СТАЛИНСКИЙ сокол
	Действенность политических занятий
	приходил мало подготовленным, деятельно-
го участия в обсуждении темы занятий
не принимал. За ним наблюдалиеь случзи
нарушения воинской лисциплины.
	Однажды Ковальчук получил письмо из
колхоза имени Сталина, Каменец-Нодоль-
ской области, откуда он пришел в
	Лидии Кононенко, — сказал тов. Веете-
ров. — Чем прославились эти патриотки?
А тем, что они самоотверженным трудом
приумножили славу своей Родины. Эти
две прядильшицы Купавинской тонкосу-
конной фабрики выступили инициаторами
бопьбы за экономию сырья. Прядильщива
	Валитан Нестеров второй год руководит
группой политических занятий, в которую
входят механики. Политически грамотный,
культурный пропагандист, требовательный
к себе и к слушателям, он всегда приходит
на занятия хорошо подготовленным, просто
И доходчиво излагает кажлую тему.
	14 марта 1951 г., № 60 (1902).
	С КОМСОМОЛЬСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ
	Множить ряды передовиков
боевой и политической подготовки
	Закончила свою работу комсомольская
конференция Н-ского авиасоелинения. Кон-
	TapeM старшина Никитков, более года яв-
лялаесь передовой в части. Вее- комеомоль-
	ференция показала возросшую  политиче-
скую активность молодых воздушных вои-
нов, их безграничную любовь и предан-
ность великой партии большевиков,
мудрому вождю, учителю и другу  совет-
ской молодежи товарищу Сталену.

цы этого подразделения были отличникама
боевой и политической подготовки. Здезь
нередко проводились встречи отличников
по обмену опытом учебы и работы. На
стоянках самолетов были лозунги, про-
славляющие успехи воинов-комсомольнев.

SS TOMAS ATER DY ВПолатас:т naw tye LOM.

ской области, откуда он пришел в   ЗОРЬЗЫ за SROHOMEW) Cbipba, Myatiibines

Характерной чертой в работе руководи-  ряды Советской Армии. Родители авиатора   Мария Рожнева сократила отходы шерсти

теля группы являетея стремление к тому, сосбщали о том, что в их

чтобы всесторонне и глубоко знать каждо-

го. слушателя, вго запросы, стремления.
О а о ее ео

колхозе выра- в три с половиной раза. Ткзчиха Лидия
щен обильный урожай, что в ближайшее   Кононенко сэкономила более 70 килогозы-

время начнется строительство нового клу-  мов пюретяной пряжи в день и выработа-
ба и‘ этектоостатятиий ла из нее около 150 нетюв добротного
	по всей нашей стране.
	0а и`электростанции.
Ковальчук решил этим сообщением поле:
	AUTHOA WH с рувюоволителем Группы.
	— Нисвмо очень отрадное. — заметил
	тов. Нестеров, а потом спросил ефоейтора:
	— Вы уже и ответ налисали?

— Нет еще. —ответил Ковальчук. —
Ведь надо написать о своей службе, а что
я могу им сообщить?
	Долго в этот вечер беседовал пропаган-
дист с авиатором. В конце беседы он ска-
зал:

— Стремитесь стать отличником, про-
являйте настойчивость. упоретво в Учеде.
	Помните народную мудрость: «С мастерет-
вом готовым люди не родятся, но добытым
мастерством TODIATCAY.
	Для Ковальчука этот разговор не про-
шел бесследно. Он. стал внимательнее ча
уроках, начал тщательнее готовиться к
занятиям. Вогда в группе изучалась тема
«Вак жили и боролись за свое освобожде-
ние рабочие и.креетьяне в царской Рос-
	СИИ», Ковальчук, попросив слово. сказал:
	— Л недавно одну внажку читал. Там
старейшая работница одной из московских
фабрик говорила такие слова: «Вы проси-
те рассказать. как мы жили раныше и как
	EEE EST “ee - в eo

Эти знания позволяют” ему успешно. `‘приме-
‘HATH HHIHBHIVAaABHDI подход. к обучению

ской молодежи товарищу Сталину. славляющие успехи воинов-комсомольцев.
_ 0собое внимание делегаты конференция Bee шло хорошо, пока старшина `Никит-

авиаторов.
	ОБРАЯ слава идет в Н-ском под-
разделении об авиационном меха-
нике старшем сержанте Н. Куликове.
	Уважение товарищей комсомолец Ку-
ликов завоевал своей дисциплиниро-
ванностью и трудолюбием. Он — отлич-
ник боевой и политической подготовки,
один из лучших  авиаспециалистов.
Старнший сержант Куликов быстро ос-
воил новую для него материальную
часть, научился грамотно эксплуатиро-
вать ее, беречь, как зеницу ока. За
добросовестное выполнение воинского
	уделили вопросам дальнейшего повышения
авангардной роли членов ВЛЕСМ в учебе и
тисциплине, в укреплении боеготовности
чзстей и подразделений.

— На последней проверке  политиче-
ских занятий, — сказал докладчик тов.
Карелин, — в целом наши части получи-
WH высокую оценкх.
	3a отчетный период число отличников
боевой и политической подготовки выросло
здесь более чем в четыре фаза. Появилиеь
отличные экипажи, подразделения. Многие
комсомольские организации обеспечили
подлинную примерность членов BAKCM
в учебе и дясциплине.

В подразделениях выросло немало от-
личников учебы, показывающих пример
ревностного выполнения своего воинского
долга. Комсомольцы офицеры Комлев, Вры-
лов и другие в совершенстве овладели сво-
вй специальностью, успешно выполняют
самые сложные задания. За активную ра-
боту в комсомольской организации все они
пагражлены Почетными грамотами ЦВ
BARCM. ,

На конференции была поставлена в
пример работа  комеомольца-отличника
	ь9в не уехал в длительную командировку.
Вернувшись через три месяца, он 6 orop-
чением увндел, что дела значительно ухуд-
WHAWCh.

Замещающий секретаря сержант Xany-
гин считал, что, так как все комсомольцы
являются отличниками, можно не беспоко-
иться о проведении воспитательной работы
с ними. Отличников не стали собирать для
обмена опытом, комсомольское бюро не по-
пуляризировало их достижения, не инте-
ресовалось работой каждого комсомольца.
Это самоуспокоение дорого обошлоеь ком-
сомольской организации. За короткое вре-
мя некоторые комсомольцы потеряли право
считаться отличниками. Повинны в этом
не только сами комсомольцы, но и тов.
Хапугин, который, выполняя обязанности
секретаря комсомольской организации, за-
пустил воспитательную работу с моло-
дежью.

Отличников следует воспитывать повее-
тневно и терпеливо. Рядовой Парфенов на-
	рушал воинскую дисциплину, ветупая в
пререкания с0 старшими по званию. Мно-
го пришлось поработать комсомольской ор-
ганизации в этим воином. Но зато сейчас
он — отличник боевой и политической
	Сейчас большинство слушателей груп-
пы учится только х01910 И ОТЛИЧНО. И В
	этом—большая заслуга. офицера Нестерова.
	О чем бы на занятиях ни поиходилось
пропагандисту говорить — о могуществе
нашей Родины, о патриотизме советских
людей. о требованиях военной присяги, —
	он всегда умело увязывает одщеполитиче-
	съие вопросы с задачами своего  подразде-
ления, со службой авиаторов. Связь поли-
тических занятий с жизнью подразделения
способетвует повышению качества боевой
учебы, помогает слушателям лучше ос-
мыслить свой долг перед Родиной. Вот не-
сколько примеров.
	Авиаторы подразделения выполняли
очередное упражнение боевых стрельб из
личного оружия. Руководителю группы
тов. Нестерову не удалось на них при-
сутствовать. Поэтому он на второй же
день побеселовал се командиром. секретарем
	комсомольской организации,  поинтересо-
вался результатами стрельб. При этом
пропагандист 060й0е внимание обратил на
содержание стенной газеты. «боевых лиет-

Инициаторами экономного раехоловения
сырья выступили также Ф. Бузненов и
Л. Корабельникова. Таких примеров можно
привести множество.
	Многне авиаторы нашего подразделения,
Tak же, как и труженики народного хозяй-
ства, показывают образцы честного служе-
ния любиной Отчизне. Таковы. наприжер.
механики Борисов н Харун. Они служат
образцом в дисциплине. настойчиво изуча-
ют и сберегают авиационную технику. Не-
лавно им объявлена благодарность за безу-
пречную подготовку самолета к полетам.
№ сожалению. иначе поступает Волтаков.
		И пропагандист вкфатце рассказал
проступка механика.
	—- Советские люди показывают образцы
трулового героизма, — прололжал  пропа-
гандист. — И потому каждый из нас дол-
жен стремиться к тому, чтобы быть до-
стойным своего народа, надежно охранять
его мирный созилательный трут.
	Слова руководителя группы глубоко
взволновали Колтакова. В’ беседе с коман-
тиром он чистосерлечно поизналея, что на

EE INE IID ЧИ, р Е, ЧА. ЧЕ. a Я РЕВ Зы РН ЕТ СЦ АР ие <. lla 9 >57 Х — ee PNR Ee ROS Se ee >е Ne AON eee ee

г хник-лейтенанта Романова МЕЖ ААА ee = ЗАЗ ТЕ А rE aver eee ee a wee eee а А
AnHaTexEuS  Toe Романов является мз- ПОДГОТОВКИ, награжден значками  «Отлич-  долга он имеет ряд поощрений. Как   ков», листовок, которые были выпущены   те рассказать, как мы жили раньше и как диром он чистосердечно призналея, что на

2 - зе 3-Е * 2 г УЧ А НЫЙ тракторист» и «Отличный пофер». передового воина и активного обще-   на стрельбище. живем теперь? Чудной, я бы сказала, в0- политических занятиях руковолитель епра-
		передового воина и активного вое
ственника комсомольцы избрали его
членом бюро. Но нему равняются авиа-
специалисты части, с него во всем бе-
руг пример. На снимке: сержанты
В. Зуев (справа) и В. Исаков у пла-
ката о товарище  Куликове.

Фото В АНТОНОВА.
	Мастер
своего дела
	Более пятидесяти лет работает токарем
Алексей Филимонович Беляев. Сейчас ему
пошел семьдесят второй год. Однако, не-
смотря на преклонный возраст и возмож-
ность уйти на обеспеченный государством
отдых, тов. Беляев продолжает трудиться.
Он отлично выполняет любое задание и за-
служенно считается у ремонтников лучшим
мастером. Старейший токарь проявляет
много ценной инициативы. Только за пос-
ледние полгода он внее и осуществил болез
двалнати рационализаторских поедложений.
	Вак-то в часть поступили для хромиро-
вания стойки шасси. Они требовали пред-
варительной обработки на шлифовальном
станке. Станков такого тина не’ было: Тот-
да Алексей Филимонович на обыкновенном
станке установил приспособление, позво-
лившее выполнить задание.

В другой раз старый кадровый рабочий
разработал специальный переходник, даю-
щий возможность восстанавливать шестер-
ни без применения специального оборудо-
вания. При этом была достигнута очень
высокая точность обработки деталей.

Весь свой богатый опыт  токарь-новатор
неустанно передает молодым рабочим. Его
ученики Колесников, Ширшов и Малько,
следуя примеру своего учителя, добились
больших производственных успехов.

Своим настойчивым трудом передовые
ремонтники укрепляют могущество люби-
	мой Родины.
Майор авиационно-технической службы
		Ариатехник тов. Романов является мз-
crepom своего дела. Только за истекший
rol путем грамотной эксплуатации самоле-
та он Сэкономил государству свыше семи
тысяч рублей и большое количество горю-
че-смазочных материалов.

Такими примерами богата жизнь комсо-
мольских организаций соединения. Однако
ни в OJHOM из выступлений делегатов He
проскользнуло и нотки благодущия или
зазнайства. Вее выетупавшие подчеркива-
	ди, что достигнутые результаты могли
быть значительно выше. Делегаты  оетро,
по-деловому критиковали отдельных —Бом-
	сомольеких руководителей, не добившихся
того, чтобы каждый комсомолец стал от-
личником боевой и политической подготов-

ки. Серьезной критике был подвергнут и
доклад тов. Карелина.

— Тов. Карелин, — сказал делегат кон-
ференции сержант Горевалов,—0б отлични-
ках знает по ‘бумажкам. Только этим мож-
но объяснить, что он несправедливо «рас-
пек» в своем докладе авиатехника тов.
Тукьянова якобы за отставание в. учебе,
	тотла как Дукьянов является отличникюм
боевой и политической подготовки. Види-
м0, товарищ Карелин плохо знает положе-
ние дел в подразделениях. А почему? Да
потому, что он редко бывает в них, не
беседует с комсомольцами, не прислуши-
взется к нуждам и запросам молодых
	° ВОИНОВ.
Многие делегаты говорили 9 ‘TOM,
ч7т0 в работе комеомольских организа-
	ций нетерним застой, особенно в таком
важном деле, как воспитание отличников.
Комсомольская организация, где ceKpe-
		велливо говорил о его отношении к учебе.
	Ныне механики Ковальчук, Волтаков и
Raypos являются отличниками учебы.
Недавно им объявлена благодарность за
добросовестное отношение к работе. Это их
третье ноопфение, полученное в новом то-
ду.

Опыт, накопленный пропагандистом тов.
Нестеровым, показывает, что любую тему,
которая изучается авиатотами, можно увя-
зать с жизнью и задачами подразлеления.
Но борьба за действенность политических
занятнй немыслима без участия в ней пар-
тийной и комеомольской организаций.
	Партийная организация постоянно инте-
`ресуетея, как. руководитель готовится к
занятиям, какие успехи имеют авиаторы в
политической подгетовке, помогает слуша-
телям в их самостоятельной. работе нах
книгой. Коммунисты и комсомольцы часто
проволят доклалы. беселы, вечера, помогаю-
цгие солдатам и сержантам глубже усвоить
материал. Недавно, например. по иницна-
тиве комсомольнев в подразделении был
проведен молодежный вечер на тему «Со-
ветский летчик — это звучит горло». Ком-
муниет тов. Лукьянов постоянно проводит
беседы о требованиях военной присяги.
Авиаторы с большим интересом слушают
также беседы о великих стройках комму-
низма. о неустанной борьбе советского на-
	рода за мир и демократию.
	ный тракторист» и «Отличный шофер».
Комсомольцы избрали его делегатом на кон-

ференцию.

—- Я благодарен своим комсомольским
руководителям, — заявил на конференции
тов. Парфенов. — Они помогли мне встать

в ряды славного боевого коллектива от-
личников боевой и политической — подго-
товки. Это почетное для воина звание «от-
личник» я никогда не уроню. °

Большое внимание в работе конференции
было уделено такому важному вопросу,
как овлаление комсомольцами второй епе-
	циальностью.

— У нае немало примеров. — сказал
сержант Насыров, —- когда  мотори-
сеты готовятся стать авиационными ме-
	ханиками, трактористы в совершенстве 0в-
чадевают вождением автомашин. Вот, на-
пример, делегат Богатов — отличный 1о-
фер спецматины, в совершенетве освоил
вожление автомашин других марок и сей-
час готовится сдать экзамен на шофера 2-го
	класса.
Забота о том, чтобы вее члены ВЛКСМ
были отличниками учебы, — это забота о
	дальнейшем усилении боеготовности 4a-
стей и подразделений. Вот почему каждая
комсомольская организация должна  счи-
тать своей первейшей обязанностью вос-
питание отличников.

Подведя нтоги своей работы по обеепе-
чению выполнения требований приказа
Военного, Миниетра, конференция приняла
развернутое решение, обязывающее казкдо-
TQ комеомольна стать отличником боевой и
	политической подготовки.
Капитан Д. ЗЕМЛЯНСКИИ.
		Вскоре после этого соетоялиеь занятия
ис теме «Добросовестно изучать военное
дело». Руководитель группы подробно oc-
тановился на тех требованиях, которые
предъявляютея к воинам-авиаторам: не-
прерывное совершенствование своего бое-
вого мастерства; укрепление дасциплины
к организованности.
	—- Большинство наших воинов честно
выполняет свой долг перед Родиной, —
сказал пропагандист. — Они слывут ма-
стерами своего дела, отличниками учебы.
Таковы механики Егорычев, Малышкин,
Бортников и другие. Эти авиаторы отлич-
не выполнили упражнение боевых стрельб,
и им командир вручил поздравительные
открытки. 0 них же, как о мастерах ево-
его дела, написаны заметки в стенной га-
зете и «боевых лиестках».
	— Но вот, — продолжал руководитель,
— заметка другого содержания. В ней го-
ворится, что младший сержант Кауров не
проявляет настойчивости в овладении во-
инским мастерством. На последних стрель-
бах он не выполнил упражнения.
	Далее капитан Нестеров привел пример
	с выдающимся летчиком нашего времени
В. ПН. Чкаловым.

— Многие из вас’ слышали: наверное,
	что вначале трудно давалась огневая -пот-
	готовка Валерию Павловичу Чкалову, —
продолжёл он. — Но Валерий Павлович
систематически и настойчиво тренирозал-
	ся, перенимал опыт других товарищей и
вскоре стал одним из отличных стрелков
	своей части. Упор.
рождают мастеретво...
	части. Упоретво и настойчивость
	ефрейтор
тия Of
	pec. Это все равно, что ясный день с

темной ночью сравнить». Я запомнил эти.
	слова. Такой же была до советской власти
и жизнь трудящихся Занпалной Украины.
Взять нашу семью. Отец и мать день и
ночь гнули спину на польских панов да
на своих помещиков. А хлеба все paBHo
не хватало. Среди зимы приходилось итти
к богатеям —— занимать. Счастье пришло
к нам, когда советский народ протянул
свою братскую руку помощи. Советская
власть освободила нае от кабалы пеменши-
ков. Сейчас не узнать нашей деревни...
	И Бовальчук прочитал письмо, получен-
ное им от родных.

В группе изучалась тема «Советский на-
рол в борьбе за, воестановление и развитие
наротного хозяйства СССР». Пропаганлист
тов. Нестеров подобрал наиболее  интерее-
ные примеры о замечательных уснехах на-
шего народа в выполнении сталинской пя-
тилетки; накануне занятий поговорил с
командиром, поинтересовалея нозыми уе-
пехами соллат и сержантов в боевой подго-
товке. Во время беседы командир 050006
внимание руководителя группы обратил на
слушателя Колтакова, который за поеледнее
время стал небрежно относиться к перучен-
	ной работе, совершил дисциплинарный про-
ступок. Тут же он сообщил и о том, что ме-
	ханикам Борисову и. XapyHy объявлена
	благодарность за добросовестную подготов-
	KV авиационной техники к полетам.
	занятия по теме пропагандиет начал с
рассказа о сазмоотверженном труде  совет-
	ских людей. которые вее свом силы отла-
	ют дальнейшему подъему экономической
мои налней сопиалиетической Отчизны.
	Беей стране извеетны имена лауреа-
	тов Сталинокой поемин Марии Рожневой и  `

Так руководитель грунпы лов: Нестеров
борется за действенность политзанятий,
нрививает авиаторам любовь к военному
телу. верность военной ‘присяге, воспиты-
	вает у них обеспредельную  поедавность
своему пароду, социалистической Родине.

С ЮРОВ
	Е. MYKOBCKOMY
	ра: майор инженерно- -авиапионной службы

. В. Голубев.

В днях для чтений лекций и локла-
лов, посвяшенных намяти Н. Е. Жуков-
ского. ‘из Москвы в авиачасти выезжает
группа лекторов-—преподавателей и науч-
ных работников Враенознаменной орлена
Ленина военно-воздушной инженерной
академии имени профессора Н. Е. Жуков-
ского.
	манска уходили пароходы и целые карзВа-
ны судов: трюмы их были доотказа запол-
нены награбленным добром; в них было
рее — начиная от мачтозого леса и кон-
	чая щетиной.

По официальным данным самих интер-
‘вентов, они вывезли © территории Северно-
го края сырья и товаров на 50 миллионов
золотых рублей и дополнительно, в п9-
рядке так называемой «торговли» (кото-
рая являлась не чем иным, ‘’ как особой,
слегка замаскированной формой грабежа),
более чем на 100 ‘миллионов золотых руб-
лей. Но это, конечно, очень п очень, пре-
уменьшенные ланные. Только льна. куде-
ли и пакли запалные. «друзья» Росени (а
они любили так говорить. особенно: в ре-
чах и документах) хапнули не больше и ве
меньше. как 350 с лишним тыгяч пулов,
	в том числе одного льна — 304.075 пу-
дов. Ничего не скажешь — алчный аппе
тит!
	И этот аппетит хищников  разгорался,
чем дальше, тем сильнее. Если бы это
было можно, интервенты с удовольствием
бы сожрали весь наш Север со всеми его
богатствами.
	Читаешь  полуистлевшие документы,
вроде приказа главнокомандующего союз-
ными войсками английского генерала Пу-
ЛЯ 0 том, что необходимо ввести быстро-
действующие военно-полевые сулы, «ввиду
значительного количества арестованных
лиц». или сообщение бригадного генерала
Е. Айронсайда й том, ‘что приведен в ис-
полнение смертный поиговор нал комнеса-
ром Шарытиным, Георгиевскям, Комаро-
вым, Якобчаном, Джанчиковым, а для 02-
тальных заключенных приговор золжен
быть также приведен в исполнение... Нет,
о, спокойно читать эти докумен-
ТЫ!
	HH Bab близко, лицом к липу. же
лезные когорты советских патриотов, ко-
торые, презрев все опасности и самую
	емерть, шли на борьбу е трижды прокля-
тым и ненавистным вратом.

Они знали; есть Москва. есть Ленян.
есть Сталин. Они спасут народы Севера от
рабетва. Они верили: нал советеким Севе-
ром взовьется алое знамя своболы. И ево-
	обода пришла!
А. КОНДРАТОВИЧ
	г. Мурманск.
	Б этом подразделении служит ep
Ковальчук. Олно время на занятия
	«Николай, будь достойным воином Совет-
ской Армии. строго соблюдай дисциплину,
лучше овладевай боевым оружием, которое
тебе вручила Родина», — так, писал рядо-
вому Галюку его старший брат.

До службы в армии тов. Галюк был од-
них из лучших трактористов  Проскуров-
ской МТС, Каменец-Подольской области.
Несколько раз его премировали за отлич-
ную работу.

С первых дней пребывания в подразде-
лении Николай Галюк проявил желание
овладеть новой для него маркой трактора.

С помощью своего командира старшины
Матросова Галюк изучал материальную
	1. Палачи
и грабители
	часть трактора. Он тщательно составлял
конспекты, закреплял полученные знания
На практической работе. Настойчивая учеба
дала свои результаты. Воин блестяще сдал
зачеты. Квалификационная комиссия при-
своила ему звание тракториста второго
	RIC.
Недавно ряловой Николай Галюк написал
	брату: «Твой наказ я выполняю. Нриобрел
в армии новые знания и получил права
тракториста второго класса. Можешь быть
уверен, что и дальше буду работать только
отлично. чтобы крепить могущество нашей
	Родины».
Сержант А. ДОРОШЕНКО.
	Сразу же после захвата интервентами
Советского Севера началась полоса жесто-
чайшего террора Без разбора хватали лю-
дей и бросали в тюрьмы, пачками расстре-
ливали не только большевиков, но и тех,
кто высказывал какое-либо сочувствие К
советской власти. Сохранился «Список
большевистских деятелей и лиц, явно CO-
чувствующих им, по сведениям контрраз-
ведывательного отдела штаба союзных
войск». В нем 16 страниц, свыше 500 фа-
милий. Этот список был далеко не единст-
венным. За короткий срок лишь в Мур-
манске вместо одной тюрьмы было созда-
но целых пять. В камерах на 20 человек
сидело по сто, в одиночках — по 10—15
заключенных. Но не помогло и это «уп-
лотнение»: осенью 1918 года англо-аме-
риканцы построили 10 тюремных бараков.

А тюрьмы на Дровяном, на скалистом
Торос-острове, в Александровске.. Печенге,
Иоканьге! И ведь это только в одном Мур-
манском крае! Наконец, озверевшие окку-
панты создали пловучую тюрьму на па-
роходе «Чесма» и, не удовольствовавшись
этим, пустили по железной дороге спепи-
альный карательный поезд.

0 ликом разгуле террора, оо массовом
истреблении советских людей, о невыноси-
	мых, нечеловеческих условиях, созданных
для арестованных, вспоминают очевидцы,
те. кому чудом удалось сохранить свою
ЖИЗНЬ.

«Местом для тюрьмы в Печенге,—сви-
детельетвует т. Колосов, — офицеры-
«строители» избрали большую гору. Вну-
три горы была вырыта глубокая квадрат-
ная яма. На врытых в землю (в яме)
столбах слелали земляную крышу. Вместо
окон была устроена вытяжная труба.
Входом и выходом служил узкий земляной
коридор. В этой яме помещалось от 150
до 200 заключенных. В дождливую пого-
ду через «крышу» протекала вода. «Сте-
ны» были всегда влажными».

С бесстыдной циничностью интервенты
называли эту тюрьму «комфортабельной
гостиницей» по сравнению с. Мудьюгом
(островом возле Архангельска, где томились
3 заточении тысячи советских людей). Но,
	Воскресные чтения, посвященные п.
		Лекцию Ha тему «Н. В Муковекий —
основоположник современной авиационной
науки» прочел профессор, локтор техниче-
ских наук, генерал-майор  инженерно-
звиационной службы Я. М. Курицкее.
Очередное воскресное чтение, посвящен-
ное Н. Е. Жуковскому, состоится 18 марта.
С лекцией на тему «Работы Н. Е. Жуков-
ского по теории крыла» выступит член-
корреспондент Академии наук СССР гене-
	квартиру одного из белогвардейцев и схва-
тывают после этого десятки горожан.
Прекрасно зная, что советские люди, как
0 самом большем ‘счастье, мечтают BHI
рваться из англо-американского ада, они
вдруг объявляют O TOM, ITO желающие
выехать в «Совдепию» могут это  лег-
ко сделать: к их услугам «союзное коман-
дование» предоставляет три эшелона. На-
шлиеь доверчивые люди. Сначала все
шло нормально. эшелоны были поданы, в
них погрузиловь мчого семейств. И трону-
лись в путь, почти не веря самим себе:
неужели, действительно, впереди — ¢Bo-
бола, счастье? Ho на первой же после
Мурманска остановке начались. расстрелы.
Несколько дней шли до Масельской эти
«эшелоны смерти», оставляя за <0обой де-
сятки, сотни трупов. И, наконец, в самой
Масельской были добиты остальные. Спас-
лись лишь немногие.
	эа полтора года оккупации англо-амери-
канцами советского Севера ими было рас-
стреляно только по приговорам военно-по-
левых судов 4.000 человек. В тюрьмы и
концлагери интервенты бросили около
52.000 советеких граждан. Всего на ок-
купированной территории через тюрьмы
прошло 17 процентов населения, т. е.
кажлый шестой житель подвергался аресту.
	Таков позорный кровавый итог хозяй-
ничанья американских и английских им-
периалистов на нашем Севере. Но это еще
неполная картина их нашествия.
	` Американо-английские захватчики дезор-
танизовали и без того слабо развитое вто
время народное хозяйство Севера. Было
законсервировано и разрушено большин-
ство заводов, фабрик. мастерских. Пришел
в Упадок рыбный промыеел, запущены
лесные разработки.
	Уничтожая советских людей, изошряясь
в издевательствах нал ними. оккупанты
в то же время лихорадочно грабили край.
Заплечных дел мастера были в этом деле
многоопытными специалистами! Сразу же
после захвата северных областей они рек-
визировали все наличные склады — лэ-
са, льна, пеньки, мафганцевой руды ит. п.
Веь это было объявлено «непрякосновен-
ной собственностью союзных войск». Оче-
вИлЦЫ Этого повального грабежа расеказы-
вают, что почти кажлую неделю из Myp-
	1951 года 30-летием со лня смерти Bean
кого русского ученого Н. Е. Жуковского
в воскресенье 11 марта в Доме офицеров
академии состоялось очередное воскресное
чтение. посвященное научной и обще-
ственной деятельности «отца русской
авиации» Н. Е. Жуковского. Большюй зри-

тельный зал заполнили авиаторы частей
а а к а гатнийзона о

— Бы должны отвечать только «Tan TON”
но» и «никак нет». Никаких других -от-
ветов, никаких рассуждений я не допу-
щу». Через несколько минут распоясав-
нгиеся бандиты открыли стрельбу по бара-
кам. Лишь в одном из бараков было уби-
vo 6 и ранено 26 человек. Эти 26 не-
счастных были добиты на глазах людей
начальником тюрьмы, вбежавшим в барак
е0 словами «Есть ли пострадавшие?».

«В один лень мы зараз унесли в горы и
зарыли в снег около 70 трупов», — пи-
сал в «Известиях Мурманского Совета»
29 апреля 1921 года один из тех, кто
пережил ужаеы Иоканьги.

«Нас послали очистить мертвецкий са-
рай, — рассказывает другой очевидец. —
В нем была беспорядочно навалена громад-
ная куча трупов. Не оставалось свободного
места. чтобы ступить нотой. Некоторые из
нас заколебались.

— Ступай смелее! — закричал охран-
ник. — Жалеете, сволочи, своих, сами тут
будете».

Только 300 ‘человек из нескольких ты-
сяч узников остались в живых в Иокань-
те, причем лишь 50 человек могли с боль-
шим трудом самостоятельно двигаться.

Такой осталась в памяти советских лю-
лей Иоканьга — ледяная плаха, на кото-
рой американо-английские палачи умерт-
	ВИЛИ сотни мужчин, женшин, юношей, ста-
	риков и даже детей.

Иоканьга не была единственным  мес-
том, где с изуверской последовательноетью
производилось массовое истребление совет-
соких люлей. Под игом оккупантов стонал
весь Север нашей страны.

Сохранились фотографии того времени,
снятые в различных местах Заполярья и
Карелии. И на каждой из них оставила
свою жуткую печать смерть. Иоканьга—
полуистлевшие кости в тюремном карцере.
Мурманск — груда трупов на берегу 3а-
лива. Сорока — тела расстрелянных возле
железнодорожной станции. Масельская —
обезображенные трупы в лесу...

Реки пролитой крови не могли умерить
звериную злобу интервентов к советским
людям. Выискивая поводы для расстрелов,
они ортанизуют многочисленные провока-
ции, после которых террор разражается с
новой силой. В Мурманске они бросают ©
провокационной целью бомбу в пустую
	оказывается. и Мудьюг бледнеет в сравне-
нии с Иоканьгой!

Иоканьга... Сейчае это большой рыба-
чий поселок, раскинувшийся на берегу
Баренцова моря. На одной из подступаю-
щих к морю сопок стоит символический
монумент: пъедесталом ему служит огром-
ный каменный куб, опоясанный железны-
ми цепями. Иоканьгу в те тяжелые вре-
мена называли «островом смерти»...
Здесь от рук англо-американских палачей
погибли сотни советских патриотов.
	Их привозили сюда из Мурманека, Ат-
хангельска, Онеги, Сороки и других на-
селенных пунктов и бросали в холодные,
нетопленные бараки. Зимой 1918—19 pr.
стояли сильные морозы, на бараки об-
рушивалиеь лютые ветры. Люди умирали
от холола. побоев. голода...
	«Сырая кожура с картошки, валяющая-
ся в грязи, в ‘помойке, — вспоминает один
из узников Иоканьги Воронцов, — стано-
вилась лакомством, но ее имели возмож-
НОСТЬ собирать только. тогда, когда выго-
няли на работу. Чтобы: ускорить вымира-
ние заключенных, ежедневно вводились
«новинки». В хлеб примешивалась карбол-
ка, которой дезинфецировали  уборные,
суп заправлялея вместо соли морской
водой. От такой пищи заболевания увели-
чивались; особенно свирепствовала дизен-
терия. Тела некоторых начали загнивать.
Смертность доходила в сутки ю 11—12
челорек».
	Смертность резко поднималась вверх в
дни массовых истязаний и расстрелов. А
таких дней было значительно больше, чем
«тихих», «спокойных». В Иоканьге ин-
тервенты создали невыносимый режим,
малейшее отступление от которого  кара-
лось смертью. В ночные часы заключен-
ным категорическм запрещалось разгова-
ривать даже пюнотом. Ходить можно бы-
Л0 только по определенным тропичкам.
	И днем и ночью гремели выстрелы. Ра-
ци «забавы» палачи без всякой причины
открывали огонь по баракам. «Вы лишены
всяких прав, — заявил однажды заклю-
ченным начальник Иоканьгской тюрьмы.
	Минут за двадцать до остановки радио-
узел поезда объявляет о приближении к
Мурманску. Впрочем, и без этого напоми-
нания видно, что мы подъезжаем к боль-
шому городу. За окнами бегут электриче-
ские огни: они то вытягиваются в сияю-
щую‘ непочку, то яркой россыпью оесвеща-
ют покатые горбы заполярных сопок.
	И вот, наконец, Мурманск. Светает.
Поднимаемея от вокзала в гору, к цент-
ральной магистрали города — проспекту
Сталина. Возле площади с редким назва-
нием — Пяти углов — останавливаемся.
Внизу, окруженная заснеженными горами,
синеет незамерзающая бухта. По ней ле-
НИВО, тяжело ходят густые, невысокие
волны. Дымят у причалов пароходы.
	И тотчас же вспоминается давняя, поч-
ти полузабытая фотография: запечатлены
на ней голые мурманские сопки. беепоря-
дочно раскиданные домики, бараки, кри-
вые полярные березки. и на этом уны-
	том, безрадостяом фоне — надменные, са-
моуверенные фигуры американцев и
англичан.
	Здесь в 1918—1919 гг. бесчинствовали
америвано-английские интервенты.

‚ Грязные еледы их хозяйничанья, Ко-
нечно, уже давно исчезли. За годы совет-
ской власти вырос новый Мурманск —
крупнейший на Севере промышленный
центр, оснашенный по последнему слову
техники порт. Ho память о нашеет-
вии «цивилизованных» разбойников жи-
ва. (0 их _ преступной работе  напо-
минают старожилы города. В Мурманском
областном музее хранятся документы, по
которым очень легко представить. сколько
ла принесли интервенты на наш Север.
	Они преелеловали олну цель—задушить
	молодую Советскую республику. С этой
Weblo. при помоши отъявленных врагов
	народа — троцкистов они и вошли в НА
чале лета 1918 гола в Мурманский порт.