Д. С. Айзенштата. Зато некоторые „друзья книги в большинстве — страстные коллекционеры ex libris’ов, имеют це
лые ассортименты собственных книжных знаков. Рекорды
в этом отношении поставлены Э. Ф. Голлербахом (14 кн. знаков), П. Д. Эттингером (11) и А. А. Сидоровым (8). Председатель Общества В. Я. Адарюков, немало потру
дившийся для истории русского книжного знака, имеет шесть ex libris’ов, из которых появление трех (работы М. А. Доброва, А. И. Кравченко и А. А. Сидорова) связано с его шестидесятилетним юбилеем; такое же ко
личество книжных знаков и у К. Н. Рейхмана. По пяти разных ex libris’ов имеют М. С. Базыкин, И. И. Лазаревский и Г. И. Цшауль.
Что касается художников, потрудившихся над созданием книжных знаков для членов Общества, то здесь первое место занимает А. И. Кравченко, исполнивший 16 ex libris’ов; далее идут И. Н. Павлов — 8, И. Ф. Рерберг и В. Д. Фалилеев — по 6 и М. А. Добров — 5.
Если мы обратимся к технике исполнения, то увидим, что из общего количества — 145 книжных знаков — дере
вянной гравюрой исполнено 53, офортом — 10, сухой иглой — 7, автолитографией — 7 и линогравюрой — 8; меха

ническими способами репродуцирования (фототипия, ли

тография и цинкография) в общей сложности исполнено всего 50, что составляет менее тридцати пяти процентов общего количества. Штемпелей и типографских ярлыков очень мало (10).
Не претендуя дать что либо значительное в области разрастающейся литературы книжного знака, мы все же полагаем, что настоящая памятка, имеющая чисто интим
ный, дружеский характер, не явится лишним звеном в общей цепи мелочей печати и графики, вызванной пятилетним юбилеем Русского Общества Друзей Книги, кото
рое совсем недавно организовало специальную Секцию Изучения Книжного Знака.
М. Базыкин.
15 ноября 1925 г.