Исполнительного Комитета

©@ ВЫБОРАХ В
		ОВ
	MCUPY inl
	ными и поселковыми советами списки ЛИПЫ
лишенных избирательных прав, направля-
ются ими соответствующей сельской, город-
ской, районной или поселковой избиратель-
ной комиссии, составивтей` стисок. .

Примечание: Лицам, включенным в спис-
ка лишенных избирательных праз, долж-
ны быть выданы п их требованию с00т-
вететвующие слравки.

24. Избирательные комиссии, не позднее
чем за 20 дней до начала. выборов соответ-
ствующего совета, опубликовывают во BCE-
общее сведение через органы печати, или
путем вывешивания, утвержденные район-
ными исполнительными комитетами, город-
скими, районными и носелковыми советами
списки лин, лишенных избирательных прав.

25. Проживающие на ° территории
РОФСР иностранцы, не имеющие согласно
Конституции РСФСР и настоящей инструк-
ции избирательных прав, не вносятся ни
в списки избирателей, ни в списки лиц, ли-
шенных избирательных прав.

26. В периоды между избирательными
кампаниями в списки лиц, лишенных изби-
рательных прав, вносятея лица, лишен-
ные избирательных прав по суду и адми-
ниетративно высланные.

Внесение в этя списки по иным OCHO-
ваниям допускается линть в отдельных не-
обхолимых случаях и при наличии бес-
спорных документальных данных.

В сельских местностях внесение указан-
ных лип в списки лишенных избиратель-
ных прав производится по постановлениям
районных исполнительных комитетов, а в
городах, рабочих поселках и в сельских
местностях, присоединенных к городам, —-
городских, районных и поселковых советов
	по принадлежности.
	ГЛАВАХ.
	РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ ГРАЖДАН НА ПОСТАНОВЛЕНИЯ
	0 ЛИШЕНИИ ИХ ИЗБИРАТЕЛЬВЫХ ПРАВ...
	тетами и городскими советами по жалобам,
указанным в п.п. «б» и «в» настоящей
статьи, могут быть обжалованы в окруж-
ные, областные, краевые исполнительные
комитеты и ЦИК’и соответствующих звто-
номных республик.

Примечание: 2. Постановления, выне-
сенные окружными и областными (кроме
звтономных областей) иснолнительными ко-
митетами округов и областей, входящих в
состав АССР, краевых (областных) об’еди-
нений, — могут быть обжалованы в крае-
вые ныне) исполнительные комитеты
и ЦИК’и соответствующих автономных рес-
публик.
	32. Малобы, указанные в ст. 31 на-
стоящей инструкции, полаютея через соот-
ветствующие исполнительные комитеты и
советы, вынесшие постановления 0б отказе
в удовлетворении жалобы: исполнительные
комитеты и советы обязаны в трехдневный
срок через вышестоящие избирательные ко-
миссии переслать жалобу вместе со свопы
заключением и со всём ‘материалом. отно-
	 сящимся к лишению избирательных прав
	данного лица, — во принадлежности.

33. В порядке надзора жалобы на лише-
ние избирательных прав мотут быть рас-
сматриваемы  Всеёроссийской Центральной
Избирательной Комиссией.
	34. Обращения в учреждения и к доля-
ностным лицам по делам о выборах в с0-
веты, в частности, об избирательных пра-
вах, а также выдаваемые учреждениями и
лицами документы и справки по этим Xe-
лам освобождаются от сборов.

35. К гражданам, полавшим жалобы в
вышестоящие органы власти на неправиль-
ное лишение их избирательных прав, впредь
до окончательного расемотрения их жалобы,
не могут применяться какие бы то ни было
ограничения, кроме ограничения прав уча-
стия в выборах в советы.

36. Граждане, жалобы которых на не-
правильное включение их в списки лиц,
лишенных избирательных прав, удовлетво-
рены соответствующими исполнительными
комитетами й советами, поллежат исключе-
нию из списков лиц, лишенных  избира-
тельных прав.
	Примечание: Исключенные из списков
лиц, лишенных избирательных прав, долж-
ны быть органами, ведущими учет, свое-
временно сняты © учета.
	37. Лица, препятствующие гражданам
осуществлять их избирательные права, при-
влекаютея к ответственности по соответ-

ствующим статьям Уголовного Кодекса
PCOCP.
	ОАТЕПЬВЫХ ПРАВАХ
	приложением необходимых документов в с0-
ответствующую районную или городскую
избирательную комиссию, а в период между
избирательными кампаниями—в районный
исполнительный комитет или городской со-
вет по месту жительства.

Рассмотрение ходатайства 0 восстано-
влении в избирательных правах лиц, ли-
шенных этих прав в одной местности, при
переезде их на постоянное жительство в
другую местность, производится в устано-
вленном порядке по месту нового житель-
ствз с обязательным затребованием мате-
риалов от органов, лишивших избиратель-
ных прав.

40. Дети высланных кулаков, как нахо-
дящиеся в спецпоселках и местах ссылки,
тав и вне. их, восстанавливаютея в изби-
рательных правах по месту жительства
районными исполнительными комитетами и
городскими советами, полчиненными непо-
срелственно ЦИЁ’ам автономных республик,
краевым, областным и окружным исполни-
тельным комитетам, при условии, если они
занимаются общественно-полезным трудом
и добросовестно работают.

41. Кулаки, выселенные за противосо-
ветские и противоколхозные выступления
яз пределов сел и поселков, в которых они
ранее проживали, выявивигие себя в местах
новых поселений безусловно честной рабо-
той и поддержкой мероприятий советской
власти, воестанавливаются в избиратель-
ных правах по истечении 5 лет со дня вы-
селения, & проработавшие в течение 3 лет
в золотой и платиновой промышленности—
по истечении 3 лет центральными испол-
пительнымн комитетами автономных респу-
блик, краевыми и областными исполнитель-
ными комитетами по представлению соот-
ветствующих органов Народного Комиссз-
риата Внутренних Nex.
	ОКОНЧАНИЕ ИНСТРУКЦИИ
СИ. НА ЗЯй СТЕ
	ров, или справки судебных органоз;

в) в отношении служителей религиоз-
ных культов, лиц, административно выслан-
зых, быв. белых офицеров, служащих и
агентов быв. полиции и проч. — сведения
административных оргазов.

20. В случае поступления ‘из каквого-
либо источника сведений и заявлений (пись-
менных или устных) © принзхлежности то-
го‘ или иного липа к одной из категорий,
лишенных избирательных” ‘прав, ‘органы,
ведущие учет, обязаны произвести факти-
ческую проверку этих сведений и заявле-
anh и собрать всё’ необходимые докумен-
	тальные данные 06 этом лице.
	ГЛАВА №
06 ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОЛССИЯХ.
	1.

Даля

планомерного и своевременного   ных с ипройзводством, & также представи-
		проведения выборов в советы и ва в езды
советов и JAA руковолетва избирательной
кампанией на соответствующей территории
при всех исполнительных комитетах и
советах образуются избирательные комис-
CHa.
В составе всех избирательных BOMEC-
сий должно бымь обеслечено представи-
тельство рабочих и работниц,  непосред-
ственно связанных © производством. кол-
хозников и колхознин, а также  нацио-
нальных меньнинств. указанных катего-
рий. НО

2. Для общего руководства проведением
избирательной ‘камиавии на всей терри-
тории РОФСР, для иветруктирования из-
бирательных комиссий автономных  респуб-
лик, автономных областей и краевых’ (06-
ластных) об’елинений. а равно для рас-
смотрения жалоб на действия нижестоя-
щих избирательных комиссий при’ Прези-
диуме Всероссийского Центрального Ис-
поляительного Комитета образуется Вее-
российская Центральная Избирательная
комиссия в составе. ‘персонально утверж-
1земом Президиумом Веероссийского Цент-
рального Исполнительного Комитета.

Всероссийская Центральная Избиратель-
ная комиссия действует на основании 060-
бото Положения, - излаваемого Презилиу-
you Всероссийского Центрального Испол-
нительного  Вомятета.
	3. Избирательные комиссии: республи-
канские — в автономных республиках,
облаетрые — в автономных областях,
	краевые, областные, окружные и район-
ные:

a) ведают подготовкой к выборам в ©0-
веты и на сезды советов;

6) устанавливают сроки образования и
роспуска нижестоящих избирательных ко-
миссий;

в) руководят работой нижестоящих из-
бирательных комиссий и уполномоченных
по выборам;

г) возбуждают пепел  собтветствующи-
ми исполнительными комитетами вопрос ©
роспуске нижестоящих избирательных ко-
миссий или 0б отводе отдельных их чле-
HOB;

д) требуют от нижестоящих избиратель-
ных комиссий отчетов о произведенной
ими работе:

е) предетавяяют вышестоящим избира-
тельным комиссиям и` соответствующим ис-
полнительным комитетам сведения © ходе
выборов. а также весь необходимый ма-
териал и отчетность по’ выборам в 1№-
рялке и в сроки, устанавливаемые Пое-
знлиумом Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета:

ж) команлируют своих предетавителей в
нижестоящие избирательные комиссии для
ознакомления с их работой и ходом из-
бирательной кампании:

3) наблюдают за законностью и свое-
временностью производства выборов;

й) рассматривают протесты и жалобы
на действия нижестоящих избирательных
комиссий и в случае необходимости отме-
няют постановления послелних.
	4. Сельские. горолские, районные {в го-
родах. имеющих районные советы) и по-
селковые избирательные комиссии выпол-
няют функции, указанные в пунктах «а»,
«её» И «3» ет. 3 настоящей инструкции
и, кроме того, на них возлагается:

a) составление. проверка и опублико-
вание списка лип, лишенных избиратель-
ных прав;

о 0) рассылка избирателям именных изби-

рательных повесток и принятие других
мер оповешения о месте и времени изби-
рательных собраний;

в) разбивка территории и избирателей
пю избирательным участкам;

0 организация избирательных coépa-
Bail:

д) назначение своих уполномоченных
для председательствования на избиратель-
ных собраниях и руководство их рабо-
той,

Примечание: Общегородские избиратель-
ные комиссии городов. имеющих районы
и присоединенные в городу сельские мест-
ности, осуществляют в отношении с00т-
ветствующих районных и сельских исби-
рательных комиссий все функции, пред-
усмотренные ст. 3 настоящей инструкпии,
	5. Избирательные комиссии: оесмтубля-
	канские — в автономных  феспубликах.
областные -—— в автовомвых областях.
	краевые (областные), а также областные
и окружные — 8 ACCP, краях и областях
образуются соответствующими о испелня-
тельными комитетами в составе от 15 x0
21 членов.

В состав. этих избирательных sounccail
должны вхолить лва представителя OT со-
ответствующем исполнительного комитета,
два представителя от ой’единения профсою-
зов, по одному представителю от Всесоюз-
ного Ленинского Коммунистического Союза
Мололежи, Красной Армии, городекого со-
вета, являющегося центром соответствую-
щей автономной республики, автономной
области, края, области или округа, от по-
литотделов (полилсекторов), находящихся
на данной территории, от колхозников я
колхозниц и три прелставителя от рабо-
чих и работнип. непосредственно связан-
	тель национальных меньшинств.

`Предселатели республиканских, област-
ных (автономных областей) п краевых. (00-
ластных) избирательных комиссий утвер-
ждаются Президиумом Всероссийского Цен-
тральноо Исполнительного. Конитета‹ по
предетавленню Всероссийской Центральной
Избирательной Комиссии.

-Прелеедатели областных и* ‘окружных
избирательных комиссий, в областях и `©к-
‘ругах, вхохящих в состав АССР, краев и
‘областей, ° назначаются ЦИК’ами.. АССР,
краевыми и областными исполнительными
‚ комитетами,

‚ 6. Районные избирательные комиссии
образуютбя районными. исполнительными
комитетами в составе от.11 -до..15. членов.

`В состав. райовных избирательных ко-
миссий должны входить два представите-
ля от районного исполнительного комите-
Ta, по одному представителю от. профсою-
зов, Всесоюзного Ленинского Коммунисти-
ческого Союза Молодежи, городского или
сельского совета, являющегося центром
района, от политотдела, находящегося на
территории района, от колхозников и код-
хозниц и лва представигеля от рабочих и
работниц, непосредственно связанных с
производством, а также представитель на-
пиональных меньшинств.

ПНрелеедатели районных избирательных
комиссий назначаются в автономных pec-
публиках — центральным истюлнительным
‘комитетом соответствующей автономной
республики; в автономных облестях —
областным ‚исполнительным комитетом; в
краях (областях) — краевым. (областным)
исполнительным комитетом; в АССР, кра-
ях (областях). имеющих областное или ок-
ружное деление. — областным или ок-
ружным исполнительным комитетом.

7. Сельские избирательные комиссии 06-
разуются сельскими советами в составе от
9 до 11 членов.

В состав сельских избирательных ко-
миссий должны входить; председатель, на-
значаемый районным исполнительным ко-
митетем, а в сельских местностях, присо-
елиненных кв городу, — городским советом,
два представителя от сельского совета и по
одному. представителю от профсоюзов, Все-
союзного Фенинского  Коммунистического
Союза Молодежи, от политотдела, находя-
щегося на ланной территории, OT колхоз-
ников и колхозниц, от рабочих и работниц,
непосредственно связанных @е  произвол-
ством, и от национальных меньшинств.

8. Городекие избирательные комиссии
образуются во всех городах и рабочих по-
селках, имеющих городские советы, озна-
ченными советами в составе от 11 до 15
членов.

В состав городских избирательных ко-
миссий должны входить: два представите-
ля от городского совета, по одному прел-
ставителю от профсоюзов, Всесоюзного Че-
нинского Коммунистического Союза Моло-
дежи, Краеной Армии, три представителя
рабочих и работниц, непосредственно свя-
занных с производством, & также предста-
	  витель напиональных меньшинств,
	Председатель городской избирательной
комиссии назначается тем исполнительным
комитетом, которому непосредственно под-
чинен городекой совет.

Примечание: В состав городских избира-
тельных комиссий городов, к которым при-
соелинены сельские местности, должны
вклюЗаться представители сельских сове-
тов и колхозников в количестве, опреде-
ляемом городским советом.

9. В городах, имеющих районные сове-
ты, по’ постановлениям городских советов
образуются городские — районные избира-
тельные комиссии в составе, предусмотрен-
ном статьей 8 настоящей инструкции.

Председатели городских — районных из-
бирательных комиссий назначаются город-
ским советом.

10. В крупных городах и промышленных
центрах городские и районные избиратель-
ные комиссии могут образовывать полсоб-
ные. комиссии (полрайонные, кустовые и
на крупных предприятиях).

Означенные комиссии выполняют функ-
ции, указанные в п. П. «б», «в» И «г»
ст. 4 настоящей инструкции, и проводят
другие организационные мероприятия, свя-
занные с подготовкой и ‘проведением вы-
боров.

11. В тех местностях, гле отсутствуют
некоторые из общественных организаций,
представители которых должны входить в
состав соответствующих избирательных 54-
миссий, исполнительным комитетам и CO-
ветам предоставляется право заменять
представителей этих организаций предста-
вителями других общественных организа-
ций.

12. Избирательные комиссии, предусмо-
тренные ст. ст. 5—9 настоящей инетрук-
ции, образуются на время избирательной
кампании. Образование и роспусв их про-
изводится по постановлениям  соответ-
ствующего исполнительного комитета или
совета в сроки, устанавливаехые  выше-
стоящими избирательными комиссиями.

По окончании работ избирательных ко-
миссий, последние слают все свои дела ис-
полнительному комитету или совету, при
котором они были образованы.
	Всероссийского Центрального
	Постановление Президиума
	0б утверждении инструкции о выборах.
в советы и на с‘езды советов РОФСР.
	На основании ст. 72. Конституции РСФСР и в соответствии, © постановлением
НИК Союза ССР. от 27.сентября 1934 г. «Об. изменениях и дополнениях и инструн-
ции © выборах в советы» («Изв. ЦИН СССР и ВЦИК» от 30 сентября 1934 г.
№ 230), Президиум Всероссийского Центрального’ Исполнитёльного Немитета п о-
	становляет
	ть ал. Ч

1. Утвердить ‘и ввести в действие на всей территории РСФСР инструнцию с
выборах з советы и на с’езды советов РСФСР. ^^
9 Утвеожленную Президиумом ВЦИК 20 онтября 1930 г. инструкцию о вы-
	И бег Омь. >16 “3

борах 1 в советы и на с езды ы советов `РСФСР. (С. У. 1930 г, № 54, ст. 654) отизнить.
Председатель Всероссийского.  Центрального: Исполнительного Комитата
	Мосива, Кремль.
1 октября 1934 г.
	М. КАЛИНИН.
	21. Во время подготовки в изоиратель-
ной кампании органы, ведущие учет, иа-
правляют соответствующим сельским и
городским избирательным комиссиям весь
собранный, точно проверенный и’ система-
тизированный материал, являющийся OCHO-
ванием для составления списков лиц, ли-
шенных избирательных прав.

22. Списки лиц, лишенных избиратель-
ных прав, составляются в период подго-
товки и проведения выборов в советы
исключительно сельскими и городекчми
избирательными комиссиями, Списки эти
утверждаются в сельевих местностях —
районными исполнительными комитетами,
а в городах, рабочих поселках и в сельских
местностях, присоединенных к городам, —
городскими, районными и поселковьюий 00-
ветами по принадлежности.

Кроме указанных избирательных комис-
сий, никакие другие организации не могут
включать граждан в еписки лиц, подлежа-
щих лишению избирательных прав.

23. Утвержденные районными исполни-
тельными комитетами, городскими, район-
	0 ПОРЯДАЕ
	Секретарь Всероссийского Центрального. Исполнительного Номитета
	ГЛАВА п
	А, КИСЕЛЕБ.
	с целью извлечения прибыли, живише. или
живущие на нетрудовый доходы, занимав-
шиеся или занимающиеся торговлей, и все
прочие лица, по своему классовому поло-
жению к моменту выборов или по своей
прошлой деятельности относящиеся, 11a
основании Конституции РОФСР, к. катего-
рии лишенных избирательных прав, в том
числе:

а) земледельцы, скотоводы, кустари и
ремесленники, применяющие наемный труд,
сезонный или постоянный, в таком об’еме,
который расширяет их хозяйство за‘ пре-

делы трудового. :
	Примечание: Признаком трудового хозяй-
ства в данном случае является подеобный
характер наемного трула и обязательное
участие в повседневной работе наличных
трудоспособных ‘членов хозяйства.

6) лица, арендующие земли на уело-
виях, признанных районной налоговой! ко-
миссией кабальными для сдатчиков:

в) лица, аренлующие с целью торговой
и промышленной эксплуатации‘ сады, вино-
градники ‘и т. п.

Примечание: Аренда садов, виноградни-
ков И пр. в размерах и © соблюдением
условий, при которых эта аренда не’ может
служить признаком для обложения аренда-
торов сельскохозяйственным налогом в ин-
дивидуальном ’ порядке, не может также
служить и признаком для лишения арен-
хаторов избирательных прав.

г) Лица, систематически сдающие в наем
отдельные постройки под предприятие или
жилье при условии, есла соответствующее
	хозяйство по размеру дохола от этой сдачи!
	В наем построек относится в ватегории х0-
зяйств, облагаемых сельскохозяйственным
налогом в индивидуальном порядке;
	д) торговцы, спекулянты, барышникия,
	торговые посредники, перекуцнщики и
CTOBINHRH:
	e) влалельпы и ‘арендаторы предприя-:
	тий промвинленного типа, в том чиеле эке-
плуатирующие население путем сдачи тех
или иных. работ на дом или путем сдачи
этого предприятия в аренду или. субаренду:

xx) бывшие офицеры и чиновники бе-
лых армий, а также руководители контр-
революпионных банд:
	3) все служащие и агенты бывшей по-
лиции, 060бого корпуса жандармов, охран-
ных отделений и тюремного ведомства, а
также все лица, прямо или коевенно руко-
водившие действиями полиции, жандарме-
рии, тюремного ведометва и карательных
органов как при парском строе, так равно
и при белых контрреволюционных прави-
тельствах, как-то: бывшие министры, их
товарищи, директора департаментов минн-
стерств,  генерал-губернаторы, ‘главнона-
чальствующие при чрезвычайной охране,
военные и гражданские губернаторы, вице-
губернаторы, а равно и чиновники для 0со-
бых поручений при них: чины министер-
ства внутренних дел, члены царствевав-
его дома, губернские и уездные предво-
дители дворянства, председатели и члены
уголовных департаментов, & также проку-
роры и товарищи прокуроров судебных па-
лат; следователи по 0с0бо важным делам;
председатели, члены, прокуроры, товарищи
прокуроров и следователи военных судов:
председатели и члены следственных комис-
сий, действовавших на территории бывших
контрреволюционных правительств: члены
губернских правлений, земские, крестьян-
ские и уездные начальники и лица, зани-
мавшие до революции командные должно-
сти в лиспиплинарных батальонах*
	и) бывшие и настоящие служители всех
религиозных КУЛЬТОВ:
	Е) кулаки, выселенные за противосовет-
ские и противоколхозные выступления из
пределов сел и поселков, в которых они
ранее проживали: прочие админиетратив-
но-высланные на’ сроки их высылки, & так-
же липа, лишенные избирательного права
по приговорам судов.
	Примечание; Находящиеся в местах ли-
шения свободы в выборах в советы не уча-
CTBYIOT.
	л) Члены семей лиц, лишенных изби-
рательных прав по п.п. «а», «б», «в», «г»
И. «д» ст. 69 Конституции РСФСР и со-
ответствующим HM пунктам настоящей
статьи в тех случаях, когда они находятся
в материальной зависимости от лиц, ли-
шенных избирательных прав, ‘и не имеют
источником своего существования самостоя-
тельный общественно-полезный труд.

Кроме перечисленных в настоящей
статье лиц и категорий ‘граждан, не изби-
рают н не могут быть избранными в ©9-
	веты тавже лица, признанные в установ-
ленном порядке душевно-больными ‘ или
умалишенными. .

16. Не могут быть лишены избиратель-
ных прав нижеследующие липа, если они
не лишаются этих праз по другим осно-
ваниям:

&) колхозники и трудящиеся ехинолич-
ники, временно нримевяющие в своем хо-
зяйстве наемный труд одного рабочего для
уборки хлебов, технических культур, трав
и т. п. при 06обых обстоятельствах, ках-
то: болезнь. мобилизация. призыв в. Рабоче-
Крестьянскую Красную Армию, избрание на
общественную должность, требующую OT-
	‘рыва от хозяйства:
	колхозники. и трудящиеся единолич-
ники, уходящие на сезонные работы и при-
меняющие в своем хозяйстве в периол сво-
его ухода на сезонные ‘работы наемный
труд не свыше олного работника:
	в) рабочие фабрик, заводов и совхозов и
члены их семей, не порвавшие связи с
сельским хозяйством, применяющие в своем
хозяйстве тЫ тру не свыше одного

рабочего: ...

г) колхозники и трудящиеся елинолич-
НИВИ-——з6ёмледельцы, скотоводы и рыбаки,
сбывающие‘ продукты своего труда ва ры-
нок;

д) кустари и’ ремвеленники, ведущие
трудовое хозяйство без применения ваем-
	Ной силы, а также имеющие не свыше двух
учеников или пользующиеся в силу уело-
	BHA производства наемным трудом олного
взрослого рабочем: -
	Примечание: Указанные в настоящем
пункте кустари и ремесленники не лиша-
ются избирательных прав и в том случае,
если они сбывают на рынок изделия своего
	производства. -
@) Привлеченные © B ‘свое время в PAI
	белых армий путём мобилизации рабочие,
	трудовые крестьяне и казаки. служащие,
кустари и ремесленники; :
ж) те из бывиих офицеров и чиновни-
	‘ков белых армий. которые впоследствии
	состояли ‘в рядах `` Рабоче-Крестьянской
Красной Армии и принимали активное уча-
стие в вооруженной защите советской вла-
сти, а также те, которые в настоящее вре-
мя находятея Ha действительной военной
службе в Рабоче-Брестьянской Красной
Армии.

Примечание: Под активным участием в
вооруженной защите советской властй сле-
	дует понимать всякое выполнение во вре-
	мя гражданекой войны военных заданий в
частях и управлениях Рабоче-Крестьянской
Красной Армии как на фронте, так и в
тылу.

3) Лица, живущие. на доходы от выигры-
шей и на проценты по государственным
займам, на доходы от сбережений, нахо-
дящихея в государственных трудовых сбе-
регательных кассах, или получающие из-
за границы в установленном порядке денеж-
ные суммы и ценности (пенсии, наелед-
ства, алименты, страховое вознаграждение
ит. п.):

ий) инвалиды труда и войны, в силу
особых причин занимающиеся мелкой тор-
говлей © рук и лотков. а также лица. вре-
менно занимавитиеся такой же мелкой тор-
говлей вследствие безработицы или вре-
менной инвалилноети:

в) лица, получающие за свой труд про-

пентное вознаграждение от госуларствен-
ных и кооперативных организажий:
‘’ x) лица, которые по найму или по вы-
бору религиозных общин занимаются адмя-
нистративно-хозяйственным и техническим
обслуживанием религиозных обрядов и зда-
ний религиозных культов. как-то: певчие,
органиеты, сторожа, уборщики, звонаой
H Ти п,, а также члены приходских сове-
тов:
м) лица свободных профессий, занимаю-
щиеся общественно-полезным трудом:

н) члены семей лиц, лишенных изби-
рательных прав, в тех случаях, когда они
материально не зависят от этих лип и
источнихом своего существования имеют
самостоятельный _ общественно - полезный
труд, & также дети лиц, лишенных изби-
рательных прав, . достигшие соверщенноле-
тия в 1925 и послелующие годы, нахолив-
шиеся до совершеннолетия на иждивении
родителей и‘ занимающиеся в настоящее
время самостоятельных общественно-полез-
ным трудом, хотя бы они и проживали со-
вместно с родителями.

17. Лишение избирательных прав мест-
ными органами власти лип, не подпадаю-
щих под действие ст. 69 Конституции
РСФСР и ст. 15 настоящей инетрукции,
не хлопускается.
	21. Лица, внесенные в списки лишен-
ных избирательных прав, могут обжаловать
постановления O включении их в 29TH
	списки в порядке. указанном в ст.ст, 28
	5 настоящейзинструкции.
28. Жалобы на неправильное включё-
	‘ние в спиеки лип, лишенных избиратель-
	ных прав, подаются в избирательную ко-
миссию. составившую список.

29. Избирательйая комиссня обязана в
трехдневный сок 0 получении жалобы
переслать ее со своим заключением и со
всем имеющимся материалом. относящимся
	к лишению избирательных прав данного
	лица, в раионный исполнительный коми-
тет, городской, районный или поселковый
совет, утвердивитий список.

Сельские избирательные комиссии на-
правляют поступивиие к’ним жалобы через
районные, а в присоединенных к городу
сельских местностях—через городские или
районные избирательные комиссии, вото-
рые в трехдневный срок’ предетавляют их
CO своим заключением Ha рассмотрение
	районного иеполнительного комитета, город-
ского или районного совета.
	‚30. Нрезилиум’ районного исполнитёль-
ного комитета. городского, ‘районного или
поселкового совета обязан‘ расемотреть ‘но-
ступившую жалобу в трехдневный срок и
свое решение сообщить жалобщику и соот-
ветствующей избирательной комиссии.

31. Жалобы граждан на постановления
президиумов районных исполнительных ко-
митетов, городеких, районных и. поселво-
вых советов об отказе в исключении их из
списков. лиц, лишенных избирательных
прав, подаются в следующем порядке: а) на
постановления президиумов районных ис-
полнительных комитетов и городских сове-
тов, подчиненных непосредственно окруж-
ным, областным, краевым исполнительным
комитетам и ЦИЁ’ам автономных pecny-
	Элик —— в окружные, областные, краевые
	исполнительные комитеты и ЦИК и авто-
номных республик по принадлежности;
6) на постановления президиумов городских
и поселковых советов, подчиненных район-
ным исполнительным комитетам — в рай-
онные исполнительные комитеты: в) на по-
становления президиумов районных сове-
тов — в городские советы‘

Означенные жалобы должны быть рае-
смотрены в 7-дневный срок и постановле-
ния по ним сообщены жалобщику и соот-
ветствующему районному исполнительному
комитету, городскому, районному или по-
	селковому совету.
	Примечание: 1. Постановления, выне-
сенные районными исполнительными воми-
	ГЛАВА У.
0 ПОРЯДКЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ В 131
	38. Шица, лишенные избирательных
прав, согласно Конституции РОФСР и на-
стоящей инструкции, как принадлежавшие
к классу эксплуататоров (помещики, бур-
жуазия, служители. религиозных культов
и проч.), а также бывщие низшие техни-
ческие служащие полиции, жандармерии. и
тюремного ведомства могут быть восстано-
влены в избирательных правах при усло-
вии, если они в течение не менее пяти лет
занимаются производительным и обществен-
но-полезным трудом и доказали свою лой-
яльность к советской власти.

Указанные лица восстанавливаются в
избирательных правах по постановлениям
районной, а в городах, подчиненных непо-
средетвенно ЦИК’ам автономных республик,
тельным комитетам, городской избиратель-
ной комиссией, а также: по. постановлениям
вышестоящих избирательных комиссий. с
утверждением соответствующего исполни-
тельного комитета или городского совета
по принадлежности.
	Примечание: 1. Те из поименованных в

настоящей статье лиц, которые состоят чле-
нами профсоюза и зарекомендовали себя
честным трудом и преданностью советской
власти, могут быть при наличии соответ-
ствующих ходатайств восстановлены в из-
бирательных правах указанными органами
й без пятилетнего трудового стажа.
_ Примечание: 2. Остальные лица, перечи-
сленные в П.П. «Ж» И «3» ст. 15 настоя-
щей инструкции, если они не менее пяти
лет занимаются производительным и 0)-
щественно-полезным трудом и доказали
свою лойяльноеть в советской власти, мо-
гут быть восстановлены в изберательных
правах только особыми постановлениями
Президиума Всероссийского Центрального
Исполнительного Вочитёта.

39. Ходатайства 0’восстановлении в из-
бирательных правах лиц, указанных в
ст. 38 настоящей инструкции, подаются с
	ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА ИЗБИРАТЕЛЕЙ № КРУГА ЛИЦ,
ЛИЩЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ.
	13. Нри составлении и проверке спи-
сков как избирателей, так и лип, лишен-
ных избирательных прав, избирательные
комиссии должны руководствоваться Кюн-
ституцией РОФСР.

14. Правом избирать и быть избранным
в советы, на основании Конституции
РСФСР, пельзуются, независимо от пола,
вероисповелания, расы, национальности,
оседлоети и т. п., следующие ‘граждане
Российской Социалистической Федератив-
ной Советской Республики, которым ко дню
выборов исполнилось 18 лет:

а) все, добывающие: средства к KASHI
производительным я общественно-полезным
трудом, а также лица, занятые домашним
хозяйством, обеспечивающим для первых
возможность производительного труда;

6) краснозрмейцы и краснофлотцы рабо-
че-крестьянской Красной Армии;

в) гражлане, входящие в категории, пе-
релисленные в п. п. «а» и «б» настоящей
статьи. потерявшие в какой-либо мере тру-
	ROCUOCOOHOCTD.
	Из числа лиц, не являющихся гражда-
нами Российской Социалистической Феде-
ративной Советской Республики, правом
избирать и быть избранными в советы
пользуются все граждане других союзных
советских социалистических республик,
принадлежащие вк вышеуказанным катего-
риям, а также иностранцы, . проживающие
на территорин РСФСР для трудовых заня-
тий и принадлежащие к рабочему классу,
& равно в непользующемуся чужим трудом
крестьянству.

Районные, городские и вышестоящие
избирательные комиссии могут предостав-
лять избирательные права также ино-
странным гражданам из категории служз-
щих и инженерно-технического персонала,
проживающим на’территории РСФСР, если
в отношении их имеются достаточные дока-
зательства полной лойяльности к совет-
ской власти.

15. Не пользуются правом избирать и
быть избранными в советы лица, прибегав-
шие или прибегающие в наемному труду
	_0 ВЕДЕНИИ УЧЕТА Й СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ ЛИЦ,
ИЩЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПОВ.
	18. Ведение постоянном  поименного
учета лиц, лишенных избирательных прав,
возлагается: в сельских местностях и по-
селках — на сельские советы; в городах,
рабочих и курортных поселках — на город-
ские советы; в городах, имеющих районные
советы, — на районные советы.

Учет ведется под руководством прези-
диумов ЦИК’ов АССР, краевых и областных
исполнительных комитетов по специальным
формам, утвержденным Всероссийской Цен-
тральной Избирательной комиссией.

19. На органы, ведущие учет, возлагает-
ся собирание хокументальных данных 0 ли-
	цах, подлежащих лишению избирательных
прав.
_ Такими данными являютея:

а) в отношении лиц, применяющих нз-
OMAHA труд с пелью извлечения. прибыли,
занимающихся торговлей, а также других
лип, живущих 18 нетрудовой доход, сведе-
ния финансовых органов об уплате ими по-
доходного, промыслового налога, сведения
страховых касс 06 уплате страховых взно-
сов. справки о еданных ими в аренду
торговых помещений и т. п:;

6) в отношении лиц, лишенных избира-
тельных прав HO суду — БОПИи ПрИГовО-