Н. Мордвинов
Засл. арт. РСФСР

Образ народного героя

Лет шесть назад снимался я в кинокартине Последний табор. Овладеть образом цыгана-бедняка Юдко, закабаленного и униженного искателя справедливости, было очень не сложно. Немного литературы, столько же наблюдательности, харак
терный акцент в речи и уже можно было проводить репетиции, смело рассчитывая на успех.
Вторая моя кинематографическая роль в большом художественно-исто
рическом фильме Богдан Хмельницкий была совершенно иной и по сложности и по методу освоения образа.
Богдан-Зиновий Хмельницкий— храбрый гетман войска запорожского, достойный сын свободолюбивого ук
раинского народа. Триста лет тому назад, в 1648 г. отважно повел он вос
ставших казаков и крестьян против ненавистной польской шляхты, наголову разгромил первоклассные по то
му времени полки Потоцкого и, спустя несколько лет, договорился с московским царем Алексеем о присоединении Украины к России.
Так повествует история. Из этого, конечно, реального, живого образа не воссоздашь. Но бессмертное имя героя-полководца Богдана Хмельниц
кого издавна бытует в народных думах, сказаниях и легендах. Украин
ский народ с гордостью воплотил в нем самые лучшие, самые благород
ные свои черты: мужество, героизм, честность и любовь к свободе. И я без колебания принялся изучать жизнь, быт и нравы народа, кото
рый выпестовал этого бесстрашного воина и талантливого стратега. Помо
гла в работе и литература, особенно чудесные, проникнутые национальным украинским колоритом повести Н. В. Гоголя, помог сценарий писателя орденоносца А. Корнейчука.
Без непосредственного общения с украинским народом мне не удалось бы до конца вжиться в этот легендарный, вознесенный на вершину на
родной славы образ полководца-богатыря.
О Богдане Хмельницком знает буквально вся Украина, кого ни спроси. Мне рассказывали о его подвигах и старые кобзари-колхозники и восьмилетние пионеры.
Крестьянам-украинцам ныне освобожденных областей Западной Украины раньше строго запрещалось упоминать о Хмельницком, но в тайни
ках сердца каждый бедняк носил это незабываемое родное имя.
Под Злочевым, неподалеку от села Подгорцы, мы снимали массовую сцену — штурм дворца Потоцкого. Там сохранился замок коронованного хорунжего Речи Посполитой Ста
нислава Конецпольского, построенный три века тому назад. По преданию, с балкона этого замка гетман Потоц
кий призывал шляхту к «рушенью на схизмата Хмельницкого». И вот пришедшие на съемку крестьяне, пока
зывая нам холмы, где стояли полки Хмельницкого и Кривоноса, со всеми подробностями рассказывали об этих народных героях.
Помню, в древнем парке среди трехсотлетних гигантских лип меня окружил целый рой ребятишек. Босо
ногие, оборванные, они с жадностью осматривали древнее оружие и напе
ребой говорили о Хмельницком. Им в тихие безлунные вечера рассказывали о нем полушопотом древние деды да слепые кобзари-бандуристы.
На Украине слышал я много песен — и радостных и печальных. В радостных говорилось о счастливом сегодня, а в печальных вспоминались черные страницы проклятого прошлого. И характерно то, что даже в са
мых горестных песнях старины жила неугасимая вера народа в светлые будущие дни. Из всего этого я чер
пал разрозненные черточки героического образа.
Однажды бандуристы сыграли думу про Хмельницкого. Я попросил повторить. Слушал опечаленный и взволнованный. И именно эта лири
ческая народная дума помогла мне собрать воедино все то, что я выискал за несколько месяцев о любимом герое.
Я чувствовал в себе настойчивую потребность претворить в жизнь эту
чудесную народную думу. Всей своей работой я стремился создать образ героя, овеянного романтикой ле
генд и песен, образ сурового полководца, сказочно красивый, по-сегодняшнему живой, собирательный об
раз, в котором воплощено вековое стремление украинского народа освободиться из-под шляхетского ига и найти свое счастье в братском единении с великим русским народом.
С помощью режиссера Игоря Савченко я стремился наиболее рельефно вылепить сложный характер Богдана Хмельницкого во всем его многообразии.
О результатах моего труда пусть
судит зритель.

Авторы фильма

Сверху вниз: режиссер Игорь Савченко, оператор Ю. Екельчик и кинодраматург Л. Корнейчук.
Кадр из фильма Богдан Xмельниц
кий. Похороны казака Тура.