б января 1951 г., № 4 (1846).
	СТАЛИНСКИЙ сокол
		БОЕВЫЕ МАШИНЫ ВСЕГЛА
	5 <
	ГОТОВЫ
	ПОЛЕТАМ

Перед тем, Kam выпустить самолет в
воздух, здесь еще и еше раз проверяютея
агрегаты и оборудование. Летчик контро-
лирует, устранены ли недостатки,  заме-
ченные в предыдущем полете. Он просмат-
ривает рабочую тетрадь механика. где
учитываются обнаруженные в воздухе де-
фекты, и знакомитея, какие меры приня-
ты.
`. Таким образом, за подготовкой матери-
альной части в полету установлен строгий
контроль. Эта не значит, что летный co-
став не ловеряет снециалиетам. В коллек-
тизве действует принцип: доверяй, но и
обязательно проверяй. В результате гамо-
леты, обслуживаемые техническим  соста-
вом Н-ского подразделения, всегда в боевой
готовности.

Большое внимание уделяет техник в05-
питанию и обучению отличных специали-
стов. Сержанты Нехзев и Лочков — мото-
риеты. Сначала лело у них не впорилоеь.
Нехаев в своей работе был непоследовате-
лен: Не доведя до конца начатое дело, он
зногла приступал к другому. Однажды ему
было поручено прикрепить патрубки. Во-
ИН 10 и дело отвлекался от работы, и в
результате обнаружилось, что он забыл по-
ставить контровочные шайбы.

Офицер Николаев приказал переделать
все заново и сам следил за действиями мо-
ториеста. Он показывал ему, как лучше op-
ганизовать работу, требовал от моториета
выполнения плана работы, последователь-
ности. В дальнейшем офидер много бесело-
вал с Нехаевым, прививал ему стремление
BR дальнейшему овладению знаниями.

У Нехаева заметно повысилась органи-
зованноеть в работе. Недавно за успехи в
учебе он получил несколько  благодарно-
стей.

Сержант Лочков в жаром бралея за лю-
бое задание, но имел существенный нело-
остаток: небрежно обралцалея в инетрумен-
том, оставлял ето где попало, плохо вла-
дел им. Олнажлы моторист оставил инет-
румент в кабине. В полете это могло поме-
шать летчику управлять машиной. Офи-
` цер Николаев строго взыскал © сержанта
Яочкова з& такую неряшливоеть при ра-
боте на самолете. Он провел е ним допол-
нительные занятия, чтобы научить  вла-
деть инструментом. более строго следил за
‘дисциплиной Лочкова. Принятые меры во-
‘зымели свое действие: моторист стал ра-
`‘ботать лучше.

Техник внимательно следит за жизнью
подчиненных не только на аэродроме. Его
интересует все — как они учатея в еи-
стеме политзанятий, как повымнают теоре-
тическую подготовку, как изучают уета-
вы Советской Армии.
	Следует подчеркнуть еще одну характер-
ную черту офицера Николаева. Он старя-
тельно внедряет передовой опыт. Вот и се-
годня, выполнив залание, летчики зарули-
	ли самолеты на стоянку. Техник узнал.
	что старшина Дениеов получил отличный
отзыв о работе матины в воздухе. По ука-
занию офицера Николаева агитатор расска-
зал 9б этом факте воинам в беседе. «Бое-
вой листок» подробно описал методы тру-
	Боевые машины, обслуживаемые воина-
	состоя-   ми Н-ского подразделения, веетла готовы к
	Старший лейтенант И. БРУСЯНИН.
	ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАПИИ
	ОТЕЦ РУССКОЙ СИНОПТИКИ
	Ww

(К 110-летию со дня рождения
академика М. А. Рыкачева)
	Ww

распределения атмосферного давления. Ра-
боты ученого в этой области имели
большое научное значение для  воздухо-
плавания и мореплавания.

Работы М. А. Рыкачева о ветре  завез-
	шились созданием снециальных карт, к9-
торые перепечатывались в лоции. Мыели
ученого в отношении изучения ветра MA
		и штормовую службу, по праву считается
отцом русской синоптики.

Обрабатывая результаты данных атмо-
сферных явлений многих метеорологичееких
станций России и Западной Европы, М. А.
Рыкачев в 1896 году напиеал выдающий-
ся труд «Типы путей циклонов в Европе
1872—1887. гг.». В этой работе он рас-
смотрел пути почти 1.700 циклонов и дал
12 основных типов. Его классификация
типов циклонов является наиболее полной,
и ею пользуются по настоящее время. Он
установил и описал пути циклочов на но-
вой научной базе, опередив в этом отноше-
нии иностранных ученых.

Изучая вопросы земного матнетизма,
М. А. Рыкачев ещев 1867 году организовал
прн Главной физической обсерватории
двухчасовые наблюдения ‘над. изменением
магнитных сил земного магнетизма и вам
вел абсолютные наблюдения.

Большие работы по исследованию магне-
TH3Ma были произведены им специально в
районе Выборга, Каспийского и Черного
морей. На основании своих наблюдений,
например, в Каспийском море он построил
карты векового хода магнитных элементов.
Под его руководством еще в 1909 году
была создана магнитная комисеия,  кото-
рая разработала генеральный план магнит»
ных съемок территории России. Но этот
план не был выполнен в царской России.
Генеральная. магнитная съемка террито-
‘рии налией страны началась лишь после
Великой Октябрьской социалистической
революции. .

М. А. Рыкачев отлал много сил подго-
товке научных кадров -в России, он
постоянно поддерживал связь © мно-
гочисленными сотрудниками, работавшими
на метеорологических станпиях России. Пе
	его инициативе в начале 1909 гола в
России состоялись  метеорологические
съезлы. ‘
	Разносторонний, широко эрудированный
ученый внес большой вклад и в развитие
гидрологии и окезнографии:
	Великая Октябрьекая социалистическая
революция вызвала у 77-летнего ученого
новый творческий подъем. М. А. Рыкачев,
уже ‘несколько лет находившийся в от-
ставке, вернулея к активной деятельности.
	М. А. Рыкачев явился одним из органи-
заторов Государетвенного гидрологического
института. ‹ Под его’ предеедательством в
1918—1919 гг. работала комиссия по с0-
зданию этого института.
	Ученый большого таланта и разносто-

ронней, выеокой культуры, М. А. Рыкачев
отдал все силы тому. чтобы возвысить
нашу Родину, русский народ, русскую нау-
ку. Он веегла смело решал сложные и
важные: научные проблемы, подхватывал и
поддерживал начинания молодых ученых,
оказывал им помощи Всей своей деятель-
ностью он способствовал развитию отече-
ственной метеорологии и воздухоплавания,
ставил их на службу народу.
р ийОсобенно больштое развитие метеорология
получила в нашей стране после Великой
 ОкиЯбрьской сопиалистической революции.
Еще в 1920 году впервые в мире у нае
был создан Инетитут долгосрочных прогно-
зов. Значительно расширилась сеть метео-
рологических станций. Советекие метеоро-
лоти достойно продолжают труды М. А.
Рыкачева, разрабатывают новые; более со-
вершенные методы прогноза, обеспечивают
сводками поголы все ‘отрасли народного хо-
зяйетва, в том числе и авиацию.

В день столесятилетия со дня рождения
М. А. Рыкачева советские авиаторы @
` признательностью вспоминают замечатель-
ного теятеля науки. отлавшего все силы
делу развития отечественной метеорологии,
возлухоплавания и авиации.

Профессор Д. НЕЗДЮРОВ.
	В настоящее время метеорология вы-
росла в сложную специальную науку; ох-
ватывающую большой круг вопросов, тес-
но связанных с другими, смежными обла-
стями знаний, В частноети метеорология
неотделима от авиации.

Метеорология в России прошла елавный
путь. Неоценим вклад русских ученых в
развитие этой отрасли знаний. Eme ua 3a-
ре ее развития. в 1840 голу. отин анрлий-
	ский ученый писал: «В преследовании
великих и важных задач мы (англи-
чане. — Авт.) допустили другие нации. в
	особенности Россию, опередить нае».

Выдающуюся роль в развитии  метеоро-
логии сыграл академик Михаил Алексан-
дрович Рыкачев.

М. А. Рыкачев глубоко владел практи-
ческими и теоретическими знаниями во
многих областях. Он был ученым и’ моря-
KOM.

Жажда к знаниям привела его ‘в Мор-
скую академию. Шо окончании академии
Рыкачев, как и другие  прогрессив-
но настроенные русские люди, полностью
отдался благородному служению родной на-
уке и прежде всего метеорологии, гидро-
логии и воздухоплаванию. -

В это время метеорология в России на-
чинала выходить на широкую дорогу.

В 1849 голу в Петербурге, по настоя-
нию передовых русских ученых, организо-
валась Главная физическая обсерватория.
Это было первое в мире государетвенное
научное учреждение по вопросам метеоро-
логии. Ему суждено было сыграть выдаю-
щуюся роль в деле распространения мете-
орологических знаний в России,

М. А. Рыкачев стал научным руководи-
телем всей метеорологической деятельности
обсерватории. На его обязанности лежали
надзор за производством и организацией
магнитных и метворологических наблюде-
ний, проверка приборов и обработка дан-
ных, сообщаемых  метеостанциями всей
страны.
	Он горячо доказывал, что для создания
службы предсказаний погоды нужно вее-
мерно распирить сеть метеорологических
станций, улучшить подготовку кадров, со-
вершенетвовать методику работы. Преодо-
левая сопротивление консервативных чи-
новников от науки, М. А. Рыкачев доби-
вается создания новых станций на окраи-
нах России, главным образом в Сгбири,
Средней Азии и на юте страны.
	М. А. Рыкачев неустанно добивался
подлинно научной постановки метеонаблю-
дений на станциях и сам лично обрабаты-
вал их результаты. На основании этого к
1876 году он подготовил первые десять
томов летописей метеорологических наблю-
дений.
	Б области метеорологии ученый написал
ряд замечательных работ. Так, исследуя й
обобщая данные многочисленных наблюде-
ний над давлением воздуха, он создал два
научных труда. В одном из них («Раепре-
деление атмобферного давления в Европей-
ской России») он дает. - воетавленные
ин изобарные карты, на которых впервые
приводятся данные о распределении ат-
мосферного давления в европейской части
России. За эту работу Русское географиче-
ское общество присулило М. А. Рыкачеву
	мелаль им. Ф. Й. Duarte.
	Накануне отчетов и выборов
	комсомольских органов
	Н-СКИЙ АВИАГАРНИЗОН, 5 января. (По
телеграфу ет наш. корр.). Все шире и ши-
1е развертывается подготовка к отчетам и
выборам в организации ВЛЕСМ, возглавля-
емой тов. Самохваловым. Здесь проведено
совещание комсомольского актива 6 M0-
весткой дня «Задачи актива в подготовке
к отчетам и выборам комсомольских OD-
газов».
	Сейчас эктивисты проводят с моло-
лежью доклады, беседы на темы: «ВЁП(б)
— организатор и руководитель  комеомо-
ла», «Критика и самокритика — движу-
щая сила нашего общества».
	Вомсомольцы готовят к собраниям на-
глядную агитацию. Оформляются монтажи,
стенлы, схемы. диаграммы. ^
	Партийная организация — возглавляет
подготовку к собраниям. На днях состо-
ядось заседание партбюро, на котором за-
слушан доклад секретаря комсомольской
ортанизации о ходе подготовки к отчетно-
выборным собраниям. В партийных орга-
визациях подразделений такой вопрос уже
обсуждался. Члены партбюро, коммуниеты
беседуют с комсомольцами, мобилизуют их
на безупречное выполнение своего воин-
ского долга. Подготовка к отчетам и выбо-
рам вызвала новый подъем политической
	акливности армейской молодежи.
	ЛЕКЦИИ И ДОКЛАЛЫ
	ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
	ОДЕССВИИ ВОЕННЫЙ ОКРУТ, 5 января.
(По телеграфу от наш. норр.). В связи с
подготовкой к отчетно-выборным собраниям
в комсомольских организациях, в авиапод-
разделениях округа усилилась м260во-по-
литическая работа среди молодежи. Парт-
бюро Н-ского подразделения выделило для
чтения лекций ий докладов ря подготовлен-
ных коммунистов.

Тов. Комаров выступил перед моло-
дежью с лекцией на тему «Партия Ленина
— Сталина — влохновитель и организа-
тор советского народа в борьбе за победу
коммунизма». Член агитколлектива комму-
нист Степанов прочел леклад «РАП(б) —
организатор и руковохитель комсомола». За
последнее время авиаторы прослушали
также лекции и хоклады на темы: «Вабо-
та партии Ленина — Сталина о воспита-
нии советской молодежи», «Советская мо-
лолежь — передовой отрял  лемократиче-
	ской молодежи мира», «Критика и само-
критика >— важное средетво улучшения
внутрикомеомольской работы».
	ОФИЦЕРЫ ПОВЫШАЮТ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЗНАНИЯ
	В группе марксистско-ленинской учебы,
которой руководит офицер Иванов, закон-
чено изучение работы товарища Сталина
«Октябрьская революция н тактика рус-
ских коммунистов». Офицеры тлубоко ‘изу-
чили гениальное сталинское произведение.

Много внимания офицер Иванов уделил
подготовке слушателей группы к еемина-
	  ру. Нроверяя конспекты, он указывал To-
	варищам, как нужно правильно вести 38-
писи, выделять в изучаемой работе глав-
ные вопросы;
	Посещаемость ванятий в групне Ивано-
ва хорошая. Значительно повысилась тре-
бовательность к себе у каждого слушате-
ля. Хороню готовятся к занятиям офицеры
Деднов, Иванов, Федоров и другие.
	Н. ЛЫШЛЕВОЙ.
	Самолеты находились в воздухе. Техник
Николаев с волнением следил за радиодо-
несениями о полете. Но его волнение было
напрасным. На землю поступали — патио.
	Ae EE Ee ERE NE INPUT Vil al радио-
граммы с неизменной фразой:

— Техника работает отлично. — полет
	прелоллаем.

Иначе и быть не могло. Воины готови-
ли мапгины тщательно, етрого соблюдая
требования наставлений.

Насколько организованно и слаженно
трудится коллектив авиаторов, можно по-
казать На конкретном примере. Двигатели
одного из самолетов недавно выработали
ресурс; умело организовав труд, воины за-
менили моторы в полтора раза быстрее,
чем обычна.
	Расскажем, как это было сделано.

Техник-лейтенант Николаев, выетроив
утром личный состав, рассказал о предето-
ящей работе. После построения  агитатор
коммуниет Береснев побееедовал с механи-
ками и моториетами. Он привел яркие при-
меры того, как самоотверженно трулитея
Beth советекий народ, готовясь достойно
встретить день выборов. Тов. Береенев при-
звал воинов быстро и высококачественно
	выполнить задание. № работе приступити
дружно, е большим похъемом.
	Силы были умело расставлены. Каждый
воин получил поручение соответственно с
в личной подготовкой. Опытные епециа-
листы тт. Денисов и Черноручко монтиро-
вали масло- и бензосистемы. Механик Беля-
вв и мотористы Нехаев и Павлов подносили
материалы и инструмент.

Техник Николаев внимательно контро-
лировал выполнение кажлого пункта пла-
	на, проверял качество монтажа агрегатов,
устраняя малейшие недостатки. Офицер
тут же отмечал образцы лучшей работы.
	10 его заданию во время перерыва один из
коммунистов провел беседу.

Он рассказал. как во. воемя Отечествен-
ной войны авиаспециалисты обслуживали
боевые вылеты, выполняли сложные зада-
ния. Однажды самолет, произведя разведку,
был подбит. Специалисты самоотверженно
трудились всю ночь, и к утру машина воз-
вратилаеь в строй.
	Этот пример патриотического служения
Рохине нашел горячий отклик у воинов,
усилил стремление их как можно лучше и
быстрее выполнить задание. Авиаторы ра-
ботали старательно и сноровисто, охотно
помогали лруг другу.

Вечером техник подвел итоги на разбо-
ре. Он проантизировал действия  полчи-
ненных, поставил задачу на следующий
день. Затем тов. Николаев отметил лости-
жения старшего сержанта Черноручкю и
сержанта Нехаева. расеказал, в чем заклю-
чается секрет их успехов.

Комсомольны вылуетили «боевой ли-
сток» с призывом работать так, как тру-
дятея перелозые специалисты.
	Так, опираясь на помощь коммунистов
и комеомольцев, четко организуя действия
подчиненных, Николаев добилея того, что
воины раньше срока заменили моторы.
	Б этом подразделении стало правилом
	далеко вперед. Предвидя будущее воздухо-
	плавания, OH производил исследования
ветра по высотам. Для этого он несколько
раз поднимался на воздушных шарах.
	Благодаря трудам М. А. Рыкачева в
России, раньше чем где-либо за границей,
стала широко развиваться  метеорологиче-
ская служба. Михаил Александрович Ры-
качев являлся пионером и основателем
этой службы. ‘Он сформулировал ее зада-
чи, наметил пути развития. Организован-
ная им служба погоды открыла новый ме-
тод исследования атмосферных процессов с
помошью синоптических карт.
	М. А. Рыкачев много энергии затратил
на то, чтобы улучшить методику прогно-
зирования, организовать широкую. поетав-
ленную на прочную научную базу, службу
	поголы. Еще с 1879 гола под руководством
	ученого были организованы регулярное из-
дание ежедневных бюллетеней погоды, пе-
редача по телеграфу метеорологических сво-
док. С первого дня работы в обсерватории
М. А. Рыкачев позаботился 0 создании
специального отделения, которое  занима-
лось бы прогнозами.

Несмотря на консерватизм и  противо-
действие некоторой части метеорологов то-
го, времени..и прежде всего самого дирек-
тора обсерватории Вильда. ечитавших, что
в метеорологии еше не . наступило _ время
для широких научных обобщений и выво-
дов. служба погоды в обсерватории изо
дня в лень росла.

Стремясь улучшить службу погоды,
М. А. Рыкачев вводил одно новшество за
`другим. Так, в 1879 г. он предложил вве-
сти в метеотелеграммах  батометричезкую
тенденцию, значение которой было пое-
краено понято передовыми учеными того
времени. Он предложил систему новых ко-
дов для телеграмм, где давалась и относи-
`тельная. влажность. В том же 1879 ro-
ду ученый сделал первое — подробное
‘описание холодного вторжения и его си-
ноптических условий.
	Представитель передовой русской науки,
М. А Рыкачев. созлавший службу погоды

илный пеятель авмании и воздухоплавания
	Н. Е. Жуковоким. Материалы, хранящиеся
в библиотеке Академии наук СССР, пока-
зывают, что эти замечательные русские
ученые совместно руководили различными
конференциями и съездами по возтухопла-
званию. Многие свои работы Н: В. Жуков-
ский начал пол руководетвом М. А. Рыка-
чева. Активную помощь оказывал М. А.
Рыкачев Н. Е. Жуковскому и в период ео-
здания Аэродинамического инетитута под
Москвой, в Кучине. Выдающийся метеоро-
лог лично занималея организацией в ин-
ституте исследований верхних слоев ат-

мосферы. .

В лень десятилетия института Рыкачев
писал ЖМуковскому:

«Сердечно поздравляю © праздником pyc-
ской науки. Вы создали первое в России
аэродинамическое учреждение, и со славой
похлерживаете его своими трудами. Горячо
желаю дальнейшего успеха на пользу на-
уве и Родине». =

Больную помощь оказал М, А. Рыкачев
и другому русскому ученому—В. 9. Циол-
KOPCKOMY.

‚В 1899 году Циолковекий прислал в
Академию’ наук обширный доклад © De-
зультатах своих опытов, проведенных им ©
помощью аэродинамической трубы. Доклад
этот был передан М. А. Рыкачеву, кото
рый внимательно изучил ето, одобрил и за-
тем зачитал на заседании Академии наук.

Своей всесторонней плодотворной де-
ятельностью ‘академик М. А. Рыкачев
способетвовал созданию отечественной, га-
мой передовой в мире, авиащионной науки.

До последних дней своей жизни — он
скончался первого апреля 1919 года —
М. А. Рыкачев настойчиво боролся за рас-
цвет авиации в нашей стране. Он горячо
помогал проведению авиационных недель,
стездов и конференций русских  воздухо-
плавателей, вникал в повседневную  дея-
тельность авизпионных конструкторов н
летчиков. содействовал их большюй и по-
четной работе.
	Ученому не удалось дожить до ечаетли-
вых дней, котла советский Воздушный
Флют, созданный большевистской партией,
Лениным и Сталиным, стал самым могучим
в мире. Но благодарные потомки высоко
пенят огромные заслуги М. А. Рыкачева
перед авиацией.
	Майор М. БУХАНОВ.

В мае 1613 года М. А. Рыкачев дважды
поднималея на воздушном шаре для про-
изводства научных наблюдений в высоких
слоях атмосферы. Новые полеты помогли
ему решить ряд сложных задач по опреде-
лению физических свойств воздуха.

Мното и упорно работал М. А. Рыкачев
над созданием летательных приборов тяже-
лее воздуха. Сохранилось немало докумен-
тов и воспоминаний современников. pac-
сказывающих о том, с какой любовью и
теплотой помогал этот замечательный уче-
ный первым русским авиаконструктерам,
воздухоплавателям, Не случайно создатель
первого в мире самолета А. Ф. Можайский
в трудные минуты шел к М, А. Рыкачеву
и находил у него поддержку.

Проживающая сейчас в Ленинграде дочь
М. А. Рыкачева — Евгения Михайловна
— расеказывает о частых посещениях их
квартиры А. Ф. Можайским.

— Отец, — вспоминает Евгения Ми-
хайловна. — всегда тепло и приветливо
встречал изобретателя самолета. Мы вместе
с отцом несколько раз гостили у Можай-
ского в имении его жены в сельце Вотель-
никове под Вологдой, 0ба ученых обычно
подолгу засиживались, беседуя о перепек-
тивах развития авизции,

В 1881 году М. А. Рыкачев возглавил
седьмой (воздухоплавательный) отлел Руе-
ского технического общества. Протоколы
заседаний общества показывают, что М. А.
Рыкачев активно поддерживал идею созда-
ния самолета и постоянно помогал А, Ф.
Можайскому в его трудах. На заседаниях
возлухоплавательного отдела. прохоливших
под председательством М. А. Рыкачева, ра-
боты Можайского получили ‘одобрение, по-
мощь и. конеультацию.

Ученый твердо верил в успех летатель-
ных аппаратов тяжелее воздуха. На одной.
из выставок. организованных в Ленингра-
де в связи е исполняющимея  стодесяти-
летием со дня рожления М. А. Рыкачева,
экспонируется его доклал на собрании чле-
нов русских Технического, Географического
и Физико-химического обществ в ноябре
1883 года, в котором  воздухоплаватель
прозорливо утверждал;

«Будущее. кажется. скорее принадлежит
приборам тяжелейшим воздуха».

Стремление всемерно содействовать раз-
витию авиационной науки связало М. А.
Рыкачева крепкими узами лружбы ou c!
	Наряду с крупнейшими работами в 00-
ласти метеорологии, академик Рыкачев
внес замечательный вклад в дело разви-
THA отечественной авиации и воздухопла-
вания. 0б этом ярко свидетельствуют раз-
личные документы и материалы, храня-
щиеся в научных учреждениях, библиоте-
ках и архивах Ленинграда.

В 1868 году М. А. Рыкачев. будучи по-
мощником начальника Главной физической
обсервалория, предпринимает свой первый
подъем на воздушном шаре, во время ко-
Торого производит взжные научные иссле-
дования.

В. 1870 году М. А. Рыкачев ‘решил но-
строить теликоптер, практически осущест-
вив идеи гениального русского ученого
Михаила Васильевича Ломоносова. Ученый
понимал. что прежде всего необходимо про-
вести серию подготовительных опытов по
определению подъемной силы, Это дикто-
валось еще и тем, что в научных кругах
довольно часто в качестве возражения про-
тив создания новых летательных annapa-
тов выдвигались различные  опгибочные
теории.

Для проведения опытов М. А. Рыкачев
сконструировал специальный прибор и про-
изводил эксперименты с октября 1870
гота ло марта 1871 гола.
	Опыты Рыкачева дали блестящие ре-
зультаты. Они помогли установить, в чем
онтибочность теории ‘Ньютона, и легли в
основу нового и наиболее точного: метода
определения подъемной силы.

«По ‘теории’ Ньютона, — пиезл М. А.
Рыкачев, —— не объясняется влияние дли-
ны телз и формы задней части его на
оказываемое ему сопротивление».

Впоследствии _профеесор Н. Е. Жуков-
ский своими генизльными трудами по авиа-
ций подтвердил. что М. А. Рыкачев. опре-
деляя подъемную силу винта,  полошел
весьма близко к истине.

Техническая отсталость царской Россий
не позволила М. А. Рыкачеву построить
геликоптер. Но ученый не прекратил упор-
ного труда в области воздухоплавания и
	авиации.
В статье. помещенной в «Морском сбор-
	нике», он Писал: «Воздухоплавание при-
надлежит в одному из важнейших изобре-
тений человеческого ума и, без сомнения.
в будущем будет приносить тавую же
пользу, как пар и электричество».
	тщательно производить ве вилы осмотров! да Церехового специалиста.
	чтобы добиться безотказноети техники.

Как-то тов. Береснев. проверяя сост
	ние самолета, обнаружил дефект. который   полетам.
	был немедленно устранен.
	Во втором труде — «0 суточном ходе.
	барометра в России», написанном в 1879
году, М. А. Рыкачев указал, что кроме из-
вестных прежде двух максимумов-—утрен-
него и вечернего — зимою в ночное время
существует еше третий максимум.
	oa эти замечательные исследования АкКа-
демия наук присулила ему Ломоносовскую
премию. Труды М. А. Рыкачева получили
широкую известность во всем мире.

Много сил отдал М. А. Рыкачев изуче-
нию зависимости атмосферных течений от
	[реподаватели повышают
методическое мастерство
	ник-лейтенанта Арасланова. На методиче-
ском совещании, на котором состоялся раз-
бор занятий, проведенных тов. Араслано-
вым, выступили опытные педагоги. Они
дали советы по поводу того, как устранить
этот недостаток. После совешания тов. Ара
сланов стал более тщательно готовиться к
занятиям, совершенствовать методику их
проведения. Сейчас он проводит занятия
уепенно.
	Помогло методическое совещание и офи-
церу Березневу, которому указывалоеь на
неправильное использование им нагляд-
ных пособий на уроке. Опытные препода-
ватели и инструкторы, выступившие на
совещании, рассказали о значении нагляд-
ности в обучении, о том, как нужно поль-
зоваться наглядными пособиями на уроке.
И тов. Березнев умело воспользовалея их
советами.

Большое значение имеют методические
совещания по обмену опытом работы. Ha
одном из таких совещаний с содержатель-
ными, интересными докладами выступили
преподаватель Олюнин и инструктор Ko-
вальчук.
	Тов. Олюнин на убедительных примерах
показал, какое значение имеет вниматель-
ное изучение курсантов преподавателем.
	Техник-лейтенант Вовальчук 06060 вы-
делил в своем выступлении вопрое о подго-
товке материальной части к занятиям. У
него планомерный хол занятий никогда не
нарушается  «капризами» материальной
части. Агрегаты самолета, действующие
стапели и макеты он готовит и проверяет
накануне; поэтому в процессе занятия все
оборулование лействует безотказно.
	Немаловажное значение для  методиче-
ского роста офицеров имеет посещение за-
НЯТИЙ опытных педагогов, поллинных ма-
стеров своего дела. Молодой преподаватель
или инструктор, прасутствуя на занятиях
у опытных офицеров, перенимает их ме-
тоды преподавания.

Лучшие наши методисты являются ак-
тивными рационализаторами. Постоянно
совершенствуя методику преподавания,
эни находят новые способы и приемы
обучения курсантов, предлагают и изго-
товляют новые учебно-наглядные пособия.
Они рапионализируют процесс преподава-
ния, облегчают курсантам восприятие
учебных дисциплин.

Как наилучшим образом организовать п
провести предстоящее занятие? — этот
вопрос всегда ставят перед собой наши
офицеры, готовясь к учебному дню. Твор-
чески решая задачи обучения, ови успеш-
но овладевают методическим искусством,
необхолимым AIA подготовки выеококвали-
	финированных кадров нашего Боздушного
	ФлотЗ.

Гвардии техник-лейтенант
	OB.
	Первейпштий долг каждого преподавателя
— систематически повышать свои знания,
совершенствовать свое методическое  Ma-
стерство. В этом отношении хороший при-
мер показывают передовые препохаватели
натего училища.
	Так. например, пцелеустремленно ве-
дется методическая работа е. преподавате-
лями в Н-еком подразделении. Для no-
вышения методической культуры пре-
подавателей и инструкторов здесь ис-
пользуются все лучшие, проверенные на
практике формы и методы. Само собой ра-
зумеется, что главным из них является са-
мостоятельная работа преподавателя.
	Почему молодой преподаватель тов. Тон-
коНог отлично проволит занятия? Потому
 TO он систематически повышает свой
идейно-теоретический. уровень, свое мето-
дическое мастерство. В неслужебное время
его часто можно видеть в методическом ка-
бинеме за чтением педагогической литера-
туры, за подготовкой к очередным заняти-
ям. Постоянно совершенствуя евое педаго-
рическое искусство, он внес много пенных
предложений в предметную методическую
разработклу.
	Методика, как известно, имеет свои те-
оретические основы, которые должны быть
твердо усвоены каждым преподавателем
ий инетруктором, должны постоянно совер-
шенствоваться ими. С этой целью для
офицеров-педагогов подразделения был
прочитан цикл лекций по педагогике
и психологии. Читали лекции хорошо
Подготовленные. опытные педагоги, уме-
ющие увязывать общие проблемы этих
дисциплин со спепифическими  особенно-
стями воспитания молодежи в военном учеб-
ном заведении. Эти лекции принеели боль-

шую пользу всем офицерам, особенно же
тем, которые еще не имеют достаточного
	опыта в обучении курсантов.
	Б частях и учебных
завгдениях
	Наши военкоры сообщают
	Ознаменовать выборы в Верховный
Совет РСФСР отличной учебой — под та-
ким лозунгом трудятся авиаторы Н-ской
части, сообщает военкор тов. Юров. Только
что закончился‘ летный день. Командир
авиаподразделения подводит итоги. Он от-
мечает возросщее летное мастерство офице-
ров Абрамова и Мишина. Полетное зада-
ние они выполнили отлично.
	Не отстают от передовых летчиков и те
воины, которые работают на земле. В част-
ности, ремонтники ежедневно выполняют
нормы на 150—160 процентов. Особенно от-
личился слесарь Егоров. Он выполняет за-
дания на 200 процентов и более. За ис-
текший год, благодаря рапионализации,
воины-авиаторы сэкономили около’ 50 тысяч
рублей государственных средств.
	32 Добросовестно изучают военное дело,

старательно выполняют свои обязанности
солдаты и сержанты нашего подразделения,

пишет военкор тов. Ярков,
	Коммунист сержант. Филатов, KOMCO-
мольцы младшие сержанты Горин и Кузь-
мин добились отличных успехов в боевой
и политической подготовке.
	За безупречную службу воины Филатов,
Кузьмин и Горин имеют по нескольку поощ-

рений от командования, и их имена зане-
сены на Доску отличников.

жж Передовые воины Н-ской авиачасти,
сообщает в редакцию сержант Никулин,
вступают в ряды ВЛКСМ. Накануне дня
выборов в местные Советы в комсомол
принят отличник учебы тов. Шеремет.
	%* Лыжный похол в подлшефный колхоз,
	пишет тов. Фрид, совершили воины Н-ского
подразделения. Участники похода тт. Виль-
манов, Руденко, Ширко и другие провели
беседы с колхозниками о Сталинской Кон-
ститунии — самой демократической `кон-
ституции в мире.
		Болыную помощь офицерам-преподавате-
JAM оказывает методический кабинет, име-
ющийся при учебном отделе. Здесь в не-
служебное время наши педагоги изучают
методические пособия, опыт лучших нре-
подавателей.

Важную роль в повышений  педагогиче-
ского мастерства офицеров играют методи-
ческие совещания. на Которых разбирают-
ся достижения и недостатки в преподава-
тельской практике отдельных наших офи-
церов

Так. например, на одном из совещаний
указывалось, Что постановка наводяших.
вопросов при опросе курсантов — это Не-
правильный методический прием. Если
преподаватель не лает курсанту. развива-
юшему то или иное положение, высказать
свою мыель до конпа, прерывает его, TO
он тем самым тормозит развитие у воина

навыков самостоятельного мышления.
Такой недостаток был, например, у тех-
	ПО СЛЕДАМ НЕОПУБЛИНОВАННЫХ
ПИСЕМ
	Военнослужащий тов. Г. Мозолевский
сообщил редакции, что в Н-ском авиагал-
низоне имеются существенные. недостатки
в работе магазина Военторга.. Письмо было
направлело для принятия мер.
	Слециально созданная комиссия устано-
pula, чт указанные тов. Мозолевеким
факты соответствуют действительности.
Приняты необходимые меры к устранению
векрытых нелостатков; в магазине  Воен-
торга открыта секция для продажи пром-
товаров, увеличен штат работников, нала-
живается рабета парикмахерской; при ето-
ловой организован буфет,