2. СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ `   5 апреля 1951 г., № 79 (1921).

RAMEN ЭЛЕМЕНТ В УЧЕБЕ АВИАТОРА

Tlacanu привратствийм.

Бе внимание уделяют пред-
полетной подготовке капитан Гон-
чаренко и лейтенант Волошин. Резуль-
таты тщательной подготовки к полетам
хорошо сказываются на выполнении за-
	даний в воздухе. Летчики капитан
Г. Гончаренко (слева) и лейтенант
И. Волошин по праву считаются луч-
ними летчиками Н-ской авиачасти.
	Фото Е. УДОВИЧЕНКО.
	Самостоятельная подготовка летчика к
выполнению тото или иного запланирован-
н0го ему упражнения — важный и ответ-
ственный этан в предварительной подго-
товке к полетам, Вее основные отправные
данные для самостоятельной работы авиа-
ор получает от командира подразделения.
Повышение теоретических знаний, необхо-
димых для уснешного выполнения задания,
дальнейшее совертенетвование практиче-
ских навыков происходят в процессе еа-
мостоятельных занятий. Они дают летчи-
ку возможноеть всесторонне подготовиться
к выполнению в определенной последова-
тельности тех упражнений, которые надо
будет произвести в полете, заранее осуше-
ствить все ‘необходимые раечеты.
	Однако было бы неверным полагать, Fro
самостоятельная подготовка должна прохо-
дить без участия обучающих летчика
командиров, без их контроля и помощи. Не
сковывая инициативы летчика в самосто-
ятельной подготовке, командир обязан  по-
стоянно контролировать его учебу, при-
ходить ему на помощь при возникновении
неясных вопросов, при обнаружении оши-
бок во время тренажей, оказывать помопть
в подборе необхолимых пособий и литета-
	y Pb.

В один из последних летных лней лет-
чик офицер Червоненко показал высокое
боевое мастерство. Успех полета был обус-
ловлен тщательно проведенной  предвари-
тельной подготовкой и всесторонней отра-
боткой полетного задания в часы самоетоя-
тельных занятий.
	эимой летчики этого подразделения
успешно справлялись с поставленными
перед ‘ними задачами. С высокими
оценками были выполнены многие слож-
ные  комплеконые полетные задания.
Этому BO многом способствовали пра-
вильная организация самостоятельной
подготовки, привитие каждому летчику
высокого чувства личной ответственности
за выполнение предстоящего полета.
	Майор Г. СЕМЕНИХИН.
	В связи с семидесятилетием товарища
И. В. Сталина приветствия ¢ сердечными
пожеланиями доброго здоровья и долгих
лет жизни товарищу Сталину прислали: .
	Участники торжественного заседания ран-
онного Совета депутатов трудящихся, пар-
тийных и общественных организаций Крас-

ногвардейского района Крымской области;

Участники торжественного заседания рай-
кома ВКП(б) и районного Совета депута-
тов трудящихся совместно с представителя-
ми партийных и общественных организаций
Шулненского района Красноярского края;
	Колхозники колхоза «Веселый труд» Бе-
резовского района Красноярского края;

Участники торжественного заседания пар-
тийных. советских и общественных органи-
заций Кондольского района Пензенской об-
ласти:

Педагогический коллектив и учащиеся
школы рабочей молодежи № 8 станции
Армавир-П Северо-Кавказской жел. дороги;

Коммунисты Акташского района Татар-
ской АССР;

Колхозники колхоза им. Жданова Голоб-

ского района Волынской области;
Медицинские работники Верхне-Хомутян-

ского врачебного участка Ростовской обла-
сти;
Колхозники колхоза «Передовик» Ново-
	Кубанского района Краснодарского края;
Учашиеся 9-го класса средней школы им.
Чкалова Худатского района Азербайджан-
	ской ССР:
	Учащиеся Чернышенской семилетней
школы Козельского района Калужской об-
ласти:
	Коллектив учителей Шестовской семилет-
ней школы Ново-Заимского района Тюмен-
ской области;

Колхозники колхоза имени Сталина Ру:
довского района Тамбовской области;

Словечанский райком КП(б) Украины и
исполком районного Совета Житомирской
	области:
	Вывеля самолет из пикирования и про-
изводя разворот, гварлии лейтенант Вара-
сев еще раз взглянул на полигон. Таки
есть, сброшенные им бомбы упали в сто-
pone or mean.

«Учебное бомбометание не выполнил», —
е горечью полумал он. Это epasy омрачи-
10 то хорошее настроение, с которым под-
нимался летчик в воздух.

Докладывая командиру © результатах
полета, Карасев призналея, что не может
понять, какую именно он допустил опгиб-
RY, повлекогую за собой невыполнение по-
ставленной задачи.

— Расскажите подробно о своих дейст-
виях в полете, — сказал командир.
Неемотря на то, что летчик точно рас-
сказывал 0 своих действиях в воздухе,
командир также не смог определить причи-
ны незылолнения бомбометания. После 03-
накомления е замечаниями руководителя
полетов на полигоне командир принял ре-
шение совершить в подчиненным совмест-
ный полет на бомбометание на учебно-бое-
вом самолете.

Этот полет позволил командиру уетано-
вить ошибки молодого летчика. Оказалось,
чтз офицер Карасев нетравильно выполнял
маневр перед Заходом на цель и неумело
произволил ввод еамолета в пикирование,
Вроме того, опытный летчик заметил и дру-
тую ошибку у своего подчиненного, которая
также влияла на меткость бомбометания; В
момент сбрасывания бомбы, нажимая на
боевую кнопку, Варасев в то же время не-
произвольно отжимал ручку управления
«от себя», Это приволило к изменению уг-
ла пикирования самолета, и, следователь-
но, направление при пикировании не вы-
держивалось. Разумеется, бомба не могла
поразить нель.

Взяв управление, командир показал Ва-
расеву, как следует производить маневр
перед заходом на цель, как надо выдержи-.
BAT самолет в момент сбрасывания бом-
ы.

— Теперь для меня ясны мои ошибки,
— сказал молодой летчик.

— Ели вы поняли свом слнибки, —

Вечер. Б ярко освещенном классе само-
летов курсанты занимаются самоподготов-
Bott.

На стенах висят диаграммы, чертежи,
схемы. Они позволяют лучше разобраться
в типе того или иного самолета, во взаи-
модействии и назначении его частей. На
стеллажах, в открытом шкафу и на столах
перед курсантами — макеты машин и их
отлельных частей.

В классе тишина. Слышны шелест пе-
реворачиваемых страниц и шаги препода-
вателя.

Инженер-капитан Ткачев, преподаватель
материальной части самолетов, останавли-
вается около курсанта Павленко, проемз-
тривает сделанную им запись дневной лек-
пии. Уточнив отдельные формулировки,
офипер переходит к другому столу.

Курсант Ватель обратилея е просьбой
разъяснить ему, какие имеются обобенно-
сти в устройстве шасси реактивных вамо-
летов. Ответив, инженер-капитан тут же
проверяет. правильно ли усвоено его объ-
	_яченение.
	заключил командир, — значит, вы сделали:
половину дела. Но вторая, самая важная
половина, ззключаетея в том, чтобы вы
как можно лучше подготовилиеь вк пред-
стоящему полету самостоятельно,
	Выполняя указание командира, офицер
Карасев упорно и настойчиво готовился к
очередному полету. Он внимательно про-
читал указания о технике ‘выполнения
бомбометания с самолета данного типа,
провел несколько тренажей в учебном
классе на специальных установках и в
кабине самолета. Вся самостоятельная ра-
бота летчика проходила под наблюдением
опытных офицеров, всегда готовых  ока-
зать ему помощь, дать необходимые указа-
ния. полелитьея личным опытом.
	Так было и в процессе тренировки в
кабине самолета. Отрабатывая навыки в
сбрасывании бомб, Варасев попрежнему o7-
новременно с нажатием боевой кнопки не-
значительно отдал «от себя» и ручку уп-
равления. Это не ускользнуло от офицера
Двойнишникова, внимательно наблюдавше-
ro за действиями летчика. Он тотчае же
пришел нз помошь авиатору, объяснил и
показал, как нало работать с арматурой во
время бомбометания. Офицер Лвойнипени-
ков посоветовал гвардии лейтенанту Ва-
расеву производить нажатие на кнопку не
всей рукой, а лишь пальцем. В этом слу-
чае ручка управления не отжимается и,
следовательно, угол пикирования самолета
остается постоянным.
	В процессе треназжа в том объеме, кото-
рый был необходим для предстоящего по-
лета, офицер Карасев старался хороню 06-
уыелить все свои действия, получить не-
обхолимые навыки, позволяющие — умело
уптавлять мапиной.
	Высокое. чуветво ‘ответственности, серь-
езное отношение к самостоятельной нолго-
товке, предшествовавшей полету, помогли
гвардии лейтенанту Варасеву в короткий
срок преодолеть свои ошибки. В очередной
летный день офицер ЁКарасев успешно вы-
полнил комплекеный полет и метко пора-
зил бомбами пель на полигоне.
	ВОСПИТАТЕЛЬ ЛЕТНЫХ КАДРОВ
	лей в создании авиационной техники. Он
стремится к тому, чтобы обучаемые отлич-
но знали конструкцию и методы эксплуа-
тации самолетов. Й офицеру удается до-
битьея своей пели.
	Отличникам он поручает заниматься е
наименее успевающими и, таким образом,
подтягивает их до уровня передовых. Так,
курсанту Ёзковкину, получившему за ко-
роткое время две носредственные оценки,
помог отличник Нефедов. Ежедневно в ча-
сы самоподготовки тов. Нефедов занимал-
ся с ним не менее получаса, и уже через
десять дней Ваковкин показал хорошие
знания материальной части самолета.
	Офицер и сам помогает отетающим. Он
проводит для них консультации, учит, как
вести конспект. На уроках таких курсан-
тов он вызывает для ответов чаше, чем

тех, которые учатея хоро.
	Инженер-капитан привлекает курсантов
	RK изготовлению макотов монтажей и схем
	по изучаемым темам программы, Только за
три последних месяца куреанты изготови-
ли около 10 макетов и более 40 схем.
	Но инициативе преподавателя в классе
заведен листок ежедневного учета успева-
емости, в КотТором отмечается, какие оцен-
	ви получены курсантами за день. НО
вывешиваетея для всеобщего обозрения.
	Учителя Красивской семилетней школы
Глазковского района Тамбовской области;
Коллектив работников 3-го отделения
	СВЯЗИ Г. Даугавпилса;
	Колхозники колхоза «Белорусь» Речиц-
кого района Гомельской области;
Колхозники и  кКолхезницы колхоза
	имени Сталина Мловлинского района Ста-
	линградской области;
Коллектив рабочих и служащих Козин-
	ского райпромкомбината Ровеяской обла-

сти;
Колхозники колхоза «Ленинский путь»
	Глодянского района Молдавской ССР;
Высокиничский райком ВКП(б) и испол-
	ком районного Совета депутатов трудящих-
	ся Калужской области;
Колхозники колхоза «Социализм» Пуш-
кинского района Азербайджанской ССР;
Трудяшиеся Тырновского района Мол-
	давской ССР;
Педагогический коллектив _Ниспоренско-

го района Молдавской ССР;
Работники  Рогачевского райфинотдела
	Гомельской области;
Исполком Тучинского районного Совета

депутатов трудящихся Ровенской области;

Колхозники и колхозницы  сельскохозяй-
ственной артели «Красное Знамя» Ракитян-
ского района Курской области;

Колхозники и колхозницы колхоза им,
Кирова Кашарского ‚района Ростовской об:
ласти;

Колхозники колхоза «Красная Заря» Мо-
сальского района Калужской области;

Члены артели «Красный транспорт»,
г. Бобруйск;

Колхозники и колхозницы колхоза «Но-
вая жизнь» Знаменского района Тамбов-
ской области;

Колхозники сельскохозяйственной артели
«Путь Ленина» Исаклинского района. Куй-
бышевской области;

Медицинские работники объединенной
железнодорожной больницы станции Пен-
за Г ж. д. им. В. В. Куйбышева;

Представители партийных, советских,
комсомольских и профсоюзных организа-
ций и колхозов Платоновского района Там-
бовской области;

Кирова Яльчикского района Чувашской
АССР;

Рабочие, колхозники, представители пар-
тийных, советских, профсоюзных и общест
венных организаций Буденновского района
Ставропольского края;

Колхозники, колхозницы, специалисты
сельского хозяйства, интеллигенция и ра-
ботники государственных учреждений Сол:
тонского района Алтайского края;

Колхозники и колхозницы, рабочие, слу;
жашие и интеллигенция Базарно-Сызган-
ского района Ульяновской области;

Представители от партийных, советских я
других общественных организаций Волын:
ского района Орловской области;

Трудящиеся Волчихинского района Алтай:
ского края;

Участники торжественного заседания
партийных. советских и общественных орга-
низаций Ново-Одесского района Николаев:
ской области:

им. Микояна Хабарского района Алтайского
края;

Колхозники и колхознипы колхоза «Свет:
лый путь» Кобринского района Брестской
области: ры
_ Колхозники и колхозницы колхоза им,
Ворошилова Кировского района Ашхабал-
ской области:

Колхозники и колхозниты колхоза им;
Дзержинского Кировского района Ашхабад-
ской области:

Коллектив медицинских работников Обе:
единенной больницы станпии Тамбов Мос-
ковско-Рязанской ж. дл.

(Продолжение списка поступивших
приветствий — в следующих номерах).
	РР тд В ®;

Опытный
производственник
обучает молодежь
	В одном из цехов Н-екой ремонтной да-
‘зы работает учаетник Великой Отечеетвен-
ной войны опытный производственник Ми-
трофан Владимирович Бураков. Много
лет работает он по своей специальности и
сейчас по праву считается одним из луч-
ших производственников базы.

Тов. Бураков по своей инициативе взял
на социалистическое сбережение токарный
станок и не только заботливо сохраняет,
но и эффективно использует его. Специа-
лист отлично выполняет разнообразные т9-
карные работы. Недавно он освоил на
станке чистку кислородных баллонов и от-
качку воздуха из насосов.

Чтобы выполнить эти операции, Митро-
фан Владимирович изготовил ряд дополни-
тельных приспособлений. Для чистки бал-
лонов, например, он изготовил  специаль-
ные стальные сегменты, которые вволятея
внутрь баллона. При вращении сегмевты
PACKOTATCA и очищают внутреннюю п-
лость. Это приспособление помогло поднять
преизволительность труда на 300—400
прон. Вроме того, достигается большая эко-
номия материалов.

Митрофан Владимирович настойчиве обу-
чает молодежь. Он помог овладеть маетер-
ством также демобилизованным воинам
Бобылкину, Шевцову, Гаврилову и другим.
	Много радости опытному специалисту
доставляют успехи его учеников. Так, ком-
мунист Шевцов предложил новый cmocod
зушки кислородных и воздушных баллонов
после гидравлического испытания, Это поз-
волило повысить качество сушки и увели-
чить производительность труда почти в де-
сять раз.

Нримеру тов. Шевцова следуют другие
воспитанники тов. Буракова. Они доби-
ваютея лучшего использования оборудова-
ния и экономии средств и материалов.
	Майор авиационно-технической службы
А ИСАЕВ.
	венных ученых и изобретателей, поможет
еще ярче и полнее представить себе ту ог-
ромную заботу, которую проявляют боль-
евистекая партия, Советское правитель-
ство, товарищ Сталин 0 развитии нашей
переловой науки.
	Вместе с тем необходимо отметить и не-
которые недостатки рецензируемой книги.
На нат взгляд, авторы ошибочно задались
целью написать о русском первенстве две
книги, причем одну из них, т. е. ту, 0 Ео-
торой идет речь в данной рецензии, посвя-
тить в основйом прошлому периоду нашей
науки, а другую — достижениям современ»
ной науки и техники, Так, видимо, и нуж-
но понимать следующее место из преди-
словия: «Блиетательным победам советской
науки и техники авторы посвящают следу-
ющую книгу, над которой в настоящее
время ими ведется работа».
	Целесообразнее было бы довести дело ло
конца в рамках одной книги и в каждой
главе более полно провести ту нить ието-
рической преемственности, которая суше-
ствует между передовой наукой прошлого
времени и советской наукой, показав вме-
сте с тем огромное превосходство нашей со-
временной науки, базирующейся на идеях
марксизма-ленинизма. 0 догичности такого
построения книги свидетельствует и тот
факт, что авторы уже вынуждены были
наруптить взятое на себя ограничение, так
как последние главы рецензируемой книги
(штурм недр, наука о жизни, о плодородни
почв) в значительной степени связаны с
советским периодом в развитии науки.
	Этот не совсем удачный композициоч-
ный замысел породил и другие недостатки
книги. Так, например, в разделах об авиз-
ции авторы не показали достижений выха-
ющихся конструкторов авиационных двига-
телей Героев Социалистического Труда Шве-
цова, Климова, Микулина, Это тем более
странно, что сами авторы на стр. 225 бе-
рут на себя обязательство рассказать о ра-
боте конструкторов авиационных ABHTaTe-
лей более подробно в одной из последующих
глав. Однако это обещание осталось не-
REILOUHEH ELEY.
	Имеются в книге и другие досадные
ошибки. Так, на стр. 225 приведено не ео-
ответствующее действительности количе-
ство самолетов, якобы принимавших уча-
стие в первой мировой войне.

В основном же книга «Рассказы о рус-
ском первенстве» является, на наш взгляд,
	большой удачей авторов и издательства.
Н. ЧЕРЕМНЫХ.
	Коллектив работников и учащихся Улек-
чинской семилетней школы Закаменского
	аймака Бурят-Монгольской АССР;
	Колхозники и колхозницы колхоза им.
Орджоникидзе Николо-Пестравского района
Пензенской области;

Колхозники и колхознины колхоза им.
Молотова Беднодемьяновского района Пен-
зенской области;

Колхозники колхоза имени Сталина
Ржаксинского района Тамбовской области;
Чапаева Тарасовского района Ростовской
области;

вый мир» Беленихинского района Курской
	области:
Колхозники и колхознипы  сельскохозяй-
	ственной артели «Пятилетка в четыре го-
да» Словечанского района Житомирской
области;

Коллектив работников Харьковского про-
изводственного комбината «Союзторгрекла-
ма»;

Учащиеся и учителя Ново-Булаевской
начальной школы Яльчикского района Чу-
вашской АССВ;

Рабочие и служащие артели «Красный
Октябрь», г. Каменек-ишахтинский Ростов-
ской области;

Колхозники и колхозницы колхоза «За
Родину» Дивинского района Брестской об-
ласти;

Колхозники колхоза им. Карла Маркса
Лачинского района Азербайджанской ССР;

Колхозники колхоза «10 Жовтень» Дву-
речанского района Харьковской области;

Коллектив финансовых работников Дву-

Котовского Рожишенского района Волын-
ской области;

Коллектив работников 5-го отделения
связи Г. Ленинграда:
	Это оказывает большое воздействие. Б ча-
стности, курсанты Лопата, Закревский и
Баленко, слабо успевавшие в начале обу-
чения, теперь подтянулиеь. Против их фа-
МИЛИЙ в листке учета успеваемости неиз-
менно стоят четверки и пятерки.
	Тов. Ткачев обучает и воспитывает кур-
сантов в тесном контакте со всеми офице-
рами училища. партийной и комсомоль-
ской организациями Нередко он пригла-
шает на уроки  летчиков-инструкторов.
Присутствующие имеют возможность лич-
но убедиться в том, как учатся их подчи-
ненные. Помимо того, посещения инструк-
торов помогают офицеру Ткачеву еще: тес-
нее увязывать теоретические вопросы с
практикой.

Бывает, что по поводу  неуспеваемости
того или иного курсанта преподаватель об-
рашаетея к командиру. Вак-то курсант
Алексеев получил плохую оценку. Нрено-
хавзтель поставил в известность об этом
командира подразделения. Командир  ока-
зал воздействие на Алексеева; теперь этот
курсант учится хоропю.

С большевистской  страстностью тру-
дитея военный педагог инженер-капитан
Ткачев, обучая и восепитывая летные кад-
	ры для советской авиации.
Майор В. ВАСИН.
		Так же вдумчиво ведет тов. Ткачев и
классные занятия. Учебный материал он
излагает в доступной форме, следит за тем,
чтобы все вели записи лекций. Читаемые
им лекции пронизаны идеей приоритета
руеских и советских ученых и изобретате-
	С первых дней службы в рядах Совет-
ской Армии воины-комсомольцы Смирнов,
звягин и Новоселов добросовестно выпол-
няют свой воинский лолг, Они повселнев-
но показывают образцы диециплины и
	K P HTH KA
И БИБЛИОГРАФИЯ
	Совершенствуется мастерство
		В частях ци учебных заведениях
(Наши военкоры сообщают)
	Самолет-буксировщик  ебросил конус.
Подбежавние воины расематривали его.
определяя результаты стрельбы двух лет-
чиков.

— Одна. две, три красных, Смотрите,
BOT ен... — показывал на пробоины один
из сержантов. — Хорошо стреляет старитий
лейтенант Ильиных. А желтых следов
опять нет; Ни одна пуля лейтенанта Ма-
рийченко не попала в конус.

Офицер Марийченко остро переживал
свою неудачу.
	«Ночему все пули пошли мимо конуеа?
— думал летчик. — Ведь я тщательно
подготовился к полету».
	Ведущий офицер Ильиных внимательно
следил за действиями летчика в воздухе
и подметил несколько его характерных
оптибок.
	Готовясь в разбору полетов, етарший
лейтенант Ильиных проанализировал рас-
четные данные летчиков, построение ма-
невра при заходе на цель, дальность от-
крытия и прекращения огня. В началу
разбора в классе были сосредоточены
схемы, чертежи, модели самолетов, дентиф-
рованные енимки.
	— Вы, товарищ лейтенант, — сказал
командир, обращаясь к лейтенанту Марий-
ченко. — открывали огонь e большой
дальности. брали малое упреждение. Ко-
нечно, при этих условиях трудно поразить
пель. Расчетные данные, составленные на
земле, вы не соблюдали при атаке пели.
	Указав летчику на ошибки, командир
пояснил, как нало строить маневр при 38-
хохе на цель и на что обращать внимание
при прицеливании, чтобы не допускать
повторения опгибок,

Тщательная подготовка на земле — не-
нременное условие успеха в воздухе. Вот
почему значительное время в самостоятель-
ных занятиях и учебе в классах было за-
трачено Ha глубокое изучение теорети-
ческих основ воздушной стрельбы и отра-
ботку необходимых практических навыков.

Свои теоретические знания авиаторы
закрепляли на тренажной аппаратуре и в
тире, отрабатывая навыки быстрого и
точного определения дальности, упрежде-
ния и других элементов воздуптной стоель-
	% Беседы о боевом пути и традициях
части регулярно проводятся в Н-ском авиа-
подразделении, Военкор тов. А, Лаврино-
вич сообщает, что особенным уснехом поль-
зуются беседы ветерана подразделения
офицера Насоненко, проводимые им у кар-
гы боевого пути части. Эту карту своими
силами изготовили авиаторы тт. Бондарев,
Попов, Федин и Бодунов.

к Семинар помощников pykononureneit
групп политических занятий состоялся на]
днях в Н-ской авиачасти. Военкор гвардии
ефрейтор А. Давыдов сообщает, что на нем
	бы. Старательно готовилея к очередным
полетам и лейтенант Марийченко.

Утром, на предполетной ‘подготовке,

‘командир дал последние указания.
— Сейчае полетим вместе на учебно-
боевом самолете, — сказал старший лей-
тенант Ильиных летчику Марийченко. —
В воздухе внимательно следите за моими
действиями. >

Двухместная машина, пилотируемая офи-
цером Ильиных, набрала высоту. Вскоре
показалась пель.

—щ Иду в атаку!.. Открываю огонь! —
услышал летчик по радио голое командира.

Затем. приняв управление машиной, то
же упражнение выполнил лейтенант Ма-
рийченко. Он правильно построил маневр
и с заданной дальности открыл огонь.
Командир был уверен в положительных
результатах стрельбы летчика,

— Хорошо... Сделайте еше одну атаку.

При втором заходе летчик Марийченко
снова действовал правильно и упражнение
выполнил.

Но эти первые успехи летчика не успо-
коили командира. Хотя тов, Марийченко и
начал метко стрелять, он все же лопускал
опгибки в построении маневра как в оди-
ночных полетах, так и при полете в со-
ставе пары.

Однажды летчик Марийченко. будучи
ведомым. при атаке пели значительно от-
стал от ведущего, действовал вяло. Коман-
дир передал по радио:

— Ведомый. займите свое место!

При повторных атаках летчик точно
выдержал заданные дистанцию и интервал.

— Залачу мы в основном выполнили. —
заявил Ильиных на разборе полетов, — об
этом свидетельствуют пробоины в конусе,
Но летчик Марийченко пока еще не овладел
искусством маневра, кроме того, он не-
умело уходит от «противника»,  недоста-
точно внимателен в воздухе.

Офицер Ильиных напомнил. как важны
эти качества и что вырабатывать их надо
повседневной учебой.

Хорошо запомнил лейтенант Марийченко
слова вамандира. С кажлым полетом он
	всв лучше и лучше выполняет полетные
залания.
	Лейтенант М. ДОРОГОВ
	КОМСОМОЛЬЦЫ — ПЕРЕДОВЫЕ ВОИНЫ
	организованности, усердно изучают воен-
ное дело.

Передовые воины за время пребывания
в Н-ской авиачасти имеют по нескольку
	и   поопений-
	Отличники боевой и политической нод-
готовки тт. Смирнов. Звягин и Новоселов
пользуются большим авторитетом у воинов
	подразделения.
Старший сержант Л; БУЛГАКОВ.
	развитие авиации, направляемое больше-
вистской партией, тениальными вождя-
ми трудящихся В. И. Лениным и
И. В. Сталиным. Эту мысль прекраено вы-
разил знаменитый деятель науки Констан-
тин Эдуардович Циолковский, который в
своем письме к товарищу Сталину завещал
все свои труды по авиации, ракетоплава-
нию и межпланетным сообщениям партии
большевиков и советекой власти — под-
линным руководителям человеческой куль-
туры.

0 развитии советской авиации расска-
зывается также в разделе «Боевая авиа-
ция» и в главе «Грозное оружие». Здесь
авторы, правда, очень кратко, перечисляют
достижения авиационных конструкторов,
приволят рисунки некоторых самолетов.
	Не менее интересны и другие главы и
разделы книги. В разделе «Врупнейшие
открытия» мы знакомимся с мечтой Менде-
леева о подземной газификатии угля, © от-
крытием курской магнитной аномалии, со-
ликамеких калийных солей, с изобретением
первого в мире электромагнитного сейсмо-
графа, @uRcupytomero колебания земной
коры.

Послежние главы рецензируемой книги
посвящены наукам о преобразовании при-
роды. Авторы просто, в доетупной для чи-
тателя, форме рассказывают о торжестве
учений К. А. Тимирязева, В. В. Докучае-
ва, П. А. Костычева, а также о трудах co-
ветских ученых  В. Р, Вильямса, И. В.
Мичурина. Т. Д. Лысенко и др.

Соответствующие главы книги посвяще-
ны наукам, непосредственно связанным ©
медициной, в частности микробиологии.
Haima отечественная наука всегда отлича-
лась своей гуманностью, стремлением по-
мочь человеку. Мы читаем о героях-врачах,
которые жертвовали собой ради того, чтобы
спасти человека от чумы, о новых спосо-
бах переливания крови, благодаря которым
спасены многие тысячи человеческих жиз-
	ней. Гуманизм нашей медицинской науки
особенно уместно подчеркнуть сейчас. ко-
гда продажные «ученые», состоящие на
службе у американо-английских империа-
листов. разрабатывают варварские  сред-
ства массового уничтожения людей. Пе-
	чатью позора и проклятия клеймят народы
этих извергов двалцатого века.

Глубоко патриотическая книга «Расска-
зы о русском первенстве» будет, несомнен-
HO, ¢ большим интересом прочитана  со-
ветскими авиаторами. Она расскажет им
многое нового в героическом труде отечест-
	Рассказы
	первенстве
	Изумляет та величайшая энергия, е ко-
торой русские люди разрабатывали важней-
шие проблемы науки и техники, в том чис-
ле авиации. Царское самодержавие так же,
как и современный американо-английский
империализм, создавало невыносимые уело-
вия для научного творчества, душило все
новое, передовое, прогрессивное, Авторы
RHUTH, OCBETHB творческую  деятельноеть
А. Ф. Можайского, справедливо отмечают:
«Трудно переопенить творческий подвиг
Можайского. Вспомним, в каких тяжелых
условиях ему приходилоеь создавать свой
первый в мире самолет, вспомним, что не
на годы, а на десятилетия опередил он
других строителей аэропланов».
	Б книге упоминается о конструировании
и неудачном испытании летательных анпа-
ратов тяжелее воздуха в последнем десяти-
летии прошлого века, в частности англича-
нином Максимом и французом К Адером.
«Этим изобретателям, — пишут авторы, —
нехватало того, что стоит дороже золота.
Нужен был гений Можайского, его огромная
воля, горячий патриотизм, вера в свое де-
10, позволивлгие этому великому человеку

сделать реальностью мечту человека о сво-
болном полете».
	Известно также, что наз первом этапе
развития авиации существовало мнение,
что конструкция самолета должна основы-
ваться лишь на опытных данных; теория
В этом деле игнорировалаеь, да ее, как та-
ковой, собственно, и не было. И вот в Рос-
сии нашелся человек, который создал тео-
рию авиации. Этим революционером науки
был Николай Егорович Жуковский, кото-
рого великий Ленин назвал отцом русской
		о русском
	Пропаганда научных и технических
знаний-—олна из важнейших задач  куль-
турного воспитания нашей молодежи, в том
числе воинов Советской Армии.
	В связи в этим несомненный интерес
представляет вышедшая недавно в изда-
тельстве «Молодая гвардия» научно-попу-
лярная книга «Рассказы о русском первен-
стве»*). Эпиграфом к этой книге приведе-
ны слова И. В, Сталина о том, что «Моло-
дежь в особенности должна знать историю
Науки».
	Внига оставляет у читателя довольно
полное и яркое представление с маспттабах
достижений, о разнообразни талантов рус-
ских людей. Она активно утверждает при-
оритет наших отечественных ученых и
изобретателей вс многих отраслях науки н
TEXTE.
	Внига состоит из олинналпати самостоя-
	тельных глав; БВ них  рассказываетея 6
творцах точных Наук, 0б основах
ХИМИИ, электротехники, метадхлургии,
	транспорта, о биологии, о плодородии почв.
В каждую из этих наук русский гений
внес свой огромный вклад. В подтверждение
этого авторы ренензируемой книги приво-
дят много интересных материалов, в том
числе публикуемых впервые.
	Из главы «Творцы транепорта» читатель
узнает о покорении русекими людьми бес-
крайних просторов своей Родины. Это они
первыми в мире спроектировали, построили
в испытали «чугунку» — механизирован-
ный внутризаводекой транспорт, паровоз,
гусеничный трактор и другие средства пе-
редвижения.

В этой же главе имеется раздел «Рассказ
в людях, которые подарили миру крылья».
Русским людям принадлежит безраздельный
приоритет в области воздухоплавания, в
изобретении первого самолета, в создании
научной теории авиации вообще и скороет-
ной в частности.
	*) ВБ. Болховитинов, А. Буянов, В. Захар-
ченко, Г. Остроумов. Под общей редакцией
В Орлова. Рассказы о русском первенстве.
Издательство ИК ВЛКСМ «Молодая гвар-
лия». Москва, 1950 г. Стр. 421. Цена 16
руб. у
	знаменитый русекий ученый открыл
«тайну крыла», объяснил и дал метод рас-
чета подъемной силы, которая держит са-
молет в воздухе. В настоящее время труда-
ми Жуковского и Чаплыгина, впервые ука-
завитего на особенности екоростного полета,
пользуются авиаконструкторы всех стран
земного шара. }
	В заключение этото раздела книги 0ео-
бенно подчеркивается, что только после
Великой Октябрьской социалистической ре-
золюнии началееь в наней стране бурное
	тт, Иванов, Максимов, Мишин и другие

РВ рек а
	хх АЕ АХ:

‘подробно рассказали о своем опыте работы
	со слушателями, пропустивитими занятия, а
также об организации помоши отстаюпгям.
	Ж Сержант Федоров — лучший слуша-
тель нашей группы политзанятий, сообщает
военкор И. Фоменко, Он всегда добросо-
	вестно готовится к занятиям, принимает
активное участие в беселах.
	За отличную учебу тов. Федорову предо-
ставлен командованием краткосрочный отч
пуск. Его имя занесено на Доску отличников: