15 НОЯБРЯ 1934 Г., № 315 (6201).

ТПРАВААД: --_

НИЕВ.
	веками проклятая. земля дарит нелновосные
урожаи. На цветущей плодородием земле
выстроили чалаевлы к выборам чудесный
Колхозный тедтр. Трехяруеный зал на 700
мест залит электричеством. Рядом — но-
вая пЕола-десатилетра. В колхозном парке
деревья  роняют ‚ВА ‚дорожки  багряные
ковры. а

_ Ho почему так смущен голова сельрады

. (Иляцеонно? Охазетваетея. в вооператив-
	бов зубного порошка. Даже совестно.
	-— Поголате. -= обещает голова седьра-
	тельно:

’В селе Литвияец помещие и евященние
владели 310 гегтарами земли. На 210 гре-
 стьяневих хозяйств . приходилось’ только
‘330 тектаров. Ceftuac y 502x034 — Подто-
‘DH тысячи гектаров. Бывакий бедняе села
Наколай Добровольский -—сейчае профессор
‘архитектуры: Бывший батрав Вишня-—сей-
чае инженер. 25 литвинецеих волхозников
‘учатся в высней и’ средней. школах.
	В Бобрицах до революции на 550 жи-
rexel Gato лишь 12 трамотеев, Сейчах
пайти в ‘селе неграмотного колхозника бы-
	ло бы мудрено. за последние 5 лет бобрац-
	кая молодежь дала из своей среды 10 учи
телей, 15 агрономов, 5 научных работни-
ков, 8 командиров Красной Армии, врачей,
летчиков.
	В дни выборов в Корсуни комсомольцы
провели Межколхозную олимпиаду. В ней
участвовало 15  дражкружков, 10 струн-
ных оркестров, физкультурные команды.
	`В селе Васьковичи в день выборов 6
разукрашенных подвод об’ехали дальние
воры и_е.почетом привезли на собрание
всех стариков.

+ =

MOJO AOU
	_РВомеомольны . магали еще под столом,
	SOO в Киев врывались банды, петлюров-
ских синежупанников и дикие дивизии ге-
‚Иерала Драгомирова. Первые   проблески со-
‘знательного восприятия жизни сохранили
 в` памяти комсомольцев” героические песни
полуодетых, босых веселых красноармей-
nes, пю льду форсировавших Днепр и 06во-
бодивших. в 1919 году. Kuen « от. врагов: ре-
волюции.

® Правда, вскоре на мостовых Rpemarana
‚запокали КОПЬИа. белоснежных и 3010TH-
OTHX коней, выпестованных па ианских 3а-
водах. Но через месяц красазцы-скакуны
‘из польских майоратов емылиеь на Запад,
и, не доверяя их лихости, шляхтачи Еру-
зились в прозаические теплупки иулейе-
тываяи от серых лотадок конных. “apa
Ворошилова и Буденного:
	Летом 1920 гола Влев стал извеегда 00-
		ОБЯЗАННОСТЬ: КАЖ
	ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
УСЛОВИЕ УСПЕХА.
	Навряд ли надо доказывать, какое зна-
чение имеет развернутая самокритика для
успешного проведения избирательной кам-
пании. 90 млн трудящихся проверяют ра-
боту своих депутатов, своих советов. Они
указывают на ‘конкретные опейбки, недо-
статки в работе советского аппарата. Эта
критика должна помочь изгнать из советов
чуждых ий враждебных рабочему классу
людей. бюрократов и перерожденцев.
	Без самокритики нельзя мобилизовать
огромные, еще не использованные резервы,
нельзя обеспечить  стопропентное  , участие
трудящихся в выборах советов. Нетрудно
установить тесную связь между отсутствием
самокритики и, скажем, слабым посещени-
ем избирателями отчетных собраний. В
«Правде» печаталось немало материалов ©
мест. подтверждающих 279.
	Председатель иркутекого городского с9-
вета счел за благо о недостатках в рабо-
те горсовета (а их много, и они, конечно,
видны кажлому избиралелю) на пленуме
ничего не говорить. Наперекор истинному
	неложению вещей. он стал рисовать радуяж-
	ную картину преуспеванвия горсовета,
	В Иванове на отчетном собрании перед
рабочими Большой Ивановской мануфакту-
ры член горсовета Коботков сделал доклал,
который носил общий характер. Вогда pa-
бочие выступили с критикой недостатков
переовета, они встретили резкий отпор чле-
на президиума горсовета Аленсеева. Лю-
бопытно; что этот зажиищик  самокрити-
ки -—— секретарь парткома фабрики.
	На отчетном собрании старопичеуринско-
то сельсовета (Средняя Волга) заведующий.
барановским районным финанеовым отде-
лом 00звал одного из избирателей «кула-
ком» за то, что тот справедливо критиковал
отсутствие медикаментов на медицинском
нункте.
	Нужно ли доказывать абсолютную недо-
пустимость таких явлений?!
\
	Чиновники и бюрократы пытаютел вы-
холостить политическое содержание изби-
рательной кампании. Они пытаются при-
лать избирательной кампании характер
административного мероприятия. В связи с
этим не лишние напомнить одно. из важней-
ших указаний ЦИК СССР о выборах в co-
веты. «Городские и сельские советы, —
говорится в обращении ЦИК, — должны
отчитаться перед миллионами своих `изби-
рателей о проделанной ими работе. hax-
BT депутат совета должен представить
своим избирателям отчет о том, как он бо-
ролся за еоциализм. Недостатки работьт ео-
вета и отдельных лепутатов должны под-
вергнуться со стороны избирателей широ-
кой самокритике, выражающей дхоподлин-
НЫЙ лемократизм. советского етроя».
	Совет обязан рассказать своим избира-
телям не только о своих достижениях, но
и о недостатках: Роль избирателя у Hac
не исчерпывается тем, что он проголосует
за того или иного кандидата в совет. В уе-
ловиях пролетарской диктатуры, в уело-
виях самой широкой, развернутой, действи-
тельной; а He формальной демократии,
каждому трудящемуся на деле obecte-
чена возможность участвовать в управле-
нии государством. И. он, советский избира-
тель. несет ответственность за работу сво-
его депутата, своего совета. Это значит,
что на отчетных и выборных собраниях
лолжна быть развернута  большевистекая
самокритика всех недостатков в работе со-
вета. в работе депутатов.
	Только тавим путем можно. мобилизо-
вать активность десятков миллионов тру-
лящихея, выработать лучший наказ н0во-
му совету, изгнать из советов чуждых лю-
лей, бюрократов, перерожденцев и избрать
в советы лучших ударников, лучших лю-
лей города и села.
	Большевистсная самокритика — обяза-
тельное условие успеха избирательной кам-
яации!
			Фото. 1, Макрузонно.
	Фото. П, Макрушеняо.
	ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИД ИУ,
ВЕОООСМАОКОГО МЕНТРАЛЬНОГ
ОПОРНОГО КОМИТЕТА,
	По докладам, председателей улачных ко»

митетов городов `Калинина, Молотово,

Мичуринска и Прокопьевска и содокладу
ОЭртотдела Президнума ВНИК,
	Исполнительного Комитета констатирует,
что ортанизованные в 1933—1934 г. в
связи с соберноранием-конкуреом городских
советов по восстановлению и сохранению
жилфонда. и. -благоустройетву ‘уличные ~
(квартальные) комитеты. в тяде городов
(Калинин, Молотово, Прокопьевск, Мичу-
ринек, Тула и др.) провели большую: рабо-
ту по сохранению и ремонту жилфонда, в.
особенности частновладельческого, тю
очистке. дворов и улиц, по внешнему бла-
гоустройству и по вовлечению в обществен-.
ную работу жен рабочих и служащих, ИТР
и. пенсионеров (Мичуринск, Прокопьерек).-
Одновременно © этим, Президиум ВЦИК
отмечает недостаточно четкую организацию
руководства уличными комитетами со. сто-
рены ряда городевих советов, а также ела-
бую свазь улачных комитетов © секциями
й депутатекими группами советов, елед-
ствием чего является: На
2) недостаточное внимание некотерых
уличных комитетов в сохранению государ-
ственных и кооперативных ежлых  поме-
щений;
6) применение отдельными уличными коми=
тетами методов администрирования (Тула):
8) педостаточная техническая ‹ помощь
уличным комитетам co стороны торсоветов
и их органов (Тула).
Президиум Всероссийского  Невтрального
Исполнительного Комитета постановляет:
1. Рекомендовать городским м посалко-
вым советам, продолжая работу. о укрепле-
нию существующих уличных комитетов, —
организовывать новые 3 городах, rye oun
не созданы,
2. Прелложать тородеким а поселковым
	  советам

*
	(От специального корреспондента’ «Правды»).
	Тов, РЫБАЛОВА Матрена Андреевна, кол-

хозница, с 1920 г. бессменно депутат но-

возаведенского сельсовета, Георгиевского

района (Сев. Кавказ}, избрана в состав но-
Boro сельсозата,
	  Е ‘Oo tt
Как это делается
в ФОлессе.
	(По телеграфу от корреспондента
«Правды»).
	Открытие пленума горсовета, носвящен-
ного: утверждению отчета избирателям; бы-
ло назначено на 6 часов. Но еще в 8 ча-
cos вечера большой “зал был. наполовину
пуст. Три час» тохились, ожидая начала,
чаены горсовета. Лишь в девятом часу от-
крылся пленум: из 2.400 членов горсовета
и райсоветов Одессы присутствовала едва
треть. р

Докладчиком выступил т. Гай. Он долго
говорил о межлунаролном положении, мель-
	Тов. ТРОНЕНКО Семен Иванович, вновь
	избранный ‘председателем новозаведенсно-
го сельсовета, Георгиевского района (Севе-
рокавказский край). `

ее 9 на
	ЦК КП(б) о ходе
	выборов в ъелоруссии.
	МИНСК, 15 ноября. (ТАСС). В смециаль-
ном постановлении ЦК ВП (б)Б отмечает co-
вершенно неудовлетворительное разверты-
вание выборов по ряду районов, особенно
по Белыническому, Могилевскому, Уваро-
вичекому, Заславльскому, Суражекому, Те-
реховокому и Червенскому. В зекотозых
местах нарушается советская демократия:
выборы происходят при недостаточном ко-
личестве избирателей, списки кандидатов
полосуются в целом, & не каждая канди-
датура в отдельности, наказы иногда ноч-
нимаются при’ голосовании меньшинства
избирателей.

ЦЕ компартии Белоруссии отметил не-
внимательное и небрежное paccuonpeune
жалоб и заявлений, связанных ¢ избирз-
тельной кампанией.

ЦЕ празнал нетерпимым недостаточное
участие в проведении. выборов некатогых
центральных организаций — республикан-
ского союза потребительских обществ, Нар-
комзема, Наркомпроса, и предложил им не-
медленно ‚ включиться в избирательчую
кампанию. Такое же указание. даю про-
фессиональныег ‘организациям Белоруссии.
	‚УЗБЕКСКАЯ CCP.
	detox 1934 года Виев стал ие Co-

ветской Украины. _
	И сейчас в молодой красавице-столице
‘собираютея на предвыборных конферен-
	‘циях молодые люди. люди. перрой детской
	песнью которых был марш Буденного, лю-
ди, никогла еше не выбиравшие в советы
и в нынешнем тоду получающие по Вон-
‘ституций это высокое право.
	Они впервые выбирают в советы, и с
ними перекликаются их ‘сверстники. кото-
‘PHM от роду больше лишь на 2—3 года.
Эти сверстники приехали со всей Киезской
‘области, где’ они ‘не только выбирали в
‘советы, но и были яазбираемы: молотых
комсомольцев выдвигали отцы и деды на
высокий и почетный пост председателей
сельсоветов. ~
	Й совешание комеомольнев—толов сель-
	рад по праву рапортовало ЦВ МИб}У, без
тени бэхвальетва писало Павлу Петровичу
Постышезу о своих победах в борьбе за
	социзлистичеекое преобразовавие ий ERYJIb-
	турное строительетво нового увраиневого
CANS:
	«Киевская область становитея перело-
вой, зажиточной. Область первой на Украи-
не продала государству 3 миллиона пудов
излийеюов хлеба. Хлеба много».
	*
	Рапортам комсомольцев: —— государствен- товорил о международном ноложений, меть-
х политических -тратоле?.  СоретогоЯ   КОМ коснулея непосредственной темы своего
	довлада и закончил пафосным аризывом
е. ‘петииноетия  собъарттихеа ‘Речь Tor.
	Тая имела большой эффект: к концу 40-
Riga B зале едва осталось 150 человек.
	Им и была предложена резолюция, в кото-
рой при помощи нескольких пышных фраз
полводился итог работы горсовета: 150’че-
ловек вяло проголосовали за резолюцию, в
которой политическая линия горсовета при-
знавтея правильной, а практическая pato-:
та — недостаточной.
Резолюция пленума соответствует CTH-
лю работы олесекого горсовета. Плохая яв-
	  ка на пленум? Ла откула ей быть лучшей,
	если горсовет растерял своих депутатьв,
	‚если в составе президиума горсовета нет ни
‘одного человека, работающего е прошлых
	выборов! Менялись члены президиума и се-
кретари,  снималибь председатели.  Пе-
	ред самыми выборами был снят председа-
тель горсовета Сорокин.
	  М. ГОРИНСКИЙ,
——_O-—
ЧЕРНИГОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Дружно и организованно.

(От корреспондента «Правды»).

‚В селе Крапивном, Дмитровского  райо-
на, выборы сельского совета прошли исклю-
чительно дружно и организованно. Еще за
	три дня ло выборов было проверено: вру-
‘Чены ли повестки избирателям, Bee ля
	знают, на какой избирательный участок на-
до притти и в какому времени. Позаботи-
	ЛИеЬ И 0 ДЕТЯХ.
Волхозники явились на собрание друж-
ным коллективом. Единоличники припьли
	группами по 10—12 дворов. .На выборах
приняло участие 98.7 проц. колхозников.
	81.6 проп. единоличников.
	ных; ‘политических  делтелей Советской
Украины: внимает и юное, красвогалетуч-
ное поколение школьников, тех киевских
школьников, которые запросто переписы-
ваются с тов. Постышевым, приходят в

гости в тов. Петровеному.
	Они тоже будут через несколько лет вы-
бирать в советы. Тоже станут советскими
государственными деятелями. А пока они
	получили от киевского горсовета роскош-
ный дворец’ бывшего. купеческого собрания.
	здесь будет теперь великолепный двореп
	HHOBCPOB...
a В. XAHAPCC.
		в Вязьме.
	рых депутатов. заподозренным лицам ста-
вили в упор: вопрое: был ты депутатом или
нет? Из опрошенных 26 человек прямо. и
	откровенно признали себя ленутатами. Они
	не отрицали,  TQ случалось им бывать В
совете. Твалпать. человек лали уклончивый
	совете. Двадцать человек дали уБЛОНЧИвЫЙ
ответ. Да, повидимому, их избрали, что-то
такое действительно было, но. депутатами
они себя неё считают ‘и никакого отчета
	представить. избирателям не могут. Никуда
их Никто не звал, никто их никогда не 60-
бирал и вообще Никто ими не интересовал-
ся.

Остается еще 56 человек из xenyrarceore
	списка, обнаруженного в архиве вязем-
ского городского совета. Их ищут.
	Не трудно ответить на вопрос, как же
выглядят хозяйство и благоустройство в
том городе, в котором руководители раете-
ряли всех депутатов. Отвратительно выгля-
gat. Ha улицах грязь, ухабы. В ряду ©о-
ветских небольших городов Вязьма выде-
ляется, гав замарашка. Ничего-удивительно-
го в этом нет. Бюрократические методы хо-
зайствованья, без привлечения : трудящих-
ся. `без развития советской общественности,
	д. OCHAGS.
	иного результата дать и не могли.
	а) направить работу уличеюх комитетов
на улучшение и сохранение жиляпнюто и
горолекото хозяйства и благоустройства, ©0-
четая ее с повседневной работой по улуч-
шению состояния своего дома, своего, двора,
своей. улицы;

``6) обеспечить конкретное повседневное
руководство улячными комитетами, ‘тща-
тельное изучение и проверку их работы;

в) в крупных городах, где организованы
подрайонные и участковые депутатские
грутиты. зозложить на них руководство
	уличными комитетами, как OCHOBHEEY ARTH-
	BOM депутатских групи;

т) обратить 06060е внимание па то, что-
бы работа уличных комитетов способство-
вала укреплению жилищного хозяйства и
уличного блатоустройства жилиино-воопе-
ративных и государственных домовладений,
не ограничиваясь обслуживанием только
частновлахельческих звильх владений:

д) оказывать техническую помощь улич-
ным комитетам через отделы совета путем
прикрепления к ним специазиетов и ра-
ботников отделов советов, в особенности
комхоза, здравотдела и наробраза.

3, Предложить Центрожилеоюзу обязать
местные жилеоюзы и жакты оказывать He-

обхотимое  солействие уличным комитетэи
в их работе.

4. Прелложить Пентральной конкурсной
комиссии при ВЦИК включить в состав
подлежащих премированию по конкурсу го-
родских советов’ председателей и членов
	‘уличных комитетов.
	`Чапаевский сельсовет под  золотоно-
mei. Пески и супески. Бедная, нищая печ-
ва. В руках большевиков, вооруженных
техникой и великой любовью в труду. эта
	Плоды „очередности“!
	{По телефону от ташкентского
корреспондента «Правды» ).
	В Узбекистане, как известно, сейчас
проходят две важнейшие кампании: хлопко-
уборочная и избирательная. Однако пар-
тийные организации республики не хотят
и не умеют правильно сочетать массовую
уборку и сдачу хлопка се подготовкой к вы-
борам.

° Правда, в районах находятся 60 уполно-
моченных, посланных центральной избира-
тельной комиссией, по работы их не видно.
В- Катта-Курганском, — КВара-Дарьинском,
Верхнечирчикском, Талля-Аральском, Xa-
вастеком и других районах еще не готовы
отчеты районных исполкомов и нет кален-
рных` планов проведения кампании.
юзные организации абсолютно ни-
чего не делают для помощи в подготовке
к выборам.

В значительном количестве районов из-
бирательные комиссии бездействуют. Руко-
водители некоторых районных организаций
прямо противопоставляют уборку хлопка
избирательной кампании.

Не обходится и без прямых извращений.
В Верхнечирчикском районе лишили‘ права
голоса всех мужчин старше 55 лети жен-

щин старше 45 лет.
	МИХАИЛ КОЛЬЦОВ.

«Раз, — передает нам т. Д. Сулиашви-
IM, — когла товариш Сталин занимался е
	‚Пебывалый случай в
	Мифические пошехонцы, как известно,
долго гадали, была ли голова у их това-
рища, которого медведь задрал. В конце
концов установили, что была: когда он щи
хлебал, то бородой тряе. А борода без го-
ловы не бывает.

У председателя вяземского городского
совета т. Язвенко голова безусловно есть.
Это яено из того, что он долго и мучи-
тельно вспоминал, были ли в совете депу-
таты или нет. По здравому смыслу, а также
по советской конституции выходит, что бы-
ли и есть. Но, в таком случае, кто же они,
где они, куда девались?

Розыски в архиве обнаружили список
в 102 имени. Действительно, выбираля
их —— этих. прекрасных незнакомцев. Но
что стало с ними потом, когда закончились
прошлые выборы? Вопрос не академиче-
ский, не для любителей отечественной
истории; Перед новыми выборами требуют-
ся отчеты старых депутатов, но извольте-ка
организовать отчеты, когда неизвестно, ку-
да девались депутаты... Можно сказать, ко-
нечно, что на нет.и суда нет. Но это не-
верно. На иное «нет» есть довольно строгий
суд.

В Вазьме mpegnpnnarst были поиски ста-
			5. Поручить ОН РОФСР рассмотреть в9-
прое о выделенчи в. распоряжение город-
ских советов фондов строительных материа-
лов для ремонта частновлалельческих домов.
	Председатель Всероссийского ПМен-
трального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН.
	Секретарь Всероссийсного-Централь-
ного Игполнательного Комитета
	тЫ КИСЕЛЕВ.
Mocmna, Rpewm, 1 ноября 1934 гола,
	успливает вампанию протеста, ‘парское: пра-
вительство колеблется... Важо на несколько
дней переводят в.тюремную. больницу. И
здесь он опять начинает голововружитель-
ную игру со смертью. С необычайным ис-
кусетвом и утюрством симулирует душез-
ную болезнь, подвергается новым пыткам,
еще худшим, чем в Берлине, создает у вра-
чей полное убеждение в своей ненормаль-
ноети — и в то же самое время вполне ра-
	зумно, сознательно беседует се низшим тю-
	ремным персоналом, через надзирателя CBA-
зывается с товарищами и, находясь ва
грани своих последних физических и ду-
шевных сил, еще раз бежит из тюрьмы,
одурачив полицию, охранку, врачей, само-
державие! .
	Базалось бы, всего этого довольно для
одного человека. Ho нет. Побывав за’ тра-
ницей, в Западной Европе и на Востоке,
участвуя и руководя онерапиями по пере-
возке оружия и литературы, побывав в ла-
пах ‘у балканских  полиций, Вамо вновь
возвращается на нелегальную работу в Рос-
сию и через некоторое время — опять в
лапы падским палачам.
	Теперь, очевидно, дни Вамо сочтены. По-
лиция и охранка готовы растерзать его.
Какие-либо разговоры о его ненормальности
звучат издевательством. И опять чистая
случайность выручает Камо. Его изумитель-
ная жизнь, мученика и весельчака, бро-
дяги-партизана и честного, преданного пар-
тийца, должна еще развертываться дальше,
через каторгу к торжеству революции, че-
рез новое, меньшевистское и деникинское
подполье к посту начальника советской та-
можни, в студенческой скамье в Комака-
демии и, наконец, в нелепой, случайной ги-
бели под грузовиком в Таяфлисе...
	‚9бо всем. этом просто и очень сильно
говорят хорошая книга Б. Бибинейшвили.
яркая статья Горького, интересные и зани-
мательные фотографии — от. портрета ша-
карного молодого человека с весело-плуто-
ватым лицом и кончая снимком’ исковер-
RaHHOTO, сматого в лепешку велосипеда, на
котором нелепо погиб старый и храбрый
полпольшик.
	Илья Нонов © большой любовью, тща-
тельностью п вкусом выпустил «Камо»: нет
здесь той алаповатости, которая у нае ино-
гда сопутствует так называемым роскопе
ным изданиям. С радостью ставишь ary

книгу на полку как хороший подарок сд-
Moxy себе.
	Мужчины присутствовали почти TOI
	ностью. ЕЕ
И. ЖИГУЛА.
	‚В этом качестве он впервые‘ попадает под! мужество и дерзость неутомимого подполь-
арест. Й векоре дерзко, бесстрадино бежит   шика. Партийным организациям приходит-
	сл. временно. перейти к партизанской борьбе
с капитализмом и самолержавием. Ramo
	участвует в группе, совертшавшей напалде-.
	ния на ооганы парского правительства.
	Камо устраивает знаменитое, прогремев-
шее ‘на весь мир, нападение на Эриванской
площади, в Тифлисе.
	Средь бела дня в центре города, оцеп-
ленном. со всех сторон военными патруля-
ми, у самого здания штаба, «групна зло-
умвниленников» нападает на вооруженный
денежный транспорт, забрасывает его ббм-

бами, захватывает деньги и безнаказанно,
бесследно исчезает!
	Случай на Эриванской площади был
скандальным провалом для .царекого прави-
тельства. Участники нападения были не
только недосягаемы, но и совершенно не
известны полиции. Только через несколько
месяцев зз границей было арестовано не-
сколько человек, и, получив от иностран-
ных полиций их ‘имена, царская охранка
напала‘на след. И тогда же в Берлине был
взят с паспортом на имя Мирского Камо.
	при котором найдены были взрывчатые
вещества.
	Начинается сложная и драматическая
борьба. Русская полиция договариваетея с
германской о выдаче Мирского, в котором
она уже отгадала своего давнишнего врага,
старо кандидата на виселицу—_ Камо. Ле-
нин, узнав о случившемея, поднимает че-
рез. ‚германские  социал-демократическае
круги кампанию в обществе и печати про-
тив выдачи Камо русским властям. Cau
арестованный начинает симулировать ду-
шевную болезнь. С необычайной выдержкой
и упоретвом он играет сумасшедшего. Пол-
тора года подряд, под круглосуточным над-
зором, ни на минуту не выходит он из ро-
ли. Его подвергают и физическим инепыта-
ниям — уколам, электрическим  толчкам.
прикладывают в телу зажженные папиро-
сы, — и в результате этих героически
перенесенных пыток германские психиатры
вынуждены  удостоверить ненормальность
Камо-—— вилоть до вечувствительности его
кожи в огню, уколам и электричеству.
	Bea эта мучительная самооборона кон-
чаетея неудачно. Вамо выдают царскому
правительству. Его отвозят в Тифлие. Уже
собралея. военный суд, и смертный приго-
вор — вопрос часов. Но Ленин за границей
	Из тюрьмы.

Пятый rox. Используя. революционный

под‘ем и настроение улицы, Вамо экепром-
TOM устраивает «социалистическую демон-

страцию», — изготовив сам красное знамя.

с лозунгами, он сам же несет его над тол-
пой, возвышаясь на плечах товарищей; и
у дворца наместника произносит’ единствен-
ную в своей жизни, весьма лаконическую,
HO горячую речь:

— В деватьсот первом году демонетра-
ции удалось продержаться не более трех
минут, & сейчас, в пятом году, мы дезюн-
стрируем больше десяти минут, и никто нае
не трогает! =

Казаки е шашками врываются в толпу,
	‘один’ уже настиг и рубанул Камо, но он вее-
таки ускользает и, переодевшись. опать
	тави усвользаст и, переодевшись, опять
идет в бой против самодержавия. 17 декаб-
ря Камо, израненный, исколотый, полу-
мертвый, лежит в рабочем предместье во
рву, под казачьими копытами.

Вазаки колебались: прикончить его или
оставить в живых. Подумзв, решили оста-
вить в живых, но отрезать нос... Опасность
лишиться носа показалась ему страшнее
смерти. Мысль, что после такой операции
он никогда уже не сможет вести нелегаль-
ную работу, повергла его в сильное отчая-
ние.

‚ —_ Бунтовать захотел? А ну-ка, вздернем
его! — Принесли веревку, привязали ка-
нат в крючку на потолке... Камо задергал-
ся в предсмертных судорогах.

Снимают с петли, заставляют рыть себе
могилу. Вамо хочет доказать, что он —
простяв - крестьяния, и усердно орудует
лопатой. Казаков берет сомнение. OTOM
они вдруг опять вздергивают его к потолку.
Но Камо уже наловчилея: он просовывает в
петлю подбородок. № тому же веревка по-
рвалась, вясельник в обморове грохается о
пол. Овровавленного, избитого, его перево-
зат в тюрьму.

Новый дерзкий побег: распропагандиро-
вав товарища по камере, простого Kpe-
стьянина, Вамо, обменявитись с ним одеж-
дой и документами, выходит на волю. (Ёре-
стьянину пришлось отвечать только за по-
мощь побегу, & Камо утрожала смертная
казнь). ;
	но точно ничего сказать не могут. Тем 60-
лее ко времени выходит в издательстве
	Неизвестный офицер... и

Дерзкий эксароприатор... м

Австро-венгерский подданный Димитрий.
Мирский...

Грузинекий князь Цулукидзе...

Мещанин города Гори Семен Аршакович.
Тер-Петросьян...

Продавец персикоев...

Душевнобольной берлинской городской
больницы...

Предводитель дворянства...

В разных городах и странах, в разных
слоях общества мелькали странные, зага-
дочные фигуры, вызывавшие изумление,
ярость, восторг, злобу своими поступками
H действиями, то дерзкими ло безумия, то
трогательными до улыбки, то трагичеевя-
ми. то мальчишески озорными.

И многие годы только самый узкий круг
людей знал, что под офицерским мунди-
ром и под берлинеким пиджаком, в смири-
тельной рубашке и в праздничном платье
кавказского князя маскируется все один и
тот же человек, для врагов опасный, же-
стокий и коварный, для своей среды и
друзей бесконечно: преданный, честный и
проетолушный.

В левятьсот первом году, собирая H opra-
низуя еще слабые и разрозненные партий-
ные силы в Закавказье, товариш Сталин
натолкнулея на молодого парня, чей горя-
чий, озорной и немного лукавый облик заин-
тересовал его. Товарищи характеризоваля
парня по-разному. Признавали революцион-
ность его настроений. но побаивались чрез-
мерной герячности, легкомыслия. CRAOHHO-
CTH в. озоретву.

Сталин глубже присмотрелся к парню.
Пол балагуретвом и лукавством он разгля-
дел подвижной житейский ум, а глав-
ное — искреннее, беекорыстное, подлинно
революционное чувство, ненависть к Елас-
совым и политическим угнетателям. Этот
молодой человек мог пойти в доход револю-
ции. Значит, стоило заняться им. У пере-
груженного большой партийной работой
Сталина нашлось, к удивлению товарищей,
время для встреч с парнем и лаже для
обучения его.
	ним. в комнату вошел кто-то из’ товари-   «Отарый божьшевик» книга Б. Бибиней-
щей и. стал рассказывать о каком-то ин-  швили о Камо, е предисловиями М. Горь-
тересном происшествии. Камо писал в это   кого и М. Лядова, под художественной pe-
	Издательетво oroBa-
	время диктант. Он заинтересовался расска-   лакцией И. Ионова.
	30M, HO Tak Kak разговор происходил нз   ривает, что книга может считаться только
русеком языке, которым Камо в это время   материалом в биографии  большевика-под-
еше плохо владел, он не понял чего-то,   польщика. Но и в таком виде ее можно го-
	стал беспокойно переспрашивать:
	-«Аамо.   рачо порекомендовать для пирового pac-
	слуши, камо?» (вместо «кому»). Говорив-   пространения у Hac BH 3a рубежом, как
шие расхохотались. и товариш Сталин ©  единственное содержательное жизнеопиеа-
	тех пор иначе его не называл, как Ramo, ние Камо. .
Прозвище это утвердилось за ним, и вряд Каждая. страница, ЕНИГИ, ЕАЖЛЫЙ XORY-
	ли многие знали вастояшее его имя».
	мент в ней. каждый снимок — это энизод,
	Сталин не ошибся в молодом человеке. Ja волнующий, страшный или веселый, ко-
внимание. за обучение. за ласку. оказан- мический.
	Деватьсот третий гол. Юный Петросьян-
	ную ему, Камо отплатил безграничной вер-
	ностью партии, отлал ей все силы, тысячу   Вамо уже работает в подпольной больше-
	Das рисковал для Нее мизнью.
	статочно сильный в теорий, в про-
	Hexo- Г вистекой организации. Наладил печатание
	нелегальной ‚литературы, книг, проклама-
	паганле. он развернулся в блестяшего тех- -ций. Для их, распространения он организо-
	ника-подпольщива и внес в свою работу! вал подсобную группу из гимназистов и
тромадйый темперамент, остроумную выдуи-   реалистов. Но-в нужный комент доброволь-
ку, исключительный героизм и безгранич-   ны струсили. Они отказываются разбросать
ную стойкость в труднейших и длитель-  прокламации в театрах. Сам Камо берется
нейших моральных. и физических испыта-   за это. На сцене идет «Гамлет». Забравшись
		на тгалерву, Вамо лет, когла Гамлет уви-
	Бурная и опасная жизнь Вамо, его под-  дит тень своего отца. В этот момент оп
польные приключения, его личность и ха-  швыряет целый ворох в пятьсот листовок
рактер привлекли в себе интерес и симпа-  над залом. Переполох. Публика расхватн-
тию партии. Через несколько ger после   вает их. Присутствующий  жандармекий
знакомства со Сталиным Камо узнал 4е-  ротмистр свирепо и грубо отбирает листки
нина, проникся в нему той же безгранич-  и чуть не получает пощечину от высоко-
ной. почти детекой любовью и предан-! поставленной ламы. Она е ненавистью ши-
	ностью, что и в первому своему воспита-
	пит: «Вы-_блюститель порядка, почему
	телю. Владимир Ильич тоже веегль неиз-  же вы это допустили? А раз допустили, что
	менно дружески относилея к Вамо, бросал   бросают прокламации, то дайте их прочи-
все силы на выручку смелого боевика-под-   тать...» Вамо уже ускользнул, он хохочет
польщика каждый раз, когда его захлесты-   среди приятелей.
	В другой раз, во время постановки «Ро-
	вала петля паоских палачей. Товарищи
	Врасян, Орахелашвили, Махаралзе, Вфуп-  мео и Джульетты», Камо швырнул такой
ская, Литвинов дружили с Вамо и помогали   же ворох прокламаций прямо на голову
ему. А. М. Горький близко заинтересовался   помощнику главнокомандующего, генералу
этой Ерасочной фигурой, проволил © Вамо   Фрезе. вызвав у него припалов бессильного
	много часов. — бешенства. }. Деватьсот седьмой год — разгром  рево-
И все-таки. широкая масса нашей мо- Маскируясь то. уличным продавцом, то   люционных сил, кровавый реванш самодёр-
лодежи очень мало знает о нем. Если епро-   солидным господином, Камо развозит неле-  кавия. виселицы. погромы. кровь... Ho
	сишь, отвечают, чте слышали имя Камо,   гальную литературу по всему Закавказью,   именно в эти тахелейши