12 января 1951 г... №9
	Методом ЛИЧНОГО
nowagn
	Механик хлопотал у двигателя, Дело
явно не клеилось. Агрегат, который ну-
жно было осмотреть, никак не удавалось
демонтировать, oa

— Вы неправильно действуете, —
услышал механик голос подошеданего тех-
ника офицера Завгороднего. — Давайте я
покажу вам, ках это делается. Смотрите й
слушайте мепя внимательно.

И техник практически показал, как
демонтировать агрегат, четко и ясно объ-
ACHE приемы и последовательность рабо
ты. Он действовал быстро и аккуратно.

— Отлично вас понял. товарищ техник,

— (Жазал механик. — В следующий раз
обойлусь  без помощи.
	«Давайте я покажу», «смотрите, как
Надо делать это», «это делается вот так»
— такие слова можно часто услышать от
офицера Завгоротнего.
	horga он проверяет качество подготовки
материальной части, все авиаспециалиеты
наблюдзют за его действиями. внимательно
слушают объяснения, Эти проверки за-
чаетую превращаются в поучительные
занятия, на которых воины учатся, как
надо эксплуатировать авиационную тех-
HERY.
	Одной из сложных задач технической
экеплузтащии являются правильный 96-
мотр и замена агрегатов тормозной  сис-
темы самолета. Между тем некоторые
специалисты недостаточно твердо знали
порядок выполнения этой работы. Что-
бы быстрее и лучше научить  подчи-
ненных грамотно ухаживать за тормозной
системой, офицер Завгородний решил и в
этом случае применить метод пракгиче-
ского показа. < а
	Тщательно  подготовившиеь, он собрал
BOC Технический состав около олно-
TO из самолетов и провел показательное
занятие на тему «Порядок осмотра и за-
жены агрегатов тормозной системы». 06-
стоятельное объяснение. сопровождаемое
показом, дало, как и следовало ожидать,
хорошие результаты. Авиаторы глубоко
усвоили правила ухода за атрегатами и
технику их замены. :
	5а последнее время заботливый и ини-
циативный офицер Завгородний провел.
несколько таких занятий. Все они были
посвящены наиболее важным вопросам
эксплуатации авиационной техники и ухо-
та за ней.
	Метод личного ‘показа офицер Завгород-
ний умело использует и на технических
разборах.

Олнажды при проверке на caMorere,
обслуживаемом тов. Юрьевым, после поле-
тов было обнаружено, что ослабли за-
клепки обшивки киля. Юрьев cam не на-
шел этого дефекта, да и не просто было
недостаточно опытному специалисту его
заметить. Технический разбор офицер Зав-
городний решил на этот раз провести у
	еамолета Юрьева. Анализируя причины де-
фекта, техник показал прямо на Ma-
шине, как обнаружить ослабление 3a~
	вленок и как устранить нвисправность.
Этот технический разбор, как и все дру-
The, проводимые Завтородним, явилея хо-
рошей школой для технического  соетава.
	Большая, кропотливая работа, проводи-
изя офицером Завгородним по обучению
и воспитанию воинов. способствует непре-
рывному росту отличников... Совсем недав-
но сержанты Озерный, Тетефин и младший
сержант Андронов считались слабыми авиа-
специалистами. Теперь все они успешно
овладели специальностью. р

Что же помогает Завгороднему  доби-
ваться успеха в воспитании и обучении
подчиненных? Прежде всего то, что он
торячо любит свое дело, с душой относит-
ся к нему, никогда не успокаивается на
достигнутом. Офицер неустанно трудится
нат повьитением своих политических и
	технических знаний.
Полполковник И. ЛОЖКИН.
	Наша советская авиация оснащена пе-
редовой техникой. Непрестанно совершен-
ствуя свое летное и огневое мастерство,
авиаторы всегда помнят указание товарища
Сталина о том. что «Техника во главе с
людьмн, овладевшими техникой, может и
должна дать чудеса».
	]етный и технический состав стремится
учиться и работать так, чтобы знания и
навыки авиаторов были на уровне требо-
ваний, предъявляемых к ним современной
техникой, чтобы эта техника в руках воз-
душных воинов давала максимальный
эффект.
	Большую роль в овладении боевым ма-
стерством играет фактор времени. 0с0бое
значение приобретает он в скоростном по-
лете, где все события протекают скоротеч-
но. Авиаторы, летая на современных резк-
тивных самолетах, принуждены вести счет
He только на минуты. но и на секунды. В
самом деле. ведь на опознавание ориенти-
ров или целей. на навигационные расчеты,
На прицеливание. стрельбу и другие дейет-
вия, связанные в выполнением задания,
летчик. штурман, воздушный стрелок мо-
гут располагать очень ограниченным вре-
менем,

Так, при полете на реактивном самоле-
т, при средней прозрачности воздуха,
авиатор может четко наблюдать наземный
ориентир в зависимости от его размеров,
скорости и высоты полетов в промежу-
ток времени от 30 ло 40 секунд и мак-
симально — в 1—1,5 минуты. При этом
только половину указанного времени ори-
ентир будет наблюдаться в более благо-
приятных для его опознавания условиях, в

направлении. близком к вертикали.
	Наблюдение целей для бомбометания
производится при еще ‚более неблагоприят-
HBX условиях, чем, например, при развед-
Re, фотографировании или . ориентировке.
Объекты бомбометания могут наблюдаться
визуально, вне поля зрения прицела, лишь
8 перспективе, под углами, большими углов
прицеливания, и в весьма малый промежу-
ток времени.

_ Возможность опознавания объекта в
очень большой степени зависит от его ха-
	СТАЛИНСКИЙ Сокол
	командир мобилизовал авиаторов на отличное решение задач,
стоящих перед’ подразделением. Личным примером комму-
нисты и комсомольцы увлекали воинов на повышение каче-
ства учебы, на дальнейшее углубление и расширение полити-
ческих знаний. Из месяца в месяц в подразделении росли
ряды отличников учебы, а к концу прошлого года все воины
этого подразделения заслужили высокое звание отличников
боевой и политической подготовки. В этом немалая заслуга
командира гвардии старшего лейтенанта Николая Курицына.

На снимке (слева направо): гвардии старший лейтенант
Н. Курицын, гвардии лейтенанты И. Карасев, В. Беломытцев
и гвардии старший лейтенант К. Стельмах после полетов.
	РАСТЕТ МАСТЕРСТВО АВИАТОРОВ

ИЕ РАСКАЧИВАЮТСЯ
	занимается в этот вечерний чае. Цочти в
каждой комнате казармы находились ме-
ханики, мотористы, оружейники. 0 лекции
им ничего не было известно.
	— Вечер прошел скучно, — говорит
высокий, стройный старшина. — Нет у
нас заботы о досуге воинов. Кинофильмы
в клубе показывают старые, интересных и
содержательных лекций и докладов чита-
ют’ мало. В дни подготовки к выборам в
местные Советы с нами часто беседовали
агитаторы. Сейчас этого нет.
	Такая же тишь парит и в другом агит-
пункте. Начальник его коммунист Замо-
гИлЛЬНыйЙ сказал нам?
	— Скоро развернемся. Сейчас мы обнов-
ляем наглялную агитацию.
	Во веех уголках нашей великой Родины
развернулаеь деятельная подготовка к вы-
борам в Верховные Советы союзных и аз-
тономных республик. В авнагарнизоне же,
0 котором идет речь, вее еше «раскачи-
ваются». Политорган не мобилизовал. пар-
тийные и комеомольские организации Ha
быстрейшее развертывание  агитационно-
массовой работы среди воинов-избирате-
тей.
	Не включились в это важнейшее дело
офицеры-руководители. Они редко высту-
пают перед воинами с докладами и Gece-
дами на политические темы. Одному ком-
мунисту поручено было еделать доклад на
интересную тему. Он долго оттягивал день
своего выступления, а потом заявил. что
не подготовился к лекции. Партийное по-
ручение осталось невыполненным.
	Капитан

А. МАЛЬКО
	Субботний вечер. В комнате партийного
бюро сидит секретарь парторганизации
офицер Ергин. Он просматривает только
что принесенные почтальоном газеты, Про-
читав заголовки. тов. Eprun складывает
	газеты. Затем, облокотившись на стол, он
внимательно емотрит, Kak По оконным
	стеклам стекают струйки воды... за этим
занятием мы и застали секретаря.
	—- Вак воины проводят сегодня вечер?
— спросили мы тов. Ертина.
	— Некоторые находятся в городском от-
пуску, другие авиаторы пойдут на про-
смотр кинофильма, — последовал ответ.
	Раздался телефонный звонок:
	—-В клубе гарнизона сегодня для моло-
дежи проводится лекция. Нросим oGecne-
чить явку авиаторов.
	О лекции было известно еще с утра, но
НИКТО Не оповестил 06 этом ВОИНОВ.
	— Бряд ли что выйдет, — отвечает ее-
кретарь парторганизации. — У нае нико-
го сейчас уже нет. Вее. разошлись.
	Через несколько минут мы с Ергиным
идем в казарму. На втором этаже находит-
ся агитпункт. Открываем дверь. В комна-
те полумрак. холод; в углу стоит малень-
ei столик. У печки‘ что-то делает дежур-
НЫЙ.
	В агитпункте нет ни газет, ни журна-
лов. На витрине с заголовком «Новости
дня» пятидневной давности газетные

вырезки. Воины-избиратели в агитпункт
заходят редко.

..Секретарь партийной — организации
	оптибалея, когда говорил, что на лекцию
некому итти. Он просто не знал, кто и чем
	С каждым днем растет боевое мастерство авиаторов Н-ского
подразделения. Некоторое. время тому назад в подразделение
был назначен гвардии старший лейтенант Николай Курицын.
	навыки обучения H
: им качества. при-
	умело прививал им качества, при-
м. Однако ему пришлось преодо-
	В прошлом летчик-инструктор, он имел
воспитания подчиненных, умело привив
сущие советским авиаторам. Однако ей
леть и немалые трудности.
	Много сил и внимания уделял командир сколачиванию
пружного воинского коллектива. Постоянно пропагандируя
военную присягу, уставы и наставления, он добивался, чтобы
кажлый авиатор образшюво выполнял свой свяшенный долг
	РЕЗУЛЬТАТЫ СЛАБОГО РУКОВОДСТВА
	ный план мероприятий По подготовке к
отчетно-выборным собраниям, который был
утвержден 2 января. А ведь до начала со-
браний осталось немного времени.
	— ЦНочему же у вас так поздно присту-
пили к подготовке к отчетам и выборам?
—— CHIDOCHIH Мы У ТОВ. Шелмоко.
	— Мы еще успеем. Собрание у нае с
стоится 17 января, — ответил офипер.
	Оптимизм тов. Шкурко не оправдан,
План мероприятий составлен © большим
запозданием. Лишь 5 января здесь было
проведено заседание партийного бюре. Ни-
кто из коммунистов и комеомольпев еще
не выступил перед молодежью с докладом,
посвященным подготовке к, отчетам и выбо-
рам. Здесь ‘ограничились всего лишь не-
большими групповыми беселами.
	Серьезные упущения имеютея и в дея-
тельности партийной организации. Члены
партбюро ни разу не побеселовали с моло-
дежью, не выступили перед ней с докла-
дами.

Плохая полготовка в отчетам и выборам
комеомольеких органов злесь явилась ре-
зультатом слабого руководетва  комеомолом
со ‘стороны парторганизации и политотде--
па. .

Положение, созлавшееся в ортанизапии
РЛЕСМ. лолжно вызвать серьезную трево-
гу у руководителей.
	Г. ПЕТРОВ.
	Отчеты и выборы комсомольеких opra-
HOB — ответственное политическое со-
бытие. В этому важному делу должно быть
приковано внимание всех политорганов,
партийных и комеомольских  руководите-
лей.

Большинство комсомольских  организа-
ций Н-екото авиатарнизона деятельно го-
TOBUTCH к отчетно-выборным собраниям.
Бюро организации ВЛЕСМ, возглавляемой
тов. Калининым, составило план ‘работы
по подготовке к отчетам и выборам. Этот
нлан успетно претворяетея в жизнь. Бы-
ли проведены заседания партийного и ком-
сомольского бюро, совещание комеомоль-
ского актива с обсуждением вопроса о про-
ведении отчетов и выборов. Комсомольские
активисты слелали для молодежи доклады
на темы: «ВКИ(б) — вдохновитель иор-
ганизатор комсомола», «Бюро организации
BIKCM — oprah коллективного руковод-
ства», <«IInapa и обязанности членов
ВЛЕСМ», «Критика и самокритика — дви-
жущая сила налиего общества». На днях
здесь состоитея молодежный вечер на те-
му «Американские империазлисты — злей-
imme враги человечества». Подготовка Е
отчетам и выборам проходит Blech под
знаком повышения политической активно-
сти воинов, достижения новых успехов в
учебе, укрепления воинской дисциплины.

Совершенно другую картину можно на-
блюдать в организации ВЛЕСМ, где секое-
татем тов. Сорокин: Нам показали обитир-
	Военнослужащие Н. Березняк и Р. 54-
славский прислали в редакцию письмо, в
вотором говорилось о серьезных недостат-
ках в обслуживании отдыхающих авиато-
ров в Н-ском санатории.

Факты, приведенные в письме, при про-
верке специальной комиссией полностью
подтвердились. За плохую деятельность
хозяйственного аппарата капитан Поляков
снят с работы; повар Милевский отстранен
от лолжности и привлечен к ответетвенно-
CTH.
	должен был бы обнаруживать противника
на удалении около 5.000 м. Практически
не все самолеты и не во всех условиях
могут быть замечены на таком расетоянии.

Представим себе, что встреча и обнару-
жение противника произошли не на встреч-
ных курсах, а с курсовым углом в 90
градусов. За время, затраченное на’ обна-
ружение самолета. его опознавание и на
принятие ‘решения, самолеты  перемести-
лись бы на расстояние 585 м; истреби-
тель — в направлении линии пути про-
тивника, самолет противника — по своему
пути от точки его обнаружения. Еели лля
преследования противника истребитель
стал бы разворачиваться, то на это он’ по-
тратил бы при известных условиях около
13—15 секунд. 38 ‘это время противник
успеет уйти от истребителя на расстояние
около 3 км. Следовательно. летчик-иетре-
битель должен был бы обнаружить самолет
противника на удалении около 4.000 ми
потратить значительное время Ha Oro,
при. наличии преимущества в екорости по-
летз... Следовательно, здесь, как и в пер-
вом случае, вероятность сближения самоле-
тов в очень большой степени зависит от
времени, затрачиваемого летчиком на поо-
	цессы, предшествующие догону противника
	и атаке его. а :

Чем раньше летчик увидит самолет и
скорее распознает его принадлежность и
тип, тем большим временем он булет рас-
полагать на оценку обстановки, на приня-
тие решения и на его осуществление.

Поэтому большая скорость полета. ха-
рактерная для реактивных самолетов, по-
мимо хорошего зрения, требует от летчика
систематической тренировки в распознава-
нии самолетов и в быстрой ‘реакции на
изменение воздушной обстановки. Вак по-
казывает опыт, эти тренировки позволяют
авиатору буквально в доли секунды 0по-
знать самолет, что при полете на’ больших.
скоростях имеет решающее значение для
результатов боевого вылета.

Организуя и проводя тренировку авиа-
торов в тире, на стрелковых площадках, в
тренажных кабинах, командиры-руковоли-
тели должны обязательно в каждое упраж-
нение вводить элемент времени, добиваясь
минимальной его затраты. Это позволит
He ТОЛЬКО отработать навыки в умении
быстро распознавать тип самолета, пра-
Вильно производить принеливание и точно
	ПО СЛЕЛАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ
	  и 1оардии сгаршии псоагопайт к. зломал Ис ИУ,

Фото Т. МЕЛЬНИКА:

перед; Родиной. .
С помощью партийной и комсомольской организащий
	Умелый методист, требовательный командир
	которой уже было. записано краткое содер-
жание полетного задания и произведены
все расчеты. У летчика Конань тоже име-
лась тетрадь, но записей в ней командир
не обнаружил.
	— Бы помните прошлую беседу? —
строго спросил Молчанов.
	— Помню, но не успел записать уп-
ражнение, — пытался ONPAaBRAThCA лет-
Чик.
	Молчанов взглянул на часы и сказал:
	- — В 12.00 доложите о выполненив
задания. : .
	Петчик Вопань сразу же принялея де-
тать записи.
	Офицер Молчанов знал по опыту, что
ведение записей позволяет летчику глубо-
	ко продумать и осмыслить все элементы
	полета, прочно запомнить Ат
нения упражнений.
	Самостоятельные занятия летчиков 33-
канчивались. Офицер Молчанов подошел
к столу, над которым, еклонившиеь, си-
дел офицер Копанвь.
	— Цокажите свои записи, — сказал
командир. Проверив их, он остался удов-
летворен работой летчика.
	Настал час тренажа. На специальной
аппаратуре и в кабине самолета летчики
Бушуев и Копань под руководством коман-
дира тренировались по технике пилотиро-
вания. Молчанов был требователен к под-
чиненным и нё делал никаких «екидок».
Когда, например, Копань неправильно ре-
шил вволную, командир приказал ему по-
вторить «взлет» и «носалкх».
	Утром начались полеты. Один за другим
уходили самолеты на задание, екрыва-
яеь за горизонтом.
	лете
	Able штурманы, не обладая еще прочными
навыками, расходуют ва работу с навига-
ционными инструментами значительное
время.

Заслуживает внимания опыт командира
подразделения офицера Озерова. Обучая
авизторов, он провел тщательную  про-
верку их умения быстро и точно про-
изводить навигационные расчеты. Коман-
дир обнаружил, что его подчиненные про-
изводят одни и те же расчеты в различное
время, Причем у некоторых штурманов это
время было довольно продолжительным.

Придавая серьезное значение фактору
времени -в полете, офицер Озеров нашел
нужным провести с авиаторами ряд прак-
тических занятий и тренировок. На них
штурманы отрабатывали навыки в работе
с навигационной линейкой, ветрочетом, с
другими приборами и в производстве нз-
вигационных расчетов с минимальной 3a-
тратой времени.
	Не менее важное значение имеет быст-
рота в навигационных расчетах для лет-
чиков одноместных самолетов. Действитель-
но, летчику истребительной или штурмовой
авиации эти расчеты’ приходится произво-
дить главным образом в уме при полетах
на большой скорости.
	Вот почему при проведении занятий по
самолетовожлению в классе. на  тренаже-
рах следует обязательно учитывать эле-
мент времеля. Кажлый командир должен
добиваться того, чтобы авиаторы выполня-
ли упражнения. расходуя на них время,
которым действительно могут располагать
в прелетоящем полете.
	Рассмотрим еще один важный вопрос.
Если в приведенных выше случаях авиа-
торы могли расходовать на. свои действия
с приборами или на производство расчетов
время, исчисляемое минутами, то в воздущ-
ном бою или при прицеливании для бом-
бометания решают дело секунлы.
	Нри большой скорости полета да-
же. Ha первый взгляд, незначи-
тельное запазлывание или поспешность в
нажатии боевой кнопки бомбосбрасывателя
или гашетки оружия может привести к
	Молчанов поднялея первым, за ним
оторвались от земли самолеты, пилотируе-
мые Бушуевым и Копань. Сверяя карту с
местностью, командир вел машину в 3a-
данном направлении, изредка оглядываясь
на своих ведомых. Он сразу заметил, что
летчики более уверенно держались в
строю.
	«Аорошо идут», — подумал Молчанов,
но тут же насторожился: «Как они епра-
вятся с выполнением маневра, ведь чаще
всего веломые отрываются на разворотах».
	Первый поворотный пункт. Ведущий, не
предупреждая по радио своих  подчинен-
ных, развернулся вправо. Бушуев-и Ko-
пань хорошо выполнили разворот и не от-
стали от командира. Безукоризненно дей-
ствовали летчики и на последующих эта-
пах маршрута.
	После полета офицер Молчанов крепко
пожал летчикам руки и сказал: __
	— Сеголня нами одержана первая‘ побе-
да, — и, подумав, добавил: — но только
первая!..

«Умелый методист, требовательный и
заботливый командир», — говорят о Мол-
чанове в части. И действительно, всей
своей практической работой этот  коман-
дир подтверждает. что он является зрелым
мастером обучения и воспитания авиато-
ров.
	Не так давно коммуниста офицера Мол-
чанова вызвал старший начальник.
	— Бам  овазано большое доверие,
командование назначает вас на новую
должность, — сказал он летчику.
	— Доверие Родины оправдаю, — отве-
THA старший лейтенант Молчанов.
	Гвардии старший лейтенант
fl. УЛЫБЫШЕВ.
	сотни метров от цели. Поэтому фактор
времени здесь приобретает решающее. зна-
чение. А успех веего полета и выполне-
ния задания зависит от быстроты реакции
авиатора:
	Быстрота реакции — это время, прохо-
дящее от момента получения авиатором
раздражения (от зрительного восприятия
цели. получения звукового или светового
сигнала) до момента начала ответно-
го действия. Время простой реакции ко-
леблется в среднем в пределах 0.1—0,2
секунды; время сложной реакции — 0,5—
0,6 секунды. Нас интересует время слож-
ной реакции, более свойственной условиям
		зарулив на стоянку, старший `лейте-
нант Молчанов выключил мотор, резким
движением расстегнул шлемофон и вылез
из кабины. Помогая офицеру CHATS пара-
шют, механик почувствовал, что  коман-
дир чем-то весьма озабочен. Его лицо бы-
	1 40 сосоедоточенным, а Вэгляд — стоогим,
	даже сердитым. «Видимо, что-то произо-
шло в полете». — подумал механик.
	— Как работал мотор’ —~ спросил он.
	— Мотор-то работал отлично, a BOT...
— и, не закончив фразу, офицер сказал

— Даите тетрадь приема и сдачи само-
лета.
	Механик подал тетрадь, и Молчанов,
раеписавшиеь, спрыгнул с плоскости.
	В эту минуту к командиру подошли
офицеры Бушуев и Копань, чтобы полу-
чить от него замечания. :
	’-=‘дамечания имеются и очень серв-
езные, — сказал командир. — Вы нару-
шили порядок в строю, не еумели’ точно
сохранить заданных интервалов и дистан-
ций... Требую от вас, — продолжал Мол-
чанов, — серьезной подготовки к каждо-
му полету. Заведите сегодня же личные
тетради, в которых кратко записывайте
содержание упражнений, порядок их вы-
полнения, все. необхолимые расчеты.
	На разборе полетов офицер Молчанов
более подробно рассказал об ошибках Бу-
пгуева и Копань и дал летчикам ряд цен-
ных советов.
	Через два дня должны были состояться
очередные полеты. Авиаторы тщательно
готовились к ним. Старший лейтенант
Молчанов лично контролировал подготовку
своих подчиненных. Прежде всего коман-
дир решил проверить, как выполнены его
указания офицером Бушуевым. Молчанов
увидел у летчика аккуратную тетраль. в
		никнуть, А ведь некоторые, особенно моло-   отклонению бомбы или снаряда на десятки
				В настоящее время обслуживание отды-
хающих улучшено: готовится разнообраз-
ная пища; отремонтирована электроетан-
ция; все палаты радиофицированы, клуб
утеплен; строго по плану проводятся куль-
турные мероприятия: закуплен зимний
	‘спортивный инвентарь. Принят на. работу
	егерь, который 2—3 раза в неделю орга-
низует коллективные выезды отдыхающих
на охоту.
	поражать цель, но и отшлифовать быст-
роту реакции авиатора, довести ее до ми-
нимальных пределов.
	5 нашей военной печати сообщалось о
тренажере, сконструированном = старшим
сержантом Х. Нагумновым. В этом трена-
жере мишень — силуэт. самолета — появ-
ляется перед авиатором на малый отрезов
времени. Смена мишеней происходит авто-
матически. Этот тренажер. позволяет вво-
дить в отработку упражнения элемент вре-
мени. Большую пользу праносит и стендо-
вая стрельбз по тарелочкам. Стрельба по
таким, быстро двигающимея пол различны-
MH углами, целям вырабатывает у авиа-
тора сноровку. навыки быстрого . расчета
упреждлетия. точного прицеливания и поч-
ти мгновенного производетва выстрела. Эти
навыки помогают авиатору отработать бы-
строту реакций, безусловно необходимой в
возлушном бою.
	Было бы ошибочно думать, что фактор
времени имеет значение только в воздуш-
ном бою, стрельбе, бомбометании или само-
летовожлении. Он столь-же важен и в ис-
пользовании  радиосредетв, в отработке
элементов техники пилотирования, т. е. во
всем комплексе летного и огневого мастер-
ства’ авиаторов.. Поэтому при проведении
занятий, тренажей, при’ розыгрышах по-
летов надо всегла учитывать время. Руко-
водителям таких’ занятий целесообразно
при постановке ‘ звиаторам вволных
	уделять должное внимание и элементу вре-
мени.
	Надо стремиться в тому, чтобы у авиа-
торов непрестанно вырабатывалось чуветво
потребности принимать решения, релгиро-
вать на внешние факторы обстановки. про-
изводить необходимые расчеты и действия
в минимально короткое время.
	Это позволит каждому авиатору посто-
янно совершенствовать свои знания и на-
выки, образцово эксплуатировать совре-
менную авиационную технику. «Чтобы.
привести технику в лвижение и использо-
вать ее до лна, нужны люди,  овлалевшие
техникой. нужны: кадры. способные осво-
ить и использовать эту технику по всем
правилам искусства».
	Эти сталинские положения необхолимо
воплощать в жизнь на всех этапах боевой
учебы авиаторов.
	Полковник Н. ШАУРОВ.
	2 в Я
	рактерных признаков, от продолжительно-
ети. наблюдения за ним, & следовательно,
от скорости а выеоты полета.

Вполне понятно, что авиатор, отработав-
пий в совершенстве навыки по самолето-
вождению и ориентировке, заранее изучив
местность. легко сумеет найти требуемый
	ему объект, распознать его в те несколько
	десятков секунд, которыми он располагает,
и успешно выполнит задание. Лет-
чику же с недостаточно отработанными на
земле практическими навыками в этих
условиях может не хватить даже макси-
мального резерва времени в 1,5 минуты
для того, чтобы найти и распознать нуж-
ный объект. Естественно, что этот летчик
вынужден будет делать повторные заходы,
что влечет за собой  непроизводительную
трату летного времени и недопустимо не
только в боевом. но и в учебном полете.
Поэтому изучению местности, выработке
твердых навыков в распознавании ориен-
тиров «с первого взгляда» каждый  авиа-
тор. должен уделять серьезное внимание.
Немаловажное . значение в скоростном
полете имеет время. потребное для произ-
BOACTRA различных навигационных расче-
тов. Предположим, что мы совершаем полет
с некоторой скоростью и должны от ИМП
до цели пройти путь длиной в 500 км.
Условно будем считать, что штурман на
производство одного сложного навигацион-
ного расчета затратит 5 минут. Путь,
пройденный самолетом за это время, будет
равен. 45 км, или 9 проц. длины
всего маршрута. Представим себе, что cKo-
рость самолета увеличилась вдвое. Тогда
3а то же время. которое расходует штурман
на навигационный расчет, самолет прой-
дет путь длиною в 90 км, что составит
уже 18 проц. длины ‘маршрута.
° Практически бывает так, что штурману
приходится за время полета несколько раз
браться за навигационные инструменты и
приборы, вносить в свои расчеты различ-
ные поправки. вызванные изменившейся
обстановкой. В том случае, если штурман
в скоростном полете будет производить рас-
четы недостаточно быстро, иногда их
результаты могут устареть, не успев воз-
	В качестве примера разберем случаи:
летчик реактивного истребителя заметил в
воздухе самолет. На зрительное ‘восприятие
этого факта и на реакцию на него он за-
тратил ° 0.6 секунды. Шо, установив факт
наличия в воздухе самолета, летчик затра-
THT elie каков-то время на его опознава-
	ние и определение направления полета.
Предположим, чт0 на все это’ авиатору
потребовалось всего 0.5 секунды и еше
	1,5 секунды на оценку обстановки и при-
нятие решения. Общий балане времени,
затраченный летчиком на весь процесс,
прелшествующий атаке (обнаружение са-
молета. его опознавание, оценка обстанов-
ки, принятие решения, действия органами
управления самолетом), соетавит 2,6 ce-
кунлы ‘Если самолеты находились на
	встречных курсах и сболижались каждую
секунду на 450. метров, то за 2,6 секунды
они пройдут расстояние в 1.170. метров.
	Предположим, что обнаруженный само-
лет оказался противником, и летчик принял
решение его атаковать. Учитывая потреб-
ное для атаки и выхода из нее время хотя
быв б секунд, он должен был бы это еде-
лать на расстоянии от противника, равном
6%450=2.700 м. Е этому надо прибавить
путь, пройденный самолетами за время,
затраченное летчиком на обнаружение про-
тивника и на весь процесс, последовавший
за этим. В результате получается, что лет-
чик должен был бы обнаружить самолет
противника, идущего на встречном курсе,
на расстоянии около 4.000 м.

Если бы летчик расходовал на все про-
	цессы, предшествующие атаке, хотя бы,
например, на 1,5—2 секунды больше, он