К. Пипинашвили
режиссер

Страницы прошлого

Фильм Каджана создан по произведению грузинско
го писателя-классика Нико Ломоури.
Ломоури принадлежал к группе писателей-просветителей. Темой его творчества была жизнь народа, который угнетался царским правительством и грузинским дво
рянством. Повести Ломоури реалистичны. Мастерски ри
сует он тяжелую жизнь грузинского крестьянина. В сво
их произведениях писатель страстно обрушивается на религию, удерживавшую на
род в путах невежества и темноты.
Выступая против общественных язв, искренне стремясь к социальной справедливости, Ломоури все же не видел правильных путей борьбы за свободу народа. Он призывал к просвещению народа, которое должно было, по его мнению, изменить существующее положение вещей. Эта идея была заложена и в его повести «Каджана».
Экранизируя «Каджану», мы вынуждены были несколько изменить сюжет. Мы подчеркнули классовые мотивы повести, шире показали социальные противоречия в сре
де действующих лиц повести. Это дало возможность раз
вить характеры героев, дать правильное представление зрителям об эпохе и о ее людях.
Что происходит в фильме? Старшина деревни стремится завладеть двором бедняка Киколы. Всевозможные беды обрушиваются на бедняка и его семью. Стражники забирают у Киколы весь запас пшеницы. Киколу арестовы
вают «за сопротивление властям». Гадалка предсказывает семье несчастья от «злых духов». Дочка Киколы Като из озорства решает разыграть «злого духа». Ее брат Каджана — герой картины — становится жертвой суеверия. Увидев «злого духа», он от страха немеет.
Вся семья Киколы идет в церковь. Они должны там молиться до тех пор, пока сама икона не пошлет их до
мой. Иначе Каджана навсегда останется немым. Трудно представить, чем все это могло кончиться, если бы не Като. Она пробралась в церковь, и в ту минуту, когда Каджана молился, крикнула: «Уходите, уходите...» Кад
жана с криком выбегает из церкви... Он вновь обрел голос.
В это время Кикола уже готов продать старшине свой двор. Разумеется, за гроши. Нужны были деньги на бесконечные моления в церкви. И вдруг он видит свою семью, узнает, что сын выздоровел... Разоблачаются махинации старшины и гадалки. Все узнают, что вовсе не икона вылечила Каджану...
Фильм рассчитан на детскую аудиторию. Показывая нашему юному зрителю, как жили дети в старое время, мы стремились создать правдивое произведение.
Режиссер фильма Каджана К. Пипинашвили
Герои фильма — Кикола и Каджана (артист Алазниспирели и
Т. Амиранишвили)