10 марта 1951 г., № 57 (1899).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	Физическая культура как средство
-“овъышения оаботоспособности
	р Военно-Воздутн
	ых Силах Советбкой
	ную тренировку проводить, TOAPRO  , lium
1,5 — 2-часового паесивного- отдыха, лут

пе “co сном. Не рекомендуется выходить

Ш
на полеты после интенсивной спортивной

гренировки без предварительного пассив-

О ба
	оо отдыха; Целесообразно проводить 16?
больную физическую «разминку» перо
полетами с последующими  дыхательныхи
упражнениями. Это Пмодготовит ортанизи
летчика к прелстоящей работе, Следует

`комендовать в перерывах между

также ре
полетами небольшие 3—4-минутные физ-

КУЛЬТИаУЗЫ, которые повышают работо-
	способноеть ‘летчика. После полета, по вы’
ходе из самолета, полезно на ходу проде-
‚тать несколько. физических упражнений в
‘гочетании с тлубоким дыханием и закон-
чИТЬ упражнениями Ha расслабление
MEUM *

` Опыт показывает. что результаты заня-
тий физическими упражнениями и ©1юр-
том зависят но от вида и Формы Ффизиче-
еких упражнений, а от характера нагруз-
ки, методики самых занятий и вылолне-
ния гигиенических требований. Будет
очень вредно для организма летчика,
если он, сильно утомленный после полета,
начнет играть в Футбол или участвовать
в спортивном соревновании. В данном слу-
чае полезно провести лишь несколько фи-
зических упражнений отвлекающего ха-
рактера, не требующих большого напря“
жения, например вольных движений, не-
большую прогулку или легкую пробежку.
	зная особенности и влияние. того или
иного вида’ физических упражнений и
спорта на организм, сообразуясь © ИНДИ-
видуальными качествами летчика, посове-
товавшись с врачом и руководителем фи-
зической подготовки, командир сможет из-
брать для себя и своих подчиненных нзи-

более подходящие виды спорта.
	занятия физическими упражнениями и
спортом принесут пользу лишь при уело-
вии правильного чередования и взаимо-
действия летной работы, спортивных за*
HATH, приема пищи, отдыха и са,
соблюдения гигиенических правил и само-
	контроля.

Контроль летчика 3a своим здоровь-
ем и Физическим состоянием дополня-
	ет контроль командира и врача, Он помо-
гает летчику лучше изучить свой opra-
низм, во-время заметить признаки начи-
нающегоея утомления и принять соответ“
ствующие меры, уменьшить нагрузку, пе-
реключиться на активный или пассивный
отдых.

В заключение следует подчеркнуть, что
физическая культура и спорт при пра-
вильном и разумном их использовании
являются лучшим средством борьбы с
утомлением летчика, укрепляют его здо-
ровъе; повышают работоепособность.
	По-настоящему овладеть сложной. авиз-
ционной техникой, стойко переносить все
трудности военной службы могут. только
сильные физически, натренированные
авиаторы. Вот почему нужно, ‘чтобы. го-
ветские воины неустанно закаляли себя
физически. :
	задачи в области физического воспита-
ния советских людей с исчерпывающей
полнотой и ясностью определены в’ поста-
новлении ЦК ВКП(б). Долг каждого коман-
дира, полйтработника, партийных и ком-
сомольских организаций неустанно разви-
вать физкультурно-массовую работу, всег-
да помня о том, что физическая культура
и спорт — неотъемлемая часть коммуни-
стического воспитания советского народа,
важное условие повышения боеготовности
авиачастей и подразделений,
Полковник медицинской службы
Н. ГРИТЧЕНКО.
	 У нас теперь много летчиков, KOTOP ®
отлично усвоили ‘ту ‘истину, что физкуль-
тура и спорт являются источником вилы и
здоровья; неисчерпаемым резервуаром длЯ
восстановления работоспособности, могу-
чим средством борьбы с утомлением. Надо
добиться, Чтобы число воинов-спортеме-
нов росло © каждым днем.

Отдых нельзя отделять от деятельности
авиатора, отдых должен восстанавливать
силы летчика, укреплять ero волю, его
психику. Отдых необходимо рассматривать
как ередетво” борьбы с ‘утомлением и его
последствиями. Лучшим отдыхом является
активный отдых в форме различных дви-
жений, физических и сиертивных упраж-
нений. —
° Так, великий русский ученый академик
Й. П. Павлов не признавал пассивного от-
дыха в форме «приятного ничегонедела-
ния». как понимают отдых отдельные то-
	варищи. Физический труд, епорт, гимна-
стика являлись для академика Павлова
подлинным источником накопления новых
сил для творческого труда.

Великий ’ русский ‘ученый академик
И. П. Павлов говорил: «Удовольствие, ис-
пытьваемое при физическом труде, я ие
могу сравнить даже с трудом умственным,
хотя все время живу им». Пример Павлова
	в ЭТОМ отношении весьма поучителен для
	всех советских людей, всех воинов сталин-
ской авиации.

Опыт И. НП. Павлова, а также его пред-
шественника И. М. Сеченова научно под-
тверждает, что восстановление сил даже
после большого утомления ‘происходит
лучше, если во время отдыха производит-
ся небольнтая работа. Известны блестящие
опыты Й. М. Сеченова, который доказал,
что довеленная до полного утомления
правая рука отдыхает более успешно в
том случае, если во время отдыха будет
работать (поднимать груз) левая рука, а
не при полном покое тела.

Советские физиологи научно обосновали
положительное влияние активного отдыха
на предупреждение и снятие утомления.
Объяснение этому факту следует искать в
более благоприятном воздействии активно-
то отдыха на мозг, нервную систему, на
мышцы и внутренние органы,
	Вопрос 0 влиянии активного отдыха
тесно связан с природой утомления. Рабо-
тами И. М. Сеченова и И. Ц, Навлова бы-
ла доказана роль центральной нервной
системы в фазвитии утомления. Утомле-
ние, по Павлову, есть один из автомати-
ческих внутренних возбудителей тормоз-
ного процесса. развивающегося в нервной
системе. Физические упражнения и спорт
оказывают воздействие на организм чело-
века и отдаляют, снижают или устраняют
утомление через центральную нервную
систему.

Каждому офицеру, занимающемуся физ-
культурой и спортом, известно ощущение
бодрости и. энергии, испытываемое ‘ после
занятий ‘или спортивной тренировки.
Правда, эт0’чуветво испытывается только
при правильных занятиях” физическими
упражнениями. Практика показывает, что
бесконтрольные, неумеренные занятия ‘фи-
зическими упражнениями. без соблюдения
основных методических и гигиенических
правил вместо отдыха сами вызывают
утомление. Поэтому чрезвычайно важно
научиться правильно планировать занятия
физкультурой, с индивидуальным учетом
здоровья и физического развития воинов.

В процессе тренировки путем подбора
необходимых физических упражнений на-
до стремиться выработать те физические
качества, которых недостает тому или
иному летчику. В день полетов следует
снижать физическую нагрузку. а спортив-
	Америнансние
империалисты —
злейшие враги

человечества
	С такой повесткой дня, состоялось от-
крытое комсомольское собрание в Н-ском
авизподразделении. Собранию предшество-
вала болышая подготовительная ‹ ‘работа.
В частности. комсомольцы заранее подго-
товились к выступлениям,  оформиля
больтюй монтаж на тему  «Два мира —=
	два образа жизни».

С докладом на собрании выступил офи-
пер Сальников. Он показал разбойничий
облик американских империалистов. Вни-
мательно слушала молодежь рассказ о
зверствах американских интервентов на
Советском Севере во. время гражданской
войны, 0 преступлениях американских аг-
рессоров в Корее, о их гнусной политике
развязывания третьей мировой войны,

Выступая в прениях, воины © нена-
виетью говорили о поджигателях войны.

— Я ненавижу американских империа-
листов за то,— сказал сержант Ерохин, —
что бони причинили неисчиелимые бедствия
советекому народу во время гражданекой
войны. Это ‘они, заправилы Уолл-стрита,
вооружили Финляндию и толкнули ее на
войну против СОСР в 1939 году. Это они
способствовали вооружению гитлеровской

Термании и развязыванию войны против
cccP p 1941 году.
	Народы мира во главе с Советским Сою-
зом обуздают поджигателей войны! Для
Этого нам необходимо бдительно стоять на
страже, мира. Я призываю всех комсомоль-
пев и молодежь неустанно совершенетво-
вать свое боевое мастерство, крепить воин-
скую дисцинлину.

— Мы ненавидим американских импе-
риалистов за то, — сказал офицер комсо-
молец Махнев.—что они воспитывают евою
	молодежь в духе презрения к другим Ha-
	родам, в духе  разбойничьего фашизма.
Вместе со всеми честными людьми земного
пара советекие воины говорят: «Мы не хо-
тим войны и, борясь ва мир во всем мире,
булем крепить могущество нашей великой
Родины — защитницы счастья веех про-
сетых людей».
	—- Я ненавижу американских империа-
листов за то, что они хотят повторить И
умножить все ужасы минувшей войны, —
сказал сержант Глобус.—Долг всех комсо-
мольцев и молодежи — крепить  сило-
ченность вокруг большевистской партии и
вождя всех народов, великого борца 3a
мир товарища Сталина.
	Затем выстунили старшина Кузнецов и
офицер Недригайлов.
	Комсомольское собрание постановило ор-
ганизовать коллективный проемотр и 06--
суждение пьес: «Голос Америки», «За
вторым фронтом», «Опасный перекрееток»,
рекомендовало молодежи читать книги с9-
ветских и прогрессивных иностранных
писателей, разоблачающих гнусную поли-:
тику змериканских империалистов, приз:
звало. всех комсомольцев и молодежь кре-
	ПИТЬ ВОИНСКУЮ — ДИСЦИПЛИНУ, Отлично
учиться, повышать ‘боевую готовность
подразделений.
	Старшина В. ЛУПЯКИН.
Старший сержант Г. КОЛЕСНИКОВ.
	СЕМИНАР СЕКРЕТАРЕЙ
ПАРТОРГАНИЗАЦИЙ
	На днях в Н-ской авиачаети состоялся
семинар секретарей партийных  организа-
ций. Партийные ‘руководители обсудили
ряд организационных вопросов. Перед участ-
никами семинара была поставлена задача—
закрепить успехи  агитационно-пропаган-
дистской работы, достигнутые в дни подго-
товки к выборам в Верховный Совет рес-
публики.
	Оживленно обсуждали участники семи-
нара и другой вопрос невестки дня: «0 ра-
боте с группарторгами». В прениях по

этому вопросу выступили офицеры Кулаков,
Шэхаев. Савельев.
	С докладом 0б итогах отчетно-выборных
комсомольских собраний и.о задачах партий-
ных организаций по улучшению  руковод-
ства комсомолом выступил офицер Карелин.
	Д. ЗЕМЛЯНСКИИ.
	A ИС С Е

Армии созданы все условия для охране”
ния и укрепления здоровья авиаторов.

В каждой части имеются широкие BI3-
можности для проведения любых. смеро-
приятий салнитарно-гигиенического поряд-
енных- на укрепление  здоровья

ка, направл
летчика, штурмана, на. повышение их ра-
ботостособности. Использование этих в93-

можностей зависит от командира, врача,

политработника и самих авиаторов.
_ Известно, что напряженная ‹летная ра-
fora вызывает утомление. Ояо межет от-

рицательно сказываться на точности пило-
тирования самолета и успешной отработке

OO em UR Of
	ae eT

боевых элементов, которые зависят от 59
Этлпованной работы „нервно-мынечной _си-
	стемы. и органов чувств. .
Однако надо различать усталость и
утомление. Усталость это есть субъектив-

а... & розги че ТТ ТЕ
	но воспринимаемая каждым отдельным
летчиком сторона утомления. Бывает так,
что даже при небольной и мало интенсив-
ной работе появляется значительная
усталость, которая не может расценивать-
	‚ся.

как утомление.
	Работа, не отвечающая желаниям, чн”
тересам человека или плохо. организован-
ная, нередко вызывает чувство усталости
гораздо скорее, чем более трудная, но’ 3а-
Хватывающая и четко организованная.
Быстрому ‘утомлению способствуют” также
`слабоё состояние здоровья, недостаточная
выносливость война и т. п.

В борьбе е утомлением летчика чрезвы-
чайно большое значение имеют системати-
ческие занятия физкультурой и спортом,
укрепляющие здоровье авиатора, отдаляю-
щие утомление. Летчики и  штурманы,
воздунные стрелки-радисты, повседневно
занимающиеся. физкультурой, умеют. б0-
роться с утомлением, побеждать его.

Нелавно нам пришлось беседовать с

авиационным врачом офицером Пономаре-
вым. который поделился своими наблюде-
ниями в этой области. Тов. Нономарев
подчеркнул, что летчики, занимающиеся
спортом, при тех же условиях полета
меньше утомляются, лучше переносят не-
регрузки, возникающие при ускорениях,
недостатке кислорода и т, п.

‹ — Я восхищалея выносливостью  лет-
чика-спортемена Иванова, — paccka3bipa-
ет тов. Пономарев. — Закончив полет в
трудных условиях, он всегда выходил H3
машины бодрый и жизнерадостный, без
тени усталости. Этот летчик говорил мне,
что секрет его’ хорошего здоровья и’ ие-
утомляемости -— физические упражнения.

Находясь под постоянным наблюдением
врача и лично контролируя свое  физиче-
ское’ состояние. этот летчик регулирует
спортивную нагрузку в соответствии ©
летной работой. Он использует» физические
упражнения не как самоцель, а как еред-
ство укрепления здоровья и повышения
работоспособности. Так, офицер Иванов. ©
помощью командира, инструктора физиче-
ской подготовки и авиационного врача
разработал комплекс физических упражне-
ний; направленных на тренировку ‘быстро-
ты реакции, координацию и т. п., что по-
зволяет ему лучше. справляться © полет-
ными заданиями. Тов. Иванов занимается
физическими упражнениями ежедневно,

разработал комплеке физических упражне-
зволяет ему лучше справляться © полет-
сочетая их с летной работой так, чтобы
они сами по себе не вызывали утомления,
& служили средством переключения, изме-
нения характера HepBHO-MUIITONHOR дея-
тельности.

Это совершенно правильно. Практика и
научные эксперименты показывают, что
переключение © одного ‘вида работы на
другой — весьма лейственная форма отды-
ха.
	В ПОМОЩЬ
ЛЕТЧИКУ
	ВТОРАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР. На снимке: в зале заседа-
ния. На переднем плане депутафы — Герои Советского Союза летчик гвардии
	Фото Б. ЯРОСЛАВИЕВА.
	подполковник В. Сувиров (слева) и майор И. Киселев.
	ЛЕНИНГРАДЦЫ — ВЕЛИКИМ
СТРОЙКАМ КОММУНИЗМА
	Бонч-Бруевича оказывают деятельную по-
мощь рабочим, инженерам и техникам за-
вода «Электроаппарат» в изготовлении
электрооборудования, измерительной и за-
щитной аппаратуры для Куйбытевекого и
Сталинградского гидроузлов. Совместными
усилиями ученых и производственников
изготовлен новый тип мощного транефор-
матора, а также создан ряд  замечатель-
ных машин и приборов,

Самоотверженно трудятся над созданием
новых манин, агрегатов и различных при-
способлений для новостроек коллективы
металлического завола имени И. В. Сталина,
	завода «Электросила» имени С. М. Кирова. _
	Невского машиностроительного завода име-
ни В. И. Ленина, заводов «Экономайзер»,
«Севкабель». «Электропульт» и многих
других предприятий.

Успешно выпускает продукцию для ве-
ликих строек коммунизма коллектив триж-
ды орденоносного Вировского завода. Стро-
ители волжеких гидроузлов ‘получили от
кировцев. высокосортный прокат, трелевоч-
ные тракторы, специальные машины. Свое
обязательство по изготовлению продукции
для Куйбышевской и Сталинградской ги-
дроэлектростанций в январе—феврале этого
года кировцы значительно перевыполнили.

Упорнсе работают  литейщики завода
имени В. И. Ленина, изготовляющие дета-
ли гидротурбин для новостроек коммуниз-
ма. Очередной заказ коллектив литейного
цеха выполнил на восемнадцать дней
раньше срока. :

За последние шесть месяцев ленинград-
ские предприятия вынустили и отправили
на новые стройки несколько тысяч ваго-
нов оборудования. первоклассных машин,
приборов и аппаратов.
	ЛЕНИНГРАД, 9 марта. (По телеграфу
ст наш. корр.). `С огромным подъемом тру
длятся ленинградцы над выполнением за-
казов для великих строек коммунизма. Ма-
шины, апнараты и приборы для’ грандиоз-
ных гилроэлектростанций изготовляют око-
10 ста предприятий города. Десятки’ науч-
но-исследовательских ‘институтов и ADY-
тих научных учреждений ‘разрабатывают
проблемные вопросы строительства.

Группа сотрудников  Научно-исследова-
тельского института’ водного транспорта во
главе с профессором Маковеевым, про-
изволит испытания прочности Цимлянекого
шлюза. Коллектив института также проде-
лал большую работу, связанную е проекти-
рованием плотин волжских  гидроэлектро-
станций.

Активное участие в проектировании И
строительстве величайших о сооружений
Сталинской эпохи принимают научные ра-
ботники Института инженеров железнодо-
рожного транснорта имени Образцова, В
разработке вопросов: строительства Гидро-
электростанций и гидротехнических 600ру-
жений участвуют научные ` работники
учебных заведений города. В Политехниче-
ском институте имени М: И. Калинина
этими работами заняты все кафедры:

Огромную помощь оказывают ленинград-
кие ученые строительству Главного Турк-
менского канала. Гидротехники, географы,
ботаники, представители! самых различных
отраслей науки разрабатывают проблемы
оронения и озеленения: пустынь.

Научные работники ленинградских ин-
етитутов помогают коллективам заводов в’
создании машин и оборудования для вели-
ких строек коммунизма. Сотрудники Элек-
тротехнического института связи имени
	Творческие задания рационализаторам
	Требовалось срочно. произвести на само-
зетах съемку гидроподъемников шасси.
Для этого предварительно следовало слить
из систем воду и мзело, разъединить тру-
бопроводы и снять масляный бак. На этн
операции обычно затрачивалось много вре-
мени.

Олнако творческая инициатива и наход-
чивость, стремление как можно быстрее
ввести боевую машину в строй помогли
механику сержанту Толкачеву во много
раз ускорить выполнение работы. Передовой
войн применил новый способ съемки гид-
роподъемника. Он снимал агрегат, не осво-
божлая цапф, и не вверх, как раньше, а
вниз. Это намного облегчило дело. Метод
тов. Толкачева сразу же был применен
всем техническим составом. Сложное зала-
ние воины выполнили намного раньше
срока.

Такие примеры не редкость в Н-ском

подразделении. Здесь о повышении твор-
ческой активности новаторов неустанно. за-
`ботятся командир и инженер, партийная и
‘комсомольская ортанизации. Большое вни-
мание уделяется правильной постановке
работы с рационализаторами и изобретате-
MH.
_ Комиссия но изобретательству  разраба;
‘тывает не только общую тематику, но. и
индивидуальные творческие задания спепи-
‘алистам. Естественно, что‘при выборе те-
мы задания учитываются в первую очерель
‘склонность самого новатора, его заинтере-
‚сованность в предетоящей работе. Члены
‚комиссии по рационализации. перед тем
‚как дать задание, подробно беседуют
‚6 воинами, вместе е ними намечают осноз-
`ные показатели разработки: производитель-
‘ность, габариты и пр.

Глубоко сознавая важность порученного
им дела, новаторы не жалеют сил, чтобы
осуществить изобретение или усовершен-
втвование.

По ходу выполнения задания рационали-
заторам оказывается всяческая помощь:
организуются консультации,  проводятея
обсуждения проекта и т. д. Заботливо на-
правляя и поддерживая творческие уси-
лия воинов, комиссия по рационализации
Н-ской части добилась больших успехов.

Офицер тов. Штейнберг, например,  от-
лично выполнил индивидуальное творче-
ское задание. Он усовершенствовал трена-
жер для бомбардиров, серьезно изменив его
влектрическую схему. В результате каче-
ство обучения авиаторов значительно
улучшилось.

Так же успешно еправился е поставлен-
ной задачей ‘ рационализатор тов. Киелов.
Воин лобился повышения точности фото-
графирования ‘путем  усовершенствования
управления этой операцией.

Тов. Покрыщенко сконструировал оряги-
нальную  ‘установку для очистки поверх-
ности самолета от ледяной корки. Даля
этого он использовало тонкую и мощную
струю’ пара, которая ‘разрезает слой льда
на отдельные, легко удаляемые пластины.
Усовершенствование значительно сократило
время подготовки еамолета к полету. Но-
вый способ удаления льдз обеспечил пол-
ное сохранение аэродинамических ‘качеств
самолета.

Недавно командир в своем приказе вы-
соко оценил достижения рационализаторов
и изобретателей части. Группа переловых
	Новаторов награждена ценными подарками.
	Инженер-майор А. ДИХТЯР.
	 Руление и торможение самолета
	ре скорость руления должна быть умень-
шенз настолько, чтобы при применении
тормозов не былое разворачивающего . мо-
мента. Борьба с разворачиванием самолета
путем увеличения скорости руления кате-
горически запрещается, ибо при уменьше-
нии ‘оборотов двигателя это приводит к
резкому развороту в сторону ветра.

На самолетах с двумя и четырьмя лви-
тателями при рулении по ветру или про-

тив ветра обороты рекомендуется устанав-
ливать одинаковые. При боковом ветре

двигателю, расположенному с наветренной
	стороны, обороты устанавливаются больше
	настолько, чтобы 0ез применения тормоза
самолет двигалея в заданном направлении.

Сложнее производить руление по. ука-
танному или слежавшемуся снегу, кото-
рый дает большое торможение. причем эта
торможение бывает часто неравномерным
Из-за различной плотности или TOMI
снега. Поэтому перед началом выруливз-
ния по снежному покрову летчик должен
проверить плотноеть и толщину снега и
руление производить на безопасной скоро-
сти без применения тормозов. Практика
показывает, что в этих условиях нельзя
допускать остановок самолета, так как в
этом случае колеса могут завязнуть в
снегу.

В том случае, когда избежать остановки
не удалось и колеса завязли, летчик обя-
зан принять соответствующие меры. Если
руление производится на самолете с зад-
ним расположением малого колеса, то на-
fo, увеличивая обороту wnunamana
	AG, увеличивая обороты _ двигателя,
следить за тем, чтобы хвост самоле-
та He поднимался и не произошло
	EE

капота. В случае ‘поднятия хвоста реко-
мендуется сбавить обороты двигателей,
чтобы хвостовое колесо плавно опустилось
на снег, после чего повторить попытку
стронуть самолет с места.

На самолете с передним расположением
малого колеса действия летчика, после
того как колеса завязли в снегу, должны
быть особенно осторожными, так как при
страгивании самолета с места на стой-
ку переднего колес» падает весьма большая
нагрузка. Поэтому перед передним колесом
следует разрыхлить или раечистить снег.

Когда состояние снега на аэродроме из-
вестно, руление по нему на прямых
участках пути можно производить на
большей, но не выше установленной ско-
рости. Развороты в этом случае надо осу-
ществлять: на самолетах с одним двигате-
лем — неполным торможением одного кд-
	леса, а на самолетах с двумя и больше
двигателями -— за счет изменения их 0б0-
ротов. Развороты. многодвигательных са-
молетов, когда колеса вязнут в снегу, це-
лесообразнее производить за счет увеличе-
ния оборотов крайнего двигателя. располо-
	женного Ha противоположном развороту
крыле,

Наиболее опасным является  руление
	при гололедице, когда самолет становится
мало управляемым и подвержен действию
бокового ветра. Скорость руления при го-
лоледице He должна превышать 5—
6 км/час, а при подходе к препятотвиях—
скорости медленно идущего человека. Раз-
вороты вблизи препятствий более безопас-
но производить только после полной оста
новки самолета. При сильной гололедиле
развороты вблизи препятствий на многих
типах. сзмолетов производить вообще не
следует. В этом случае двигатели выклю-
чаются и самолет заводится на стоянку
при помощи тягача или при задросселиро-
ванных двигателях и при одном затормо-
женном колесе, путем поворачивания са
молета. применением усилий на фюзеляж У
стабилизатора.

Во всех случаях независимо от состоя-
ния грунта и снежного покрова наиболее
ответственным этапом является вырулива*
ние и заруливание на стоянку, Поэтому,
прежде чем начать руление, следует про
верить исправность тормозной системы.
При выруливании рекомендуется сначала
прорулить по прямой но меньше, . чем на
длину Фюзеляжа самолета.

Заруливание на стоянку затрудняется
наличием препятствий, около которых
приходится выполнять развороты. acre
за стоянкой самолетов снег бывает. недо-
статочно укатан. Все это требует от лет
чика повышенного внимания и руления BB
малой скорости. Особое значение здесь

ФА.
	приобретает осмотрительноеть всех членов
экипажа, включзя и механика  вамольйа.
	о м ^^ * 4 мМОоАЗаЦАВа 6 CAMO1ETS,
который обязан указать летчику правиль-

ное направление руления. Осмотритель-

ВХ Зы ба.
	ve Pee >

uecTh в процессе всего руления есть одно

из основных требований к летному состз-
ву.
	Наличие снежлнюго покрова на зэродрэ-
ме значительно усложняет проведение по-
летов и особенно движение самолетов по
рабочему полю. Полеты в зимних ‘услови-
ях требуют от летного состава высокого
мастерства и’ повышенной ‹осмотрительно-
cTH,   =

Зимой и ранней вееной наиболее часто
поверхность аэродрома бывает покрыта
снегом, рыхлым или укатанным. Кроме то-
го, в этот период нередко наблюдается го-
лоледица, когда аэродром покрыт слоем
Льда, сильно снижающего’ эффект. тормо-
жения. -

Вее это серьезно усложняет действия
летчика. Ноэтому при организации и под-
готовке полетов офипцеры-руководители
обязаны тщательно изучить с летным 60-
ставом все особенности руления и тормо-
жения, учитывая состояние’ аэродрома.

Зимой наиболее благоприятные условия
для руления и торможения бывают” в. тот
период, когда температура воздуха сравни-
тельно низкая и отсутствует снежный по-
EDOB,

Разумеется, руление по Промерзшему
грунту требует от летчика больше‘ сеноров-
ки и внимания, чем по летнему твердому
трунту. Особенно это сказывается в момент
применения тормозов. При’ торможении ‘на
промерзшем грунте за счет таяния влаги,
находящейся в грунте, ‘колеса начинают
скользить. Это скольжение будет тем зна-
чительнее, чем больше влаги’ в’ грунте и
чем больше скорость движения самолета.
Особенно важно утитывать состояние
грунта при определении начала торможе-
ния после поездки и при выполнении раз-
воротов на сравнительно большой. екоро-
ети.

Опыт показывает. что после посадки на
промерзший грунт торможение должно
быть начато раньше обычного. При этом
надо соблюдать общее правиле — тормо-
жение производить импульсными нажа-
тиями на педали или гашетку тормозов в
начале торможения © постепенным увели-
чением продолжительности ИМПУЛЬСОВ.

Руление самолетов. не имеющих тормо-
зов, производится только ¢ сопровождаю-
щим й со скоростью пешехода. При нали-
чии бокового ветра сопровождающий нахо-
дитя с подветренной стороны самблета,
помогая летчику выдерживать направле-
ние и выполнять развороты.

Руление самолетов, имеющих тормоза,
производится по центру РД со скоростью
15—20 км/час. При сильном боковом вет-
	Bb частях ц учебных
	заведениях
(Наии: военкоры сообщают)
	%e Несколько сот  рационализаторских
предложений и изобретений внесено за
1950 год воинами Н-ской авиачасти. Рацио-
нализаторы создали десятки действующих
учебных наглядных пособий, способствую-
щих быстрейшему овладению боевой тех-
никой. Рационализаторы офицеры Клим-
чук, Медвинский и Лубенский, как с00б-
щает майор Н. Александров, внесли каж-
дый но 20 и более предложений.
	К 56.500 км без капитального ремонта
прошла автомашина водителя рядового
Дроздова. Как сообщает наш ` военкор
В. Уваров, комсомолец Дроздов  показы-
вает образцы заботливого ухода за маши-
ной. За все время его работы водителем у

него не было ни одной вынужденной оста-
новки в пути.
	к Свято выполняет военную присягу
старшина Н-ской части Кузнепов. Он, как
сообщает наш военкор М. Волосян, яв-
ляется умелым воспитателем своих подчи-
ненных, прививает им чувство ответствен-
ности за порученное дело и учебу. Экипаж,
в котором работают Кузнецов и его подчи-
ненные, по всем показателям является луч-
шим в части.
	% Хорошо выполняет обязаниости стар-
тера младший сержант Курлович, сообщает
в редакцию младший сержант А. Лаврино-
вич. Еще задолго до полегов Курлович про-
веряет стартовое имущество. затем обходит
летную площадку и устанавливает флажки,

Во время полетов Курлович добросовестно
несет службу.
	эк Бдительно несет караульную службу
рядовой Игнатов, сообщает военкор ефрей-
тор Багиев. Однажды. будучи на посту по
охране самолетов, воин почувствовал запах
бензина. Часовой немедленно сообщил об
этом в караульное помещение. Прибывшие
на стоянку самолетов разводящий с кара-
ульным и’ механиком быстро устранили
течь горючего, За проявленную бдитель-
ность рядовому Игнатову была объявлена
благодарность.
	АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА
	Более десяти лет офицер Галицкий пре-
подает авиаторам радиотехнику. Он умеет
привить слушателям любовь Е своему
 ! предмету. Большое значение придает май-
Гор Галицкий практическому показу. Заме-
‘тив, что слушатели с большим трудом ос-
1 ваивают один из приборов, он сделал ма-
кет этого прибора, и слушатели быстро
изучили его. ,
Применение на уроках разнообразных
‘наглядных пособий вошло у майора Галиц-
‘кого в привычку. Добрая половина посо-
1 бий сконструирована им самим. Для боль-
(ell наглядности механизмы п приборы
’ вмонтированы. в плексиглае, а их детали
1 представлены в разрезе. Наглядноетью В
6бучении офицер добивается высокой успе-

ваемости слушателей. Он учит их грамотно
эксплуатировать  радиооборудование само-
лета, быстро устранять неисправности,

Майора Галицкого чаето можно видеть
во время предполетной подготовки на стар-
те. Он помогает курсантам применять на
практике полученные ими теоретические
знания. Присутствие на старте позволяет
тов, Галицкому поддерживать тесную связь
с летчиками-инструкторами.

Нередко на уроки, проводимые тов. Ta-
лицким, приходят другие преподаватели.
Они стараютея перенять его опыт, его
умение широко пропагандировать приори-
тет русских и советских ученых в различ-
	ных областях науки и техники.
Майор А. БОДНАР,