+4 АВГУСТА 1934 Г. № 220 (61065).

ЗА БЛАГОУСТРОВИНЫЕ
КУЛЬТУРНЫЕ РАИОИНЫЕ
_ ГОРОЛА!
			С палубы парохода Ржищев — так
называется этот городок—кажется чи-
	сьым дачным местом. Белые лома жжи-
	вописно разбросаны на холмах, уто-
пают` в зелени.
	Но чистота здесь только кажущая-
ся. Сойдите на берег и по единствен-
ной мощеной улице следуйте в город.
И вы увидите некрашеные, облезлые
дома, грязные улицы. В центре горо-
да—запущенный сад. :
	Борьба за благоустройство, чистоту
приняла широкий размах. в областных
городах, промышленных районах. Ус-
пехи Горловки вызвали здоровую за-
висть многих исполкомов и горсове-
тов. Но надо откровенно признать,
что сотни городов. и поселков, особен-
но в сельскохозяйственных районах,
продолжают жить по-старинке. Для
руководителей этих районов благо-
устройство и культурный вид район-
ного. центра-—дело второстепенное. (В
текущих планах эти вопросы пока
здесь не фигурируют. Об’яснить это
можно только тем, что еще многие
районные работники не учитывают <о-
циальных изменений, которые произо-
шли и в этих маленьких городах и ме-
стечках. Они забывают, что подавляю-
щее большинство жителей районных
центров активно участвует в социали-
стическом строительстве и жадно рвет-
(я.к социалистической культуре.
	В этих городах есть и пролетариат:
рабочие местных промышленных пред-
приятий, сахарники, железнодорожни-
ки, водники, работники МТС. В том
же Ржищеве из 8 тысяч населения,
около тысячи человек занято в про-
мышленных предприятиях: на механи-
чеком и кирпичном заводах. мель-
	вице, на пристани и в машинно-трак-
торных мастерских.
	Есть и учащаяся молодежь. Проле-
тарское студенчество. В Ржищеве 2
техникума, школа колхозной молоде-
жи и Фабрично-заволская семилетка.
	Эти новые люди, составляющие по-
давляющее большинство населения
районных центров, больше не хотят
жить в старой местечковой и уездной
грязи. В этом стремлении к культур-
ной, благоустроенной жизни огромный
источник творческой энергии, кото-
рый районные организации не заме-
чают, не умеют использовать.
	Рост промышленности и социали-
стического сельского хозяйства, под’-
ем культуры позволяет районный
центр благоустроить, очистить, пре-
вратить в культурный город, культур-
ный поселок. Это в первую очередь
означает—ремонт и приведение в
ДОЛЖНЫЙ — БИД ‘жилищ, торговых `‘пред-
приятий, учреждений, школ, забота о
мостовой и тротуаре, наблюдениз за
чистотой улиц и дворов, использование
	по прямому назначению—для отдыха
	трудящихся—городских парков и са-
дов, дальнейшее озеленение. С этого
надо начинать борьбу за культурный,
благоустроенный районный центр!
	ОБ ЭТОЙ КНИГЕ.
	ОКОНЧАНИЕ.
	HPAL

дв.
	Чистка партии.
	Против нарушителей
политики цен.
	(ONTPOMD ВСТРЕЧЕН
ИИ
	(От заводского корреспондента
«Правды» ).
	Общественные организации  Харьков-
ского тракторного завода решили прове-
рить работу своего ОРС. Для этого было
мобилизовано свыше 400 лучших ударни-
ков завода. Но рабочие-активисты натолв-
нулись на неожиданное препятствие.

Заместитель директора завода тов. Щег-
лов издал распоряжение, категорически
запрещающее без его разрешения допускать
к проверке магазинов какие бы то ни было
бригады. — Вооружившиеь распоряжением
Щеглова, заведующие магазинами не дала
возможности бригадам проверять торговую
‘сеть. Заведующий магазином № 2 Липец-
ний выгнал из магазина бригаду контроля.
Не разрешил Липецкий и другой бригаде
сделать проверку санитарного состояния
‘магазина. Директор заводского совхоза Ти-
мошенко выгнал’ из совхоза приехавшую с
завода бригаду контроля.
`_ Может. быть, ОРС и так хорошо рабо-
тает, и здесь не нужна помощь рабочей
общественности? Факты говорят о другом.
В ОРС много растрат, обвешивается и 06-
считывается рабочий потребитель. B mara-
зинах ОРС рабочими было обнаружено 60
гирь, клейменных в 1929 и даже в 1925
году. Каждая/ гиря была «облегчена» на
15—20 граммов.

0 том, как руководитвли ОРС борются с
воровством, показывает следующий ‘факт.
В магазине № 9, которым заведует Фун-
товой, воровство приняло такие размеры,
что Щеглову пришлось снять с работы весь
штат магазина вместе с заведующим. Ho c
Фунтовым Щеглов не расстался. Он назна-
чил его заведующим хлебным распредели-
телем № 6. Г. АНАРЮЩЕНКО.

——O—
	Акты погребены в прокуратуре,
	(По телеграфу от воронежских
корреспондентов «Правлых» ).
	Обвешивание покупателей, нарушение
цен —— обычное явление во многих воро-
нежеких магазинах. Только за последние
три месяца составлено более ста актов.
Акты месяцами валяются в горснабовских
канцеляриях и отсюда пересылаютея го-
родскому прокурору Антимову. А воры и
спекулянты, наживающиеся за счет рабо-
чего покупателя, до сих пор продолжают
безнаказанно свои махинации.

Продавец  фруктово-овощного ларька
горпотребсоюза № 1 Кулаков взвешивал
гирей якобы в 200 граммов, фактически в
ней было лишь 100 граммов. В начале
июня о преступлениях Кулакова состави-
ли акт, который так и застрял в столах
городской прокуратуры, 27 июля составя-
ли второй акт, но Кулаков продолжает по-
прежнему обвешивать покупателей. }
_ Заведующий ларьком № 11 Союзтабак-
торга Баркин продает папиросы  «Ком-
байн» по 13 руб. за сотню, при государ-
ственной цене 12 руб. Пачка  папирос
«№ 3» стоит 35 коп., Баркин же продает
их по 63 коп. Баркин до сих нор орудует
совершенно’ безнаказанно.

Особенно много злоупотреблений в ма-
газинах и ларьках, торгующих хлебом.

Снекулянты, бывшие торговцы, пробра-
вшиеся за советский прилавок, безнаказан-
но обворовывают покупателя. А воронаж-
	_ Шедопустимое отношение .
к выдаче партийных документов
	Из выступления т. ПЕТЕРСА, председателя среднеазиатской комиссии
по чистке, на пленуме ташкентского горкома партии). _
	Исправить ошибки.
	1931—1933 тг. писали эти удостоверения
от руки и даже не на бланках, а на про-
стых влочках бумаги. ;
Выдача дубликатов партбилетов произ-
зодилась механически, через 2—3 месяца
после получения временного удостоверения.
‚ А между тем есть определенный поря-
док, установленный Центральным Комиге-
том нашей партии: при выдаче нового пзрт-
билета взамен утерянного необходимо наве-
сти` справку в организации, принимавитей
его в ряды ‘партий, выяснить, платил ли
OH членские взносы и т. д. Ни в одном
райкоме этот’ порядок не соблюдается.
Состояние учета и хранение партийных
документов, как правило, не. соответствует
утвержденной ПК ВЁП(б) инструкции. Кни-
га учета п текущей выдачи документов не
пронгнурована и не. пропечатана. так же
	как и книга е бланками временных удосто-   *
	верений. В пролетареком ‘и ленинском рай-
комах и в той и в другой книгах обнару-
жены вырванные листы. В пролетарском и
ленинском райкомах практиковалась выда-
ча документов по 10—20 штук в одни ру-
ки, под одну расписку. Вручены ли доку-
менты по принадлежности—не проверялось.
Документы выдаются и вовсе без расписки:
по пролетарскому райкому в 1931 г. из
382 партбилетов выдано без расписки 177.

Кому в райкомах ховеряетея дело хра-
нёння, выдачи и учета партийных доку-
ментов? Сидят технические работники. Ни
секретарь райкома, ни кто другой из от-
ветственных работников райкома не знают,
хак у них выдаются билеты, не интересу-
ются этим делом. В одном из райкомов ‘У
технического работника обнаружено 40 би-
летов. А ведь они должны храниться в же-
лезном несгораемом шкафу.

По ‘ленинскому райкому около года до
15 февраля 1934 г. выдачей партийных
документов ведал беспартийный студент
Ананьев. Он был комсомольцем, а потом,
по словам секретаря райкома Ташиухамедо-
ва, исключен из комсомола 34 какие-то
антисоветские выхолки.

Все эти извращения с выдачей и хране-
нием партийных документов обязывают все
комиссии по чистке с исключительной вни-
мательностью проверять партийную при-
надлежноеть каждого товарища, выяснять,
где и когда он вступил в партию, и все
детали, связанные с оформлением его би-
лёта. ‘

С искаючительным вниманием надо про-
верять тех товарищей, которые имеют на
руках дубликаты билетов, и устанавливать,
когда, где и при каких обетоятельствах
был утерян билет, как и на основе чего
человек получил временное удостоверение.

Бонечно, не нужно зударяться в хругую
крайность и брать под огульное подозре-
ние любого, имеющего дубликат.
	_ ЦА Узбекистана предложил всем партий-
ным организалкиям, допустивитим такого ро-
да ошибки, немедленно шелравить их. Оч
предупредил партийные организаяии, что
исключение из партии по ‘причинам, не
связанным © должностными преступления-
	  Учет членов партии и выдача партий-
‘ных довументов-—это большой важности
вопрос. Чистка показала, что не все пар-
тийные организащии подходят к-этому во-
‘просу © достаточной бхительностью.

Приведу отдельные примеры.

В партийной организации Чирчикстроя
недавно чистили одного «коммуниста», ко-
торый, судя по его партийному билету, не
платил членских взносов четыре года. К
TOMY же он не прошел чистку в 1929 г.
Говорят, что у него только дубликат пар-
тийного билета. Но откуда он получил этот
дубликат? Оказывается, ему написали: бу-
мажку, примерно, такого содержания:
«Мусалжанов потерял партбилет, поэтому
просим выдать ему другой». На этой бу-
мажке нет даже подписи. секретаря ‘партко-
ма. И на основе этой филькиной грамоты
человеку выдается дубликат партийного
билета. Был ли он в партии или He был,
но у него есть газетное об’`явление, что им
утерян партбилет, и ему сразу же выдзет-
ся новый. Кстати, Мусаджанов пять раз
терял билет, и всякий раз он получал
НОВЫЙ.

Вот еще нетернимый факт. К секретарю
парткома Текстильного комбината Павлову
однажды обратился некий человек по фа-
милин Давыдов. В своем заявлении, к ко-
торому была приложена учетная карточка,
он заявил о потере партийного билета. Да-
выдов говорит, что у него был билет за
хвадцатимиллионным номером.

Что это за двадцалимиллионный номер?
Не было у нас в партии двадцатималлион-
ного номера. Но партком вее же постановил
просить сталинсхий райком выдать’ Давы-
дову новый партбилет. ,

Или вот еще. Человека задержала мили-
ция. У него отобрали все документы. 0кд-
ло года он не принимал никакого участия в
жизни партии, & потом идет в.пафтком и
говорит: «Выдайте мне билет». Ему пишут:
«Такому-то просим выдать партайный би-
лет». А потом, спохватавшись, узнают,
что членских взносов он He платил. Стали
интересоваться дальше. Оказывается, у не-
го партбилет был отобран в милиции. =

По Сталинскому району в Ташкенте с
1931 г. по июль 1934 г. было получено
1.776 бланков партийных билетов. Около
800 билетов из этого количества выхано в
виде дубликатов взамен утерянных. По Про-
летарскому району за тот же период был
получен 1.201 партийный билет, из коих
431 выдан в виде дубликатов взамен уте-
рянных. Шо Ленинскому и Октябрьскому
райенам ‘установить действительное коли-
чество выданных дубликатов невозможно
из-за хаотического состояния учета.

Установить количество выданных вре-
менных удостоверений не представляется
никакой возможности, тзк как райкомы в
	ТАШЬЕНТ, 19 августа. (Норр. «Правды»).
Отдельные партийные организации `Уз-
бекистана (наркомзем, Узбекбрляшу) допу-
стили грубое администрирование по отноше.
нию в тем, кто комиссиями по чистке пер-
вичных организаций был исключен из нар-
TWH, переведен в кандидаты, сочувствую-
щие: увольняли с работы, выселяли из
квартиры и отбирали продовольственные
карточки.
	ликом . полете. Образцово, без единой ава-
рин, Водопьянов выполяйл сзой долг.
Характерен вылет из Хабаровска. Ca-
молет Водопьянова быстроходнее самолетов
Гатынюва и Доронина, & лететь условились
звеном.
— Я старался не опередить их и кру-
жился вокруг, как жеребенок вокруг мат-
	EH,—TopopaT Водопьянов.
	Затоппение участнов после’ посева риса в совхозах Азово-Черноморского. Союзрисо-
треста.
				ЦУБАНИ
	(От азово-черноморского корреспондента «Правды» )}.
	Пюмадные площади Черноерковской MTC
залиты водой, ‘заросли бурьяном и огрои-
ными камышами. Из 50 тысяч гектаров
только половина засевается различными
культурами, остальная часть пустует. Ме-
жду тем, если приложить усилия и прове-
сти небольшую мелиорацию, то на этой
земле можно творить чудеса. И рисовая
станция сейчас разрабатывает проект опло-
цотворения этой пустыни. Да и по сосед-
этву с землями Черноерковской МТС рас-
положены десятки тысяч гектаров пустую-
щей площади, которая при незначитель-
ных затратах. также может дать огромные
прибыли.

В этом году станция организовала не-
сколько опытных участков в колхозах, ет-
крыла ряд агротехнических курсов, прово-
дит многочисленные научные опыты нах
различными сортами риса. За четыре года
своей работы станция выпустила 21 науч-
		Рис на Кубани-—это уже не редкое яв-
ление. На кубанских плодородных землях
им засевают тысячи гектаров. Возведены
громадные ирригационные сооружения, ре-
гулирующие подачу воды на участки хля
орошения рисовых плантаций.

Но до сих пор рис сеяли преимуществен-
но совхозы. Й лишь в последние год— два
этой драгоценной культурой заинтересова-
лись колхозы. Артель имени Димитрова,
Ивановской МТС, Славянского района, в
этом году посеяла свыше 100 гектаров ри-
са К посевам приступили и другие колхо-
зы. земля Кубани благодарна вк посевам ри-
са. Урожай достигает 18—20 центнеров
с гектара, a koe-rxe доходит и до 30 цент-
неров.

Пионером и инициатором внедрения ри-
совой культуры на Кубани явились При-
азовсная опытная станция и ее руководи-
тель инж. Павленко. Сейчас ев услугами и
	советами пользуются весе рисовые совхозы  ный труд.
	Кубани.
	Хозяйственная сдельщина
для инженеров и техников.
	(В порядке обсуждения).
		Обувной гигант «Парижская коммуна»
долгие годы не выходия из прорыва. 3a
эти годы фабрика испробовала многие фор-
мы оплаты инженерно-технических забот-
ников. Or произвольно устанавливавших-
ся ставок через должностные оклады и не-
сколько премиальных систем фабрика, на-
конец, пришла к разработанной нами но-
вой форме оплаты инженеров и техняков—
к «хозяйственной сдельщине». Хозяйствен-
ная сдельщина охватывает всех инженеров
й техников и построена по следующин
	принципам.
	Нонижение стоимости. обработки, наоборот,
повышает зарплату. Расчеты преизвожат-
ся по соответствующей системе понижаю-
щих коэффициентов. Аналогичный нерядою
установлен при определении использования:
сырья.

Хозяйственная  сдельцина дала всему
коллективу цеховых ялженеров и техни-
ков прямую материальную заинтересован-
ность в выполнении ‘плана и выпуске хо-
рошей продукции. Достаточно сказать, что
в зависимости от’ результатов работы зар-
плата отдельных инженеров и техников к5-
лебалась от 80 ло 150 проц. основной
ставки. Каждая плохая и дорогостоящая
пара обуви бьет мабтера и инженера по
карману; поэтому мастера дерутся букваль-
но за качество каждой пары. Результатье
вместо 22 процентов несортовой (брако-
ванной) продукции, вынущенной в 1939;
году, фабрика в 1933 году, после введе-
ния хозяйственной. сдельщины, давала 9—
10 прон. несортевой обуви и держитея в
1934 году на уровне 7—8 проц., заняв во
COPTHOCTH продувции:иервое место в Союзе.
	В 1932 году фонд зарплаты был нере-

расходован на 1 миллион рублей, з 1933
году фабрика имела 500.000 руб. эконо-
MEH.
Себестоимость продуеции. в 1932 году
была повышена на 14,23 проц., в 1933
году она снимена на 11 проц. В отлель-
ных цехах стоимость обработки за незколь-
ко месяцев действия хозяйственной сдель-
щины снизилась от 10 до 17 и даже хо
26 про. —

Влияние хозяйственной  сдельщины в&
себестоимость резко осязаемо. Уже на вто-
рой день после введения хозяйственной
сдельшины пеховая администрация начала
энергично освобождаться от явных и`сЕры-
тых излишков рабочей силы. Буквально
на глазах переменилась психология людей.
На смену бесконечным претензиям о не-
хватке рабочих, на смену традиционному
стремлению как-нибудь припрятать изли-
шек рабочих «про запас» пришли жалобы
на нелостаточно быстрое из’ятие из цехов
лишних рабочих. Держать лишнего рабо-
чего стало невыгодно. Интересы длаль-
нейшего снижения стоимости обработки
толкнули ИТР на путь систематической,
упорной, не ослабевающей до сегодня-
шнего дня борьбы за повышение про-
изводительности труда, ‘за уплотнение
рабочего дня, за освоение норм, за работу,
без простоев.

0б этом красноречиво говорят цифры.

Первый, рантовый, цех имел до хозяй-
ственной сдельшины 211 рабочих и давал
1.836 пар обуви. Теперь там 173 рабочих,
выпуск возрос до 1.909 пар в день.

Второй, туфельный, цех вместо 201 ра-.
бочего обходится теперь, при  возросшем:
выпуске обуви, с 161 рабочим. Аналогич-
ная картина во всех цехах, где ввелена
хозяйственная сдельшина.

Хозяйственная сдельшина резко повыси-
ла единоначалие в пехе и вызвала повы-
шенные требования к аппарату заводо-
упразления. На базе хозяйственной слель-
щины фабрика сумела коренным образом
перестроить и активизировать бригадный.
хозрасчет. Из системы оплаты труда ин-
женеров и техников хозяйственная следь-
щина выросла в огромный организующий.
фактор.

Инженеры «Парижсной коммуны»а
А. ЛУЧАНСКИЙ, И. ВАЙСЧАН. —
	КАКАОВОЕ ДЕРЕВО В ЛЕНИНГРАДЕ _
ДАЛО ПЛОПЫ:
	ЯЕНИНГРАД, 10 августа. (Корр. «Прав-
ды»). Какаовое дерево, растущее в орав-
жереях Ленинградекого’ ботанического ин-
ститута, впервые дало в этом году зрелые
плоды. Анализ, произведенный химической
лабораторией, показал содержание в плодах
40,9 проц. какаового мзсла. Количество
это обычно для плодов, вызревающих в
естественных условиях. Таким образом со-
став ленинградского какао оказался впол-
не нормальным, & семена — вполне добро=
			Инженеры и техники на фабрике онла-
чиваются едельно. За каждую единицу вы-
пущенной продующия они получают ‘оплату
по установленной для них сдельной рас-
ценке. Важдый работник имеет строго
установленную норму выработки — «хо-
зайственную норму». Если планом до-
пускается вБитуск известного количества
неполноненной  (низкосортной)  продук-
ции, то вся эта продукция приводитея
к первому сорту путем применения пони-
жающих (дробных или отрицательных)
коэффициентов. Первый сорт считается
полноценной продукцией (коэффициент—
1,0), пара обуви второго сорта оценивает-
ся меньше половины первесортной (коэф-
фициент— 0,4), пять пар третьего сорта
приравниваются к одной паре первого
(коэффициент для третьего сорта—0,2), а
car совсем не засчитывается В выработку

При такой системе каждый заинтересо-
ван прежде всего в выпуске первосортной
продукции во всяком случае не меньше,
чем это предусмотрено планом. Нагяядно
это можно проиллюетрировать следующам
примером. Если планом цеха предусмо-
трен выпуск 4;,008 пар обуви в день (пер-
вого сорта—3.713 пар, второго — 256,
третьего-—24 и брака 15), то, приволя
второй ‘и третий сорт ‘по указанным
воэффициентам к первому сорту, получим,
что Цех должен выпустить 3.820 уелов-
ных первосортных пар. Эти 3.820 пар
считаются хозяйственной нормой началь-
ника цеха, за каждую из них он получит
установленную `сдельную расценку. Сред-
няя раеценка определяется делением «0с-
новного» оклада дачного инженерно-техни-
ческого работника на его норму.
	Разумеется, «основной» оклад играет
здесь роль лишь чисто расчетного фак-
тора. Hicam nex даже перевыполнит общее
	количественное задание, но за счет пре-
вышения вторых и третьих сортов и
брака при недовыпуске первого сорта,
руководитель цеха (остальные инженер-
но-технические работники цеха также)
не получит своей основной ставки. Таким
путем мы добились прямой и непосред-
ственной зависимости заработка HTP or
количества и качества выпущенной про-
Хукции.

Охлнако количеством и качеством про-
дукции далеко не исчерпываются факторы,
от которых при хозяйственной сдельщияе
зависит уровень зарплаты инженерно-тех-
нических работников. Она (зарплата) за-
БиСсиТт еще от стоимости обработки едини-
цы продукции и степени рационального
использования сырья. Если стоимость обра-
ботки одной пары обуви установлена пла-
ном в 90 копеек, a фактически обойдется
в 1 рубль, то инженерно-технические ра-
ботники получат зарплату лишь 3a 0,9
пары, или из каждой 1;000 за 900 пар.
	ПЕРЕВОЗКА ФРУКТОВ
В ВАГОНАХ С СУХИМ
ЛЬДОМ.

В Крым выехала экспедиция научно-
исследовательского института эксплуатащии
НЁПС. которая займется изучением воз-
	можности перевозок фруктов в вагонах,
	охлаждаемых сухим льдом.
Сухой лед, занимая незначительное ме-
	сто, резко новысит грузопод емность ваго-
на. Вместе с тем он даст наиболее низкую
температуру, что очень важно для сохра-
	нения фруктов от порчи. (ТАСС).
		MH, не деллевю юопревозждаться снятием с ские организации успокаиваются на том,
	что составляют акты.
ДОМРАЧЕВ. ЛИТВИНОЗ.
		®данской войны. И ваш подвиг, товзращи
челюскинцы и летчики-герои, озаряет 0б-
THK Haile страны, укрепляет ее силу и
	мощь. Бы показали замечательные образ-
	цы героизма и любви в родине. Привет
вам, родные, с берегов Невы, от города de-
нина, колыбели великой коммунистической
партии! Привет храбрым из железного по-
коления. воспитанного Сталиным!».
	Нашей стране нужны смелые люди, —за-
явил товарищ Сталин в беседе с детчи-
ками.

Эти люди у нае амеются, и Число их
кажлолневню растет е молниеносной ‘бы
	стротой. Героические. дела партии Лени-
на—Фталина выковывают героев. В Совет-
ском Союзе воспитывается самый смелый
отряд человечества. С новым общественным
строем, когда каждый доподлинно Чув-
ствует себя равноправным членом коллек-
тива, героизм становится достоянием масс.

Й если борьба за спасение ‘самоотвер-
женного отряда Шмидта подняла pew стрз-
Ну, то легко себе представить, с каким
‘энтузиазмом 170-миллионный народ полы-
мется, когла враг посягнет на нашу’ ро-
дину. Десятки тысяч. Каманиных, Моло-
ковых, Олепневых, Ляпидевеких, Водонья-
новых, Леваневеких, Дорониных  полетат
на советских самолетах в любую точку зе-
иного шара по приказу партии и прави-
‘тельства. Чтобы защитить свою . страну,
свою родину, они будут готовы пожертво-
вать всем. Горе тем империалистическим
‘кликам, которые испытают на себе удары
революционного народа, защищающего за-
воевания Октября! Е

Вслед за датским моряком Шамкингом,
потерневшим вместе со своими товарища-
ми крушение в 1923 году у берегов Аля-
ChE и ‘оставленным на. произвол еудьбы,
трудящиеся всего мира скажут:

— Можно завидовать’ ‘стране, имеющей
тахих героев, и можно завидовать героям,
имеющим такую родину. ‘

людях, воспитанных. партией и &-
‘ветской властью, говорит эта книга. Pac-
сказы летчиков-героев о своей жизни, 0
том, как они спасали члюскинцев — это
правдивые документы, раскрывающие пе-
ред читателем легендарную историю ново-
то человека. Увлекательная сжазка о боль-
шевистской действительности!

Эта книга лучших’ летчиков Советского
Союза выпускается в невиданно короткий
срок благодаря исключительной заботливо-
сти Центрального Комитета партии и лич-
но товарища Сталина. Издание книги бы-
ло поручено редакции «Правды», и только
дружная работа коллектива правдистов-—
тт. Мильруда, Гершберга, Галина, J. Cy6-
боцкого, Е Левина, Крэна, Накулана, Ки-
ша, Герасимовой, Фина, Габриловича, Ци-
товича, Новогрудского, бригады художни-
ков «Партиздата»—тт. Фрейберг, Телин-
татера, Седельникова, руководителей типо-
графии «Красный пролетарий» тт. Аксель-
рода м Смирнова и всех ее работников, —
обеспечила успех дела.
	работы без санкции вышестоящего  паф-
тийного комаятета,.
	цятствяе, Kury удается принять участие в
спасении челюскинцев: он перевез десять
человек.

Лагерь Шиидта ликвидирован. Отихии
ледяното моря, пытавшегося проглотить
советскую  экспедипию, предоставлены толь-
ко тюлуразрутенные бараки. Опасены род-
ные нашей стране героические люди «Че-
люскина». Ляпидевекий, Леваневский, Мо-
локов, Ваманин, Слепнев, Волоньянов, До-
ронин-—вот ‘она, легендарная семерка со-
ветских летчиков.

Оталин, Молотов, Ворошилов, Куйбы-

mes, Жданов молнируют в Ванкарем—
Уэллен счастливой семерке:
’) «Восхищены ващей героической работой
по спасению челюскинцев. Горлимся вашей
победой над силами стахии. Рады, что вы
оправдали лучшие надежды страны и ока-
заливь достойными сынами нашей великой
рохины...».

Мощный голос всей страны от чистого
сердца воспевает героизм советских летчи-
ков H титаническую работу, проделанную
партией & правительством, чтобы спаети
челюскинцев. В тундре чукчи, так MHOTO
слелавшие для спасения челюскинцев, сла-
гали песни о бесстрашных водителях воз-
лушных кораблей.
	Весь мир был потрясен. Нод Ванваремом
держали суровое испытание и советские
летчики и советские машины. Это были
не обычные перелеты по заранее подгото-
рленной трассе. Наша авиация приняла
бой в той обстановке, какую застала на
месте, какая была продиктована суровыми
капризами Чукотского ледяного моря. Й
победила! Эта победа ‘была подготовлена
всей предшествующей работой партия, по-
литикой индустриализации страны, сазда-
нием мощной авиационной промышлен-
ности.

«История об этом,—писала «Дейли ге-
ральд»,—однз из величайших среди истод-
рий © героизме и выносливости, которыми
так богата история полярных исследова:
ний. Радио и авиация сделали их спасение
возможным. Но радио и авиация не смог-
ли бы помочь без знаний м доблести хет-
чиков. Весь мир отдает дань этим доблеет-
ным русскии».
	Вырванная ‘ пролетариатом из руЕ ка-
питалистов и помещиков, Россия стала ма-
терью, любящей своих сынов ‘и дочерей.
Неудивительно, что они отвечалот ей взаим-
ностью. Неудивительно, что трудовой народ
таким тесным кольцом окружает свою ле-
нинскую партию, свое правительство.

Трогательно обращение путиловских ра-
бочих и работниц, инженеров и служащих
в героям-летчикам и челюскинцам:

«Для нас светит солнце сегодня, для нас
оно взойлет и завтра. И пусть кто-нибудь
попробует взять у нас что-либо. Его ждет
участь бывшего императорс, Росспи Нико-
лая Кровавого.

И вы. товарищи, шли по стопам вели-
	ких тероев пролетарской революдаи и 598-:
	опускался на небольшуто площадку aapo-
дрома, как будто он всю жизнь прожил
на ней.

Только в революцию этот человек стал
м Свою жизнь Молоков делит на

два периоха—до и после Октября.

Со свойственной ему скромностью он

рассказывает в спасении челюскинпев:
	— Мы сделали то, что всякий в на-
шей стране должен сделать... Я могу на-
звать десяток своих товарящей, которые
летают так, как я.

— Kro бы из нас так рвался в опас-
ность в старое время? Да никогда в жиз-
sul 3a какую родину отдавать свою
Жизнь, за что? За то, что мать работала,
отнувшись в три погибели, чтобы только
не помереть с голоду: за то, что у меня не
было настоящего детства...

— И на чехо-словацком фронте, и под
Нарвой против. Юденича, и на Северной
Двине против англичан я боролся уже за
свою родину. Для нее я летал в Арктику.

своем детстве, ‘в революции черпал
Молоков силы для героического полета: Ан
был ничем и стал великим гражданином
великой страны Советов. 39 человек спас
Молоков на своем самолете «Р-Б». Самой
тяжелой была последняя ночь с 12 на 15
зпреля. На льдине осталось всего шееть
человек. Советские пилоты беспокоились—
Be сломает ли за ночь аэродром. Спасти
оставшуюся шестерку, которая считала
своим долгом уйти последней, было делом
чести напих героев. И они блестяще вы-
полнили эту операцию.

(собое восхищение вызывает великчй
перелет из Хабаровска в Ванкарем группы
Водопьянова, Галышева,‘ Доронина. 5.850
километров по неизведанной трассе Севера
в зимних условиях! Водопьянов в своей
записке в редакцию «Правды» требовал
даже, чтобы ему разрешили лететь из Мо-
сквы. «В связи с катастрофой, которая
произошла в «Челюскиным»,—писал он,—
H бедственным положением находящихся
там 104 человек я прехполатаю на своей
машине в течение 10 дней со дня вылета
быть на месте и заняться переброской лю-
дей. За день я могу сделать четыре-пять
полетов и взять по четыре человека при
каждом полете».

Правительственная комиссяя в лице то-
варища Куйбышева урезонила Водопьяно-
ва. и он вылетел лишь из Хабаровска. Bo-
юпьянов смелый, безрассулно смелый пи-
лот. Он сам говорит: «Многие считали ме-
ня безудержно и Jame безраесудно сме-
лым. В иных случаях я таким и был».
Но здесь поручение, исходящее от партаи
и правительства! Водопьянов  поглощея
одной мыслью-—во что бы то ни стало до-
лететь и спасти челюскияницев. Он облумы-
	Bad каждый пот, переродилея в этом. ве-
	‚ Впереди показалась темная масса обла-
ков. и началея сильный снегопад.
	На борту моего салмюлета были бортме-
ханики Александров и Ратушкин. Мы ае-
тели на высоте 800 метров я попали в
сильный снегопад, в низкую облачность.
Снизились до 20 метров от земли. Види-
мость была очень скверная. Все самолеты,
один за другим, я потерял. Добавил cKo-
рость, так как опасно лететь при такой
видимости на малой высоте и с малой ско-
ростью. Минут через пять неожиданно це-
	ред самым HOOOM салжлюлета вырастает OAH
	из идущих впереди самолетов. Я сейчас
жё взял ручку на себя и ушел в’ облач-
ность, но’ так как мотор хорошо оборуло-
ван аэронавиганионными приборами лая
слепого полета, то я своболно пробил облач-
ность и на высоте двух с половиной тысяч
метров вышел из облаков. Там меня вегре-
	тило солнце. Чодо иной была черная. мас-
	са облаков. Когда пробьенть облачность я
увялишь солние, то кажется, что оно све-
тит особенно ярко, даже глаза слепит.
Тут я задумался, что делать: лететь по
компасу в Николаевск-на-Амурфе выше
облаков или вернуться обратно в Хаба-
ровёк. Я решил вернуться, так’ как 19
сведениям, полученным еще в Хабаровске,
в Николаевске сейчас пурга, а WITH HH-
з0м я ни за что не рискнул бы, ‘боялся,
что товарищи будут возвращаться и не-
ожиланно для нас мы можем столкнуться
в воздухе. И я вернулся обратно в Хабз-

ровек.
Сел на хабаровеком аэродроме. Вю мие
полбежаля, спрашивают, что случилось ©
самолетом. Я ответил— ничем, все исправ-
но. А почему вернулся? Вернулся из-за
плохой погоды и плохой видимости. He по-
верили. Когда я им подробно об`яенил при-
чину возвращения, товарищи жали‘ иве
руБу и говорили:

— Наконец-те ты взял себя в руки.
правильно сделал, что ‘вернулся и не ря-
скнул лететь.

Водопьянов Ннатнал потом свое звево.
4 апреля вся тройка в Анадыре. Получают
первую весть, что Молоков и Камания ло-
летели хо лагеря Шмидта и вывезли груп-
пу челюскинцев.

Забеспокоилея Водопьянов: «А вдруг
еще до меня тут всех перевезут! Что же
это я? Пять в лишним хысяч километров
залатом летел... Хоть бы одното вывезти!».
	Ло Ванкарема оставалось 1.200 квило-
метров. Через Анадырский хребет путь
вдвое короче. Омелым прыжком на высоте
1.800 метров Водоньянов берет-это -пре-