно будут бить баклуши и делать дере-
вянные ложки, в пругом катать валенки.

Кстати о профессиях. Старзя. лореволю-
ционная книжка—0 плотниках, о стрезоч-
никах или о вололазах—ухитрялась изобра-
жать каждую профессию так, булто она 00-
жизненна, наследственна и обособлена. В
книжках о железнолорожниках не было же-
лезной лороги — и ух во всяком случае
не было транепорта. В них изображалась
булка и семафор, а сюжетом рассказа было
какое-нибудь бедствие или чудесное спа-
сение. Без этого ничего интересного не по-
лучалось.

У нас рассказы о профессиях, рассказы о
труде только  начинают появляться.

Нельзя же считать рассказами те уны-
дые производственные книги, которые кор-
мили ребят гайками, опилками и струж-
ками.

Трулно сказать, что хуже: старая «бу-
дочная» мелодрама или эти беллетристиче-
ские реестры гаек.

А разве не может быть такой книжки.

Которая рассказывала бы о железнохорож-
	виках, не впадая в мелодраму чудесных
спасений и не преврашая всю железную
хорогу в склад буферов и шпал?

Может — и даже есть...

В этом году Николай Григорьев написал
рассказ «Полтора разговора».
	В рассказе этом столько  матервала,
сколько вмешает самый  лобросовестный
очерк. Тут и диспетчерская работа во всех
ее подробностях, и паровозы всех систем от
визгливой Овечки, которая таскает вагоны
на Сортировочную станцию и обратно. хо
басовитой ШЩуки, тянущей за собой тяже-
лый хвост товарных вагоноз этак в полки-
лометра длиной.

А есть еше ва железной дороге ведлико-
	лепный паровоз Элька.
«Видали вы Эльку? Ee и по голосу
	сразу узнаешь. Не гудок— оркестр. Восемь-
HECHT километров в час, сто километров
лает паровоз.

В топке рев, голову ‘высунешь в окно—
He то что фуражку, волосы с головы со-
рвет. А ход ровный. плавный. Машинист
напелит себе стаканчик чаю, примостит его
на котел, в арматурному патрубку, — даже
не расплешется чаек. Вот это ход! &sraa
Эльку на график примешь, будто кто ножом
полоснет по сетке...
	Элька не всякие поезда водит. Случалось
вам езлить на «Красной стреле»? Вот это
	Элька».
	Только революния научила нас говорить
с детьми без ложной сантиментальности,
без фальшивых идиллий, говорить © ними
о реальной жизни, суровой и радостной.

Эта реальная жизнь, в которой столько
еще незнакомых людей и столько трудных,
заманчивых дел, всегла привлекала и при-
влекает подростка, который заранее понме-
ряет на себе сульбы разных героев, обязан-
ности и задачи самых различных ирофес-
ий.

Но о реальных сульбах и о настоящих
профессиях предреволюционные наши дет-
ские книги говорили мало. И вот ребята
чуть ли не с 10 лет набрасывались на
авантюрную литературу американекого сти-
ля, на пестрые номера какого-нибуль «Ми-
ра приключений». Тут по крайней мере бы-
ли капитаны, водолазы, авиаторы, изобре-
татели алских машин. альпинисты, охотни-
ки и цирковые наезлницы. А в детских
книгах и не пахло морской солью. Там дер-
жалея нагретый комнатный воздух и пахло
манной кашей.

Наша советекая литература для детей
еще молода. еще мало у нае кпиг, откры-
вающих детям ворота в серъезнутю ‘и ответ-
сттенную жизнь. Но уже стало ябно, что
легковесной, полунаучной,  полубульвар-
ной литературе. в которой нельзя отличить
геолога-развелчика от частного сыщика, —
не место в советской стране. Неларом. XH-
реют у нае всякие «Миры Приключений» и
другие журналы, пытающиеся  возролить
воскресную литературу сильных ощуще-
ний. Напраено пытаютея они <паети свой
контрабандный груз, поднимая нал ним со-
ветский флаг. Такой контрабанды у нас не
утаишь.

Конечно, нельзя сказать, что мы уже на-
веки освободились от той фальсификации
жизни и борьбы, которая так хитро была
пущена в оборот предприимчивыми издате-
лями в буржуазных странах.
	_ В какой-нибуль самой тенденциозной, са-
мой программной из наших книг для ре-
бят, ереди едва подкрашенных протоколов
кооператива или сельсовета. влруг послы-
тится со дна пропасти грозный голое рас-
серженного зверя. орлы и коршуны глухо
заклокочут, выражая свое неудовольствие
по поволу ТОГО, Что герой повести очнулся
и помешал их пиру. сытному и обильному.

А герой повести, который только что сва-
пился вместе се конем с узкой горной тро-
пинки в зияющую пропасть.  садитея и
оглядывается.

Горы... Пропасть... Выстрел... Кровавая
лошадиная туша пох ним...

Мы узнаем этот орлиный клекот и голос
раесерженного зверя. Мы слышали. их в
бульварных лесах и ущельях мистера Вер-
вуда, самого опытного организатора всех
прыжков и полетов в пропасть.
	Пора нам по лостоинству опенить все эти
патентовазнные «сальто-мортале».
	horaa детские писатели перестанут из-
лагать принципиальное содержание своих
повестей в виле сухих и пресных протоко-
лов, им не понадобится больше подсыпать
в ЕНИГУ для вкуса кервуловской соли и
пинкертоновского перца.

Лучшим доказательством этого служат те
немногочисленные детские книги, которые
написаны на ‘основании настоящего  жиз-
ненного материала и настоящей идеи.

Такие книги не нуждаютея ни в какой
посторонней приправе, им He приходится
подкреплять свой сюжет готовыми привлю-
чениями, взятыми напрокат из арсенала
занимательной литературы. У них есть свои
эпизоды, свой приключения, естественно
вытекающие из самого существа дела.

Несмотря ва реализм.  в их стиле и поло-
жениях есть даже какая-то неожиланная.
сказочность.

Открываем одни из таких книг и читаем:

«До сих пор все слелы были известны
наперечет. Земзем оставляет треугольные
следики. Джейран, пустынная антилопа, —
разделенные печати  копытеп. Навозный
ук имеет тройной след, тав как посрелине
тащит. хвостик. Ho этот новый след не по-
хож на все известные ло сих пор. Две ши-
рокие полосы протянулись по песку. Иа
каждой полосе поперек отпечатаны палоч-
ки как бы елкой. Можно подумать, что
две невиланных размеров змеи ползли все
время рялом, беседуя и держа между собой
одну и ТУ же листанпию.

Тогда еще никто из местных старожилов
не знал, что лапы, оставившие след в елоч
ку. эти лапы слеланы из прочной и толстой
пезнны марки «Красный треугольниЕ». Ав-
томобили «Рено-Сахара» провели крепкую
зарубку через пески».

Достаточно прочесть эти несколько строк
М. Лоскутова из книги «Тринадцатый вара-
ван», чтобы поверить, что ваписавший их
человек пействительно избывал в песках
Кара-Кума и своим глазами вилел первые
следы советских автомобилей в пустыне.

А вот еше несколько строк из пругой
БВИГИ.

«За многие годы скитаний неё вилел я
берегов, столь мрачных и как бы угрэжаю-
щих мореплавателям... До бухты. Кинлерли
мы плыли, преодолевая южный ветер-моря:
ну. несущий из пустыни пыль и запах се-
ры. ибо в пустыне, как говорят, лежат сер-
ные горы. Ветер этот рождает стесненное
дыхание ‘и, нало полагать. весьма вредев
лля всего живого...

Вода в заливе была мало прозрачна, в
ней плавали мертвые рыбы, занесенные из
моря. На берегу мы нашли великое иноже-
ство этих мертвых соленых рыб. По словам
матросов. их пробовавших, они вполне го-
лились в ПИЩУ».

Вы читаете эти строки и вспоминаете
какого-нибуль Синдбала-морехола, осторожно
причаливающего sa своем корабле в не-
исследованному и, может быть, враждебно-
му люлям острову.

А межлу тем это — отрывок из вполне
реалистической и даже леловой книги Пау-
стовского о Кара-Бугазе, мертвом заливе’
Каспийского моря.

У Паустовекого, как и У Лоскутовз, на-
ряду с чувством ответственной проблемы
есть конкретность, теплота а юмор с06-
ственных наблюдений. А вель ни теплоты,
ни юмора никогда не было у тех компиля-
торов. которые писали когда-то внига 0
земле, природе и люлях, не видя по-на-
стоящему ни люлей. ни приролы, ни земля

Но главная улача лучших книг о строп-
тельстве и 0б открытии новой страны в
прелелах наптих гранап заключается в том.
что они действительно проникнуты понима-
нием «лизлектики природы». Эти книги
вражлебны прежней, будто бы об’ективной
я бесприестрастной географии ‘и этнографии
	*) Этой статьей редакция начинает пе.
чатание серии статей о детской литературе.
	Короткие
гигналы.
		СЛЕТ... ХУЛИГАНОВ,
	(От корреспондевта «Пзавлы»).
	Партийный комитет строительства го-
рода Магнитогорска  на-лднях — провел
слет... хулиганов. Написали повестки, ра-
зослали их группе рабочих и стали жзать.
На повестках указали, что приглашают
для того, чтобы раесказаль о геройческом
походе экспедиции Шмидта, ‘гибели «Че-
люскина» и спасении челюскинцев. {He
всех приглашенных попались на удочку
только 8 человек.
	Секретарь парткома Стольный, имея в
виду, что слет выходит из разряда обыч-
ных собраний, созываемых партийной ор-
ганизацией, решил собрание открыть, не
пожилаяеь кворума.
	Свою «приветственную» речь секре-
тарь парткома начал © того, что в
щитовом городке развелось  хулиганетво,
что вследствие этого усилилась текучесть
мололых рабочих и т. д. ит. п. Стольный
потребовал вылать «главарей».  Удивлеч-
ные таким оббротом дела присутствующие
сначала растерялись. но, быстро. овладев
собой. поеоветовали Стольному поговорить
с хулиганами из Сантехстроя: может быть,
это они безобразничают.
	Слет пришлось распустить. зато в го-
лове Стольного“ зародилась «идея» провести

совместное гулянье «хулиганов строитель-
ства города» с «хулиганами Сантехстроя».
	— Проведем его © духовым оркезтром,
танцами, — заявляет Стольный. — Вы-
явим главарей.
	Гулянье должно. состояться в ближай-
ие лни. Стольный возлагает на него боль-
	Wave язлежлы.
	Аллея в парке культуры и отдыха в Горловке (Донбасс).
			ПЛАН

ИРОВКА ГОРОДОВ.
	В лооктябрьской России 838 лись селиться в новых кор-

вопросы планировки горо- пусах, выстроенных в чи-
дов. никого не интересовали, С. ГОРНЫЙ. стом поле.

и такой специальности — п Строители чаще всего
	строители чаще  всегэ
откладывают в сторону

«идеальный» проект планировки, без кон-
KPeTHSIX очередей и этапов, без учета
средств и возможностей. Жизнь не ждет,
	И они составляют сами, кустарным путем,
свой «временный» проект и его осуще-
ствляют.

Конкретно проектировать строительство
города на много лет вперед—значит соз-
дать план по’ годам, по отдельным этапам,
значит точно знать, что, как и когла бу-
дет строиться; Образцом такой планиров-
ки может служить Б. Запорожье. Здесь
наметили и развернули последовательное
развитие горола. Нарялу с перспективным
планом разработаны и последовательно осу-
ществляются’ отлельпые этапы. ‘Академик
Винтер и проф. В. А. Веснин с самого па-
чала конкретно ваметили стоимость, взве-
сили возможности и по рабочему плану
начали осуществлять проект. Осуществле-
на лишь часть веего плана, но осуществ-
лена так, что радует: качеству гидростав-
ции соответетвует качество жилья, клу-
бов, улиц, зеленых посадок.

Главным злом, обусловливающим ука-
занные дефекты в области планировки,
является неопределенность вопроса 0б ©т-
ветственности за планировку.

В строительстве завода органически
участвует проектировщик. On по ходу
строительства корректирует, — изменяет,
уточняет первоначальный проект. Он отве-
т за проект. Да и может ли быть ина-
че?

Вогда же у нас проектируется город,
планировщик часто в самом буквальном
смысле руководствуется фамусовской фор-
мулой: «Полписано — и с плеч полой».
Полписав проект, планировщик усаживает-
ся за следующий, а к законченному, как
правило. больше уже не возвращается. к
последующей его судьбе он в дальнейшем
не причастен.

Москва уже стала на путь конкретного,
реального и ответственного планировочного
проектирования, закрепив отдельные
районы и отдельные об`’екты за конкрет-
ными лицами, проектирующими и руково-
дящими строительством 01 начала до кон-
па. Именно поэтому Москва дает уже вы-
сокое качество планировочных = работ.

Но опыт Москвы далеко не усвоен пла-
нировочными организациями. Здесь все
илет пока по-старому.

Наиболее мошной планировочной орга-
низацией является Институт по прэекти-
рованию и планировке городов (Гипро-
гор) при Наркомхозе РСФСР. За 3—4 го-
да Гипрогором разрабоганы проекты пла-
нировки приблизительно для 150 городов.
Но из вих законченными считаются лишь
5 проектов, утвержден 1.

Эти цифры свидетельствуют о серьез-
нейшем, срганическом недостатке этой
организации. Вель нужно же ясно прел-
ставить себе положение. Проекты Гипро-
	Тора касаются развития таких крупней-
	ших городов, как Горький, Новосибирск,
Челябинск, Баку, Грозный, Новоросенйск,
Уфа, Саратов, Самара, Астрахань, Тула,
Казань, Ярославль, Иваново, Смоленск,
Хабаровск, Влаливосток и др. И эти ro-
реда, да и не только эти, но и более мел-
кие, планировку которых разрабатывает
Гипрогор, растут, развиваются, меняют
свое Jno на базе нового  инду-
стриального строительства. Раз их рост
идет He по проектам Гипрогора, слелова-
тельно, они развиваются по своим с0б-
ственным, кустарно изготовляемым планам,
а прожекты Гипрогора остаются на бумаге,
так как они не отвечают нуждам строи-
тельства. Именно поэтому проекты Гипрого-
ра столько раз переделываются и в конеч-
ном счете не используются. попадают в
архив.

Сколько лет составляет и переделывает
Гипрогор проект Горького! Проект не за-
кончен и не утвержден AO сих nop. A
Горький тем временем бурно растет и
строится. Сколько лет проектирует Гипро-
гор планировку Уфы, а Уфа тоже стре-
мительно развертывает свое строительство
без проекта Гипрогора...

Наркомхоз всего этого как будто и не
видит. Наркомхоз имеет в своем составе.
	5 одной стороны, Гипрогор, который дол-
жен помочь ему планово строить и рекон-
струировать города, и, с другой сторюныы—
управление по планировке, через которое
он должен регулировать очередное строи-
тельство городов. Суля по результатам,
Наркомхоз не осуществляет ни того вн
другого.

Нал московскими  планировочными и
архитектурными мастерскими есть наз-
стройка, корректирующая работу мастер-
ских на всех этапах, — это Архитектур-
	но-планировочный комитет, имеющий в

своем составе крупнейшие силы Союза.
Наркомхозам республик, краевым и

областным ° коммунальным управлениям
	нужно создать, по примеру Москвы, архи-
тектурно-планировочные органы, которые
консультировали и экспертировали бы рз-
боту. плаяировщиков этих городов на всех
этапах, путем  выезлов на места, просмотра
работ и обсуждения их совместно е рабо-
чей и технической общественностью. Тогла
Наркомхозы будут не только  проевти-
ровать на бумаге, но и непосредственно
руководить строительством наших городов.
	планировщика-——никтУ и не
знал. Наши планировшики обучаются нз-
ходу, в горячке стройки. Необходимо отме-
тить, что мы очень заметно выросли и в
этой, совершенно новой для нас, области.
Особенное значение имели решения июнь-
ского (1931 г.) пленума ЦК ВКП(б). Ноу
нас здесь еще много дефектов.

Осневным недостатком в планировании
новых городов й поселков является почти
полный отрыв этих работ от. проектирова-
ния промышленного” строительства. Чаще
всего планировщику нредоставляется изы-
скивать правильное размещение жилых
районов. культурных центров и учрежде-
ний отдыха тогда, когда основные произ-
водственные предприятия уже размещены
или лаже выстроены.

Довольно неблагополучно обстоит у нас
лело с планово-экономической и архитек-
турно-технической подготовкой планиров-
ки. Планировочные организации часто со-
вершенно не интересуются вопросами стои-
мости реализации проектов в целом. и пз
отдельным . этапам, степенью обеспеченнэ-
сти средствами, материалами, характером
наиболее выгодных и подходящих материа-
хов, характером инженерно-коммунального
оборудования в ланных конкретных усло-
виях. В планировке они часто соскальзы-
вают к выработке «типа», чуть ли не
стандарта. А между тем совершенно ©че-
BHIHO, UTO наши города не могут и не
должны быть стандартными.
	Чаше всего вычерчиваются геометриче-
ски правильные схемки — все как будто
предусмотрено и на месте; мощные парки
и обильная внутриквартальная: зелень, ши-
рокие проспекты и «торжественные» пло-
пцади, яворцы и клубы, точно отмерены
разрывы между зданиями, се точностью ло
одной минуты рассчитаны радиусы движе-
ния населения, участки аля яслей и школ,
диепансеров. и. больниц и т.. д,
	Но это, в буквальном смысле слова, —
бумажные проекты. Когда строители начи-
нают переносить проект в натуру, то ока-
зывается, что почвы и грунты не прове-
рены, местные строительные материалы we
выявлены, об’ем и характер первых оче-
редей строительства планировщику неиз-
вестны, климатические ‘и метеорологиче-
ские условия не учтены ит. 1.
	0с0б0 следует остановиться на вопросе
о расчетных сроках и планировочных нор-
мах. Трулности согласования нужд перво-
очерелного строительства с общим проек-
том, который предрешает развитие города
на десятки. лет, планировщики, как пра-
вило, разрешают путем проектирования го-
рода «на конец генерального плана». Пла-
нировщик проектирует мощность водопро-
водной и канализационной сети, систему
учреждений, их размещение, характер и
качество благоустройства на многие голы
вперед. А между тем генеральный план
будет осуществляться последовательно,
и прежде ‘всего. необходимо пать ре-
шение лля первых очерелей.

Утрата чувства времени и резльности
вызывает жонглирование самыми размаши-
стыми перспективами и полное отвлечеяве
от конкретных требований сегодняшнего,
первоочерелного строительства. Проекти-
руется совершеннейшая инженерно-комму-
нальная сеть, е точным соблюдением иде-
альнейших ‘норм,—и забывают поинтересо-
ваться, He лефипитны ли потребные по
проекту ‘материалы. Исходя из «генераль-
ного плана», проектируют дворцы культу-
ры,—и забывают необходимые с первых же
дней заселения новых домов красные уголки.
Проектируется теплофикапия,—и забыва-
ют о сараях и клаловых AIA дров и керо-
сина на ближайшее время. Проектируются
великолепные магистрали, рассчитанные
на совершеннейший городской механиче-
ский транспорт, — и забывают © перво-
очередных элементарнейших дорогах, но
которым. можно бы передвигаться удобно
пешком.

Разработанный таким образом проект,
рассчитанный на «конец генерального пла-
на», на ватмане выглядит очень импозантно
и убедительно: все нз месте, все предусмо-
трено «е далеким прицелом». Когда же
приступают к реализации подобного проек-
Ta, строящая организация — горсовет,
управление строительством (у планиров-
THES это называется «заказчик») — сразу
же устанавливает «ножницы», огромный
разрыв между изготовленным проектом и
теми возможностями, которые определяют-

ся программой и ассигнованиями первой
очерехи.
Такая  «умозрительная» — планировка
	приводит На практике в ряду возмути-
тельных безобразий. Так, в Новом Ена-
киеве, в 3—5 километрах от основной ве-
дущейся стройки, были выстроены  пре-
красные. жилые «корпуса, но на ‘устройство
связи (лороги, транспорт), коммунального
обслуживания (водопровод, канализалия,
бани, электричество), бытовых учрежле-
ний (столовые; рынок, школы, кино, те-
атр). нехватало средств. и сил. Поэтому,
как это ни странно на. первый. взглял, ра-
бочие и инженеры предпочитали оставать-
CA жить во временных деревянных домах
на участках, близких в строительной пло-
щадке завода, с организованным культур-
но-бытовым обслуживанием, и отказыва-
	Читая рассказ, любуешься великолепной,
стремительнай Элькой, но зато по-настоя-
щему уважаешь Щуку. «Щука не торопит-
ся, налегает мелкими, как зубы, и цпенкими
колесами на рельсы», а вытягивает она
тысячу тонн на колесах — хлеб; кириич,
тракторы.

Неларом главные герои самого вазжного
эпизода книжЕИ — Шука и ее машинист
Каратаев. Отправляют в Магнитогорев ca-
мый срочный груз — доменные ворояки,
Hato их насильно вогнать в расписание,
втиснуть в график, а в графике и без того
тесно. «Десять минут—и поезд, десять ин-
нут—и поезд». Вот уже пора «Красную
стрелу» отправлять, и ведь перел ней на
50 километров путь должен быть свобо-
ден.
Если не уйлет Щука перед «Красной
стрелой», значит дело отложено на завтра,
	И вот взялся машинист Каратаев удрать
на [Шуке от Эльки.
	Целых 65 километра лолжен он удирать.
Удерет или не улерет? Отсюда рассказ итет
без замелления, без остановки до тех поп,
пока не решитея спор межлу ломенными
воронками и «Красной стрелой».
	И спор этот — не азартная игра, re
гонки, не скачки. Это одна из хиспетчер-
ских залач, которые прихолитея решать
ежедневно.

В старину, когла Октябрьская. дорога бы:
ла еще Николаевской. когда на билетах пе-
чатались орлы. а железнодорожные генерз-
лы носили шинели на зеленой подклалке,—
в те времена кажлая станция действовала
за себя. без всякого лиспетчера... Да вель
и движение в сущности небольшое было,
Какова была промышленность. таково и лвн-
жение.

Диспетчерская служба появилась у вас
с революции. «В хозяйстве план, на заво-
хах план. Значит, и грузы нало возить по
плану».

Этот вывод делает книжка Григорьека, в
тот же самый вывол делает читатель, кото-
рый только что вместе с диспетчером ре-
шил трулнейшую железнохорожную залачу,

Книжка дала читателю не голые лэзунгя,
	не декламапию и не те декоративные 0-
дробности, которыми Часто беспельно ше-

голяют авторы, лишенные замысла и мате-
риала.

Новое отношение в хозяйству, в труду, 5
социалистической собственности разительзо
отличает книжку Григорьева от старых
рассказов о стрелочниках и вагонных 683-
дитах.

Еще труднее было проявить новое отво-
шение в труду в книге о той экзотичеевой
профессии, которою излавна страстно инте-
ресуютея все полростки.

Я говорю о вололазах. Вололазы © пезз-
памятных времен мелькали в повестах и
рассказах, на обложках и картинках аван-
тюрных журналов. Занятие у них было та-
кое: добывать со Ha моря черные жемчу-
жины для невесты индийского раджи. грз-
жаться © осьминогами и раскрывать тайвы
затопленных четыреста лет назал испан-
ских каравелл.

Нелавно 0 водолазах написал  &ним
В. Золотовский. В этой книге вололазы вы-
ведены не полволными бролягами и клало-
искателями, а полволными мастерами.
	«10, что лелают на земле сухопутные
рабочие. пол волой лелают водолазы.

Строится. скажем, пристань. Верхнюю
часть строят плотники, а нижнюю — ны,
водолазы. В порту корабли  разгружаю
грузчики, а корабль. который ge somes 10
порта и затонул, прихолится  разгружать
нам, вололазам».

Так говорит о своей профессии автор-в-
долаз. А не скучная ли у него получилась
книга, если он заменил романтического 101-
волного героя полволным грузчиком?

Вот что 0б этом пишут ребята:

«Богла я взял эту книгу в руки, 10 ¢
первого же взгляла мне показалось. 910
книга булет рассказывать о каких-то фая-
тастических похождениях вололазов. Ha,
прочитав несколько странип. я разо9зро-
вался в этом. Я понял. что в ней описы-
вается жизнь тех вололазов, которых
яз встречал часто на Фонтаяке. Ну. чего
здесь интересного? — подумал я. Но меня
заинтересовала простота изложения в RHE-
ге, и я стал чатать и, в моему уливлевию,
не мог оторватьея. Странно. накогла я 88
думал, что вололазы играют такую роль в
строительстве сопиализма В этой книге я
не вашел недостатков» (Л. Федоров, 7-й
класс, 23 школа. Ленинград).

Книга, в которой читатель «не нахолат
нелостатков». — врял ли скучная кнегз
Вель от скуки и самый кроткий чататель
становится придирчив и видит в книге ты-
сячи нелостатков: и язык ему пе хорош, 46
герои как-то несимпатичны. и ленхология
не вполне понятна.

В «Полволных мастерах», как вилите. все
на месте. Очевилно. «Полволные мастера»
заставили читателя в KOHNe конпов поза-
быть пристрастие к псевло-помантическву
вололазам, увлекли его какой-то новой po-
мантикой.

Это потому, что «водолаз е Фонтанки»
кажлый лень полвергает свою жизнь эпаг-
ности — и не рали жемчужин янлий^кой
принцессы. Спускатьея на многосаженные
глубины ему приходится аля того. чобы
прорыть туннель пол затонувтим уннавос-
цем, осмотреть заросший губкамв и во10-
рослями ледокол на лне Полярного моря

А насколько причулливее и богаче у0р-
ское дно, по которому тянет кабель озабо-
ченный и серьезный вололаз. чем отвлечен-
	ные таинственные гдубины «Мира 6K
ключений».
	Хулиганство в городе есть, бороться с
ним надо. Есть в городе отделение мили-
ции, которому слелует помочь. Надо моби-
лизовать общественное мнение рабочих
строителей города и рабочих, мы в
гороле. Нало судить хулиганов co вгой
строгостью законов пролетарекого а
ства. Все это лелать чадо. Но зачем целые
группы рабочих произволить в хулиганы?
Зачем поналобилось созывать хулигав-квие
слеты, которые ничего, кроме вреда, при-
нести не могут?
	< КОЛБИНА.
	ЗАГОТОВКИ Для
_ РАЗБАЗАРИВАНИЯ,
	(От корреспондента «Правды»).
	Работник Ижевского обкома партии
Ильин, сотрудники горлегпрома, отдела ра-
бочего снабжения «Ижстали», гортопа и
конторы «Заготкож» за последние  не-
сколько месяцев получили 500 кож хрома
и шевро, 23 овчины ит. д.
	oa подписью председателя починков-
ского райисполкома Жеженова и инспекто-
ра Фалеева 15 июня было послано отно-
шение в контору «Заготкож» такого содер-
Tanna:
	«Починковекий ‘район © заготовками
справляется. (В лействительности район
срывает выполнение плана.—Ред.). Учи-
тывая это. президиум райисполкома и бю-
ро райкома вынесли постановление обра-
титься в «Заготкож» @ просьбой  отпу-
стить хром для руковолящего состава на
11 человек».
	Работкинский райисполком в мае взял
из госфонда 1.400 лециметров кожи.
	В пезчтральной опытной лаборатории ко-
жи в Богородске узаконена система вне-
плановых выдач якобы из векондиционных
кож разным лицам и организациям. Район-
ным работникам выланы прекрасные кожи
на пальто и обувь. Дела в лаборатории
настолько запутаны, что трудно разобрать-
ея. сколько. кому и чего вылано.
	ВАРЩИТЕЙН.
		ЗАГРАЗНЯК PEKY.
	(Нисьмо служашего).
	На территории села Улаловки, Хмель-
ницкого района. Винницкой области, воз-
ле реки Буга находится винокуренный 3a-
вод. По распоряжению лиректора завода
Страпетова в реку спускают отходы про-
изводетва — брагу, которая содержит яло-
витые примеси. Гибнет рыба, загрязняется
река.
	После спуска отхолов всплывает много
отравленной рыбы. Председатель сельсове-
та хотел договориться co Стрепетовым,
чтобы завод не загрязнял реку. Стрепетов
не пожелал даже разговаривать @ вим.
		ДИЛЬМАН.
	КУЛЬТУРНАЯ
РАБОТА В ЗАГОНЕ
	(Письмо рабочего).
	В Морозовеком районе, Азово-Черномор-
ского края, есть 4 зерносовхоза, 1 мясо-
совхоз, 6 МТС, большое железнодорожное
депо и завол. тракторных запасных ча-
стей. Во всех этих предприятиях много
рабочих, но никакой культурной работы

не велется. *
	Вдинственный клуб безлействует. Да и
не удивительно: клуб получил на куль-
турные нужды в 1934 году 200 рублей.
Есть еще в районе кинотезтр, еле вме-
шающий 200—250 человек. Но просмотр
фильма там длится 2—3 дня. Во время
сеанса вдруг гаснет свет, и заведующий
кино об’являет: «Приходите завтра лосмат-

ривать». На завтра эта история опять по-
вторяется.
	Бее это очень мало беспокоит местные
организации, в частности станичный со-
вет. Впрочем, последний и о других ве-
щах не заботится.
	Например, хва гола назад намечена бы-
ла постройка бани. Отвеля место. Свезли
кирнич и строительные материалы. Затем
	материалы эти куда-то исчезли, и о бане
забыла.
	А. Т. КУБЫШНЦИН.