[0 января 1951 г., №7 (1849),
	ТАЛИНСКИйЙ СОКОЛ
				  отон приветствий
		БВ частях п учебных заведениях
(Наши военкоры сообщают)
	Федюренко ! деятельность.
	Коллектив преподавателей и учатихся
школы № 8 Северной ж. д., г. Вологда;
	Исполком Окницкого районного Совета
пепутатов трудящихся Молдавской ССР:
	Коллектив работников Лозовского линей.
но-технического узла Министерства связи
Харьковской области;

Медицинские работники  Основянского
медобъединения Южной ж. д.;

Коллектив артели «Труд швейника» Ново:
Анненского района Сталинградской области:
	Колхозники и колхозницы колхоза им.
Калинина’ Голобского района Волынской
	области:

Коллектив медицинских работников Ок.
тябрьского района г. Барнаула;
	Коллектив рабочих и служащих Солод.
чинского  маслопрома Сталинградской об-
ласти;

Исполком Сорокского городского Совета
депутатов трудящихся Молдавской ССР;

Коллектив медининских работников Ун-
генского района Молдавской ССР:
	Учителя шкоя  Сталинского района
г. Сталинграда;

Коллектив работников Манычского лес-
хоза Веселовского района Ростовской об:
ласти:

Молодежь Кельбаджарского района Азер.
байджанской ССР;

Коллектив работников Иловатской кон.
торы связи Сталинградской области;

Колхозники и колхозницы колхоза «По-
литотделец» Ново-Николаевского района
Сталинградской области;

Коллектив‘ работников Червоноармейской
МТС Ровенской области;

Колхозники и колхозницы колхоза «Пер-
poe Мая» Нижне-Чирского района Сталин:
градской области;

Коллектив работников Главного управ-
ления мукомольной промышленности Мини.
стерства пишевой промышленности Украин-
ской ССР:

Колхозники и колхозницы колхоза «Новая
жизнь» Гадячского района Полтавской об-
ласти:

Колхозники колхоза им. Андреева Ново-
Кубанского района Краснодарского края;

Колхозники колхоза им. Кагановича Зан:
геланского района Азербайджанской ССР:

Колхозники колхоза им. Пушкина Ма-
саллинского района Азербайджанской ССР;

Колхозники колхоза им. Низами Масал-
линского района Азербайджанской ССР;

Учителя семилетней школы села Му:
сакуча Масаллинского района Азербайл:
жанской ССР:
	Колхозники  сельхозартели «Красная
звезла» Новичихинского района Алтайскоге
края’
	Новочеркасский райком КП(б) Казах.
стана и исполком районного Совета депу:
татов трудящихся Акмолинской области;

Колхозники колхоза «Земледелец» Ржак:
синского района Тамбовской области;

Колхозники и колхознипы колхоза имени
Сталина Приурального района  Западно-
Казахстанской области;

Колхозники и колхозницы колхоза «Крас:
ный Боровенск» Мосальского района Ка-
лужской области;

Рабочие.  инженерно-технические работ-
ники и служащие Таллинского энергорай-
она; .

Колхозники колхоза «Знамя труда» Из-
носковского района Калужской области:

Работники финансовых органов г. Киз»
mapa Грозненской области.
	Продолжение списка поступивших
приветствий — в следующих номерах),
	предложений, из которых более половины

внедрено в практику учебных и классных
занятий.
	На конференции oco6o были отмечены
офицеры-рационализаторы Первышев, Ша:
ров и Васильев-Соколов, предложения ко-
торых признаны наиболее оригинальными

по своей конструкции и эффективными в
эксплуатации.
	Конференция, как сообщает старший лей-
тенант `Ф. Галкин, наметила рял конкрет.
ных мероприятий, направленных на улуч-
шение рационализаторской работы в 1951
roxy.
	  Дома, ебросив шинель и фуражку, 0
сел к столу и погрузился в расчеты.

«Нужно взять новую  координатную
сетку, — мысленно твердил он, — но ка-
кую, какую — вот вопрое!».

Он сделал несколько прикилочных вы-
чиелений и облегченно вздохнул: «Ну, ко-
нечно! Просто нужное взять логарифии-
ческую координатную сетку, и все... А
я-то кружился вокруг да около...».

...И вот снова офицер Федоренко читает
‚Участникам слушательекой научно-техня-
ческой конференции доклад 06 итогах ево-
их исследований. Он демонстрирует разра-
ботанный им новый метод гидравлического
расчета кольцевой водопроводной сети с
применением не кривых, а прямых графе
ческих характеристик.

Пользуясь своим методом, капитан Фе-
доренко решает задачи по раечету сети
трубопроводов в 3—4 раза быстрее, чем
положено по учебной программе.

:..Оеталея позади теоретический кур;
пройдена последняя — произволетвенная
практика. На днях капитан авиапаонно-
технической службы Федоренко начнет ps
ботать над дипломным проектом. Позади
месяцы напряженной учебы. интенсивной
научной работы. Имя офицера Федоренко
неизменно заносится в списки отличников,

Ето увлекает все — учеба, научная,
общественная и партийная работа
	Больше чем полтора года он возглавлял
партийное бюро учебного отделения. Шри-
казом начальника академии Федоренко нз-
значен членом факультетекой комиесии по
изобретательству и рационализации. Ак-
тивный изобретатель, он охотно выполняет
порученное ему дело. стремясь как можно
шире развернуть творческую  деятель-
ность изобретателей п рационахлизаторо8
Факультета.

Такие работы Федоренко, как «Новый
графический метод гидравлического рас-
чета» и другие, были непосредственно
применены им при выполнении курсовых
проектов. В результате один. из проектов,
например, был слан им на месяц раньше
назначенного срока.

Приступая в дипломному  проектирова-
нию, Фодоренко подготовил обстоятельный
доклад по итогам своих иселедований,

Офицер Федоренко полон новых творче»
ских замыслов. Любя военную науку, 0
мечтает посвятить ей свою дальнейшую

wa yeu we КИ Ре Ь
	Инженер-майор А, ЕЖОВ.
	В связи с семидесятилетием товарища
И. В. „Сталина приветствия с сердечными
пожеланиями ‘доброго здоровья и долгих
лет жизни товаришу Сталину прислали:
	Свечинский райком ВКП(б) и исполком
` районного ‘Совета депутатов трудящихся
Кировской области;

Колхозники и колхозницы сельхозартелей
«Сталинец» и «Борец» Подлесновского рай-
она Саратовской области;

Торжественное заседание партийных, со-
ветских и общественных организаций Жер-
новского района Саратовской области;

Педагоги музыкальной школы Советского
района Г. Москвы; ‚ :

Жители. станицы Самурской Ашиерон-
ского района Краснодарского края;

Коллектив учителей и учащихся Ярееь-
ковской средней школы Шишацкого района
Полтавской области;

Учителя Сухокутской начальной школы
№ 4 Темиргоевского района Краснодарского
края;

Рабочие, служащие и интеллигенция по-
селка Самодед. Плесецкого района Архан-
гельской области:

Колхозники и колхозницы колхоза им. 25
Чапаевской ливизии Шишаикого района
Полтавской области;

Коммунисты парторганизации села Ступки
Зеньковского района Полтавской области;

Работники столовой № 9 Сафатовского
треста столовых и Ресторанов;

Коллектив сотрудников Руднянского рай-
военкомата Сталинградской области;

Работники лесного хозяйства Ольховского
лесхоза Сололчинского района Сталинград-
ской области:
	Коллектив работников Сенчанской МТС
	Полтавской области;

Трулящиеся Горолокского района Витеб-
ской области;

Члены деревообрабатывающей  коопера-
тивной артели им. 28 годовщины Октября,
Мерефа Харьковской области:
	Коллектив Погребенского лесхоза Мини-
стерства лесного хозяйства Молдавской
ССР;

Коллектив сотрудников Вологодской об-
ластной конторы Заготзерно;

Колхозники и колхознины, рабочие и ин-
теллигенния села Заган Бурят-Монгольской
АССР: ;

Коллектив рабочих, служащих и инже-
нерно-технических работников Малоритского
райпромкомбината Брестской области;

Комсомольцы ‘и пионеры Давид-Горо-
докского района Пинской области:
	Колхозники колхоза им. 1/ партсъезда
Близнеповского района Харьковской об-
ласти*
	Коллектив работников Ново-Анненского
лесхоза Сталинградской области;

Колхозники. рабочие и служащие Высо-
киничского района Калужской области;

Коллектив работников  Масаллинского
райпотребсоюза Азербайджанской ССР;

Коллектив работников пожарной охраны
г. Вологды:

Коллектив работников Уразовского дет-
ского лома № 1 Курской. области;

Учителя и учащиеся железнолорожной
срелней школы № 15 станнии Котовск
Одесской ж. д.;

Коллектив артели «Кантонская коммуна»
Харьковского облтекстильтрикотажсоюза;

Рабочие и служащие Мокшанского рай-
промкомбината Пензенской области;

Коллектив работников Пихтовского отде-
ления Госбанка Новосибирской области;
	3\ Б состав участковой избирательной
комиссии, сообщает младший сержант Бут-
ко. выдвинуты лучшие комсомольцы Н-ской

авиачасти—сержант Кривинцов и лейтенант
Журавлев.

эк Конференция рационализаторов  состо-
ялась на днях в Качинском авиаучилище.
	Председатель комиссии по рационализа-
ции офицер Тимошенко сделал доклад о
работе, проделанной рапионализаторами
	разо:< проделаннои рационализаторами
в истекшем году. :

— В 1950 году, — сказал тов. Тимо-
шенко, — было представлено на paccMorT-
рение комиссии 160 рационализаторских
	Искать новый, более совершенный спо-
co} решения того или иного вопроса, иб-
следовать неизведанное, не останавлива-
ясь на доетигнутом, продвигаясь  непре-
рывно вперед. —таковы стремления капи-
тана Федоренко.

На одном из практических занятий,
связанных © курсовым проектированием,
проводилось групповое упражнение. IIpe-
подаватель тов.`Евилевнч поставил перед
слушателями задачу — произвести  гид-
равлический раечет водопроводных труб.

Пользуясь данным нз лекции анмалити-
ческим методом расчета, слушатели произ-
водили раечет кольцевой водопроводной се-
ТИ © помощью. сложных математических
уравнений, требовавиейх весьма ^длитель-
ного времени ляя решения.
	Вапитан Федоренко произвел ряд вычи-
слений рекомендованным методом. Опреде-
лив несколько неизвестных. он лишь не-
значительно приблизилея к окончанию ра-
счета. Это заставило его задуматься.

«Неужели нельзя как-нибуль проще ре-
шить эту задачу, без этих громоздких,
стандартных вычислений? ».

В перерыве он поделился своими мыс-
лями с преподавателем. Евилевич. вы:
елушав Федоренко, порекомендовал ему 03-
накомитьея с другими методами расчета, в
чаетности е графическим метолом.
	Трудная задача, как веегда, увлекла ка-
питана Федоренко. Он прочитал литерату-
ру, внимательно изучил графический епо-
06 гидравлического расчета вохопроводных
труб. Но, изучив ето, Федоренко убедилея
в том, что построение необходимых графи-
ческих характеристик по этому способу—
также весьма сложное тело.
	Эти характеристики представляли  со-
бою ряд кривых—парабол. Для построения
же каждой параболы требовалось претвари-
тельно определить зналитическим путем
несколько точек, что тоже требовало мно-
го времени. Для того, чтобы парабола бы-
Ла построена возможно более точно, точек
нужно было брать возможно больше.

«Вот вели бы кривые прафические ха-
DAKTOPHCTHKA заменить прямыми, — ду-
мал Федоренко. — сразу вократилось бы
время гидравлического расчета. Ведь для
построения прямой нужно былое бы onpe-
делить лишь одну точку, а вторая была
бы началом координат; Координат!.. Вот
именно с них-то и надо наЧИНаТЬ».

Осененный этим выводом, Федоренко
почти бегом побежал по улице,
	В успехах. которых советские авиаторы
каждодневно добивалотся в боевом  совер-
пнетворании, есть немалая доля труда
офиперов штаба. Штаб — это мозг части,
и. опираясь на него. комааднр` проводит в
жизнь в6е свои решения, организует, кон-
тролирует обучение летного и техническо-
го состава, обеспечивает постоянную бое-

ВЮ ГОТОВНОСТЬ.
	Rak известно, техника авиации наидо-
ee подвижна в. своем росте. Год от года
новышаются тактико-технические данные
самолетов, а вместе е ними изменяются и
условия обслуживания ин ‘экснлуатации
самолетов ня земле и в возлухе.

По-иному в связи с этим решаются
залачи обучения и воинекого воспитания
авиаторов, изменяется методика обучения,
постоянно обновляются и совершенствуют-
ся учебные пособия.

В интересах улучшения дальнейшего
качества обучения и воспитания воинов-
авиаторов необходимо повседневно  улуч-
шать качество работы офицеров штаба, с0-
везтенствовать их военную, политическую
и специальную подготовку.

В одном из авиационных штабов елу-
жат офицеры Ширяков и Смоляров. Лич-
ный состав части хороню знает и уважает
этих офицеров. Эни пользуются непрере-
каемым авторитетом среди воинов-авиато-
ров.

Метод работы этих офицеров таков, что
на нем стоит остановиться подробнее.

Презжле всего тт. Смоляров и Ширяков,
хорошо зная уставы, наставления и инет-.
рукции, действуют в строгом соответствия
с их требованиями. этих офицеров отлича-
ет также умение рационально `использо-
вать каждую кпнуту рабочего времени.
Накануне рабочего дня они, подведя итог,
планируют. что’ им предетоит еделать зав-
 Da.

Что бы ни делали эти товарищи, над ка-

ким бы документом — планом, графиком,

унетрукщией — ни работали, все они дела-
ют дозросовеетно. Благодаря этому любой
хокумент, исходящий из штаба, отличает-
сея четкостью изложения, наиболее полно
исчерльвоет поставленный вопрос и внет-
на исполнен безупоечно.

И тов. Ширяков. и тов. Омоляров охотно
попелалот свон. знания и опыт другим офице-
рам. Так, например, офицер Ширяков. ча-
сто выступает перед своими товарищами
по работе с лекциями и докладами -на
различные военные темы, умело разрабз-
тывает служебные документы. Й офицер
Смоляров, выстуная ‘’нерех летчиками,
петурманами, техниками, глубоко и веестс-
роние освещает затронутую тему. Лекции
офицера Смолярова, которые он недавно
титал, — «0б основах советекой военной
наллки». «А. Ф Можайекий — возтатель
	пВрБого в мире самолета» и другие
охотно повешалиеь офицерским составом.

Нельзя не отметить успешную работу
этих товарищей над овладением марксиет-
еко-ленинской теорией. Изучая «Краткий
курс историй ВЕП(б)». систематически
работая нал произвелениями В. И. Ленина
и-Й. В. Сталина, офицеры глубже стати
нонимать те конкретные задачи, которые
им прихолитея решать в повеедневной
практике.

Отличительной чертой этих офицеров
является чувство нового, постоянно? стрем-
ление к новому. Бывая в подразделениях,
они полмечают все положительное в 0бу-
чении и воспитании авиаторов, внима-
тельно изучают и обобщают виденное, &
затем все это новое, ценное делают лостоя-
нием других воинов,
	изнь наших авиационных подлразделе-
	ний чрезвычайно богата событиями.
Естественно. что, прибыв в чаеть, офи-
пе? штаба посетит занятия,  побулег
	на тренаже. Он увидит, что в этом под-
разделении появилось новое учебное поео-
	делениях, что они глубоко изучают и хо-
рошо знают жизнь личного состава, умело
помогают устранять недостатки, учат, как
надо лучше организовать учебный процесс,
какие изыскать пути для повышения дие-
циплины и организованноети. `

Вот характерный пример. Прибывает
тов. Ширяков в одно из подразделений и
сразу замечает, что полетов нет и занятия
не организованы. Летчики без дела скуча-
ют, В чем причина? Офицеру объясняют,
что должны были состояться полеты, но
полвела погода. Двух вариантов занятий
в расписании не предусмотрено, и толь-
ко сейчас послали в гарнизон 34  офи-
цером, который должен” провести занятия
по одной из лиспиплин.

На другой день в этом же  подразделе-
нии тов. Ширяков ветретился с таким яв-
лением: в тир в одно время прингли две
труппы воинов. Один руководитель убеж-
дал другого, что именно его груниа долж-
на тренироваться  сейчае в стрельбе, и, по-
ка, наконец, вопрос был согласован, впу-
стую прошлое немало учебного времени.
	Эти фахты убедили тов. Ширякова, что
в потразлеленин неважно обстоит дело с
планированием. Он тут же помог составить
примерный план учебы, посоветовал, как
следует поступать в случае, если одно за-
нятие приходится заменять другим. Bor
такая проверка ин помощь в учебе, когда`
офицер штаба умеет найти самое слабое
звено в организации учебы, и не только
пайти, но и принять меры, чтобы испра-
вить допущенные промахи, наиболее дей-
СТВеНнНы.

Kan и всякий авиационный командир,
офицер штаба главное внимание уделяет
ортанизации и проведению полетов, поэто-
му. прибыв в подразделение в летный день,
он обязательно будет на аэролроме;
	Естественно, что офицер штаба не должен
на аэродроме подменять или вмешиватьея
в действия руководителя полетов, но он
обязан глубоко вникать в организацию
летного дня. Грамотный я подготовленный
офицер, побывав на старте или’ полигоне,
на стоянке самолетов, У технических
брелетв, наблюдая, как взлетают и садятея
самолеты, побеседовав © летным и техни-
чееским составом, безусловно, заметит иного

положительного. Но от ето взора не долж-
ны ускользнуть и нелостатки. Свои заме-

чания он обязан сообщить лично руководи-
телю полетов или на разборе, а при пов-
торном посещении — проверить, устране-
ны ли ранее замеченные им недостатки.

Никогда не отсиживаясь в кабинетах, &
бывая там, где решается успех учебы —
‘на полетах и полигоне, на стоянках само-
летов. в клаесах и казармах, офицеры Ши-
ряков и Смеляров хороню помотают коман-
диру. Они, как представители штаба, все-
гда ставят перед 20б0й задачу: помочь в
подразделении овладеть наиболее правиль-.
ным и действенным методом обучения и.
воспитания авиаторов, научить жить по
уставу, строго выполнять требования воен-
ной присяги, приказы командиров и на-
чальников.

Офицеры Ширяков и Смоляров не явля-
ются одиночками. Так, как работают они,
трудится подавляющее большинство офице-
ров наших авиационных штабов. Офицеры
всей своей практической деятельностью.
добиваются, чтобы в авиаподразделениях
жизнь была организована в соответствии е
требованиями уставов, чтобы воины совет-
ской авиапии не только знали уставы, но
И образцово их выполняли.

В связи во сложной и разнообразной ра-
ботой, которую выполняют офицеры пгтаба,
значительную роль ‚ приобретает деятель-
ность птабных партийных организаций.
Являяеь опорой командира и начальника
штаба, партийная организация лолжна во-
впитывать личный состав штаба в духе
больттевистской  принципиальноети, га-
моотверженного служения  Ролине. делу!

Генерал-майор авиации
М. ШАПОВАЛОВ
			нечно, поверяющий должен немедленно за-
интересоваться его устройством,  устано-
вить, насколько ценен этот прибор для юбу-
чения, из каких материалов и кем изго-
товлен. Ведь именно офицер штаба, быва-
ющий в подразделениях, ностоянно обща-
ющийся с широким кругом авиаторов, дол-
жен уметь находить самое ценное, поло-
жительное из методов обучения и воспита-
ния воинов, а затем делать это ценное
всеобщим достоянием.

Совелекий офицер не может довольство-
ватьея ролью «ревизора», который ставит
перел собой залачу лишь найти .нехостат-
	ки. побольше записать в блокнот отри-
цательных фактов для доклада старшему
начальнику. Советский офицер, облалаю-
	щий солидным опытом и глубокими зна-
ниями, прибывая в подразделение, обязан
этот опыт и знания передать авиаторам,
помочь организовать обучение и воспита-
ние воинов так, как того требуют наши
уставы. наставления и приказы.
	Однако нельзя при этом делать так, как
произошло нелавно в одном подоазделении.
Но совершенно конкретному вопросу сюда
прибыл офицер штаба. Ему предстояло
проверить, как выполняетея плановая та-
блица полетов. Этот офицер, решив, что
ему «все дозволено», пришел на розыгрыш
полета и, подменив командира, начал да-
вать летчикам олну вРодную за  лрутой.
Но, оказавшись неподготовленным, он, ес-
тественно. упустил ряд вопросов, и розы-
трыш пришлось проводить заново. ‘

Конечно, большинство наших штабных
офицеров — полготовленные товарилги.
Многие из них были летчиками, штурма-
нами, командирами подразделений,  про-
шли большую школу Великой Oreuc-
ственной войны, имеют хорошую  тео-
ретическую подготовку. Однако, являясь в
полравлеление. офицер не должен налеять-
я только на евои знания и опыт. У него
лолжен быть конкоетный план, в котором
	было бы четко сказано, что и как он будет
делать в подразделении. :

Этот план обычно составляется Ha o-
нове указаний, полученных им от коман-
дира. который посылает офицера в полраз-
деление. В сожалению, имеют место еше
отдельные факты, котла тот или иной
	начальник, посылая офицера в подразде-
пение не лает конкоетных указаний. и
	подчиненный контролирует учебу по евов-
му усмотрению: В других случаях офинер
прибывает в подразделение и обращает
внимание не на главные, а на второсте-
	пенные вопросы. И поэтому его работа
мало способствует повышению качества
	учейы. лисниплины.
	НН авторитетом поль-
зуется в Н-ской авиачасти летчик
капитан Г. Кожухов. Он отличник
‘боевой и политической подготовки,
мастер техники пилотирования. Офицер
Кожухов, являясь агитатором, проводит
большую воспитательную работу с вои-
нами, его беседы с болыним интересом
слушают авиаторы. На снимке: капитан
	. Кожухов перед вылетом на учебно-
боевое задание.

Фото Е. УЛОВИЧЕНКО.
	СОСТЯЗАНИЯ АВНАМОДЕЛИСТОВ
_ ОТОЛИЦЫ
	В течение лвух дней зимние теннисные
корты стадиона «Динамо» были превраще-
ны в своеобразный зэродром. Здееь соето-
ялись Х московские городские состязания
комнатных авиационных моделей.

Особый — интересе у многочисленных
зрителей вызвал полет модели самолета
конструкции мирового рекордемена М. Ва-
сильченко. На ето модели, полетный вее
которой составляет 65 траммов ин размах
крыла 90 сантиметров, установлен  ком-
пресснонный двигатель конструкции
М. Башкина. Объем” цилиндра этого двига-
теля равен 0,3 куб. см., вес — 16 грам-
мам.

Модель самостоятельно взлетела е земли,
плавно набрала выюоту и летала кругами.
После остановки  моторчика  самолетик,
планировал под малым углом и, коенув-
шись колесами вемли. еовершил незначи-
тельный пробег. Несколько раз полнима-
лась в воздух эта модель. 2 мин. 414 еек.
— такова наилучшая продолжительноеть
ее полета.

Среди моделей-копий наибольший успех
выпал на долю ученика 9-го класса 525-й
школы Кировского района Н. Шуникова.
Он построил модель-копию первого в ми-
ре самолета А. Ф. Можайского. Ее размах—
44 см.. вес — 4.5 грамма. Каркае моделей
сделан из соломинок и обтянут микроплен-
кой. Маленький воздушный винт приводит-
ся в лвижение резиномотором. Эта модель
совершила полет прололжительностью более
45 секунд.

Прекраеных результатов добился также
С. Петров. Ero модель-копию самолета
А. Н. Туполева «АБТ-2» наблюдали в по-
лете 1 мин. 3 еек.

Соревнования межлу 22 командами за-
кончились победой авиамохелистов Москов-
	Ь сожалению, порой бывает и так. Не-
ред уходом офицера штаба в подразделение
	ему поручают выполнить маесу заданий:
и то сделай, и это, и то проверь, и 06
этом не забудь. Нриезжает такой товариш
на место, не имея конкретного плана ра-
боты в подразделении, глубоко не проду-
мав, чем он будет заниматься, и начи-
нается скольжение по поверхности. Такой
офицер беретея за все, а толком ничего
не делает. Ему даже на занятиях побывать
времени нет, вникнуть в жизнь воинов,
изучить их запросы. Нобулет он несколько
дней в подразделении, наберет уйму «фак-
тов» и уедет.

Такое посещение ничему не учит. Нз-
оборот, оно оставляет у офицеров подразде-
ления неприятный осадок. Они говорят:
«Вот приехал, напгумел, припугнул, а как
сделать, чтобы лучше дело шло, не рас-
сказал и не показал». Это совершенно
сеправелливая претензия.
	ЕЕ С ЕВЕ. РОУ ЗЕЕ РЕВ RENE NA EEN

бие, которого нет в других, например Офицеры Ширяков и Смоляров именно   всемерного укрейления боевой мопти Совет-   ского авиационного техникума. На втором
прибор для обучения прицелизанию. Ко-1 потому пользуютея авторитетом в подраз-   ской Армии и ее сталинской авиации. месте — команда Кировского района.

Отличники учебы—золотой фонд Советской Армии В нем живет  поетоянное  етремление
	i} Y Tb
	улучиеить тот или иной прибор, механизм,
создать новую, более совершенную конст-
Рукцию, которая была бы экономичнее и
эффективнее прежней...

Однажды офицер Брянцев рассказал на
лекции о преимуществах и недостатках
пневматических инструментов, в чаетно-
CTH пневмзтических. молотков.

„Пневматические молотки приводятся в
действие сжатым воздухом, поступающим
от компрессора. Они связаны ев компреесо-
м шлангами, что создает неудобство в
работе. Чтобы рационально использовать
большое количество сжатого воздуха, на-
гнетаемого компрессором, нужно. работать
одновременно несколькими молотками.
	Федоренко внимательно слушал лекцию.
Он не пытался дословно записывать все
лекции, так как понимал, что при этом
иногда ускольззет главное, слова препо-
давателя воспринимаются механически,
теряется их взаимная связь. Слушая
лекцию, он прежде всего стремилея глубо-
ко понять мысль лектора, записывая лишь
самое основное.
	На этот раз Федоренко особенно под-
черкнул в конспекте недостатки пневмати-
ческих молотков и трудности их примене-
ния. А потом, повторив весь пройден-
ный за день учебный материал, он вновь
вернулея к заинтересовавшему ero во-
просу. 7

Просматривая литературу по пневмати-
ческим инетрументам, изучая недостатки
существующих конструкций, Федоренко
все больше увлекался идеей создания более
совершенного ударного инструмента для
производетва работ.
	Вечерами, в свободное от занятий вре-
мя, он долго просиживал в акалемической
библиотеке, делал выписки из  техниче-
ских журналов и ЕНиг, изучал данные. су-
ществующих инструментов,

«Нужно отбросить компресеор: fea : это
го портативный инетрумент создать нель-
зя», — решил он,

Шаг за шагом Федоренко настойчиво
приближался в цели.

В результате проведенных им научных
исследований, критического освоения на-
учно-технической литературы был создан
портативный, переноеный ударный инет-
румент, значительно более удобный Для
работы и в несколько раз более экономич-
ный, чем существующие пневматические
	нАУНУ
	ввести в действие новый прифронтовой
аэродром. Стремясь возможно лучше вы-
полнить боевое задание, офипер Федоренко
приложил знания и всю свою любвь к
изобретательству. Он усовершенствовал
старые и построил новые епениальные
аэротромостроительные машины. 970 поз-
волиле быстро и качественно выполнить
необходимые земляные работы. Аэродром
был введен в етрой досрочно.

К весне 1945 года, перед решающим
наступлением на курляндекую грулпиров-
ку противника, офицер Федоренко снова
возглавил работу по подготовке важного
аэротрома к экеплуатащий.
	Федоренко стал мечтать о. продолжении
учебы. И, наконец, эта мечта авиатора
ебылась: старший техник-лейтенант Федо-
ренко был зачислен нз 3-й курс Ленин-
традекой краснознаменной  военно-воздуш-
ной инженерной зкадемии.

Перед ним открылея широкий путь в
науку...

Федоренко не мог ограничиться лекция-
ми преподавателей. С первых же дней обу-
чения в академии он стал стремиться к
научно-исследовательской работе, Векоре
Федоренко завершил  научно-техническое
исследование, получившее практическое
приложение в виде изобретения. Сделан-
ное им исследование получило одобрение
участников. состоявшейся в том же году
научно-технической конференции слуша-
телей.

Первый уелех окрылил Федоренко. Он
стал одним из первых выполнять все зада-
ния преподавателей, изучал литературу,
долго просиживал в библиотеках, конеуль-
тировалея по различным научно-техниче-
ским вопросам, далеко выходящим 38 рам-
ки учебной программы, и слуетя некото-
рое время создал новую конструкцию подъ-
емных ворот ангара.

Федоренко живо интересуется  малина-
ми, механизмами, приборами. Расематри-
вая, изучая различные конструкции, он
стремитея отыскать в них слабые еторо-
ны, выявить их нелоетатки, чтобы добить-
			Баржа. тяжело нагруженная кирпичом,   пень к бортам баржи. Наконец, он выбрал-
	камнем и щебнем, затонула почти у само-
го берега.

К месту происшествия спешили десятни-
ки, рабочие с ближайшего  строительетва.
На берегу стоял разноголосый шум. Трак-
торы. бессильно ворочая тяжелыми гусе-
ницами, вязли в глиниетой прибрежной
почве.

Прораб © группой рабочих стоял на мо-
ету и, облокотившиеь на перила, угрюмо
схотрел вниз. па темневитие, пол двухме-
тровой толшей волы очертания баржи. Он
напряженно искал выхода из создавшегося
положения и не находил. Становалось
очевилным, что своими силами баржу пол-
нять нельзя.

К нему полошел высокий молодой чело-
вок в спеповке, испачканной язвестью, в
серъезным и строгим выражением лица.

— Товариш прораб, — волнуяеь, торо-
плиро заговорил он,—я придумал, как ее
полнять..,

— А студент! Ну-ву,  поднимай...
Олин что ли справишься или, может
быть, дать двух-трех человек на  подмо-
ху? — усмехнулея прораб.

— Х0-хо! Отойли, ребята, не затибло
бы. практикант Федоренко сейчае баржу
поднимать станет; — подгрунивали рабо-
THE.

Федоренко шагнул к прорабу и, указы-
вая Ha строящийся вблизи второй мост
нал рекой. твердо проговорил:
	— Мне нужны трое, таль и HACOCET.
 рос закрепим Ha опорах MOCTOB, привя-
жем в нему таль, а к тали прицепим бар-
Ky...

Црораб глянул на еилуэт баржи, ле-
жазшей между мостами нз дне реки, поду-
мал, а потом медленно произнес:

— A seis. правда, илея!., Ну, студент,
коли выручишь, большое дело сделаенпть,

Через полчаса, удерживаемая тросом,
покачивалась над рекой таль. От нее сви-
сала, спубкляеь в воду, массивная желез-
ная пепь, Другой конец пели, перекмнутый
	через блок, держали стоявлие на берегу
IOLA.
Федоренко, поминутно ныряя, крепил
	Ci Ha берег и, кивнув державигим цепь лю-
дям, громко крикнул:

— Начи-на-ай!

Пень натянулаеь, заскрицел блок. В
первые мгновенья казалось, что гигант-
ское тело баржи остается попрежнему не-
полвижным. Но вот сильнее. забураила, за-
пенилась вола, показалась корма, а затем
сразу же вышли из воды борта баржи. И
тотчае же яростно загудели, захлюпали
шлангами, опорожняя баржу,  установлен-
  ные на берегу насосы. Чуть. колыхаявь,
баржа все поднималась и поднималакь...

В друтой раз Иван Прокофьевич Федо-
ренко — студент 3-го курса Московского
автодорожного инетитута — проходил про-
изводетвенную практику на строительстве
железобетонного моста.

Составляли бетон. Гравий брали прямо ©
дороги, складывали в кучи и мыли. Воду
носили ведрами. Гравий премывалея мед-
ленно и плохо — чистый сменгивалея с
грязным.

Федоренко задумчиво наблюдал тяжелый
труд мойщиков. А вечером, вернувшиеь в
свою комнату, он разложил на столе лист
ватмановской бумаги и стал чертить. На
бумаге возникли рамы, решетки,  транс-
‘портеры, подающие гравий, привод к дви-
гателю, насос, нагнетающий на решетку
с гравием воду.

° Изутро усталый, но ечаетливый, он во-
шел к начальнику строительства и поло-
жил перед ним чертежи моечной машины.
А через некоторое время Федоренко ©
глубоким удовлетворением следил за чет-
кой и умной работой новой машины, облег-
`чившей н улучитившей труд аюдей.

’ „.Войека 1-го Прибалтийского фронта с
боями продвигались внеред, громя и пре-
елелуя отступающих немепко-фаттистеких
оккупантов. .

Шло стремительное наступление наших
войск. Советские самолеты садилиеь на
земле. тблько что отвоеванной у врага, В
те дни подготовка аэродромов решала ус-
пех оперативных боевых наступательных
действий авиации.

...НУжЖно было срочно  подтотовить (са иепразления.