2 февраля 1951 г., № 26 (1868).
	ПИФРЫ И ФАКТЫ
	За послевоенные годы в городе Ждла-
нове восстановлено и построено вновь
317 тысяч квадратных метров жилой
	площади. ИТироко развито индивидуаль-
пе строительство. Рабочие, инженеры,
	врачи, учителя построили свыше 100

“индивидуальных домов. Только за 1950
год Государственный банк выдал за-

стройшикам ссуды на сумму около двух
миллионов рублей.
		ТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
		Навстречу выборам в Верховные Советы союзных и автономных республик
					QOMHOFO го
	Ленина — Сталина, добились грандиозных
успехов в ‘коммунистическом строительстве.
Для них нет выше интересов, чем интересы Ро-
дины, народа. В этом — основа наших великих
	nob

го.
	Ww
~~ TIPEXOE —~

ДОКУМЕНТЫ И ФАКТЫ

Жизненные условия рабочих, занятых

Ha nmnannnuatrua. Па oweeetd§ne wn
		{ Жизненные условия рабочих, занятых
на ‘предприятиях Мариуполя, принадле-
жавших французским и бельгийским ка-
питалистам, были настолько тяжелыми,
что это не могли отрицать даже офи-
циальные представители царской вла-
сти. В донесении департамента полиции
от 16 декабря 1899 года говорилось:
«За исключением казарм и отдельных
домиков, вмещающих в себя 4.000 че-
ловек, для остальных 3.757 человек ско-
лочены шалащи из легких досок без по-
моста. Эти шалаши служат и зимни-

ми, и летними помещениями. Bosmox-
ность затопов дождевой воды служит
причиной образования внутри шалашей
разлагающейся грязи, низводящей физи-
ческое существование людей, помещаю-
щихся здесь, без разделения мужчин и
	женщин. на общих нарах, усыпанных
‚миллиардами насекомых, к уровню
жизни животных».
		революцией, созданный партией большевиков,
вновь и вновь демонстрирует свою великую
силу, свое неоспоримое преимущество перед
строем капиталистическим. Об этом ярчайшим
образом свидетельствует сообщение Централь-
ного Статистического Управления при Совете
Министров СССР об итогах выполнения госу-
дарственного плана развития народного хозяй-
	партией
	ства СССР за 1950 год.
Советские люди, руководимые
			Ре О великого Советского Союза в об-

становке огромного политического и тру-
дового подъема встречают выборы в Верхов-
ные Советы союзных и автономных республик.
Готовясь исполнить свой патриотический граж-
данский долг, советские люди самоотвержен-
ным трудом крепят могущество своего социали-
стического государства, еше больше возвеличи-
	вая. его слабуц.
	Сегодня мы публикуем материалы о городе
Жданове (6. Мариуполе), о том, каких славных
побед достигли трудящиеся этого рядового со-
ветского города, самоотверженно борющиеся за
торжество коммунизма в нашей стране.

никами, решают сложнейшие вопросы про-
Изводетва, ломают старые нормы. совер-
шенствуют свои знания. Люди работают и
учатся. Только за минувитий год на произ-
водственных курсах. в стахановских шко-
`лах учебно-курсового комбината завода
«Азовсталь» повысили свою квалификацию
более двух © половиной тысяч рабочих.
Овладевая сложной техникой, обобщая
опыт новаторов и внедряя его в производ-
ство, металлурги добились новых уенехов.
Нятилетний план завод выполнил: по
чугуну — в октябре, по стали — в авгу-
сте, по прокату — в мае 1950 года. Вы-
пуск Продукции По сравнению с 1949

годом увеличилея: по чугуну — на 45,8
проц., но стали — на 28 проц., по про-
кату. — на 49 процентов.

На заводах царит огромный  политиче-
ский и трудоБой подъем. Коллекливы pa-
бочих с честью выполняют важные зака-
зы для великих строек коммунизма. Еже-
дневно из Мариуполя в Сталинград, Куй-
бышев. Ваховку идут железнодорожные со-
ставы с балками, рельсами, трубами. Важ-
дая новая победа становится достоянием
всех, она волнует и радует каждого жи-
теля города.
	СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
	В городе возводятся новые дома, растут
новые кварталы, кинотеатры. клубы, мага-
ЗИНЫ. C каждым годом увеличиваются сум-
‚мы, отпускаемые на строительство жилых
домов, школ, больниц, библиотек. Непре-
рывно повышается жизненный уровень
‚жителей города. И тех, кто проявляет
большевистскую заботу о процветании на-
шей Родины, кто возвеличивает славу го-
рода—лучигих производетвенников, знат-
ных врачей и учителей, — трулящиеся из-
брали депутатами  городекоге и районных
Советов. Среди них — сталевары Михаил
Кучерин и Пикита Цышнатый, лауреат
Сталинской премии инженер Мамонтов, за-
служенный врач Украинской ССР Челпан-
баев, лучший крановщик Советского Сою-
за Никита Беспалый, по методу которого
работают крановщики портов не только
нашей страны, но и стран народной де-
мократии, = : :

Пройдитесь по городу; загляните во
дворцы культуры, в любой дом или в ме-
таллургический институт, и вы воочию
Убедитесь в том, как неузнаваемо измени-
лась жизнь в городе за послевоенные годы.
Побеседуйте с любым избирателем, и он
вам расскажет, каким будет город через
несколько лет, что будет построено и co-
оружено. Городской комитет партии и го-
родекой Совет депутатов трудящихся еде-
лали многое для того, чтобы население
знало и видело ближайшие перспективы
развития своего родного города.

Недавно в Жданове проходил смотр на-
родного творчества. Это, быть может. и
небольшое событие среди больтних дел тру-
жеников города, но оно очень знамена-
тельно.

В течение целой недели зрительный зал
Дворца культуры был доотказа заполнен
празднично одетой публикой. А на сцене
один за другим выступали хоровые, тан-
цовальные и музыкальные коллективы.
Сколько простых людей. сколько замеча»
тельных талантов прошло перед тысячами
зрителей за эти дни!

И когда во спены Дворца культуры про-
звучали величественные звуки музыки и
слова кантаты о Сталине

«0 Сталине мудром, родном и любимом

Прекраеную песню слагает народ»,
сотни людей в едином порыве поднялись
го своих мест, и долго-долго гремела ова-
ция в честь всенародного кандидата, вели-
кого отца и учителя товарища Сталина, в
честь партии большевиков, дазших наше-
му народу очастье радостного труда, сво-
болную, зажиточную жизнь.

Подполковник П. ВАСИЛЬЕВ.

г. Жданов.

.
‘
	Советский строй, порожденный Октябрьской
	СЧАСТЬЕ СОПИАЛ
	Вогда вы подъезжаете в городу Ждано-
ву, перед вами открывается величествен-
ная панорама: дышащие огнем домны, _ YX0-
дящие в высь трубы заводов, мощные кра-
ны порта, леса новостроек...
	Таким город етал только при советекой
	власти. До Октябрьской социалистической
революции Мариуполь был’ небольшим,
грязным заштатным городком, гле нагло
хозяйничали иностранные капиталисты,
местные купцы и царские чиновники, a
трудящиеся, создававшие своим трудом все
блага жизни, влачили полуголодное суще-
	ствование, подвергаясь бесчеловечному
гнету и политическому бесправию.

_ Царская Россия, говорил товаряш
	Сталин, «...давала свободный доступ загра-
ничному капиталу, хержавшему в руках
такие решающие отрасли народного хозяй-
ства России, как топливо и  металлур-
ГИЮ...». Это особенно наглялно можно ви-
деть на прошлом Мариуполя.
	№ этому городу, расположенному на бе-
регу Азовского моря и находящемуся непо-
далеку от криворожекой и керченекой ру-
ды, издавна были нрикованы алчные
взгляды иностранных капиталистов. Заво-
ды, дававитие огромные прибыли инозем-
ным миллионерам, были каторгой для ра-
бочих.

Ленинская газета «Искра» в номере от
15 мая 1903 года писала 0 положении
трудящихся на мариупольских заводах:
«Рабочий день 10—12 часов в сутки,
смотря по роду работы. Штрафы на наших
заводах очень значительные... Библиотеки
для рабочих ло сих пор нет... Развлечений
разумных нет, пьянство развито очень
вильно. Несчастные елучаи не реткость».
	Даже в официальных документах  цар-
ских чиновников не фаз указывалось, что
рабочие, занятые на французском и бель-
гийском. предприятиях, получают нищен-
скую заработную плату, живут в антиса-
нитарных условиях.

«Отцы» города, воздвигавшие себе бога-
тые особняки, не думали о благоустройстве
улиц, 0 строительстве школ и библиотек
— Неграмотных, забитых люлей легче бы-
ло держать в узде, заставлять безропотно
нести ярмо невероятного гнета. Церкви И
питейные заведения, лома терпимости и
лавки купцов — вот что было предметом
заботы прежних хозяев „Мариуполя; эти
вопросы чаще всего обсуждалиеь на засе-
даниях городской думы.
	Рабочие Мариуполя, ведя борьбу с фаб-
рикантами и заводчиками, вее теснее спла-
чивались вокруг большневистеких  органи-
заций. 16 октября 1905 года в городе был
гоздан Совет рабочих депутатов.
	По первая революция в стране была по-
давлена. Еше бесчеловечней стала эксплу-
атация. Царское правительство,- находясь в
зависимости от иностранного  катита-
ла, отлавало страну на произвол и раз-
грабление империалистам Запада. В 1919
году рабочие Мариуполя, обращаясь с
письмом к депутатам-больыневикам  Госу-
дарственной думы, указывали, что самод-
державие «старается, Мовидимому, сделать
нас полными табами иностранного капита-
	ЗА ПОБЕДУ СОЦИАЛИЗМА
	Беликий- Октябрь принес долгожданную
свободу трудовым людям Мариуполя, как и
всем народам страны. Рабочие  самоотвер-
женно боролись в интервентами и внутрен-
ней контрреволюцией. грулью защиштали
ротную советскую власть. День 16 июля
1920 года является знаменательной датой,
которую свято чтут жители города. В этот
день великий  полководен революции
И. В. Сталин посетил Мариуполь, где 03-
накомился с состоянием Азовской  флоти-
HH, а месяц спустя Красная Азовская
	флотилия у Обиточной косы наголову раз-
громила Флот барона Врангеля...
	98а годы предвоенных пятилеток волею
партии Ленина-——Сталина Мариуполь пре-
вратилея в крупный промышленный и
культурный центр юга нашей Родины. На
месте кустарных предприятий выросли
мощные заводы и фабрики. Здесь был воз-
двигнут один из первых гигантов социа-
листической индустрии — металлуртиче-
ский завод «Азовсталь», который строила
вея страна.

Стзлевары, доменщики, портовики пока-
зывали пример самоотверженного труда на
благо народа, во имя процветания социа-
листического Отечества. В Мариуполе, как
и во всех городах Советского Союза. cra-
хановцы, новалоры  производетва показы-
вали образцы коммуниетического отнопю-
ния к труду. Вто не помнит имя Макара
Мазая? Это он, рядовой советекий стале-
вар, еше задолго до войны опрокинул вее
ранее известные производетвенные нормы:
снял 12 тонн стали с квадратного метра
пола мартеновской печи (норма тогда была
4 тонны). Это он, простой рабочий человек.
с трибуны Чрезвычайного УП Веесотюзно-
го съезда Советов говорил о великом еча-
стье труда в нашей стране, озаренной ге-
пием Сталина,

Мариуполь рос на глазах. Быстрыми
темпами возлвигались многоэтажные жи-
лые дома и школы, больницы и дворцы
культуры. Советские люди делали все, что-
бы город был подлинно социалистическим
—Красивым, благоустроенным, утопающим
в зелени садов и парков.
	ГОРОД ВСТАЛ ИЗ РУИН
	Гитлеровекие захватчики,  ворвавииеся
осенью 1941 года в город, возлагали боль-
шие надежды на его заводы. Вместе с фа-
шистскими войсками прибыл и назначен-
	ный ПВруппом «новый управляющий»
«Азоветати». Но оккупанты  проечи-
тались. Им не удалось заставить рабо:
	ЧИА ЛИТЬ СТаль для захватчиков: Браги
расстреляли, замучили многих рабочих;
смертью храбрых пал и Макар Мазай, но
гитлеровцы не добились своето. Тогда в бе-
шеной злобе фашисты принялись за УНИч-
	  тожение города, заводов. Все, что подлава-

лось разрушению. оыло разрушено; все,
что поддавалось огню; было сожжено.

С первого же дня освобождения города
по указанию товарища Сталина началось
восстановление разрушенных заводов. Это
было нелегким делом. Инженеры, техники,
рабочие, как солдаты на фронте, неделями
не покидали своих боевых постов. Научная
мысль инженеров работала, как никогда.
Творческая инициатива строителей  неиз-
менно приносила успех.

На заводе «Азовсталь» ‘гитлеровцы вво-
рвали 8 опорных колонн основания, на ко-
тором стояла гигантская ломна № 4. Было
установлено, что домна в результате взры-
ва, сдвинувшись более чем на метр со
своего основания, опустилась почти на
четыре метра. Но коллективом восстана-
вителей руководил государственный чело-
век, опытный инженер Петр Андреевич
			За 1948, 1949 гг. и 9 месяцев 19350 г,
на восстановление и расширение ком-
мунальных предприятий города вложе-
но 24 миллиона 759 тысяч рублей. За
это же время построено около 200 ты-
сяч квадратных метров мостовых и тро-
туаров. В трех районах (из четырех)
построено 30,3 километра водопровод-
ной сети. Только в одном Орджоникид-
зевском районе проложено 12,6 кило-
	зевском PAH — пы оу fae
метра канализационной сети,

*

За последние три года выполнено
работ по  культурно-бытовому  строи-
тельству на 38 миллионов 747 тысяч
рублей. За это же время жители
	города посадили 62.000 деревьев, 77.000
кустов, разбили 40.600 кв. метров цвет-
	ников И газонов.

*
	(От нашего специального корреспонодента)
	Мамонтов. 5 него возникла  дерзновенная
мысль: поднять печь без всякого демонта-
	жа. И вот совершилось, казалось. невоз-
можное. За 89 часов непрерывной работы
	строители подняли домну. Это было боль-
шой победой. Из Москвы от товарища
Сталина нё завод пришла поздравительная
телеграмма. Вождь народов писал:

«Поздравляю строителей и металлургов
завода «Азовсталь» с восстановлением раз-
рушенной немецкими оккупантами  круп-
нейшей на Юге доменной печи № 4.

Восстановление доменной печи № 4 яв-
ляется серьезным успехом передовой co-
ветской строительной техники и большим
вкладом в дело возрождения южной метал-
лУргии».

И там, гле педавно в полночном небе
бушевало кровавое зарево войны, сегодня
немеркнущее пламя величественных ломен
снова озаряет город. отражаясь в зелено-
ватых волнах Азовского моря. Город встал
из руин и пепла.
		ТРУД — ДЕЛО ЧЕСТИ
	..Мы проходили по цехам завода «Азов-
сталь», оснащенным передовой  современ-
ной техникой. Мы видели, как земляки
Макара Мазая привычно, умело, по-хозяй-
ски плавят руду, варят сталь, прокаты-
вают рельсы и балки. У пульта управ-
ления прокатного стана. как в штурман-
ской рубке, сидит старший  вальцовщик
Герой Советского Союза демобилизованный
воин Советской Армии Владимир Курилов.

Ратными подвигами нА полях сражений
Курилов завоевал почетную славу. Когда
наши воины ‘штурмом взяли Берлин и во-
друзили Знамя Побелы над германским
рейхстагом, на одной из колонн этого ло-
TOBA фашистского зверя появилась нал-
mach: «Мы из Донбасса. В. И. Курилов,
2 мая 1945 года». Так закончил войну
19-летний разведчик Владимир Курилов. И
вот теперь он снова на родном заводе.

Знатный грузчик Д. А. Пискарев, про-
работавший в’ порту свыше 50 лет, рас-
сказывает: «Мне было шестнадцать лет,
когда я пошел работать. Артельщик при-
нял меня только потому, что ему отец мой
поставил могарыч. Нароходы тогда грузи-
ли вручную. Влали сходни и по ним вози-
ли тачки, на которые наваливали по 20—
25 пудов. Работали от восхода до захода
солнца, по 18 часов, и за это получали
по 90 копеек в день».

`Мы беседуем с девятнадцатилетним юно-
тей, стартим горновым доменной печи,
Григорием Чуйко — депутатом райсовета,
с лаборантом Тоней Онищенко, которая 17
декабря впервые участвовала в выборах, с
рабочим комсомольцем Бескоровным, недав-
но приобревигим легковую мапину. Какая
у них замечательная перспектива в жиз-
ни, сколько дерзновенных планов, какая
тяга к знаниям!

Сталевар Лмитрий Маслов — депутат
Ждановского городского Совета — подроб-
но рассказывал о том, как рабочие, рука
06 руку с инженерами и научными работ-
	Будто полк готовил в бой,
Будто начполитотдела

В буднях жизни фронтовой.
А когда, как сталью, залил
Лунный свет морскую даль,
Из Кремля товарищ Сталин
Позвонил на «Азовсталь».

И, быть может, вспомнил снова
Он гражданскую войну,

Тех, кто берегом Азова

Шел тогда в строю суровом
Защищать свою страну.

И уже тогда, в двадцатом,
Вождь, отдав полкам приказ,
Ясно видел зорким взглядом .
То, что видим мы сейчас:
Корпуса заводов юных,

Ширь садов, работу рек —
Торжествующей Коммуны
Открывающийся век.
		Яков КОЗЛОВСКИЙ.
	В отчете городского врача И. П. Но-
женкова на заседании городской думы
указывалось, что из 1.559 родившихся в
1994 году умерло ло 1 гола — 506.
		До революции в  Мариупольском
уезде не было ни одного высшего или
среднего учебного заведения. Начальные
школы насчитывались единицами.

7 марта 1997 года Мариупольская го-
родская дума на своем заседании об-
суждала ходатайство родительского ко-
митета при женской гимназии о _ рас-
смотрении «прошений учениц об осво-
бождении от платы за право обучения».
Дума постановила: «Указанное ходатай-

ство родительского комитета оставить
без удовлетворения».
	ях

Из сметы расходов городской думы
за 1890 гол:

«Содержание - начальных училищ в
Мариуполе — 2.000 рублей.

Освещение и отопление тюремного
замка — 1.700 рублей.
Содержание больницы — 1.500 руб-
	леи.
Пособие на постройку Марии Магда-
	линовской церкви — 2.000 рублей.
Пособие Бактериологической станции
— 10 рублей.
	Содержание полицейской команды —
6.510 рублей.
	Содержание повивальных бабок —
500 рублей.
Содержание уездного полицейского
	управления — 34.100 рублей...».

Таким образом, расходы на содержа-
ние полицейских были почти в четыре
раза большими, чем на народное обра-
зование и здравоохранение.
			па нужды здравоохранения  трудя-
щихся города отпускаются огромные
средства: в 1948 г. — 25 миллионов
786 тысяч рублей, в 1949 г. — 28 мил-
лионов 421] тысяча рублей, на 1950 г. —
30 миллионов 425 тысяч рублей.

В настоящее время в городе насчиты-
вается 9 больниц с 1.645 койками, 6 по-
ликлиник, 6 амбулаторий, 14 фельдшер-
ских здравпунктов, 5 врачебных пунк-
тов. 3 санитарных станции, 10 аптек,
		В городе имеются 46 школ, из вих
средних — 16, семилетних — 18, началь-
ных — 12. В них обучаются 34.567 уча-
щихся. Кроме того, ‘функционируют 11
школ рабочей молодежи, в которых
свыше 2.500 юношей и девушек повы-
шают свое образование без отрыва от
производства. Есть металлургический
институт, пелучилище, три техникума.

В городе работают 1.132 учителя.
Лишь за последние лва с половиной года
число их возросло на 219 человек,
		Жданове открыты 30 детских са-
дов, 6 детских домов. Только в одних
детских салах работают 166 воспитате-
лей. Имеется 7 детских амбулаторий,
2 детских поликлиники, 12 детских яс-
лей, Дом грудного ребенка, три детских
кинотеатра.

*
	`В городе ведется огромная культурно-
просветительная работа. Здесь имеются
два дворца культуры, 7 профсоюзных
клубов, 3 парка культуры и отдыха,
Дом пионеров, 6 кинотеатров, музей
просвещения, краевелческий музей, 134
красных уголка, 10 стадионов. Всего
насчитывается 268 культурно-просвети-
тельных учреждений.

В 82 библиотеках книжный фонд ис-
	 числяется в 809 тысяч книг.
	Мариупольское городское благотвори-
тельное общество с 1 января 1899 года
пе 1 января 1900 года израсходовало:

«На содержание двух подкидышей —
509 рублей.

На содержание двух старух беспри-
зорных — 23 рубля.

Уплачено по окладным листам бедных
семейств — 8 руб. 37 коп.>».
		До 1903 года в городе не было ни
одной библиотеки. Только 23 мая того
же года городская дума обсуждала
этот вопрос и выделила мизерные сред-
ства на приобретение книг.
		Широко развита художественная са-
модеятельность. Работают 11! драматн-
ческих коллективов, 11 хоровых, 13 му-

зыкальных, б хореографических. В них
— около 1.500 участников.
		Решение городской управы по поводу
ходатайства артиста Рощина о субсидии
для драматической труппы:

«Полезность... хорошей труппы для
городского населения вообще, а для на-
шего города, не имеющего никаких ра-
зумных развлечений, в особенности,
нельзя, конечно, отрицать; к сожале-
нию, однако, всем известные неблаго-
приятные экономические условия наше-
го края... не дают городской кассе воз-
можности придти на помощь драмати-
ческой труппе, ввиду чего приходится,

по мнению управы, ходатайство г. Ро-
щина отклонить».
=>
	В городе отсутствовали водопровод,
канализация, царила антисанитария. Жи-
тели не только рабочих поселков, но
даже и центральных улиц вынуждены
были покупать: воду у водовозов.

По поводу высокой цены за питьевую
воду в городскую думу неоднократно
педавались жалобы. 10 апреля 1907 года
дума вынесла решение: <...За отсут-
ствием мостовых на многих улицах го-
рода весьма затруднительно выработать
эту таксу, особливо за доставку воды
по немощеным улицам, не в сухую по-
году... Дума признала возможным так-
сы пля водорозов не устанавливать».
	За 1950 год  пропагандистами города
прочитано населению свыше 1.000 лек-
	ций на политические и естественно-науч-
ные темы.
	*

Рост промышленной продукции горо-
да за послевоенный период характери-
зуется следующими цифрами. — Если
	объем продукции в 1945 году взять за
100 процентов, то в 1946 году он рав-
	нялся 186 процентам, в 1947 году —
248 процентам, в 1948 году — 344 про-

центам, в 1949 году — 404 процентам.
За минувший год. no сразнению
	с 1949 годом объем валовой продукции
	промьишиленности вырос почти на 140
процентов.

*

Непрерывно расширяется товарообо-
	миллиона рублей, то в 1950 году —
более 633 миллиона рублей. Трудя-
щиеся города все больше приобретают
велосипедов, мотоциклов, радиоприем-
	ников, легковых автомобилей.

bed ET ee м Е Е. 9—0

ПАЛ АЗОВОМ
	Там, где пламенем багровым
Озарен ночной зенит,
Словно крепость, над Азовом
Город Жданова стоит.

В этом городе недаром
Славен самый жаркий труд —
Трех заводов сталевары.

В этом городе живут.

Здесь, усталости не зная,
Не один, не два часа

Я ходил, обозревая
«Азовстали» корпуса.

Здесь размах работ огромен,
Здесь чугун кипит всегда,
Здесь руду к загрузке домен
В цех подвозят поезда.
Здесь кипит в белесом дыме
Стали огненной река.
Слышал ‘я, как с горновыми
Говорил парторг ЦК.

Он шагал, вникая в дело,

а Че: ЗИ Е А 1
	закеленные металлургами.
	Дома по улице Апатова; новые дома,
	‚оо зто, ОНИ делают все, чтобы их город оыл красивым, благоустроенным. . На
городского Совета знатные сталевары Н. Цышнатый и К. Гололобов у мартеновской