Н. Оттен

УСПЕХ АКТЕРА

Ойб этом герое сложились легенды и поются песни. Сухие, но красноречивые факты истории приобрели в пред
ставлении народа огромный пафос, слились с народной мечтой, стали ее олицетворением.
Таков образ башкира Салавата Юлаева, сподвижника Пугачева, поднявшего свой народ на борьбу вместе с русскими за общие цели.
Роль Салавата Юлаева досталась на долю народного артиста Башкирской республики, депутата Верховного Совета Баш. АССР Арсалана Муборякова. И в исполне
нии этой роли основной интерес фильма Салават Юлаев.
С первого своего появления на экране, когда во главе веселой ватаги Салават возвращается с охоты и застает
в своем селе карательный отряд, приступивший к порке его старика-отца, — перед нами человек быстрых и страстных решений, мужественных и смелых поступков.
Арсалам Муборяков по-настоящему артистичен. Его движения легки, точны, изящны и мужественны. Его реплика выразительна и многокрасочна. Мысли и чувства героя, их движения и переходы артист умеет сделать достоянием зрителей.
К сожалению, и сценарий и режиссер мало помогли актеру. В стремлении охватить огромное количество событий, вместить в один фильм толстый том исторического трактата сценаристы были вынуждены к отрывочности, к демонстрации ряда скрепленных надписями эпизодов, относящихся к различным периодам жизни Салавата Юлаева. Решив показать красочность и огромную значимость участия башкирского народа в восстании Пугаче
ва, авторы фильма не сумели художественно осмыслить события, создать цельное произведение.
Режиссер, увлекшись действительно превосходными пейзажами Башкирии, стремлением придать картине эпический размах и выразить в ней мощь народного движе
ния, лишь очень приблизительно подошел к решению своей основной задачи. Салават Юлаев лишен развития образа. Режиссер заставил актера представлять зрителям лишь различные периоды жизни героя.
У артиста не было материала, для того чтобы показать, как из башкирского юноши вырастает подлинный народный вождь, уверенно связывающий судьбу башкир
ского народа с великим русским народом. В этих труд
ных условиях Арсалан Муборяков все-таки создал образ героя. Не имея возможности раскрыть перед зрителями внутренний рост Салавата, артист уверенно и ярко пока
зывает, каким герой впервые столкнулся с царской властью, угнетавшей его народ, и каким он оказался в качестве вождя башкирского народа, в качестве борца за народное счастье.

Валерия Герасимова

Дочь народа

Фильм Дочь народа должен рассказать о судьбах лучших советских женщин: о мужественном преодолении ими любых трудностей; о расцвете и росте творческого начала в женщине, впервые во всей истории человечества поставленной в положение подлинного равен
ства с мужчиной; об умении ее быть преданной подругой любимого ею человека, любящей матерью, нежной дочерью.
Сценарий фильма, над которым я работаю, не будет носить узко-биографического характера, хотя в него войдут мотивы биографии Героя Советского Союза, замеча
тельной женщины-летчика Полины Денисовньг Осипенко. Ее жизнь для раскрытия поставленных перед автором сценария задач чрезвычайно показательна. Дочь бедняка, батрачка, в ранней юности работница птицефермы, офи
циантка, малограмотная украинская девушка — Полина Осипенко выросла в замечательного летчика-большевика, в культурного, знающего человека.
Приблизительно так же складывалась судьба многих ее односельчанок, подруг по летной школе, женщин, с которыми так или иначе сталкивалась Полина на своем жизненном пути.
Центром внимания автора должны явиться не внешние события, а постепенное раскрытие внутреннего мира его героев: показ их роста, непрерывного движения вперед. Но раскрыть все это нужно без лажной патетики, без ходульности, без преувеличенно громких интонаций.
Вот почему в фильме так называемого «героического плана» значительное место должны занимать лирико-комедийные мотивы.

НОВЫЕ СЦЕНАРИИ

ОБОРОННЫХ ФИЛЬМОВ

Ряд кинодраматургов работает сейчас над новыми оборонными сценариями.
Поэт К. Симонов пишет киноповесть «Герой Советского Союза». И. Бондин закончил сценарий «Пермская катастрофа» — о ликвидации прорыва на восточном фронте и об осуществлении ста
линскою плана разгрома Колчака. З. Чалая пишет сценарий о боевой жизни героя Советского Союза А. Серова — «Летчик-истребитель».
Готовятся также оборонные сценарии «Ленинград» (С. Герасимов), «Подводная лодка «Ц-101» (И. Зельцер), «Дорога к звездам
(И. Крепе), «Знамя полка» (Ю. Никулин), «Красноармейская песня(В. Гусев), «Рождение героя» (О. Копыленко и М. Ковальчук), «Потолок мира» (М. Винярский и М. Светлов), «Боевой приказ» (Г. Бай
дуков и Д. Тарасов), «Друзья» (А. Уманский), «Юпитер Второй(Р. Бершадский), «Койда» (Г. Фиш), «Подводный флот» (Н. Шпанов и А. Михайловский), «Фрегат Аврора» (Е. Дейнека).
Киностудия «Союздетфильм» выпустила художественный исторический фильм о жизни первопечатника Ивана Федорова. Режиccep фильма Г. Левкоев. В роли Ивана Федорова снимался засл. арт. РСФСР Н. Доро
хин. На снимке: кадр из фильма Первопечатник Иван Федоров.
Гимнастика — полнометражная картина, выпущенная студией
«Мостехфильм». Лучшие мастера спорта показы
вают в фильме все виды гимнастических упражнений. Режиссер В. Сутеев. На снимке кадр из фильма: упражнение на кольцах.
Костюмы к фильму Лермонтов («Союздетфильм», ре
жиссер А. Гендельштейн) были сшиты по эскизам художника К. Ефимова. Это десятки баль
ных платьев, военных мундиров и т. д. На снимке: худож. ник К. Ефимов про
сматривает готовые костюмы.
Три цветных киноновеллы готовит киностудия «Мосфильм». Первая новелла Свинопас (по сказке Андерсена) уже закончена. На снимке: рабочий момент
съемок новеллы. Арт. В. Алтайская в роли принцессы, реж. А. Мачерет и оператор И. Гелейн.
Фото Ц. Клячко
Кадры из фильма Салават Юлаев. Сцена перед боем; нар. арт. Башкирской
республики А. Муборяков в роли Салавата и засл. арт. РСФСР М. Болдуман в роли Пугачева.