Б. Свешников
Режиссер

В дни съемок

Дни съемок фильма Богдан Хмельницкий творческая группа вспоминает с теплотой и любовью... Это было время,
насыщенное волнениями, подлинным подъемом, радостным творчеством...
Много было трудного, увлекательного и необычного даже для кинематографических будней...
...Мы расположились во Львове. В полутора километрах от города должны были сниматься крупнейшие батальные сцены— на подступах к замку и штурм замка По
тоцкого. В съемках предполагалось уча. стие... двухсот быков. Учтя не очень-то
миролюбивые качества этих «актеров», мы приняли все меры к тому, чтобы заранее оградить людей и аппаратуру от возмож
ных «сюрпризов». Никому не хотелось стать случайной жертвой рассвирепевшего животного, не хотелось рисковать и ценными аппаратами. И вот на поле закипела работа: насыпались земляные валы с настилами, воздвигались «доты». Здесь долж
ны были расположиться... кинооператоры. Отверстия в «дотах» на этот раз предназна
чались отнюдь не для орудий, а всегонавсего для объектива киноаппарата.
Наступил день съемок. Расположившись в «дотах», мы с некоторым волнением ожидали появления огромного стада свирепых быков. Каково же было наше изумление, когда выпущенные на поле быки, вместо того чтобы броситься «в атаку», стали преспокойнейшим образом пощи
пывать траву. Чтобы вывести животных из
чрезмерно спокойного состояния, пришлось прибегнуть к решительным мерам: быков подкалывали пиками, пугали холостыми выстрелами. Но лишь тогда, когда к хвостам животных подвязали горящую паклю,
они ринулись вперед, все круша па своем пути. Эффект был достигнут — живые «танки» были запечатлены на пленку...
Работать приходилось в очень напряженной обстановке. Бывало, что для отдыха буквально не оставалось времени. Неуди
вительно, что кое-кто научился спать «на ходу».
«Польский офицер» — артист Смирнов, вовремя штурма замка принял первый удар
Богуна... Как подкошенный свалился замертво Смирнов. Оператор начал съемку следующих эпизодов, а «убитый» не поднимается. Оказывается Смирнов, очутившись в горизонтальном положении, мгновенно заснул...
Но самый большой курьез произошел во время подготовки к съемкам войска запо
роясского и бала у Потоцкого. 30 актеров пришлось обрить наголо, оставив лишь
«оселедци» и «покрышки». Энтузиаст фильма, парикмахер тов. Крам работал без устали. В это время к нему зашел балетмей
стер А., ставивший в картине мазурку. Он был сильно утомлен и, попросив тов. Кра
ма побрить ему лицо, случайно задремал в кресле. Проснувшись, балетмейстер не узнал себя. Из зеркала на него глядел истый польский пан с традиционной «покрышкой» на выбритой голове. Лишь на макушке виднелся клок волос.
Так, благодаря ретивому парикмахеру, балетмейстеру пришлось танцовать на балу — участвовать в съемках...
Кадр из фильма Богдан Хмельницкий. В центре засл. арт. РСФСР Н. Мордвинов в роли Хмельницкого
Шинкарка и Гаврила (засл. арт. РСФСР
Э. Цесарская и засл. арт. РСФСР М. Жаров).