СЕМЬЯ ЯНУШ

С. Навроцкий

В КОЛХОЗАХ

ЗАПИСКИ РЕЖИССЕРА
Мы выехали всей бригадой в колхоз, где начался обмолот. Предстояло за
снять сцену, которая в рабочем сценарии называлась «Ток». Подъезжая к колхозу, мы услышали
шум молотилки. Многие из нас никогда не видели молотьбы. Каждому хоте
лось как можно скорее приехать к месту работы.
Мы свернули с дороги и прямо по сжатому полю помчались на звук работающей молотилки.
Машина выскочила на холм, и перед нами совершенно неожиданно возник ток. Громадные скир
ды пшеницы, золотая солома, бликующая на солнце. Точные, размеренные
движения людей и монотонный шум мо- ЛОТИЛКИ. Энергичный ритм труда. Это было прекрасное зрелище!
На съемках своего «тока» никого не надо было просить двигаться быстрей, работать с большим рвением... Жизнь давала отличный материал для фильма...
Актрисы Голынчик, Журавлева, Кусенко, актеры Кулаков и Каштальян сразу
же разбрелись по току, каждый отыскивая то, что ему было нужно...
Председатель колхоза с улыбкой предложил актерам поработать. Все не
медленно согласились. Был дан, как на съемках, свисток. «Приготовились!» Все стали в ряд. Не оказалось Голынчик и Кулакова. Стали искать. Кулаков уже работал. Он лов
ко подхватывал мешки с зерном и грузил их на машину. Голынчик, играющая роль агронома, устраивала какому-то запыленному товарищу «до
прос с пристрастием».
Этот товарищ оказался колхозным агрономом...
Всех расставили но местам, и пошла работа — началась свое
образная репетиция. Только оператор разгуливал — он искал выгодные точки для съемок. После работы председатель колхоза осмотрел группу киноработников, которых теперь трудно было уз
нать — все стали запыленные и черные — и одобрительно сказал:
— Что же, пожалуй, по половине тру
додня вам можно было бы записать... Только вот, малышки вашей нет. Видно эта работа не пришлась ей по вкусу.
Председатель говорил об артистке Журавлевой, которая в картине играла роль молоденькой Феши. Кинулись искать — нашли. Она пристроилась у вея
лок, вертела ручку и пела песню. Девушки-колхозницы, работавшие здесь, развеяли подозрение, заявив, что ни в работе, ни в песнях Журавлева им не уступала...
***
С подъемом, с охотой весь коллектив создавал Семью Януш...
Это фильм о жизни белорусских колхозников в наши дни, о замечательной семье, в которой выросли командир Красной Армии и ученый, знатные рабо
чий и колхозник. В центре сюжета любящие друг друга Остап и Маня... В со
бытиях и образах нужно было выразить
основную тему фильма — о советском патриотизме, о готовности к защите родины...
Летом прошлого года наш коллектив на машинах выехал в Киев. Строитель
ство нашей Белорусской студии было в разгаре. О съемках на месте не могло быть и речи. И мы решили воспользоваться гостеприимством Киевской студии.
Поездка на машинах через всю Белоруссию и часть Украины дала много режиссеру, художнику, оператору и акте
рам. Перед нами проплывали десятки белорусских и украинских деревень — до
бротные колхозные до стройки, мельницы, громадные скирды прошлогодней со
ломы на токах и полях, поля колышущихся молодых хлебов. Мы видели то,
что должны были воспроизвести в нашем фильме. В дороге же был найден и общий характер натурных съемок...
Вдумчиво и серьезно работали актеры. Они не упускали случая, чтобы как можно лучше подготовиться к съемкам, вжиться в образ. Так, актеры с увлечением работали на току, подолгу беседо
вали с колхозниками, приглядывались ко всему, что окружало их в экспедиции.
***
...Было четыре часа утра. Еще заспанные, мы садились в машину. К восходу солнца надо было успеть в колхоз для съемок эпизода в телятнике. Тронулись, вдруг крик: — Стой!
Подбежал актер Зайчиков — и сразу в машину.
— Вы куда? Сегодня не ваша сцена, — накинулся на него помреж.
— Мало ли, что не моя сцена... Мне нужно, — ответил актер.
На съемку приехали во-время. Зайчиков, нахлобучив свой картузишко, в охотничьих сапогах и в домотканной тужурке, т. е. в костюме, который по
лагался ему по роли, пошел в обход по колхозу.
Он обходил все. Побывал даже в погребе. А потом, когда нужно было обедать, его нашли шагающим по вспахан
ному полю. После обеда он опять исчез. А вечером, усталый и довольный, сообщил мне по секрету:
— Ну, вот. Теперь не страшно. Могу начинать. Немного освоился. Понимаете, трудновато. Я еще академик (в то вре
мя он снимался в роли Адамова в Макаре Нечае), а тут сразу председателя колхоза играть надо...
И он пошел медленно, в развалку. Я увидел походку Волошки, того самого Волошки — председателя колхоза, над об
разом которого я много трудился, пока создавался рабочий сценарий...
НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ
МАСТЕРА КИНО В БРАТСКИХ РЕСПУБЛИКАХ

Навои

Режиссер киностудии Мосфильм Илья Трауберг и ре
жиссер Ташкентской киностудии Камиль Ярматов при
ступили к постановке историко-биографического филь
ма Навои.
В сценарии А. Уйгуна, И. Султанова и В. Шкловского, по которому снимается фильм, взят один из самых ярких эпизодов жизни родоначальника узбекской литературы поэта Алишера Навои — период расцвета его
государственной и литературной деятельности.
Из зависти к славе поэта царь изгоняет Навои. «Я ухо
жу к своему народу, — говорит Навои царю, — а ты останови меня и отруби мне голову, если ты посмеешь. Я ухожу к своим стихам, к людям, которые умеют работать. И когда время придет, и будут править люди, которые любят держать в руках
инструмент, умеют проводить каналы, когда придут и позовут меня, я через столетия отвечу стихами: «Я здесь!».
Фильм будет закончен в 1941 году — к пятисотлетию со дня рождения Алишера
Навои. Режиссер Камиль Ярматов
Режиссер С. Навроцкий
Слева — герои фильма Семья Януш Маня и Остан (артистка О. Кусенко и артист С. Крылов).
Справа — кадр из фильма Семья Януш. Одна из финальных сцен. Внизу — Юста Павловна Януш (арт. Л. Аблова) и ее сын
Кирилл (арт. П. Масоха)