6 АВГУСТА 1934 Г., № 215 (6101).
		РАЗЕЗД 86.
	(Из поэмы «ОДВА в 1929 г.>).
	Но все равно. На этом самом место
Узнапи мы, что и его права

В Китае пишут на склоненных спинах,
К нам перебежчика` однажды призели
В штабной вагон.

Наш переводчик скинул

С него рубаху. Мы тогда прочли,
Горячим. током ненависти дрогнув,
Кризых рубцов кровавый иероглиф.

.. И помню я: над зноем рудо-желтым
Горбы верблюжьи сопон колыхал
Июльский день...

‚ Невиданный” провел ты

Рубец былых впадычеств, Чингисхан!
И я смотрел: там, за распухшим валом,
_К земле приник, чуть поднимая лоб,
Откуда нас недавно обстреляли,
Китайский свежевырытый окоп.

Не видно мне, — чей глаз припал к
: бойнице,
	То—враг? Иль друг-—иссеченный солдат,
	С которым заодно мы будем биться,

За то, чтоб перепахивать границы

В один большой, неогражденный сад.

И пусть в бинокль сощуренная туго,
Вплывала даль, как дым пороховой,

Но будет время: распознав врага и друга,
Мы здесь труда тяжелым плугом

Сравняем вал, как я шрам, с
землей!

A ЧЕРНОМОРЦЕВ.
	Красноармеец, участник ‘боев 1929 г.
	Мы шли в дозор,

И был закат подкрашен
Походных кухонь синеньким дымном.
Полынный дух перешибало кашей,

И ветер пахнуп- конским потником.
	Верблюжья степь таила вражий шорох,
	Трава ломалась под ногой, как жесть.

Там, впереди, глухая ночь дозора,

Подкинув снатни, щупая затворы,

Мы шли к раз’езду 85.

Здесь летом, разгоняя тарбаганов oF

Крестьяне косят . жирную траву,

И до сих пор снарядные «стаканы»

Находят парни здешние во рву.

И девушки, ‘стапьное ‘смерти горло

Берут, как вазу, для своих цветов...

А было—помню, трехдюймовок жерла

Мы наводили здесь с броневинов,

И, черный смерч нзд нами поднимая,

На перелет, за сопнами рвались

Тогда’ снаряды...

Это было близ

Раз’езда 86 в июле,

И полгою она казалась в карауле,

Даурская глухонемая ночь. .

Могильный холм воздвиг великий
деспот2)

Иль памятник. где прорастет трава.
		1) Тарбаганы — сурки.
2) Вал Чингисхана—проходит вдоль во-
сточной границы.
	В ленинском уголке . кавалерийского` эснадрона.
			Политзанятия в перерыве во время работы на огородах.
						 ероические  традиции.
	События 1929 гола на Дальнем Воето-.
	ке не были местными событиями. Деле ^от-
нюдь не ограничивалось только  наруше-
нием законных прав СОСР на ВВЖД. Во-
прое стоял неизмеримо шире. В 1929 году
на Дальнем Востоке страну Советов и_Кра-
сную Армию прощупывали штыком. Импе-
риалистическому лагёрю этот момент ка-
залея наиболее подходящим. В стране Со-
ветов  совершалея один. из величайших
исторических поворотов трудящегося кре-
стьянства на путь коллективизации. Дело
шло 0 ликвидации последнего класса
эксплуататоров в стране Советов. И враги
наши пытались еще_раз сделать ставку на
обострение классовой борьбы в стране Со-
ветов, на поддержку обреченного кулаче-
ства.

Нашим врагам казалось, что здесь, на
Лальнем Востоке. им наиболее обеспечен
	успех. Onn расечитывали, что здесь мы
меньше веего полготовлены отразить напа-
	  ение. Открытое выступление против Совет-
	ского Союза на Дальнем Бостоке они ре-
шили замаскировать шумом вокруг КВЖД,
	выступлением ° остатков белогвардейцев,
гнезлившихея в Манчжурии.

Учитывая Уроки гражданской войны,
	крупным игрокам предетавлялось выголвым
ставить под первый удар не свои собствен-
ные войска. Во избежание потери прести-
жа они решили вначале действовать рука-

ми русских белотвардейцев И китайских
милитаристов —— генералов.
	Летом 1929 года, как по нотам, начи-
наются безобразия, насилия над советски-
ми служащими КВЖД, диверсии белогвар-
лейцев на советскую территорию; стягива-
ние войск китайских милитаристов к Ha-
ших границам, обстрелы советених погра-

НИЧНЫХ ПУНЕТОВ И Т. п.
	В своем неуклонном стремлении к с0х-
ранению мира советское правительство
строжайше указале нашим войскам  во3-
держаться от применения оружия на гра-
	тате происшедшего боя вся сунгарийская
флотилия была полностью разбита и по-
топлена. Благодаря умелым действиям
командиров и бойцов наши потери были
весьма незначительны. В частности мы
не потеряли ни одного своего монитора и
канонерки. После этой операции наши вой-
ска немедленно были отведены на свою
территорию.
	Несмотря на исключительно кратковре-
менное пребывание наших войск на китай-
ской территории, они завоевали необыкно-
венное расположение и симпатии срели
мирного китайского населения. Лживой
пропаганле против большевиков был нане-
сен смертельный удар. Витайекое населе-
ние тепло и сочуветвенно встретило ‘крас-
ных бойцов. Этот первый разгром против-
ник замалчивал.
	В ноябре одновременно были нанесены
два сокрушительных удара. Олин—©@ `на-
шего Приморья на город Мишаньфу, где
группировалась мукденская конница, BTO-
рой — под непосредственным руководством
тов. Блюхера — по армии генерала dana,
занимавшей укрепленные позиции Чжалай-
нор — станция Манчжурия.
	0бе группы противника были разбиты
наголову. Под Манчжурией взяты в плен
китайский командарм генерал Лян и свыше
10 тысяч пленных. Отдельные вырвавшие-
ся отряды бежали в Харбин, внеся вели-
чайшую панику и расстройство во. все
встречавшиеся части, хотя наши войека
преследовали противника только до Хай-
лара. Город Харбин приступил к эвакуадии
C величайшей поспешностью.
	Наши потери опять-таки были незна-.,
чительны. Китайское население . встречала -
ваши войска восторженно © красными
флагами.
	Этих уроков оказалось достаточно.
	Браги вынуждены были не только эт-
казаться от своих широких планов «топ-
тать советскую землю», но удовлетворить
также наши законные права. После этого
наше правительство вновь проявило вели-
чайший, невиданный акт миролюбия, от-

ведя свои войска и He поставив никаких
других требований, кроме неприкосновен-

ностк наших границ и гарантий наших за-
конных прав. `
	ВБ событиях 1929 гола на Дальнем Bo-
стоке нельзя’ отказать в известной преду-.
смотрительности некоторым империалист-.
ским режиссерам. Чтобы не пострадать са-
мим, они пол первый удар подсунули бело-
бандитов и генералов-милитаристов.  По-
следние были позорно побиты. Игру продол-
жать было опасно... Надо лучше’ полгото-
виться к встрече с Красной Армией—та-
ков, повидимому, был вывол этих акул...
	oa свои доблестные, героические дей-
ствия Особая Дальневосточная Армия бы-
ла награждена боевым орденом Красного
знамени. Ей было присвоено наименование
Краснознаменной. Особая Краснознаменная
Армия—ОКДВА— хранит свои героические
традиции, изо лня в день совершенствует
свою боевую полготовку, твер охраняет
говетский Дальний Восток. В соответствии
с новой обстановкой на Дальнем Востоке
мощь ОКДВА. в сравнении с 1999 годом
во много раз увеличена. В лень своей пя-
той голорщины ОКДВА заверяет трудящих-
ся СССР и всего мира, что по указу ве-
ликого кормчего товарища Сталина она
ВЫПОолНИТ Ссрой лолг так же хорошо, как п
пять лет тему назал.
	Пом. командующего ОКДВА
А. Я. ЛАПИН.
	AK THBEBIC
	Недавно один. руководящий ‘немецкий
военный журнал, оценивая положение на
Дальнем Востоке, писал:

«Поистине трагическим результатом со-
бытий в Манчжурии явился неожиханный
быстрый хозяйственный и культурный рост
и укрепление советского Дальнего Востока,
в течение долгого времени находившегося
в запущенном состоянии».

Для нас это, конечно, не «трагический
результат», а законное и отрадное явление.
Угроза нарушения мира на наших дальне-
восточных рубежах, созданная. японским
выступлением в Манчжурии и открытой
подготовкой плацдарма для нападения на
Советский Союз, обязывает нас к особой
бдительности. Нам надо было быстрыми
темпами поднять хозяйственный и EYIb-
турный уровень и оборонную мощь Даль-
невросточного края. Пол повседневным ру-
ководством ЦК и товарища Сталина мы это-
го и добились. 39

«Трагичен» этот результат не для нас,
& для тех, кто лелеет несбыточные, пре-
ступные замыслы поживиться за счет бо-
гатств  советекой земли.

В какой еще стране было бы возможно
в кратчайший срок сосредоточить на дале-
кой окраине огромной страны крепкую ар-
мию и не только не притти при этом в ка-
кое бы то ни было столкновение--е мест-
ным населением, но положить начало бур-
ному хозяйственному и культурному росту
этой окраины?
	Посмотрите, что делается по ту сторону
нашей хальневосточной границы! К чему
привело сосредоточение здесь японских
войск и переселение сюда японских резер-
вистов?

К непрекращающейся в течение трех лет
партизанекой войне. Военные действия
японских войск разорили вконец крестьян-
ство Манчжурии. Несмотря на строитель-
ство там военных дорог, ’ хозяйственная
жизнь Края замирает, посевная площадь
сократилась более чем на 20 проп., боль-
шинство промышленных предприятий за-
крыто, банкротства торговых фирм стали
обычным явлением.

По официальным данным, в 1933—193:
учебном году в Манчжурии не возобнови-
лись занятия в.5.542 низших и 93 сред-
них учебных заведениях. В бюджете ново-
го «государства» Манчжоу-Го на военно-
полицейские мероприятия идет 88 процен-
тов всех расходов. По официальным япон-
	-CKRHM свелениям. только 33 2 гола оккупа-
	ции в Манчжурии убито 250 тысяч китай-
цев. Богатый край опустошается, расхища-
ется, истекает кровью...

А между тем о советеком Дальнем Восто-
ке лаже журнал германских союзников
японского империализма говорит, Kak 9
крае «неожиланного ‘быстрого хозяйствен-
ното и культурного роста».

Ла, этб—край гигантекого роста, разви-
вающийся при активной помощи ОКДВА.
Нет такого участка хозяйственной и куль-
турной жизни края, где бы бойцы ОКДВА
не внесли свою лепту. Десятки тысяч ге-
ттаров земли засеяно при помощи красно-
армейцев. вырублены сотни тысяч кубо-
метров леса, раскорчеваны огромные новые
участки в тайге. проложены новые пути в
самых глухих местах. Новые культур-
ные. поселки, сотни домов, клубов, кол
	возникли Ha OVCTHIDAX. зажигаются огни
	новых электростанции, одеваются в гранит
улицы городов.

„Тысячи бойнов ОКДВА, после окончания
службы в армии, выписывают на Дальний
Восток свои семьи и. оселают в крае актив-
ными строителями сопиализма.

Вместе со всеми трудящимися ОКДВА
активно помогает индустриализации Даль-
него Востока, развитию судостроения, авто-
мобильных, нефтеперегонных. металлообра-
	стооитсли
	батывающих и других прелприятий, в кор-
не изменяющих облик края.

Недаром на собеседовании, организован-
ном недавно в Токио журналом «Хинодэ»,
	один из участников собеседования меланхо-
лически говорил о-советеком. Лальнем Во-
	стоке: «Да! И армия у них имеется. и на
	ъелезных дорогах прокладываются не имев-
шиеся до сих пор параллельные колеи, и
	возникают TPOMBU TC HH ble города на пу-
стырях».
	Понятно, нелегко дается решение этих
залач в крае, отлаленном от пентра на 10
тысяч километров. в крае, мало еше ис-
следованном и, главное, находящемся под
постоянной угрозой военного нападения.
	Но в том и заключаются удивительные
черты нашей стройки. что мы проделываем
ее с невиданным размахом, неслыханными
темпами и в то же время находимся в по-
стоянной готовности-——победоносно разгро-
мить любое посягательство на наши грани-
цы: на земле, в воздухе, в бухтах океан-
ского побережья, на многоводных реках
Дальнего Востока, всюду, куда может про-
	тянуться вражеская рука, стоит неусыпный
боевой страж — ОЗДВА.
	Этот страж состоит из ударников боевой
учебы. Можно привести сотни имен под-
линных мастеров огня, лучших младших
командиров, блестяще подготовленных и 0т-
лично полготовивших свои части. Стешен-
ко, Грязнов, Стацюк, Хан-Бон- Хан, Каргий,
Вельтов, Гайворонский и много сотен
других ударников боевой учебы известны
во всех частях ОКДВА.
	‚уже 1929. год наглялно показал, что
ORABA, руководимая. партией и наркомом
обороны тов. Ворошиловым, опирающаяся
на любовь, доверие и горячую поддержку
широчайпгих трудящихся масс, не знает не-
разрешимых задач. Опыт славной победы
ОБДВА в 1929 г. waa наймитами, пытав-
шимися штыком прощупать силу советской
страны, теперь. многократно умножен на но-
вейшую боевую технику и на достижения
уповной боевой учебы.
	Когла-нибуль будет описан леляной похот,

проделанный в 1932 г. М-ской войсковой
частью пря сорокаградусных морозах, без
дорог—-на с6бвер, на 800 километров, лля
охраны советского побережья. Будут опи-
саны шалаши, в которых пришлось бойцам
провести целую зиму и выполнять задания
по охране границы. Будут описаны подви-
ги наших пограничников, зорко охраняю-
щих от бандитов и диверсантов каждый
вершок советской границы...
’ Командиры и бойцы ОКДВА гордятся сво-
ими достижениями, но они хоропю знают,
что это вся страна, окружившая ОКДВА
любовью, теплой... заботой, — всесторонней
помощью, вся великая большевистекая пар-
тия и ев гениальный вожль товарищ Ста-
лин обеспечивали и обеспечивают наши
достижения. 06 этом говорят постоянные
заботы об армии наших шефов-—уральеких
рабочих, делегаций; присылаемых к нам со
всех концов. советекой страны, бригад аэти-
стов Большого театра, научных работников.
писателей. побывавших в крае и в армии и
проделавших- здесь огромную культурную
работу.

С 1929 г. СКДВА выросла и oxpenna He-
узнаваемо. на превратилась в могучую,
несокрушимую силу, охраняющую дальне-
восточные границы нашей социалистической
родины.

Показать образцы новых культурных до-
стижений, с честью выполнить взятые на
себя, обязательства-—выйги в ряды передо-
вых по боевой подготовке и по участию в
социалистическом освоении края, — таковы
залачи, которые мы ставим перел собою на
рубеже второго пятилетия истории ОКДВА.

Эти залачи мы выполним!
	Член Революционного военного созета
ОНДВА В. ТАИРОВ.
	циализма.

ОКДВА — для всех трудящихся нашей родины —
символ великой воли пролетарского государства к за-
щите своих границ, символ уверенности в нашей по-
беде над любым врагом, осмелившимся перешагнуть
границу великой земли социализма, символ истинного
	стремления нашей страны.к миру во. всем мире.
(Из приказа народного комиссара обороны Союза ССР
	тов. К. ВОРОШИЛОВА).
	‚еутомимые в полете...
	Мы на аэродроме. Ждем «гостей» из
центра. Прошли все наши «расчетные»
сроки, а гостей все нет. Но вот на гори-
зонте замелькали несколько точек....

— Летят!
Вот они уже над аэродромом.  Шумят
мощные моторы... Круг, другой — п9-

салка. Из машин «вываливается» куча на-
рода. Ко мне подходит небольшого роста
коренастый человек. Вто он По должно-
	сти — понять трулно` зимний комбинезон
	скрывает эту «тайну».

—- Добролеж, командир № части...

Приветствия, знакомство, расспросы о
полете. Встречные вопросы о нашей «жи-
тухе». Так я познакомилея е командиром
т. Добролез.

Много раз после этой встречи я видел-
ся ст. Добролеж. В трулных условиях бы-
ла его часть. Неустроенность аэролрома,
отеутетвие помещений для личного соста-
ва, — все это в первое время усложняло
боевую подготовку.

Нало было преодолеть трудности. А это-
го нельзя сделать без нрепнкой спайки, без
общего дружнога под’ема всего личного со-
става. Это бал главный участок работы. За
	него и взялся в первую очередь вомандир-
	коммунист т. Добролеж. Сколоченность ча-
сти быстро роела.

В результате эта часть отвоевала знамя
ЦК ВЛКСМ у части, которой командовал
т. Клышейко.

1% *
я у *

Вто не знает в части, которой командует
т. Фокин, командира отряда т. Иванова?
Его знают все — даже за пределами ча-
сти. ; т

Прекрасный командир! Побывайте ‘у не-
го в отряде на утренней поверке, на физ-
зарядке, на выводке машин из`ангар, на
полетах, — вас поразят, вас увлекут чет-
кость, живость, темпы и качество работы.

На боевых тревотах,:! проводимых в ча-
сти, т. Иванов и его отряд почти всегда впе-
реди. За это ов имеет несколько ценных
награл. Красное знамя шефа за лучшие
	показатели в боевой полготовне взял имен-.
	99 этот OTD. :

Как летчик т Иванов безупречен. Ни
9 каких авариях и думать не приходится.
Вго самолет всегла чист, исправен и го-
тов к полету в любую минуту.

Как-то мне нало было срочно вылететь
на другой аэродром. Илу кт. Иванову. Зло-
роваюсь, — смотрю, т. Иванов: осунулся,
покрякивает, морщится.

— Что се вами?

— Заболел, температура, болит грудь.
Ваверное грипи...

— Жаль, говорю, —а хотел с вами. по-
лететь..

И BIPYT командир отряда оживилея, стал
болрее, на лице улыбка.

— Тов. начальник. лететь-то я ‘могу.
Через 10 м. все будет готово!
		Но я знаю т. Иванова. С ним я не по-
летел, а после выяснил, что он действи-
тельно был болен. Пришлось его пожурить,
HO, признаюсь, язык поворачивалея с тру-
ДОМ.

На тактических учениях, кроме опыта,
знаний, нередко нужна и хитрость, умелая
уловка, чтобы обмануть «противника».

Вот его «проделки». «Противник» гото-
вит налет на небольшой аэродром, Ha ко-
тором временно расположился отряд. Ива-
нов быстро перебросил отряд `на другой
аэродром, сделав это совершенно скрытно.
A сам — в воздух. Вот и «противник»!..

Незаметно Иванов пристронлея к части
«синих». Сначала шел сзади, потом сбоку,
а потом попал в голову.

Так стал т. Иванов ведущим в голове
части <еиних». Повел эту часть и завел
	Повел эту часть и завел  нице. Аотя невероятно трудное было перене-
	туда. куда ему нало было. Только через: сти безобразия белогвардейцев ий войск ки:
	тайских милитаристов, но части Красной
Армии проявили свойственную им дисцип-
лину, выдержку и в точности выполнили
указания правительства,
	Это поистине исключительное миролюбие
враги стали выдавать за нашу слабость и
еще более разжигать насилия и безобразия.
Начали формироваться отряды «уничтоже-
ния СОСР», распространялись воззвания с
призывом «топтать советскую землю».
	Наше правительство, добиваясь мирного
разрешения конфликта, вынуждено было
‘сделать первое военное предупрежденяе:
6 августа последовал приказ 0  созлания
Особой Дальневосточной Армии во главе с
тов. Блюхером и принятии особых мер ох-
раны и неприкосновенности наших границ.
	Белогвардейцы и китайские милитари-
сты усвоили особую тактику. Они собира-
ли свои отряды в разных местах влоль на-
шей. дальневосточной гранипы, растянув-
шейся на тысячи километосв, оттула
производили набеги и вторжения на с0-
ветскую территорию. Ho как только при-
ближались наши войска. они поспешно от-
ходили. Этой бандитской тактике не пред-
вилелось конпа.
	Б виду непрекращавшихся враждебных
действий на границе наше правительство
сочло, что настал момент вооруженной ру-
кой прекратить дальнейнгяе васкоки на на-
шу территорию. Было приказано прееле-
довать нападающих вилоть ло их уничто-
жения. В октябре 1929 г. последовал наш
первый ответный удар  неприятельской
сунгарийской военной флотилии. В резуль-
	несколько минут разобрались «синие», чтоттаиеких милитаристов,
	HX Белет «