СТАЛИНСК
	ий сокол
	2 февраля 1951 г., № 26 (1868).
	Высокий уровень бомбардировочной под-
готовки экипажа достигается путем повсе-
тневной и непрерывной теоретической уче-
бы и последовательной летной практики.
В этом деле важную роль играют бомбар-
хировочные тренажи. Особенно возрастает
их значение теперь, в период зимней уче-
бы, когда количество летных дней сравни-
тельно ограничено,
	Бомбардировочные тренажи, являющие-
ся еоставной частью боевой учебы, выраба-
тывают у авиаторов трердые практические
навыки в прицеливании, в быетроте
H четкости работы экипажа в воздухе,
Вполне понятно, что тренажи достигают
своей пели при условии правильной мето-
дики их проведения,

Высокие результаты тренажа обеепечи-
ваются, в свою очередь, теоретической и
метотической подготовкой самого руководи-
теля, его умением анализировать тиятич-
ные ошибки, допускаемые авиаторами в
полетах.
	В потразделении молодые  руководи-
тели систематически обучаются MeTo-
дике организации и проведения тренажей.
Хорошо себя зарекомендовали такие формы
обучения, как  инструктивно-методичесекие
занятия. На них опытный офицер анали-
зирует качество проведения тренажей, 0б-
общает работу лучших руководителей и на
основе этого проводит показные тренажи.
Такой метод обучения полностью оправдал
себя на практике. Он. помогает офи-
церам в повышении их метолических Ha-
выков, приносит большую пользу в вытз-
шивании умелых командиров-воспитателей.
	Тематика методических занятий опреде-
ляется степенью подготовки руководителя
и соответствует задачам летной боевой
учебы, Так, недавно состоялось занятие на
тему «Методика проведения тренажа для
зыполнения очередного = упражнения».
Офицер Алексеев тщательно подготовился
к занятиям и провел их выеококачествен-
но. Он заблаговременно  позаботилея и 0
подготовке рабочего места. В классе, где
проводились занятия, был установлен тре-
нажер, сосредоточены необходимые нагляд-
ные пособия, чертежи и схемы выполне-
ния предстоящего полетного задания.
	Первые часы занятий проходили в фор-
MO розыгрыша полетов в привлечением
участников к решению задач по навитаци-
онной и бохбардировочной подготовке. При
этом руководитель преследовал цель — Ha-
учить офицеров решать задачи © макси-
мальной точностью за минимальное время
И глубоко уяснить порядок ортанизации и
проведения тренажа.

Во второй части занятий тов. Алексеев
личным показом обучал молодых руководи-
	телей тренажа chocedamM и  последо-
вательности В тренировке, разбирая
наиболее характерные ошибки,  допущен-
ные отлельными офицерами Kak B поле-
	тах. так и в процессе занятии.
	Занятия, проведенные в живой и кКон-
кротной форме, принесли. большую пользу
офицерам. Они значительно обогатили их
метотические навыки и знания,
	После этих занятий офицеры еше раз из-
учили полетное задание. Они тщательно
продумали порядок и последовательноеть
проведения тренажа. Следующие за этим
тренажи прошли живо, доходчиво и кон-
кретно. В результате обетоятельной назем-
ной подготовки вое экипажи уепептно вы-
полнили полетное задание, метко поражали
различные цели.

Повседневная забота 0 выращивании
опытных метолистов положительно сказы-
вается на повышении теоретических и ме-
титических навыков авиаторов.

Опытным руководителем тренажа зафеко-
менловал себя офицер Макагон. Являясь
мастером меткого бомбометания. этот офи-
пер провотит тренажи живо и целеустрем-
	В ПОМОЩЬ
ВОДИТЕЛЮ
	ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНОБ
	О ЧЕМ НЕ СКАЗАЛ
`”ДОКЛАЛЧИК... =
	шений, а0юро не делало никаких вывотов,
не принимало действенных мер. Хуже того,
член бюро тов. Герасименко в этом отво-
шении не служил примером для комеомоль-
цев. Спрашивается, как же он мог бороть-
oT за укрепление лиспиплины, еели сам
	  CH за укрепление дисциплины, есл
допускал дисниплинаоные проступки?
	Не оправдал доверия комеомольцев член
бюро тов. Ганебник, который за поеледиее
время зазналея, недостаточно работал над
собой и недавно по материальной части по-
лучил посредственную оценку. Комсомоль-
ЦЫ горРОорили на собрании и о т0м, что
тов. Ганебник ленится в работе, пасует
перед трудностями. Из числа передовых
воинов выбыли и некоторые другие това-
риши.

Уже один этот факт должен был встфе-
вожить комсомольских руководителей. Од-
нако они предпочли просто отмахнуться
от него. Комоомольская организапия само-
устранилась OT такого важного дела, как
передача опыта передовиков боевой и по-
литической подготовки. В течение: продол-
жительного времени здесь не было ни ©д-
ного случая, чтобы отличники выступали
перед молодежью с рассказами 0 своем
OUbITe.
	Выступавшие подвергли серьезной кри-
тике бюро организации и ва другие упу-
щения. Докладчик, например, ничего не
сказал о работе комсомольской организа-
ции с агитаторами, з сказать бы нато бы-
ло, так как комеомольское бюро вообще не
интересовалось, как работают  атитаторы,
не оказывало им помопти. В результате не-
которые агитаторы не проводили ни докла-
лов НИ бесет.
	Члены бюро, комсомольский актив мало
проявляли инициативы в организации до-
суга молодежи Правда, докладчик пытал-
ся убедить собрание; что шахиатный матч,
КУЛЬТПохолы были якобы организованы
комсомольским активом. Однако члены
ВЛЕСМ в своих выступлениях отметили,
что эти мероприятия были проведены по
иницизтиве командира и партийной opra-
низации. Выходные и предвыходные дни
до сих пор проходят скучно, и в этом по-
BUHHO B значительной степени комсомоль-
ское бюро.

Секретарь также не остановилея на’

ряде вопросов  внутрикомеомольской ра-
боты. Комсомольское бюро ‘не являлось
органом коллективного руководства, всю
работу лейтенант Плитин пытался сделать
сам, забывая, что у него есть члены бю-
po, актив. Что касается остальных
комсомольцев, то многие из них COB-
сем выпали из поля зрения бюро. Около
половины членов ВЛЕСМ — продолжитель-

ное время не имели поручений. В тех слу-
чЧаях, когла поручения давались, бюро нео

контролировалю, как они выполняются.

В ходе прений комсомольцы высказали
немало ценных предложений, натравлен-
ных на улучшение работы комсомольской
организации в области политического про-
свентения, культурно-массовой работы, ‚
обеспечения авангардной роли веех членов
ВЛКСМ в боевой и политической похготов-
ке. Вновь избранное бюро должно учесть
справедливую критику комсомольцев и.
претворить их предложения в жизнь. -

Майор Г. ДЕРЕВНИН.

i
	Отчетно-выборное комеомольское  <обра-
ние началось точно в назначенное время.
С отчетным докладом выступил секретарь
комсомольского бюро лейтенант Плитин. Он
подробно рассказал о политическом воепи-
тании молодежи, о тем, как комеомольны
помогают командиру повышать качество
босвой подготовки авиаторов, укреплять
воинекую дисциплину, о внутрикомеомоль-
ской работе. Вместе с тем секретарь упо-
мянул некоторых членов ВЛКСМ, отетаю-
щих в политических занятиях, нарушаю-
щих дисциплину. Перечиелил он и прове-
денные за отчетный период собрания, за-
седания бюро, вопросы, выносившиеся на
обсуждение.
	На первый взгляд могло показаться, что
доклад содержателен. Олнахо комсомольцы
остались им недовольны. И главчым обра-
зом потому, что лейтенант Плитин не сде-
лал глубокого анализа работы  комеомоль-
ской организации.
	— Докладчик перечислил факты, на-
звал ряд цифр и этим ограничилея, —
заявил выступивший в прениях член
ВЛЕСМ тов. блюнин. —Но он не вскрыл
причин неуспеваемости отдельных комео-
мольцев, не рассказал о том, почему у нас
не все члены ВЛАСМ служат примером в
боевой и политической полготовке.
	Остро, принципиально — Комсомольны
вскрыли недостатки в работе комсомольско-
те бюро. Все выступавшие говорили о TOM.
что комсомольская организация и ее руко-
водящий орган — бюро—не выполнили
свою основную задачу: не добились при-
‘мерности всех комсомольцев в учебе и дис-
циплине. Больше того, в организации за
последнее время снизилось число отлични-
ков, увеличилось число дисциплинарных
проступкев.

В чем же состоит причина плохой успе-
ваемости, недисциплинированноети некото-
рых комсомольцев? Докладчик не дал от-
вета на этот вопрос, но зато его дали вы-
ступавшие. Они говорили © том, что бюро
BAKCM слабо вело политико-воспитатель-
ную работу с молодежью, редко организо-
вывало беседы и доклады, развивающие у
воинов чувство патриотизма, стремление
образцово выполнить свой воинский долг.
Недостаточно велась пропаганда  требова-
ний военной присяги и воинеких уставов.
Комеомольские руковолители мало интере-
совались, как члены BIRCM учатся в си-
стеме политических занятий и маркеист-
ско-ленинской подготовки, читают ли они
газеты, журналы, кто нуждается в помощи
итт :
	—- Я отставал от своих товарищей на
политических занятиях, — заявило юомсо-
молец тов. Зорин, — Но со мной никто из
членов бюро ‘не побеседовал, никто мне не
оказал помощи. В нашей группе помощни-
ком руководителя является отличник
комсомолец. но и он не выяснил причин
моего отставания. не помот мне.
	Отсутствие индивидуальной работы ©
комеомольцами явилось одной Из основных
причин того, что хорошие решения, приня-
тые на собраниях, чаще всего оставались
невыполненными. Так, почти на  кажлом
собрании ‹говорили и записывали, чтобы
все члены ВЛЕСМ показывала пример в бо-
enol и политической подготовке. Олнако
некоторые комсомольцы не выполняли ре-
	>омбарцировочные тренажи
	и
Из опыта обучения
te
	ленно, добиваясь от летчиков полного ус-
воения полетного задания и порядка его
практического выполнения.

Тщатлельной и продуманной подготовкой
к тренировочным занятиям отличается вся
деятельность коммуниста Макагона. 0 том,
насколько дейетвенно и рационально он
использует время, отводимое Ha тренаж,
свидетельствуют такие факты. Экипажам
предстояло выполнять бомбометание. Глу-
боко ‘изучив поставленную задачу, тов. Ма-
кагон начал личную полтотовку к отработ-
ке задания и к проведению тренажа. Вее-
сторонне зная предстоящее задание, он по-
хобрал соответствующие вводные для трена-
жа и составил конепект. После этого руко-
водитель подготовил в классе всю тренаж-
ную аппаратуру. самостоятельно решил все
вволные, которые он наметил для  поста-
новки авиаторам.
	В назначенное время в клаесе собрались
летчики и штурманы, Офицер Макатон до-
вел ло них залачу на полеты и цель тре-
нажа. Затем он приступил непосредетвен-
но к тренировке. Давая вволные авиато-
рам. он лобивалея от них четких  лейст-
вий. На принятие реления отводилось стро
го ограниченное время, точно такое, каким
летчик или штурман булет действительно
располатать в полете. Конкретность и це-
леустремленноеть занятий объяснялась и
тем, что тов. Макагон хорошо знал недо-
статки и ошибки, лопущенные экипажалеи
в прошлых полетах. В процессе тренажа
руководитель делал основвой упор на ив-
житие этих оптибок, на точность и обстоя-
тельность ответов. В случае, если экипаж
неправильно решал вволную, руководитель
приказывал летчику и штурману  повто-
рить ланный этап полета.
	Убетивтриеь, что все подчиненные хоротто
усвоили порядок выполнения задания. офи-
цер Макагон проверил, как обучаемые зна-
ют правила работы ¢ навигационно-пило-
тажным и бомбардировочным  оборудова-
нием. ,
	После этого авиаторы тренировались нв-
посредственно на боевом самолете, отраба-
тывали поеледовательность действий на
Mapuipyre и в районе цели. В заключение
летчики и штурманы произвели проверку
состояния и готовности своих машин к по-
лету,

В день полетов все экипажи отлично
выполнили бомбометание. В этом немалую
роль сыграл хорошо проведенный тренаж.
	Так глубоко и обстоятельно офицер Ма-
кагон проводит все тренировочные занятия.
	Хорошие результаты в деле повышения
качества бомбометания приносит и другой
метод тренировки летного состава. который
широко практикуется в процессе обучения.
Метох этот заключается в следующем. Са-
молет оборудуется двумя прицелами. Вто-
рой прицел установлен в. кабине. радиста, и
там же смонтированы навигационно-пи-
лотажные приборы. Чтобы обучить летчи-
ков и штурманов точности бомбометания,
практикуютея тренировочные полеты на
этом гамолете.
	Допустим, экипаж плохо справляетея с
бомбометанием. Torla прибегают к Ta-
кому методу обучения: руководитель тре-
Hama, проведя полный розыгрыши с экипа-
жем на земле, отправляется с ним в полет,
Экипаж занимает свое место. а руководи-
тель садится вместе с воздушным етрел-
ком-ралистом у смонтированного прицела.
Произведя взлет, экипаж осуществляет
самолетовожление по заданному маршруту.
Инструктор контролирует HO своим при-
	борам, как выполняется полет по мари
руту, как экипаж определяет  необходи-
мые исходные данные для’ бомбометания.
Разумеется, он обращает внимание и на
точность выполнения навигационных эле-
ментов полета, на правильность построе-
ния маневра для выхода в район цели и
на грамотность лействий на боевом курсе.
	Если в процессе полета штурман-ин-
структор замечает ошибки экипажа, то он
тут же добивается их устранения. В слу-
чае неправильных расчетов экипажа
штурман-инструктор берет команду Ha
себя и производит ноказное бомбометание.
После посадки инструктор на основе своих
личных наблюдений обстоятельно анали-
зирует работу экипажа в воздухе и Ha-
мечает пути повылнения качества 60м09-
метания.

Подобные полеты на учебно-боевом ¢a-
молете дают инструктору  возможноеть
вскрыть ‘причины опвибок подчиненных и
приносят неоценимую пользу в обучении
авиаторов.
	Применение этого метола обучения, внед-
ренного в практику по инициативе тов.
Артемьева, налилою горячее одобрение у лет-
ного состава. Широко применяя ето в прак-
тике обучения, авиаторы добились значи-
тельных успехов. Так. некоторые летчики
и штурманы, ранее получавшие слабые
или посредственные оценки по бомбомета-
нию, за короткое время в совершенстве
овладели навыками боевого применения, В
самом деле, раньше порой не предетавля-
лось возможным установить, как экипаж
действовал в воздухе, так как каждому
летчику и штурману присущи индивилу-
альные ошибки, а руководитель  поле-
тов на полигоне не всегда мог заметить
все недостатки в бомбометании. Примене-
НИе этого метола позволяет глубоко анали-
	‘зиревать рафоту авиаторов на KamOM 9Ta-
		ие полета.

В этом отношении характерен пример
экипажа офицера Козырева, Длительное
время этот экипаж плохо выполнял упраж-
нения по бомбометанию, хотя было прило-
жено немало стараний, чтобы научить
авиаторов метко поражать цели, Комантиру
трулно было установить ошибки летчика и
TUT YD MAH.
	Когда стали применять указанный вып
метол. комаплир немедленно отправился Cc
тов. Козыревым в полет на самолете, где
был установлен второй прицел и необхоли-
мые приборы. Уже первый полет на поли-
гон показал. что летчик Козырев допускал
больттие оптийбки в технике пилотирования
на боевом курсе. Летчик резко работал
рычагами управления. не понимая, что
создает этим предпосылки к скольжению.
А это. в свою очередь, приводило к тому,
что штурман в момент прицеливания и
сбрасывания бомб за вертикаль прицела
принимал иное. ложное положение.
	Точно  опрелелив  оттибку — летчика,
комаялдир принял необходимые — меры,
и сейчас этот экинаж выполняет упраж-
нения по бомбометанию с хороптими п OT-
TUWOUNTHIMA OCHRAMH.
	Настойчиво овладевая теоретическими
знаниями, постоянно совершенствуя прак-
тические навыки, летчики и  штурманы
полразделения лобились отличных успехов
в бомбометании. Олнако мы знаем, что для
советского летчика нет «потолка» в его
боевом совершенетвовании. что каждый из
нас несет личную ответетвенность за за-
щиту Родины. Поэтому, образпово выпол-
няя требования военной присяги, уставов и
наставлений, воины C полным напряже-
нием сил трудятся над успешным реше-
нием ответственных залач зимнего периода
обучения, стремясь elle выше поднять

свою боевую выучку.
Майор И. ПАЛЯНИЦА.

ЕТЧИК-ИНСТРУКТОР = лейтенант
Е. А. Берзин — один из лучших
офинеров-воспитателей Борисоглебского
авиаучилиша. Он с любовью относится
	к своему делу. Курсанты его группы
отличаются глубокими теоретическими
знаниями, высокой физической закал-
кой. мастерством в технике пилотирова-
ния. На снимке: офицер Е. А. Берзин
перед вылетом.

Фото курсанта В. СЕЛИВАНОВА.
	Почему пустует
агитпункт?
	Бажненшгим условием успептното прове-
дения избирательной кампании является
широкий размах агитащионно-массовой ра-
боты. Этого. витимо, не понимают в Н-еком
авиагарнивоне.

АгитпуЕкг при избирательном участке
пустует. В плане. значится немало инте-
ресных мероприятий, но многие из них ос-
тались лишь на бумате. На 17 января на-
мечалось выступление по радио отлични-
ков учебы тт. Сучкова и Синимына. Транс-
ляция не состоялась по неизвестным пра-
чинам. Не передавался по местному радпо-
узлу доклад «Высокая политическая бди-
тельность — неотъемлемое качество совет-
ского воина», с которым должен был вы-
ступить тов. Трошин, и лекция  «Дости-
жения нашего народа в послевоенной
сталинской пятилетке».

В плане запиеаною 00 изтотовяении MOH-
тажа «Великие стройки коммунизма». Та-
кото монтажа до сих пор нет.

Наглядная агитация во времени избира-
тельной камлании по выборам в местные
Советы почти не обноваена. Кюллектива
агитаторов при атитпункле нет.

Работники политотдела знают о том. что
агитпункт бездействует, но не принимают
мер для оживления его работы.

Гвардии подполковник В. КАРПУСЬ.
		ПО СЛЕДАМ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ
ПИСЕМ
	Военнослужащий В. Быстров прислал в
релакцию письмо, в котором говорилось о
недостатках в культурно-бытовом обслужи-
вании воинов Н-ского авиационного rap-
низона.

Из политоргана нам сообщили, что фак-
ты, приведенные в письме, при проверке
подтвердились. В настоящее ‘время  куль-
турный досуг воинов проводится организо-
ванно. Регулярно показываютея кинокар-
тины; радиопередвижка отремонтирована;
подразлелениям выделены комплекты на-
стольных игр. Составлен план проведения
лекций и бесед © личным составом, кото-
рый точно выполняется.
	скользкой дороге. При нормальной регули-
ровке получается одновременное торможе-
ние каждой пары колес.

Рулевое ‘управление. должно работать
плавно, без заеданий, все соединения тят
и рычагов — не иметь люфтов. Давление
в шинах должно ‘воответотвовать  уста-
новленному для данного типа автомобиля,
так как разность давления в Шинах спот
собствует боковому скольжению, снижает
проходимость автомобиля по глубокому
снегу и увеличивает износе шин.
	Аккумуляторная батарея должна быть
утеплена. плотность электролита доведена
до 1.28—1,31° при температуре электро-
пита — 15°С. Недопустимы течи в систе-
ме питания и охлаждения двигателя. Стек-
лоочиститель должен быть исправным.
	Малейшая неисправность автомобиля мо-
жет привести к аварии, поломке и невы-
полнению задания. Поэтому выезд на He
исправном автомобиле в рейс категориче-
ски запрещается.

Вождение автомобиля зимой из-за ухуд-
шения спепления колее се дорожным покро-
вом требует OT водителей повышенного
внимания, опыта и знания методов вож-
дения при различных условиях: в него“
пад, гололедицу, при глубоком и рыхлом
снеге ит. д.

Трогание автомобиля с места во веех
случаях производится плавно, без рывков,
на пониженной передаче. Обороты вала
двигателя увеличиваются равномерно и
постепенно.

Скорость движения зимой уменьшается.
Так, например, в снегопад и на мало нд-
катанной неширокой дороге она не пре-
вышает 20 километров, а в сильный ене-
	тгопад снижается до о километров в час.
При сплошной или значительной голо-

ледлице скорость движения поддерживаетея
не выше 15 км/час, a на поворотах —

Б км/час.
Основная опасность при движении в го-
лоледицу — возможность заносов. Поэтому

трогание с места производится при мини-
мальных оборотах коленчатого вала двига-
теля и плавном включении сцепления.
Торможение по скользкой дороге произво-
тится < включенным спеплением, прекра-
щением подачи газа. Когла скорость до-
стигнет предела и двигатель начнет «дер-
гать», сцепление выключается и продол-
жается плавное торможение до полной oc
	СБОР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ КОМАНДИРОВ ПО ПОЛИТЗАСТИ
	H-CRHA АВИАГАРНИЗОН, (По телегра-
фу от наш. корр.). Здесь закончился ‚сбор
заместителей мари подразделений по

политчаюти. ь

На сборе были TDOWR-TANTET лекции ©
работе В. И. Ленина «Государетво и ре-
волюция». о превосхолетве советской воен-
	ной науки над буржуазной, о больше-
	Зимой при торможении и поворотах BO-
дитель обязан соблюдать особую осторож-
ность. Резкие торможения или повороты ру`

ля. вызывают занос.
	Для преодоления труднопроходимых уча-
стков. а также при эксплуатации автомо-
билей по ледяным дорогам машины дол“
жны быть обеспечены цепями  противо-
скольжения. Кроме цепей могут быть при-
менены обматывание скатов толстыми ве-
ревками, траковые дорожки нротивобук-

саторов и т. д.
	Бодители обязаны иметь на машине пе-
обходимый шанцевый инструмент (лопату,
топор. трое) и заправочные средства (ве-
Apo, воронку е сеткой).

Если радиатор недостаточно утеплен, то
при больших морозах и встречном ветре
во время движения вода в. радиаторе мо-
жет замерзнуть. 06 этом сигнализирует
появление пара из атмосферной трубки и
пробки радиатора. Дополнительным при-
знаком замерзания является низкая  тем-
пературз нижней части радиатора при
чрезвычайном нагреве верхней. Образовав-
шиеся при замерзании воды В нижней
части ледяные пробки затрудняют или
полноетью прекращают циркуляцию жид”
кости.

Опасность замерзания воды в системе
охлаждения надо во-время устранить, ина-
че может произойти разрыв трубок радиа-
тора, а при дальнейшем понижении. тем-
пературы могут разрушиться ‘и’ стенки
рубашки блока цилиндров, и сама головка
блока.

Поэтому при появлении Пара из-под
пробки или из атмосферной трубки радиа-
тора надо немедленно остановить автомо-
биль и ошупать лобовую поверхность ра-
диатора. Если температура всей поверхно-
сти радиатора одинаково высокая, значит
система заполнена водой, пиркуляция 0су-
ществляется, ледяных пробок нет. Причи-
ну перегрева следует искать в двигателе
(недостаток масла, позднее зажигание, 00-
гатая емесь, обрыв ремня вентилятора),
или в условиях движения (низкая переда-
ча. повышенное сопротивление пути), или
в неисправностях механизмов шасси. (за-
тянутые тормоза, заедания трансмиссии и
т. л.). Если нижняя часть радиатора на-
грелаеь болыше, чем верхняя, значит в
системе понизился уровень воды. В этом
случае необходимо добавить воды, но не
раньше, чем прекратится кипение.
	виетекюм принципе воспитания, подбора и
расстановки кадров, 0 великих стройках

Коммунизма.
Большую пользу политработникам при- И

несли инструктивные доклады 10 BOITpO- 7
сам органивации партиолитработы. Участ- i
ники COOP, MOJeTHauch ombrTom cBoefi pa- 4
боты, :
a a ЕЕК, 1

iy

Наконец, если верхняя часть радиатора
горячая, а нижняя совсем холодная, зна-
чит образовались ледяные пробки.

Для того, чтобы отогреть радиатор, его
нижнюю часть и выходной патрубок 05-
клалывают тряпками, емоченными в горя-
чей воде, или укрывают весь радиатор
чехлом, брезентом и дают двигателю W0-
работать на малых оборотах до отогрева.

По возвранении автомобиля из рейса
при безгаражном хранении, а также при
длительных остановках в пути (ночевка,
повреждение автомобиля) воду из системы
охлаждения необходимо слить, иначе BOI ;
можно  размораживание двигателя и.
ралиатора. Закончив слив и убедив-.
шись в отсутствии воды в системе,
закрывают пробку радиатора, а краники’,
оставляют открытыми. Сливаемую воду.
Необхолимо вылить в воломаеслогрейку или’

сохранить в таре для последующей заправ-
ки, так как Частая заливка свежей во-
yok приводит к образованию большой на-
кипи в системе охлаждения.

После слива воды на автомобиль надо,
повесить бирку «вода слита».

i
	При температурах наружного воздуха.
ниже — 20°С, в целях облегчения поеле-  !
дующего запуска, масло из картера двига-.
теля также сливается. :

Во всех случаях хранения автомобилей!
зимой на открытых стоянках зккумуля-’
торная батарея должна сниматься и хра-
ниться в утепленном помещении,

о ааа али се м’ ай
	В целях предохранения шин от прежде“.
временного выхода из строя под них а
постоянных стоянках необходимо подкла-,
дывать специальные деревянные щиты. На!
стоянках в пути, во избежание ай,

под шины полеыпаетея песок.

Задачей всего личного  соетавз автомо-
бильной. службы. ВВС является содержание
вверенной ему техники в постоянной бое-
вой готовности. Это может быть’ достигнуто.
лишь путем постоянного совершенствова-’
ния военных и технических знаний, прак-!
тических навыков эксплуатации и обелу-
живания техники, неустанной заботы
ее сохранности.

Строгое и умелое выполнение всех пра]
вил зимней эксплуатации автомобилей.
обеспечит безаварийную работу автотранс-
порта и выполнение стоящих перед воина-
ми задач.

Инженер-майор С. КОНОВАЛОВ.

Эксплуатация автомобилей зимой
	ванием коленчатого вала: нужно осторож-
но провернуть коленчатый вал пусковой
рукояткой на 1—2 оборота, при выключен-
ном зажигании и закрытой воздушной за-
слонке, не ранее как через 5—6 минут
после начала заливки ‘горячей водой. Для
уменьшения сопротивления вращению ко-
ленчатого вала целесообразно выжать пе-
даль сцепления.

При запуске двигателя нельзя откры-
вать створки капота, снимать утеплитель-
ные чехлы и открывать жалюзи радиато-
ра. Заводить двигатель нужно только ру-

кояткой, так как применение для этой це-
ли аккумуляторной батареи приводит в ее
преждевременному разрушению.

Дизельные двигатели после прогрева и
проворачивания коленчатого вала заводят-
ся стартером е обязательным использова-
нием электро-факельного пускового устрой-
ства.
	Если прогретый двигатель не заводится,
надо проверить наличие искры и подачи
горючего.

Как только двигатель завелся, необходи-
мо дать ему поработать на месте на малых
оборотах (400—450 об/мин) в продолже-
ние 10—12 минут для Toro, чтобы про-
греть все масло в картере двигателя и 0бе-

спечить нормальную смазку. При этом сле-
дует внимательно следить за показанием
манометра масла. Если давление масла ни-
же установленного. надо немедленно оста-
новить двигатель, выяснить и устранить
причину плохой работы маслосистемы.
	‘Водитель должен всегда помнить, что
работа двигателя при отеутетвии циркуля-
ции масла неизбежно приведет в вытлав-
лению подшипников и выводу двигателя
из строя. Поэтому наблюдению за состоя-
нием маслосистемы надо поетоянно уде-
тять 9060бо0е внимание.
	Перед выездом в рейс автомобиль дол-
жен быть заправлен, все механизмы тща-
тельно отрегулированы и проверены; TeM-
пература воды в системе охлаждения под-
держивается не ниже 75—80°С. Особенно
внимательно следует проверить регулиров-
Ry тормозов. Плохо отрегулированные тор-
м03а не только затрудняют управление ав-
томобилем, но, вызывая боковой занос. яв-
	ляются причиной
	дует обратить на надежность контактов в
соединениях проводов.

После установки аккумулятора в кар-
тер двигателя заливается нагретое до тем-
пературы 85—90°С масло. Горячее масло
облегчает запуск. :

При отсутствии водомаслогреек масло
можно подогреть в бидонах, опущенных В
горячую воду.

Водитель должен помнить, что ни в кКо-
ем случае нельзя подогревать масло на от-
крытом пламени (паяльной лампой, на
костре. факелом и т. п.), так как это мо-
жет привести к ухудшению качества ма-
ела или, что еще опасней, к воспламе-
нению.

Закончив заправку масла, необходимо
залить горячую воду в систему охлажде-
ния двигателя. При этом радиатор и капот
двигателя накрывают  утеплительными
пехлами. а жалюзи радиатора закрывают.
Заливка воды производится через воронку
или из специального ведра. Спускные кра-
ники нижнего патрубка и блока должны
быть открыты и тщательно прочищены про-
волокой. Воду следует наливать осторожно и
медленно, слеля 8а тем, чтобы она дошла
		лилась из краников. Ёсли вода в спускные
краники не проходит, то надо немедленно
прекратить заливку, т. К. это показывает,
что низ радиатора или нижний трубопро-

вод заморожен.

В этом случае водитель обязан предва-
рительно отогреть нижний трубопровод,
иначе в головке блока ‹пилиндров могут
	образоваться трещины, потому что  горя-
чая вола. быстро заполнив радиатор; поте-
	чет через верхний водяной патрубок в го-
ловку блока.

Отогревание низа радиатора и патрубка
производится тряпками. смоченными в Го-
рячей воде. Водитель должен помнить, что
ни в коем случае нельзя отогревать радия-
тор открытым пламенем (паяльной лампой,
факелом и т. I).

Как только вода пошла из спускного
краника, заливку горячей воды можно
продолжать, предварительно закрыв кра-
НИКИ.

При прогреве и подготовке двигателя к
запуску не следует торопиться с проверты-
	Обслуживающие подразделения Боенно-
Воздушных Сил Советской. Армии оснаще-
ны современной техникой, позволяющей

образцово обеспечивать все нужды летных
частей и подразделений.
	Важные задачи возложены На воинов,
которым вверен автоспецтранепорт. Они
призваны образцово обслуживать боевую
учебу авиаторов. Грамотная эксплуатация
автотранспорта имеет 0с0бо важное значе-
ние зимой, когда из-за низкой температу-
ры воздуха и значительного ухудшения
дорог перед автомобилистами возникают
известные трудности.

Выполнение задач, связанных с0 6808-
временным материально-техническим 06ес-
печением летных частей зимой, требует от
работников автомобильной службы преж-
де всего отличного знания всех особенно-
стей зимней эксплуатации,

При низких температурах воздуха необ-
ходимо во время стоянок обезопасить си-
стему охлаждения, двигатель и аккумулЯ-
торную батарею от размораживания, обес-
печить легкий запуск двигателя, поддер-
живать нормальный тепловой режим его
работы во время рейсов, а при движении по
обледенелым и заснеженным зимним JODO
там обеспечить безаварийную работу.
	Наибольшее затруднение зимой вызыва-
ет запуск двигателя, так как значительно
ухудшаются условия испарения топлива Я
сильно повышается вязкость масла.
  Ухудшение испарения бензина замедля-
er процесс образования горючей смеси и
ухудшает условия ве воспламенения. Что-
бы быстро запустить двигатель, предохра-
нить его от преждевременного износа, не`
обходимо предварительно ‚его подогреть.
Наиболее распространенным способом яв-
ляется подогрев горячей водой. ,

_ Для подогрева воды и масла в подразде-
лениях используются передвижные водо-
маслогрейки типа Гончарова или Антонова.
Но вместе с тем должно быть подготовлено
и утепленное помещение или  землянка
для хранения аккумуляторов и елитого
масла.

° Перед прогревом двигателя На автомо
биль устанавливается аккумуляторная ба-
тарея, у которой предварительно зачища-
ются клеммы. причем 060б0е внимание сле-
	зварнй особенно на   тановки автомобиля.