СТАЛИНСКИЙ Сокол
		16 января 1951 г., № 12 (1854).
		УХОД ЗА САМОЛЕТАМИ   Летчик действовал уверенно Боелы, воепитываюние немариеть
	Самолет внезапно появилея над Re
лигоном и быстро зашел ча цель. Лет-
чик старитий‘ лейтенант «Смирнов  сде-
лал холостой заход, чтобы внимательно
осмотреть «поле боя». Видимость была 0г-
саниченной. Белая пелена облаков © раз-
рывами, повисшая над полигоном, затруд-
вяла действия авнатора. Цель просматри-
валась не совсем ясно; но Смирнов дейст-
вовал уверенно. Эта уверенноеть была
подкреплена его умением, хладнокровием,
которые летчик приобрел в процессе всей

учебы.
Летчик внимательно следил за показа-

ниями приборов, наблюдал за целью, не-
прерывно вел осмотрительность. «Никаких
условностей, действовать над полигоном,
как в` настоящей боевой обстановке», —
вспомнил Смирнов слова командира, Ска-
занные на предполетной подготовке. 0е000е
внимание он обращал на построение Ma-
невра, на точное соблюдение времени пре-
бывания экипажа над целью.

Смирнов, умело маневрируя, заходит на
бомбометание, быстро ставит арматуру В
исходное положение. Проходят доли секун-
ды, цель отчетливо видна в сетке прицела.
Смирнов нажимает на боевую кнопку,
бомба отделилась и стремительно пошла
вниз, Летчик плавно вывел машину из
атаки и, облегченно вздохнув,  отлянулся
назад. За ним шли на бомбометание дру-
	гие самолеты,

— Цель поражена отлично, — услышал
Смирнов в наушниках голос руководителя
полетов на полигоне, .

Радоетное волнение испытывал в эту
минуту летчик. Это была первая победа
Петра Смирнова, одержанная им при 00м-
бометании на новом для него типе само-
лета. .

Полеты е каждым днем усложнялись.
Одно время у летчика не получался ввод
	самолета в штопор. Так, пилотируя в 30-
не, Смирнов сначала четко делал мелкие
и глубокие виражи, боевые развороты, 38-
тем приступая к выполнению штопора.
Но скорость он учитывал неправильно и
поэтому не мог чисто выполнить фигуру.
Машина, опустив нос, начинала  пикиро-
звать. «Штопор. так и не получилея», —
с досадой упрекал себя летчик. 06 этом
офицер подробно доложил своему команли-
ру, опытному авиатору.

— Да, видел ваш неудавшийся 1то-
пов, — произнес командир.

— Причина неудачи состоит в том, что
я не выдерживаю положенной скорости, —
с торечью призналея Смирнов.

Он был сильно удручен плохими ре-
зультатами полета в зону. Тов. Смирнов ©
еще большей настойчивоетью взялся 3a
самостоятельную ‘учебу. Немало часов
просиживал он в классе, занимаясь на
тренажной аппаратуре. Зная, что Омирнов
обладает твердыми теоретическими знани-
ями, но нуждается в приобретении прак-
тических навыков, командир  предостав-
	Личный состав ВВС. в своем большинст-
ве хорошо знает основные правила эке-
плуатации авиационной техники, умело и
грамотно применяет их. Тем более доеадно
имеющее кое-где место невнимание к 9т-
хельным вопросам ‘экеплуатации, от кото-
рых во многом зависит сбережение боевой
	техникя.
	При хранении самолетов под открытым
	небом машины должны быть хоропю за-
чехлены. Не должна быть нарушена герме-
тизация. В противном случае во время
сильных снегопадов снег может попасть
внутрь самолета и настолькс изменить его
центровку, что полет станет небезопасным.
Снег может также вызвать закупорку дре-
нажных трубок систем топливопитания и
смазки, обмерзание сеток воздушных вса-
сывающих патрубков и приемников указа-
теля скорости.
	Выпуск самолетов в полет с обледенев-
шей или покрытой инеем и снегом поверх-
	ностью крыльев, фюзеляжа или хвостового
	оперения категорически воеспрелтен.
	удаляя лед е поверхностей самолета,
нельзя пользоваться скребком или поету-
кивать по обтливке: неизбежно разрушалют-
ся покрытие самолета и его политовка.
	06 этом правиле постоянно помнят в
Н-ском подразделении. Здесь лед с поверх-
ности самолета удаляют горячим воздухом,
при помощи подогревателей, которые 0б0-
рудованы специальными наконечниками.
Наконечник изготовляется из жести или
листового дюралюминия в виде сплющен-
ного конуса в цилиндрическим входным
патрубком, нз который надеваетея рукав
от пологревателя.
	Выходная часть этого наконечника пред-
ставляет собой шель шириной до 15 мм и
длиной до 500 мм. К верхней кромке вы-
ходной щели по всей ее длине приклены-
вается шетина или конский волос. Эта
щетка направляет поток выходящего ваз-
духа и Удаляет оттаивающий лед‘или снег.
По краям выходной щели наконечника
установлены два невысоких упора из дю-
ритовых шлангов, на них и. опирается
приспособление при движении по крылу.
	Очистка. поверхности крыла ото льда
осуществляется медленным движением на-
конечника сверху вниз по плоскости. Щет-
ка наконечника, касаясь поверхности,

удаляет оттаивающий лед.
	Для этих целей надо применять такие
подогреватели, у которых теплый воздух
на выходе из шланга имел бы температуру
70—85°С. Более высокая` температура мо-
жет повлечь за собой подгорание лакокра-
очного покрытия самолетов.
	У современных самолетов крылья,
фюзеляж, xXBOCTOBOe соперение  закфы-
ваютея чехлами. На болыпших мапи-
нах чехлы имеют значительный вес.
Чтобы зачехлить машину, приходится
пользоваться специальными устойчивыми
стремянками, нужен труд нескольких че-
ловек. Еели эти чехлы своевременно: не
очищать от снега. то они будут обмерзать,.
их вес намного увеличится, и зачехлитвь
или расчехлить машину будет трудно.
Больше того, при таянии снега вода будет
стекать ¢ чехлов. Попадая на шарниры
рулей, онз может замерзнуть. В результа-
те вылет будет залержан.
	Чтобы этого не произотило, с чехлов не-
обхотимо своевременно счищать снег.
	Нри значительных и резких изменениях
температур надо тщательно осматривать
детали, сочлененные из разных металлов.
В этих деталях возникают большие тем-
пературные напряжения, которые могут
разрушить даже заклепочные швы.

При низких температурах на самолетах
дюралюминиевой конетрукпии тросы уп-
равления рулями и элеронами . провисают
потому, что коэфициент линейного удлине-
ния дюралюминия больше коэфициента ли-
нейного удлинения стали; на самолетах
же деревянной конструкции, наоборот, не-
	ПО МЕСТАМ
ВЕЛИКИХ СТРОЕК
	HAT летчику возможность самому работать
с арматурой в кабине самолета, анализи-
ровать допущенные ошибки.

Когда командир ‘убедилея, что летчик
действует в кабине четко, быстро и на
все его вопросы отвечает правильно, он
приказал летчику подготовиться к полету
в зону.

..Самолет, управляемый Смирновым,
был хоропю виден на фоне неба. Коман-
дир, стоявший рядом © руководителем по-
летов, с волнением наблюдал за самоле-
том. Опять, как и в первом полете, после-
довали мелкие и глубокие виражи; эти
фигуры получались хорошо. Затем Смир-
нов ушел вверх.

— Носмотрим, как 0 штопором! —
произнее командир, обративитиеь к руко-
водителю полетов.

Самолет Смирнова, как-то медленно пе-
реваливаясь, сделал один виток и вышел
в горизонтальный полет. Штопор был вы-
полнен правильно.
	— Теперь надо добиваться чистоты в
выполнении этой фигуры,— сказал руко-
водитель полетов.  ~
	Б следующий летный день летчик
Смирнов уже четко выполнил Bech пило-
тж в зоне.
	В напряженной летной работе нылифо-
валось мастерство офицера Смирнова, от-
тзчивалиеь техника пилотирования, бом-
бометание и воздушная стрельба. Летчик
критически оценивал свои действия, при-
слушивался к советам товарищей и всеми
силами старался в каждом последующем
полете лучше выполнить ‘летные упраж-
нения.
	Сейчас летчик-коммунист Смирнов все
полетные задания в воздухе выполняет ©
высокой оценкой.
	Он продолжает настойчиво  совершен-
	ствовать свое мастерство. Б то же время
он много работает над повышением своего
идейно-теоретического уровня. По поруче-
нию партийного бюро Смирнов часто вы-
ступает перед авиаторами с беседами и до-
кладами. Коммунисты подразделения OKa-
зали тов. Смирнову высокое доверие; из-
брав его секретарем партийной  организа-
ции. Летчик-большевик с честью оправды-
вает это. доверие.
	...Вечер. Воммуниеты подразделения е0-
	брались на собрание. Секретарь партийной
	организации тов. Смирнов выетупил с до-
кладом о мероприятиях парторганизации
по повышению качества боевой учебы. До-
кладчик убедительно говорил о передовой
роли коммунистов в борьбе за высокую
дисциплину, организованность. И все вои-
ны-коммуниеты. внимательно слушая  до-
клад секретаря партийного бюро, видели
в нем подлинного вожака масе, передового
авиатора.
Гвардии старший лейтенант
		П. УЛЫБЫШЕВ.
			допустимо сильно возрастает  натажениь
троеовой проводки.

Нростой расчет ноказызает, что при из-
менении температуры or mame 20°C до
минусе 4556 фюзеляж дюралюминиевой
конструкции длиной 8 метров сокращается
до 13 мм. а стальной трос — до 6,5 мм.
	Таким образом, при понижении темпера-
туры дюралюминиевые детали укорачива-
ютея больше, чем стальные. В результате
может возникнуть люфт в управлении са-
молетом и, как, следствие, — вибрация ру-
лей в полете, чреватая серьезными ненри“
ятностями.

Вот почему при осмотре машины  еле-
дует учитывать температурные  воздейет-
вия и уделять 06060е внимание контролю за
общтивкой, тросовой проводкой, механизма-
ми уборки и выпуска шасси, щитков, тор-
мозной системы. ,

Система питания топливом нормально
работает только при том услювии, если
топливные баки беепрепятственно сооб-
щаютея через систему дренажа е окру-
жающей атмосферой или находятся под из-
быточным давлением нейтрального газа. В
противном случае в баках может создаться
вакуум и нормальное питание двигателя
будет нарушено. Поэтому при осмотре са-
молетов следует внимательно следить 3a
тем, чтобы все провисающие трубопроводы
системы дренажа были выпрямлены, что-
бы в местах сгиба не скоплялся и не з4-
мерзал конденсат. Надо также чаще проду-
вать дренажи сжатым воздухом. 3
	Важную роль играет грамотная эксплу-
атапия зимой маелосистемы.
	В процесее экеплуатации маслосистемы
следует также помнить о своевременном
устранении  провисания гибких трубопро-
волов. так кз без этого нельзя обеспечить
быетрый слив масла.

Загустевание масел и консиетентных
смазок в подшипниках колее, шарнирах и
сочленениях увеличивает потери на тре-
ние и, с другой стороны, приводит к по-
вышенному износу деталей. Зимние кон-
систентные` смазки &3. НЕ-30 можно ис-
пользовать зимой и летом, они обеспечи-
вают нормальную смазку при температу-
pax or плюе 50°С до минус 60°С. Когда
нет основных смазок, можно применять В
качеетве их заменителей либо чистое
транеформаторное масло, либо другие заме-
нители, предусмотренные специальными
инструкциями. Несмазанными шарниры

оставлять нельзя — на них можег ско-
питься влага, замерзнуть и вызвать з4едз-
ние деталей.

_ Зимой возможны случаи замерзания ман-
жет цилиндра уборки и выпуска шаеси.
Вследствие этого воздух может перетекать
Из одной полости в другую и создавать
противодавление, пренятствующее полно-
му выпуску шасси и сбрасыванию его. с
замков. Для предотвращения этого необхо-
димо не реже одного раза. в месяц  за-
пигринцовывать в обе полости цилиндров
подъема и выпуска шасеи по 50 куб. см
	подогретойгемазки НЬ-50 или  спирто-гли-
		‘цериновой` смеси.
	В целях предотвращения заедания` пор-
шенька замков шасси необходимо их х>-
рошо промыть в бензине и покрыть елоем
смазки КЗ или НЕ-30, после чето прове-
рить, свободно ли поршенек движется от
	руки.
Чтобы Я ВА  постоянную боевую
	готовность самолетов в вимних УсловияЗ,
технический состав должен, помимо изуче-
ния и выполнения инструкций, приказов и
указаний, касающихся особенностей ухода
и обслуживания езмолетов, хороню учиты-
вать опыт предыдущих лет эксплуатации
материальной части в данных климатиче-
ских условиях. Это, бесспорно, уекорит

нослеполетную и предполетную подготовку
материальной части, повысит & качество.
	Инженер-полковник
В. АЛЕКСАНДРОВ.
	( получигателяия вовиы
	(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ` КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ H-CKOH ЧАСТИ)
	ли самолеты на стоянку. Полегы  зажон-
чились,

Через некоторое время авиаторы еобра-
лись в комнате политпросветработы. Туда
же зашел командир.

— Сегодня нам пришлось немало по-
прудитьея для успешного обеспечения по-
летов, — обратилея он к присутствую-
щим. — Ставлю в пример работу комсо-
мольцев Сидорова. Пнатюка и Приходько.
	В это время секретарь комсомольской
организации етарший сержант Петровекий
переставлял на карте Кореи небольшие
красные флажки. Командир вместе с дру-
тими авиаторами подошел к этой кафте.

— Посмотрите, товарищи, -— сказал
Петровский, — Народная армия Кореи и
китайские лобровольцы добились Новых
замечательных ° успехов. Американские
войска и лисынмановцы откатываются на
юг. Злоботвуя, они, подобно гитлеровцам,
сжигают города и села, звереки уничто-
жают мирных жителей.

— Как вилно, американеких империали-
стов ничему не научила бесславная участь
фатистской Германии и империалистиче-
ской Японии, — заявил отличивиеййся на
	полетах старшина НриходьБо.
	—- Новоявленные претенденты на миро-
вое тосподетво, — сказал он, — амери-
кано-антлийекие империалиегы грозят’ н&-
родам мира атомной бомбой. пытаются раз-
вязать ‘новую ‘мировую войну. От угроз они
уже перешли к прямым актам  згрессич
против корейското народа. Но их преступ-
ные планы будут сорваны миролюбивыми
народами всего земного mapa. Порукой
этому могучее движение сторонников ми-
ра. во главе которого идет Советский Союз.
	Многие присутствовавшие на собрании
высказали свой гнев и возмущение в адрес
американских империалистов. Твердо зву-
чали слова всинов, полные веры ‘в силы
сторонников мира; слова о крепнушем лень
тв дня могуществе нашей социалистиче-
ской державы.

Заслутой комсомольской организации яв-
ляется умение широко использовать худо-
жественную литературу, статьи. разобла-
чающие поджигателей войны. Так, комео-
мольское бюро организовало коллективное
чтение и обсуждение произведения А. М.
Горького «Город Желтого дьявола», стихо-
творений 96 Америке талантливого поэт®
советекой эпохи В. Маяковокого. Авиаторы
познакомились также с пьесами Б. Лавре-
нева «Голос Америки» ‘и К. Симонова
«Русский вопрос»: Комеомольцы-агитаторы
Лешенко, Храналь прочли молодежи статьи
из газет и журналов «Кому нужна война»,
«Вот он -—— американский образ жизни»,
«В царстве доллара», «Молодежь зарубеж-
ных стран в борьбе за мир и демократию»,
«СССРов авангарде борьбы за мир» и дру-
тие.

По инициативе партийной организации
в потразделении были проведены просмотр
1 обсуждение кинофильмов «Секретная мие-
сия», «Заговор обреченных», <У них есть
	Родина» и «Русский вопрос». Вомсомоль-
цы приняли активное участие в обсужде-
нии этих фильмов. Оно помогло воинам
олнее понять коварство американских им-
периалистов и злобу, которую они питают
к налней Родине и странам народной’ де-
моктатихи.
	Важной Формой воспятания воинов 8
духе ненависти к амарикано-английским
поджигателям войны является наглядная
агитация. Комсомольский актив поетоянно
помогает клубу и советам комнат полит-
просветработы изготовлять и сиетематиче-
соки обновлять натлядную агитацию на по-
литичееские темы.
	Всеобщее внимание привлекает изготов-
ленный комсомольцем Янушевским монтаж
«Bor ona — Америка». Монтаж наглядно
показывает жизнь трудового американского
народа, его бесправное, нищенское сущест”
вование. При оформлении монтажа умело
использована серия рисунков художника
Пророкова, помещенная. в журналах «0го-
нек» и «Крокодил».
	Яркий. политический монтаж «Руки
прочь’ ог’ Нореи!» создал сержант Надичев. _
В нем ‘рассказывается 0 демократических `
преобразованиях в Северной Корее, 0 геро-^
ичёской борьбе корейского народа против

эмериканеких агрессоров.
	Тотовясь к выборам в Верховные Советы
союзных и автономных республик, комео-
мольское бюро усилило разъяснение вои-
нам ‘лживоети буржуазной демократии,
	бесправия трудящихся масс в вапитали-
стических странах.

Умело, инициативно pasoraer KOMCOMONE-
ская организация Н-ской части. Она моби-
лизует молодежь на дальнейшее повыше-
ние боеготовности части, повьниает ее по-
литическую бдительность, развивает чув-
ство законной гордости за свое социали-
стическое Отечество, идущее во главе веех
прогрессивных, демократических сил мира.

Гвардии капитан И. ВАГАНОВ.
	‘да же строительство было  зажончено и
произошла осадка грунтов, сооружение при-
няло нормальное положение. `Предетавляе-
те себе, насколько важно было заблатовре-
менно рассчитать податливость грунта на
сжатие. Шри здешних разнородных геоло-
тичееких породах эта фабота приобретает
особенно важное значение.
	Тщательно определяется в лабораториях
и волопроницаемость земных слоев. Вода
не должна пройти не только под телом
плотины, но и с боков ее. На основании
проведенных в лаборатории анализов ин-
женеры должны предупредить утечку
ВОДЫ.
_ Особый интересе предетавляют работы
химической группы. Ее возглавляет Миха-
ил Дмитриевич Ярошенко — воспитанник
Невочеркасского” технохогического  инсти-
тута. Вее работники группы’ перевыполня-
	ют нормы иеследований. .
. ~~» MH оцениваем агрессивность воды,
‘— поверит тов. Ярошенко.

— Вак агресеивность? — спрашивзет
кто-то из присутствующих.

— Вода ‘содержит тео или иные ебли,
тазы, — отвечает геолог. —=  Особенне
опасно; когда вода имеет большое количе-
ство серных соединений. Если’они всту-.
пают в реакцию ‘с кальцием бетона, то
происходит присоединение частиц воды к
молекуле нового вещества. В результате
бетон разбухает и прочность сооружения
уменьшается. ›

Исследуя физические и химические
свойства грунтов, геологи открывают мно-.
PO ценных строительных материалов. Ha
местах строек обнаружены бетонные пес-
ки, гравий и другие породы, которые мо-
гут быть использованы на стройках.
> Ло глубокой ночи в окнах лаборатории
светитея огонь. Инженеры, лаборанты со-
ревнуются между собой за большее коли-
чество обработанных грунтовых проб. Мно-
гие выполняют нормы на 140—150 про-
центов. .

Геолог — одна из пентральных фигур
великих строек. Интенсивные  геологиче-
ские исследования ведутся на берегах Вол-
ги, Дона, Аму-Дарьи, Днепра. Вместе со
всем советеким народом наши геологи ca-
моотрерженио борются за выполнение
сталинского плана преобразования приро-
Ibl.
	В. ЛОБРОХВАЛОВ.
	Так завязалась живая, непринужденная
беседа. Авиаторы с возмущением говорили
о зверствах американцев в Корее, о новых
проиеках американо-антлийских  империа-
листов, выражали твердую узеренноеть в
том. что лело мира победит во воем мире.
	— Оегодня мы четко и слаженно тру
дились и успешно обеспечили полеты. За-
втра мы должны работать и учиться еще
пучше; быть всегда в боевой готовности.
то будет наптим вкладом в дело мира, —
	заявил передовой воин комсомолец Грищен-
ко, и его горячо поддержали все присут-
ствующие.

Беседа продолжалась еще долгое время.
В ней приняли активное участие многие
авиаторы.
	Такие беседы — не редкость в подраз-
хелении. Воспитывая воинов в духе живо-
творного советского патриотизма,  ROMCO-
мельское бюро, возглавляемое старшим сер-
жантом Петровским, повеедневно держит
их в курсе международной жизни, разоб-
наАЧают происки американо-антлийских им-
перизлистов — злейших врагов мира и де-
мократии. С этой целью здесь регулярно
проводятся лекции, доклады и беседы, рас-
крывающие лживость буржуазной демокра-
тии, агрессивную сущность американо-ан-
глийской внешней политики.
	Только за последнее время для авиато-
ров были прочитаны лекции и доклады,
проведены. беседы на’ темы: «Поджигатели
войны =— враги. прогреесивното человече-
ства», «Американская агрессия в Корее»,
«Разложение и упадок американской куль
туры», «Американские ‚`империалиеты —
злейшие враги молодежи». «Лживоеть аме-
пиканской демократии» и другие.
	Интересно и содержательно провел бесе-
ху «Американские империалиеты — злей-
шие враги налнего народа» комсомолец-ак`
тивист тов. Гикалов. Он привел яркие при-
меры, взятые из журнальных и газетных
статей, напомнил воинам сцены ‘из кино-
картин «Секретная миссия», «У них есть
	Родина». Беседа вызвала живое обсужде
ние авиаторов. °
	Учитывая возросший интересе  вои-
вов к ебвременным международным co-
бытиям, их возмущение американской аг-
рессией в Корее, комсомольское бюро под-
готовило и провело открытое комсомольское
собрание с повесткой дня «Американские
и английские империалиеты — поджигате-
ли новой войны». С докладом на этом со-
брании выступил коммунист Савченко.
Тневно и обличительно звучали слова до-
	Kade.
		ЖУРНАЛ «ПАРТИЙНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ» № 1
	Вышел ‘в свет учебно-методический: жур
нал отдела пропаганды и’агитация ЦВ
ВЕП(б) «Шартийное просвещение» № 1 33
1951 гот. .

Передовая статья. «Веепобеждающая си-
ла идей ленинизма» посвящена 27-й годов-
щине © дня емерти великого вождя и ®р-
танизатора большевистской партии, с03-
лалеля Советского государства, вождя и
учителя трудящихся  веето мира —
Владимира Ильича Ленина.

В журнале опубликованы раепифенные
аннотации на трилцать третий, тридцать
четвертый и тридцать пятый томы Сочи-
нений В. И. Ленина.

Далее следует статья Д. Попова «Повы-
сить уровень руководства партийным mpo-
свещением».

В разделе «Лекции и консультации» по-
мешены статьи: Л. Слепова «0 работах
И. В. Сталина «06 основах ленинизма» и
«Е вопросам ленинизма», В. Шураева «Так-
тические оеновы большевистской партии». .

Раздел. о методике пропатандистокой 1з-
боты включает следующие статви: К. Ce-
‘менова «Как провести заняия” В ‘кружке
по теме «Партия большевиков в годы подъ-
ема рабочего движения перед первой им-
периалистичеекой войной», A. Macromol
«Как провести занятия в кружке по теме
«Партия большевиков в борьбе за заверше-
‘ние строительства  социалистического 0б-
щества и проведение новой Конституции».

В качестве опыта партийного просвеще-
ния в журнале опубликована статья секре-
таря Плавекого райкома ВКП(б) И. Тортги-
на «Работа районной вечерней партийной
школы по новому учебному плану». В co-
общении «0 некоторых вопросах работы
кружков повышенного типа по изучению
истории ВЕПб)» говорится о результатах
совошания пропагантистов,  проведенното
релакцией журнала и парткабинетом МЁ
a MIR BEING).

В журнале опубликованы материаты 06
min в COCP произведений В. И.
Ленина и И. В. Оталина.
	Геологи инженерно-геологической 3KC-
	педиции
грунта.
	Гидропроекта берут пробу
	Фото К. ТОМАШЕВСКОГО.
	где проводится чрезвычайно важная для
строительства плотины работа. Лаборато-
рией руководит опытный инженер комму-
нист Семен Николаевич Егоров.

— Каждый слой грунта обладает своими
свойствами. А елоев много—<отни, и все
они должны получить свою характеристи-
KY.
Tpymry геологов, испытывающих Mexa-
нические свойства грунта, возглавляет
старший инженер Виктор Дмитриевич Вол-
ков. Под его руководством работает лабо-
рант тов. Махов ‘== Участник героической
обороны Сталинграда. Он начал с ученика
и благодаря своей’ настойчивости и л06р0-
совестности стал лаборантом.

Известно. что плотина будет  испыты-
вать огромное тилростатическое давление.
Это давление. должно быть, выдержано не
только телом: плотины. но и тем грунтом,
	на Который она ляжет. Олним словом,
	ТВУНТ, Как Говорят геологи, FOREN иметь
	прочность Ha сдвиг.
	Вот в лабораторию прибыл новый 0бра-
зец грунта. Лаборант засыпает ето в’ ци-
линдр и подвергает сильному вертикально-
му давлению. Одновременно производитея
давление горизонтальное, сбоку. По силе,
	ноторую необходимо приложить для тото,
	чтобы произоиило смешение слоев в ци-
линлре, лаборант судит о прочности грунта
на сдвиг. Так исследуется. каждый геоло-
гический ‘слой. Затем результаты сумми-
руютея, и инженеры получают ясную кар-
тину физических свойств земных пластов,
расположенных под плотиной на большую
глубину,

При разнообразии теологичесвих слоев,
обнаруженных на месте‘ будущей плотины,
не меньшее значение имеет определение
норм сжатия грунтов. Под . воздействием
огромного веса сооружения будет происхо-
дить осадка основания, Осадка` эта нерав-
номерная и зависит как от массы пло-
тины, так и от минерального состава раз-
личных грунтов.
	— Советские строители, — рассказы-
вает инженер Егоров,—знают такой слу-
чай. Нижнесвирекую гидроэлектроетанцию
принглось “етроить на мягком  глинистом
грунте. При этом ‘строители учитывали,
ar та часть ГЭС, где расположены гене-
раторы. должна осесть наиболее сильно.
	Ноэтому сооружение возводили не но Bep-
гикали, & с определенным наклоном. Ког-
	‚ РАЗВЕПЧИКИ НЕДР

— При нашей могучей технике все это
возможно, — уверенно говорит Акулов,
раеправляя CBO широкие плечи, словно
стараясь вдохнуть всей грудью как можно
большие морозного волжекого воздуха. Здо-
ровое, обветренное лицо геолога улыбает-
ея, и стелько в этой улыбке силы, веры,
любви к совершаемому делу!

® нам подошел молодой человек. On
только что вернулся на самолете с проти-
воположного берега Волги. 5

— Ну, как дела? — спросил Акулов.

— Ничего. Провиант забросили. Ветры
немного мешают. У вае здесь потише.
	Грунпа геологов, находившаяся по `ту
сторону Волги, где пройдет самотечный ка-
нал, работала в трудных условиях. И тем
не менее исследования были проведены
	своевременно.
— Канал протянется через Заволжье по

северу Прикаспийской низменности, кото-
рую народ назвал «кухней суховеев», —
объяенил тов. Акулов.

— В районе Сталинграда тоже бывает
очень сухо. — ‘заметил молодой человек.
	— Да, это верно. В прошлом году вы-
пало два дождя за лето, первый из них в
половине июля. Правда, многие районы и
сейчас имеют орошение. В Поволжье 0ро-
шается такая территория, какую  соетав-
ляют вместе Голланлия. Бельгия и Дания.
	Но то, что для западной Ввропы много,
	для нас — мало. Другой размах у нас. д
будь У них ‘такой климат, как в нашем
Прикаспии, давно бы на месте нынентней
Западной Европы вторая Сахара образова-

пась..
	дится с большим энтузиазмом, отдавая вое
свои знания. опыт, силы новой стройке
коммунизма.

У теологов евоеобразная профессия. Они
долго не засиживаются на одном месте. В
прошлом году геологи изучали недра Ура-
ла, сейчас их буровые вышки разбросаны
по Волге Трудно сказать, где, но через
год-два они будут работать в других
местах нашей необъятной страны. Несмот-
ря на эти непрерывные переезды, геологи

очень любят свое дело.
— Нашу работу нельзя не любить, —
	говорит тов. Акулов.
— Как и всякое полезное дело.
— Нате особенно, — настаивает гео-
		торый будет держать все сооружение. Бот
зайдемте на эту буровую вышку.
Вышек злесь много. Одни расположены
	далеко от берега, другие—-у кромки Воды,
третьи примостились на льду, четвертые
(на теочаном острове. что посередине
	реки. Наша вышка на берегу. Это легкая
пирамидальная постройка, внутри которой
установлена буровая машина, приводимая
в действие двигателем. 1

Машина вращает стержень, на конце
которого имеется цилиндр, ввинчивающий-
ся с помощью специального наконечника в
грунт. Добытый таким образом грунт на-
сыпзетея в продолговатые ящики. Коллек-
тор, участник Великой Отечественной вой-
ны Николай Петрович Колоночко  отме-
чает глубину, © которой взята геологиче-
ская проба. Так геологи бурят землю на
	глубину ста и более метров, определяя
гидрогеологические условия для будущей
ПЛОТИНЫ.
	Тов. Акулов рассказывает о том, что На
этом участке уже с тлубины полутора
	метров начинаются морские отложения ——
орнаники глины. Когда-то здесь было
	песчаники. ГЛИНЫ. AUlAa~iv eA Yee
морское дно. Поэтому нет твердых KDH-
сталлических пород, а песчаники, как по-
	родыг непрочные, создают дополнительные
трудности для строителей. Там, где нет
волоупорных слоев, придется закладывать
	больнгие массы бетона и других м
ных материалов.
	едоход на Волге был в самом разгаре.
Впереди виднелась отмель большюго остро-
ва. И льды и песчаный остров  розовели
пох лучами заходящего солнца. А когда
оно екрылось за горизонтом, все окраеи-
1065 в лиловатые тона.

Мы шли по берегу Волги вместе 60
старшим геологом Виктором Дмитриевичем
Акуловым. Невдалеке раскинулся поселок
Рынок. Акулов высказывал свое мнение 0

проектах будущей плотины ‹ Сталинтрад-
ской гидроэлектроетанции.

— Сложное это дело — правильно 0-
ставить проект, — говорил он. — Ilo-
смотришь кругом этого Рынка, и все Ba
жется одинаковым, как и на протяжении
почти всей Волги: правый берег крутой,
левый — пологий, с песчаными отмелями.
Кажется, провел бы прямую линию — И
строй плотину в любом месте. А ведь на
самом деле это не так.

Теолотгами было высказано несколько
	инений относительно места будущей пло-
тинт Возник так называемый северный
	варизнт. Но вскоре выяснилось, Что там
имеются геологические оползни, Которые
не могут быть прочной основой для огром-
ной плотины. Южнее оказались шоколад-
ные глины — тоже грунт не совсем под-
ходящий Если присоединить в нему плечо
плотины, грунт может не выдержать, по-
ползти. Тогда вся работа пойдет наемарву.
Легче построить новое сооружение, Чем
исправить такой дефект.

Пока остановилиеь на центральном Ba-
рианте. Здесь более прочные, устойчивые
грунты. К тому же в створе с плотиной—
больлтой песчаный остров. Он хотя и He
	представляет собой серьезную опору, He
зато легче будет вести подготовительные
работы. Однако и этот, третий, вариант
непрерывно уточняется, приводится в 69-
ответствие с теми гидрогеологическими ис-
следованиями, которые широко разверну-
лись на Волге. :

С утра до позднего вечера, невзирая на
погоду, геологи находятся в поле. Они
знают, что от точноети и своевременности
их работы зависят темпы и качество CO-
здания грандиозного сталинградекого  ©9-
еружения. . Поэтому каждый из них тру-
	— В чем основная трудность раешире- ‘ки. в которых находились образцы грунта.
	ния орошаемых площадей?’ — спросили мы
у тов. Акулова,
	— Нужна энергия. Обычно воду про-
талкивают по каналам мошными насосами.
А для того,- чтобы привести их в действие,
нужно электричество. Вот построим Ста-
линградскую ГЭС — тогда дело другое.
Любопытно зель: вода, вращая турби-
ны, порождает электричество, а оно, В
свою очередь, распространяет воду. Для
того, чтобы быютрее дать стране электри-
чество, мы и берем геологические пробы.

Акулов показал на продолговатые ящи-
	На каждую вынутую из земли геологи-
ческую пробу составляется описание. Эту
рабогу искусно проводит старший техник
Людмила Яковлевна Зябова. Она определя-
ет цвет, структуру и минералогический
состав грунтов. После этого геологические
пробы направляются в геотехническую ла-
бораторию, где уже производится более де-
тальный анализ их физических и химиче-
ских свойств.

‚Маленький домик © нескояькими ком-

натами. Чуветвуется, что’ он строился
спенно. Здесь помещается лаборатория,