4% (6227).

12 ДЕКАБРЯ 1934 Г,, 1 3
		ПРАЗАА:
	Жертвы Деникина. Змиев (возле Харькова),

тЫ эп РАБОТОЙ,

ИМЕ ANA
	полки. Были такие части, где офицеров
было больше, чем солдат, Откуда взять по-
полнение? Начались насильственные ha-
боры крестьян.

Мобилизованные крестьяне недолго OCTA-
ватись в белых частях. При первом удоб-
ном случае, захватив винтовки, они бе-
жали в степь, в леса, в горы.

Белый журналист Гр. Равовекий в вни-
ге «Конец белых» приводит ралурт п9л-
ковника Бородина:

«В Ново-Алексеевке из 207 принятых
крестьян,  мобилизованных Бердянекого
уезда, осталось к 8 июля 165, Осталь-
ные дезертировали. Я обратился с речью
к мобилизованным. В своей речи я обри-
совал нм сущность борьбы е большевика-
ми... Й что же? В ночь на’ 19 июня бе-
жало 63, а в ночь на 20-е бежаю 23».

А, кроме веего прочего, не опасно ли
вообще вооружать этих исподлобья смот-
рящих селян?

Офицеры боялись своих ‘солдат. Изда-
ром один полковник приводит такой авек-
дот, который стал ходячим в итабах бе-
лых армий: ти ae

— Красные настунают, — телетрафи-
руют в тыл из штаба корпуса, — примите
	меры, 5
— Меры пряняты: запасные части обез-
	оружены— отвечают оттуда.

Окруженные со всех сторон ненавистью
и проклятиями, оплеванные, опозоренные,
белые банды продолжали громить и жзчь
украинские села, расстреливать, ° велть,
калечить крестьян, насиловать крестьянов
и грабить, грабить, грабить.

Черносотенец Шульгин, бывший редак-
тор погромного «Киевлянина», ой же де-
никинский поручик, рассказывает 9. таком
факте.
` Артиллерийский обстрел какой-то  де-
ревни:

«Трехдюймовки работают точно, отчет-
ливо. Но отчего так долго? ‘

— Приказано семьдесят снарядов,

—- Зачем так много?

— А куда их деть? Вее равно даль-
ше не повезем... Мулы падают...

Значит, для облегчения мулов»,

В эмиграции, на досуте,  погромщие
Шульгин написал несколько книг, в KO-
торых старался доказать, что почти все
белые — сволочи, а только он один —-
благородный рыцарь. Не соглатаяеь со
второй частью этого тезиса, можно вполне
сотласиться с первой.

Tax вот Шульгин, маскирулеь в ры-
царские доснехи, предается таким лириче-
скнм размышлениям:

«Отчего не улалось дело Деникина?..
	‘Отчего этот страшный  тысячезерстный
поход, великое отступление «орлов» от

Орла?

Орлов ли?..
	«Взвейтесь, соколы, орлами...» (соллат-
ская песня).

Увы, орлы не удержались на «орлиной»
высоте. И коршунами летят они Ha NT,
вслед за неизмеримыми обозами с добром,
взятым... у «благодарного: населения».

Взвейтесь, соколы... ворамм...»

Мы не собираемея здесь полемизировать
с Шульгиным 9 причинах поражения бе-
лой авантюры. Но надо отдать ему спра-
велливость — насчет воров метко сказалю.

И когда-воры бежали в смятении к мо-
рю, им велед неслась песенка, сложенная
(в порядке самокритики) олним разочзро-
ванным полковником, Жировым:

«Для: погромов, кутежей,
Цля грабительских набегов
По далеким по тылам,
Для насилья дев и дам,
Слору нет, они тодились,
	В остальном же провалились...»
г РЫКЛИН.
	Бравые генералы судили Нарасколью
	Озерову. >
Молодая крестьянка Парасковья Osepo-
	ва, выслушав приговор, громко расхохота-
	Велогвардейские банды занимала Тав-
	рию. «Деревня Акимовка считалась у ac
	большевистски настроенной. эдесь обвагу-
жили целую крестьянскую  оргапизацит,
		Двух из них, в том числе молодую Пара-
сковью, присудили” к четырехлелнему з3-
ключению в тюрьме». Так рассказывает в
своих воспоминаниях бывимй военный
прокурор белой армии И. Валинин.

— Подсудимая!троэно спросил пред-
селатель военно-полевого суда. — Почему
	смееться? .

—- Четыре года?— продолжала смеять-
я Парасковья. — А разве вы просуще-
ствуете четыре года? Через четыре меея-
ца я буду на свободе.

— Вто -же тебя освободит?

— Красные... Вам. недолго тут хозяй-
ничать.

— Почему duu тебе так нраватея?

—— Потому что это — наши...

В Токмаке, по рассказам того же воен-
ного прокурора, крестьянские девушьи со-
чинили частушку, которой дразнили золо-
топогонников:

«Офицерик молодой,
Погон беленький!
Утекай за Перекол,
Пока целенький».

Такие песенки ‘сильно оскорбляли белых
вояк. Но приходилось порой перекосить и
более жестокие оскорбления с0 стороны
крестьянской молодежи. Некто Виллиам,
белотвардейский журналист, приволит Е
своих воспоминаниях рассказ офицера.

Офицер поймал красного партизана. Па
сельской площади среди бела дня вачали
пытать пленника:

«Чтоб получить сознание, пришлось его
слегка пожарить на вольном духу... Онача-
ла молчал... Ну, потом, само собой, есознал-
ся, когда пятки у него подрумянились...»

Деникинские палачи замучили партиза-
на до смерти. Офицер, руководивший пыт-
ками, прололжает свой залихватский рас-
сказ:

«Зрелище поучительное. И что же? В
благодарность за даровой спектакль подхо-
дит ко мне дезица, совершенно простая,
ножищи в грязи, и харк мне в физионо-
мию!., Ну, Я ее, рабу божию, шашкой!»

Безвестная тероиня, «оовершенно про-
стая» крестьянская девушка от имени тру-
дового крестьянства плюнула в лицо ста-
рому режиму в царских погонах, всей Kpo-
вожалной бандитской армии белых мерзав-
		(АРХИВ «ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»).
	убит немецкий офицер. Немпы приказали
80-летнему старику Цымбал выйти на ли-
нию огня и снять с убитого снаряжение.
Старик не выполнил приказания. После боя
его арестовали, вывели на кладбище и при
всем народе, согнанном насильно, подняли
на штыки. Здесь же было убито еще семь
человек, заподозренных в большевизме.

С клалбиша население было распущеяо
	при условии к 16 часам того же AHA CO-
	брать - большое количество револьверов,
винтовок, патронов, гранат и других Goe-
вых припасов. Было заявлено, что если
припасы не будут собраны, в село выпустят
300 зажигательных снарядов. Население
таким количеством оружия не располагало,
поэтому все в страхе ждали 16 часов, ко-
гда село запылает огнем. Село не было сож-
вено лишь Потому. что крестьяне собрали
	1И отдали немцам почти ве 6898 ПРродэ-
	вольствие и фура.

Отряд красных, который нахолилея в ле-
су близ села Михайловки, в 13 ‚километрах
от Покровского, часто налетал на немцев,
что стоило последним немало жертв. Отвага
немногочисленного отряда красных сильно
озлобила немцев. Они решили отомстить
крестьянам Михайловки, которые укрывали
красных. В Михайловку был направлен от-
ряд немпев и масса подвод. Носле ограбле-
ния крестьян село было положжено со всех
сторон. Выходы были закрыты пулеметным
и ружейным огнем, чтобы задержать бег-
ство из горящего села. Село было сожжено,
много нарола было брошено в огонь и рас-
	стрелано.
Ф. СЕРДЮК.
	С. Покровское, Днепропетровекой обл.
	‚1918 тоду сельский совет села Ш№-
хровекого (бывней Екатеринославской губ.,
Александровского ‹ уезда) конфисковал у
местных помещиков и кулаков землю, ин-
вентарь и семена и все это передал беззе-
мельной бедноте. Только-только беднота ус-
пела засеять землю, как в село прибыл
батальон немецких войск — оккупантов.
Попы, помещики, кулаки, торговцы радост-
по и торжественно встретили оккупантов.
Белнота же попряталась и ждала расправы.

Немцы не заставили себя ждать. Ha пер-
вый день пасхи они соорудили во дворе
волостного совета две виселицы, привели
предеелателя сельсовета Сытина и еще пя-
терых бедняков и повесили их во время
выхода народа из церкви. В последующие
дни было повешено еще много крестьян, за-
подозренных в большевизме. _Трупы висели
по нескольку дней,

Далее немцы издали строжайший приказ
0 возвращении всего, что было взято у по-
мещиков и кулаков. №то не возвращал,
полвергалея зверекой порке.

Каждую ночь устраивалась облава Ha
бывших красногвардейцев. Нейманных по-
сле истязаний вешали. За тех же, кого не
удавалось поймать, брали заложников. 0д-
ого. заложника, старика-крестьянина, ко-
торый не хотел вылать краеногвардейцез,
водили по всему селу, били чем попало на
глазах у населения, а к вечеру задушили,
привязав за шею к колесу телеги.

В начале августа в селе Александровке,
что за рекой, недалеко от с. Чокровского,
появилея конный отряд красных. Иротив
красных был выслан конный отряд немцев.
Противники встретились у моста через ре-
ку Волчью. В результате перестрелки был.
	(АРХИВ «ИСТОРИИ Г РАЖДАНСКОЙ ВОИНЫ»).
	..бамым страшным этаятом в судьбе аре-
стованных в Киеве белыми были районные
комендатуры, так как почти все избиения
и насилия происходили там, Наеилия, тво-
рившиеся нал женщинами, носили самый
гнусный, извращенный характер. Со мной
в камере на пять человек в нервую нозь
были две: одна работница монетного двора,
которая до того была ‘иссечена нагайками,
что спустя неделю не могла лежать на
спине. Ее били казаки и требовали, что-
бы она выдала коммунистов. Когла она ли-
пилаеь сознания, ее обрызгали волой, при-
вели в чувство и снова назали бить,

Другая — девочка 16 лет; служащая
столовой, жившая в реквизированной ком-
нате, куда ее устроил товарищ брата. Эта
«комиссарша», как ее называли; была
изнасилована офицером-казаком. Милая, со
светлыми глазками. она всю’ ночь металась
и спрашивала: «Зачем такая жизнь?», &
на другое утро из протеста стала напевать
«Интернационал».

Позже контрразведка выродилаюь в шан-
тан: некоторые из арестованных женщин и
	проститутки пьянетвовали и разгульвичали
с офиперами, которые стремились их по-
дольше не отправлять в тюрьму.

Около 300 дел было затеряно. Царил та-
кой хаос, что власть принялась 33 peopra-
низацию контрразвелки, указывая в печати
на © недостатки, на потери многих дел и
документов,

За взятку можно было иногда 0свобо-
диться. Газеты сообщали, например, о деле
трех офицеров, которуле получали взатку в
400 тысяч рублей.

Партии арестованных переводились В
тюрьму обычно ночью, во избежание экс-
цессов се стороны населения. У ворот тюрь-
мы принимавшие офицеры и конвой ч3-
стенько снимали с мужчин понрававшиеся
им сапоги или одежду.

Для евреев были ограничения даже в
тюрьме. Одно из таких ограничений —
больничная процентная норма. Несмотря на
колоссальное количество евреев среди за-
ключенных, в больнице их должно было

находиться не более 3 процентов. Не емать
болеть! Е ГИЛЯРОЗА,
	насиловали женщин, грабили и убивали крестьян,
	ПРИГОВОР РОМАШКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО СХОДА.
	венко. Молодую девушку Близавету Митро-
фаненкову, застав одну в хате, два неиз-
вестных стражника мучили и хотели из-
насиловать, но им помешали. 66-летнего
старика Назара Ярку, стянув © него шта-
ны, били мокрой веревкой и помполами,
ему вставляли в рот дуло винтовки.  79-
летнего старика Даниила Умовенко били по
голове шашкой и кулаками за то, TS,
угощая стражников завтраком, он как буд-
то бы не так поворачивалея и не так на-
резал хлеб, как этого хотели стражники.
	Вообще стражники так зло и бесчело-
вечно поступали с народом, что передать
все подробности на бумаге совеем невоз-
можно. Они издевались и били без разбора
первого попавшегося на глаза, кто бы он
ни был — старик ли, никчемный старец,
старуха или ребенок. Издевалиеь не толь-
ко в селе, но и на чистом поле, встречая
одинокого человека, женщину или девуш-
ку. Отражник Яловский. прибыв один в
наше село под вечер, заставлял селян нод
угрозой расстрела бить друг друга. Hoa
страхом расстрела стражники отнимали у
людей всякую пищу, как масло, яйца, ва-
ло, сметану, муку, пшено ит. д.

Все это ничего, народ наверняка етер-
пел бы эти тяжелые пытки, но, как из-
вестно, в других соседних селах, как, на-
пример, в Букрыне и Ходорове, дошли до
того, что «благородные» паны-офиперы, из
которых главным образом состоял отряд
стражников, начали насильно собирать де-
вушек и молодых замужних женщин в
свою штаб-квартиру Ha ночь, где издева-
лись над их телом и душой. Если кто-ни-
будь из матерей не отдавали своих доче-
рей, с ними расправлялись  шШомполами.
«Наряды» на девок даются официально
старосте или досятскому. Все это заставля-
ло девушек убегать из села ночевать в ле-
сах и оррагах.
	В результате такого отношения страж-
ников к населению в селах начались
вспышки и схватки крестьян 0 стражни-
amu. Taro случай, например, был сегод-
ня, В 6 часов утра, па поле возле нашего
села, где еще и сейчас лежат трупы убн-
тых стражников. Одним словом, население
очутилось в таком положении, что только
одни мертвые не воестали бы против ин-
EBH3HTOPOB, а все живое не может удер-
жаться против этого...
	Оригинал подлисан 73 селянами, сель-
счим старостой и сенротарая.
	13 июля 1918 г. крестьяне села Рома-
пох,  Ходоровокой волости, Каневского
уезла, на Киевщине, собравшись на сель-
‘ский сход и обсудив, что делается в нашей
местности, постановили:

Довести до сведения ясновельможного па-
на Гетмана всей Украины и правительства
Украмнского государства следующее:

На этих днях в местечко Ходоров при-
был из города Канева отряд стражников во
главе с паном уездным старостой для на-
ведения порядка. В первые же дни было
заявлено нам, чтобы мы отдали пану-по-
мещику имущество. 3% исключением хле-
ба, леса и некоторых вещей, которых в се-
ле уже нет, — они проданы, мы отдали
все по этому требованию. Вместе с этим
стражники начали отбирать оружие у на-
селения. Для получения оружия стражни-
ки пытали селян.

Селянина Степана Дьячика при обыске
ограбили, забрали у него новые сапоги,
двое штанов, брезент, свидетельство 06
окончании сыном Свиридом школы и мет-
рику о рождении того же сына. Поломали
В хате двери и разбили три замка. Над
Дьяченком зверски издевалиеь: три раза
раздевали догола и били шомполами. Силь-
но побили также мать Дьяченко, старуху
Мотрю. Били четверо, из них известные
два стражника-—Ядловский и Шостакровский.

Влима Дихтуна били помполами, кула-
ками и ногами. Его жену Оксану, которая
держала на руках маленького ребенка, ‹ так-
же били, тыкали ей в рот пюмпол и про-
кололи верхнюю губу, требуя от нее с9-
знаться, у кото из селян есть оружие.

У Назара Курушко забрали 20 рублей,
4 пары белья‘и три аршина сукна. Самого
Вурушко избивали начальник стражников
и его помощник: Били и жену Вурушко Ев-
доху и угрожали расстрелять ее.

Илью Турина 4 дня держали под аре-
етом неизвестно за что и в течение этих
дней много раз били пюмполёми, плетка-
ми, кулаками и ногами. Били четверо, и
рлавным образом бил Козловский. Избиты-
ми оказались также крестьяне Иван  Анто-
ненко, беременная женнина Екатерина Хо-
менко, Tepemno Нидлаеный, 70-летняя ста-
руха Александра Гирникова, Евлоха Дзю-
ба, Мотря Бутенко и 75-летний старик
Яков Ховенко.

Стражники отняли у Коленика Пидлас-
ного лошадь и Коленика очень избили.
Правда, лошаль на другой день отдали, так
как хлопотал за Пидласного его сын офи-
цер. Хотели отнять лошадь у №фима Яко-
	ШЛИ НА СМЕРТЬ, НЕ ВЫПАВАЯ ТОВАРИШЕЙ,..
	пление на Кременчуг с расчетом 20 де-
кабря в 12 чахов дня занять город».
Комсомолка Поля Дьяченно переоделась
крестьявкой, взвалила на плечи билоны &
молоком и понесла постановление губерн-
ского комитета, зашитое в складках кре-
	стьянской юбки, к партизанам. Ей удалось
	благополучно пройти сквозь цепи и загра-
длительные отряды белых и добраться до
расположения партизанских отрядов.

Тем временем мы создавали в городе
боевые пятерки из актива комсомола и в
нелегальных квартирах учились военному
делу, изучали винтовку. В нашей подпель-
HOH типографии готовилнсь тысячи лнето-
вок и прокламаций,

И вот — ночь на 20 декабря. Вея ком-
сомольская организащия собралась на Хер-
сонской улице у знакомого переплетчика.
Отсюда, нагруженные литературой, мыс ра-
зошлись в разные концы города. Утром
вее заборы, витрины и столбы были окле-
ены листовками и прокламациями, кото-
рые ›оповещали о наступлении красных
нартизан, о походе регулярных войск Крас-
ной Армии.

`В’ это же утро среди деникинеких 44-
стей началась паника. Многие дезертиро-
вали. Солдаты отказывались выполнять
приказы начальства. Многие офинеры тут
же, на улице, срывали погоны и меняли
свои новенькие шинели на штатевие паль-
то и пиджаки. K 12 часам дня белые в
панике отступили к Крюкову (предместье
Кременчуга) и взорвали за собой пролет
моста через Днепр.

Партизаны вступили в город. Но враг
еще огрызалея и показывал зубы. Укре-
NHBOCh B Крюкове, белые начали бом-
барлитовать Кременчуг. Шесть дней длил-
ся бой. Деникинцы имели огромный пере-
вес и в вооружении и в боевом опы-
те. Но это их не спасло. Подоспели натин
регулярные войска, и совместными уенли-
	‘AMM партизан и частей Врасной Армия
Кременчуг был окончательно освобожден

от белых.
Л. М ШАРО.
	Я 5ыл тогда секретарем полтавекого гу-
бернского комитета комеомола. Комитет ра-
ботал в подполье, в ИВременчуге, занятом
белогвардейцами. Много дат и событий
осталось в памяти от этого тяжелого вре-
мени. Но особено памятна для меня ночь

на 5 ноября 1919 года. В эту ночь де-
никинская контрразведка арестовала шесть
комсомолок —- работнин табачно-махороч-
	ной фабрики — Сару Гальпер, Женю Лоез-
	Hep, Валю фотлиб и других. Они распро-
страняли нелегальную большевистскую ли-
тературу, разоблачавшую действия белых
и призывавшую рабочих к борьбе.
	25 дней в одиночных камерах. 25 дней
нечеловеческих пыток и издевательств,
Палачи из контрразведки пытались «вы-
жать» из евоих жертв адреса товарищей:
коммунистов и комсомольцев. И в бессиль-
БОЙ 3л100е, не добившись от своих иплен-
ниц ни единого слова, белогварлейцы вы-
вели их на Крюковский мост в Кременчу-
ге, расстреляли и труны бросили в Днепр.
	Это гнусное убийство еще больше веко-
лыхнуло комсомол и беспартийную моло-
дежь. В ночь убийства губернский KOMH-
тет партии выпустил специальный номер
нелегальной газеты «Дело ревелюции». Но
одному экземнляру этой газеты мы поела-
	ли в епециальных пакетах начальнику ле-.
	HURHHCKOW контрразведки и  коменданту
города. На конвертах сделали  надпиоь:
«Знайте, белые гады: убийством  ком-
сомолок вам не убить. дело комеомола».
	В осведомительное атентетво  леникин-
ского штаба нам улалось устроить нашего
комсомольца Гильмана. Вмеето того, чтобы
рассылать по округу деникинскую атига-
	ционную литературу, Гильман ежигал ee
	в печи. и рассылал большевистекие нелаё
гальные листовки и брошюры.
	В первых числах декабря  поллавский
губернский комитет партпи. нахоливигийся
	БОЛЬШЕВИСТСКОЕ ПОЛПОЛЬЕ..
	Б записках белых — генералов, поли-
тивов, журналистов — немало горьких
строк о русской деревне. Они шлн «cna-
сать» народ от большевиков. А народ, под
водительством большевиков, плевал им в
липю, плевал пулеметами и шрапиелами.

Иногда обидно, когда тебя не понима-
ют. Для белых же самое обидное, . что тру-
дящиеся деревни сразу поняли их.

Грабь-армия. ‘Армия грабителей. В
этой краткой формуле сказалось этноше-
ние деревни к христолюбивому воинству
Деникиных, Врангелей и им подобных...

Небезызвестный Винниченко, описывая,
как его и Петлюру вышвыривали из «рид-
ной» Украины, не без горечи заявляет:

«He российское советское правительечво
вытгеняло нае из Украины, a наш cod-
ственный народ, без которого и против ко-
торого российские советские войска не мо-
тли бы занять ни одного уезда нашей
территории».

После героических атак красных частей
все более и болег редели белогвардейекие
	Развал деникинекого. пронта н восстания в тылу,
	_ИЗ ЗАПИСОК ГЕНЕРАЛА ВРАНГЕЛЯ *).
29 ноября (по старому стилю) 1919 г. ния от команлования корпусом генерала
	Шкуро, вконен развратившего свои вой-
ска. Генерал Врангель».

...Через несколько недель генерал Шкуро
был назначен командующим Вубансвой ар-

мией.
	$
	красные вступили в Харьков. Прибывший
из Харькова полковник Артифексов локла-
дывал 0 возмутительном поведении «шку-
тинцев» — чинов частей генерала Шкуро,
значительное число которых, офицеров и
казаков, оказалось в Харькове, Вместо то-
го, чтобы в эти трудные дни cpa-
жаться, они пьянствовали и безобрав-
ничали в Харькове, бросая на кутежи
бесценные деньги. Сам генерал Шкуро на-
ходилея на Бубани в отпуску и ожилалея
в армии со дня на день. Зная хорошо ге-
нёрала Шкуро, я считал присутствие его
в армии вредным и телеграфировал главно-
командующему:

«Архия разваливается от пьянства и гра-
бежей. Взыскивать с младших не могу, ко-
гла старшие начальники подают пример,
оставаясь безнаказанными. Пропе’ отчисле-
	Война обратилась в средетво наживы, 8
довольствие местными средствами — в гра-
беж и спекуляцию. Важлая часть спешила
захватить побольше. Бралось все: что не
мотло быть использовано на месте, от-
правлялось в тыл для товарообмена и %0-
ращения в денежные знаки. .

Армил развралцалаеь” обратилась в то7-
гашей и спекулянтов... В итоге — развал
фронта и восетания в тылу,
	*) «Белое дело». Т. У
	eee ee

Уполномоченный ромашновского В ApeMeHuyre, вынес. постановление:
	COABLHETO SUllicuTBa
ФЕПОР ГИРНИН.
	«Нартизанскам отрядам Огия, Скирды и
Третьяка начать организованное  насту-

вино овсвонка ЕЛЕ основание оосвованоатии
№

Chie

Мо никогда не забус
	о ЖЕРТВЫ По

Обрекают на голодную смерть...
		БОБРИЦЫ.
ела Бобрицы, Бело-
	ПРОТЕСТ „КРЕСТЬЯН СЕЛА
Мы, нижеподписавшиеся, крестьяне с
	данным Всеукраинского общества
	содеиствия жертвам интервенции, в дни белогвар-
дейской оккупации Украины убито. 38.436 человек,
изувечено 15.386 человек, арестовано, насильственно
мобилизовано, подвергнуто порке 45.803 человека,
изнасиловано 1.048 женщин.

Эти цифры ‘составлены на основании заявлений
родственников, знакомых и самих потерпевших. Сре-
дн заявлений есть такие: «Вся семья обожжена горя-
щим спиртом», «изувечен при пытке путем выжига-
ния на спине рисунков порохом», «убийство электри-
ческим током», «изнасилование, беременность и за-
ражение венерической болезнью», «закопали живым»ъ.
	УБЫТКИ. По неполным данным, население Украи-
ны было ограблено и получило материальные убыт-
ки на сумму в 626.737.390 рублей. Эта сумма соста-
влена из претензий 237.227 человек.

ПОГРОМЫ. За время с января по сентябрь 1919 го-
да белогвардейцами было учинено около 400 погро-
мор, во время которых убито до 100.000 евреев.
	1 РАЗРУХА. По далеко не полным данным, Украина
и Кубань понесли около двух миллиардов рублей
убытков от разрушения белыми складов, порчи обо-
рудования, заводов, железнодорожных мостов.

РАЗГУЛ БАНДИТИЗМА. За 3%. месяца — с 18 де-
кабря 1918 года до 4 апреля 1919 года-—в Одессе,
бывшей в руках белых, убито 114 человек, —33 убий-
ства в месяц против 3—4 обычных в Одессе до это-
го. «Убийства эти совершались на самых людных
улицах, среди бела дня, при чем бандиты до того
обнаглели, что, не стесняясь, вступали в торг с зара-
нее намеченными жертвами налетов». (Из доклада
	завсдующего моргом в Одессе в феврале 1920 г.).
	городской волости, Киевского ` уезда, собравшиеь на сельский
	238, имеющих право
	сход в чнеле 150 человек из общего числа
	толэса на сельском сходе, слушали жалобы и заявления наших
	район. нашей волости
	граждан 9 нанесенных им 60 вступлением в
	деникинсокой армии убытках и издевательствах над ними, а
		Ежедневно со дня вступления белой армии приходят требо-
	у о выдаче фуражз,
	вания, & другой раз и по нескольку сраз
	сена и овса в увеличенных размерах, хлеба, мяса, яип, молока,  -
	влатится ни грош.
евня: сильно бедная.
	масла и других продуктов H за Взять. ве
Между тем всем известно, что Halla дер
	земля, по статистике земской управы, 12-го разряда, песчаная,
и не то что она может прокормить какую-нибудь часть армий,
	5а хлебом и другим
	& не в соетоянии прокормить сама себя.
	‘продовольствием мы вынуждены ездить в южные уездье Киевской
губерния, з у нас забирают последнее без всякой платы, наи
какую-нибудь контрибуцию, чем обрекают нас на голодную
смерть, и все яровые поля в 1920 году будут пустовать, так
	как нечем будет обсеменить.
	При переходе войск с места на место делается что-то’ неве-
	или B Cépac прямо
	роятное. Лошади забираются на пастбище
	грабежом, без всякой платы, даже без ведома их хозяев, а езли
последний начинает просить или протестовать, то его еще иза-
бьют, как, например, было с женой крестьянина Якова Незенко-—
	Прасковией пПезенно.
	Bee вшеуказанное вынудило Hac ходатайствовать перед
высшими властями о снятии с нас незаслуженной кары, о пре-
кращении реквизиции и 05 уплате обществу причиненных
	(Следуют. подписи).
	за 1917—1919 гг.).
	убытков.
В чем и расписываемся.
	(Из книги протоколов сельского схода
	Казнь екатеринославских рабочих австро-германскими оккупантами.