13 апреля 1951 г., № 86 (1928).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	OD dis JE TAY]
	сли такое деление в Прошяом. когда”
технические средства  ‘самолетовождения
были несовершенны. а полеты производи-
лись на сравнительно малых выбвотах и
скоростях, и было правильным, то теперь,
в СВязи с дальнейшим развитием авиа-
ционной техники, это деление устарело и’
объективно иногла приводит летный CO-
став K недооненке Технических средств.

самолетовождления.
	В самом леле. почему место бамочета,
определенное визуально с большой высоты,
должно именоваться лействительным, хотя
при этом может быть допущена вна-
чительная ошибка. a иногда один ори-
внтир может быть даже впубан в другим?
Й почему место самолета, полученное при
помощи технических сбредетв., называется
не действительным, а расчетным, хотя
это место определено с большой точностью
и достоверностью? Совершенно очевидно,
что деление места самолета на РМ и ДМ
является отжившим и от него следует от-
вазаться,
	В процесее обсуждения предлагалось
вместо старого деления ввести новое —
визуальное (ВМ) и расчетное (РМ). Однако
такое деление также He будет аяваяться
строгим, Tak Kak B ряде случаев место
самолета определяется и не визувльно, и
без всяких расчетов. напоимер определе-
	ние момента пролета радиостанции по
радиокомнасу. :
Пелесообразнев вместо двух терминов
	ДМ и РМ установить единый термин —
место самолета (МС), независимо от того,
определено ли OHO визуально или при по-
мощи технических средств самолетовожде-

НИЯ.
	Место сёмолета может быть определено
отметкой момента поолета естественных и
искусственных ориентиров, находящихся
под самолетом, 4 также в пересечений ли-
ний положения бамолета (очислением и
прокладкой на каре пути, пройденного
самолетом, определением и прокладкой на
карте пересекающихся линий положения
от двух-трех точек на земной поверхности,
в виде географических или условных коор-
динат, определенных на земле с помощью
радиотехнических вредетв и переданных на
борт. самолета).

Определив Место самолета. штурман на-
HOCHT его На полетную карту в виде при-
своенного условного знака 6 указанием
точного времени его опоеделения. Точность
определения местонахождения самолета, от-
меченного экипажем на карте, характери-
зуетея Величиной отклонения от истинного
места самолета, под которым понимается
его вертикальная проекция на земную. по-
верхность в данный момент времени.
Эта точность зависит oT применяемых
технических срелетв -самолетовождения и
епобобов их использования, от уровня под-
готовки экипажа, от атмосферных — У6ло-
ВИЙ, 3 также 0т высоты и скобоети поле-
	та
	валачей экипажа и лолжно являться
непрерывное совершенствование своего ма-
стерства в . использовании технических
средств самолетовожления с тем, чтобы в
каждом конёретном случае определять ме-
То самолета с точностью, необходимой для
успешного выполнения поставленного за-
лания,
	  В результате обсуждения выяснилась
необходимость уточнения и замены ряда
` других терминов по  самолетовождению.
Так, например. вместо «позиционной ли-
нии самолета» лучше употреблять «линия
положения самолета». Термин «линия Сом-
Hepa» Следует заменить термином «линия
равных высот светил». Вместо «индикатор
kypta  радиокомпаса»  следуеф говорить
«указатель куреовых уЁлов палиостанцийх,

Ввобходимю ИзЪъять из употребления такие
термины, как «компутер», «листанционно-
метрическая радионавигационная система»
И ft.

Упорядочить терминологию но самолето-
вождению: заменив все устаревшие, некри-
тически заимствованные из зарубежной
печати термины строго научными, удоб-
ными и понятными  @оветскому  чело-
веку, — важнейшая задача. над решением
которой лолжны работать штурманы, учеб-
ные заведения и научные учреждения
Военно-Воздушных ‹Сил Советекой Армии,
		ТЕРМИНОЛОГИИ В САМОЛЕТО
	ния Как рабочего процесса  ввипажа ле-
жат не четыре ранее существовавших спо-
соба, а различные технические средства и
многочисленные способы решения задач
самолетовождения с помощью этих средетв.
Этим определяется внутреннее ходер-
жание процесса самолетовождения, изу-
чавмого в соответствующих ‘равделах Ha-
уки о самолетовождении.

Эти разделы должны найти отражение
в содержании учебников и учебных посо-
бий по самолетовожлению. Наши учебники.
как указывалось в постановлении CHE
CCCP or 8 мая 1989 roma. «должны нахд-
диться на уровне передовой науки и Tex-
ники...». они должны «дать учащимея
необходимый объем знаний и подготовить
их к будущей практической деятельности».

В свете этих требований мы полагаем,
910 целесообразно будет излатать теорию
и практику самолетовожления в учебни-
ках, учебных пособиях и руководствах ло
следующим разделам:

1. Авиационная картография.

2. Общие основы самолетовождения, где
должны быть изложены теоретические
принципы бсамолетовождения, на которых
базируется применение различных техни-
ческих средств.

3. Визуальная ориентировка и применс-
ние светотехнических и других видимых
с воздуха средств земного обеспечения ба-
молетовождения.

4. Общие навигационные ередетва, т. 6.
магнитные и индукционные компасы. ука-
затели воздушной скорости. указатели пу-
тевой скорости и бноса, часы и другие
навигавионно-пилотажные приборы, Иез
пользуемые в любом полете, и стюсобы ре-
щения задач самолетовождения с помощью
этих средетв.

5. Радиотехнические средства (самолет-
ные и наземные устройства) и способы ре=
шёния задач самолетовождения с помощью
этих бредетв.

6. Астрономические средства и способы
решения залач самолетовождения 6 поз
мощью этих средств.

7. Комплексное применение визуальной
ориентировки, различных средеев и cite-
собов решения задач самолетовождения В
различной навигационной обстановке и в
различных родах авиации,

Маневрирование и вождение групп,

В вависимости от глубины изучения
предмета, отводимого времени и целевой
установки объем отлельных разделов учеб-
ных пособий по самолетовожлению может
изменяться. Некоторые разделы Могут
быть даже объелинены. олнако в интере-
сах единообразия обучения построение
учебных пособий должно в общем воответ-
ствовать изложенной схеме. Вместе с этим
следует. иметь в виду, Что 10 мере разви-
тия самолетовождения Как Науки И КАЕ
рабочего процесса возможно появление
других разлелов в учебных пособиях,
	OB OPHEHTHPOBRE
В ПОЛЕТЕ
	В основе маршрутного полета лежит
выдерживание установленного (заданного
или рассчитанного) навигационного режи-
ма полета (Направления. высоты и скоро-
CTH) и сохранение ориентироБки, обесне-
чивающих точное и безопасное выполнение
полетного залания.
	В ряде учебников и книг ориентировка
в полете разделялась на общую и деталь-
ную, причем границы этого деления ука-
зывались так. что часто невозможно было
определить, где кончается общая и начи-
нается детальная ориентировка. Теперь же
подразделять ориентировку на обиую и
детальную нет никакой необходимости. так
как наличие различных технических
средетв  самолетовожления и умелое их
применение Позволяют экипажу веетла оп=
ределить вв0е местонахождение, а также
восстановить ориентировку. Поэтому вме-
сто двух терминов следует ввести один —
«ориентировка», Надо считать, что экипаж
сохраняет ориентировку, если он знает
свое местонахождение относительно земной
поверхности и ориентиров на ней с той
течноетью, которая соответетвует  решав-
мой в данный момент полета задаче.

Ориентировка может осуществляться
экипажем как при помоши технических
средств  самолетовождения, так и ви-
зуально. Шри этом в первом случае
ориентировка является более универсаль-
ной. так как она применяется в любых
условиях навигационной обстановки по-
	‚лета. Нрименение визуальной ориентиров-
	ки возможно только при полетах над ме-
стностью с хатактерными ориентирами и
в условиях вилимоети земной поверхности.
	Однака ни в коей степени нельзя при-
нижать значение визуальной ориентировки
на данном этапе развития авиационной
техники. Наоборот, с повышением  скоро-
стей полета необхолимо настойчиво овла:
девать искусством. визуальной ориенти:
ровки. Она незаменима. когда надо распо-
знать и рассмотреть детали ориентиров
(например, в целях разведки) или найти
малоразмерную подвижную цель.
	О МЕСТЕ САМОЛЕТА
И ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРМИНАХ
	В излававШейся литературе по бамоле-
товождению место самолета подразделялось
на действительное и расчетное. Эти два
понятия Противопоставлялись одно дру-
гому. Под действительным местом (ДМ) по-
нималось местонахожнение самолета. опре-
деленное визуально. по земным ориенти-
рам, а под расчетным (РМ) — местонахо-
ждение самолета. определенное при помоши
		и провести вго из одного места земли нк
другому, начиная от взлета до  посадни
включительно.

Это определение показывает, что само-
летовождение как наука изучает вред-
ства  бамолетовожления. принципы их
устройства и СНособы использования в По-
леётё. Это опоелеление показывает и TO,
uTO самолетовожление ставит своей зада-
чей не только провести самолет из одного
места к другому, но и определять его ме-
стонахождение в любой момент полета,
что овобенно важно в вобиной авиации.
Й, наконец, в нривеленном определении
указываются границы рабочего процееса
экинажа по осуществлению самолетовож-
дения: 9% момента взлета и до посадки.

Из вышеуказанного ‘определения  само-
летовождения Как науки следует, что
под бамолетовождением ван рабочим про-
цевсом надо понимать компленсе действий
экипажа по определению местонахождения
самолата в возлухе и направлению его К
	цели полета. Это общее определение
может быть развернуто в более подробное,
раскрывающее содержание работы эки-
	пажа. озлачи экипажа. как правило, мо-
гут бытв сведены к тому. чТобы провести
самолет или группу самолетов точно по
заданному маршруту, вывести его на цель
в назначенное время. возвратиться на
аэродром посадки, а также; если в этом
будет необходимость. подготовить данные
для выполнения поставленного Ha полет
задания (бомбардирования, фотографирова-
ния и л?.).
	Итав. в итоге обсуждения установилось
современное Понятие термина  «самолето-
вождение» вак науки и как рабочего про=
цебса экипажа.

Употребляющийся в Настоящее время
термин «аэронавигацяя» в словатный 60-
став русского языка вошел TAR давно и
Нрочно, чо он уже не воспринимается
как чужеродный. Термин «аэронавигация»
хотя, © каждым годом и теряет свое значе-
НИе И3-3а ТОГО. что  соедетва и способы
воздухоплавания не получили дальнейшего
развития, вве же пока еше является более
широким. так как включает вопровы воз
ждения всех летательных аппаратов тяже-
леё и легче воздуха, т. е. самолетов, ав-
тожиров;, теликоптеров, дирижаблей и
пр. Однако, когда pew идет о вож-
дении самолетов, то применение тор-
мина «аэронавигапия» не вызывается
необхолимобтью; В этом случае следует
употреблять термин «самолетовождение»,
который полностью отражает вкладываемое
в него содержание и является естествен-
НЫМ сочетанием лвух русских слов.
	Что касается образования различных
прилагательных от терминов «аэронавига-
ция» и «навигация», например «аэрона-
вигационные приборы», «навигационные
определения», то они виеслне допустимы,

В связи с высказанным целесообразно
литературу по бамолетовожлению имено-
	вать: учебник по самолетовождению, py-
Коволство’ по самолетовожлению итп
	О СПОСОБАХ И СРЕДСТВАХ
САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ
	До последнего времени в наставаениях,
учебниках и другой авиационной литера“
туре указывалось. Что самолетовождение
может осуществляться четырьмя снобо-
бами: по земным бриентирам, комнаеной
навигацией, радионавигацией, астрономи-
чёской навигацией.
	Хотя одновременно и указывалось, что
в большинетве случаев в полете н6обхо-
димо применять эти способы в сочетании,
в зависимости от навигационной и такти-
ческой обстановки; но полная Твория ком-
плексного использования CDeICTB MH cHoco-
бов самолетовожления He была создана.
Деление самолетовожлеёния на четыре 610-
с0ба объективно приводило к Чому, чт в
некоторых случаях один 610606 пПротиво-
поставаялея другому. Комплекеное приме-
нение средётв нередко игнорировалобь.

Кроме того. такое деление недостаточно
нацеливало  легный  воетав на глубокое
изучение технических  бредбтв и км:
плекеного их применения для успешного
выполнения задач вамолетовождения.
Между тем, знание летным собтавум совре-
менной многообразной и сложной техникя
для самолетовождения приобретает сейчае 1
большое значение. Без знания этой тех-
ники изучение  самолетовождения стано-
витбя беспредметным. Вот почему новая
терминология должна отразить  знаденйю
современной техники и нацелить летный
состав на ее изучение.

Rak же правильно охарактеризовать
роль средетв и 61060008 в самолетовожле-
нии, как в рабочем процесее?

Целесообразнее раегматривать вамолето-
вождение как единый рабочий процесс, по
этапам, характеризующимея какой-либо
основной залачей самолетовождения: взлет.
и c6op трупп, выход fa HTM. по-
лет по маршруту, вывод в район це-
Ли, отыскание цели. обратный маршрут,
возвращение в район посадки. роспуею, на
посадку, выход на аэродром и посадка.

Кроме того, ‘можно говорить об отдель-
ных задачах самолетовожления, ветающих
перед экипажем на Фазличных этапах
полета: измёрение различных навигацион=
ных элементов. определение ветра, места
самолета, выдерживание определенного на-
вигапионного режима для выхода в залан=
ную точку ит. п. В зависимоети от кон:
кретной навигационной обетановки, на 16х
или иных этапах Полета задачи решаются
при помощи различных ередетв и различ=
ными способами.

Следовательно. в основе самолетовожде-
	передовой. == Долг каждого из Нас = on-
равдать доверие нашего великого народа».

В «боевом либтке» было помещено Не-
бколько заметок военкоров. В заметке «Он
служит примёром» младший сержант Па-
нов раббказал 0 том. как солдат Жодохов.
изучив устав. добился больших успехов в
несений караульной службы.

В другой заметке равеказываловь о ком-
сомольце Ратухинё. Этот солдат отличто
учитея. блительно пвебт караульную служ-
бу. показывает хороший пример своим то:
варищам.

Наряду © освещением положительлого
опыта &боввой либтюк» подверг справедлие
	‚„роевой листок“
	отон приветствий
	В связи с семидесятилетием товарища
И, В. Сталина приветствия с сердечными
пожеланиями доброго здоровья И долгих
лет жизни товарищу Сталину прислали:

Коммунисты Вблотовского района Нов-
городской области;

Баевский райком ВКП(б) и исполком
районного Совета депутатов трудящихся
Алтайского края;

’ Трудящиеся Ивановского района Амур-
‘ской области;

Воспитанники детского дома № 16 Ак:
дарьинского района Самаркандской обла-
сти;

Финансово+банковские работники Сузунз
ского района Новосибирской области;

Колхозники ‘колхоза «Сигнал» Красно:
гвардейского района Ростовской области;

ОЛХхоЗНИки колхоза «8 марта» Валков-
ского района Харьковской области;

Трудящиеся Свалявского, okpyra Закар-
патской области:

Адлерский райком ВКП(б) Краснодар-
ского края; :

Егорьевский райком ВКП(б) и исполком
Алтайского края;

Колхозники и колхозницы колхоза им.
Буденного Байкало-Кударинского аймака
Бурят-Монгольской АССР;

Колхозники и Колхознины колхоза им.
Молотова Суворовского района Ставро-
польского края;
	Колхозники и колкозницы колхоза им. Ка-
гановича Селенгинского аймака Бурят-Мон-
гольской АССР;

Колхозники и колхозницы колхоза «Крас-
ное казачество» Козельского района Ка-

лужской области; .
Ново-Бугский райком КП(б) Украины И

исполком районного Совета депутатов тру-
дящихвя Николаевской области:

Колхозники и колхозницы колхоза «Сиг:
нал революции» Темиргоевского района

Краснодарского края:
	Трудящиеся Кустанайского района Ку-
станайской области;
Комсомольская организация Korosckord
	района Молдавской ССР;
Железнодорожники станции Черепаново
Томской жж: п:
	Трудящиеся станицы Зеренда Зерендин-
ского района Кокчетавской области:
	Трудящиеся Доволенского района Ново-
сибирской области;

Исполком Ново-Московского городского
Совета депутатов трудящихея и Ново-Мос-
ковский горком КП(б) Украины Днепропет-
ровской области;

Педагогический коллектив и учащиеся
средней женской школы № 5 гор. Тюмени;

Колхозники рыбацкой артели им. Кали-
нина Сургутского района Ханты=Мансий-
ского национального округа;

Юрьевский райком ЛКСМ Украины Днеп-
ропетровекой области; ;

Хвалынский райком ВКП(б) и исполком
Саратовской области;

Колхозники колхоза «Путь Ленина» Вал*
ковского района Харьковской области:
	Коллектив сотрудников районной газеты
«Путь к социализму» Шемышейского рай-
она Пензенской области:
	Колхозники и колхозницы колхоза «Соц-
стройка» Тогучинского района Новоеибир-
	‘ской облаети:
	Коляозники колхоза «Челюскинец» Близ-
нецовского района Харьковской области;

Колхозники колхоза им, Чапаева Boroay-
ховского района Харьковской облаёти;

Колхозники и колХозницы колхоза «Чер-
воный партизан» Шацкого района Волын-
ской области:

Партийная организация Степанского рай-
она Ровенской области; :

Коллектив учителей и учащихся 28-й
средней школы гор. Минска;

Коллектив бСвязистов Окуловского района
Новгородской области;

Учащиеся и учителя Хлевенской средней
школы Ворбнежской области;

Трудящиёся ЦюрупинскоГго района Пав-
лодарской области; .

Педагогический коллектив; Партийная,
комсомольская, пионерская организации И
учашиеся Туголуковской средней школы
	Тамбовской области;
Комсомольцы и молодежь Табасаранско-
	го байона Дагестанской АССР;

Колхозники и Колхозницы  сельскохозяй-
ственной артели им. Максима Горького
Астаринского района Азербайджанской
CCP:

Трудящиеся Атбасарского района Акмо-
линской области;

Медицинские работники  Мокшанского
района Пензенской области;

Коллектив работников Курской протезной
мастерской;
	Коллектив работников Юсуповекой МТС
Макаровского района Саратовской области:
	Исполком Ленинаканского городского
Совета депутатов трудящихся Армянской
ССР:
	Комсомольцы И Молодежь гор. Стрый
Дрогобычской области;

Коллектив Работников Красноярской МТС
Иловатского района Сталинградской об-
ласти;

Колхозники и колхозницы колхоза «Крас:
ный партизан» Черкасского района Сара:
товской области:

Исполком Западного районного Совета
депутатов трудящихся Ростовской области;

Колхозники и колхозницы колхоза «По-
литотдел» Мясниковского района Ростов-
ской области;

Исполком Магнитогорского городского
Совета депутатов трудящихся:

Колхозники колхоза «Шлях До социализ:
му» Владимир-Волынского района Волын=
	ской области:
	На стозанипах «Сталинского сокола»
продолжительное время обсуждаливь Во-
просы терминологии в самолетовождении*),
имеющие важное значение для дальней-
шего развития и совершенствования тео-
рий и Практики самолетвожления.
	ABTODH статей высказали ряд критиче-
еких замечаний, внесли Много ценных
предложений, которые безусловно бут
учтены работниками науки и летным со-
ставом.

+ * х

Ната страна. гле впёрвые в Мире под-
нялся в возлух самолет. являетея тавже и
	родиной теорми и практики самолетовож-
дения. Изобретатель первого в мире ¢ano-
лета А. Ф. Можайекий предусматривал
в кабине пилота в числе других приборов
установку компаса, указателя скорости,
высотомера и чабов. Вся история развития
звизции Изобилует Фавтами.  свидётель-
ствующими о 10м. что большинетво важ.
нейших вопросов теории и практики само
летовождения впервые было разработано
и применено в нашей стране. Русские люди
первыми создали специальную полётную
карту, авиационный компас и много Дру-
гих приборов.

В русской авиации впервые был разра-
ботан и проверен Ha Практике 610606 са-
молетовожления По Магнитному компасу.
	В голы советекой власти, особенно Ола-
годаря выполнению сталинских пятиле-
ток. наряду с бозданием авиационной про-
мышленности получило бурное развитие
приборостроение В СССР была разрабо-
тана передовая теория самолетовождения,
созданы технические средства, необходимые
для осуществления точного и безопаеного
вождения самолетов. Были ‘разработаны
новые, более совершенные способы 6амл6=
товождения и подготовлены квалифициро-
ванные штурманские кадры.

Вов это слелало возможными героические
перелеты по сталинским маршрутам,
успешное выпоянение советской авиацией
вместо со всеми нашими Вооруженными
Силами боевых залач в период Великой
Отечественной войны.
	Благодаря повседневной  ваботе Co-
ветского правительетва,  большевиетекой
партии и лично товарища Сталина“ авид-
ционная техника и. в частности, техниче-
ские средства самолетовождения достигли
высокого уровня развития. Это позволяет
надежно осуществлять полеты на большие
расстояния и решать залачи ‘боевого при-
менения авиации в различных условиях:
	5H обвершенстве владеть техническими
средствами саАмолетовожления, знать i
уметь иснользовать все их тактические и
технические возможноети —= первостепен-
ная задача каждого советского летчика и
штуомана.
	Для успешного тешения этой важной
задачи нужно. чтобы теоретические вопро-
сы самолетовождения разпабатывалиевь на
основе обобщенного перелового опыта,
чтобы теория освещала пути дальнейшего
развития технических соедств и 61060бов
их использования летным состазом.
	Проведенное обсуждение показало; 80
в побтроении учебников: программ и RYD-
сов еще имеются недостатки. которые 01
рицательно отражаются и на практике во-
ждения сзмолегов. и На методике обучения
летного состава. Рят БОПОосов, связанных
с комплексным использованием современ-
ных технических средств самолетовожде-
ния. не нашел ее достаточного теорети-
ческого освещения и обоснования. Невото-
рые термины и понятия сейчае устарели
и требуют поэтому пересмотра или замены.
& тому же в некоторых трудах и посо-
биях По самолетовожлению встречается
немало терминов случайных и ненравилье
ных, в ряде случаев иностранных, заим-
ствованных без всякой к Тому необходи-
мости, а также различных терминов, ха-
рактеризующих одно и то же понятие. Вее
это приводило к некоторой путанице при
пользований учебной литературой.
	Вот почему обсуждение этих вопроебв
на странипах газеты имело большое зна-
чение и принесло неоспоримую пользу,
так как лало толчок к тальнейшему равви-
тию и совертенствованию теории и прак-
тики  самолетовожления. Теперь легче
установить правильную взаимную связь
различных терминов  самолетовождения,
уточнить соответствие межлу терминами и.
обозначаемыми ими понятиями, очистить
терминологию от ненужных иностранных
елов.
	Обсужление также показало, что зна-
чительное увеличение высоты и скорости
полета современных самолетов,  необходи-
мость летать В любых убловиях
качественно отражаются на теорий
и практике ‘самолетовождения. Поэтому
на обнове развития TeopHA и 10-
	верки ве на опыте необходимо более пра-
ВИЛЬНО построить метолику преподавания
самолетовождения, созлать новые учебники
по этой лисниплине. отвечающие современ-
ным требованиям.
	‘ О ТЕРМИНАХ
«САМОЛЕТОВОЖДЕНИЕ»
И «АЭРОНАВИГАЦИЯ»
	В результате обсужления ‘установилось
более точное и исчерпывающее  определе-
ние термина «самолэтовожление»,

Под самолетовожлением следует пони-
мать науку, изучающую средства и спо-
собы, с помощью которых можно опреде-
лять местонахождение самолета в полете
	*) См. «Сталинский сокол» №№ 113,
919, 251, 273, 287, 288 293 за 1950 год.
	№№ 23, 30, 54 3a 1951 год.
	Трудящиеся Бельцкого района Молдав-
ской ССР;

Колхозники сельскохозяйственной артели
им. Ворошилова Медведицкого района
	(талинградской области:
	Трудящиеся Пластуновского района Крас-
нодарского края;

Трудящиеся Мазановского района Амур:
ской области:

Трудящиеся Ельцовского района Алтай:
ского края;

Трудящиеся Кировского райбна гор: Са:
ратова;

Трудящиеся гор. Самбор Дрогобычской
области;

Колхозники и колхозницы  сёльскохозяй-
ственной артели «Берег Волги» Духовниц-
кого района Саратовской области:

Хобдинский райком КП(б) Казахстана и
исполком районного Совета депутатов тру
дящихся Актюбинской области;

Коммунисты Мендыгаринской районной
партийной организации Кустанайской об-
	асти;
	Коллектив движенцев и. nyTehies станций
Скалино Северной ж. д.;
‚Вильнюсский горком ЛКСМ ии
	Трудящиеся Октябрьского района Нико-
лаевской области:
	Ровенская районная партийная организа-
ция Ровенской области;

Кедабекская районная партийная бргани-
зация Азербайджанской ССР;

Колхозники колхоза «Красный Октябрь»
Токаревского района Тамбовской области;

Коммунисты Воловской районной партий:
HOH организации Курской области;

Комсомольцы и пионеры липецкой сред-
ней школы им. Щепкина;

Коммунисты Сопоцкинского района Грод-
ненской области:
	Трудящиеся села Кировки Маканчинского
	района Семипалатинской области;
	Рабочие и специалисты узкоколейной же-
лезной дороги Министерства лесной npo-
мышленности Апшеронского района Краб:
нодарского края;

Колхозники колхоза им. газеты «Правда»
Калининского района Сталинградской об-
ласти;

Коллектив рабочих, инженерно-техниче-
ских работников и служащих Курской го-
сударственной кожгалантерейной фабрики:
‚Коллектив учителей pop. Стерлитамак
Башкирской АССР;

Коллектив работников детского сада

№ 38 механического завода; гор. Ижевск
Удмуртской АССР.
	Продолжение списка поступивших
приветствий — в следующих номерах).
	Упорство в достижении цели
	Ковой Подготовки. где были прицелы #
макеты всевозможных Наземных целей,
Здесь под наблюдением Журавлева Раю
ков тренировалея несколько дней, «набиз
вал глаз» в определении дистанций по по=
ложению цели в прицеле;

‘Очередные полеты на полигон показали,
что труд на земле был затрачен He Ha
прасно Результаты неуклонно улучша-
лись: Васюков действовал увереннее, полуз
чал больше хороших оценок. Но пока еще
«только хороших», а не отличных.

Что же мешает ему добиться отличных
попаданий? 0ба, и командир и подчинен-
ный, настойчиво ищут причину. Наконец,
она найдена: в момент стрельбы Васюков
несвоевременно убирает крен и допускает
резкие движения ручкой управления и пе-

далями. что приволит к отклонению от
«пойманной» пели.
	Эту ошибку можно исправить только в
BUSTYXe, HAT нелью.
	_ И офицер Васюков в кажлом заходе на
цель при открытии огня стал обращать
самое серьезное внимание нё крен й дви-
жения ручкой управления И педалями, Ко:
нечно, успех пришел не сразу. Но вот,
наконец, настал день, когда на разборе по-
летов было доложено, что летчик Васюков
	оглично выполнил упражнение по воздуш-
ной стрельбе.
	Чтобы закрепить успех, он продолжал
упорно тренироваться. Все последующие
упражнения летчив выполняя ОТЛИЧНО.
	Приббретенный  Упоревом и Ty ui
	опыт офицер коммунист Васюков передает
другим летчикам.
	Гвардии капитан А. ШИГАНОВ.
	— Летчик Васюков выполнил упражне-
ние по воздушной стрельбе с оценкой
«хорошо», — докладывал на разборе по-
летов офицер Журавлев. После разбора он
сказал Васюкову:

— Признаться, я ожидал от вас отлич-
ных результатов. Что-то еще вами не до-
работано. Давайте вместе искать, что
именно...

‚Эти слова «давайте вместе искать» были
приглашением на беседу. во время которой
офицер Журавлев будет вместе с летчиком.
тщательно анализировать все ето дейет-
вия, искать причины ошибок. недостатков.
Такие беседы стали в полразделении пра-
вилом. He раз уже пригланал Журавлев и
Васюкова, особенно после его первых по-
летов на полигон. и Веегла беседа прино-
сила пользу.

— Чтобы быть отличным стрелком, —
говорил командир.—нужно научитьея пра-
вильно й быстро прицеливаться и Пияоти-
ровать самолет так, чтобы обеспечить точ-
ный заход Ha цель, придать машине устой-
чивое положение при прицеливании и в
момент открытия огня; Посла стрельбы
важно тактически правильно произвести
вывод машины. Эти навыки приобретаются
в ходе систематической, настойчивой тре-
нировки. Решающую роль в этом деле
играет тщательная подготовка на земле.

Во время одной из бесел е командиром
удалось в результате анализа выявить
одну существенную ошибку. которую ло-
пускал Васюков. Он открывал стрельбу
раныйё положенной дистанции, чак как
неправильно определял листанцию до це-
ли. 00 следующего же лна Васюков ват

ежедневно посещать класс воздушно=стрвл-
	Бурно развивающаяся авиационная тех-
НИКа ставит перед советскими авиаторами
новые задачи. Уснейное пешение их тре-
iver от летного собтава непрерывного co-
вершенствования мастерства самолетовож-
дения.

Этого можно булет достигнуть при У6л0-
вии неразрывной евязи леории и практихи
самолетовожления, когда возникающие в
практике вопросы будут находить творети-
ческое обоснование; а выдвинутые теорети=
ческие положения булут проверятьея прак:
тикой, претворятвся в летной работе На-
ших частей и освещатв пути дальнейте-
го развития средств и с10с0бов решения
тех или иных задач самолетовождения.

Успех будет достигнут только тогда,
когда и авиаторы и ученые. работающие
в области самолетовожления, будут всегда
помнить и выполнять указание товарища
Сталина 0 путях развития советской науки,
0 ТОМ, ЧО «никакая Наука не может раз-
виваться и нпоеуспевать без борьбы мне-

ний, 063 свободы критики». _
А, БЕЛЯКОВ.

В. СОКОЛОВ.
Б. РАТИ.

Or редакции, Опубликованием этой
	статьи релакция заканчивает обсужление
	вопросов терминологии в  самолетово жде-
НИИ.
	тов. Дубов. отличается вывокой оператив-
нобтью. Это повышавт действенность поме-
щавмых в Нем заметок. Воины Тругубев и
Белешов образцово вынолнялия обязанности
	часовых. На следующее же утро военкоры
	подробно рассказали 00 Stok Bp «6б06в0м

листке». призывая б@ледовать примеру от
ЛИЧНИКОВ.
	Цапг «боевой листок» пользуется боль-
пой популярностью среди воинов. On
способствует укреплению революционной
бдительности. помогает воинам лучше вы-
полнять евои служебные обязанности.
	Гвардии ефрейтор В. УВАРОВ.
	Ремонтники повышают производительность труда
	38а последнее время ремонтники внесли
и внедрили много рационализатореких
предложений. Так. ими изготовлено При
способление для развальновкя трубок гид
росистемы, ускоряющее выполнение этой
операции. Создан также поибор для вы-
резки специальных отверстий. Все ari
усовершенствования способствуют  повы-
шению производительноети труда, успещ-
	ному выполнению и перевынолнению. 33-
даний.
Коллектив ремоптниглр Hoatnnw rwma.
	доллсьгив ремонтников полон реши-
мости встретить приближающийся  празд-
	ник 1 Мая новыми трудовыми успехами,
	Н-СВИЙ АВИАГАРНИЗОН. (Йо теле-
графу от наш, корр.). Коллектив ре-
монтников Н-ской части из месяца в ме-
сяц перевыюлняет свои плановые задания.

Отличных результатов в работе достиг,
например,  слесарь-клепальщик  радозой
Дудкин. Воин намного перевыполнял зада-
ния. Перегородку тоннеля масляного р4:
диатора он поставил в Три раза быстрее,
чем было предусмотрено по норме.
	Примеру передового ремонтника следуют
и другие воины. Токарь Утянский намного
сократил пропесе выточки и  подтонки
втулок переднего подкоса шаеси. Он же
упростил операцию По изготовлению кра-
ников aia бензоотстойников,
	воспитывает бдительность
	вой критике рядового Коршуна, который
допустил нарушение устава.

Вопросу 0 критике и самокритике была
посвящена статья очередного номера «бое-
вого листка», Обсуждая ее. авиаторы под-
черкивали. что набтоящий воин никогда
не Нобоитея прямо и честно сказать това
рису правду в глаза. Критика содействует
нашим успехам, й мы должны развертывать
ев широко в газете, на наших собраниях.
в личном общении. Критические материа-
лы. так же как и положительные. содей-
CTHYWOT повышению дисциплины и блитель-
ности. ‘
abookok листок», Который pelanrupver

Перед заступлением в караул младший
сержант Лубов повазал лейтенанту Лучи-
нину план очередного  «боввого листка».
Офицер внимательно просмотрел ero u
пробил:

— Значит, передовую думаёте поевятить
обязанностям чабового?

— Да, это наиболее важная тема.

— Верно, — сказал офицер.

На следующее утро в караульном поме
щшении был вывешен свежий номер «боево-
го листка». Передовая призывала неустан-
HO повышать бдительность, образцово вы-
полнять обязанности на посту. «Этого
зребует от нае Родина, — говобиловь 8