ТРИБУНА КИНОЗРИТЕЛЯ

ВЕСЕННИЙ ПОТОК

Фильм о школе

Постановщики фильма Весенний поток имели хорошее намерение— помочь школе, показать результаты умелого подхода к ребенку. Однако осуществить это намерение полностью им, по-моему, не удалось.
Как показывает фильм сложнейший процесс воспитания школьников?
Кулагина в классе. Начинается первый урок. Ребята поднимают шум, свист... И вдруг происходит какое-то сказочное превращение: школьники
сразу делаются благонравными, по
слушными. А мы, учителя, знаем на практике, как трудно привести класс в порядок, если начинаются, напри
мер, шалости, подобные показанным в картине.
Почему мы должны верить на слово авторам картины, что Дима — трудновоспитуемый ребенок? Он бе
жит с толпой мальчуганов за галкой. Так ведь это обычная шалость мальчуганов. В классе он шалит не боль
ше других. И непонятно, почему «футлярный» учитель настаивает на исключении Димы из школы.
Процесс перевоспитания ребенка показан очень поверхностно.
В фильме много удачных мест. Мне, например, очень понравилась своей реальностью и правдивостью сценка урока физической культуры. В этом небольшом эпизоде режиссер показал свою наблюдательность, передав мелкие, подчас совершенно не
заметные на первый взгляд детали. И именно благодаря этим деталям картина урока физкультуры убедительна.
Хороша игра артистки В. Серовой (Надя Кулагина).
Изумительно хороши по-левитановски воспринятые и переданные характерные русские пейзажи. Они глу
боко лиричны. С березовой рощей не хочется расставаться... А это бодрое утро! Оно безыскусно и до того
чудно, что так и хочется поглубже вздохнуть свежий утренний воздух...
А. Кузнецова заслуженный учитель РСФСР

Образ молодого педагога

Комсомолка-педагог Надя Кулагина творчески относится к своему люби
мому делу. Она не формалистка, не бездушный чиновник. Надя хорошо знает , что без теснейшей связи с родителями учащихся школе очень трудно воспитывать детей. Но автор сценария оттеснил родителей на второй план. Это основной, по-моему, недостаток картины.
Вообще в Весеннем потоке родителям не повезло. Отец девочки - аптекарь, обрисовав в трагически темных тонах.
Авторы затронули очень важную тему: старый, формальный взгляд пе
дагога на свои обязанности и новый, творческий, советский. Кулагина завоевывает симпатии зрителя тем, что она несмотря на большие трудности не идет на исключение провинивше
гося мальчика из школы, а старается перевоспитать его. Это, конечно, не легко, но это стиль работы подлинно советского педагога. Правом исклю
чения учащихся из школы нужно пользоваться лишь в исключительных случаях, когда все попытки повлиять на ребенка оказались тщетными.
В картине верно передан образ молодой учительницы, которая очень чутко понимает ребят, быть может в
силу того, что она сама еще не так давно была в их возрасте. И это авторы картины сумели хорошо пере
дать. Правдива, например, сцена, когда Надя вечером в пустой школе не может удержаться от того, чтобы не прокатиться по перилам лестницы. Это все от молодости, от жизнерадостного ощущения действительности.
Игра артистов, а особенно ребят, хороша. Ни тени принужденности не чувствуется в поведении детей. Они ведут себя естественно, но эта есте
ственность, несомненно, результат большой и умелой работы режиссера В. Юренева.
С. Цыпина преподаватель истории в старших классах школы № 22 города Москвы

Наши замечания

В фильме Весенний -поток все приходит к благополучному концу. А вот как получился такой финал, — об этом оказано мало. Какими методами и приемами удалось Кулагиной перевоспитать Диму, — так об этом зритель и не узнал.
Вот если бы показали, как Кулагина организует ребят, как привлекает их к работе, помогает наладить социали
стическое соревнование, — тогда все выглядело бы убедительно, правдиво, естественно. Не видно в фильме и работы пионерского отрада.
Все ребята очень хороши, разве только девочка слишком уж серьезна,
не улыбнется даже. Что-то из всех школьниц наших и подруг из других школ мы не можем припомнить ни одной такой серьезной.
Очень красиво показана река. Эти снимки кинооператора М. Магидсона вышли замечательно удачными. Река и на самом деле такая красивая. Глядя на экран, даже забываешь, что на
ходишься в кинотеатре, — кажется сидишь на берегу реки и любуешься.
Люба Шапкина, Ирина Мазанова,
Юлия Уткина, Вера Чистякова, Маруся Соловьева и Зоя Иванова
комсомолки, ученицы 10-го класса 138-й школы города Москвы
М. Лучанский

ОБРАЗЫ СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИН В КИНО

Надо только сосредоточиться и мысленно воскресить лучшие из кино
лент, вышедших за последние годы, и в сознании возникает галерея образов женщин — деятельных участниц социалистической революции.
Первым встает образ испытанного товарища, друга, а затем жены Максима Наташи из замечательной кино
трилогии о рабочем большевике. Со времени выхода первой серии трило
гии (Юность Максима, 1935 г.) прошло уже шесть лет, но нет еще в нашем искусстве другого образа большевички, строители и борца, рав
ного по силе образу Наташи, какой создала ее заслуженная артистка РСФСР В. Кибардина.
«Барышней» со строгими глазами, с серьезным выражением молодого ли
ца, которая так живо интересуется озорными, полуграмотными парнями рабочей окраины, учит их в вечерней школе, ведет деятельную подпольную большевистскую работу — такой входит Наташа в первую серию трило
гии. В Возвращении Максима она под именам Елены работает в редакции «Правды». Наташа уже выросла в блестящего руководителя и организатора. Серьезность и делови
тость крупного партийного работника Наташа соединяет с нежностью женщины, любящей Максима, с мяг
костью и скромностью. Третья серия рисует Наташу как руководителя трудовых масс, поднимающихся к новой жизни, — председателя Совета Выборгской стороны, большевичку, кото
рая, как и прежде, учит рабочий класс побеждать и сама учится у него. Неслучайно именно на Наташу,
как на одну из первых жертв, падает месть озлобленного классового врага.
В суровые годы гражданской войны социалистическую революцию защищали с оружием в руках и молодые героини, показанные советским кинематографом. Это героическая пулеметчица Анка из Чапаева (засл. арт. РСФСР В. Мясникова) — слав
ный боец легендарной дивизии, и две наиболее ярко показанные боевые по
други революции — Ася «пуговица(арт. Янина Жеймо) и Зойка (арт. Зоя Федорова) из фильма Л. Армштама Подруги.
Как зеницу ока берегут свою социалистическую родину колхозницыпатриотки Степанида Власова (арт. Е. Тяпкина) и ее дочь Варвара (арт.
З. Федорова) из фильма На границе. Враг применяет все более хитроумные и опасные способы нападе
ния на страну социализма, и две колхозницы-пограничницы всегда на
стороже, постоянно готовы, как и каждый подлинный советский патриот, дать отпор озверевшему противнику.
...Социализм продолжает свое наступление во всех областях хозяйства и культуры. Наше киноискусство соз
дает несколько образов активных участниц социалистического строительства.
Одна из них — мужественный врачполярник Женя Охрименко (арт. Та
мара Макарова) из фильма Семеро смелых. В борьбе с суровой стихией далекой Арктики семь молодых
героев фильма попадали в самые опасные положения, в ледовой пустыне разыгрывалась подлинная траге
дия. И одним из самых отважных участников семерки зимовщиков являлась единственная в группе девушка — находчивый врач, верный това
рищ, лирический и сердечный друг. Когда из небольшого коллектива по
лярников-комсомольцев трое оставались еще на одну многомесячную по
лярную вахту, мы законно видели среди тройки и Женю Охрименко, ко
торую за время киносеанса зритель успел оценить и полюбить.
Советская музыкальная кинокомедия показала нам жизнерадостную, настойчивую молодую колхозницу
(Богатая невеста и Трасктористы — арт. М. Ладынина). Героиня второго фильма Марьяна — знатный мастер скоростной вспашки, ор
деноносец. Следя за ростом колхозницы, мы следим и за ростам ее по
друг, каждая из которых при такой же любви к делу и энергии может стать Марьяной Бажан.
Другую молодую колхозницу орденоносца с блеском показала нам Тамара Макарова в образе Груни Шумилиной из фильма Учитель (реж.
С. Герасимов). Грунга мы увидели не столько в ее производственной обстановке, сколько в процессе ее внутреннего роста: это молодая девуш
ка, решившая «дойти до всего, до полной учености». Большой художе
ственной высоты достигла Груня — Макарова в сцене экзамена, когда она свой рассказ об уроках крестьянской войны в Германии насыщает такой силой и убежденностью, что за
хватывает всех слушателей, и в пер
вую очередь бывшего партизана Лаутина, отца любимого ею человека.
Образ, созданный Макаровой, радует своей правдивостью, простотой, пленительностью. Мы увидели, какие
богатые моральные качества таятся в душе рядовой русской колхозницы.
Председатель колхоза Александра Соколова в умелом исполнении заслу
женной артистки РСФСР В. Марецкой (Член правительства) вызвала в свое время оживленную дискуссию.
Нельзя сказать, чтобы в образе этом режиссерам и артистке удалось найти полную гармонию между общественным и личным, между общечеловече
ским и чисто женским. Все же образ Александры, созданный В. Марецкой, несомненно, одно из самых интересных и своеобразных достижений советского киноискусства и одна из луч
ших работ в творчестве талантливой артистки.
Такова разнообразная, но не слишком богатая количественно, галерея женщин — строителей социализма, отображенная советским киноискусством.
Поистине огромно участие советских женщин в строительстве социа
лизма нашей стране, поистине безмерны их заслуги перед родиной.
Поэтому нашим сценаристам, режиссерам, актрисам предстоит еще очень много работы. Образы совет
ских женщин должны занять в нашем киноискусстве почетное место.
Надя Колесникова — героиня фильма Beликий гражданин. Образ молодой работницы, выдвинутой на пост директора крупного завода, создан артисткой З. Федоровой.
Александра Соколова — героиня фильма Член правительства. Засл. арт.
РСФСР В. Марецкая показала в этом обра
зе одну из замечательных советских женщин, взращенных Страной Социализма
Наташа — героиня кинотрилогии о большевике Максиме. В этом образе засл. арт. РСФСР В. Кибардина воплотила замечательные черты советской женщины.