9 АВГУСТА 1934 Г., № 213 (6134).
	ны покроются
Г зеленые: ково.
	Репетесстая иосчанаи станция Турече-
ний изучила 1252 70в растений, раслро-
стозненных в пустынах Пара-Кум. Уста-
HOD: in, что барханы являются природны-

ми Конденсзторами влаго. и созхают блато-
приятные условия для растений в песках,
Репетекская станция начала планомерное
Наступлерге,, ‘на. пустыню. Ha . большой
площади ведутся `пескоукрепительные рз-
боты. Делаются искусственные насаждения
саксаула. Доказано на опытных посевдх,
	} что-при. ваесении удобрений на. песке. про-
	красно растут без поливов ячмень, рожь,
пшеница, дающие до 85 ‘центнеров уро-
аа е гектара. Кормовые рэстения дают
yo GO центнеров’ зеленой массы.

Станция с большим успехом разводит на
пбеке бахлевые культуры.

’Делаются также попытки широко рас-

пространить опыт местных кочевников.
Туремены срезают стебли чрезвычайно
распространенной в пустыне верблюжьей
колючки янтак и в срез, сделанный у сз-
мого корня, втыкают семячко арбуза или
THEBH.. ApOy3 прекрасно развивается, ис-
пользуя чрезвычайно развитую корневую
систему янтака. Интересные оныты ста;
вятся с разведеняем на песке винограда,
фруктовых деревьев.
о В этом году Репетекская станция pac-
пирила свою работу. По всей территории
Туркмении — на Карабугазе, Нефтедаге,
Серном заводе, около строящегося в пу-
стыне города Эрбента, в овцёводческих сов-
хозах около станции Учаджи-— организова-
ны производственные нунеты Репетекской
станции.

Недавно станцию посетили  америван-
ские ученые Вестовер и Эйлау. Они 3a-
явили, что достижения станции в научном
отношении оставляют позади работу по-
	добных учреждений в других странах,
	ШЕВЕРДИН.
		прекратить
безобразия!
	за последние месяцы «Нравда» печата-
23 немало материалов о безобразных пере-
гибах в наложении штрафов. В ряде обла-
стей (Западная, Свердловская, Курская,
Воронежская и др.) эти перегибы приняли
совершенно нетерпимый характер.

За что только не налагают штрафов?

Во многих случаях штрафы поражают
своей бессмысленностью и явной злостно-
стью. Так, в Сталингралеком крае в кол-
х03е «Красный Октябрь» (Березовский рай-
он) колхозника Тюрикова оштрафовали за
плохое распространение печати на 9 тру-
ходней. В Татарской АССР в колхозе «Ва-
рахуза» (Дубязинский район) колхозника
Талилуна оштрафовали на 1 трудодень за
курение в канцелярии колхоза. Сельсоветы
Больше-Глушицкого района (Средневолж-
ский край) штрафовали от 3 до 25 рублей
за непосещение ликбеза, за оскорбление
нисьмоносца...

В некоторых случаях штрафы’ носят
массовый, сплошной характер. По даяным
прокуратуры РСФСР, в Сталинградеком
крае в 79 колхозах обнаружено 187 слу-
чаев незаконно наложенных штрафов. Ув-
лечение массовыми штрафами. доходит ино-
гда ло того, что большинство колхозников
какого-либо колхоза оказывается «нтраф-
ным». Tax, B любинском сельсовете (Мол-
вотицкий район, Ленинградской области)
опттрафовано 376 хозяйств из 400, имею-
щихся на его территории.

Нечего доказывать, что такой, с позво-
ления сказать, политикой штрафов горе-
администраторы грубо нарушают революци-
онную законность. Они смешивают в одну
кучу добросовестного, но  допустившего
ошибку колхозника, со злостным прогульши-
KOM и лодырем;, Честного труженика —
бедняка и середняка—с кулаком. В указан-
ном выше любинском сельсовете основная
масса штрафов падает на колхозников и
единоличников — серелняков и белня-
KOB. ‘

Грубые перегибы в наложении штрафов
кое-где допускают органы милиции и го-
родские советы.

Эти факты раньше всего говорят о том,
что в ряде случаев партийные и советские
организации на местах не понимают, какое
важное средство воздействия представляют
правильно налагаемые меры взыскания и
в первую ‘очередь. штрафы. Ona née no-
нимают, что наложение штрафа является
выражением классовой политики пролетар-
ского государства. Им невдомек, что если
взыскание в отношении трудящегося пре-
следует раныше всего воспитательные це-
ли, то в отношении остатков кулачества
на первом месте стоит задача  подавле-
НИЯ.

Более того, в ряде мест горе-администра-
торы прубегают кв массовым штрафам в
целях подлержки и пополнения. местного
бюджета. Кое-где поступления от штрафов
при блатосклонном участии органов Нар-
комфина заранее планируются, погоня за
перевыполнением плана взимания штра-
фов ими поощряется. Эта торгашеская по-
литика, конечно, ничего общего не имеет
с действительно большевистской политикой,
с борьбой за точнее соблюдение советских
законов. Она вредна, преступна.

Нет никаких сомнений, что перегибы ¢
применением штрафов пышно  распвели
там, где партийные организации и в. вер-
вую очередь органы прокуратуры и суда
терпимо относятся к нарушению советских
законов, к грубым извращениям политики
партии и советского правительства. Либе-
ральное отношение к нарушителям совет-
ских законов и в этой области совершен-
но нетерпимо, они должны привлекаться
к суровой ответственности.

Партийные и советские организации обя-
заны также обеспечить быстрый и добро-
‘совестный разбор жалоб и заявлений тру-
лящихея о неправильном наложении штра-
		Г ТЕХНИЧЕСНУЮ помощь
”_ НОМБАЙНЕРАМ.
	(От воронежского корреспондента «Правды»).
	Каунов-—лучший комбайнер в Россоши.   руками оставшиеся после комбайна во-
у у .. ] _ OCT € Е а
	Восемь лет он работал тракториетом 4
тракторным бригадиром, ‘второй год на
хомбайне, В. полный рабочий день. Каунов
убирает 13—15 гектаров. Потери’ сведены:
	у него к минимуму “И это, несмотря нато;
	что’ поля после-обильных дождей. заросли
	сорняками.
	трактористом и  люсья. Эдесь вообще не принято подбирать

ах TAT nmoa   ranrnaragq no pawhafrin wm
	келосья за комбайнами. ей,

Но” соседству Демченко; na TakoM me
поле и на такой же машине работает коу-
байн®р №5рбзо8. Потёрь у него’ мало. Мо-
розов` убирает зао лень. до 12. техтаров. Мо-
розов работает комбайнером второй год, ло
этого 7 лет был тракториетом и бригади-
	ром. Машину знает. Демченко. на комбай-
	не. первый год. Б отличие от. Каунова, М0-
розов мало помогает Лемченко.
	В ‘плохой работе комбайна повинны ве
олни комбайнеры. Виновата и МТС, нело-
статочно и несвоевременно помогающая мо-
лодым комбайнерам. В Россошанской МТС
два механика. Основательной подготовки у
них нет, в специальных школах не учи-
лись, технических расчетов произвести не
могут. Выручает глаз, сметка, собетвен-
ный опыт. В МТС сложное хозяйство: 109
тракторов, 10 комбайнов, 56  молотилок,
10 тракторных сеялок, один свеклоком-
байн и другие машины. Такая МТС безу-
словно должна ‘иметь квалифицированного
инженера и механиков по. сельскохозяй-
ственным машинам.
	М. ДОШРАЧЕВ.
	Ho большинство комбайнов в Россоши
работает плохо: сказывается недостатеч-
	ный опыт: комбайнеров. ‘Вот овомбайн № о.
	29 июля он скосил только 7 гектаров. 30
июля стоял четыре чага.
Нож на комбайне Тупой, ‘щербатый, ре-
	жет слишком высоко. Вомбайнер Демченко
	не следит за машаной Нож можно было
бы давно заменить: в МТС есть новые. Ко-
нец режущего аппарата ‘забивается, —Дем-
ченко не догадалея поставить железную
планку. Мотовило не общито, в ‘результате
большие ‘потери. На четырех квадратных
метрах остается более 350 колосков, преп-
мущественно несрезанных. ‘Главная масса
несрезанных колосьев У Демченко (да и ве
только у него) остается в конце режущего
аппарата-бразуется длинная ‘узкая по-
лоса огрехов. 2 центнера зерна на гектар
теряет комбайнер Демченко. Никто даже не
собирается  огребать граблями‘ и‘ собирать

Тсв.. БРАЙНО П. — ударник первой бри-
гады колхоза «Краснознаменная метаплур-
rua» (Азово-Черноморский край).
	ЗДЕСЬ НЕ БУДЕТ
ЕОКОРМИНЫ,
	{От корреспондента «Правды»).

Еще никогда в колхозе «Северный
Крым» не было такой заботы о подготовке
	5 зимовке скота, как в нынешнем году.
Засушливая погода отняла “у колхоза по-
	  чти все сочные корма, оставив ему лишь:
	волому.

Испокон веков на солому здесь смотрели,
Бак на трётьестепенный корм. Обычно BCH.
солому сваливали в скирды, и никто не
интересовался ec качеством. Нередко до-
бротную солому жгли в печах. Нынче по-
явился новый лозунг беречь солому, кан
хлеб.

Решено остистую пшеничную ‘солому
пропускать через  соломотерку. Это—спе-
циальный каток, посредством которого с9-
лома лишается колючести и становится
питательной.

0с0бо стоит вопрос о соломозапарниках.
Волхоз «Северный Крым» уже сейчае го-
товит специальные ящики для запарки со-
ломы и специальные ямы:

Начальник политотдела Богемской МТС
тов. Еранцев намечает провести трехднев-
НЫЙ семинар по подготовке мастеров кор-
мовой базы. Это безусловно большое начи-
нание!

Стоило только руководителям колхоза
«Северный Крым» проявить ° должную
инициативу, и выход был найден. На хо-
зяйственных началах правление колхоза-
договорилось © совхозом  «Бейсу-Ковче»,
что за определенные уборочные работы,
произведенные колхозом, совхоз предоста-
вляет колхозу 600 га выпасных угодий и
900 центнеров соломы. Таким образом,
колхоз «Северный Крым» обеспечивает
себя кормами XO конца зимовки.

‘Растет колхозное животноводство! Не-
смотря на кормовые трудности, ряд колхо-
зов Джанкойского района уже в этом году
	твердо решил обзавестись молочно-товар-
	ными фермами. Вот колхоз «Новая нива».
Здесь нет еше животноводческой фермы,
но она обязательно будет организована в

этом году.

В «Новой ниве» есть небольшое обобще-
ствленное стадо: 16 коров, 3 нетели, 3
телки до одного года, есть молодняк и хо-
роший племенной производитель.

Для будушей фермы найдены три хоро-
ших сарая. Делаются стойла, стойки, за-
готовляется корм. Одним словом, колхозни-
	ки готовят скоту тенлую, сытую зимовку.
АЛ. ПУНАЕВСКИЙ.
	  Джанкой, Крым.
		Тов. ШЕСТОПАЛ Давид — ударник колхоза

«Пролетар» (Запорожский район, Днепро-

пэтровская область), премирован за хоро-
’ шее качество уборки.
	NTO СКРЫВАЮТ
CPENHVE) ПИРЫ,
	От специального корреспондента

«Правды»).
	Василия Белого, . единоличнива с. зна-
менни, односельчане прозвали «мирошни-
ком», т.-е. мельником. Сказано метко, —
не в бровь, а в глаз. В темные ночи, ко-
гда село засыпало, Белый тайно перема-
лывал на ручных жерновах зерно всем
тем, кто не скупился и дорого нлатил ему
за риск и «работу».

Белый —— правая рука председателя
	Белый — правая рука председателя
церковной общины Чумака, который‘ по
указке попа Преображенского  подбивает
единоличников саботировать  зернопостав-
ки: Сам Чумак должен вывезти, в счет зер-
нопоставок 14 центнеров, — не вывез ни
одного грамма. Обмолотил и спрятал зерно
сын раекулаченного кулака Хомутин. Не
	сдатт ‘хлеба ‘и ‘другие. Свыше  100 “agnno-
	личных хозяйств онаменки: SNe CKO! LE и.
обмолотили весь хлеб. но плана зернойо-
	ставок не выполняют. А сельсовет мярит-
	ся с. этим. Дишь .2. августа, „после. того,
кав в Знаменке   случайно’ ‘обнаружили
тайную мельницу Белого, сельсовет спохва-
тился и начал проявлять «инициативу»:
запретил единоличникам ‘молотить до тех
пор, пока не проверит, как’они выполняют
план зернопоставок. Теперь единоличники
не молотят и не сдают хлеба под mpexao-
гом;

— Нет намолоченного...

Есть в районе села, где единоличники
лают хлеб еще хуже, чем в Знаменке,
В с. Рубинихе единоличники ‘выполнили
0,6 проц. плана зернопоставок, ‘в Никела-
евке — 18 прод, 8B  Песчанко —
4,8 проц.

Районные организации не ветревожены
этим. Ведь, рассуждают в Новомосковске,
эдиноличники выполнили 12 проц. годо-
вого плана зернопоставох, что не Tak YR
HI0X0.

В чем ошибка райкома и райисполкома?
Они не понимают, что 12 проц. — это
«средняя» цифра, что за спиною честных
	единоличников, добросовестно выполняю-
щих обязательства перед государством,
скрываются саботажники, © которыми
	нельзя либеральничать. Между тем прояв-
ляется недопустимая мягкотелость...Райис-
полком, например, свыше 20 дней мари-
нует протокол, составленный знаменским

сельсоветом на Белого за тайный помол.
&. ригларовиц.
	`Руками услукливых шефов.
	Вют за бугром выскочила знакомая зе-
леная церковь, вот весело махнула сизым
крылом Велга-матушка, а вот и вкусно
пахнуло сладким соломенным дымом...
Поворот— другой, и мы в центре Пичуги.

Больше всего радует победа, олержан-
ная колхозом «Спартак». Этот колхоз впер-
вые ‘за все ‘время существования выпол-
нил в ерок июльский план хлебосдлачи.
Самый отсталый колхоз оказался намболее
передовым и организованным! -

‚ Wo... позвольте! Чем. ‘убирают. ‘хлеб в
«Спартака»? И где ‘его убирзлот: в: поле,
на току или на Волге, на берегу?

Так почему же в Пичуге так много ры-
	боловов в столь горячие дни? И кто :убч-
	рает там хлеб? И кто молотит, и кто возит
на ссыпной пункт? И верно ли вообще,
что сообщалось в сводках о Пичуге?

В Пичуге не выходит на работу еже-
дневно ло 250 человек. Одни рыбу удят,
другие возятся на своих огородах, третьи
няньчат детей, четвертые, еще что-то де-
лают. Составляет это. в. общей сложности
процентов 35 —40 трудового. населения
колхоза.

Хлеб, олнако, в июле действительно пол-
ностью и даже с превышением сдан госу-
дарству. Не выполнено только одно: не
выданы полагающиеся натуравансы кол-
хозникам,. почему многие из работавших
стали либо хуже работать, либо вовсе
ушли с поля и занялись рыбной ловлей:
аванс болтается на крючке,

Убирают,. молотят и возят хлеб этому
колхозу шефы. Один шеф дал сто человек
(живут в палатках на берегу Волги-ма-
тушки, приятное с полезным), другой шеф
дал несколько автокаров... Хорошие шефы!

Что особенно приятно — ни денег не
просят. ни авансов не требуют. & рабо-
	  тают исключительно за «спасибо». Сделал
	шеф норму — простое с1аси0о; выполнил
две нормы-—большюе спасибо, сделал шеф
три’ ноермы-—великое-превеликое спасибо.
Й все довольны: и шефы, и лодыря, и ру-
коволители района.
	Так «Спартак» сдал в июле хлеб госу-
дарству.

Но сколько добрых душ в Сталинград-
ском крае и сколько в крае районов и
колхозов, которые о том только и мечтают,
чтобы и к ним приехали благородные ше-
фы! На веех, конечно, нехватижю пюфов
H 970, видамо, и решило участь июльско-
го плана хлебосдачи в ряде районов.

...С тех пор, как мы были в «Спарта-
ке», прошло несколько дней, За это вре-
мя удалось Побывать в’трех районах и в
десятке. колхозов, из которых ни’ один. це
выполнил июльского плана хлебослачи. Ни
колхозы, ни районы.

Но вак бы» разнообразны ‘ни были при-
чины. срыва. июльского нлана, одна при-
чина довлеет над всеми: это тень «Спар-
така». Нигде, ни ‘в одном: из обслелован-
ных колхозов и районов (Дубовский, Фро-
ловский и Михайловский районы) не 07-
ганизован как бледует труд. Везде значи-
тельные невыходы Ha работу, не выходят
в ноле до 50 проц. колхозников (колхоз
«На верном: пути», Михайловского района).

Нолевых станов нет, чуть солнце начи-
нает заходить, вее’ поле движется в де-
ревню. Яслей не только круглосуточных,
но порой даже дневных, нет, при чем и
в таких колхозах, где преобладает, жен-
ское население.

Й все это проходит под единым и еди-
нодушным воплем местных и часто крае-
вых работников, что нехватает людей, что
планы хлебосдачи не согласованы © балан-
вом рабочей силы... «Баланс» удит рыбу,
«балансу» не дают натуравансов, не opra-
низуют для него яслей, общественного. пи-
тания, полевых станов и удивляются, чго
людей нехватает в поле!

Уливительно ‘ла, что при таком пони-
уания. ‚руководителями, колхозов, МТС и
райднов термина: «балане рабочей силы»
они считают высшим благом и головокру-
жительной победой без хлопот и на дар-
мовщину убирать хлеб руками услужливых
нефов? . А. АГРАНОВСКИЙ.
	нический элемент гигантских размеров, в
котором непрерывно циркулирует ток. Раз’-
едание металлической стенки получается в
том месте, гле ток выходит из трубы в
землю. С таким электролитическим самораз’-
еданием в чистом виде нам приходится
иметь дело, например, наз нефтепроволах.
По’ американским данным, около 5 проп.
ввей длины - нефтепроводов ` подвергается
угрозе гальванокоррозии. В опасных местах
применяется специальная защита е водо-
непронипаемыми покрытиями. .
	На междугородних телефонных ‘голых
(без брони) кабелях, уклалываемых ‘в под-
земной канализации, гальваноноррозия бы-
вает особенно опасна. Свинец очень легко
раз’едается при электролизе. В. американ-
ской практике был случай, когда ‘между-
городний ` кабель протяжением в 256 миль,
общею стоимостью около 2,2 млн долла-
ров, оказался на’ всем своём протяжении
под опасностью. порчи свинцовой оболочки
гальванекорразией. Был применен инте-
ресный электрический метод, которым уда-
	лось этот кабель. защитить. Ежегодный р3зе-
	ход на защиту составил всего лишь 0,27
проц. етзимости кабеля.
	„ Тальванокоррозия ‚ проявляется. не менее
сильно в городах, где грунт, весьма не одно-
роден и сильно  загрязнен перегноем раз-
личных органических. отбросов,. неизбеж-
ных вблизи. жилья. Но здесь эта коррозия
обычно затушевывается гораздо более
энергичным и: опасным действием на под-
земные трубопроводы и кабели блуждаю-
	щих токов в земле, 0бычно ток к элевктри-
	ческому. трамваю. подводится по верхнему
проводу и отводится на. трамвайную под-
станцию по рельсам. Если: соединение ме-
жду рельсами хорошее, то большая часть
тока возвращается по ним. Если же рель-
сы из-за плохих между ними. стыков пло-
хо проводят. ток, то большая часть его пой-
дет по земле. Металлические трубопроводы
и кабели в земле принимают участие в
образовании обратного пути для рабочих
токов. трамвая. Ток стремится из всей ком-
бинации проводников — рельсы, земля,
трубопроводы, кабели и т. п.-—<оздать для
себя обратный путь на станцию с мини-
мальным сопротивлением. При этом про-
исходит электролитическое ‚раз’едание . ме-
талла. Это явление, в отличие от гальвано-
коррозии, называется электрокоррозией и
сназывается наиболее вредным для подзем-
ных металлических трубопрозодоз и кабе-
лей, способным в короткий срок вызести их
из строя. Электролиз подземных кабелей
появляется сперва в виде рассеянных раз’-
еданий серого цвета, имеющих форму кра-
tepa. Если раз’едание продолжалось долгое
время, то на свинцовой оболочке образуют-
	(От сп
ец
иал
bHO
ro
KO
рреспонд
CHT.
a
«ll
рав
ды»)
	В Комиссии
Советского. Контроля.
	0 БУРЫХ УГЛЯХ НА ЮГЕ УКРАИНЫ
	Большие запасы бурых углей на юге
Украины, мощность их пластов, высокал
теплотворная способность и сравнительно
неглубокое залегание дают возможность
при небольших капиталовложениях в пол-
тора—лвз года создать там топливную бз-
зу, освободив дальнепривозный донецкяй
уголь для других районов страны и раз-
грузив ж.-х. транспорт. Однако до cero
времени. в строительству рудников по CyY-
ществу не приступлено.

Бюро Комисени Советского Контроля
приняло к сведению заявление уполномо-
ченного ‘наркомата тяжелой промышлению-
сти Украины тов. Петровского, что упрз-
вляющий трестом «Буруголь» тов. Кири-
	ченко и главный инженер треста т. Руден:-
	ко сняты с работы и заменены более квз-
лифицированными работниками.

Уполномоченным НАТН приняты меры к
форенрованию строительства Байхаковеко-
го карьера и электростанции. Не позже
первого квартала 1936 г. должна начаться
выдача угля с Байдавовекого карьера.

Совнарком. УССР с 1 января - 1935г.
полностью снимает со снабжения хонепкях
топливом зиновьевскую электростанпию и
переволит ее на. местный бурый уголь,

Бюро Комиссии: Советского Контроля 0б-
ратило внимание Комитета по топливу пря
СТО; что при наличии 85 тыс. тона хобы-
того бурого угля близлежащим .. предприя-
тиям отпусвают донецкий уголь.

Тресту «Буруголь» предложено B ABYX-
декадный срок перестроить систему онлаты
трула рабочих на основе постановления ЦВ
и СНБ о Донбассе и в этот же срок ликви-
дировать BCH залолженность заработной
пзаты. : .
	Защитить телефонные кабели в наиб-
лее опасных, случаях можно с помощью
электрического дренажа, отводя блуждаю-
щие токи, попадающие в оболочки кабеля,
кратчайпим путем на трамвайную  етан-
пию. Гле это необходимо, применяют и
специальные муфты, прерывающие путь
тока влоль оболочки кабеля.
	НИИС Наркомевязи создал ряд коррозий-
ных групп при участии работников. мест и
провел защиту подземных телефонных кабе-
лей от блуждающих токов уже в ряде го-
родов, Союза. Разработаны приборы и ме-
тоды измерения плотности блуждающих
токов. В текущем гоху этими методами бу-
дут также обследованы токи. в кабелях Л9-
синоостровской и Мытищинской сети, под-
верженных действию блуждающих токов
от. Северной электрической дороги. a
	Эсобый ‘интерес ‘прелставляют‘ вблущие-
са в Союзе работы (завол «Севкабель» при
учаетии НИИС Наркомевязи) над заменой в
определенных условиях‘ и ‘для известных
типов. кабелей свинцовой оболочки кабеля
бензил-целлулозой. При успешном  разре-
шений Этой” задачи будет” лостагнута не
только надежная защита от ‘коррозии. HO
	  и отромная ежеголная  многомиллионная
	SROROMAS CRRA.
	М. ЛАПИРОВ-СКОБЛО.
	MM
	 ЛЛИАРДОВ.
	ся сплошные раны, и она совершенно ра3з-
рушается.
° Подземная коррозия причиняет огромный
вред металлическим трубопроводам и кабе-
лям. Телефонные кабели ¢ HX тонками
свинцовыми оболочками особенно легко по-
вреждаются коррозией. В Киеве, где трам-
вайная рельсовая сеть находится в особен-
но неблагополучном состоянии,  ‘блуждаю-
щие токи в‘ земле достигают значительной
величины, и хо устройства (в 1932 г.) co-
ответствующей от них защиты телефонные
кабели ‹раз’едались в опасных местах в те-
чевие месяца. В течение 1933г. в Мо-
скве подземные телефонные кабели были
повреждены от электрокоррозии в 2.300
местах. Нередко вновь проложенный кабель
в новых канализациях оказывалея в м0-
менту включения его в ‘действие. уже. по-
врежденным. ‘электрокоррозией.. Так ‚было,
например, в_-Тифлисе при. устройстве, сети
ASH автоматической телефонной станции, в
Баку, в, Ташкенте. На исправление. повре-
ждений от электрокоррозии одних только
городских телефонных сетей B CCCP exe-
годно расходуются миллионы рублей. .
Москве имеется много мест, где прихо-
дится менять газовые трубы через 2--3 годз.
Подвергаются коррозии и рельсы’ трам-
вая; однако действие ее здесь незначи-
тельно по сравнению с механическим изно-
сом пути. Но бывают и такие случаи, как
‘например в Севастополе, когда подошва
рельсов оказалась настолько. из’еденною
электрокоррозией, что их нельзя было как
следует укоепить на шпалах.
	Борьба с коррозией требует широкой и
глубокой кооперированной работы ряда ин-
ститутов- ий 3абраторий. В СССР с теку-
щего года вопросы борьбы с коррозией
концентрируются в специальном «Бюро по
коррозии при Наркомтяжпроме»,  Боторое
является  консультативным органом, пря
чем исследовательская работа ведется в
ряде институтов и лабораторий. Научно-
исследовательский институт связи (НИИС)
Наркомсвязи и его отделения в Ленинграде
и Харькове ведут исследовательскую работу
по борьбе с подземной коррозией, появляю-
щейся на телеграфно-телефонных кабелях
Бак в городах в соседстве с трамвайными
линиями, так и в пригородах в соседстве с
линиями электрифицированных железных
xopor.

Коррозия от блуждающих токов Может
быть значительно уменьшена или даже пол-
ностью устранена, если тщательно следить
за тем, чтобы состояние рельсовых трам-
вайных $этей о строго   соответствовало пра-
вилам защиты подземных трубопроводов и
кабелей. Это-— решающее средство борьбы
с элзитрокоррозией. И наши города доли-
ны безоговорочно эту борьбу вести. -
	экономи
	Подземное хозяйство всякого населенно
	го пункта характеризует степень его благо-
устройства в целом. Водопровод, сеть ка-
нализации, водостоки для отвода с улиц и
площадей поверхностных вод, газовая сеть,
бронированные кабели  распределительной
электрической сети высокого и низкого
напряжения, кабели телефонной сети, сеть
сигнализации, сеть теплофикации, пере-
дающая на значительные расстояния боль-
шие количества нагретой конденсационной
воды; специальные подземные нефтепрово-
ды, паропроводы, керосинопроводы и т. п:;
трубы пневматической почты, в KOTO-
рых IO действием сжатого воздуха проно-
сится с огромною быстротою почтовая кор-
респонденция, помещенная в специальные
патроны диаметром около 65 см, и, на-
конец, в BHICOKO развитых населенных
центрах артерии метро с его тоннелями,
станциями.——вся эта пролегающая под по-
	верхностью улин и площадей система под-
	земных с00ружений города характеризует
и достигнутый уровень современной тех-
НИКИ.
	Мы не говорим уже о таких городах, как
Нью-Йорк. Высчитано, что’ если в нижнем
Нью-Йорке население хлынет одновременно
из всех домов на улицу, то места хватит
только для трети: народ должен будет, даже
стоя, образовать три елоя один над другим.
Недостаток площади заставляет Нью-Йорк
не только вытягиваться вверх евоими небо-
скребами, но и зарыться на многие эта-
жи в землю. Вокруг станций метро Нью-
Йорка выросли подземные городки: множе-
ство’ ресторанов, магазинов © самыми раз-
нообразными товарами, парикмахерских
и т. п. И новейшие гостиницы-великаны
(ло 3.000 комнат) соединены непосредствен-
ными подземными ходами с этими стан-
DAME.
	В городах с бессистемной укладкой под-
земных сооружений неизбежные — много-
численные разрытия улиц и площадей,
производимые для ремонта, AIA проклалки
новых сооружений и расширения  сущест-
вующих, наносят большой материальный
ущерб. Все это заставило такие города, как
Нью-Йорк, Лондон, Париж, частично Bep-
лин и др., переходить к прокладке всех пол-
земных сооружений в одном спепиальном
	«общем коллекторе». который Предетавля-
	ет собою кирпичный или‘ железо-бетонный
тоннель. Коллектор вентилиртется. имеет
	электрическое освещение и легкий рельсо-    unter Beriicksichtigung _ des Materialschut-
		вый путь, позволяющий на тезежке пере-   #е5»), авторами которой являются профе
	возить необхолимые материалы и инстру-  сора Кренке (Ктбппке), Маас и Бек, приво-
	менты.
	дятся ‘поражающие данные 0 мировых по-
терях от ржавления железа. Можно счи-
тать, что ежегодные потери выражаются
приблизительно в 30 миллионов тонн.
В Германии потери от коррозии‘ оценива-
ются ежегодно в 1—2 миллиарда золотых
марок. Спеллер сообщает, что только на
коррозии труб США теряют ежегодно 4—8
млн тонн металла. Борьба 6 ‹ коррозией
стоит США ежегодно 2,5 миллиарда’ дол-
ларов. Понятно, что мы должны- вести упор-
ную борьбу ‘с коррозией и’ не допустить
никоим ‘образом возможности даже и зна-
чительно меньших потерь.
	Потери из-за коррозии других металлов
хотя и не выражаются в таких поражаю-
щих цифрах. все же имеют ‘огромное эконо-
	мическое значение, Имеет место. и, коррозих.
	алюминия в сопривосновении © водными
растворами, содержащими соли.” Медь и
медные сплавы устойчивее железа, и алю-
миния. Однаво и предметы из меди и мед-
ных сплавов ржавеют, в особенности в
присутствии соединений, содержащих серу.
Цинк также относится. к металлам, мало
устойчивым в смыеле коррозии.
	Не касаясь подробно проблемы борьбы с
коррозией в ‘целом, мы остановимея лишь
на ‘специальных вопросах’ подземных со-
оружений. Здесь особое внимание необхо-
	димо уделить мероприятиям,  уменьшаю-
щим‘ самые возможности возникновения
	На железо и свинец вредно’ ‘действует
влага при свободном лоступе’  киелорола
воздуха. На выходе трубопровода пли ка-
беля из земли раз’едание его происходит
особенно энергично. В подобных сдучаях
мы имеем дело с химической  коррозией,
защититься ‘от которой можно хорошей
изоляцией трубопровода’ или кабеля от
земли. Чем более затруднен свободный ло-
ступ воздуха к металлической поверхности
зарытого в землю трубопровола, тем мень-
ше он полвергаетея ржавлению.
	На трубопроводах и кабелях приходится
бороться еще с гальваноноррозией, когда
неоднородность концентрации в земле раз-
личных солей или неодноролный состав
	В нашем Союзе с необычайной быстротой.
растут новые города, преобразовываются
существующие. Планирубтся, - развивается
и вырастает новая Москва. Растет куль-
тура города, его благоустройство и, как
следствие, растет его подземное хозяйство.
Большевистскими темпами строится. метро-
политен, который имеет исключительное,
первостепенное значение лля. всей жизни
Москвы. Lo,
	В настоящее время под покровом москов-
ских улиц уложены: кабельная распреде-:
лительная сеть электрической энергии: вы-
сокого и низкого напряжения общей про-
тяженностью около 4,5 тысяч километров,
около 500 км одних лишь магистралей
газовой сети, свыше 900 вм волопровол-
	ных Труб, около 680 км канализации,
около 30 км  теплофикационной сети
ит т
	Наши советские города должны быть во-
площением высшего уровня современной
техники, наибольшего ‘благоустройства,  мак-
симальной возможности для каждого тру-
дящегося пользоваться благами культуры.
	Наши города должны иметь соответ-
ствующее подземное хозяйство, которое
только в Советском Союзе строится по еди-
ному плану со всеми вытекающими отсю-
да огромными преимуществами.
	Разветвленные многообразные подземные.
сооружения в общей сложности содержат
огромное количество черного ‘и ‘цветного
металла, который подвергается постоянно-
му действию различных по составу грун-
тов, растворенных в земле солей, ‚органи-
ческих и минеральных кислот. Коррозия—
специфическое разрушение ‘металлов-—пох.
действием ряда вредных и даже габельных.
для них электрохимических н ‘химических.
процессов особенно резко  нроявляется в’
подземном хозяйстве. Ме
	При огромном росте в Союзе произволетва
	  металла предохранение его от коррозии ста-
	новится актуальнейшей залачей.
	Ржавление железа представляет собою
частный случай коррозии металлов. имею-
	‹ Исследования метрополитена (в Изря-
же) показали, что он, благодаря эвранн-
ровке своего собственного железного кар-
E2ca и гидроизоляция, не дает блуждаю-
щих токов, опасных AZ других подзем-
ных сооружений. В то же время в опре-
деленных условиях возможно влияние бду-
жлающих токов на каркас тоннелей метро.
Действие коррбзии может вызвать. не. толь-
ко ослабление - Конструкции, но. и -растре-
скиванаяе бетона (05030 анохных/ участков
железа). Как опасную примёсь в” 6e-
тоне при этом нужно рассматривать хло-
	ристый натрий (см. книгу «The Corrosion
of Metals» by, U. R. Evans).
	Необходимо тщательно изучить вопрос о
возможном влияним блуждающих токов на
каркас желёзо-бэтонных внутренних кэлоц
московского метрополитена, и должны быть
обеспечены соответствующие средстез за-
ЩИТЫ. 2 к.
	«Самым острым, самым важным‘ вопро-
со является изоляция тоннелей», —товорил
по вопросу о строительстве метрополитена
т. Л. М. Каганович №6 июля) с. г. на пле-
нуме Моссовета. Тов. Каганович говорил о
гидроизоляции, о задаче недопущения про-
сачивания воды в тоннель. Защита от
блуждающих токов неразрызно связана с
хорошей гидроизоляцией. Советскому метро
должны быть обеспечены лучшие в мире
тоннели, так же надежно защищенные CT
опасного врага—блузждающих токов.
	щий наибольшее экономическое ‚значение.   грунта вдоль трубопровода превращают от-
В книге по коррозии (¢Die Коттозюоп ] дельные участки его поверхности в гальва-