энергию. В разговоре с «батей» на гауптвахте Чкалов так оправдывает свои поступки:
«Не понимаю, батя, я... не понимаю... Но вы говорили, летать в тумане нельзя... Птицы, говорили мне, и то в ту
мане не летают. Как я буду прокрадываться к врагу? При ярком солнце? И я летал. Я... не птица... Я — человек...»
И «батя», любящий Чкалова, как отец, не находит настоящих возражений, чувствуя правоту новатора. Правда на стороне Чкалова. Но прав Чкалов не до конца. Правильная цель еще служит для него оправданием удаль
ства. Порой он совершает смертельно опасные трюки только для того, чтобы доказать могущество человеческой воли и разума.
На аэродроме, после блестяще проведенного боя против своего «противника» и бывшего ученика Байдукова, Чкалов не может сделать посадку — заело шасси. Он со
вершает сложнейшие фигуры высшего пилотажа, надеясь все-таки спасти машину. Дважды он получает приказание выброситься с парашютом. Но он не подчиняется. Машина, за которую он боролся еще на заводе, для него до
роже его собственной жизни. В результате отчаянной борьбы он добивается спасения машины.
Значит ли это, что Чкалов победил, доказал свою правоту? Нет!
«Это не вам, это мы самолету аплодируем», — говорит Чкалову товарищ Сталин. «...Умереть тяжко, но не так трудно, товарищ Чкалов, — продолжает вождь. — Я за таких людей, которые хотят жить, жить как можно дольше, бороться, разить врага и побеждать».
Встреча со Сталиным, превосходно переданная в фильме, как и весь эпизод авиационного праздника, явилась поворотным моментом в жизни великого летчика. Сталин помог Чкалову победить самого себя, подчинить его энергию революционной цели, научил ценить жизнь.
...Умирает «батя» в результате авиационной катастрофы. Он сам виноват в своей гибели. И Чкалов, умудренный и обновленный, сурово говорит правду в глаза своему уми
рающему учителю и другу: «Нас учил, а сам, как маль
чишка, как бывший Чкалов... — задыхается он в ярости отчаяния. — Нельзя умирать — побежденным!».
В этих словах — тот новый Чкалов, который стал любимцем народа, который совершил свои знаменитые пе
релеты, который научился побеждать потому, что понял ценность человеческой жизни.
Создателям фильма отлично удалась вся вторая половина картины, начинающаяся с авиационного праздника и исторического разговора Сталина со Чкаловым. В этих сценах картины, изображающих самые яркие эпизоды биографии великого летчика, характер Чкалова представ
лен обогащенным. Он не утратил своих индивидуальных качеств. Наоборот, все эти качества раскрылись особенно выпукло благодаря тому, что их обладатель научился ими пользоваться, подчинять своей жизненной цели.
Многие из эпизодов фильма надолго останутся в памяти зрителя. Обе встречи Чкалова с товарищем Сталиным, замечательная дружба Чкалова с конструктором самолетов — человеком, чья техническая фантазия также изум
ляла людей, как и безгранично смелые чкаловские полеты, оба знаменитых перелета, быстро мелькающие кадры триумфальных встреч чкаловского экипажа в Москве, — все это передано превосходно.
Зритель со все возрастающим волнением смотрит фильм, хотя содержание его, основные факты биографии Чкалова ему известны. В фильме заинтересовывает не внешнее, не сюжетные перипетии, а характеры героев, замечательных людей нашей родины.
Основа успеха фильма заложена была в сценарии. Сценарий Героя Советского Союза Г. Байдукова, Д. Тарасова и Б. Чирскова, написанный на материале биографии Чкалова, без сомнения, является одним из лучших произведений кинодраматургии. В нем сравнительно мало отступлений от подлинной биографии Чкалова, и относятся они к второстепенным сторонам его жизни. Использовав ос
новные события жизненного пути своего героя, авторы сумели найти для их изложения драматически цельную и кинематографически яркую форму.
В целом работа режиссера и актеров, замятых в главных ролях, является безусловно успешной. Наряду с артистом В. Белокуровым, исполнителем роли Чкалова, должен быть отмечен артист В. Ванин, создавший обаятельный образ бортмеханика Пал Палыча. Несколько неровно, но в целом хорошо исполнил роль «бати» арт. Б. Жу
ковский. Артисты М. Геловани и С. Межинский успешно справились с ответственной и трудной задачей воплощения в этом фильме образов И. В. Сталина и Г. К. Орджоникидзе.
Режиссер М. Калатозов не все эпизоды фильма передал с одинаковой силой. Некоторые сцены, относящиеся к частной жизни героя, изображены им несколько вяло. Таковы сцены в Летнем саду, на Троицком мосту, в москов
ском парке. Все это — сцены, имеющие второстепенное значение. Основное же показано им с уверенным кинематографическим мастерством.
Фильм о великом летчике сталинской эпохи Валерии Чкалове — прекрасное, патриотическое произведение, которому обеспечен заслуженный успех у советского зрителя.
Режиссер М. Калатозов. Оператор А. Гинцбург
Засл. арт. РСФСР В. Белокуров в роли Валерий Чкалова