7 СЕНТЯБРЯ 1934 Г., № 247 (6133).
	хлебослачи.
	ОТСТАЮТ РЕШАЮЩЕЕ РАВОНЫ,
	СВЕРДЛОВОВ, 5 сентабря. (Корр. «Праз-
ды»). Августовский план зернопоставок в
области перевыполнен. Однако за этими
среднеобластными цифрами скрывается не-
допустимо медленное выполнение зерною-
ставок отдельными районами и колхозами.

До сих пор, например, еще не приступил
в зернопоставвам ни один колхез Ивдель-
ского, Висимекого, Врасноуральского райо-
нов. Очень медленно идут зернопоставки в
таких крупных сельскохозяйственных райо-
нах, кав Режевекий, Сухоложекий, Горшин-
ский, Верхотурский, Гариновий и другие.

В отдельных колхозах еще живучи иа-
строения «еначала взять хлеб себе, а что
останется — тосударетву». Особенно ши-
роко распространены рваческие тенденции
в колхозах Краснополяневого района, Надо
заметить, У№ этому не в малой степени
способствует и редакция районной газеты
«Путь Ленина», которая вместе того, что-
бы бороться за решение партии и прави-
тельства © строгом соблюдении авансирова-
ния колхозников и о сдаче хлеба государ-
ству, в передовой статье от 29 августа го-
ворит 0 том, что только «часть хлеба мож-
но отправлять из-под молотилок на элева-
тор». .

Плохо идут зернопоставки в совхозах И
единоличном секторе.
	АРЕНДАТОРЫ,

ГПА РУКОВОДСТВУЮТЕЯ
	СРЕДНИМИ ВИФРАМИ,,,
	Недавно Сталингралекий. краевой комитет
партии вызвал нескольких секретарей рай-
парткомов наиболее отстающих по зерно-

поставкам районов. На вопрос; в чем нуж-
даютея эти районы и какая помощь им

нужна, некоторые секретари вовсе не могли
ответить, а один попросил: прислать... aky-

пезку. -
	«Новолжекая правда», сообщившая 06
этом факте, не приводит, к сожалению, фа-
милию секретаря, спутавшего  рЭловепомо-
гательное заведение с зерноноетавками. Но,
в конце концов, дело не в фамилии, & в том,
330 руководители районов не могут отве-
тнть на вопрос, в чем нуждается район, пу-
блично подтвержлая этим свою полную 979-
реанноеть от действительности.
	Этот унрек можно в значительной мере
адресовать и краевым ортанизациям. Знают
ли они, что делается в районах, что задер-
живает зернопоставки? Далеко не всегда.
Камышинский район, например, считалея
ло самого последнего времени благополуч-
ным. Между тем руководство района явно
сползает на антипартийные позиции. Хлез
в районе убирают варварски, В колхозе
«Сотрудник революции», например, на по-
лях после уборки остается четвертая часть
урожая в нескошенных и неубранных ко-
лосьях, в рассыпанном зерне. Сотни гекта-
ров ‘не скошены пох чем предлогом, что
якобы нехватает рабочей силы, хотя значи-
зельная часть колхозников не выходит на
работу. Огромное количество хлеба теряетея
и в других колхозах. Из 15 молотилок в
районе работает 51, при чем иочти ни одна
He выполняет нормы, а хлеб часто идет

в золму.

Но райком партии (секретарь тов. Pyca-
nos) a MIC menpme seero 1yMawT © том,
чтобы поднять колхозников на борьбу с по-
терями, на уборку всего. хлеба. Наоборот,
огромные потери при уборке и молотьбе
здесь выдаются. за ‘неурожаи, расшатанная
трудовая дисциплина в колхозах изобра-
хается каг нехватка рабочей силы; ‘
	Начинаются разговорчики © нереаль-
носи  нланов  зернопоставок В Йэ-
бяжинской МТС с молчаливого согласия
райкома уже прикидывают, что план зерно-
поставок нельзя будет выполнить больше
чем na 70—80 процентов. Августовский
план в районе выполнен на 75 проц., голо-
вой—на 35 проц. Так выглядит ход зерно-
поставок в районе, где райнартком поддер-
щшизает антигосуларственные тенденции.
	Антигосуларственные тТенхенции в крае
сильны и проявляютея не в одном линь’
Камышинском районе. В Михайловсном
районе, о котором уже писала «Правда»,
колхозы не вывозят хлеб на элеватор и
ссыпалт его в амбары. Хлеб оседает на то-
ках-и разбазаривается. Ежедневные зада-
ния по вывозу хлеба не выполняются. В
Аленсеевсном районе сознательно задержи-
вают обмолот. В Урюпинской МТС лишь на-
днях была отменена директива дирекции и
политотдела, которая ориентировала колхо-
зы на окончание уборки в первой лекаде
сентября, т. е., другими словами, здесь пла-
нировалаеь затяжка в выполнении плана,
зернопоставок. Такие факты можно было
	бы УМНОЖиТЬ.
	rev

аи

ПШЕНИЦА ЗАПЕРЖИВАЕТСЯ
B CKIPAAX 1 ARBAPAY.
	САМАРА, 5 сентября. (Корр. «Празлы»).   Ре
	Средневолжекий край отстает м сдачей
пшеницы.

Слабое поступление пшеницы некоторые
работники краевых организащий пытаются
об’яснить поздним вызреванием пшеницы,
медленным разворотом ее уборки, низкими
темпами молотьбы и т. д. Если эти при-
чины И имеют какое-либо значение, то
только для отдельных районов Орекото ок-
руга, где к массовой уборке пшеницы при-
ступилн всего 12—16 дней назад. В боль-
MHACTBe же пшеничных районов план
уборки зерновых выполнен на три четвер-
ти, а шпеница все же почти не сдается. Так,
в Буртинском районе, где план уборки зер-
новых уже выполнен на 83,6 проп., ржи
сдано 109 проц. годового плана, а ншени-
цы-—всего 5,4 проп. В Оренбургском райо-
не убрано 75 проц. площади и ржи сдана
100,3 проц, а пшенины сдано лишь
5,5 проц. Подобное положение в Понома-
ревском, в Абдулинском и в ряде других
районов края.
	Действительная причина слабого постун-
ления пшеницы в том, что районные орга-
низации до последних дней совершенно не
обращали внимания на покультурное вы-
полнение плана зернопюставок. Антигосу-
дарственной тенденции некоторых колхозов
затянуть сдачу пшеницы под всевозмож-
ными предлогами He было дано должного
отпора. Поэтому, Kak правило, колхозы
большинства районов В первую очередь
молотили рожь, а обмолот пшеницы про-
изволили лишь на внутриколхозные нухж-
ды. Между прочим, ход гарнцевого сбора
как ‘раз и говорит о том, что во всех райо-
нах края огромная масса пшеницы ихег
именно на размол для колхозов.
	В этом году по многим колхозам, обелу-
живаемым MTC, пшеница была убрана
комбайнами. Кюлхозам оставалось ‘только
убрать с полей зерно и свезти ето на
ссыпные пункты. Однако зерно это почтя
все оседает в колхозных амбарах.

Так, в колхозе «Большевик» № 2, По-
номаревскотго района, свыше 200 центяе-
рев пшеницы лежит несданной в колхоз-
HOM амбаре, хотя на расстоянии ста ша-
гов расположен глубинный сеыиной пункт
Заготзерна. Более того, в помещении это-
го пункта, только недавно взятом в арен-
ду У колхоза, имеется 200 центнеров кол-
хозной пшеницы, но передачу ее ссыпному
ПУНЕТУ КОЛХОЗ до сих пор все же не офор-
мил. Соседний колхоз «Новый мир» также
тормозит сдачу ппеницы, хотя у него в
змбаре лежит ев свыше 300 пентнеров,
	HT. A.

Б. БОРСНИЙ.
	ВРЕПНАЯ САМОУСПОКОЕННОСТЬ,
	АБТЮБИНСЬ, 5 сентября. (Корр. «Прав-
ды»). Итоги выполнения августовского пла-
на зернотюставов в области ечитают непл-
хими: едано 37.207 тонн хлеба — 91
процент ‘августовского задания. Но такие
рассуждения вредны. Во-первых, план Все

же не выполнен, хотя область на одном из
первых мест в Казакстане. Во-вторых, в
области довольствуются средними цифрами,
за которыми скрывается немало отстающих
районов. Карабалыкский район выполнил,
например, только 23 проц. плана, а Убаган-
ский — всего лишь: 4 проц.

То же можно сказать и о поступлении
натуроплаты. Августовское задание выпол-
нено на 106 проп. Некоторые районы вы-
полнили от 125 до 534 проц. (Темирский,
Ключевой, Акбулакский). В то же время
Кустанайский выполнил лишь 48 mpon..
Карабалыкский — 14 проц. и_Убаганский
—10 проц.

Выполнение зернопоставок каждым кол-
х030м и каждым районом в отдельности яв-
ляется незыблемым законом. Этого не дол-
жны забывать ни на одну минуту облахт-
	\ ные офганизации‘ Актюбинской области.

На дорогах не успевала оседать пыль,
Ее. вздымали к небу колеса  грузо-
виков, Teter, бричек. (т колхозов к
элеваторам чянулея непрерывный поток
самых разнообразных повозок.
	Bee виды колхозного транспорта были
	мобилизованы“ для скорейшей’ перевозит.
		MORRMMCT томШы

Тэв М. КОМАРОВСНИЙ.
		— Чуть не появоза мы их порвали: —-
говорит т. Федосеев,

Для предотвращения таких случаев в
эту уборку комбайнеры поставили по сто-
ронам машины дополнительные ролики, и
за все время работы’ нё было теперь ни
одного обрыва цени: .
` Не менее хоропю работали и другие ком-
байны. В среднем каждый комбайн нашей
МТС убирал за день 15,2 га.

Колхозы и бригады ожесточенное дрались
за право получить на свои поля комбайны.
Блестяще выразил отношение колхозных
масс к комбайнам инепектор качества чет-
вертой бригалы. колхоза им. Ворошилова
т. А.К; Кузнецов: ^^

— Надо, чтобы в будущем году ‘в н4-
шем колхозе работало ne 2, a 10 комбай-
нов. Уборка комбайном обходится колхозу
много дешевле, чём лобогрейкой. А главное,
комбайн на каждом гектаре дополнительно
«находит» 2‘ центнера хлеба, которые по
зернышку теряются на полях ий на токах
при других способах уборки.
	Не отстали от трактористов.и комбайне-
ров и машинисты молотилок. Молотилки на-
чали работать на третий—четвертый день
уборки и работали без отказа, несмотря на
	TO, что большинство их уже изнотено.
	Для примера укажем, что старая мол-
тилка, на которой работает машинист А. И.
Негодяев, ежедневно  перевыполняет на
3—4 тонны норму. И здесь сказались
культурное отношение к маптине, ращиона-
лизаторские мероприятия и предупредитель-
ный ремонт.
	Хоропю работали шоферы. Не елиничен
пример пюфера т. Седова, совершавшего
ежедневно по 10 рейсов. Каждый рейс—2.0
километров. И ни одной авалии.
	06060 надо ‘подчеркнуть возросшую в
процессе ‘уборки этого года роль женщин.
Они показали, что нет невыполнимых pa-
бот для женщин. Тт. Нентова и Решетнино-
ва успешно работали скидывальщицами на
тракторных лобогрейках, т. Сенина и Шен-
тяпина. прекрасно работали в качестве за-
давальщиц на молотилке. И это не случай-
но. Ударная, четкая работа. машин притя-
гивала 5 ним новые кадры, выковывала
новых специалистов, расширяла рамки при-
менения труда женщин в колхозном произ-
BOUCTBE.
	заслуга технических кадров МТС не
только в достижении образцовых показате-
лей работы машин. Велика ‘их роль как
организаторов нового отношения к труду
в колхозах, как ведущего ядра уборочных
работ. По боевой работе технических кад-
ров равнялись все колхозники. И это репгя-
лю успех колхозов в борьбе за сокращение
сроков уборки и хлебоедачи.
	МАРК. КОМАРОВСКИЙ.
	Дело шло 9 выполнении ответственного
обещания завончить хлебосдачу в 20 ав-
густа. Это обещание дали Саратовскому
крайкому партии колхозы Питерской МТС.
Волхозы свое слово сдержали, годовой плач
хлебосдачи выполнили в назначенный ими
самими срок. первыми в крав..
	Прежде чем везтя хлеб, его, разумеется,
надо было скосить и. обмолотить. Вривая`
нарастания темпов  хлебосдачи  неуклон-
но росла вверх лишь потому, что’ основа-
ние ее покоилось на безупречной косовице
и обмолоте хлеба. А злесь решали дело тех-.
нические кадры.
	Волхозы рассчитывали скосить трактор-
ными лобогрейками 50—60 проц. урожая.
На деле же в колхозах «Борец», им. Во-
рошилова, им. Чепаева и других весь уро-
жай до поеледнего г» скошен лобогрейками,
прицепленными к тракторам. 38 тракторов
выпрягли из лобогреек всех лошадей колхо-
зов, освободив их‘длая вывозки хлеба.
	Каждый тражтор водил за собой 5’ лобо-
греек. В’ обращении своем к техническам
кадрам уборочной, напечатаниом в «Прав-
де», питерцы говорили oO прицеле к
трактору четырех . лобогреек. Но, по-
работав как еледует, сумели сделать
надежные прицепы для пяти. Поэтому каж-

в трактор » лень в среднем скашивал
га. 7
	Образцово работали даже те тракторные
отряды, которые весной отставали. `Таков
отряд № 9. Бригадир отряда т. Целихин
сейчас спразедливо гордится тем, что у не-
TO за всю косовицу ни один трактор не
имел ни минуты‘ простоя по вине тракто-
рита. 490 га ржи скошено пятью тракто-
рами отряда в два с половиной дня. 480 га
пшеницы-—в два дня. Это значит, в сред-
нем назждый трактор счосил 194 га.
	В чем «секрет» образцовой работы трак-
тористов Питерской МТС?
	здесь мало сказать, что все решали
огромный под’ем трудового энтузиазма ий
правильно организованное социалистическое
соревнование. Это, конечно, было. Договоры
по соревнованию заключили все` трактори-
сты. Выполнение договоров проверялось
ежедневно. Но надо добавить, что специфи-
кой этого года была борьба за нультурное
обращение с машиной. Трудовой энтузиазм,
плюс культура труда—-вот что обеспечило

м работу тракторов в Питерской
	Возьмем для примера порядок ухода за
	работает т. И. И. Иванов. Через кажлые
	десять часов работы сменяли масло в воз-
духоочистителе и по среднему кранику в
вартере. Через каждые 60 часов работы
проверяли состояние всех частей трактора,
снимали картер, меняли масло. При кэаж-
дой смене смазывали и протирали вею ма-
шину, сдавали ее один другому абсолютно
чистой. Бригадир отряда т. Иванов блестя-
ще организовал полевой ремонт. Кольша и
даже гильзы сменялись тут же. на‘ меета
работы трактора, на загоне; на перетяжку
подшипников тратилось менее двух часов.

Все, что сказано о трактористах, целиком
относится и к работе комбайнеров. Комбай-
ны были в этом году желаннымя работни-
ками на колхозных полях, Работали эти
«машины © выешим образованием», как
их называют кодхозники, прекрасно. -

Разительно сравнение прошлогодней ра
боты комбайна № 123 с работой его в этом
году. Нз комбайне работали те же самые
люди, что и в прошлом году, — комбайнеры
тт. Федосеев, Болдырев: штурвальные тт.
Ломакин Взсилий, Ломакин. Николай.

В прошлом году комбайн № 123 убрал
всего 90 га. Больше простаивал, нежели
работал. В этом году комбайном убрано 230
га. В день комбайн убирал 17 га при нао-
хомземовской норме в 9 га. Машина та же,
люди те же, но изменилось отношение к ма-
шине, `повысился уровень технической
осведомленности нкомбайнеров,—и это дало
огромный положительный эффект.

Федосеев и его товарищи по работе на
машине ремонтировали комбайн  Учли
пронтлогодние лефекты машин и исправили
их. Например. в прошлом году на комбай-
	От специального корреспондента
«Правды»).

Весной в управляющему первым отделе-
нием совхоза «Искра» Коломейцеву прашех
Николай Серенко, кулак из села Верхний
Бычок. Враткая беседа между ними закон-
чилась выгодной сделкой к взаимному удо-
вольствию. Серенко получил в аренду один
гектар совхозной земли, Коломейцев—пол-
тора центнера картофеля. За Серенко при-
шли другие, и 7 гектаров совхозной земли
перешли в пользование нескольких едино-
личников села Верхний Бычок.
` Управляющий вторым отделением совхо-
за Вихлянов оказался более широкой нату-
рой, чем Коломейцев, и сдал в аренду уже
не 7, & 20 гектаров. Не признавая урав-
ниловки, он бозл дифференцированную пла-
ТУ за аренду—с кого больше, с кого мень-
ше. Нроделать эту операщию посоветовая
Вихлянову помощник директора Малянин.

— Бери,—говорил он‚— плату продо-
вольствием. Это точка зреншя директора.

Директор, следовательно, знал © сдаче
совхозной земли в аренду.

Дело это вокрыл начальник политотдела
Щурьев и сообщил о нем в райком. Райком
сделал все для того, чтобы о его решении
(кетати, недостаточном) в районе не знали:
оно не было опубликовано в районной газе-
те, с ним не ознакомили первичные пар-
тийные организации. Постановление два-
жды редактировали. Сперва в нем было ука-
зано, что Коломейцев будет привлечен в су-
дебной ответственности. Через десять дней
появляется новая формулировха: «за сда-
чу земли в аренду об’явить Коломейцеву
строгий выговор».

Так «иеправляют> грубейшие отибки в
Урюпинскогя районе, Сталинградского края.
Не’ удивительно, ‘что в’ районе cha-
ча земли в аренду практикуется
не только в совхозе. Правление колхоза
имени! ХУ] партс’езда сдало в аренду еди-
ноличникам и колхозникам 100 гектаров
луга, правление  сельхозартели «Красный
ударник» слало в аренду 35 гектаров. За
деньги сдает в зренду 40 гектаров луга
Креновский колхоз. Ф. ШАТАЛОЗ.
	18 НОВЫХ ФЕРМ,
	18 НОВЫХ ФЕРМ организовано в Воло-
гедском районе и открыто десать ветери-
нарных пунктов. Колхозы, организовавшие
фермы, обязались к 1 октября полностью
обеспечить скот кормами. В ‘колхозах име-
ни Молотова, «Антивист», «Серп и молот»
уже закончено строительство скотых дво-
		Начальник политотдела Питерской МТС,
награжденный орденом Ленина.
	совхозе `Азово-Черноморекий крайком”” по-
	слал туда для обследования ответственного
инструктора. Все’ выводы комиссии по уро-
жайности полностью подтвердились. Можно
было ожидать решения. крайкома. Этого не
случилось. Врайком почему-то направил
все материалы в прокуратуру для нового
расследования.
	Непонятная осторожность краевых орга-
низаций в привлечении к ответственности
заведомых очковтирателей и обманщиков
государства развязывает руки оппортуни-
стическим элементам, которые допускают
огромные потери хлеба при уборке, сни-
	жают урожайность и допускают порчу
хлеба.

И. ПОПОВ.
Уполномоченный — Государственной
	комиссии по определению урожайно-
сти по Азово-Черноморскому краю.
		тракторами в отряде № 3, где бригадиром не часто’ рвались пепи.
	У директора `Вешенского  зерносовхоза
(Северодонской округ) ` Тарасюка весьма
своеобразное понятие о вредительстве. По-
пытки работников межрайонной комиссии
по определению урожайности выяснить
подлинные размеры урожая в совхозе он
называет вредительскими, & свое упорное
стремление обмануть государство, видимо,
считает заслугой. Со своей точки зрения Та-
расюк действительно заслуженный человек:
еще 15 июля он представил заведомо ложные
данные 06 урожайности. Затем совершил
«грехопадение»: под нажимом работников
межрайонной комиссий по определению
урожайности несколько повысил цифры
урожайности; впрочем, он немедленно
«исправил отибку», т. е. снова обманул
государство. .

1 августа дирекция определяла урожай-
ность яровой пшеницы на клетке № 116—
120 в 7 центнеров с гектара, в то время
	томск.
	ПРЕСТУПНИНИ НЕ НАНАЗАНЫ.
		как минимальный урожай этой ушеницы-—
9 центнеров с гектара. Преуменьшением
урожайности не ограничивается список
преступлений Тарасюка. Шо его вине
сгнило 1.500 центнеров зерна, которые
Заготзерно, естественно, отказалось при-
нять. Не исключена возможность и даль-
нейшей порчи хлеба. Хлеб на перевалоч-
ных пунктах находится под открытым не-
бом, а те навесы, которые устроила  ди-
рекция, неспроста здесь называют «си-
лосными ямами». Они не что иное, как
ямы метра два глубиной, защищенные
навесом, В ямы беспрепятственно стекает
дождевая вода, подмачивающая хлеб. Сам
Тарасюк не отрицает, что настоящие на-
весы, которые действительно предохраня-
ли бы хлеб от дождя, можно было по-
строить в течение каких-нибудь 5 дней.

После нашего доклада o6 антигосудар-
ственных тенденциях в Вешенском зерно-
		Сталинградский край является одним из
наиболее отстающих во всем Союзе. Зерно-
поставки вынолняютея плохо, потому что
здесь недопустимо затянули обмолот. Доста-
точно сказать, что на 31 августа в крае
было обмолочено только 51 проц. скошен-
ного хлеба. Каждый день промелления ¢
обмолотом вызывает неисчаелимые потери,
тем более, что в валках и копнах осталось
25 проп. скошенного хлеба,
	радский край может и должен в
ближайшие дни ликвидировать отставание.
Для этого нужно прежде всего знать, FTO
делается на местах, отрешиться от методов
руководства по «ередним» пифрам и беспо-
адно разоблачать буржуазных перезо-
жденцев, = саботирующих  зернопоставки.
Именно этого нехватает еще Сталинград-

Сскому ЕРаю.
	LL.
От Красноярска до Игарки при блато-
приятных условиях— 10 летных часов. При
нолете прямо на глазах меняется природа:
	горы незаметно переходят в равнины: че-
прерывные девственные леса, примыкаю-
щие с обеих сторон к Енжею, становятся
низкорослыми. Нрирода с каждым часом
становится все более суровой.

После села Фомки (совхоз Наркомлеса,
им. Енукидзе) и колхоза Ярцево уже ae
видно обработанных площадей. Ярцево, на-
хохящееся в южной части Туруханекого
района, в 748 км от Красноярска, считает-
ся северной границей земледелия.

От Туруханска начинаются бесконечные
пространства лесотундры. Внизу раскинуто
бесчисленное множество больших и малых
озер. На пустынных, еуровых берегах Ени-
вея лишь изредка попалаются маленькне
станки (деревушки по нескольку дворов).

За станком Курейкой, почти на 200 км
севернее полярного круга, внизу под ca-
молетом, со сказочной неожиланностью вы-
растает город’ среди озер и болот, дымят
заводские трубы — это ‘заполярный город
Игарка, расположенный на высоком бере-
гу протоки, глубина которой достигает
50 метров. На берегу-— пассажирская и гру-
зовая пристани, лесная биржа, причалы
для погрузки готовой лесопродукции, гидро-
авяопорт.

Натротив Игарки, на самоедском остро-
ве, тоже много строений, большие возде-
ланные площади, весело блестят на солнце
стеклянными крышами тепличные и пар-
никовые корпуса. Это — Игарский совхоз
Главного управления северного морского
пуги и залюлярная опытная станция ЙИн-
етитута растениеволетва.
		м. РАЗУМОВ.
	раничиваться ролью простых скупщиков  ших холодов (среднегодовая температура
	пушнины и мехового сырья, Их задача за-
ключается в организации охотничьего про-
мысла, снабжении местного населения
средствами производства.

Одной из крупнейших задач Таймыртре-
ста является промышленное освоение Но-
рильского района, обладающего богатей-
шимя залежами высококачественного угля,
большими запасами платины, меди, нике-
ля, кобальта и др. редких металлов. Уже в
этом году Норильёк должен дать около 20
тыс. тонн каменного угля для снабжения
Енисейского пароходства и Варской экспе-
диции. Норильский район отделен от Ени-
сея 100 км тундры, сколько-нибудь проез-
жей только в зимний период. Таким обра-
зом, промышленное освоение Норильского
района зависит от организации путей сооб-
	щения. Через некоторое время неизбежно.
	встанет вопрос о постройке железной лороги
Дудинка Нурильск. На ближайшее же
время реален только водный путь через
устье Пясины. .

Судоходство по реке Hacane, в основном
уже освоенное,  является частью вазжней-
шей для крайнего Севера задачи — opra-
низации родного пути через Таймырский
полуостров с запада на восток  (Карское
море — р. Пясина — р. Дудыпта — р.
Авам-волок. — р. Тагинар — р. Волосян-
ка — р. Хетя — р. Хатанга). Освоение
этого, так называемого. Южно-Таймырского
пути, проходящего через наиболее населев-
ную часть Таймырского полуострова, от-
крывает широкие возможности для заво33
товаров в наиболее отдаленные местности,
вывоза продукции охотничьего и рыболов-
ного промыслов, исследования и разработ-
ки больших естественных богатетв.
	Самым узким местом Игарки и Таймыра
является флот. Пассажирское движение на
линии Красноярск — Игарка — Дудин-
ка —  Усть-Порт крайне недостаточно.
Еще хуже с заброской грузов на Север.
Завоз грузов. всегда сильно запаздывает и
либо не выполняется, либо проводится с
таким запозданием, что становится невоз-
можным использование притоков Енисея
для завоза грузов в тундру. Необходи-
мо учесть при этом, что. завоз продоволь-
ственных ‘и промытнленных товаров на
Север за годы ревелюции и особенно за по-
слелние годы значительно увеличился.
	Условия для создания собственной про-
повольственной базы на Севере трудные.
	веледетвие короткого полярного лета, боль-
	Игарки минус 10°). Игарка, Дудинка на-
ходятся в полосе вечной мерзлоты, оттаи-
вание почвы в июле—сентябре происходит
телько на полметра, в редких случаях до
0,8 метра.

Однако практика показывает, что разви-
тие здесь сельского хозяйства безусловно
возможно. Игарский совхоз’ существует *
1930 года. В этом году им засеяно 96 га.
Площадь сева легко может быть увеличена
до нескольких сот г за счет раскорчевьн
мелкороелого леса и кустарника. Зерновые
культуры в совхозе не выэревают. Нельзя
сказать, что в этом повинен только климат.
Сев, как правило, проводился случайными
семенами, притом еще на всхожесть не
проверенными. Я видел на полярной опыт-
ной станции неплохую рожь, сеянную в
первой половине августа. Она, вероятно. не
успеет созреть. Надо попробовать сеять
рожь в середине июля.

Выращивание в широком масштабе кар-
тофеля, турнепса, капусты, репы, редиса,
салата и даже лука уже пояностью дока-
зано и хозяйственно вполне цёлесообразно.
Очень хорошо растет кольрабий—разновил-
ность капусты с утолщенным, шаровид-
ным, мясистым стеблем, идущим в пищу.
но вследствие недостатка семян его посея-
НО В ЭТОМ ГОДУ В 60вх0зе очень мало.
	С 1932 г. Всесоюзный институт расте-
ниеводства ведет в Игарке испытание сор-
тов различных овощей и их агротехники.
Эта работа ведется под руководством агро-
нома М. М. Хренниковой, работавшей ло
этого 8 лет в Хибинах. Пе ее мнению, ус-
ловия Игарки, особенно в отношении почв,
Name лучине, чем на Кольском полуострове.

Особенно успешно идет выращивание
овощей (вплоть до помидоров) в Парниках и
теплицах совхоза. Большие теплицы по-
‘строены также в ограде лесокомбината.
Здесь вею зиму выращивался луБ, при
чем для отопления использовался пар лесо-
заводской ТЭЦ, а в длинную двухмесяч-
ную полярную ночь солнце с успехом было
заменено большими электрическими лам-
пами.

Разведение молочного скота и свиней на
Севере является задачей, легко осуществи-
мой. Усиление кормовой базы может быть
достигнуто, как за счет расширения пло-
щади . естественных лугов  (раскорчевка).
так. и за счет посева трав и корнеплодов.
Этим очень мало занимается Игарский сов-

х03 и совсем не занимаются станки, уже
начиная с Ярцева.
	дивотноводство в Игарке в загоне. В
этом году ‘нет ни одной покрытой кобыли-
цы. Из 132 коров — 40 яловых. Отход
поросят — свыше 30 проц. Бычков заби-
вали в недельном возрасте ‘из-за необеспе-
ченности кормами. В станках Игарского и
Туруханского районов большая яловость
коров из-за нехватки производителей, co-
держание которых невыгодно  веледствие
малочисленности поселков. При наличии
желания ий инициативы руководящих pa-
ботников, конечно, можно было организо-
вать ‘переброску производителей из станка
в станок на лодках иди плотах.

Не лучше и с оленеводетвом. В Потапов
ском и Авамском оленеводческих совхозах
вследствие плохого хозяйничанья за 2—3
года. поголовье оленей снизилось с 1% до
4 тысяч голов. Сейчас эти совхозы Олене-
водтрестом (Наркомзем РОФСР) нереданы
Таймырскому окрисполкому, при чем одно-
временно с передачей совхозов трест анну-
лировал все наряды на корма, спецодежду,
строительные материалы, поставив тем сз-
мым совхозное поголовье в очень тяжелые
условия, Поголовье оленей тундрового на-
селения снизилось за 4 года се 117 до
73 тысяч голов.
		Секретарь Восточносибирского крайкома ВКН(б).

ботке полезных исконаемых (графит, медь,
никель, платина, исландекий птат и др.)
и в снабжении техническим оборулованием
развертывающихеся предприятий Севера.

Северный морской путь создал врулней-
шие хозяйственные организации: трест
Севполярлесе и Таймыртреет.
	ВБ леспромхозах Севполярлеса  насчи-
тывается около 80 миллионов гектаров де-
са. `В сожалению, эти леса до сих пор сла-
бо обследованы.  Севполярлес работает
только на экспорт. Он берет е гектара не
более 12—15 кубометров, в те время как
было бы тораздо выгоднее рубить с гек-
тара 50—60 кубометров, увеличить выхол
	на экспорт и обратить остальной лес на.
	внутренний рынок.
	HOM состоянии находятся ихтиологические
исследования, почти не практикуется под-
ледный лов, удельный вес которого в го-
JOBOH программе может и должен быть до-
веден по крайней мере процентов ло 40.
	Большинство добываемой на Енисее ры-
бы идет в засолку. Солятея лаже такие
	ценнейшие сорта, как осетр, нельма. Ну-
		Жжно наладить доставку рыбы потребителю
в глубь Сибири в свежем виде. Возможно-
сти имеются. Таймыртрест располагает
прекрасными рефрижеёраторами, используе-
MEIN сейчас как простые „баржи. Удачный
опыт Усть-Норта, замораживающего летом
свежевызювленную рыбу в глубокой тран-
шее, вырытой в вечной мерзлоте, дает воз-

можность на каждом промысле иметь свой
естественный хололильник.
	Таймыртрест до сих пор ничего не де-
лает для’ расширения производительности
местных русских и туземных рыболовных
артелей. Пря оказании этим артелям тех-
нической помощи и при повышении меха-
низации рыболовного дела в артелях. и
	расширении моторного Флота снабжение
	рыбой-сырцом перерабатывающих — пред-

приятий Таймыртреста могло бы быть 3Ha-
чительно Увеличено.
	fo же нужно свазать и о пушном про-
иысле. Хозяйствующие организации (Вост-
сибпушнина, Таймыртрест, Интегральная
кооперация) никоим образом не должны ог-
	В приенисейских и приангареких масси-
вах имеются пеннейшие породы восточно-
сибирской сосны и драгоценной сибирской
лиственницы, не имеющие себе равных по
качеству и поэтому пользующиеся неогра-
ниченным спросом на мировом рынке.
	Нз всего плана экспорта лесоматериалов
через Карскую экспедицию около 80 про-
центов дает Игарекий лесокомбинат. Сирое
иностранного рынка на игарекий лес в не-
сколько раз превышает производство и вы-
возку этого года. Отсюда неотложная зада-
ча увеличения производительности суще-
ствующих предприятий Севполярлеса, что
и намечается в виде постройки двух
новых шестирамных заводов — в Енисей-
ске и Игарке.
	Нродукция Таймыртреста в. 1934 году
выражается в сумме около 15 млн рублей.
Устье Енисея чрезвычайно богато высоко-
сортными породами рыбы. Таймыртрест по-
ха еще добывает только 15—16 тыс. пен-
тнеров в год (вся годовая добыча в Таймыр-
ском округе — 40 тыс. центя.). Постро-
енный в Усть-Енисейском порту консерв
ный завод в 1934 г. дает только около 11%
млн банок, в 10 время как при наличии
сырья он мог бы легко удвоить свою про-
дукцию. Рыбное хозяйство Таймыртреста,
как и других организаций (Интегралнцентр,
Таймырсоюз). еще очень слабо. В зачаточ-
	Игарка — довольно большюй город ©
правильно распланированными улицами и
кварталами. Строения деревянные и пре-
имущественно одноэтажные. Приятно пора-
жает то, что в большинстве кварталов име-
ются тротуары.

Неотложной задачей является форсиро-
вание жилищного строительства, которое
резко отстает от роста населения города и
создает огромные трудности для развития
производства. Столь же необходимы pac-
чистка площадей. занятых городом, от ку-
старников и проведение простейших мелио-
ративных мероприятий для ликвидации 33-
болоченности городских кварталов. Эти и
ряд других бытовых вопросов имеют ре-
шзющее значение для закрепления в Игар-
	ке кадров рабочих, в особенности квалифи-
пированных.
	Вультурное строительство в Игарке по-
лучило уже довольно широкий размах:
имеются большой клуб с залом вместимо-
стью около 1.000 человек, радиовещатель-
ная станция и радиотелефонная станция,
которая обеспечивает хорошую слышимость
двустороннего разговора с `Иркутском. Дети
школьного возраста (около 2.500) полно-
	ОКОНЧАНИЕ СМ. НА 3-й СТР,
	Освоение Северного морского пути про-
бухило к жизни величайшие богатства все-
го Енисейского бассейна.

Огромную роль Северный морской путь
должен сыграть и уже играет в развитии
лесной, рыбоконсервной промышленности и
товарного оленеводства, & также в разра-