EPASB & A,
	< OKTRBPH 1934 f, № 272 (6158).

НА ВЕШПАДУПАРОДНЫЕ ТЕНЫ.

НОЛЬ STAN SMOHEKOR
ATPECCHE в КИТАЕ
	Японская агрессия в Китае вступает в
новый этап. Захватив все освовные страте-
	гические проходы в Великой стене —Губем-
коу, Сифынькоу и Шанхайгуань, получив
«аегальную» возможность посылать CBO
войска и бронепоезда вдоль Бейпин-Мукден-
ской змелезисй пороги, формально для ее
«охраны», японское командование имеет
возможность в кратчайший срок занять
военной силой Северный Китай. Сейчас
штаб квантунской армии настойчиво доби-
вается такого же «емешанного» управления
ва Бейпин-Суйюаньской железной дороге
для того, чтобы открыть себе путь в Мон-
гелию со стороны Kasrana.

Японский империализм настаивает, одна-
ко, на более серьезных требованиях, близ-
ких к знаменитому 21 требованию 1915 го-
да. На первый взгляд его домогательства
выглядят весьма невинно: Япония жаждет
всего только «экономического кооперирэва-
ния» с Китаем. Но стоит лишь ближе озна-
комиться с содержанием этого «коопериро-
вания», чтобы понять, что речь идет о пйэе-
вращении Китая в японскую. колонию. Япо-
ния стремится овладеть всеми естественны-
ya ресурсами Китая, монополизировать
его внешнюю торговлю, добившись особых
привилегий в этой области и заставив Ки-
тай потреблять только изделия японской
индустрии.

Первые шаги в этом направлении уже
сделаны: благоприятный для ввоза япон-
ского текстиля таможенный тариф, устапо-
вленный летом 1934 года, сразу дал себя
знать наплывом японских  демпинговых
‚ текстильных изделий и закрытием многих
китайских текстильных фабрик.

Требования Японии, уклалывающиеея в
эластичную формулу «экономического 50-
оперирования», предусматривают также

«техническое кооперирование». И тут «для
начала» сделан немаловажный шаг: заклю-
чено— нигде, естественно, He публикуе-
иое— соглашение о постройке японскими
фирмами на китайских верфях «некоторых
единиц» китайского морского флота, при
чем немаловажных.

В соответствии с заключенным догово-
рем первая группа янонеких морских спе-
циалистов прибыла в конце августа в Шан-
хай для постройки здесь на Кияннаньских
верфях крейсера «Пинхай» водоизмещением
в 3 тыс. тонн (вооружение — три 14-сая-
тиметровых орудия, шесть 8-сантиметро-
вых зенитных пушек, 4 пулемета и т. д.).
Группа этих специалистов прислана фир-
мой Харима (близ Кобе).
` Британская газета «Норт чайна penn
ныюс» в передовой яловито заметила по
этому поводу, что «хотя британские и аме-
риканские морские специалисты также при-
глашались panee B Китай для консульта-
ции, но все же это первый случай, ` когяа
иностравные инженеры специально хеле-
гируютея для постройки военного корабля
на китайских верфях... Этот факт особенно
достоин внимания в связи с сообщениями
о японско-китайском сближении».

Таков немаловажный шаг на пути «тех-
нического кооперирования», являющийся
по сути дела уже «кооперированием» в 00-
ласти военной. — РЯ РИ

Но на этом дело не кончается.

Весьма осведомленная тяньцзинская га-

‚ зета «Дагунбав» приводит следующие четы-
ре требования «кооперирования», прел’яв-
ляемые Японией Rata:

1. Создание смешанной японо-китайской
комиссии банкиров AIA изучения экономч-

ческого положения в Северном Китае и вы-

работки планов экономического его развя-
ТИЯ.

2. Предоставление всем японским финан-
совым организациям равных шансов вкла-
дывать капиталы в Северный Китай.

3. Немелленное разрешение китайским.
правительством вопроса 0б оплате старых.
китайских займов. заключенных в Япония,
в частности так называемых «займов Ни-

шихара».

4. Предоставление Японии права эксплу-

атапии вновь открытых экономических ре-
сурсов Китая.

Что все это означает в переволе на язык.

действительных фактов? Это означает пре-
вращение Китая в сырьевую базу япон-
ского империализма, а Северного Китая —
в широкий плапларм для ведения «большой
континентальной войны».

В этом свете следует рассматривать все
переговоры, происходящие между «местны-
ми» японскими и китайскими властями:
Сибаямой п Хуанфу в Бейпине, гоминда-
новскими чиновниками и Ариоси в Шанхае
ит. д. $

Япония «мирно» пролвигается все халь-
ше в глубь Витая. Это «мирное» пролви-
жение «скреплено» военными  маневрами
влоль Великой китайской стены. японсви-
ми тарнизонами вдоль Бейпин-Мукленской
железной лороги и фактическим захватом
Тантунского районз.

= ыы > м

м а tet oes ER ot ost to lo

we tw et ow eet Ot OG oy
		Рост повстанческого
	движения в Манчжурии.
	ШАНХАЙ, 39 сентября. (ТАСС). Из мно-
тих пунктов Манчжурии сообщают 0б уси-
лении деятельности повстанцев.

По сообщению агентства «Симбун рен-
го», в августе повстанны 807 раз появля-
лись в пунктах вдоль жедезных дорог
Манчжоу-Го. Количество повстаниев в a8-
густе почти влвое превышает количество в
июле. Если в июле, по имеющимся данным,
количество повстанцев составляло свыше
38 тыс.. то в августе их насчитывалось
53 тыс.

По словам газеты «Давеньбао», в голов-
щину оккупации Манчжурии, 18 сентября,
“gp различных частях Манчжурия зафикся-
ровано более десяти нападений повстанче-
ских отрядов на японские войска.

Газета «Шуньбао» указывает, что япон-
цы концентрируют войска в Анъдуне (ко-
нечный пункт Муклен-Аньдунской  20-
роги) для нового наступления против по-
встанцев в`виху значительной активизални
деятельноети повстанцев в этом районе,

Китайское агентство «Чжепзя» в сего-
хняшнем сообщении указывает. что из
тюрьмы бежало свыше 300 заключенных,
котопые убили начальника тюрьмы и 10
охранников, захватили оружие и присоедя-
нились к повстанцам. заняв горох Чжанбэ,

Газета «Чайна таймс» сообщает, что от-
ряд повстанцев атаковал японские войска
в Саньсине, при чем в столкновении было
убито 4 и ранено 6 японских солдат. По-
	xX узкие,
Е захватили оружи
BCT@HUH при этом

ЛЕЙБОРИСТСНАЯ БЮРОНРАТ!
ОТВЕРГАЕТ ЕЛИНЫЙ ФРОНТ
	ДЛЕЛЕГАТЫ © МЕСТ ПОЛВЕРГЛИ РЕЗКОЙ КРИТИКЕ ЛИНИЮ ВОЖДЕЙ.
	BOACTBO B нервное  состоянио. оащитавк
офипиальной позиции лейбористов Шенузля
	нанес Бивену личное оскорбление. Ире-
зидиум с’езла об’явил Бивена неполномоч-
ным делегатом и поторопился закончить
дискуссию, как только выступила «тяже-
лая артиллерия» руководства: секретарь
союза транспортников Бэвин и Герберт Мо-
рисон. Оба метали громы и молнии против
компартии. Морисон особенно энергично ча-
стаивал на том, что нужно «раз навсегда
понончить с сотрудничеством лейбористсоних
рабочих с неммунистами».

Позиция руководства была одобрена
большинством голосов, и принята резолю-
ция, которая гласит:

«Единство действий с номпертией и
примыкающимм к ней или субсидируемыми
ею организациями без санкции исполкома
несовыестимо с ппебыванием` в рядах лей-
бористсной партии».

Поэтому конференция дает исполкому
партии «полную дисциплинарную власть»
в отношении нарушителей этого постанов-
ления.

Для понимания характера голосований,
производящихея на конференции лейбери-
стов, необходимо учесть своеобразие их
«демократической — системы». — Делегаты
имеют столько голосов, сколько чаенов
насчитывает представляемая ими организа-
пия. Четыре трел-юниона— горняков, транс-
портникоз, муниципальных рабочих и же-
лезнодерожникоз—— насчитывают 1.115 тыс.
	членез и имеют, таким образом, на сезде
	абсонютное большинство голосов. Секрета-
ри этих тред-юнионов голосуют обычно за
вею организацию.

Таким образом, чтобы обеспечить себе
«победу», руководству лейбористской пар-
лии достаточно заручиться поддержкой
этих четырех секретарей.

Другой характерный штрих конферен-
ции— ораторы оппозиции могут выступать
только в прениях. Права на содоклад энп
не имеют.
		САУТИПОРТ, 1 октября. Вонференция ач-
глийской лейбористской партии открылась
сегодня в 10 часов утра в помещении са-
мого большого театра в Саутпооте — «Гар-
рик».

Характерно. что первым актом. конферея-
ции был обмен прирететвиями между пре-
зидиумом. и местными мунипипальными
властями. Эти приветствия должны были
подчеркнуть, что конференция будет засе-
дать с благодущием и спокойствием, в пол-
ной гармонии с существующим строем.
Буржуазный мэр Саутпорта с милой улыб-
кой отметил, что в его распоряжении наху-
длится немного полиции и ‘он надеется,
что температура собрания не будет очеяь
высокой...

Велед за этим председатель исполкома
лейбориетской партии Вальтер Смит произ-
нес официальную вступительную речь. Речь
эта носила характер общей политической
декларации. Связь ее © избирательными
планами была подчеркнута заключитель-
ными словами оратора, указавшего на воз-
можность того, что выборы состоятся рань-
ше срока.

Видное место в своей речи Смит уделил.
вопросу о фашизме и войне. .

Явно учитывая антифагтястекое настрог-
ние мае и их симпатии в СССР, Смит
противопоставил «милитаризацию полити-
ки», как он определил фашизм, мирной
политике СССР.

«Если война висит в воздухе, — заявил
Смит, — то это результат действий имие-
‘риализма на Дальнем Востоке и фашизма
в Европе... Ни одна страна на свете не
‘заинтересована больше в сохранении мира,
` нежели CCCP. CCCP рассматривает — и
‚не без основания — явно империалистиче-
‘ские цели Японии на Дальнем Востоке и
‘экенансионистекие планы Германии в Евро-
‘пе как угрозу его территориальной безо-
пасности и мирному экономическому развя-
тию. Ряд пактов о ненападении, которые
советское правительство подписало с с9-
селними странами. свидетельствует © его
желании установить с ними мирные отно-
шения. Инициатива, проявленная советским
правительством в пелях заключения восточ-
ного пакта взаимной помощи, также пока-
зывает, что, по мнению советского прави-
тельства, наилучшие гарантии мира и
безопаености лает коллективная система.
Мы приветствуем как событие историче-
ского значения. вступление СССР в Лигу
наций и предоставление ему постоянного ме-
ста в Совете Лиги».

* *

Дискуссия на конференции началась се-
годня, при утверждении доклала  испол-
кома. Часть делегатов полвергла критике
разлел локлала. касающийся единого фрон-
	(По телеграфу от специальвого корреспондента «Правды»).
	та и содержащий письмо руководства лей-
бористской партии от 2 марта с отказом
принять предложение компартии о едином
фронте. i

Делегат от Оксфорда—Хит в развернутой
революционной речи указал на гибель-
ность раскольнической тактини лейборист-
сного руководства. Если бы германская со-
циал-демократия, говорит Хит, в 1932 г.
приняла предложение компартии о еди-
ном фронте, ход событий был бы другим.
Руководство лейбористекой партии не пох-
держивает революционной борьбы против
фашизма. Только мощный единый pout
может отвратить от английского пролета-
риата тяжелые испытания германских B
австрийских рабочих.

Конференния отклонила внесенное прел-
ложение о. неодобрении позиции исюлкома.

Затем несколько телегатов. в том числе
	‘профессор Ласки и лорд Морлей, сделали
	безуспешную попытку добиться из ятия из
числа тех организаций единого фронта, в
которых запрещается участвовать члевам.
лейбористской партии, комитета помощи
жертвам германского и. австрийского фа-
шизма.

Выступивший против этого. предложения
от имени руководетва Герберт Морисен за-
явил:

— Лейбористы не должны ходить туда,
где пахнет коммунистическим духом. Коми-
тет помощи этим духом весьма протитая.
Поэтому подальше от комитета помощи
жертвам фашизма.

* * *

Кульминационного пункта достигла дис-
куссия о едином фронте на дневном заее-
лании, когда на утверждение конференции
была’ поставлена резолюция об исчлючении
из партии рабочих, участвующих в орга-
низациях единого фронта.

Горячую революционную речь произнес
горняк Бивен. Он указал на обострение
политического положения и опасности, гоо-
зящие рабочему классу. В массе рабочих,
заявил он. идет брожение, наблюдается
стихийная тяга к единому фронту. Рабочие
не могут не видеть, что лейбористская пар-
тия отстает от событий и что революцион-
ную инициативу проявляет компартия.

Руководство  лейбористской партии,
заявил далее Бивен, восстает сейчас про-
тив единого фронта, потому что оно боится
`резолюционной инициативы коммунистов.
— Вивена поддержали делегат от Лондона
франилин и хелегат союза молодежи Лэси.
Последний указал, что молодежь не удов-
летворена руноводством, ибо она не слы-
шит от Него «сигнала м борьбе за социа-
лизм».

Выступление оппозиции привело руко-
	Отклими зарубежной печати на всесоюзный с’езд писателей.
		ровали одновременно и бесконечное мно-
гообразие своего напионального иекуе-
ства и интивилуальных талантов, и ве-
ликое единство своих убеждений.

Они докладывали, спорили, критако-
вали. подчае критиковали очень резко.
Они говорили о форме и содержании, ©
композиции и выборе тем, о фашизме я
войне, о революции и классовой борьбе,
о жемсе Джойсе и Бальзаке и все сно-
ва схолились в гармонии общих задач
и общей цели.

Это был с’езд, не имезший себе по-
побного. Отромная страна показала ему
свою любовь. День за днем сотни людей
ожидали перед зданием. где происходил
с’езд, надеясь, не освободится ли пара
мест на трибуне. От «Правды» до га-
зеты колхоза «Кизил Ойрат» на Ал-
тае, вся пресса уделяла нелые полосы
отчетам 9 с езде... Г
_ Это был с’ези, не имевший себе по-
добного. Прелариятия и колхозы, желез-
нодорожники и рабочие метро, команлы
моряков и группы пионеров присылали
Ha с’езд делегации с подарками и поже-
ланиями. Вся страна чувствовала: этот
’езд-—это не литературный парад, лите-
patvpa здееь не прелмет роскоши, эта

общественное дело. Литератор-—важный
член ооптества»-
	Вайскопф тавже кончает свою статью
описанием бурных приветствий, которыми
с`езд ретречал ий сопровождал выступления
Горького.
	«B его лице страна чествует неё толь-
ко великого поэта п литературу. В. его
лице господствующий класс шестой ча-
сти мира, класс трулящихся, чествует
свой собственный под’ем из низов раб-
ства, нужды и невежества к светлым
высотам человеческого сушествования».
	«Страсть К книге в СОР
громална»,
	ВЕНА, 24 сентября. {(С0б. инф. «Прав-
ды»). «Нейе фрейе прессе» вынуждена
признать огромное значение всесоюзного
с’езла писателей. Газёта отмечает, что п
дни ©’езла сотни людей ежедневно ожилали
У. входа Дома союзов, стремясь попасть на
с’езд.

Отмечая, что многочисленные делегации
рабочих. колхозников и красноармейцев
приветствовали с’езх, газета пишет:
«Страсть вк книге в СССР громална... Ти-
ражи книг ‘огромны. Всякое новое издание
немелленно же исчезает е рынка».
	ПРАГА, 1 октября. (53. инф. «Плав-
ды»). Находящийся в эмиграции герман-
ский писатель Бальдер Ольден, участнив
‹’езда советских писателей, описывает в
журнале «Нейе вельтбюне» свои впечатле-
НИЯ 06 этом с’езде. Он поражен тем внима-
нием и любовью, той заботой, которыми
окружены писатели в Советском Союзе.
	«Никогда еще ни в одном государстве
художественная ‘литература не занимала
таного места, кан то, которое она зани-
мает в СССР».

«В честь е’езла писателей, —прозол-
жает Ольден, — было издано 6 миллио-
нов экземпляров книг современных пя-
сателей. Эти книги были распространены
по всей стране. Отчеты о е’езде зани-
мали главное место во всех газетах

валоть до самой последней деревенской
газеты».
	Бальдер Ольден восхищен заботой, с ко-
торой в СССР относятся в молодым начи-
нающим писателям.

«Зарождающиеся таланты, — пишет
он, отыскиваются, как нефтяные ис-
точники, их берегут и лелеют, как пре-
сголонаелелников».
	Особенно большое впечатление произвели
на Ольдена беспримерная любовь и уваже-
ние всей страны в Максиму Горькому.

Ольден похробнс описывает, как привет-
ствуют Горького моряки, пионеры, рабо-
чие.

Такой популярности, как Горький, пи-
mer Ольден, не знает ни один из пи-
сателей капиталистических стран.
	«Его произведения отпечатаны в Рос-
сий в 19 миллионах экземпляров. Ни
олин из писателей с мировым именем не
пользовался такой славой и таким по-
четом. Так глубоко не проникали в мас-
сы ни Гете, ни Толстой, ни Диккенс, ибо
никогла еще ни в одной странё литера-
	туре не было отведено такого места, как
ge CCCP.
	Велед за Бальдером Ольденом в «Нейе
вельтбюне» появилась вторая, более общир-
ная статья под заголовком «Советские пи-
сатели», принадлежащая перу германского
писателя Вайснопфа. ,

«Это был с’езд, не имезший себе по-
добного в истории мировой  литерату-
ры, — пишет Вайскопф. — Тысячи пи-
сателей — начинающие и мастера, за-
конченные «запалники» и наволные нев-
цы Востока. рабочие и крестьяне, интел-
лигенты, бывшие бродяги и беспризор-
ники. русские, армяне, узбеки, украин-
цы, немцы Поволжья, татары, лирики,
лраматурги и романисты — демонетри-
	После более или менее продолжительной
дискуссии о едином фронте конференция
с кинематографической быстротой переска-
кивает через ряд пунктов доклада, затраги-
вая только мимохолом ряд важнейших во-
иросов.

По вопросу о фашизме подтверждена ре-
золюция сегодняшнего конгресса тред-юнио-
HOB, дополненная несколькими хлобродетель-
ными фразами. Характерно, что секретарь
	союза муниципальных рабочих Дьюкс как-
	то проронил: «Буржуазия идет к фашизму
быстрее. чем лейбористская партия к с0-
	циализму».
Майорсний.
	Рузвельт.
о внутренней
политине СИА.
	ВАШИНГТОН, 1 октября. (ТАСС). Руз-
вельт выступил по радио с речью, посвя-

шенной вопросам внутренней политики.
«Наступило время,— заявил Рузвельт, —

когла мы должны принять решительные
меры для осуществления единства  лей-
ствий между администрацией и рабочими,
которое является одной из целей закона о
воестановлении промышленности. Свыше
	восстановлении промышленности. Свыше
гола мы учились на опыте и постепенно
	создали необходимые  правительственные
органы для обеспечения мира в промыш-
ленности. Следует произвести исчерпываю-
шее и добросовестное испытание этих ме-

TOIOB.
	В соответствии © этим я собиралось в те-
чение этого месяпа провести совещания ©
небольшими группами, которые авторитет-
ным образом представляли бы крупных
предпринимателей и организованных рабо-
чих, с целью добиться сотрудничества, в
результате которого можно было бы уста-
новить определенный пробный период мя-
ра в промышленности.
	Я не буду предлагать нанимателям и на-
нимаемым навсегда отказаться OT орудия
промышленной войны, но я предложу обе-
им сторонам добросовестным образом #с-
пробовать мирные мэтоды урегулирования
конфликтов и в течение разумного срока
проводить эксперяменты».
	Далее Рузвельт, отражая, повидимому,
недавние атаки против его политика, зая-
вил, что правительетво епасло много бан-
ков и восстановило доверие к банковской
системе.
	Касаясь проблемы НРА («Напиональной
администрации восстановления»), Рузвельт
заявил: «Нынешний этап — это период
полготовки законодательства, которое опре-
делит постоянную форму НРА. Мы будем
тщательно следить за работой нового аппа-
рата НРА, внося в случае надобности изме-
нения, и в конечном счете обратимся в
конгрессу с предложением, чтобы те орга-
ны НРА, которые себя оправдали, были
включены в состав постоянного правитель-
ственного аппарата».

«Могут быть серьезные сомнения, —
прололжал Рузвельт, — относительно ра-
зумности многих постановлений, касаю-
щихся контроля над производством и прел-
отвращения разрушительного снижения
пен. Сомнения могут возникнуть также от-
носительно того, насколько установление
минимальных ставок заработной платы на
основе часового или недельного заработка
обеспечивает наиболее низкооплачиваемым
рабочим головой заработок, соответствую-
ший минимальным потребностям»,
	Эта речь — первое большое. выступление
Рузвельта за три месяпа. Однако она He CO-
лержит ясных указаний относительно буду-
щей политики правательства.

Неясные намеки о реорганизации НРА,
повидимому, имеют пелью дать удовлетво-
рение крупным промышленникам, & выска-
занные Рузвельтом сомнения относительно
пригодности постановлений о минимальных
старках зарплаты и о фиксации пен, оче-
видно. имеют пелью смягчить недовольство
рабочих и мелкой буржуазии.

Таким образом, Рузвельт, стараясь об-
надежить все слои, избегает дать точные
обещания кому бы то ни было.
	КУЛЬТУРНАЯ СИЛА СОВЕТСКОГО ТЕАТРА,
	_ЛОНЛОН, 1 октября. (Соб. инф. «Прав-  сная трагедия», где изображается гражлан-
	ская война.

«Героння «Оптимистической  траге-
дии». — пишет критик. — женщина-
	комиссар послана для пропаганды идей
революции среди моряков. Она оказы-
вается лицом к липу с пережитками ста-
рой царской армии. отсталыми настрое-
ниями и анархической стихией. Ей ула-
ется. однако, завербовать на свою сторо-
ну эти отсталые элементы во имя лела
революции. Но ей удается сделать это,
принеся в жертву свою собственную
ЖИЗНЬ.

Не трудно видеть, — замечает кри-
TUR, — Чт0 современный советский зри-
тель находит оптимизм в такого рода
героических трагедиях».
	Хантли ВБартер отзывается положитель-
но 0’ постановке в Еврейском государствен-
ном театре пьесы Шюлом Алейхема «Две-
сти тысяч».

В заключение критик разбирает подроб-
но постановки в Московском театре для де-
тей, подчеркивая, что задача, поставленная
театоом. ему прекрасно удается.
	убыточность манчжурских
	железных порог,
	ТОБИО, 29 сентября. (ТАСС). «Нипиро
пусин» сообщает, что в связи © отказом
ЮМЖД (Южно-Манчжурская железная до-
nora) снизить железнодорожные тарифы
«Японо-манчжурская ассоциация», заинте-
ресованная в снижении тарифов, направила
в Манчжоу-Го для изучения положения ли-
ректора ассоциации Синосаки. Вернувшись
из поездки, Синосаки доложил, что положе-
ние ЮМЖ] крайне тяжелов.
	(Со строительством новых железных до-
sor положение ЮМЖД будет еше более
ухудшаться. Несомненно, указывает Сино-
саки, что по крайней мере ло 1938 г.
ЮМЖЛ и лругие японские железные до-
corm Манчжоу-Го не лалут прибылей, a
если будут выплачивать хливиленлы. то
Только 33 счет запасного капитала.
		ды»). Известный английский театральный
критик Хантли Картер делится на страви-
цах «Манчестер гардиен» своими впечат-
лениями о московском фестивале.
	«Второй театральный фестиваль, —
пишет критик, — был отмечен гранхн-
озной демонстрацией советского юноше-
‘тва среди красных знамен и флагов пох
лозунгами, которые раскрывали  куль-
турный смысл этого события.

Следует отметить новые тенденции в
советском театре. В нем преобладает дух
оптимизма. Первое место в театральных
постановках занимают теперь комедия,
‘веселье. пгутка, музыка, песня».
	зываясь восторженно © таких  теат-
ральных постановках, как «Двенадцатая
ночь» Шенспира во П Художественном те-
атре и «Женитьба Фигаро» в Худомествен-

ном театре, критик особенно  пространно
останавливается на трех пьесах современ-
ных советеких драматургов: «Интервен-
ния», «Любовь Яровая» и «Оптимистиче-
	ПРОИЗВОДСТВО СИНТЕТИЧЕСКОГО
БЕНЗИНА В ГЕРМАНИИ.
	ВЕРЛИН, 1 октября. (ТАСС). Герман-
ский министр хозяйства издал декрет о
принудительном картелировании прехтрия-
тий по добыче бурого угля. Декрет мо-
тивируется необходимостью обеспечить
условия «расширенного использования бу-
рого угля».

В сообщении Германского информацион-
ного бюро 0б этом декрете говорится, что
он излан в связи с известными планами
переработки бурого угля в синтетичесний
бензин. 0 содержании этих планов полроб-
но сообщает в журнале «Рейниш-майни-
ше виртшафтецейтунг» олин из руководи-
телей химического концерна «И. Г. фар-
бен» Бюттерфиш, который указывает, что
в программе замены импортных нефтепро-
лувтов синтетическими продуктами на
ближайшие годы предусмотрено. следую-
шее: довеление производства бензола 10
400.000 тонн в год, производства . горю-
чего из спирта ло 400.000 тонн в гол,
доведение добычи германской нефти и про-
изволства смолы для пропитывания ж.-д.
пал ло 300.000 тонн в год и развития
производства синтетического бензина пу-
тем гудрирования угля в размере 400.000
тонн.

Таким образом, через несколько лет эта
программа предусматривает производство
приблизительно полутора миллионов тонн
синтетического горючего, что составляет
68 процентов германского потребления в
рекордном 1930 году, когда всего было по-
треблено 2,2 миллиона тони горючего.

Бюттерфиш подчеркивает, что уже про-
веленное расширение химических заводов
«Леуна верке» повысит к концу 1935 ro-
ла производство синтетического горючего в
Термании на несколько сот тысяч тонн
	бензина в Гол.
 < ——
	Засуха на острове Цейлон,
	ЛОНДОН, 1 октября. (ТАСС). ° Цейлон
охвачен засухой, не имеющей прецедента
на острове. Посевы рисз, чая и вокосовых
орехов сильно постралали. Некоторые план-
тапии могут выйти из строя, если не ва-
ступит быстрая перемена погоды. Населе-
ние терпит большие лишения.

Bo многих районах уже почти иссякли
источники снабжения водой. В северном
Цейлоне обезьяны взбесились в результате
жажлы и нападают на людей. Другие хи-
кие звери вторгаются в деревни в поисках

волЫ,
	(По телеграфу от парижского корреспондента «Правды».
	Пио утверждает, что если до сих пор
Франция не достигла примирения с Герма-
нией, то в значительной степени из-за
своей настойчивости в вонросе о польских
границах.

«Пусть не удивляются, — заключает ав-
тор. — если мы потребуем от Франции,
чтобы она развязала себе руки и в 10Т
день. когда будет говорить © Германией,
занималась бы только своими собственны-
ми интересами. Неизвестно, почему мы дол-
жны и в дальнейшем заботиться © непри-
косновенности польской территории, в 19
время как Польша не заботится, например,
о неприкосновенности Чехословакии».
				ПАРИЖ, 1 октября. Ман Пио, извест-
ный деятель радикальной партии. опубли-
ковал в «Эвр» переловую статью, озаглав-
ленную: «Если дело обстоит так, то луч-
ше покончить © польским союзом».

Автор начинает с утвержления,. что по-
сле женевского пленума «не осталось ни
одного француза. — буль 10 правый или
левый. — который мог бы сохранить из-
лейштую иллюзию о дипломатической пози-
nea Польши».

«Стало ясно, — продолжает Пио, — что,
подписывая в январе этого Pola договор ©
Берлином. варшавские руководители про-
явили нечто иное, нежели желание внести
‘умиротворение в Европе: они обнаружили
полное изменение политического фронта. Их
отказ присоединиться к восточному пакту
без Германии в достаточной степени ука-
зывает, что эта эволюция закончена».

Далее автор. товоря © Ффранко-польском
союзе. спрашивает: «Существует или’ вет
союз? Пусть он не существует. как утвер-
жлают! Но пусть положение будет ясным».

Если франко-польский союз, — пролол-
жает автор, — не дает Франции ничего,
кроме односторонних обязательств и бесно-
койства. TO «тогла не нужно © нем больше
говорить. Это будет более искренним. Рас-
торжение союза е Польшей будет хля мно-
тих французов большим огорчением. Ho это
лучше, нежели сохранить олно лишь его
вазвание и иллюзию, строя на этой иллю-
‘зий политику».
	ПРАГА. 30 сентября. (ТАСС). Ответ
Польши по вопросу о заключении восточно-
го пакта вызвал в Праге явное негодова-
		«Прагер тагблатт» пишет, что задачей
восточного пакта является создание коллек-
тивной гараятии границ между державами,
вхолящими в систему этого пакта. Посколь-
ку гарантия касаетея границ с Чехословл-
кией, указывает газета, Польша не соглас-
на с условиями пакта. Газета приходит Е
заключению, что. очевидно, в Варшаве не
намерены признать эти границы и поэтому
хотят вытеснить Чехословакию из системы

восточного пакта.
	Многозначительная дискуссия.
	условием для созлания общего фронта (с
Германией. — Ред.), в будущем даже
интервенционистского ° характера, для
осуществления независимости всего Юго-
Востока Европы, для военного сотрудни-
чества с Японией и Англией, чтобы по-
ложить таким образом преграду экспан-
сии антихриста, об’единившегося с Шей-
локами. Раньше или позже крестовый
поход будет осуществлен, и чем раньше,
тем с меньптгими потеоями».
	Не трудно понять, кого имеет В BHXY
польский публицист. собираясь в похол
против «антихриста»‹ и «Шейлоков», под

которыми он. несомненно, подразумевает
СССР и Францию.
	Новачинский -— отнюдь не официальное
лицо в Польше, Больше всего он известен
своей погромной агитапией. Характерно 0л-
нако следующее: Новачинский — нацио-
нал-демократический публицист — пишет
статью, илущую вразрез с нелавно опубли-
кованными решениями ПЬ напионал-демо-
кратической партии,  высказывающейся
против сближения с Германией и ухудше-
ния отношений с Францией. Повилимому,
в данном случае Новачинский сыграл роль,
которая ему была предписана теми кру-
гами, которые сами не пожелали открыто
выступить в печати против взглядов Кор-
фанты.
	ВАРШАВА, 1 октября. (Соб. инф. «Прав-
ды»). Лидер хрястианско-лемократической
партии в Нольше Корфанты опубликовал
в редактируемой им каттовицкой газете
«Полония» ряд статей против нынешней
внешней политики Польши. Корфанты пре-
тостерегал против сближения с Фашиет-
ской Германией. против подрыва союза ©
Францией, против возрождения старых «фе-
лералистских» планов и ставки на аван-
тюристские проекты Розенбергов.

На-лнях в той же «Полонии» была опу-
бликована статья Адольфа Новачинского,
являющаяся ответом на статьи Корфанты.
Линия статьи Новачинского. ратующего за
военный союз © Германией, настолько. рас-
ходится с линией редактируемой Корфанты
«Полонии», что напрантивается вопрос —
лобровольным ли актом со стороны редак-
тора «Полоний» Корфанты явилось опу-
бликование этой статьи в его газете?

Чтобы не было никаких сомнений насчет
залач, какие преследует польская полити-
ка в связи с польско-германскими отноше-
ниями. Новачинскай указывает:

«Я не согласен с Корфанты ни в его
скептическом отношении к сотрулниче-
ству с Германией. ни в его сентимен-
тальничании по отношению к сегодня-
шней Франпий. Ежели Гогенполлерны и
их люли, то-есть монархисты, оконча-
тельно ликвитированы. то это является
	Иностранная хроника.
	% В Толедо (Испания) вспыхнула &ce-
общая стачка, полностью остановившая
BCD жизнь в городе.
	$2 Рабочие городского транспорта Тонио
(Япония) устроили 29 сентября большую
демонстрацию против муниципальных вла-
стей, требуя отмены решений об увольне-
ниях и снижении зарплаты.
	Крупное столкновение произошло ме-
жду крестьянами и отрядом правитель-
ственной верблюжьей кавалерии в Шей-
купуре (Пенджабская провинция в Индии).
В результате столкновения несколько кре-
стьян и солдат ранено.
	$ Армия Манчжоу-Га будет производить
трехдневные маневры в а Чап-
чуня с 13 октября.
	$ Просмотр советского фильма «Герои
Арктики» в Оспо (Норвегия) был организо-

ван полпредством СССР для членов дипло-
матического корпуса и представителей ди-
тературного и научного мира, смотревших
фильм с большим интересом.
	% Во Франции в Нанте спушена ва во-
ду полводная лодка «Ири», в Пор де-Бук
спущено на волу нового типа вестовое суд-
	но‘ «Д’Ибервиль».
	ТОРЖЕСТВЕННАЯ ВСТРЕЧА БЕКА В ВАРШАВЕ,
	Варшаве прибытия Бека ожидали делегации
разных ассоциаций и организалий. На вок-
зал прибыли также члены правительствз
во главе с премьером, председатели сейма
и сената, предетавители армии, парламента
и муниципалитета. От имени комитета по
организации встречи выступил с привет-
ственной речью проф. Михалович (бывш.
	зектор: университета),
	ВАРШАВА. 30 сентября. (ТАСС). Возь-
ское телеграфное агентство сообщает, что,
розврашаясь из Женевы, министр иностран-
яых лел Бек остановился вчера в Краков-
ском воеводстве, в районе, где находится на
отдыхе маршал Пилсудский, и информиро-
вал его о работе сессии Лиги наций.

Сегодня утром Бек выехал в Варшаву.
Поездка носила торжественный характер. В
	$ В провинции Хаписко (Мексика) про-
изошло земпетрясение. Разрушены три ле-
ревни. Насчитывается 100 раненых. Пока
извлечено из-под развалин 9 трупов.
	& Нрупные военные заказы размещены
Югославией в Англии.