{ января 1951 г., №5 (1847).
фо БО о ия внимании.
	—~—a mewm by
зимней учебы
	Прием самолета
от механика
	До начала полетов оставалось еще.
	много времени, когда летчик гвардии
старший лейтенант Федоренко при-
	был на стоянку. Приняв от механика
доклад о готовности самолета к
	вылету, офицер приступил к обстоя-
тельному  предполетному — осмотру.

Прежде всего он произвел внешний
осмотр самолета.
	Гвардии старший лейтенант про-
верил, нет ли на лопастях и на коке
винта пробоин, вмятин, выбоин. За-
тем он удостоверился, что все замки
нижних люков, верхних и боковых
крышек моторного капота аккуратно
закрыты, на несущей поверхности от-
сутствует ледяная корка, пневматики
шасси накачаны нормально, а осадка
	‚амортизационных строек находится в
допустимых пределах.
	После Этого летчик посмотрел, снят
ли с приемника указателя скорости
чехол. В период летней учебы’ сразу
же после этого авиатор переходил к
осмотру элеронов, теперь же, зимой,
он тщательно проверил, не попали ли
случайно в трубку приемника’ снег и
лед. Проверив, сняты ли струбциныи
нет ли повреждений обшивки элеронов
и хвостового оперения, гвардии стар-
ший лейтенант тщательно ‘проконтро-
лировал состояние шарнирных соеди-
нений рулей, а главное, не образо-
вался ли в этих соединениях лед.
	Летчик перед полетом, кроме внеш-
него осмотра машины, должен тща-
тельно проверить зарядку самолета
горючим, маслом, охлаждающей
жидкостью, Для этого он лично от-
крывает пробку заливной горловины
бензобака. Уровень горючего должен
быть по обрез заливной горловины.
Таким же путем проверяется наличие
смеси бензина с маслом в заливном
бачке, а при помощи масломера —
наличие масла в баках.
	Особое внимание летчику нужно
обратить на осмотр материальной ча-
сти после посадки в кабину самоле-
та. Он обязан проверить, легко ли
открываются и закрываются фонарь
и форточки; в каком положении на-
ходится ручка: крана шасси и заперта
ли она стопорной шпилькой; исправ-
ны Ли измерительные приборы, сиг-
нализация шасси, механизмы засло-
нок водо- и маслорадиаторов. On7-
новременно авиатор’ убеждается, что
рули свободно и полностью отклоня-
ются в полном соответствии с дви-
жениями ручки и педалей, а тримме-
ры рулей поставлены’ в положение
«пейтрально». Следует помнить, что
зимой перед установкой триммеров. в
положение «нейтрально» надо обяза-
тельно проверить. их отклонение в
0бе стороны доотказа. Это вызы-
вается тем, что при низких темпера-
турах смазка червячных механизмов
триммеров может замерзнуть.
	‚ Принимая самолет от механика зи-
‚мой, летчик обращает. свое внимание
ни на ряд других важных моментов,
например, на давление в воздушной
сети, действие щитков на полный вы-
пуск и на взлетный угол, на работу
тормозной системы, температуру вхо-
дящего масла и температуру воды и
т. п. Поэтому каждый летчик должен
точно знать особенности эксплуата-
ции материальной части в зимних
условиях и в полном соответствии с
	существующими правилами прини-
мать ее от механика. у

Глубокие теоретические знания
	авиационных дисциплин, твердые Ha-
выки, безупречное выполнение требо-
ваний уставов, наставлений и инст-
рукций, а также строгий всесторон-
ний контроль за подготовкой мате-
	риальной части к полету — важней-
шие условия успешного выполнения
	задач боевой и политической подго-
товки.
	ПО МЕСТАМ
ВЕЛИКИХ СТРОЕК *
	Поезд идет из Москвы на Куйбышев.
Зимний вечер. Пожилой проводник, взяв У
пассажиров купе билеты, шепчет в седые
		— Трое ло Куйбышева, один до Amxa-
	бала.

Аккуратно полсжив билеты в свою. ко-
жаную сумочку. ароводник интересуется:
	— Нобось на стройку электростанции?!
	— На стройку; отец, — отвечает ему
мМололой человек. как позже выяснило6ь,
	инженер-строитель.
	ТЩАТЕЛЬНО, вдумчиво готовится к
	+ каждому политзанятию капитан
Н. Игошев. Руководимая им группа

получила на проверке политических за-

нятий отличную оценку.
На снимке: капитан Н. Игошев за

подготовкой: к очередному занятию.
	Фото сержанта В. ЛАВРИНЕНКО.
	пет заботы 0 политическом
образовании коммунистов
	Ha одном из своих заседаний члены
партбюро, возглавляемого тов. Курильчен-
ко, обсуждали вопрос о ‘подготовке к но-
вому учебному году в системе партийного
просвещения. Было решено создать кру-
KOK по изучению «Враткого куреа исто-
pun BRII(6)».

Такой кружок вскоре был создан. Yr-
вердили руководителя его, подобрали елу-
шателей.

Охнако дальше этото дело не продвину-
лось. До сих пор пе подготовлено помеще-
ние для занятий, слушателей не обеспечи-
ли литературой, и кружок работает от
случая к случаю.

`Не проявлястся забота и о самостоя-

тельно изучающих марксистеко-ленинекую
теорию. Коммуниеты, занимающиеся са-
мо0бразованием, неоднократно эбрашались
к членам бюро с просьбой выделить не-
штатных консультантов для проведения
C ними групповых и индивидуальных кон-
сультаций. Но эта законная пресъба не
удовлетворена.

Учебный гол в сети партийного про-
свощения начался у час неорганизованино.
Бюро не определило для коммунистов фор-
мы учебы. Поэтому некоторые из них ни-
rie не учатся:

Причиной веето этого язляетея  безот-
	ветствениое отношение членов 000 Е
‘идейному воспитанию: коммунистов.
	Лейтенант А. КРЫСАНОВ.
	$ 9 #\ “y
Семинар. KOMCOMOJIBCKHX

работников
	На состоявшемся трехдневном семинаре
секретарей первичных ‘комсомольских орга-
низзций был обсужден вопрос о подротов-
	  ке‘ комсомольских ооганизаций к отчетно-
	выборным собраниям. Этому вопросу
было посвящено несколько докладов, лек-
ций и поактических занятий.
	Участники семинара прослушали также
лекции на темы: «0 работе комсомольеках
организаций по выполнению’ ‘решений
У пленума ЦК ВЛЕСМ», «Как  подгото-
вить и провести комеомольское собрание»,
«Итоги проверки политических занятий и
задачи комсомольских организаций по
обеенечению  примерноети членов ВЛЁСМ
на политических занятиях».
		Плоды упорного. труда
	нехватает настойчивости, последовательно-
сти, целеустремленноети, т. е. именно тех
качеств, без которых. нельзя стать передо-
вым воздушным воином. Он, например, де-
лал не всегда точную. безукоризненную
посадку — высокое выравнивание или
НИЗКИЙ подвод машины ю земле нет-нет
да и случались в его летной практике.

Стремление до предельной точности от-
работать каждый элемент выполняемого
упражнения овладело Михаилом  Кулико-
вым. Он поделился своими мыслями C Ma-
стером самолетовождения офицером Старо-
стиным. Тот охотно согласился помочь TO-
варищу. Опытный офицер рассказал Кули-
кову, что наземная подготовка, к которой
летчик ранее относился с некоторым пре-
небрежением, — основа успешных и гра-
мотных дейетвий в воздухе.

Летчик стал систематически заниматься
в классе на тренажных установках, в’ ка
бине самолета. настойчиво соверттенетво-
вал навыки, вакреплял их в той носледо-
взтельности. в какой это приходилось де-
лать на взлете и посадке, в воздухе. Ву-
ликов критически пересмотрел” и свою
теоретическую подготовку. Оказалось, что
отдельные разделы теории ‘им были‘ забы:
ты, недостаточно быстро, как того требует
обстановка в полете, производил он HeKO-
торые расчеты в уме. Углубляя теоретиче-
ские знания, совершенствуя КАЖДЫЙ эле-
мнт техники пилотирования, летчик Ку-
ликов в течение лета полностью устранил
свои прежние недостатки. Изо дня в день
росло его мастерство. Он стал летать зна-
чительно увереннее. А вскоре фотография
летчика комсомольца Куликова была поме-
щена на Доску отличников.
	Первые успехи не векружили голову
офицеру. Он понял, что высокого маетерет-
ва можно добиться ляшь при условии по-
стоянного совершенствования о своих воен-
ных и нолитических знаний. Знание исто-_
рии большевиетекой партии, законов раз-
вития общества помогает лучтие понимать
и выполнять почетные обязанности воин-
ской службы, которые возложила Родина
на своих защитников.

— Я понял, что успех или неудачи в.
летном деле — это не. только мое личное
дела, — товорит Куликов.—Каждый авиз-
тор должен видеть в своем малейшем про-
махе неоплаченный долг перед Родиной,
а отлично выполненное упражнение ечи-
тать своим вкладом во всенародную борьбу”

за коммунизм.

Куликов стал больше внимания уделять
и воспитанию своих подчиненных — Чле-
нов экипажа. Он правильно рассуждал, что
решение любой залачи (в возлухе зависит
не от одного летчика, а от отличного вы-
полнения своего воинского долга всеми
членами экипажа. Вот почему офицера В
одинаковой мере интересует работа и меха-
ника, и оружейника, и моториста. Оп за00-
THTCH об их политическом росте; совершен-
ствовании профессиональных навыков, ин-
тересуется, как они жиБут.

В заключение рассказа командир так
отозвалея о Куликове’
	— Итет ов. по правильному пути Зи BRE  ;

в ТЭ5Т (Ory ` добьете

новых Е в боевой ‘я’нолитической
	подготовке. В выполнении своего долга пе-
рел Ролиной летчику помогают наш Ipyx-
ный воинский коллектив, партийная и
комсомольская организации.
	Гвардии подполковник В. КАРПУСЬ.
	СТРЕЛКИ
	Собрание. авиаторов было посвящено вы-
движению кандидатов в состав участковой
избирательной комиссии. Когда была на-
звана фамилия летчика комсомольца .Вули-
кова. по залу пронесся гул олобрения.
	— Год назад вряд ли бы Вуликов удо-
стоился такой высокой чести, — задум-
чиво сказал нам офипер, сидевший рядом.
	— Почему?
	О НАУЧНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ
В КНИГАХ ПО АЭРОЛИНАМИКЕ
	ПИСЬМО В РЕДАКНИЮ
	Д. В. Бузьменко в «Теории авиации» na-
шут: «Нзука, занимающаяея изучением
механических свойств воздуха и тех сил,
которые возникают при движении в Нем
частей самолета, называется  аэродинзми-
кой». В

Что же изучает аэродинамика? Лвиже-
ние воздуха или движение самолета, воз-
душные силы или механические свойства
воздуха? Отеутетвие единого и точного оп-
ределения аэролинамики как науки, несом-
ненно, затрудняет ее понимание и усвое-
ние.
	То же самое наблюлается и в других оп-
ределениях, приводящихея в учебных по-
собиях. Возьмем, к примеру, определение
понятия «штопор». -
	«Штопором называется такой ‘полет или,
вернее, такое падение вамолета, когда 0H
опускается почти вертикально, эдновремен-
но быстро вращаяеь» (А. А. Жабрев).

«Штопор предетавляет собой снижение
по винтовой линии малого радиуса при
закритических углах атаки» (II, I. Bav-
ВИН).

«Штопорбм называетея вертикальный
спуск планера по очень врутой спирали»
(Симонов, Шелест).
	<...Самолет начинает падать вниз, быст-
ро вращаясь вокруг своих осей «х» и
«у». Такое движение и называется штопо-
ром самолета». (В. Ф. Болотников).
	Известно, что «определить» то или иное
понятие — это значит прежде веего выра-

зить его через другое, более широкое поня-
	тие. Поэтому еели имеется единетво пени-
мания основного термина, то и определяю-
щие его понятия по своей сущности долж-
ны быть аналогичны. В определении поня-
тия «штопор» мы этого как раз и не видим.
Такие определяющие понятия, как «полет»,
(«падение», «снижение», «быетрое сниже-
ние», «вертикальный спуск», не являются
синонимами.

Некоторые авторы определяют  «што-
нор» через понятие «епираль». Но бела в
10м, что и для спирали нет единого опре-
деления. Одни называют спиралью «плани-
рующий спуск вамолета с виражем», дру-

гие — «планирование самолета ‘с однбвре-
менным продолжительным поворотом в ле-
вую или правую сторону». третьи-—«дли-
тельный вираж при планировании». чет-
вертые понимают под спиралью «епуек еа-
	молета при моторе, работающем Ha малом
газе, по траекторий. имеющей вил винто-
	`вой линий © УМеньшающимся радиусом».
	Но выше приведенным определениям пэ-
лучаетея, что спираль можно понимать и
как спуск, и как планирование, и как про-
должительный поворот, и как длительный
вираж. :
	Вак видно, спираль не помогла читате-
люеразобраться в определении штопора.

Мы“‘Уже не говорим о том, что во MHO-
гих учебных книгах ветречаютея  несоот-
вететвия в цифровом материале, которым
авторы характеризуют те или иные лет-
ные. режимы самолета. Особенно это ка-
сается цифрового выражения мощноетей —
максимальной, номинальной, крейверекой,
взлетной и т. д. Злесь что ни книга, те
свои определения, свои показатели.
	Чтобы подтвердить отсутствие необхоли-
мой стабильности в определении основных
понятий аэродинамики, мы прибегли лишь
к незначительной части трудов в области
этой отрасли авиапионных знаний. Весьма
желательно, чтобы в новых книгах науч-
ные формулировки были избавлены от из-
лишнего авторского произвола.

А ИВАНОВ.
	было проделать большие земляные работы.
На помощь пришла могучая строительная
техника.

Мощные экскаваторы день и аочь вы-
бирали грунт, нагружая им специальные
тракторные тележки. Одним движением
рычага тракторист высыпал землю, и сно-
ва трактор возвращалея к экскаваторам,
чтобы взять новую порцию грунта.

В короткие ероки была построена новая
железная дорога.

— Колхозники решили судьбу  доро-
ги, — заявил начальник первого строи-
тельного участка тов. Еремин.

—- Техника обеспечила успех, — ска-
зал тов. Давыдов, колхозная бригада кото-
рого завоевала переходящее Красное знамя.

— Советский человек, воспитанный на-
шей партией, его разум, его воля одержа-
ли победу и на этот. раз, — заключил
секретарь горкома тов. „Бызов.

Вся наша. могучая миролюбивая страна,
от Кушки до Крайнего Севера, от Калинин-
града до Курильской гряды, живет вели-
кими стройками коммунизма. Каждый со-
ветский человек стремится сделать свой
вклад в это грандиозное и родное для. него
дело. Металлурги Сталино . прокатывают
сталь для новых гидроузлов, машиностро-
ители Ленинграда изготовляют для них
турбины и механизмы, лесорубы Прикамья
обеспечивают стройки лесом. Это великое
единение воли и действий — яркое про-
явление нерушимой сталинской дружбы
народов социалистической Родины.

Советские люди всегда любили Волгу.
Но сейчас мы любим ее еще больше. В
эти дни советский человек с чувством 060-
бой гордости выходит на берег славной ре-
ки. Это чувство хорошо выразил в стихах
курсант одного из военных училиш:

Прочитав о начавшихся стройках,

Снова, Волга, пришел я к тебе.

Ты представь себе, милая, только,

Что в твоей совершилось судьбе.

Bee шире развертывается фронт строй-
ки Куйбышевской  гидроэлектростанции.
Уже проведены основные гидрогеологиче-
ские исследования. Построены дороги, в
разгаре жилищное строительство. Еще в
ноябре здесь началась разбивка основных
сооружений на местности. Впереди —
	завЛадка НЛоОТинНы.
В. ДОБРОХВАЛОВ.
	Бряд ли кто-либо будет возражать про-
тив того положения, что название научно-
технической книги должно наяболее точно
отражать ее содержание.
	Нельзя сказать, что выпускаемые на-
шими издательствами книги по зэродина-
мике отвечают этому требованию  Вот на-
звания некоторых из этих книг: «Теория
и техника полета», «Теория авиации»,
«Элементарный курс аэродинамики еамоле-
та», «Практическая зэродинамика», «Куре
теории полета», «Теория полета», «Аэроди-
намика самолета». :
	Вее эти книги, разные по своему назва-
нию, освещают по существу одни и те же
вопросы. Отличаются они друг от друга
только глубиной изложения материала,
внешним оформлением и степенью своей
популярности. Правда, иногда главы меня-
ются местами, но это не ‘отражается на 0с-
новном содержании книги. Спрашивается,
почему же один и тот же предмет — аэро-
динамика самолета — преподноеитея чита-
телям под различными ‘названиями? 0п-
равдать этот разнобой в названиях трудно.
	Некоторые книги по аэродинамике назы-
ваются так: «Практическая аэродинамика»,
«Техника полета». Судя по названиям, в
этих книгах должны быть изложены, тео-
ретически объяснены наиболее важные
практические вопросы полета самолета. Но,
к сожалению, практическим вопросам ав-
торы уделяют недостаточное внимание,

Задача практической аэродинамики со-
стоит в том, чтобы обобщить наиболее ти-
пичные случаи из практики пилотирова-
ния и на конкретных примерах показать,
как не надо или как надо управлять са-
молетом в различных условиях.
	Поскольку указанная литература не да-
ет ответа на эти и подобные им практиче-
ские вопросы, она ненолноетью отвечает
своему назначению, а следовательно, невер-
но дано и название данным книгам. «Прак-
тической аэродинамикой» МОЖНО назвать
ту книгу, которая наряду € изложением
теоретических основ полета и техники пи-
лотирования делает определенные выводы,
вытекающие из анализа и обобщения прак-
THERM экеплуатаций авиационной: техники.
Такова, на наз вогляд, основная задача
практической аэродинамики.

Правильно решить эту задачу можно
только при том условии, если у всех авто-
ров. занимающихея вопросами аэролинами-
	  км, будет единое четкое  предетавление о
	предмете этоя науки и отдельных пробле-
мах, которые она изучает. Однако нельзя
сказать, чтобы авторы наиболее популяр-
ных книг по аэродинамике одинаково пред-
етавляли себе предмет своей науки. ‘Это
юдтверждается отсутствием однообразия 8
‘определениях аэродинамики как науки, a
	  также в формулировках отдельных зэроди-
	намических положений,

Так, например, в книге В. А. Попова
«Основы авиационной техники» дается сле-
дующее определение аэродинамики: «Нлу-
ка, изучающая движение воздуха_и воздей-
ствие воздушного потока на находящиеся
в нем тела. называется  аэродинамикой».
(Потчеркнтто здесь и дальше нами. —А. И.).
	  А. А. Жабров в книге «Теория и техтика
	полета» пишет: «Аэродинамика изучает
движение воздуха и воздушные силы, воз-
никающие при действии Bogay moro пото-
ка на тела».
	В книге В. Ф. Болотникова «Элементар-
ный курс аэродинамики самолета» читаем:
«Аэродинамика самолета — это наука о
поляте самолета, о движении его под дей-
ствием сил, которые сами возникают в про-
песее этого лвижения». ВБ. В. Висленев и
	  то и втри раза. Есть в Хараблияском рай-
оне колхоз «Красный партизан». Почвы
там каштановые. сухие: Трава и та пло-
хо растет. Но вот стали орошать один уча-
сток. Й что же? Собрали урожай яровой
пшеницы в 73 центнера с гектара. Вот
на что способна вола в наших землях!
	Монтаж опор высоковольтной линии.
Фото М КЛИМЕНКО.
	Поэтому мы и работаем здесь, как у себя
дома.

Вскоре mo стройке разнеслась радостная
весть: колхозники Петровского района,
выполнившие задание на 113 процентов,
получили переходящее Прасное знамя.

— А мы разве хуже их? — заявили
колхозники Чапаевского района.
` Через короткое время они догнали пере-
довиков, выполнив 4.238 куб. метров зем-
ляных работ — по 85 куб. метров на
какого человека!

Строительство железной дороги подходи-
ло к концу. Много хлопот доставил овраг
по названию «Водяной». С двух сторон по-
` дошло к нему железнодорожное полотно, а
‘он, словно широкая трещина, зиял в
‘земле. Чтобы заполнить er, необходимо

— А он тогда «середнячком» был, инте-
реса большого к учебе не проявлял. Таких
в нашей среде не любят. Теперь другое
дело.
	Номолчав немного. сосел добавил:
	— Растут люди, крепнут, и, знаете,
душа радуется, глядя на них.

Нозже офицер. оказавшийся командиром
Куликова, рассказал нам о летчике. о пу-
тях его становления, о том, как он завое-
вал авторитет.
	...По прибытии в подразделение старший
лейтенант Куликов ничем не выделялся
среди других летчиков: грамотно выполнял
задания, получал положительные оценки
но боевой и политической подготовке. Слу-
чай, произошедший в начале года. заста-
вил обратить внимание на Куликова. В
одном из марнрутных полетов он лопустил
нарушение правил самолетовождления.
	Произошло .это так. Взлет старший лей-
тенант произвел во-время, курс от ИПМ
взял точно. Вначале летчик строго выдер-
живал режим полета, и линия фактического
пути вовнадала с линией заданного пути.
Первый Участок следовало пройти за 20
минут. Однако Куликов вышел на конт-
рольный ориентир с опозданием на 10 ми-
нут и притом не с заданного, а с другого
направления.
	Анализ полета показал, что основная
причина заключалась в том, что летчик на
земле детально не продумал вееь порядок
действий в воздухе. хотя времени на под-
готовку было вполне достаточно. В полете
Куликов пренебрег компасом и перешел к
самолетовожлению по земным ориентирам.
Условия ведения визуальной  ориенти-
ровки уеложнились — увеличилось угло-
вое перемещение ориентиров и, естест-
венно, ухудшился 0бзор. В результате лет-
чик прошел в стороне от контрольно-опоз-
навательного пункта. С большим  трутом,
после нескольких виражей и многократной
перемены курсз. Куликову удалось обнару-
жить нужный ориентир.
	Па послеполетном — разборе ошибка
Куликова была тщательно обсуждена. Он
получил замечание от командира. Летчика
справедливо упрекали товарищи. Ведь не-
выполнением задания он снизил результа-
ты долгого, кронотливого трула всех вои-

HOB подразделения, напряженно POTOBHB-
шихся к марпрутаым полетам. Резкой,

принципиальной критике подвергли Вули-
кова и на комеомольском собрании.
	Все это сильно повлияло ва летчика. Он
понял, что проявил беспечноеть не только
при полготовке к вылету, но и в своей
службе Ротине, и решил доказать, что мо-
жет служить Отчизне, летать не’ хуже
APYTRRI bad

06 этом. своем решении’ дико помнит
и ведни. когда’ начались интененвныев”ио-
леты, помнит он о нем и теперь. Молодой
летчик етал требовательно  относитьея к
себе. точно выполнять уставы и набтавле-
ния. Наблюдая за лействиями других авиа-
	торов, он пришел в выводу, что у него

eee

METKHE

Отрелковый спорт — любимое занятие
	солдат, сержантов, офицеров и жен офи-
церского состава нашей части.

Лучшим стрелком части из личного ору-
вия по праву  считаетея у нас капитан
авиационно-технической службы  Клягин.
Это стрелок выеокото клаюса. На недавних
воревнованиях он завоевал первое место.
За отличные результаты оч награжден де-
нежной премией.

С большим интересом занимаются стрел-
		Родины. Й везде — в городах, селах, де-
ревнях, аулах, кишлаках — люди заняты

мыслью 0 великих стройках коммунизма.
	Город Сызрань. Он расположен на Болге
У входа в Самарскую луку. Почти все
предприятия города выполняют те или
иные заказы Куйбышевского гидроузла.

Заходим в горком партии. Секретарь
горкома „Александр Васильевич Бызов —
в прошлом рабочий. Мри советской власти
он стал инженером и партийным руково-
дителем тгорола. Лицо у Бызова простое,
	открытое. Оно быстро и непосредственно
выражает и радость и недовольство. С та-
	ИМ человеком приятно разговаривать, лег-
ко его понимать.

Александр Васильевич хороню внает
историю освоения Волги.

— Издавна мечтал народ использовать
воды великой реки на благо своей страны,
— говорит тов. Бызов. — Много было
различных смелых проектов, да время
было неподходящее. В 1913 году один
самарский инженер сделал доклад в импе-
ратореком техническом общеетве о возмож-
	ной постройке гидроэлектростаниии в №и-
гулях. Но управляющий имением заявил:
	‘«Да разве граф позволит возводить такие
		ковым спортом и жены офицерекото соста-
ва. Тт. Малярова м Филиппова за лоетиг-

нутые успехи награждены = денежными
премиями. у
	Во дню предстоящих выборов в Верхов-
ный Совет РСФСР налши стрелки-спортеме-
ны обязались значительно улучшить свой
результаты.
	Капитан авиационно-технической службы
В АШУРКОВ.
	сумасшедшие постройки на своих землях?’
Ни за что!». “ .

Рассказ секретаря горкома был прерван
телефонным звонком. Воммуниеты люкомо-
бильного завода сообщали о том, что рабо-
чие изготовили сверх плана новую партию
бетонных колец для железной дороги
Куйбышевекого гидроузла.

—- На этом заводе неплохо поставлена
партийно-политическая работа, — сказал
секретарь горкома, вешая трубку.

`Алексанлр Васильевич записал сообщен-
ные ему данные в толстую тетрадь. Не
уепел он закрыть ее, как раздалея новый
телефонный звонок. Вомбайностроители до-
кладывали с выполнении заказа на метал-
лические болты. 1

— Эо очень хорошо, — говорил ге-
кретарь в телефонную трубку.—Похвально,
что коммунисты первыми выполнили за-
каз. Строители будут довольны. Особенно
тов. Еремин. ,

Василий Иванович Еремин — рукевохи-
тель оного из участков железной дороги.
которая в ноябре-декабре  строилаев о для
Куйбышевекото гидроузла. Задание было
срочное и важное. Сотни вагонов ‘с грузем,
адрееованным строительству, стояли на же-
лезнолорожных узлах. Недаром paderuind
гилроэлектростанции ‘Назвали эту  желез-
нолорожную ветку «дорогой жизни».
	Был самыи разгар осеннего  раепутья.
Хололные заволжекие ветры 6 дождем и
снегом дули почти непрерывно. Казалось,
в таких условиях невозможно во короткие
сроки построить дорогу. Однако Goabitewt-
ви ‘решили пе-своему. р
‹ На строятельетво железной дороги поц-
нялись колхозники нескольких областей.
Люли собирались по-хозяйски — е0 евоим
инструментом, фуражом, приезжали на
своих лошадях. Ехали 6 песнями под гар-
MOUHKY, как на большой всенародный
праздник. А когда собралиеь в Самарекой
луке, открылось величественное. незабы-
ваемое зрелище. Тысячи людей, подвод, ма-
шин напоминали огромное войско перед
большим боем. Это лейетвительно было на-
родное войско — войско труда,  поставив-
шее. 26бе целью: одержать победу над стн-
KOH

В управлении строительного участка
еразу стало необычно людно. Колхозные
бригадиры приходили для того, чтобы
узнать, где зеети работы. какие существу-
ют нормы и ероки. Возникло трудовое сорев-
нование между районами и отдельными кол-
хозами за досрочное выполнение’ заданий.

Появились передовики в соревновании.
Бригада колхоза, вле председателем Герой
Социалистического Труда Ф. Панков, в пер-
вые же лни прославилась высокой ортани-
зацией трула на строительстве. Этот кобл-
$08 выделил в помощь етройке 50 чело-
век. За пять дней они выполнили более
1.000 куб. метров земляных работ. Это <9-
етавляло олну треть всего задания.

С кыкдым днем ухулталась погода. При-
шли метели. Но люли работали, словно не
замечая леденящего ветра. Сознание вели-
ция совершаемого дела утрайвало их CcH-
лы. И только придя в хату да обогрев-
пгиеь. чуветвовати большую усталоеть.

Длинными зимними вечерами в хатах
заволилиеь беседы. Возникали они обычно
сами собой, отражая те интересы, которы-
‚ми живут еоветские люди. Бот дом, в ко-
тором разместились колхозники Нетровско-
ro района. Мы заехали сюда поздно, ©
`пелью укрыться от непогоды. Из глуби-
‘ны большой комнаты  раздавалея чей-то
‚громкий голос:

— Когда Куйбышевекое море построим,
воздух мягче станет. Возьмите Самарскую
луку. к примеру. Не так уж много воды
	вокруг, а КЛИМат кудд Влажн, чем в
том же Куйбышеве. Там сейчаю снегом
землю чуть-чуть припорошилю, а здесь
каждый день метель, ни зги не свидать.
Снега больше — урожай богаче.

— Ты прав, Антон, — говорил друтой
колхозник. -— Илимат от моря, что мы
	устроим, мягче будет. Но и от наших ме-
етных водоемов много зависит. Товарищ
Сталин недаром указал нам водоемы кол-
хозные рыть. В позапрошлом году мы по-
строили по области 102 пруда и. водоема,
a B прошлом — 125. Сложи их вместе—
влаги много получишь. ° Большое дело в
кажлом колхозе свои водоемы иметь.

Не меньший интерее у колхозников
вызвал разговор об орошении полей.

— (Сейчас все Заволжье торжествует, —
рассказывал Колхозный бригадир А. И.
Давыдов. — Мы знаем, что такое. ороше-
ние Это —~ повышецие урожая в два, &
	Проводник приподнял на лоб очки, при-
щурил свои етарческие глаза, ‘и все по-
Няли. что он хочет что-то сказать.
	`— Великое дело залумала советская
вааеть, — начал он медленно, вниматель-
но разглялывая каждого из нас. — Вот
я. старик. всю жизнь на железной дороге
провел. Поезд — мой второй дом. Дело
железнодорожное знаю. люблю и болею за
него. Нелавно лекцию слушал от ученого
человека. Понимаете, слушаю я 90 и
радуюсь. Ведь только для’ нашей Буйбы-
мевской дороги электростанция сбережет
половину топлива.

— Здесь пойдут электровозы, — 106a-
вил мололой инженер.

— Правильно. И
00 этом ученый чело-
вк говорил. Один
электровоз... кажется,
три-четыре паровоза
заменит.

Кто-то из паеважи-
ров соседнего KY?
подошел к проводни-
ку и попросил по-
стель. Проводник за-
торопился и вышел

из купе, повторяя
про себя: ;
— Великое, poa-
Еее дело...
Это было в начале
Декабря. G rex пор
Нам улалось пПобы-
	вать рю многих местах
нашей — необъятной
	плане.--—младшийи техник-
	Фото Б: АНТОНОВА.
	Бурение скважины. На переднем
геолог П. Варфоломеева.