6 марта 1951 г., № 53 (1895),
		Над селом загудел. самолет.
Петя смотрит, сощуривши глазви,
А-у ног его курица пьет

Из шербатой немецкой каски,
	В пятнадцатистрочной миниатюре А, Ва.
нубрикову удалось передать — многое.
Скупые, но продуманные детали жанровой
картины сами по себе, без авторекой мо-
рализации, красноречиво говорят 0 торже-
стве жизни над. смертью, 0 великой сози-
дательной силе советских людей.
	В книгу А. Ванубрикова . включены 21
стихотворение и небольшая поэма. К чис-
лу удачных произведений ©борника, Кром
тех, о которых говорилось выше, можно
отнести. еще несколько. Запоминается, на-
пример, ° стихотворение «Венгерка», в
подлинно поэтических строках которою
выражены любовь и признательность вен-
терского народа к советским воинам-оево-
бодителям. Интересны замыслы стихотво-
рений «Саранча», «Девушка-пилог», «В
пургу».

Однако сборник «Соколы» в художест-
венном отношении очень неоднороден. Ря-
дом с произведениями образными, идейно
значительными имеются стихи слабые
как по форме, так и по содержанию, Эт
свидетельствует о недостаточной требова-
тельности способного автора к себе и не-
‘взыскательности редактора.

Озновным недостатком некоторых сти
хотворений является отсутствие образно:
сти.

Заметнее всего этот недостаток, сказался
в стихотворениях 0 боевых подвигах ©-
ветских летчиков в дни Великой Отечест
венной войны. Автор описывает многие
перипетии воздушных боев,  фикенруя
внешние движения, и это уводит его от
главной цели творчества —— от художест-
венного показа духовного облика совет-
ского человека.

Вот стихотворение «Таран», посвящен:
ное ‘Герою Советского Союза Николаю
Зайцеву. Из него мы узнаем, что, ветре-
тившись в воздухе с врагами, советский
летчик разворачивает самолет, «Bpe-
зается в строй и быстро бъет атакою лоб-
вой», что он «взвился орлом и BHHTOM
отрубил моторы» фашистского самолета. А
что же сказано в этом стихотворении 0
моральной силе советского богатыря?
Веего лишь два слова: «...сердце вздрогну-
ло».

Ноэтический язык А. Канубрикова так-
же не всегда удовлетворяет читателя.
Стремление автора к простоте и ясности
выражений очень похвально. Однако не-
редко эта простота граничит с примитив-
ностью изобразительных соедетв. He ceo-
	бодны стихи и от логических неточностей.

Идейные и художественные достоинства
лучших стихотворений, вошедших в дан-
ный сборник, позволяют думать, что
А. Канубриков умеет хорошо наблюдать
жизнь и ярко воплощать ее в поэтические
	формы. Хочется только пожелать, чтобы
молодой поэт проявил большую требова-
тельность кв своему художественному
творчеству.
	А. ШЕРБАКОВ.
	ПРОСВЕЩЕНИЕ» № 2
	Большую помощь пронагандистам ока:
жут статьи: В. Игнатьева «Как провести
занятия в кружке по теме «Партия боль-
шевиков в период  империалистической
войны. Вторая революция в России» и
П. Орлова «Как провести занятия в круж-
ке по теме «Партия болышневиков в период
Великой Отечественной войны Советского
Союза».
	Опытом организации партийного просве-
пения делится на страницах журнала сек-
	ретарь Беселовского райкома ВКПб) Рос-
товской области В. Родионов.
	В разделе «Критика и библиография»
помещена статья Б. Саркисова‘ «Больше
хороших книг для сети партийного просве-
щения». В заключение дана статья
А. Кравченко «Глубже изучать и 0боб-
щать опыт пропагандистской работы»,
	Несколько позже этим комитетом В. П.
Ветчинкину был выдан патент за № 2888
на масляно-воздушный амортизатор. для
шасеи самолета и самолвижущихея пово-
	SOK, о чем было опубликовано в «Вестнике
Комитета по делам изобретений».
	Основные идеи, заложенные в жидкоет-
но-упругой стойке В. П МВетчинкина
	вания стоек современных шасси. Регули-
	ровка протока жидкости, применение сжд-.
	того воздуха и незамерзающей жидкости,
обратного и предохранительного клапанов
можно встретить сейчас в преобладающем
большинстве посадочных приспособлений.
	Методы расчета самолетной амортиза-
ции, созданные В. П. Ветчинкиным, вошли
в учебники и руководства для конструЕто-
ров. Эти методы расчета разрабатывались
ученым и в последующие годы. Следует
06060 отметить, что В. П. Ветчинкин впер-
	вые произвел расчет амортизации совмест-
Но с пневматиком.
	Таким образом, как показывают глубо-
кие и многочисленные исследования В, П;

Ветчинкина по расчету и конструкцик
амортизационных стоек, а также патент-

ные свидетельства, опубликованные в офи-
циальных изданиях, в нашей стране рань-
ие, чем где-либо, была разработана прин-
ципиальная конструктивная схема жидко-
стно-упрутгой амортизации и созданы мето-
ды ее расчета. Все это явилось вылающии-
	сч достижением советской авизционной

науки.
	Только в нашей стране созданы все уе-
ловия для развития науки и техники, OT

крыты безграничные возможности для де
ятельности ученых и конструкторов.
	Б ответ на заботу партии и правитель“
ства о советских ученых В. П. Ветчинкия
неустанно трудился над развитием авиа:
ционного дела, не жалел сил для укрепле-
ния могущества советских Военно-Воздуш-
ных Сил. Научные работы В. П. Ветчинки-
на были высоко оценены. Он был награж-
ден орденами и медалями Советского б0ю-
за, ав 1943 г. ему была присуждена
Сталинская премия «за многолетние выда-

ющиеся работы в области науки и техни:
ки».
Инженер-капитан Р. ВИНОГРАДОВ.
	Инженер-капитан В. ЗАЙЦЕВ,
	КРИТИКА И БИБЛИОГ РАФИЯ

Почему не летает
летчик. Железнов
	виационную 3‹
авиатор налетзл
	продолжительное о время © TEA
гчик. Железнов прибыл в Н-скую
ю часть. Будучи B YUHAMUIC,
етал много часов, имеет благо-
хорошую технику пилотирова-
	Юсть 38 Хорошую ее ра
haps Олнако за время пребывания в Части

OC о чнаебА ие 2 аб
	ЕАО Ч...

тов. елезнов находился в воздухе всего
лишь несколько часов, да и TO на учебном

самолете:
Перед нами — летная книжка тов. Же-
лезнова. В ней есть запись OT 25 февраля

прошлого’ года, говорящая 9 TOM, что лет-
чих’ Железнов, проверенный командиром
подразделения, представлен нА проверку
техники пилотирования командиру части.
После контрольного полета он должен был
вылететь самостоятельно. Но командир ча-
сти © проверкой медлил, хотя полеты про-
изводилиеь регулярно. °

Так прошло почти ‘два месяца с Tex
пор, как командир подразделения предста-
вил летчика Железнова к проверке. Пере-
рыв неблагоприятно сказывается ма лет-
ных навыках даже опытных” авиаторов, и
естественно, что командир нашел у моло-
ого авиатора, который в течение двух ме-
сяцев не поднимался в воздух, ряд недо-
статков в технике пилотирования. Само-
стоятельный вылет ему не был разрешен.

Следующий месяц также не принес из-
менений. В мае Железнов совершенно не
поднимался в воздух. В июне вновь Нача-
лись провозные полеты. Четыре раза сле-
тал Железнов со своим командиром и снова
был представлен на проверку для самоето-
ятельного вылета. Но в 1950 году Желез-
нову летать так и не пришлось.

Начался новый, 1951 год. Но xo сих
non тов. Железнов в строй не введен.

Вволу в строй молодых летчиков в
Н-ской части, на подготовку которых за-
трачены большие государственные средет-
ва, уделяется мало внимания. Причина
этого кроется в том, что некоторые коман-
‘диры, считая ввод в строй молодых лет-
чиков хлопотливым лелом, отмахнулиеь от
	него.
Такое положение неё тарнимо. Летчик
	Железнов должен быть введен в строй.
Майор В. СЕНИН.
	В частях и учебных
заведениях
	%* Карту великих сталинских строек KOM-
мунизма вышили на полотне жены военно-
служащих Ленинградской краснознамен-
ной военно-воздушной инженерной акаде-
мии Активное участие в работе, сообщает
В. Ф Устинова, приняли тт. Понова, За-
лата, Крюкова, Зацерковнюк, Кочеткова и
др. Над картой вышиты портреты великих
вождей Ленина и Сталина. Карту окайм-
ляют гербы союзных. республик.

$ Большим успехом у ‘авиаторов Н-ского
авиагарнизона пользуется хоровой коллек-
тив, руководимый офицером Совковым,
пишет в редакцию курсант А. Лозо-
вой. Хор принимает участие во всех кон-
цертах, организуемых клубом.

© Передвижной буфет организован
на старте; пишет ‘майор: 3; Чудайкин. Лет-
чики ‘имеют: возможность выпить здесь
горячего чаю или кофе, купить бутерброд,
булочку, папиросы и др.

3% Встреча воинов с писателем лауреатом
Сталинской премии Добровольским, авто-
ром книги «Трое в серых шинелях», состоя-
лась на днях в Н-ской авиачасти. Как со-
обитает сержант А. Каковский, писатель
прочитал рассказ «Листок из альбома»,
написанный им во время пребывания на
месте грандиозной стройки коммунизма —
в Каховке, ознакомил читателей со свои-
ми творческими планами.

3х Отличник боевой и политической подго-
товки комсомолец Краснопольский оказы-
вает большую помощь своим товарищам
по изучению радиотехники. Как сообщает
военкор ‘старший сержант Лукерьин, по
инициативе тов. Краснопольского были ор-
ганизованы в часы массовой работы допол-
нительные занятия с отстающими воинами.
Благодаря его помощи радист Косов стал
отличником.. На днях комсомольская орга-
низация подразделения рекомендовала чле-
на ВЛКСМ тов. Краснопольского кандида-
том в члены ВКП(б).
	Имели место попытки применить чието
воздушную амортизацию. Основным не-
достатком этой аморгизации явились почти
пелное отсутствие гистерезиса и сложность
технического выполнения. Не принесло ус-
Пеха и создание комбинированной аморти-
зации.

Таким образом, различные улучшения
резиновых, пружинных, воздушных амоу-
		Педавно Одесское областное издательсте®

Е Е nuvi «AL OD
	Ро чел Ве гк сабеыай

выпустило в свет сборник стихов А
нубрикова — «Соколы». Стихотвог
включенные в сборник, посвящены 1
ети и героизму нангих летчиков в бо
Ролину, а Также послевоенной с:
	авиаторов.
	ЗА М ДН ©. Й

В одном из лучших стихотворени
таз отнто  парркаонраетея Qo BhICORO
	сознательном отношении советского авий:
Е нс миа Wa
	чтобы
		NO! SOE OEE

тора к своему воинекому долгу. Вет
заре, авиамеханик идет к самолету,
проверить и отрегулировать мотор.
напряженно работает, склонивитись
сталью, «точно доктор над больным».
завершено. самолет уходит В ‘небо.
	OBE стихотворения © большой поэтиче-
ской выразительностью передает радост“

Hoe чувство человека, торжествующего
и mmvTnpuIn waheagty noenroro за Нашу
	HOe WYPCTBO TIMUR, te
свою трудовую победу, гордого 3a нашу
авиационную технику.

Звезды искрами угасли —

Самолет ушел в полет.

Он. остался: руки в масле,

На лице горячий пот.

Но глаза горят победой,

В. сердне гордость и задот.`

—- Как часы! — сказал соседу. —

Замечательный мотор!..

А. Канубриков показывает будни  совет-
ских авиаторов во всем их многообразии.
Он пишет стихотворения о бдительной ох-
ране рубежей Родины, о боевой учебе лет-
чиков, 0 творческих поисках авизконет-
рукторов, 0  епортеменах-парашютистах.
При этом поэт обнаруживает острую
наблюдательность, умение подняться от
частного, казалось бы незначительното,
факта до больших обобщений. Характерно
в этом отношении стихотворение «Води-
тели».

На широком полевом тракте съезжают-
ся колхозный «ГАЗ» и военный «ЗИС».
Их водители, ветретившиеся ‘впервые,
«полружат сразу» и, как люди одного
	дела, по-дружески  «раскурят табачный

лист». Автор просто и тепло заканчивает
стихотворение:
— Далеко ль? — друг друга

спросят,
В кабину за руль садясь.
Тот—в степь, где комбайны косят,
А этот — в родную часть.
— Счастливо!
— Счастливо!
— Трогай!..
Й вновь. ускоряя ход,
Стремятея одной дорогой
В счастливую жизнь — вперед!
Еще более удачного сочетания внешней
простоты факта и значительности его со-
держания поэт достиг в стихотворении «У
	новой хаты». Волхоз выстроил хату На
месте той, которая была сожжена фашиет-
ским факельщиком, во время войны. У но-
вой хаты под тенью молодого дубка без-
заботно играют дети. Эта картина донол-
няется еще тремя предельно лаконичнымн
петрихами:
	Андрей Канубриков. «Соколы»х. Стихи.
	Одесское областное издательство. Редактор
А. Уваров. 1950 г.
	ЖУРНАЛ «ПАРТИЙНОЕ
	Вышел в свет второй номер учебно-мето-
дического журнала отдела пропаганды и
агитации ЦК ВКП(б) «Партийное просве-
щение».

В журнале напечатана беседа товарища
Сталина И. В. с корреспондентом «Прав-
ды».

Затем следуют: передовая — «Усилить
руководство партийным просвещением»,
статьи: секретаря ЦК КП(б) Украины
И. Назаренко «Марксистско-ленинское об-
разование кадров», Т. Виноградского «Про-
тив недооценки работы с пропагандиста-
МИ».

В журнале помешено сообщение о сове-
щании по вопросу политического самообра-
зования коммунистов, проведенном отде-
лом пропаганды и агитации ПК ВКП (6).

В разделе «Лекции и консультации» да-
на статья А. Соболева «Теоретические ос-
новы большевистской партии».
	сочетание позволит погасить  верти-
кальную скорость самолета почти равно-
мерно замедленным движением. Такая
стойка сможет воспринять наибольшую ра-
боту при меньшем ходе амортизации. Кро-
ме того, подобное сочетание решало также
вопрос в возвращении поршня или цилин-
дра в исходное положение.
	Эти соображения В. П. Ветчинвин под-
твердил теоретическими расчетами  жид-
Бостно-упрутого амортизатера при перемен-
ных отверстиях поршневых каналов и нпо-
стоянном усилии. Эта работа была с00б-
щена в докладной записке в коллегию
ЦАГИ в 1919 г. Основы этого расчета бы-
ли выдвинуты В. П. Ветчинкиным еще в
1918 г. в работе «0 капотировании, по-
садке и парашютировании аэропланов и 0
расчете шасси». Ученый писзл: «Маеля-
ный амортизатор соответственным  подбо-
ром отверстий и их поеследовательного пе-
рекрытия можно рассчитать на любой за-
кон изменения силы со смещением».
	AVS ROALD отад  вослодобапии вошли
также в широко известные монографии
В. П. Ветчинкина «Динамика полетов»
(1927 №) й сДинамака  camoneray
	{1935 г.). В докладе коллегии ЦАГИ он
указывал, что изменения площади проход-
ных отверстий можно добиться простым
конструктивным мероприятием: verannr-
	кой иглы-веретена. В качестве. Жилко-
	сти для амортизаторов ученый прелложил.
	использовать глицерин или масло:
	Работы В. П. Ветчинкина показывают,
что нашей советской науке принадлежит
приоритет в создании методов расчета
жидкостно-упругой амортизации. Но совет-
свий ученый не остановился на этом. На
основе своих исследований он в 1921 году
сконструировал новую  змортизационную
стойку, свободную от недостатков, прису-
щих другим типам амортизаторов. Она Ha-
шла широкое применение на отечествен-
ных самолетах и позже получила  повее-
местное распространение за рубежом.
	В декабре 1921 г. заявочное свидетель-
ство В. П. Ветчинкина (№ 74825). кото-
рое называлось «Масляно-воздушный
амортизатор для аэропланов», было рас-
смотрено и одобрено Техническим

советом
Комитета по делам изобретений при ВСНХ.
В постановлении комитета указывалось:

«Признать предложение интересным, же-
лательным осуществить его. в натуре».
	1ренировка по радиосвязи
	(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
	диостанций, не проводя предварительной
тренировки на учебной аппаратуре в клас-
се. Такой метод, как показывает практика,
не обеспечивает высоких результатов, ибо
летчики, не изучив как следует телеграф-
ную азбуку, путают сигналы, медленно зз-
поминают их.

Неправильно поступают и те руководи-
	тели. которые объединяют весь летный со-
	став в одну группу для тренировки по рз-
диосвязи. Летчиков целесообразнее разби-
вать по группам в соответствии с уровнем
их подготовки и занятия в них следует
проводить *отдельно. Это создает возмож-
ность более рационально планировать каж-
дую . тренировку.

Основными видами подготовки летчиков
но радиосвязи являются полеты с целью
отработки определенных заданий на связь.
	В процессе выполнения этих полетов лет-
	ный состав тренируется и заврепляет нз-
выки в использовании  радиосредств.
Командиры подразделений и руководители
занятий по связи должны внимательно на-
блюдать за тем, как летчики вырабатыва-
ют навыки в быстром установлении радио-
связи с наземными радиостанциями и с
самолетами своей группы, насколько четко
ведут они радисобмен и как соблюдают ра-
диодисциилину в воздухе.

Для осуществления контроля за подго-
товкой летчиков к выполнению заданий по
радиосвязи в воздухе мы практикуем уета-
новку на наземных радиостанциях прием-
ника радиополукомпаса. С помощью этого
приемника командир имеет возможность
непосредственно перед полетами проконтро-
лировать каждого летчика, как он усвоил
позывные своей и других приводных радио-
станций, заказанных на данный летный
день. Кроме того, значительную пользу эта
установка принесет и летному составу.
Еще на земле летчики могут ознакомиться
с характером работы своей приводной ра-
дивстанции, научиться свободно отличать
ее позывные от других радиостанций, что
весьма важно.
	Необходимо отметить, что проверка го-
TOBHOCTH летчиков умело использовать ра-
диссвязь в полете должна быть всегда
тщательной. Всякая недоученность летчи-
ка, во-время не замеченная командиром,
может привести к нежелательным послед-
ствиям. Большая ответственность в этом
возлагается и на самого летчика. Ни в
коем случае он не должен скрывать от
команлира своих недостатков в подготовке
	к полету. Некоторые летчики из-за ложно-
	го стыда иногда стесняются доложить
командиру о том, что они недостаточно
глубоко усвоили тот или иной элемент по-
лета, и в воздухе допускают грубые оптиб-
ки. Чувство ложного стыда только вредит
делу. и не случайно с этим мы ведем ре-
шительную борьбу.
	Важлый летчик Н-ского подразделения
стремится в совершенстве овладеть радио-
средствами, уметь быстро устанавливать
связь в полете и вести четкий радио-
обмен. Для этого у наших авиаторов есть
все условия. Настойчиво повышая свои
знания и совершенствуя навыки,  повее-
дневно и тщательно тренируясь на земле,
наши летчики с каждым днем совершенст-
вуют свое боевое мастерство.

В. БЛЕСКИН.
	КАРАУЛЬНЫХ
	Самолетовождение ¢ помощью радио-
средств требует от каждого летчика и
штурмзна не только знаний, но и твердых
практических навыков в эксплуатации pa-
диооборудования самолета, в ведении чет-
кого радиообмена и умения принимать на
слух телеграфные сигналы. Практика по-
казывает, что летчики, натренированные
в приеме телеграфных сигналов и знающие
правила радиообмена, всегда грамотно. ис-
пользуют радиосредетва в любых условиях
полета и успешно выполняют летные уп-
ражнения, Наоборот, слабо  натрениреван-
ный летчик неуверенно использует радио-
связь в полете, и это, как правило, приво-
дит к невыполнению полетных заданий.
	Один из летчиков-истребителеи выпол-
нял полет по РИК на приводную радио-
станцию. Неосторожным движением он
сбил настройку радиополукомпаса на не-
сколько килотерц. Не имея твердых навы-
ков и нерегулярно тренируясь на вемле,
летчик не сумел быстро произвести на-
стройку радиополукомпаса и уклонилея
далеко в сторону от заданного маршрута.
Разумеется, залание не было выполнено.
	А вот пример, показывающий, как хоро-
шее знание радиооборудования и умение
пользоваться им помотают успешному вы-
полнению полетного задания. Офицер Гу-
бин совершал полет по маршруту в паре
со своим. ведущим. На второй ‘половине
маршрута видимость оказалаеь очень пло-
хой, и Губин должен был самостоятельно
действовать в сложной обстановке. Имея
твердые навыки в пользовании радиопри-
борами, он быстро установил связь со стар-
товой радиостанцией, правильно настроил
РПЕ на указанную ему приводную радио-
станцию и умело выполнил задание.
	Для успешного применения радиосредетв
в полете‘важное значение имеют отличное
знание и умение летчика принимать Ha
слух телеграфные сигналы. Учитывая это,
командиры подразделений и руководители
занятий уделяют серьезное внимание орга-
низации и проведению тренировок летчи-
ков в приеме телеграфных сигналов на
	Особенно поучителен в этом отношении
опыт офицера Пальмина. Он организует

наземные тренировки продуманно и прово-
хит их в строгой методической последова-

тельности.
	Нрежде чем начать очередную  трени-
ровку, офицер Пальмин проверяет усвоение
пройденного на предыдущем занятии. Убе-
дившись, что сигналы усвоены прочно и
летчики умеют принимать их на слух, он
приступает к изучению следующего теле-
трафного сигнала. Затем летчики самосто-
ятельно тренируются в приеме новых сиг-
налов. Сначала летчики записывают
принимаемый текст в тетрадь И Читают
его, & затем учатея принимать только на
слух, без записеи. Завершающим этапом
ожедневной тренировки является прием по-
зывных, передаваемых приводной  радио-
станцией.

Такая. последовательность в тренировках
обеспечивает прочное усвоение авиаторами
телеграфных сигналов и вырабатывает у
них уверенные практические навыки в
приеме сигналов на слух.

Некоторые руководители тренировок п
	радиосвязи начинают изучать телеграфную
азбуку сразу по сигналам приводных ра-
	БДИТЕЛЬНОСТЬ
	Эксплуатация
	самолетов зимой
	(НА ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
В Н-СКОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ}
	Содержательно и организованно прошла
нелавно в Н-еком подразделении техниче-
ская конференция, на которой был обоб-
щен опыт эксплуатации самолетов при
низких температурах. Конференции пред-
шествовала тщательная подготовка. До-
кладчиками были назначены воины, добив-
пиеся наибольших успехов в дни зимней
учебы. Предварительно с этими товарища-
ми было проведено специальное  совеща-
	НИЕ.

Активно участвовала в подготовке кон-
ференции партийная организация. Вомму-
нисты помогли оборудовать помещение,
изготовить многочисленные наглядные по-
собия. На стенах были вывешены лозунги
и плакаты. Красочный график рассказывал,
как опробовать моторы зимой. Несколько
схем и таблиц было посвящено вопросам
температурного режима двигателя, борьбе
с обледенением самолета и т. д.

Тщательная подготовка в конференции
дала свои результаты. Выступления воинов

были построены на убедительных фактах
и примерах деятельности лучших специа-
	листов. Докладчики умело использовали
ваглядные пособия.

Офипер Кашутов, например, подробно
	рассказал об уходе за бензиновой и масля-

ной системами зимой. Техник тов. Ткач
поделился своим опытом сбережения по-

крышек колес.

С большим интересом участники вонфе-
ренции выслушали выступление летчика
тов. Косенкова. Он рассказал о своем опы-
те борьбы с обледенением самолета.
	Содержательными были также выеступ-
ления тт. Шумилова, Авдеева и др.

Техническая конференция  обогатила
воинов передовым опытом, пемогла улуч-
птить качество обслуживания и сбереже-
ния авиационной техники. За отличную
подготовку и проведение конференции
командир объявил благодарность Tr. Ko-
сенкову, Враевскому, Ткачу. и др.
	Капитан Л. ЗЕМЛЯНСКИИ.
	Во славу Родины
	На лнаях в Военно-воздушной инженер-
го# академии имени Жуковского товарищи
по работе и ученики профессора, доктора
технических наук инженер-полковника
Василия Вавильевича Ширкова тепло от-
уетили 60 лет со тня его рождения.
	Три десятилетия своей жизни В. В.
ПТирков отдал научно-педагогической дея-
тельности в высшей школе, из них  два-
дцать лет он посвятил делу укрепления
могущества нашего Воздушного Флота.
Перу В. В. Ширкова принадлежит более
сорока научных трудов — учебников, мо-
нографий, учебных пособий по различным
отраслям радиотехники.

Проф. ПШирков является одним. из пио-
неров отечественной ралиенавигации. Еше
в 1916 году он под руководством акаде-
микз Н. Д. Папалекси устанавливал радио-
пеленгатор для обеспечения действий Во-
енно-Морского Флота и Авиации. С 1924
по 1927 г. Василий Васильевич работал
зссистентом вылающегоея деятеля отече-
ственной радиотехники проф. М. А. Бонч-
Бруевича в его лаборатории в Москве.
	Собравшиеся отметили большую, много-
транную работу В. В. Ширкова по подго-
товке инженерных и научных кадров для
советской авиапии. Был оглашен’ приказ
Главнокоманлующего  Военно-Воздушными
Силами. наградившего юбиляра ценным
похарком.

Отвечая на привететвия. проф. В. В.
Ширков сказал, что все свои силы и зна-
ния он отдаст на благо любимой Родины,
на дальнейшее ‘укрепление боевой мощи
сталинской авиации.
	ИЗ ИСТОРИИ
СОВЕТСКОЙ
			Дело
	Вон-
	гуль, а вслед за ним и караул, поднятый
по тревоге. Благодаря умелым действиям
воинов авария была быстро ликвидирова-
Ha.
За бдительность, находчивость и уме-
Abie действия по ликвидации аварии
командир соединения объявил всему г0-
ставу караула благодарноеть, а рядовых
Черепанова и Бухольцева наградил часа-
	Майор И. ШАПОВАЛОВ.
	Тихая морозная ночь. Смена караула во
главе с разводящим рядовым Черепановым
следует к очередному объекту. В морозном
воздухе стоял терпкий запах бензина.

«Что-то произошло неладное», — поду-
мал разводящий. Оказалось. что от мороза
лопнула одна из труб Gexsomponona и из
нее фонтаном бил бензин.

Разводящим были приняты срочные
меры.

Вскоре к месту происшествия  при-
был начальник караула сержант I[[u-
	Посадочные приспособления
современных самолетов
	локи— отожженной железной WAH мед-
ной». В случае разрыва резиновой амоу-
	ветекий народ, руководимый партией
Ленина— Сталина, приступил в строитель-
ству Красного Воздушного Флота. Мате-
риальная Часть создаваемых  Военно-
Ваздушных Сил в первое время состояла из
небольшого чиела самолетов и моторов,
полученных в наследство от царской Рос-
сни. Нужно было беречь самолеты, не до-
пускать того, чтобы машины ломались на
своих аэродромах во время взлета или п-
садки. А такие случаи бывали, и чаще все-
го из-за недостатков в конструкции шасси
самолетов. Нри низкой температуре резина
амортизаторов теряла часть своих упругих
свойств и рвалась лаже при нормальной
посадке или взлете, приводя Ев авариям.
Повредить машину на собственном  аэро-
хроме — такая неприятная перспектива
нередко угрожала летчикам.
	Нужво было принять срочные меры,
чтобы предотвратить поломки и дазарии
самолетов. Эта задача встала со веей ост-
ротой перед советскими научными работ-
НИКЗМИ.

За решение этой задачи и взялея моло-
дой талантливый ученый В. П. Ветчин-
кин. В апреле 1918 г. он провел полет-
ные исследования в «Летучей лаборато-
рии», созданной при Московском област-
ном военном  комиссариате. Результаты
этих исследований легли в основу первых
в мире норм прочности самолета и позволи-
ли найти методы, улучшающие условия по-
садки самолета. Ужев 1918 т. В. П. Вет-
чинкин обобщил материалы своих исследо-
ваний в статье «0 капотировании, посад-
ке и парашютировании аэропланов 0
расчете шасси», опубликованной в трудах
«Летучей лаборатории». В этой работе не
только дан анализ правильной посадки и
причин капотирования, но и указаны спо-
собы усовершенствования — амортизации,
которые можно было тотчас применить на
фронте.

Ученый предложил в лополнение к ре-
зиновым амортизаторам устанавливать спе-
циальные предохранительные проволечные
	нобелы Великого Октября е2-(нетли, изготовленные «из тягучей прово-
	АВИАПИИ
	Известный советский ученый, ближай-
ший ученик «отца русской авиации»
Н. Е. Жуковекого В. П. Ветчинкин, пер-
вая годовщина со дня смерти которого ис-
полняется сегодня, в своих многочислен-
ных работах разрешил ряд важнейших во-
прогов авиационной науки и техники.
Труды В. ЦП. Ветчинкина сыграли серьез-
кую роль в развитии таких ведущих авиа-
пионных дисциплин, как динамика полета
и раечет самолета на прочность. Он был
пионером в области динамики реактивных
самолетов, первый курсе которой прочел в
зкадемии им. Н.Е. Жуковекого еще в
1935 голу. ‘
	Нродолжая дело, начатое его учителем,
В. П. Ветчиннкин всю свою жизнь трудил-
ся над развитием вихревой теории греб-
ного винта. В 1912 г. он предложил схему
‘ вихревой пелены. сбегающей с задних кро-
{ мок лопастей винта. Эта схема стала об-
1 щепринятой во всех работах по теории
: гребных винтов. а также была перенесена
`ив теорию крыльев конечного размаха.
a Вместе с изобретателем А. Г. Уфимпе-
” вым Ветчинкин, начиная с 1918 т., ус-
Е пешно работал нал использованием энер-
‚1 гии ветра для нужд нашего народного хо-
 ! зяйства. Созданные ими новые Типы

ветро-электросиловых станций  значитель-
(HO расширили область промышленного
 } применения ветродвигателей.
	Военитанный на лучших традициях
	wi

русской научной школы, созданной Ломо-
носовым, Менделеевым, Жуковским, заме-
чательный советский ученый В. Il. Вет-
чинкин стремился кзк можно теснее увя-
зать свои исслелования с запросами жиз-
ни, с практикой. Он неустанно обогащал
теорию передовым опытом. Ярким подтвер-
жлением этого может служить решение

: В. П. Ветчинкиным важнейшей задачи по

:; созланию новых посадочных приспособле-

ний самолета. Эта залача была выдвинута

потребностями молодой советской авиации
: еще в период гражданекой войны.
	Поеле
	тизации в работу вступала  дополнитель-   тизаторов, основанных на принципе дефор-
	ная, проБолочная. При этом, веледствие
большого удлинения, проволочная аморти-
зация поглошала большую часть живой
силы аппарата. Наличие дополнительной
	мации, не привели к положительным pe-
зультатам. Нужно было разработать прин-
циниально новую схему амортизации.
	Эту задачу уененгно решил В. И. Вет-
	EEE те OO Ew

проволочной амортизации почти исключа-   чинкин в 1913—1929 гг..Основызаясь на
	10 случаи поломок, дорогих и трудно сме-
няемых частей самолета при грубых по-
садках или по другой причине. При хо-
роших и средних посадках дополнительная
амортизация не принимала участия в но-
глощении удара. ;
	многочисленных экспериментальных иесле-
дованиях, он впервые в мире дал теорети-
ческий расчет и конструктивное выполне-
ние амортизатора шасси нового типа. Амор-
тизационные стойки современных самолетов

основаны на принципиальной схеме, разра-
	Работая в «Летучей лаборатории»,
В. П. Ветчинкин исследовал особенности
жидкостной амортизации, венованной сов-
сем на другом принцице действия, чем
упругая. При сжатии стойки жидкоеть пе-
ретекает через малые отверетия из одной
полости в другую и тормозит  хвижение.
При этом проиеходит превращение части
работы в тепло. Таким образом, сила еопро-
тивления стойки зависит уже не от пере-
мещения поршня, а от скорости его лвиже-
	вия и площади проходных отверстий для
жидкости.
	Изучая вопрос о жидкостных амортиза-
торах, В. П. Ветчинкин установил следую-
щие факты. В то время, вак в упругих
амортизаторах усилия нарастают постепен-
но по ходу поршня, в жидкостных аморти-
заторах усилия достигают наибольшей ве-
личины в первые моменты после сопри-
косновения самолета с землей, когда его
вертикальная скорость велика. В конце
хода сжатия усилия в жидкоегном аморти-
заторе незначительны, 3 в упругом—наи-
большие.

Сравнивая работу этих двух классов
амортизаторов, В. П. Ветчинкин пришел
5 выводу, что лучшим решением задачи
создания надежного и компактного поса-
дочнего приспособления будет сочетание
упругого амортизатора, например, воздуш-
	Однако В. Н. Ветчинкин понимал, что   ботанной советским ученым.
	с помощью таких усовершенствований
нельзя было полностью решить проблему.
Требовалось найти принципизльно новые
пути создания посадочных пряспособяе-
ний.

В период первой мировой войны наи-
большее распроетранение получила амор-
тизация из резиновых шнуров. Резиновый
шнур амортизации изготавливалея из ре-
зиновых нитей и связывал ось колеса с
фермой шасси. Она имела много недостат-
ков. Резина теряла упругие свойства при
низких температурах, а также в сухом
ий жарком климате. Она разрушалась от
	  попадания на нее бензина и чаето обрыва-
	лась. Вев это  усложняло эксплуатацию
самолетов, приводило к поломкам машин.
	Особым недостатком резиновой амортиза-
ции является малый гистерезие. Под ги-
стерезисом понимается превращение части
воспринятой работы в тепло за время пря-
мого и обратного хода амортизации. Малый
гистерезие ‘приводит к большим подскокам
самолета при посалке.
	На некоторых самолетах времен первой
мировой войны употреблялись также
стальные пружинные амортизаторы. Они
выдерживали жар и холод, но также имели
незначительный гистерезие. Ёроме oro,
стальной амортизатор весил примерно в
10 раз больше резинового. Эти сущеетвен-
	EE ENS BE

ные недостатки заставили в дальнейшем   ного, с жидкостным. Они булут лопол
	отьазаться вт стальных aMODTHsaTopos.