(6222).
	7 ЛЕКАЕРЯ 1934 Г., 38 336
	ПОСОЛ ПРОЛЕТАРСКОЙ
ПЕРЖАВЫЕ B  BENOM
THOME,
	Меньевиестекая Грузия — этот плац-
	дарм международного имнериализма —— д0-
Зкивала последние ‘дни своего существова-
	ния. Вогла изд пролетарекии Баку высоко
	недналось знамя советов, знаия это пПред-
	вещало освобождение от гнета империзлиз- -
ма всего Закавказья, конец господства мус-
саватистов, дашнаков м меньшевиков, ко-`
нец дикой взаимяой национальной розни:
Это понимали меньшевистекие заправилы, ^
пытавншеся отерочить час > epoell неизбеж-
ной гибели.
	Между советской Россиви и меньшевист-
ской Грузией был заключен. договор. Этот
договор раскрыл двери всех тюрем Грузии.
Большевики; рабочие и ‘крестьяне, томив-
шиеся в этих тюрьмах, получили евободу.
	Тов. Виров был назначен советским по-
слом в и Приезда Кирова с большим
нетерпением ожидали революционные тиф-
лисские рабочие. Со страхом ожидали при-
езда Кирова все те, кто в продолжение трех,

лет рисовал советскую власть как режим, _

нищеты, «социализации женщин» и. т. д.
	Й не случайное первое слово, которое
услышали. трудящиеся Тифлиса. от совет-.
ского посла Кирова, было посвящено. рззо-
блачению клеветы против большевиков. и
советов.
	‚ Неред зданием советского посольства с0-
бралась огромная толпа. Иа балконе по-
явился Киров. Этот коренастый, полный
энергии и воли, с обаятельной улыбкой
человек отражал в себе волю, энергию и
мощь советской страны.
	Киров с балкона произнее блестящую
речь. Это была огненная речь страстного
большевика, речь, полная сарказма по

адресу меньшевистекой клеветы нё больше-
виков и советы.

«Вот перед вами большевик из совет-
ской России. Похожи ли мы на то чудо-
вище, о котором здесь в продолжение трех
лет неустанно писали и рассказывали?»
	Мастер слова, талантливый пролетарский
трибун кратко и ярко говорил собравшейся
толпе о том, кто такие большевики и за
что борется советская страна. Torna не-
сколько раз устраивала овацию Кирову.
Каждое его слово, ках острая игла, про-
низывало дряблое тело меньшевизма. Ш-
пытки меньневистеких охранников pacce-
ять Толпу не увенчались успехом. Весть 0
речи Кирова быетро облетела весь Тифлис.
	Виров — это имя с любовью, с на-
деждой на скорую победу  произноси-
лось революционными рабочими Тифлиса.

Речь Кирова предвещала революционную
бурю. Пламя его речи внушало уверенность
в том, что скоро растает след меньшевист-
ской реакции. Его улыбка предвещала ре-
волюционную весну.

...Победа наступила скоро. ^
		ТАЗ

иров ведет
‚ народов
	ГРОМИТЬ
	BEJIBIX!
	. ПРОШЛИ ПЯТИГОРСК.
	Комфронт. Кавказского. Копия Папи-
арм XI‘).

Св. Крест 21 марта (1920 г,).

Переброска Штарма фактически уже
	1 вачата. В Астрахани остаются лишь скла-
		ды и часть санитарных узреждений. Все
	учреждения армии частью ваходятся в
	пути na Св. Крест, частью готовятся к

выступлению...
По. условиям Связи Св. Крест для

Штарма не подходит, и Полештари *) пе-

реходит в Пятигорск...
Насёление настроено сочувственно к
	советской власти...
Командарм ‘’ ВАСИЛЕНКО.
(‚Член РВС.С. КИРОВ.
Начполештармы BOPOHKOB.
	(Центральный архив Красной Армии,
дёло № 77—222. лист 62).
	П. УДАР НА ВЛАДИКАВКАЗ.
	Телеграмма командиру Ставропольской
группы.
	Пятигорск, 24-го марта (1920 г.).
	Ставропольской групне будет дана за-
дача разбить сосредоточившегося ‘у Вла-
дикавказа. противника, Принимайте: самые
энергичные меры к спешной переброске
	дивизий и бригад в район Прохладная,
	40 кавполк направляйте в Нятигорск.
Командарм Ж ВАСИЛЕНКО.

Член РВС С. КИРОВ.
Наполеарм ВОРОНКОВ.
дело № 77—222 лист 105).
	Ш. ДОБИТЬ ВРАГА!
	Оперативный приказ войскам ХТ армии.
	№ 49.
Пятигорск. 26 марта 1920г.
	Противник разбит и отступает. Часть
его сосредоточилась во Владикавказе,
другая часть отходит ва Петровск. Ча-
стями корпуса?) взят Грозный, 1-м Осе-
тинским кавполком (отряд керменистов)
занято Алагирское ущелье и отря-
дом ингушей Арцханора — Дарьяльское
ущелье,

Приказываю:.

1. Корпусу с приданным отрядом т. ГИ-
КАЛО, продолжая энергичное преследо-
вание разбитого противника, к 1-му апре-
ля сосредоточиться главными силами в
районе Хасав-Юрт.

2. Терской группе продолжать форси-
рованными переходами переброску в
район Моздок, сосредоточив в Прохлал-
ной к 1-му апреля 7 кавдивизию для лик-
видацнни Владикавказской группы про-
тивника.

3. 49 дивизин с приданной ей сводной
бригадой не позже 3-го апреля сосредо-
точиться в Кизляре.

4. Отряду керменистов т. Тогоева и
отряду ингушей т. Арцханова до подхо-
да частей Х! армии во что бы то ни ста-
ло удерживать Алагирское и Дарьяль-
ское ущелья, не допустить отхода про-
тивника в Грузию по Военно-Грузинской
и Военно-Осетинской дорогам...

Командарм ХТ ВАСИЛЕНКО.
Член РВС С. КИРОВ.
Наполештарм ВОРОНКОВ.
	*) Начальнику штаба Х!Г.армии.
 ) Полевой штаб армии.
	`ЗАКЛАЛЬФАЕТСЯ
ФУНДАМЕНТ СОБЕТОВ
—__ МАТЕЕЕ,
	(По. ‘рассказам горских партизан и
документам, ‘собранным редакцией
«Истории гражданской войны» }.
	В ночь на 31 декабря 1917 г. во Вла-
дикавказе был разогнан совет рабочих де-
путатов. За полночь в зал заседаний совета
ваомилась банда осетин-офиперов Дикой ди-
визии. Членов совета поодиночке выпуска-
ли на улицу, обыскивая и отбирая оружие,
деньги, портсигары, часы. Помещавшийся
в Этом же здании партийный комитет был
разгромлен, большевистекие знамена изо-
рваны, бумаги уничтожены. Президиум со-
вета, во главе с председателем его Manna

Орахелашвили, офицеры арестовали и уве-

ли с собой. По улицам города в ту ночь
были ‘расклеены плакаты:
«Смарть большевикам  Орахелашвили,

Byaunnse, Kuposy!»
Поднятой на ноги в ночь разгрома сове-
та группе осетинских «кермениетов», прел-

ставлявших единственный na Тереке. в Te

дни отряд национальной Красной гвардии,
удалось освободить уведенных большевиков.
Но арееты могли повториться каждую ми-
HYTY.

Под вечер председатель совета Орахе-
лашвили стоял у окна. Весь день шел про-
ливной дождь, и безлюдная лежала за овом
улица. Вдруг в передней раздалея звонок.
Порывем тревоги прокатился он но кварти-
ре: опять офицеры? На лестНицу выбе-
жала нятилетняя дочурка Мамия. Внизу,
	под лестницей, кто-то раздевалея, отфырки-
	ваясь и отряхиваясь от дождя. С плаща
пришедшего стекали на под потоки воды,
на полу стояла грязная лужа. Девочка дол-
то вглядывалась. Наконец, узнав гостя, она
покачала головой: не сидится, мол, тебе
в такую погоду! — и, по-детски картавя,
сказала укоризненно:

— Эх, товарищ Килов, Вилов!..

Пришедший был действительно C. M. Ru-
ров. Недавно вернувшийся со с’езда советов
из Петрограда, он неустанно в любую пого-
ду бродил и ездил по Терской области. Его’
речи и доклады о первых декретах Октяб-
pa, 06 историческом заседании с’езда сове-
тов в Смольном служили единственным
большевистевим отэвуком петроградских .со-
бытий на наглухо отрезанном от всей Co-
ветской России Северном Вавказе...

Голос большевистского трибуна Виро-
ва все более гулко раздавался в рабочих
поселках, горских аулах и казачьих ста-
ницах области. Возвещенные им идеи Ок-
тября, прерываясь сквозь офицерские кор-
доны, преодолевая ледяные перевалы, про-
бирались по узким горным тропинкам...

..На рассвете группа большевиков вы-
ma из квартиры председателя совета. Рас-
ходились поодиночке. Партия уходила в под-
полье, чтобы копить силы для удара.

Разгром владикавказекого совета не 0бе-
скуражил Кирова’ и не заставил его опу-
стить руки.

Он продолжал повседневную настойчивую
борьбу за организацию масс.

x xs х

16 февраля 1918 года в Пятигорске на
втором областном с езде народов Терека по
докладу тов. Кирова была провозглашена
советская власть.

Горские народы приветствовали  влаеть
советов как избавление от многовекового
гнета. В течение нескольких дней офицер-
ские сотни были разоружены. «Терско-да-
гестанское правительство» бежало в Тиф-
лис. 6 марта сезд народов Терской области
прибыл во Владикавказ.

. Киров уезжает в Москву за оружием.
Советы снова низвергнуты после тяжелой
борьбы. Киров в Астрахани. Здесь подго-
тавливается освобождение Терека, а Заодно
и Баку.
	она освобонление
		ВПЕРЕД,
НА БАКУ!
	ЧЕРЕЗ СЫПУЧИЕ ПЕСКИ
И ГОЛОДНЫЕ СТЕПИ.
	Х! армия шла от Астрахани к Баку.
Через сыпучне пески и голодные степи,
через Кизляр и Петровск-порт двигалась
она в жестоких боях, омывая. свой длин-
ный путь кровью лучших сынов. Это был
поистине героический путь ХЕ армии, (и
ее вел Сергей Киров.
	Помню боевые операции экепедицион-
ного корпуса, который действовал по
плану, лично разработанному  Кировым.
Случилось так, что корпуе выдвинулся
	  вперед и дошел до Ставрополя, в то вре-
	мя как штаб армии еще находился в
Астраханй. Непосредственная связь была
потеряна. Но Киров фвался к бойцам.
	Как быть? Догонять части на автомо-
биле или на санях. невозможно: словно
каменная стена, легла между штабом и
частями огромная Астраханская степь,
снежная, непроходимая, безлюдная...
	Киров принимает смелое решение:
лететь на самолете! Он отлично знает,
что самолеты того времени — жалкие
«гробы», дырявые и залатанные, Он знает,
что не только авария, но даже вынуж-
денная посадка — смерть. Огромные, за-
несенные снегом степи станут могилой
смелого летчика и его бесстрашного пас-
сажира. Но тем. не менее Киров решает
лететь. Так требует обстановха. Член
Реввоенсовета должен быть на решающих
участках борьбы. `
	Перелет совершен благополучно. Ис-
ключительная отвага товарища Кирова
	помогла связать штаб с частями, обеспе-
	чить управление войсками, завоевать по-
	чу <.

ПРОТИВ
НАЦИОНАЛЬНОЙ РОЗНИ.
	Вспоминаю другой эпизод. тех героиче-
ских лет. Наши части находились в Ганже
и Карабахе — азербайджанских городах,
только-что освобожденных от меньше-
вистской нечисти.
	Но враги революции продолжали свою
подрывную работу. Спекулируя ва отста-
лости закавказских народностей, на их
старой вражде к русским, вызванной еще
царской политикой угнетения, муссаватн-
сты — буржуазные националисты-—подни»
мают восстание, Сюда приезжает това-
их Киров. Он лично руководит пода-

лением восстания и блестяще разрешает
дбн, возложенную на него партией.
	Как он достигает этого? Что обеспе.!
	чивает ему успех? — Вооруженный ленин-
ским учением, товарищ Киров становится
блестящим проводником нашей нацио-
нальной политики.
	По Киров этим не ограничивается. Он
кропотливо и внимательно изучает людей,
трудяштихся Закавказья; он опирается на
их активность, привлекает ‘их к полити-
ческой жизни, Он, по существу, строит
Азербайджанскую компартию, воспиты-
вает калры большевиков-националов.
	Эта работа имела исключительное зна-
чение для ХТ! армни, Она создавала креп-
кий тыл, крепкую связь между красными
частями и трудящимся населением.
А это — основа победы.

Киров первый создал в Закавказье на-
циональные части, проводя таким обра-
зом  ленинскую национальную ‘поли-
тику и в Красной Аомии. :
	И. НЕМЕРЗЕЛЛИ.
Ленинград, 5 декабря 1934 г.
	ли, —— Под выстрелы винтовок, под несни,
гарцуя на конях, влетают в горную кре-
пость Шатой (наш штаб) наши посланцы.
Ови привозят и деньги, и необходимые
распоряжения, и 0бодряющие слова. Раз-
ве забыть все это? Разве забудем! Сергея
Мироновича, который в те дни найряжен-
ной борьбы, сам переживая огромные за-
труднения в Астрахани, не забыл нае и
помог небольшому отряду бойцов В их
борьбе за пролетарекую революцию?!
	Позднее приходилось встречаться и ва-
деть товарища Кирова уже в другой обста-
новке. Войска интервентов, банды отече-
ственных генералов, помещиков и качита-
анстов разгромлены и раздавлены рабочими
и крестьянами советской страны. Надо
было укреплять советскую власть, восста-
навливать промышленность и сельское хо-
зяйство. № концу 1920 года я встретил
Кирова уже как члена Кавказского бюро

ЦК ВКП(б). Вместе с товарищем Серго
Орджоникидзе Киров стал руководителем
коммунистической организации бывшей
Горской республики, затем ‘представителем
советекого правительства в меньшевистекой
тогда Грузии и потом снова. руководителем
большевистской организации. на Северном
Кавказе. И все та же неизменная бодрость,
съромность, все та же непоколебимость в
борьбе за дело рабочего класса, за дело
партии Ленина, в борьбе против каких бы
та ни было отклонений от линии партии.
	В 1922 г. товариш Сталин при своем
приезде на Северный Кавказ и в Баку вы-
двинул товарища Кирова в качестве руко-
водителя партийной организации Баку и
Азербайджана. 0 том, как Сергей Миропо-
вич Киров работал, организовывал и то-
дымал миллионы рабочих и трудящихея
в новой, социалистической жизни, к жиз-
ни сознательных строителей социзлизма, —
06 этом сегодня с печалью 0б убитом лю-
бимом друге, товарище и вожде говорят
сами миллионы рабочих городов Ленина,
Баку, Грозного, Владикавказа. 06. этом го-
верят колхозники, горцы Северного Казка-
за, тюрки Азербайджана, народы Baran.
казья. 06 этом говорит одетый в траур, но
непоколебимый в своем стремительном дВИ-
жении к окончательной побеле нал класед-
	вым вратом весь наш великий Советский
0103.
	Минск.
	и. Замавназья.
	горцам, освобо-
			Обращение командования Красной Армии
	и кавказского ревкома к
	жденным от белых (1920-й год).
		Помню, ‘перед тем как двинуться в 1о-
xox, Ham 37 кавалерийский полк со-
бралея в Астраханском зимнем театре. Там
выступил Киров. Он сказал напутственаую
речь бойцам,

Нанутственное слово осталось ray6oKi, В
сердцах бойцов: Мы © онтузиазмом дВИ-
нулись в экенелиционный поход, 25 ac-
кабря 1919 тола мы захватили два -Apl-
брежных села-—Новый и Старый Бирюзяк.
В плен было захвачено много’ офицеров,
весь штаб бедогварлейского отрада и pa-
Anoamitapat. Rawr & paxnoansapary ona
найден тут же, Когда сво стороны моря вы-
садился Киров, он связался по фадио с
генералом Алексеевым и выхал себя.33 ко-
мандующего бирюзякским гарнизоном.

Помню этот разговор е генералом. Това-
pum Жиров панических толосом сообщил
ему, что бирюзякский отряд со всех сто
рон окружен красными и что держаться в
	«Отгоните прочь эту босяцкую Врасную
сволочь. Я вам посылаю в помощь хотню
стрелков и сотию казалерии.. Вместе с яи-
ци идет бочка вина в 60 ведер. Прогони-
те красных и cupanzaitte день рождества
христова».

“После этого разговора товарищ Варов,
смеясь, предложил командиру бритады Са-
бельникову. и командиру ‘полка Косенко
захватить всю ‘посланную генералом по
МОЩЬ,
^ Руководимый товарищем Коровы экепе
диционный отряд. победоносно прошел по
Ах стенам, сметал Aa ев0ем

и белогвардейские бзнды. 15. января
1 20 года мы дошли’ до города Кизляра.

Прощай, дорогой наш и любимый Сергей
Миропович! Моя сабля «Осман», которую
ты © интересом рассматривал В астрахан-
ских степях, остра и сейча! ‘*

П. ДЪЯЧЕНИО.
Бывший командир 2 Seuanpoxa 37
` кавалерийского полка Х!абзи
				Его имя невазрывао
	связано с ЗСО.
	«... Тов. Ленин и тов, Сталин: являлись
вдохновителями этого об’единения, им’ без-
условно принадлежит наше червое ©лово.
	Вместе с тем мы лолжны сегодня отуе-
тить, Что непосредственнымхи проволника-
	‘ми этой идеи, непосредственными органи-
	затофрами Закавказской федерации являют-
ca тов. Серго Орджоникидзе и Сергей Cox
ронович Киров, которые ‘положили много.
труда, чтобы повести решительную борьбу
с так называемыми налъионал-укловистами:
	противниками Закавказской федерации.
	Мало того, товарищи Нироз и Ордмони-.
кидза, как верные ученики Ленина, оста-
вили нам, последующим работникам, тра-
диции революционной борьбы, лучшие
большевистские образцы сплочения трудя-
	щихся Закавказья...
	3) Имеется в виду экспедиционный кор-   Бирюзяках дальше невозуолено.
		пус Х! армии.
	Н. ГИКАЛО.
	Ответ тенерала Алексгева GWA Tanai:
	_—
а а gg men ee
	цев и казаков; когда’в словах Кирова при-
водится красивая древняя легенда o Iipo-
метее, прикованном 5 скале на вершине
Вазбека, и орел неустанно клюет иетерзан-
ное тело—<то олицетворение свободы.

Молодые и старые, горцы и казаки, ра-
бечие вскакивали с мест и в неудёржи-
MOH страсти к победе кричали на разных
н8речиях свой привет большевикам, Ле-
нину и ему, этому екромному оратору, ко-
торый владел таким даром, таким талантом
зажигать сердца людей на борьбу. за 0c30-
бождемие человечества. . Неизгладимы из
памяти эти врикн. разноплеменных люлей
у подножья гор Кавказского хребта в те
дни поражений и побед, в дни борьбы за
власть советов.

С’езд подавляющим большинством принял
предложения большевиков. Была послана те-
леграмма Ленину, привететвующая Октябрь-
скую революцию и властб-советов. Мы то-
гда cO с’езда раз’ехались не десятком —
двумя агитаторов за дело Ленина, а мно-
гими сотнями их. И главное: новые агита-
торы проникали в станицы, зулы, в леса,
в горы. Мы же, большевики, были с этого
c’esaa 0б’единенными. Восстания, которые
вслед за ©’ездом были организованы белы-
ми, мы разгромили быстро и удачно.

1919 год и начало 1920 года. Рабочие,
бедняки и середняки всей страны, под ру-
ководством партии AeHHHa, Ha многих
фронтах борются не на жизнь, а на смерть
с генеральско-тюмещичьей белогвардейщи-
ной. Мы, оставшиеся в тылу деникинских
банд, в горах Кавказа, делаем также 05-
mee дело, ведем партизанскую войну.
Нас—несколько сотен -розненских рабочих-
нефтяников, донбасских горняков, влади-
кавказских рабочих в союзе с десятками
тысяч горской бедноты, беззаветно. предан-
ной делу социализиа. Мы ведем неравную
борьбу. Оружия и патронов нехватает. Йо-
лутолодная, но боевая жизнь, Надо искать
помощи. Веепроникающий «хабар» (слух)
приносит весть: Киров-— в Реввоенсовете
ХТ! армии. Настроение и бодрость сразу по-
дымаются. Снаряжзем из самых храбрых
чеченцев небольшой отряд с заданием про-
браться через фронт белых, вручить лично
Кирову письмо и ждать от него распоря-
жений, о

Проходит 1—2 месяца. Люди не воз-
вращаются. Создается уверенность, что от-
ряд погиб. И когда мы их уже не. жда-

У ПОДНОЖЬЯ КАВКАЗСКОГО. ХРЕЕТА. .

Всего несколько дней отлеляет всех нас
	oT момента, когда. Сергей Миронович. Ви-
	ров был вместе с нами. на величайшем по
историческому значению пленуме IK
ВКН(б) и являлся одним из творцов той
	победоносной программы работ, которая на’
	этом пленуме была принята. Великая 601-
роеть и уверенность, энтузиазм и наряду
с этим скромность крупнейшего и умного
руководителя-большевика — вот 0, чем
был товарищ Киров на этом пленуме; он
был таким, каким был веегда. Рука уйий-
цы, злодея, подосланного. врагами рабоче-
го класса, нанесла нам — партии, рабочим,
колхозникам и трудящимся Советского .Со-
юза— тяжелый удар. Погиб бесстранвый
и скромный, пламенный и выдающийся
руководитель партии и рабочего класса
советской страны. Налиа бдительность уде-
сятерится, нализ борьба за дело социализ-
ма неизмеримо усилителя, наша  сплочен-
ность вокруг партии и ее. штаба — ЦВ
ВКП(б), вокруг великого Сталина стано-
вится еще сильней!
	Память о товарище Кирове не yracuer.
Миллионы рабочих, колхозников, вое т
дхящиеся народы великого Советского -
юза: белоруссы, русские, украинцы, гру-
зины, тюрки, горцы, смелой поступью,
уверенно и бодро идут к полной и OROH-
чательной юбеде коммунизма.

xe eh MR
	Товарища Кирова я знал давно, и хоро-
пю знал.

Вот первая встреча в августе 1917 го-
ха на первой конференции большевистских
организаций в г, Грозном, на Северном
Кавказе. С прозорливостью умного, дале-
ко вперед видящего большевика-руководи-
теля, он рассказывает в своем выетупле-
нии нам, двум трем десяткам большеви-
вов, 06 обстановке и соотношении классо-
вых сил на этом сюжнейшем участве
борьбы за пролетарскую революцию, на-
мечает тактику и стратегию наших поед-
стоящих боев. Я слышал о Кирове и 30

этого, и денствительность показала, что он! торговцев-горцев.
	пользовать сезл и как трибуну для про- о
	паганды идей нашей партии и как центр,
где мы сможем организоваться, ‘проверить
свои силы и через делегатов рабочих ий
трудящихся казаков и горцев предотвра:
тить национальную и’ сословную ‘резаю,
подготовленную казачьим  офицерствох,
нефтяными магнатами, муллами, кулака-
ми, & также удержать власть советов, к
этому времени завоеванную в городах Вла-
дикавказе, Грозном, Пятигорске, Кизаяре,
Моздоке. Трудящиеся из казаков и горцев
в большинстве были с нами, не говоря
уже о рабочих Но, мы были разбросанны-
ми и разрозненными очагами. Партийный
центр не было оформлен, связь с Москвой
и Ченинтрадом почти полностью OTCYTCTRO-
вала. Опытные руководители были едини-
цами. У врагов же была военная, сколочен-
ная организация, огромные ‘запасы воору-
жения, тысячи агитаторов, особенно по
станицам и аулам, старое умение пускать
в ход испытанное оружие межнащиональ-
ных столкновений, провокащий плюс шпи-
онские разведывательные кадры в ‘рядах
рабочих в лице меньшевиков и эсеров. И,
несмотря на все это, мы победили как на
этом @’езде, так и в подготовленной им
дальнейшей борьбе. В этой победе—глав-
ная, неоспоримая заслуга товарища дя-
рова.

Надо было быть свидетелем тех блестя-
щих, незабываемых выступлений на с’езде
товарища Кирова, чтобы видеть, как он за-
жигал, будил, звал на борьбу трудящихся
горцев, казаков и рабочих. Я помню, как
один седой, старый чеченец после одного
из выступлений Сергея Мироновича помо-
лодевшей, легкой поступью горца взби-
рается на трибуну ‹’езда и своей отрыви-
стой гортанной речью клянется в прелан-
ности делу рабочего класса, советской
власти. Надо было переживать момент, ко-
тда уже в заключительном заседании с’езла
речь таварища Кирова образно, страстно и
мощно  раскатываетея среди делегатов
в’езда, призывая до последней капли кро-
ви бороться за рабочих, за бедноту из гор-
	Б резолюции по докладам тт. Оружони-
кидзе и Нирова на об’единенном заседании
бакинского и районных советов сказало:

«Бакинский совет горячо приветствует
решение пленума ЦК АКП(б) об об’еди-
нении внешней торговли и железных
дорог Закавнаэских советских республик,
	тем самым взявшего на себя инициативу
этого об’единения.

° Бакинский совет убежден, что трудя-
щиеся массы Закавказья отклиннутся на
этот призыв и обединенными усилиями
рабочих и крестьян советской респуб-
пини и на этот раз и навсегда победят
на новом хозяйственном фронте, («Ком-
мунист» № 854, 13 апреля 1921 г.)..».
	(«Заря Вестона», № 64, 47 марта
1932 г., из доклада тов. Лусабекоза
«10 лет Закавказской федерации» ).
	oO

Boeg -maprzen.
	Я знал товарища Кирова в тажелые го-
ды гражданской войны. Его большевиет-
ская воля и выдержка, выкованные в су-
POBOM подполье, его уменье организовывать
ий вдохновлять массы были поразительны.

В то же время в товарищеской среде и
из досуге это был исключительно радоет-
ный, задорно веселый человек. Он смеялся
таким искренним смехом, что заражал им
всех окружающих.

Кав сейчас перед собою вижу штабной
вагон № 20%. В нем помещался ‘Hira, 503-
главлявший  истрепанные в боях части.
Туда входили полки Тавриды, отряд Кочер-
гина, Белореченская дивизия, Терекая та-
риатская колонна, Пятигорский полк име-
ни Ленина, Унароковский отряд и остатки
овеянных славой таманцев. И всегда, в са-
мые критические, самые нужные минуты,
здесь появлялись два Серго: Серго Орджо-
нимидзе и Серго Киров,

0 трагически ногибшем Сергее Кпрове
красногвардейцы и красные партизаны сд-
хранят в сердцах своих память. как о
человеке-гиганте, как о ярком трибуне,
лучшем ленинце и лучшем соратнихе. ве-.
ликого Сталина. Пусть его честное имя бой- -
па-партийца вдохновляет Hac Aa новые
подвиги в борьбе зз сопиализм.
	ВАСИЛИЙ ДРОВЯННИКСЗ.
	Тов. С. М. КИРОВ.
Снимок сделан в Астрахани в 1919 году.
		He просто’ руководитель одной из неболь-
ших партийных организаций того времени,
& крупнейший организатор, опытный ру-
ководитель партии в сложнейших многона-
циональных условиях Северного Кавказа.

‚ Впоследствии у меня было много ветреч
в’ Сергеем Мироновичем, когда ариходилось
бывать во Владикавказе, где товарищ В№и-
ров руководил тогда партийной оргавиза-
цией. Его непоколебимая вера в победу
дела партии и рабочего класса заражала
нас, работников боевого участка борьбы ¢
меньшевиками, эсерами, казачьей контр-
революцией, горской исламистской реак-
цией, борьбы против приближавшейся ан-
гло-французской интервенции. В конце
1917 года вг. Моздоке, в бывшей Терской
области, собирается с’езд рабочих и трудя-
щихея—казаков и горцев. Нана неболь-
шая большевистская фракция возглавляет-
ся Сермем Мироновичем Кировым. На е’езд
пролезли все лидеры эсеров, меньшевиков,
лидеры белого казачества и ряд мула,
торговцев-горцев. Мы лоджны были ие-